Стенли Вейнбаум «Хэм Хэммонд»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Венера | Уран, спутники Урана )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Цикл «Хэм Хэммонд» включает в себя три рассказа, объединенные общей темой, связанной с исследованиями планет Солнечной системы (Венера, Уран) и главными персонажами — находчивым и неунывающим Хэмом Хэммондом и его немного взбалмошной супруги Патриции.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Межпланетные истории»
- /языки:
- русский (12), английский (21), немецкий (1), польский (1)
- /тип:
- книги (26), периодика (3), самиздат (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- З. Ёншта (1), В. Брумм (1), В. Букато (1), Г. Весина (3), Г. Веснина (1), Н. Гузнинов (1), И. Гурова (4), А. Циммерман (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 8 января 2018 г.
За свою короткую жизнь С. Вейнбаум успел написать не так много, но его творческое наследие по сей день хранит в себе дух настоящей научной фантастики первой половины прошлого века — каскад приключений, цельное научное обоснование (с поправкой на время) и, что самое важное, живое любопытство и неуемная фантазия. В небольшой цикл рассказов о приключениях Хэма Хэммонда и его жены Патриции вошли всего три произведения, но в каждом из них достаточно идей для целого романа. Герои открывают перед читателем удивительные миры Венеры и Урана, где кипит разнообразная животная и растительная жизнь, а за каждым поворотом ожидает встреча с разумными обитателями, чья философия и образ жизни кардинально отличаются от привычных землянам. Действие первых двух рассказов цикла происходит на Венере.
В «Планете-паразите» мы встречаем Хэма Хэммонда, обычного инженера, который в одиночку добывает ценный венерианский ресурс ксихстек. В результате природного катаклизма убежище Хэма оказывается уничтожено и ему предстоит многомильный пеший переход до ближайшей американской колонии под названием Эротия. Вынужденную компанию Хэму предстоит составить авторитетному ксенобиологу Патриции, которая также лишилась крова и направляется в британский Венобл. Любовная линия в духе «укрощения строптивой» выглядит немного наивной и предсказуемой, но всё довольно мило и романтично, кое-где взаимные пикировки Хэма и Пат вызывают улыбку. Динамика на высшем уровне, каждый шаг героев — это борьба со стихией или же противостояние с местной хищной флорой и фауной, которое требует смекалки и мужества.
Если первый рассказ был написан в стилистике Дж. Лондона, то «Лотофаги» — вещь в большей степени философская, а приключения отходят на фоновый план. Это самый сильный рассказ цикла, который я прочел с огромным удовольствием и оценил высшим баллом. Спустя месяц после знакомства Хэм и Пат отправляются в новую экспедицию с целью исследовать темную сторону Венеры, что ожидает их там — большая интрига, которая оправдывается в полной мере. Автор ставит перед читателем глобальные вопросы, и что немаловажно пытается дать на них конкретные ответы. В чем заключается смысл жизни, каков главный закон Вселенной, что может быть выше разума и так ли уж важна цивилизация — автор не боится ставить перед собой сверхзадачи. Динамика здесь, конечно, послабее, но об этом совершенно не думаешь, размышляя о вечном.
Заключительный рассказ цикла переносит нас вместе с героями на Уран, где ожидают новые исследования и неведомые горизонты. Если сравнивать с предыдущими рассказами, то эта вещь понравилась чуть меньше — по уровню динамики «Планета сомнений» не дотягивает до «Планеты-паразита», нет здесь и философского размаха «Лотофагов». Толчок развитию сюжета дает исчезновение Пат, которая пренебрегла правилами безопасности и потерялась в густом тумане. Попутно с поисками Патриции Хэму предстоит открыть невероятный мир фауны Урана. Автор вновь обращается к затронутой в «Лотофагах» теме коллективного разума, но преподносит её в несколько ином свете. Особенно интересно то, как автор проводит параллели между земной и уранианской биологией, находя общие закономерности, дающие ключи к разгадке основного квеста.
Единственное о чем жалеешь после знакомства с циклом — незавершенность и небольшой объем. Остается только гадать, какие тайны и открытия ожидали бы полюбившихся героев на Сатурне, Юпитере или, скажем, Трансплутоне, но увы. На мой взгляд, все рассказы цикла можно поместить в золотой фонд «старой доброй фантастики», ведь даже сегодня они читаются с интересом и удовольствием, несмотря на наивность и научные несоответствия. Благодаря ученым мы уже знаем, что в пределах Солнечной системы нет высокоорганизованных форм жизни, кроме человечества, но всё же, читая Вейнбаума, нет-нет, да и промелькнет мысль — «а что если?». Именно эта надежда и заставляет всматриваться порою в темное звездное небо, следить за открытиями астрономов, пристально изучать фотографии с поверхности Марса, Титана и Япета.
Anastasia2012, 26 июня 2012 г.
Общее впечатление от цикла смазано последним рассказом. Однако идеи автора развлекают, обогащают фантазию, позволяют смело взглянуть на иные миры даже с учётом научных открытий, сделанных в немалом количестве после написания произведений. Чего ещё желать от фантастики?
duke, 17 декабря 2008 г.
Этот цикл, состоящий из трех рассказов, на мой взгляд, не прошел проверку временем и выглядит наивно-инфантильным. А более всего раздражала жена главного героя, Патриция Хэммонд. Если бы я был председателем какой-нибудь пионерской дружины, то самое мягкое, что я мог бы сказать в ее адрес, это – таким людям не место в космосе!!! ))