Север Гансовский «Шаги в неизвестное»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
После встречи с шаровой молнией жизнь инженера Коростылева ускорилась в триста раз. Весь остальной мир остался прежним, но для инженера он казался неподвижным...
Входит в:
— антологию «Мир приключений. Книга шестая», 1961 г.
— антологию «Druhé povídky z vesmíru», 1962 г.
— сборник «Шаги в неизвестное», 1963 г.
— антологию «Ostatni z Atlantydy», 1964 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 3», 1965 г.
— антологию «Passi nell'ignoto», 1966 г.
— антологию «Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest», 1979 г.
— сборник «Чужая планета», 2003 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 64
Активный словарный запас: очень низкий (2292 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 9% — на редкость ниже среднего (37%)!
Экранизации:
— «Шаги в неизвестное. Фильм 1» 2017, Россия
- /языки:
- русский (7), немецкий (4), итальянский (1), чешский (1), польский (2), венгерский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (2)
- /перевод:
- Р. Деросси (1), Е. Литвинюк (2), Я. Пискачек (1), Р. Хенкель (3), Ш. Шекели (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 23 октября 2023 г.
Я не буду вдаваться в анализ подробностей сюжетной линии. Понятно, что большинство из них наивны и околонаучны. Описания нюансов изменившегося метаболизма инженера Коростелёва и мелкого жулика Жоры могут быть подвергнуты и сомнению, и жёсткой, даже разгромной, критике, но лично мне за злоключениями-приключениями героев в резко замедлившемся (ускорившемся) мире следить было интересно. Вроде ничего «такого» автор читательскому вниманию не предлагает, однако интерес есть и он сохраняется в процессе изучения материала. И сопереживание есть. Для меня очень важны характеры, действия и диалоги, а с этим у Гансовского, если и не полный порядок, то весьма неплохо. Может поэтому во время чтения я соблюл два важнейших по Елизарову («Библиотекарь») условия: условие Тщания и условие Непрерывности. Это значит, что я прочёл повесть очень внимательно и не отрываясь. Лично мне текст «зашёл». Аллюзии с Уэллсом ясны и писатель их не скрывает. Тема подана — развёрнута — завершена.
Общее резюме по — Станиславскому — верю!
Ценителям советской классической фантастики рекомендую, но разумеется это не самый лучший её образец.
zotovvg75, 22 августа 2024 г.
На мой взгляд такой и должна быть научная фантастика. Гансовский взял в качестве основы для повести очень интересный феномен, правда стоит сказать, лежащий скорее в области маловероятного, слишком уж фантастично произошедшее с инженером Коростылевым. Идя по стопам Уэллса, что в общем и не отрицается по тексту, тем не менее автор внес и свою лепту в затрагиваемую своим знаменитым предшественником тему. Писателю-фантасту ни за что не хочется принимать время за абсолютную величину, гораздо интереснее рассматривать его в качестве относительного понятия. Причем за точку отсчета принимается человек.
Личные часы пассажира звездолета несущегося с околосветовой скоростью и убегающие вперед часы оставшихся на Земле людей для фантастики уже тривиальны. В данной повести собственное время Коростылева и Жоры оказалось как бы погружено в обычный ход земных событий и поэтому времени приписывается такая физическая характеристика как скорость. Не правда ли, это занимательно наблюдать какие по мнению Гансовского могут возникать при этом парадоксы. То, что происходило на бытовом уровне обычных людей, им казалось чудесами-сами собой движущиеся и исчезающие предметы, мелькающие тени, все это давало предпосылки к наличию сверхъестественного. Воображаю каков был шок у продавца ларька наблюдающего мгновенное исчезновение своего товара. Как тут не поверить и в черта и в дьявола.
Гансовский ввел в сюжет двух разнородных персонажей. Инженер Коростылев пытался разобраться в произошедшем, отдавая себе отчет, что он является почти единственным человеком на Земле, которому выпала возможность ощутить иную скорость времени. Под «почти» подразумевается естественно Жора, воспринявший нечаянное происшествие сугубо на бытовом, да еще и криминальном уровне. Это и есть наша жизнь, от которой каждый старается брать свое. Жора в меру своего развития оценивал происходящее в материальных критериях, Коростылев же видел в предоставившейся возможности основание для прогресса. Недаром ему приснился сон, где он ощущал себя творцом, властелином мироздания. А здесь надо быть очень осторожным, видя чем стал оборачиваться в концовке еще более убыстрившийся темп времени. Кстати известны случаи действительного самовозгорания людей и поэтому так ли я был прав, приписывая случившиеся к сфере маловероятного? Так что не нужно спешить с крайними выводами, а произведения подобные данному дают возможность помыслить нам в том или ином направлении.
lammik, 10 ноября 2020 г.
Шаровая молния встретилась с ядерным реактором, и с того момента жизни простого советского инженера Василия Петровича Коростылёва и мелкого антисоциального элемента Жоры резко ускорились, убыстрив своё течение аж в 300 раз. И это не предел...
Ставить в укор данной повести тот факт, что основная её идея взята из «Универсального ускорителя» Уэллса нельзя хотя бы по той простой причине, что в тексте есть отсылка к этому рассказу. А вот все претензии к ненаучности имеют под собой серьёзные основания. И если, читая, задумываться о механике, метаболизме и т.д., то впечатление от душевной, пусть и несколько наивной вещи, будет испорчено. Вот только повесть эта не учебник физики. Она о том, что на свете есть много неизведанного, и о том, как же это здорово!
тессилуч, 6 ноября 2015 г.
В детстве рассказ предоставил много интересного и прочитан за раз. То что это римейк узнал намного позднее. поэтому никаких отрицательных эмоций не испытывал. Интересное произведение для подростков, которое выполняет приобщение к миру науки. Напоминает, что необычное может встретится в любой момент жизни.
Sawwin, 3 сентября 2015 г.
С точки зрения науки -- полная лажа, сюжетно -- калька с широко известного рассказа Герберта Уэллса «Новейший ускоритель». А своего в рассказе и нет ничего. Вообще, Север Гансовский -- отличный писатель, но его дебют в литературе оставляет желать лучшего, ранние рассказы несамостоятельны и очень слабы.
Лунатица, 4 августа 2011 г.
Нашла старый сборник и с удовольствием перечитываю, заново переживая детские радости. Приключения инженера Коростылева в ускоренном времени тогда очень впечатлили. Как радует в юности любой рассказ о сверхвозможностях, о необычайном. Да, сейчас, взрослыми глазами, стиль повести уже не кажется столь блистательным. Но повесть почти не потеряла привлекательности. Небольшой дискомфорт возникает от сомнения: как же это сам герой не страдает от таких необычайных для живого организма условий? Режет чуть ли не голыми руками твердые материалы. Нож у него, разрезав доску, как масло, всего лишь затупился... А с другой стороны — да ну его нафиг, полное наукоподобие! «В сказках — бывает», против этого аргумента нет приема. :) А без сказок жизнь скучна и сера. Особенно по мере приобретения опыта, когда все больше понимаешь, как мало на самом деле человеку доступно...
cheppy7, 17 марта 2014 г.
Попытка детально описать приключения ускорившегося в 300 раз человека вызывает уважение и не лишена литературных достоинств, но видно, что автору не хватает пока опыта совладать с темой. Натяжки по части физики обильны и шиты белыми нитками. Герой с инженерным образованием тупит в тех местах, где не самый искушенный в науках читатель уже догадался, что к чему. Линия с криминальным элементом Жорой подверстана в каком-то неприятном, соцреалистическом ключе. И все же повесть заслуживает внимания: Уэллс в «Новейшем ускорителе» был куда более скуп на увлекательные подробности, нежели Гансовский.
god54, 3 апреля 2010 г.
Это то произведение, которое было прочитано в детстве и оставило в душе неизгладимое впечатление. Тогда мы не были избалованы выбором фантастических произведений и сравнивать сюжеты было просто не с чем. Но это запомнилось своим необычным сюжетом и фантастической гипотезой. Помню, сколько раз сам мечтал, а чтобы сделал я, если бы попал в аналогичные условия. Сегодня впечатления совсем другие, стариковские, въедливые, сверка с другими авторами, сверка на научную обоснованность, литературный язык, стиль... Нет, прочь всё это. Пусть останется то первое впечатление и именно та оценка. Прочитать следует обязательно.
kkk72, 27 декабря 2009 г.
Эх, помню с каким увлечением читал я эту историю в томике «Мир приключений». Мне было тогда лет десять и эти тома надолго поразили мое воображение. Как я восторгался удивительными возможностями , полученными героем, как я переживал, когда его жизнь оказалась в опасности. А еще помню, меня тогда поразило ощущение того, что герой, получив свою сверхскорость, неожиданно стал совершенно чужим в привычном ему мире. С тех пор прошло очень много лет и на этот рассказ я смотрю по-другому. И с научной точки зрения он не безукоризнен. Да и художественные достоинства произведения не так велики. Но свою задачу — способствовать приобщению молодежи к миру необычного и чудесногно, этот рассказ успешно выполнил. По крайней мере, в том, что касается меня
swgold, 27 апреля 2009 г.
Римейк рассказа «Новейший ускоритель» Герберта Дж Уэллса. Что привнес в эту тему автор? Только сюжет ограбления. Д.Биленкин в «Сберкассе времени» тоже приходит к ограблению, как неизбежному злу баловства со временем. А. и С. Абрамовы («Все дозволено») не пошли дальше скучного описания чудес заторможенных физических процессов. И только многочисленные авторы боевиков нашли впечатляющее, хотя и подзатаскавшееся применение «новейшему ускорителю» — драки.
И все же, рука не подымается записать рассказ в отстой. Наверное, это детское ощущение чуда. Гансовский в своих рассказах снова и снова пытается вернуть в мир чудо. Жаль, что для этого ему пришлось замаскироваться научным фантастом.
Alexandre, 29 декабря 2008 г.
Типичная «научно»- фантастическая повесть. Автор, к сожалению, совсем не знает элементарной физики, поэтому мне, дипломированному физику читать это было трудно.
Сюжет не захватывает, описания растянуты и неинтересны. По типу напоминает некоторые старинные фантастические произведения вроде романов Жюля Верна. Но там ведь еще путешествия и приключения. А здесь — ни приключений (не считать же драку с хулиганом приключением?), ни путешествий.
Все посвящено описаниям замедлившегося в 300 раз мира. Описания претендуют на «научность», но уж лучше бы сразу было написано про волшебников, или на худой конец пришельцев.
Как там — «с размаху ударил ногой неподвижную волну» — конечно, ушиб ногу. Но потом — «волна схлынула минут через пять и я остался сидеть в мокрой пижаме» — минут 5 — это 300 секунд, что ж это за скоростная волна такая, за 1 секунду сбегает с берега? И мокрая пижама, когда герой попробовал бы встать, должна была порваться и остаться на земле. И несчастный велосипедист, которого опрокинул Жора должен был под его руками развалиться на куски. Как и сами руки хулигана.
В общем неинтересно пересказывать, как было неинтересно читать.
И не читайте.
stMentiroso, 17 марта 2008 г.
Повесть интересна отоброжением мира замершего в триста раз. Тут и мотоцикл, который не едет, но и не падает, и вода, которую нужно резать как желе. И характерная черта автора: написано так, как будто все было на самом деле.