Кир Булычев «Возвращение из Трапезунда (Река Хронос. 1917)»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток )) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Андрей и Лидочка в потоке времени перескакивают на два года вперёд — в весну 1917 года. Здесь Андрея среди прочих приключений, неизбежных для периода революционных перемен, ожидает неожиданное, но очень увлекательное путешествие с археологической экспедицией в турецкий город Трапезунд, временно оккупированный русскими войсками.
Третий роман цикла. Первоначально входил в качестве третьей части под названием «Возвращение из Трапезунда» в роман «Река Хронос» (1992), объединявший первые три книги цикла. В дальнейшем роман публиковался отдельно, в изменённом и расширенном виде.
Входит в:
— цикл «Река Хронос» > роман-эпопею «Река Хронос»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 337
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2716 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (10), польский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Чапля (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 7 июля 2024 г.
Надо признать, книга Булычеву удалась — повествование затягивает. Приключения Андрея Берестова в мятущемся мире 1917 года, не очень интересные в завязке романа, по мере развития сюжета становятся всё увлекательнее и увлекательнее. При этом вызывает уважение и качество написанного — похоже, что Кир Булычев отнёсся к этому своему детищу всерьёз, не позволяя себе ни нелепостей, ни неправдоподобий. Герои книги действуют вполне естественно, их понимаешь и, даже, без нареканий принимаешь излишнюю простоту и наивность Андрея (сами в этом возрасте такими были :)).
К сожалению, когда автор включает в своё повествование действительно происходившие события, да ещё и с реально существовавшими людьми, у читателя всегда возникает вопрос — сколько здесь правды, а сколько лжи (то есть того, что писатель придумал в соответствии со своими сиюминутными взглядами на жизнь). Не секрет ведь, что часто у двух разных авторов читаешь совершенно разные описания и трактовки одного и того же события.
Вот и в этой книге — здесь ведь уже речь ни о какой альтернативке не идёт, Булычев рассказывает о реальных событиях нашего недавнего прошлого. И сразу возникает вопрос — так кто же и с какой целью инициировал расстрелы морских офицеров в Севастополе в конце 1917 года? И были ли эти расстрелы вообще? Имеют ли сведения, которые дает нам автор под собой какую-нибудь почву или это выписано в угоду тому времени (1993 год), когда создавался роман?
Тимолеонт, 2 июля 2024 г.
Сведя политоту к минимуму, Булычёв сделал третью часть только лучше — там где она есть, всё равно остаётся только руку ко лбу прикладывать, но в целом, как фантазия — сойдёт. Фантастика тоже есть, но в таких же гомеопатических дозах, как и в первой части.
Но сами трапезундские приключения — восхитительны, вся эта археологическая история есть образец хорошего приключения. Есть познавательные экскурсы в прошлое, есть трагизм, любовь, злодейства, настоящая дружба и т.д. В чём-то это наивная книга, но совсем чуть-чуть).
lammik, 31 мая 2019 г.
1917 год. Андрей Берестов отправляется в Трапезунд — бывшую столицу Трапезундской империи и нынешний турецкий Трабзон. Экспедиция профессора Авдеева ищет могилу первых трапезундских императоров, идёт мировая война, а в России за Февральской революцией близится Октябрьская.
Каждая из частей романа-эпопеи оставляет собственное послевкусие. «Возвращение из Трапезунда» — это высокое Солнце над южным городом, погони по его ночным улочкам, обитель порока в его сердце и поиск сокровищ. Это всё в романе есть. Но эта приключенческая захватывающая часть книги разворачивается в самом Трапезунде, а по возвращении оттуда герои, а вместе с ним и читатель, попадают в революционную Россию, где разгорается пожар Гражданской, где враз обесценилась жизнь человека, река времени покрылась пеной и по ней стремительными щепками несутся миллионы людей, иногда окончательно исчезая в бурном потоке.
Читать интересно, но при этом хочу сказать, что писателю не удалось сохранить отстранённую позицию рассказчика-наблюдателя. Неприязнь к большевикам ощущается чётко. Все они показаны достаточно неприятными властолюбцами — и Гавен, и Островская, и Мученик, ну и, конечно же, сам Владимир Ильич Ленин.
Роман очень атмосферен, тем более, что мне лично мало что известно о жизни Трапезунда в Первую мировую, но всё же один момент резанул диссонансом. «Не раз Андрей проходил мимо заведения госпожи Аспасии Теофилато, но только днем — вечером, когда оттуда доносилась музыка «Сиртаки» и пьяные голоса, Андрей показаться там не мог.» Так ведь сиртаки придумали киношники уже во второй половине XX века, а значит в 1917 из заведения Аспасии могли раздаваться исключительно пьяные голоса, ну или любая другая музыка, которую к тому времени уж написали.
Groucho Marx, 1 декабря 2015 г.
Безусловно, из трёх первых романов цикла «Река Хронос» этот — лучший. Фантастика тут сведена к минимому, но это книгу ничуть не портит, потому что герои наконец-то начинают проявлять свои индивидуальности, активно действовать и всё такое. Плюс действительно интересный научный бэкграунд, а не размазывание манной каши по белому столу, как в китчевом имонархистском «Штурме Дюльбера».
евгений 6, 29 ноября 2011 г.
Никогда не думал,что автор «Алисы» может писать такие глубокие и серьёзные вещи.Приятно удивлён знанием материала.Или же всё это мистификация?
Валентин 66, 3 мая 2011 г.
Один из лучших российских авторов, честная работа с материалом плюс литературное мастерство. Цикл просто отличный.
Yazewa, 20 ноября 2010 г.
Этот роман читается как сугубо исторический. Происходящие события часто заслоняют жизнь главных героев. В принципе, это ничего не портит, потому что события развиваются динамично, и читать интересно вне зависимости от того, есть или нет у действующих лиц возможность уплыть из этого времени по реке Хронос...
ivanna33, 27 ноября 2006 г.
Самая динамичная и интересная книга из трех. Узнала много нового, в том числе и про Трапезунд, хотя в силу того, что «нам этого не задавали» вообще не знала о том, что Россия была так близко связана с Турцией. Автор неплохо сумел поставить в романе точку — я долго думала, как же он его закончит? Вот только хотелось бы все-таки узнать, что именно передал Андрею крестьянский сын...
vjick, 6 октября 2006 г.
Одна из лучших вещей в цикле. Воспринимается очень исторически достоверно