Стенли Вейнбаум «Лотофаги»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хэм и Пат отправились в экспедицию на темную сторону Венеры. Там они открыли разумные, теплокровные, движущиеся растения.
Входит в:
— цикл «Межпланетные истории» > цикл «Хэм Хэммонд»
— журнал «Astounding Stories, April 1935», 1935 г.
— сборник «Dawn of Flame — The Weinbaum Memorial Volume», 1936 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Others», 1949 г.
— антологию «Beyond Time and Space», 1950 г.
— антологию «The Hidden Planet: Science-Fiction Adventures on Venus», 1959 г.
— антологию «Masterpieces of Science Fiction», 1967 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Other Science Fiction Tales», 1974 г.
— сборник «The Best of Stanley G. Weinbaum», 1974 г.
— антологию «Analog's Golden Anniversary Anthology», 1981 г.
— антологию «Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985», 1985 г.
— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.
— антологию «Космическая чума», 1993 г.
— антологию «The Collector's Book of Science Fiction», 2011 г.
- /языки:
- русский (7), английский (12), немецкий (1), польский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Брумм (1), В. Букато (1), Г. Весина (3), Г. Веснина (1), Н. Гузнинов (1), А. Циммерман (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 15 января 2024 г.
Входит в цикл «Межпланетные истории». Приключенческая история контакта
Те даже заявили,
Darth_Veter, 20 октября 2021 г.
Продолжение истории двух покорителей Венеры — американца Хэма Хэммонда и его жены Патрисии из британского анклава. Теперь они организовали совместную экспедицию на теневую сторону планеты, чтобы найти там предполагаемых разумных обитателей.
К тем критическим замечаниям, что я дал к предыдущей новелле цикла («Планета-паразит») добавлю, что никакой разумной жизни за пределами Земли не обнаружено. Однако, размышления на тему разума (точнее, его форм) в рассказе достаточно интересны и даже парадоксальны (разум, который не осознает сам себя в полной мере). Над этой мыслью автора определенно следует поразмыслить на досуге. Во всём остальном автор тривиален до скукоты: похождения героев не вызывают особого интереса. Скорее всего, следует читать весь цикл целиком, чтобы составить о нем объективное мнение. Но, честно говоря, мне этого совсем не хочется, ибо взгляды писателя на Венеру настолько устарели (почти 100 лет!), что кажутся уже не фантастикой, а нелепой сказкой типа «Венерианы» Берроуза. До сокровищ Урановой Голконды нам не добраться еще эдак лет сто. А, когда доберемся, то не факт, что найдем прок от затеянного мероприятия. Куда проще освоить Марс или даже Меркурий! Последний зонд на Венеру мы отправили в 1986 году (АМС «ВеГа»), и вплоть до 2016 года в ее окрестности никто не летал. Совместный проект Роскосмоса и ЕКА по названием TRACE gas orbiter занимается не изучением поверхности означенной планеты, а ее атмосферы. Если Марс сейчас изучают с практической стороны, то к Венере, скорее, питают чисто научный интерес — как там смогли образоваться столь уникальные условия и можно ли бороться с ее парниковым эффектом? К тому же, полеты к внутренним планетам сопряжены с целым рядом трудностей (например, необходимо разогнать АМС до более выокой скорости, нежели к внешним планетам), преодолеть которые в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому имеет смысл почитать что-нибудь из классики, чтобы поностальгировать о том времени, когда планета казалась нам Утерянным Раем.
--------------
РЕЗЮМЕ: одна из глав венерианской одиссеи, посвященная необычным проявлениям разума. Репортаж в стиле «ретро» заинтересует, скорее, зрелых читателей, нежели молодежь.
видфара, 3 сентября 2012 г.
Перед нами классическая НФ в качественной винтажной упаковке))
Сюжет и в самом деле простоват, но основная идея впечатляет даже в наши дни, хотя за 80 лет чего только не насочиняли в этом направлении...
Автору почти удалось показать по-настоящему нечеловеческий разум! Разве что он чересчур бойко и сразу начинает общаться с землянами, используя привычные им понятия... Впрочем, перед нами не просто разум, а сверх-разум! Немного смутило употребление в тексте слов «компьютер», «фантастический триллер» — к середине 30-х годов они уже вошли в обиход? Или переводчики адаптировали?
Думается мне, «лотофаги» это всё же не триопсы, а сами мозги. Хм, надо перечитать первоисточник)))
olpo70, 24 ноября 2015 г.
Интересный рассказ.Вроде бы приключения.Причем опасные.Но в то же время это рассказ с глубоким философским смыслом.
Ведь затронут не простой вопрос.Как выжить «чистому» разуму,лишенному эмоций и чувств?Этакий кибермозг,но естественного происхождения,с полным отсутствием инстинкта самосохранения.
Anastasia2012, 24 июня 2012 г.
Рассказ заставляет задуматься также, как задумалась Пэт от высказываний разумного существа Венеры. Назвать его грибом язык не поворачивается. Не совсем понятно и название «Пожиратели лотоса». Несмотря на это, история понравилась: необыкновенная форма жизни. И смерти — в образе триопсов (может это они пожиратели?). Пишевая цепочка не похожа на земную (человек сам хищник плюс чувство голода как спасение! Заставляет задуматься), а с утверждением Пэт о вымирании Венерианцев разумных я не согласна, здесь я с Хэмом.
god54, 16 февраля 2010 г.
В отличии от первого венерианского рассказа «Планета-хищник» этот более философский, посвященный размышлениям о смысле жизни, но за ними исчезло все очарование романтики приключений и хотя они объединены одними героями, произведение оставляет слабое впечатление. Да прекрасная идея о растительном разуме, но отсутствует самой действо, что обедняет его восприятие.
Вертер де Гёте, 8 марта 2008 г.
Интересное, почти философское, сравнение принципов , по которым существуют растительный и животный разумы. Но приключенческая составляющая сюжета недостаточно динамична и немного наивна.