fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Слуга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Оценок:
704
Моя оценка:
-

подробнее

Слуга

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Один из редких опытов Лукьяненко в области фэнтези. В мир замков, мечей и магии попадает человек из мира сходного с нашим. В сюжете вроде бы нет ничего необычного, но вот мысль, высказанная в рассказе, заставляет читателя задуматься о том, кем является человек в современном обществе, рабом или господином.

© NDar
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С.Лукьяненко
Жанр фэнтези, сказочной фантастики, всегда был для меня сложным. Может быть, оттого, что хочется иметь обоснование происходящего – не для читателя, для себя, а я совершенно не представляю механизм полета дракона или технологию действия заклинаний. «Слуга» – один из моих редких экспериментов в этом жанре, «бой на чужом поле», если можно так выразиться. Насколько результат удачен – судить Вам. Но даже в этом рассказе я не удержался и протянул тоненькую, едва заметную ниточку от сказочного мира «Слуги» в мир «Лорда с планеты Земля», а оттуда – в мир «Прекрасного далека» и «Мальчика и Тьмы». Наверное, это неизбежно, что самые разные произведения одного автора рано или поздно начинают сливаться в единое целое. И «Слуга» – маленькая, но дорогая мне часть общей картины

• Перевод на польский язык — в журнале «Nowa Fantastyka» №11 (206), 1999 г. («Sługa», переводчик Ewa Skórska).


Входит в:

— журнал «Фантакрим MEGA 1995'2», 1995 г.

— сборник «Дверь во Тьму», 1997 г.

— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.

— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Конец легенды», 2008 г.

— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1996 // Малая форма (рассказ)

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1996 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Дверь во Тьму
1997 г.
«Л» — значит люди
1999 г.
«Л» — значит люди
2002 г.

2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Прекрасное далеко
2006 г.
Конец легенды
2007 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Именем Земли
2015 г.
Именем Земли
2022 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1995'2
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

Прозрачные витражи
2024 г.

Аудиокниги:

Конец легенды
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ небольшой. Быстро прочитала. Вечером мысленно вернулась к прочитанному. Шокировало — девочка и и мальчик, которые в эту ночь согревали постель отца героини. Мальчика она убила, девочку осмотрит через месяц, не беременная ли она... Как же меня шокируют эти педофильские «миры» Лукьяненко. И в Линии грез было. Шок, не могу такое читать, выносить. Ну нельзя такое озвучивать..

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легкая вещица и мир в ней получился насыщенный и интересный — видно, что недостатком фантазии автор не страдает. Только вот кроме этого любопытного мира с «научным» разделением на свободных и рабов в рассказе ничего больше и нет. Причем все эти авторские рассуждения о признаках, по которым можно определить кто перед тобой — свободный или раб, может быть и красивы (правда здесь «красивы» скорее от слова «красивость», чем от слова «красота» :)), но абсолютно ни о чём. Ведь «раб» понятие далеко не однозначное (например, по духу, по сознанию или чисто физически, по обстоятельствам), да ещё и понимаемое каждым по-своему. Впрочем вариант, предложенный Лукьяненко, для финала его рассказа вполне подходит.

А вот то, что опять не понравилось в рассказах Лукьяненко, так это та небрежность, с которой он относится к своим текстам. Например, в мире, описываемом в этом рассказе, на дворе некая смесь рабовладельческого общества и средних веков — мечи там, арбалеты.... Во всяком случае сталь ещё очень редка... Так откуда же здесь «черные бабочки, откладывающие в сталь тысячи крохотных прожорливых личинок»? Или: в чем смысл заставлять главную героиню мчаться через смертельно опасную ночь, потеряв половину своего отряда, чтобы потом ожидать, когда её отец возвратится из вновь открытого мира? И таких мелких нелепостей в рассказе далеко не одна и не две....

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразное чтиво. Помесь героической Фантастики, философского эссе и педагогической литературы для юношества.

На фоне собственно фантазийного антуража (вылепленного из фэнтези и мягкой НФ) разворачивается некое действо «ментального спектакля», некой суггестивный оперы:

- «...ты был рабом, потому что сдался живым...»;

- «...для рабов, прячущих свою сущность, есть много видов смерти..»;

- «...нельзя быть частично свободным, это то же самое, что — дышать...».

При этом самое страшное преступление в этом мире — по ошибке сделать рабом свободного, это карается чем-то вроде харакири. И добровольно умерщвляемый произносит ритуальную фразу: «...пусть эта ошибка умрет со мной и не перейдёт на мой род...».

Но — как сие ни парадоксально — никаких «коммунистических сюси-пуси» в итоге: вместе с «ошибшимся» убивают и всех его рабов, чтобы — продолжали ему служить и на том свете.

Вот такая оригинальная книжка. Уж и не скажу, что за идеологическая ориентация у неё. На грани фола, однако

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор не могу понять, почему все так упорно относят этот рассказ к жанру фэнтези. Поскольку, вообще-то, мы имеем дело с пост-технологическим миром во вселенной «Лорда». Неужели так никто и не сообразил, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дававший дары Храм — это самый обычный Храм Сеятелей?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В ответ на предыдущий отзыв: уверен, что сообразили все, читавшие «Лорда». А к жанру фэнтези рассказ отнес сам автор.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу отметить текст рассказа. Написано хорошо, слова подобраны и выстроены в предложения, которые образуют абзацы мыслей и образов. Читается легко, порой даже отстранено от смысла текста, просто красивая игра слов, которая завораживает. Говорить про идею не хочется, ибо понятие раб-свободный легко разделить, но в нашем мире его трудно понять, Начальников много, но мы не рабы, а может все же рабы, ибо слово рабочий можно прочесть как раб отчий. Но текст хорош.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фишка с длиной имени взята из какого-то романа Хейнского цикла Урсулы Ле Гуин, сейчас уже не вспомню. Редкое произведение у Лукьяненко обходится без заимствований. Дихотомия «раб — свободный» подана в рассказе как-то искусственно. По ходу чтения в эту проблему сложно поверить, поэтому и смысл рассказа, его мораль как-то ускользает. Критерии свободы поданы не явно. Предполагаю, что автор хотел сказать, что свобода — это ответственность. Но как-то он не очень удачно это сказал.

Оценка: 2
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень похоже на что-то из ранней Урсулы. Какие-то неуловимые аллюзии на вещи Лазарчука и ещё кого-то очень знакомого...

Мир госпожи Эйлар невыносимо жесток и рационален. Мир, способный сокрушить злое могущество Земли маленькими чёрными бабочками, зомбирующими личинками сабира и адскими птицами-горнофами. Закон здесь не писан, наверное, оттого и нерушим. И любовь к странному пленнику холодной и трезвомыслящей Эйлар спасает наш с вами мир от неминуемого рабства...

Отзыв получился невнятным и бесформенным, но переписывать его не хочется, поскольку именно такое иррациональное впечатление оставил у меня этот невероятный рассказ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рабы не мы, мы не рабы. то ли о рабстве, то ли о лингвистике, то ли о философии. Все говорят что о рабстве, если так, то прямо и убого на уровне идеи, и очень не плохо на уровне текст. Пришла в голову идея, что у автора, тексты отдельно, идеи отдельно. Он пишет текст, придумывает идею (мы не рабы, рабы не мы) а потом подгоняет текст. Проблема в том что ценность текста от этого не меняется, на интеллектуальном или духовном плане текст ничего ни несет читателю. То есть типичное развлекалово.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный экскурс в край средневековых замков, красиво и необыкновенно интересно!!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно трудно дать оценку рассказу, читается не на одном дыхании, но в общем сюжет неплох, впечатление оставил расплывчатое.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом, рассказ понравился — есть в нём некая «изюминка». Но уж слишком искуственнен мир, в котором кроме господ и рабов нет никого. Я в него не поверил, потому и оценил семеркой.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это — фэнтези такого уровня, из-за типичности которого я и не люблю фэнтези. Такое можно писать километрами (да и пишут!). Стилистически — очень вторично и совсем неинтересно. Если Лукьяненко не стал продолжать такие опыты — он прав стопроцентно!

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

рассказ понял... и осознал, что хотел автор сказать... но написан он как-то урывками... в результате читалось тяжело и не особо зацепило... %)

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ можно было бы классифицировать как типичное фэнтези, но... Есть в нем какая-то изюминка... Может все дело в герое попавшем в тот мир? Таком простом и близком нам... Нельзя судить о людях так поверхонстно... Нехльзя быть столь не гибким в понимании мира... А казалось бы, героиня молода и умна... Она могла бы легко принять новые мысли, новые идеи....:frown:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх