fantlab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
3008
Моя оценка:
-

подробнее

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 229
Аннотация:

Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Для этого произведения есть карты:
Примечание:

Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Последнее издание по издательским ценам можно купить здесь.



В произведение входит:


7.98 (70)
-

Входит в:

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма


Рецензии:

Похожие произведения:

 

 


Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Многорукий бог далайна
2018 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Многоръкият бог на Далайна
2001 г.
(болгарский)

страница всех изданий (10 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Многоруким богом далайна» Логинов убедительно доказал: создать яркий, гармоничный и живой мир можно даже на листке бумаги в клеточку. Можно сколько угодно рисовать многочисленные карты с горами Уушизмхаза и островами Перегнившего Рака, напихивать в мир эльфов, кобольдов и супервайзеров – и мир все равно получится, в лучшем случае, мультяшной поделкой, в худшем – мертвым! А можно расчертить квадрат на ойрохоны – и получить мир, в который веришь.

Почему так? Потому что Логинов знает про свой мир всё. У него нет белых ойрохонов на карте мироздания. И читатель знает все: географию, зоологию, геологию, мифологию, астрономию… Он знает, чем каждый житель Далайна питается, во что одевается, как он проводит немногочисленное свободное время. И, главное, все это подается не авторскими отступлениями в стиле Жюля Верна («Тукка – представитель семейства иглоспинных, ночной зверь, питающийся…»), а ненавязчивыми легкими штрихами. Да, рацион жителей скуден, зоологическая книга тонка, государств всего три… Но это лучше, чем три десятка рас, распивающие на Острове Пьяного Орка текилу и закусывающие брюссельской капустой. Как говорил Сальвадор Дали: «Сначала научитесь рисовать лошадь с четырьмя ногами».

Вдобавок ко всему, Логинов умудрился втиснуть в крошечный Далайн чуть ли не все возможные формы правления. Тут тебе и теократическое государство наподобие древнего Израиля, и монархия, и коммунизм, и условная (а где она не условная?) демократия, и анархия… Мне кажется, что яркими мазками нарисовав все эти государства, Логинов хотел донести свою мысль: идеальной (да и просто хорошей) формы правления не существует. Глобальной справедливости нет и быть не может. Что делать? Или выбивайся в правители, или ищи себе подходящую систему… Или становись гражданином мира (т.е. бомжем) как Шооран.

Шооран. Знаете, а вот главный герой у меня сопереживания не вызывает. Возможно, что так и задумывалось автором, чтобы читатели повторили слова Яавдай: а что, его тоже можно любить? Дело в том, что Шооран половину книги просто плывет по течению. Во второй половине он превращается в монстра, похлеще Ёоорол-гуя. Нет-нет, не в самом финале, где он сам становится Многоруким, намного раньше. Когда он решил для себя: чтобы делать что-то для человечества, нужно это человечество любить… Но бесконечно презирать каждого человека в отдельности. Что поделать, любой идейный революционер – это монстр, который завалит стану трупами и зальет морем крови ради своей идеи. Никакой даже самый кровавый садист-маньяк не сравнится с идейными Робеспьером, Лениным, Пол Потом.

Книга великолепна. Бал снижу только за излишнюю затянутость второй части – бесконечные хождения Шоорана вокруг далайна несколько утомляют.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелая книга, и даже не сказать, что она с трудом читается, просто мир, описанный автором очень жесток и отвратителен — вот уж где точно не хочется оказаться! Временами конечно книга заставляет скучать, поскольку произведение в какой-то мере камерное и ГГ на протяжение почти всей книги занимается одним и тем же (под конец я, как и сам герой, дико устал от поднятия этих новых оройхонов).

Могу сказать однозначно — пусть она мне не сильно понравилась, но запомнилась уж точно — сильное, надрывное произведение.

Не думаю, что у данного произведения много поклонников, но наверняка очень верные.

Такое путешествие не забывается!!!

Оценка: 7
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я довольно скептически отношусь к отечественным авторам фантастики и фэнтези. «Многорукий бог далайна» доказал мне, что такое предвзятое отношение не всегда верно.

Начну с достоинств произведения.

Роман очень легко читается. Очень краткая, конкретная завязка, дающая понять читателю в каком мире будет происходить действие, как и кем он создан, а также для чего все это нужно. Язык произведения прекрасен (термины, имена — об этом немного ниже). Мир играет красками. Пусть этот мир весь серый, но благодаря описаниям ты четко представляешь себе вязкость нойта, внешний вид обитающих там тварей, и прекрасную голубизну жемчужин, на шее матери Шоорана.

Необычность. Необычность всего. Мир, который не встретится больше ни в одном произведении. Мир, построенный на основе пожеланий творца и требований его антагониста. Мир, в котором, казалось бы, нет никаких условий для существования, но тем не менее заселенный людьми, борющимися за свою жизнь и развитие.Мир, в котором люди загнаны в очень узкие рамки жизни, где малейшее изменение грозит разрушить привычный ход вещей.

Главный герой. через него подаются все основные мысли в романе. Насколько может изменяться человек, подстраиваясь под систему или идя против нее. Шооран, каким мы видим его в начале, и Шооран в конце книги — две абсолютно разные личности. У них очень мало общего — поменялись ценности, поменялось отношение к людям, к миру. Неизменной остается лишь цель.

О чем этот роман? Каждый читатель увидит свой посыл от автора, возможно не один, который будет отличаться от увиденного другими читателями. Мною были восприняты несколько нитей, прошивающих каждую страницу этого произведения.

Во-первых, автор показал, что человек может выживать в любых, самых ужасных условиях. Не всегда оставаясь при этом человеком, но всегда выживая. Также мы видим, что даже при небольшом количестве людей, они всегда образуют определенные группы, разбиваются на государства, в каждом из которых действуют свои законы, свои правила жизни, своя оценка происходящих вокруг событий.

Во-вторых, нам показано, насколько важна бывает цель. Цель жизни Илбэча — застроить оройхонами весь мир. В начале произведения мы четко понимаем, для чего это нужно и определенно видим все положительные стороны этого действия. Чем дальше мы продвигаемся по страницам романа, тем более сомнительные результаты предстают перед нами от этого строительства, и уже непонятно, добро или зло несет Илбэч. И как сложно перестать мыслить локально и продолжить добиваться глобальной цели. И уже неважно, свет ты несешь или тьму и разруху в свой мир.

В-третьих, роман пронизан настроением одиночества. Неизвестно, что больше влияет на состояние одиночества главного героя — проклятие илбэча или собственное, неосознанное отталкивание людей. Одиночество сдобрено приличным объемом страданий, от потерь любимых людей, предательств и вечной необходимости скрываться.

Из минусов — для кого-то будет высоким порог вхождения в язык, которым написано произведение. Наличие множества необычных имен и терминов (кстати, очень запоминающихся и ясно дающих характеристики, внешний облик зверей, растений, позволяющих представить, что и как выглядело) для меня не составило проблем, но, кого-то может оттолкнуть.

Как итог — читать этот роман начал благодаря списку рекомендованной литературы со страниц этого сайта и ни капли не пожалел о принятом решении. Могу лишь позавидовать тем, кто еще не брал в руки эту замечательную книжку.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это законченное, логически и художественно цельное произведение. Из таких кирпичиков и состоит литература. Так же как мир состоит из гор, прудов рек океанов, пустынь итд

Это «болото».Читается очень тяжело. Отходняк потом на пару дней. А бросить не дочитав даже мысли не приходит. Засасывает так, степень погружения ощущение реальности мира на таком уровне что человеку слишком эмоциональному читать не советую. Придавит — мало не покажется. Это что ж должно быть на душе у человека что бы такое написать. Где он должен жить что бы написать такую безнадегу. Главный герой действительно ГЕРОЙ, всю свою жизнь отдал без остатка что бы сделать свой (до невозможности жестокий) мир лучше, как он хотел помочь людям и не только не сделал его лучше а может даже хуже?

Чтобы такое написать надо быть большим писателем который яростно любит свою родину Россию конца 20-го века.

Наиболее родственна по сути — Как закалялась сталь — только в 1000 раз страшнее.

Оценка: 9
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не для всех. Не в том смысле, что книга для изысканных умов и плебеям тут ничего не понять, нет! совсем нет! Дело лишь в характере читающего и отношению к жизни. (...Н-да, как-то криво вышло с характеристикой...) Так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он.

Кто-то увидит необычный фэнтазийный мир времен каменного века, где ГГ мечется как угорелый по каким-то топям и пытается сражаться с болотным монстром, кто-то найдет аналогии со стратегиями времен Warcraft, кто-то может обвинить в рпг'ешности, кто-то увидит глубокую философию об отношении к жизни, долгу, о роли личности в истории. Тут нет четкого описания мира, лишь частые зарисовки штрихами. Тут нет инструкции по эксплуатации — куда пойти/что взять. Тут есть большое поле для понимания и фантазии, и каждый будет понимать по-своему. И это все не поддается обычной оценке и каждый может тут найти что-то свое. НО! ... да, есть большое «НО» и это «но» заключается в тяжелом слоге, даже не столько слоге, а тяжелой атмосфере мира. Добрая треть книги была прочтена (и с десяток раз через силу я все-таки продолжал читать) прежде чем я начал понимать этот мир, этот слог. И в награду за это — огромнейшее и самое положительное впечатление по завершению книги. И теперь, спустя более 10 лет после прочтения я помню не только о чем эта книга, но и название (для меня это очень большой показатель).

Очень и очень серьезная и достойная книга, которая, к сожалению, не станет классикой жанра. Но те, кто ее прочел уж точно не забудут.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

После этой книги я зауважал жанр фентези, он позволяет ставить мысленные эксперименты, в других жанрах малодоступные. Мир прорисован на первый взгляд бредовый, с перекошенной логикой, но сам себе не противоречит. А люди обычные, узнаваемые. Да, зачастую ведут себя не по-людски — а чего еще от них ждать? Чтобы были добрыми, честными и смелыми? Такие тоже показаны, и им даже кое-что удается.

Роман получился с неизбежным мальтузианским подтекстом: места на сухом всем не хватит. А кому хватит, будут счастливы за счет тех, кому не хватило. А когда появится новое ничейное сухое место, начнутся настоящие проблемы.

Герой романа смелый, добрый, честный и разрушил мир. Вспоминается одно из определений настоящего героя — виновный в гибели других людей. И что же сделал бы на его месте какой-нибудь подлый трус? Пожалуй, то же самое. Ибелч строит острова просто потому, что умеет, значение имеют не намерения, а возможности, вот такая нехорошая, но жизненная мораль просматривается.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу — «ниасилил». Честно прочёл больше половины и таки сдался: не могу дальше колоться об кактусы, уже больно. В начале было очень даже интересно, все эти вычурные термины, описание быта и мироустройства. Но личность ГГ, его характер, поступки и скитания по миру оставили равнодушным. Ходит-бродит картонка по перемудрённому замкнутому пространству, а тебе фиолетово (простите за прямоту).

А ведь начиналось так мощно, меня подкупило — думал, будет что-то о мета-мире богов и без простых смертных. Оказалось — о монотеистическом псевдо-мирке и неумехе-скитальцу, которому всё что-то неймётся на одном месте.

Мой плюсомёт тем не менее хотел бы таки раздать скромный плюсик за:

+ попытку показать читателю что-то безумно уникальное

Всё.

Теперь о минусах:

- сюжетная линия — бред (см выше).

- слабенько проработанный ГГ (см выше).

- чрезмерное употребление новосозданной терминологии, без надобности перегружающей текст

- несколько «картонное» повествование: «он пошел туда, увидел того, подумал то-то...»

Вердикт: произведение для крайне узкой аудитории, членом которой я отнюдь не являюсь.

Оценка: 3
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если у вас хорошее настроение, почитайте эту книгу — накроет такой невыносимой депрессией и безнадегой, что мало не покажется. А если настроение плохое, то узнаете, как может быть хуже. Dark fantasy — скорее dark, чем фентези — фентезийного тут только выдуманный мир и фауна. В остальном это постапокалиптическая антиутопия. Эта книга, безусловно, незаурядная и необычная, но повествование затягивает как болото — кажется, еще чуть-чуть и захлебнешься грязью, смрадом и тиной. Кому такое нравится — получит настоящее удовольствие. Прочитал эту книгу после романа «Свет в окошке» (который очень понравился несмотря на сделанные оговорки). Любовь автора к умозрительным социальным экспериментам видна невооруженным взглядом.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я не смогла прочесть за один раз – я ее читала в три приема с перерывами. Дело в том, что на меня она оказывала какое-то гнетущее впечатление, у меня от нее портилось настроение. При этом к истории обязательно хотелось вернуться, она все время сидела в голове, постоянно напоминая о себе. По всей видимости, Автор нашел верные слова, чтобы абсолютно точно передать гнетущую атмосферу мира Далайна со всеми его сухими и мокрыми оройхонами, миазмами запахов нойта, со всеми этими животными, которые населяют мир, такими же жуткими и неприятными, как сам мир и людьми, которые копошатся на небольших участках мокрой земли и отвоевывают, уничтожая себе подобных, сухие участки.

Мир Далайна страшен, странен, он рожден в соперничестве, в зависти, жить в нем сложно, очень сложно, особенно рядом с отравляющими все болотами. В этом мире все создано против человека, но люди приспосабливаются и умудряются жить рядом с многоруким Ёроол-Гуем, обитающим в бездне и, время от времени, очищающим территорию от всего живого. В таком сравнительно малом пространстве жизнь не имеет значения и уничтожается с легкостью, отнимается даже самое последнее и незначительное имущество, ради благополучия небольшого числа социально значимых людей.

Вот в таком мире и родился главный герой Шооран – он особенный человек, т.к. способен поднимать сушу со дна смертельных болот. Такие люди время от времени появлялись всегда, но их появление не приносило благополучия, т.к. вынужденно менялся уклад жизни, население разбегалось, проводились военные компании по захвату новых территорий и в связи с этим множество новых жертв. Такова же судьба и Шоорана – его дар это проклятие, илбэч приносит с собой несчастья, несмотря на то, что он создатель новых территорий. Он вынужден скрывать свой дар, т.к. люди проявляют свою агрессию и алчность по отношению к нему. Он старается сделать людей счастливыми, давая новые земли, но сам страдает от этого. В своей жизни Шооран видел больше потерь, чем приобретений.

Эта книга об одиночестве, об отношении человечества к чужаку, который не вписывается в привычное, да еще и способен к изменению, эта книга о даре, который несет в себе проклятие.

Стиль романа замечательный. Такое впечатление, что читаешь монгольский эпос – это подчеркивают легенды и притчи, созданные и приводимые Автором в конце глав. Книга мне показалась тяжелой для восприятия, но это не значит, что это плохо. Просто Автор в силу своего таланта смог отлично донести атмосферу созданного им мира. Должна сказать, что я впервые читала книгу с перерывами, обычно, если вещь не идет, я откладываю и забываю о ней. Здесь же ситуация совсем другая – эту книгу хотелось дочитать, очень хотелось узнать куда приведет Шоорана его незавидная судьба.

И все же я не смогла быть в восторге от книги, слишком она депрессивна и беспросветна, но производимый эффект нельзя не оценить. Последние страницы пропитаны одиночеством, тоской и безысходностью. Финал оказался совсем неожиданным. Не такого окончания я ожидала от столь мрачного повествования. Хотелось хоть немного позитива – даже огонь в руках человека не оживил картины.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня роман заставил задуматься вот о чём: илбэч создаёт сушу на месте ядовитого моря. Вроде, всё правильно, всё верно... Вроде, это добро. Но мир-то в результате гибнет. Да, люди нашли выход и освоили другой мир. Но тот, родной — погиб. Это что ж, такова судьба всех творцов — строить, потому что для того им это и дано. Но, создавая, разрушать. То есть, создавая новые миры, мы разрушаем тот, в котором живём? Из самых лучших побуждений?..

Ну а если отказаться от творчества, то жить невыносимо — Ёроол-Гуй сожрёт нафиг. Серая повседневность, обыденность сожрёт рано или поздно.

Казалось бы, выбор очевиден — творить, создавать острова. Но это в книге люди нашли выход, А в жизни? Есть ли другой мир за стенами в реальной жизни?

Тут-то хоть плохонько, а всё как-нибудь, да выживаем. А хочется-то жить!

Интуитивно тянет сломать стену. А что за ней? Страшно.

В общем, поверила я в мир «Многорукого бога далайна»

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если часто встречаешь сочетание «проработанный мир», но не можешь до конца понять, что это такое — мир Многорукого ждет тебя. Он опутает тебя руками путей Шоорана, сказаний и легенд былого, сценами схваток, изложением особенностей фауны и множеством деталей быта, забавными стишками и шокирующими элементами сурового быта этого мира. Сурового мира. Где люди все так же живут перед лицом множества рук — страх перед судьбой, покорность, ненависть или все же сохранение собственной гордости и достоинства. Мгновенная смерть от высушивания харваха — но, может быть, это лучше, чем влачить жалкое существование изгоя? Впрочем, вон Маканый говорит, что если макают шесть раз — выжить можно...

Порох, растущий на траве — просто гениально. Как и вываривание хитина. И осознание того, что люди — гораздо более опасные враги. И наряду с ежечасными опасностями — человеческие мысли, переживания, в которые верится. И поверхностно простые рассуждения, так называемая «философия для всех», суть которой осознаешь не сразу и возвращаешься. И перечитываешь. И совершенно невероятная концовка, оставляющая читателя в шоке.

Отличная вещь. По поводу сложной терминологии — не затрудняет чтение, укладывается в восприятие мира, и даже более того — без слишком подробных описаний автор дает читателю возможность вообразить каждого зверя самолично. Эпизод во дворце —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Шооран пырнул «неведомого» зверя :lol:

заслуживает аплодисментов.

Превосходный образчик dark fantasy, да еще и социальной, да еще и со своим совершенно оригинальным и самобытным миром. Вещь в своем роде уникальная.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сказал сам автор в интервью журналу «Мир фантастики», идея книги родилась из его детского увлечения — в школе он очень любил рисовать карты различных островов на листках в клеточку, представляя, что они окружены ядовитым морем. Этот принцип с незначительными изменениями и лег в основу вселенной «Многорукого Бога Далайна». Далайн — это одновременно и вся известная человеку ойкумена, представляющая собой прямоугольник, ограниченный огненными аварами и стеной Тэнгэра, в котором находится суша, состоящая из оройхонов (квадратных участков земли), и само море, омывающее эту сушу. Жидкость в этом море-далайне плотнее чем вода и ядовита для человека, как не пригодны в пишу и все обитающие в нем организмы. Крайние оройхоны, граничащие с далайном, называются мокрыми, потому-что покрыты смешанной с землей водой из далайна, называемой нойтом. Нойт так же ядовит. Но, не смотря на это, на них можно выжить, так как здесь есть вполне съедобные животные и растения. Оройхоны не имеющие выхода к далайну называют сухими, они вполне пригодны для жизни, на них растут злаки, деревья, есть источники пресной воды. Всё пригодное для жизни пространство заселено людьми, которые, часто в нечеловеческих условиях, пытаются там выжить. По легенде великий Бог Тэнгэр создал Далайн для своей темной противоположности — рроол-Гуя, который зародился из его отбросов и ненавидел Тэнгэра. рроол-Гуй пообещал Тэнгэру со временем растворить стены, ограничивающие Далайн и залить ядом все владения Бога. Но Тэнгэр построил так же и первые пять оройхонов -Крест Тэнгэра, на который поселил людей и дал им один губительный для рроол-Гуя дар: раз в поколение у людей будет рождаться человек, наделенный способностью усилием своей воли поднимать из далайна новые оройхоны, такого человека назвали илбэчем. рроол-Гуй же проклял этого человека, так как только благодаря его таланту можно застроить далайн и положить конец как планам мести рроол-Гуя так и ему самому. Вот в таком вот «веселом» месте и родился наш герой по имени Шооран — человек ставший очередным илбэчем.

С самого начала текст романа сбивает с толку обилием непривычных слов, значение которых становится понятным далеко не сразу. Как признается Святослав Логинов, он позаимствовал их все из монгольского языка, отбирая их без учета реального значения и руководствуясь лишь звучанием. Ему очень хотелось, чтобы все экзотические слова были в чем-то созвучными и вызывали ощущение, что они принадлежат к одному неизвестному языку. Выдумывать такое было слишком сложным, поэтому авторский взор обратился на уже готовую языковую конструкцию, к тому же достаточно экзотическую — мало кто из читателей знаком с монгольским языком. В начале книги я постоянно путался и возвращался назад, чтобы уточнить по мере «расшифровки» слов, что же на самом деле имел ввиду автор в том или ином случае. К тому же экзотическая прямоугольно-сегментированная география вносила свою долю сумятицы в мои мысли. Антураж у автора получился реально неземной и удивительный — с такого рода космологией я никогда ещё до этого не сталкивался. После прочтения первой главы образ Далайна в моей голове вполне устоялся и я с удивлением заметил, что текст очень быстро полетел: описываемые события, хотя и не претендовавшие на какой-то особый экшен, оказались настолько захватывающими, что оторваться от романа было сложно. В книге основной акцент сделан не на приключения плоти, а на приключения духа: автор всё своё внимание сосредотачивает на личности илбэча, показывая читателю его жизнь начиная с самого детства. Очень подробно описан процесс становления его личности, формирования характера и изменение его мировоззрения — если вначале Шооран мало осознавал, что и зачем он делает, то потом пришло понимание, а за ним и ответственность. Причем, чем дольше он занимался строительством оройхонов, тем сильнее изменялось его отношение к людям, переходя от жалости к полному безразличию, когда гибель очередной сотни или тысячи ничего не значат по сравнению с осуществлением намеченного плана. Много внимания автор уделил и социальным вопросам — даже на таком ограниченном пространстве как оройхоны сложилось целых три государства. Наиболее интересным из них мне показалось государство «добрых братьев», которое уж очень сильно напоминает гротескную и довольно злую пародию на СССР. Весь роман пропитан тревожным настроением, помноженным на некое чувство обреченности и предопределенности. Когда Шооран осознает своё предназначение он поневоле начинает исполнять свой долг, по крайней мере то, каким он его видит. Противостояние илбэча и рроол-Гуя выливается в схватку слепой хтонической силы с человеческим разумом, что приводит, в принципе, к предсказуемому результату. Я начал подозревать что-то подобное уже к середине романа, ведь архетип, использованный при построении данного сюжета довольно известен: «Герой, убивший дракона, сам становится драконом». Порадовало то, как и каким образом это всё произошло. Ведь если отбросить все многочисленные легенды и сказки, которые автор приводит в тексте, то ситуация с Далайном, с выходом из него и, особенно, с обнаружением ещё одного Далайна четко укладывается не в мифическо-магическое фэнтезийное русло, а в рамки НФ-произведения. О чём косвенно намекает читателю и сам автор, приводя в конце романа одну из «новых» легенд, появившихся после выхода людей из Далайна, где четко видно, как коротка память людская и как она склонна к искажению и даже полному отрицанию предшествующих событий. После прочтения этого «нового сказания» поневоле задаешься вопросом — а какой процент истины сокрыт в других легендах, рассказывающих о Тэнгэре, рроол-Гуе, древних илбэчах и многом-многом другом. Где тот критерий, который поможет отделить котлеты от мух и правду от вымысла?

Итог: неординарный, заставляющий задуматься роман, создающий определенное, несколько философское настроение. Его нужно читать не торопясь, вдумчиво, делая перерывы для осмысления, чего я, к сожалению, не сделал. Поэтому мне кажется, что многие интересные мысли и умозаключения я, по причине своей торопливости не заметил или не оценил по достоинству. Единственным минусом, который я могу записать на на счет «Многорукого Бога Далайна», будет минус за начало последней трети текста, где очень большое пространство отдано на долгое и нудное перечисление поставленных Шоораном оройхонов и на описание его бесконечных кругов вокруг сужающегося далайна. Автору из четырехугольников оройхонов удалось собрать удивительно многогранный роман, который многие считают вершиной творчества Святослава Логинова, недаром он получил три премии. Автор даже взялся за продолжение, но так и не дописал его. Может зря он так поступил, а может и нет. Ведь известно гораздо больше случаев, когда продолжение оказывается хуже оригинала, чем с обратным положением вещей. Пусть вас не пугает кажущаяся сложность начальных страниц книги. Постарайтесь перебраться через бурелом непривычных мест и необычных слов, потому-что тогда перед вами раскроется и заиграет всеми своими гранями просто чудесный текст. Однозначно рекомендую.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большая редкость когда в романе удачно используется придуманная терминология. Если вначале она вызывает трудности, то потом понимашь, что цэрэга иначе не назовешь. И далайн есть далайн, а тукка — это вкусно, и даже чавга хорошо. Упрощенный в географии мир, царство геометрии оройхонов — хоть и выглядит серым, однообразным, но соль романа совсем не в нем. Он погружает в себя. Он затягивает и не резней приключений, а жаждой понимания.

О книге слышал давно, и отзывы читал, и рекомендации, но вечно меня отпугивало то название, то обложка. И, в итоге, я добрался до романа только сейчас. Присоединяюсь к армии почитателей, потому что веришь. Потому что так оно и было. Потому что этот утрировано примитивный мир по строению ландшафта — содержит в себе больше, чем кажется.

Одной из идей, которую я обнаружил в тексте, это идея политическая. Может быть, так задумано было автором, а может быть и нет. Но страна добрых братьев это взгляд на СССР, так мне видится, и на его развал. Это приятно порадовало, что кроме новой вселенной, в ней находятся уже знакомые элементы из старых.

Вообще эта книга об одиночестве, книга об изменении. Книга о людской натуре. Сильная вещь, в которой мне не понравилось лишь одно — финал. Он, может быть, такой, какой и должен быть, но я ждал чего-то другого. Чего-то нового. Не очередного витка цикла.

Книга изменила отношение к автору. Если он мне был симпатичен раньше, то теперь я преисполнен еще и глубоким уважением к нему не только как к писателю, но и как к личности.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, рецензий на роман не так уж и много. И большинство рецензентов сосредотачиваются на нескольких основополагающих и, откровенно говоря, лежащих на поверхности мотивах: об одиночестве творца, о расплывчатости границ добра и зла, о трагедии мавра, сделавшего своё дело. Иногда отмечают параллели с реальным миром. Например, настойчиво сравнивают логиновскую страну добрых братьев с Советским Союзом. В лучшем случае, добираются до мысли о том, что убийца дракона занимает освободившееся место и сам становится драконом (Наталья Резанова «Мир — это место, где жить нельзя»). И всё.

А вот о легендах, мифах и сказках, встречающихся в начале, конце или середине каждой главы книги, упоминают лишь вскользь. Нет, хвалят, разумеется, но как-то заодно со всем остальным. А ведь эта мифология несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем основная сюжетная линия романа. Пожалуй, даже большую. Она не иллюстрирует какие-то авторские идеи, как это зачастую случается в фэнтэзи, а углубляет их, поворачивает иной стороной, помогает лучше понять смысл происходящего. Во всяком случае, мне — помогает. И если я в итоге понял не совсем так, как задумывал автор — тем лучше. Возможность разных трактовок ещё ни одной книге не навредила. В конце концов, пусть мои рассуждения «напоминают всем умеющим видеть, что мир делается не только умниками» — цитата, между прочим, из тех самых мифов.

Дело в том, что мы привыкли строить выводы по аналогии, по шаблону, выработанному множеством ранее прочитанных книг. Если там было так, то и здесь будет так же. Если герой борется со злом, многоруким чудовищем Ёроол-Гуем, стало быть, сам он служит добру. Если он стал илбэчем, приобрёл способность на месте ядовитого моря, далайна, создавать участки суши, оройхоны, значит, он — творец. Если герой изменяет мир, то он — бунтарь. Всё правильно, всё логично. Разве может быть иначе?

Замечательный пример такой линейной логики приведён опять-таки в мифах, в том эпизоде, где премудрый Тэнгэр объясняет человеку устройство мира:

«– Далайн я создал для Ёроол-Гуя, — ответил Тэнгэр, — но многорукий Ёроол-Гуй должен быть ненавистен тебе, поскольку он зло, а я — добро.

— Почему?

— Да потому, — загремел Тэнгэр, — что я создал тебя, а Ёроол-Гуй тебя съест!

— Не сердись, я понял, — сказал человек. — Ты добр, ибо создал меня на съедение Ёроол-Гую».

Найдите ошибку в рассуждениях человека. Не нашли? И вам по-прежнему кажется, что в этой книге всё просто и понятно?

полный отзыв можно рочитать здесь: http://fantlab.ru/blogarticle5997

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман прочитал по рекомендациям данного сайта и не пожалел. Признаю, это действительно находка , как в рамках отечественного так и мирового фэнтэзи.

Мир, представленный автором имеет две особые черты, которые делают его очень оригинальным:

-он сильно ограничен, причем ограниченность эта известна людям населяющим его, что накладывает сильный отпечаток на их взаимоотношение и культуру в целом.

- культура людей, населяющих мир несколько позаимствована из эпоса северных народов монголоидной расы , что сначала делает книгу несколько трудночитаемой , но потом привыкаешь к многочисленным «саурь-тэсэгам», «шаварам» и прочим терминам.

В целом, я не согласен, что представленный мир можно сравнить с адом, малопригодным для обитания, все опять же зависит от самих людей, на протяжении всего произведения весьма ярко выражена мысль, что невыносимой жизнь могут сделать прежде всего сами люди. Жизнь в мире «многорукого» с одной стороны тяжела по причине крайней недружелюбности самого далайна, тварей, выходящих из него , безумного бога и , как уже говорилось людей. С другой стороны, далайн и сухие земли дают все необходимое для жизни человека: кость, материал для одежды, еду и даже порох, при этом , все как в нашем мире – части людей , что бы получить все эти блага не надо шевелить даже пальцем, а другой части, несомненно большей, приходится влачить жалкое существование в тяжких трудах и довольствоваться лишь крохами. Несправедливость, жадность , равнодушие, злоба все эти тяжкие грехи делают невыносимыми жизнь в любом мире. Логинов в своем романе постоянно напоминает об этом читателю , и эта мысль является основной философской линией произведения Возможно, в этом нет ничего нового, но как классно все описано!.

Другая линия – повествование о «не таком как все». Да, главный герой изгой, от него постепенно отворачиваются все – и друзья и любимый человек либо он сам их избегает. Вообще, Шооран очень сильно описан, его поступки, характер, даже его необычная магическая сущность настолько натуральны, что как бы сливаешься с героем в этом, странном, но в конце произведения уже таком знакомом мире. Судьба Шоорана очень трагична, видно, что он не хотел жить так как живет, вскоре он начинает ненавидеть всех остальных, которые в отличие от него лишь прагматично заботятся о своей шкуре и хотят оторвать кусок побольше. Борьба за власть, за ресурсы не останавливается ни на день и что бы не делал Шооран, это не приносит добра, одно лишь зло. Главный герой в итоге остается сломлен всей этой несправедливостью, и продолжает делать свое дело только потому, что у него ничего другого не остается. Такая вот грустная история. Концовка тоже несомненно очень сильная и весьма неожиданная. И самым сильным ходом автора на мой взгляд является то, что он не «подогнал» эпос этого мира, его религию под его же, этого мира реальную жизнь, многие вопросы заданы, но ответы на них не получены. Это придает произведению очень серьезную убедительность.

К недостаткам можно отнести лишь некоторую затянутость и однообразие при описание строительства тех же островов, но скорее всего это было необходимо, т.к. автор по – видимому хотел, что бы читатель «прожил жизнь» вместе с героем.

Так как книга по настоящему понравилась, могу поставить только 10.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх