FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Короли-пустынники»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
1965
Моя оценка:
-

подробнее

Короли-пустынники

Sandkings

Другие названия: Мутанты; Песочники; Песчаные короли

Повесть, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 231
Аннотация:

Саймон Кресс — беспринципный и легкомысленный бизнесмен, привыкший жить на широкую ногу. С некоторых пор его страстью стали неизведанные формы жизни. Не считая денег, Кресс скупал занятных (но ни в коем случае не милых!) уродцев и селил их в зверинце обширного ветшающего поместья. Однажды, вернувшись из деловой поездки, он понял, что зверинцу срочно нужно пополнение. Вот так у Кресса появились короли-пустынники — колонии странных организмов, обладающих поразительной способностью к выживанию и зачаточной потребностью обожествлять хозяина.

И вот так спокойной, пресыщенной жизни Саймона пришел конец...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в журнале «Omni», август 1979 г.

Повесть была вольно экранизирована в рамках телесериала «За гранью возможного» (1-й и 2-й эпизоды 1-го сезона; 1995 год).


Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Ninth Annual Collection», 1980 г.

— антологию «The Best of Omni Science Fiction», 1980 г.

— антологию «Nebula Winners Fifteen», 1981 г.

— сборник «Sandkings», 1981 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

— антологию «The First Omni Book of Science Fiction», 1983 г.

— журнал «Fantastyka №7 1986», 1986 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 5», 1986 г.

— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.

— антологию «Сирена. Избранная фантастика ОМНИ. Выпуск 1», 1991 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «Врата времени», 1993 г.

— антологию «Песчаные короли», 1993 г.

— антологию «Тринадцатые Звездные войны», 1994 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «In Space No One Can Hear You Scream», 2013 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Короткая повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Короткая повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1980 // Короткая повесть

лауреат
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной рассказ (повесть; США, 1979)

Номинации на премии:


номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Малая форма

Экранизации:

«Песчаные короли» / «Sandkings» 1995, США, Канада, реж: Стюарт Гиллард



Похожие произведения:

 

 


Сирена 1
1991 г.
Империя мрака
1992 г.
Врата времени
1993 г.
Песчаные короли
1993 г.
Тринадцатые Звездные войны
1994 г.
Путь креста и дракона
1996 г.
Умирающий свет
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Fantastyka №7 1986
1986 г.
(польский)

Издания на иностранных языках:

The Best of Omni Science Fiction
1980 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Ninth Annual Collection
1980 г.
(английский)
Nebula Winners Fifteen
1981 г.
(английский)
Sandkings
1981 г.
(английский)
Sandkings
1982 г.
(английский)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
The First Omni Book of Science Fiction
1984 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 5: 1980-1982
1986 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1989 г.
(английский)
The Best of the Nebulas
1990 г.
(английский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
In Space No One Can Hear You Scream
2013 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда приступаешь к чтению произведения собравшего столько наград как эта повесть, то подсознательно ожидаешь что-то неординарное и, соответственно, завышаешь «градус» ожидания. При этом тебе хочется, что бы произведеие было оригинальное, интересное, с неожиданными сюжетными поворотами, в общем читалось на одном дыхании. И тут самое главное не разочароваться и потом не сказать самому себе — и чем ЭТО заслужило столько наград!?

Скажу сразу — «Короли-пустынники» Мартина не разочаровали. Повесть захватила меня с первых страниц и не отпустила до последней точки. И хотя в процессе чтения уже можно было предугадать, как дальше будут развиваться события, однако это не вызывало желание отложить чтение на потом. Было интересно, как автор приведет сюжет к логической концовке. И в тоже время в процессе и после чтения у меня отсутствовало чувство «свежести». Казалось, что все это я где то читал, смотрел, слышал. Скорее всего это вызвано тем, что рассказ написан в 1979 году и на тот момент это наверно действительно был новый оригинальны сюжет. Но прошло более 40 лет и сейчас многие моменты повести уже неоднократно обыграны в разных книгах, фильмах, мультфильмах.

Из всего что я читал и смотрел наиболее похожим является рассказ Алана Дина Фостера «Дар никчёмного человека», интересно, что он также написан в 1979 году. Оба автора, Мартин и Фостер, рассказывают историю о том как человек может повлиять на зависящих от него существ. Но этим сходство и ограничивается. Эти два произведения как два полюса магнита — плюс и минус, южный и северный. Рассказ Фостера это позитивный полюс и его герой вызывает только положительные, теплые эмоции. А на другой, отрицательной, стороне повесть Мартина. И от ее героя, а вернее будет сказать антигероя, веет холодом и он вызывает только отвращение.

Если выбирать главную идею повести Мартина, то здесь красной линией проходи два тезиса:

- цитата из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — мы в ответе за тех кого приручили;

- всеобщее мнение — питомец похож на своего хозяина.

Ведь Саймон Кресс, главное действующее человеческое лицо повести (героем его называть не хочется) не понял всей ответственности, которая легла на его плечи, когда он заказал таких специфических созданий. Его внутренняя сущность привела к тому, что питомцы эволюционировали и стали отображением его внутреннего мира и внешней оболочки. К чему это могло привести? Понятно, что ни к чему хорошему.

В заключении хочется сказать, что если меня спросят читать или не читать повесть Дж. Мартина «Короли-пустынники», то я отвечу однозначно — Да. Ведь это хорошее произведение отличного автора.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я был маленьким, то всем возможным развлечениям предпочитал игру в солдатики. Я строил огромные замки, собирал непобедимые разношерстные армии и бросал их в кровопролитные сражения, представляя себя могущественным военачальником, богом войны для этих маленьких людишек. В то время не было ничего невозможного — собрать отряд тевтонских рыцарей, усилить его «черными бушлатами» и бросить на штурм укреплений, обороняемых красноармейцами, вступившими во временный союз с японскими самураями, а в разгар сражения ввести третью силу — скажем, инопланетных роботов-монстров. Сейчас на компьютере, запустив очередную стратегию можно запросто примерить на себя образ Жукова или Атиллы, но всё же управлять кучкой пикселей не так приятно, как было в то время, когда ты сам создавал армии, которые можно было потрогать.

Во время чтения «Песчаных королей» Дж. Мартина я словно вернулся в детство, грани добра и зла для ребенка ещё довольно размыты, поэтому главный герой — одиозный и крайне неприятный тип воспринимался совершенно естественно — как большое дитя, играющее в солдатики, только в его распоряжение попали живые «насекомовечки», обладающие коллективным разумом. Настоящим богом быть, наверное, трудно, а вот игрушечным — в самый раз, но тут возникает сложный момент — где та грань, когда неразумные создания становятся индивидами и игра перетекает в реальность. Сеющий ветер — пожинает шторм, и описание этого шторма у автора получилось великолепно. Мартин прекрасно понимает, как интересно читателю наблюдать за очередным раундом борьбы кита со слоном, подкидывая песчаным королям всё более сложных противников.

Проживающий на планете Асгард состоятельный любитель экзотических животных Саймон Кресс по случаю приобретает в зоомагазине необычных насекомых, которых продавец называет песчаными королями. Этих королей можно разместить в просторном стеклянном ящике и с интересом наблюдать, как они строят замки, ведут между собой войны и даже поклоняются своему владельцу, которого считают богом. Скептический настрой Саймона по отношению к новой покупке быстро развеялся, и вот он уже полностью погружается в свое новое увлечение, устраивает вечеринки, где друзья делают ставки, кто победит в очередной «войне», подкидывает своим «подданным» новых соперников. Изначально понятно, что автор ведет дело к конфликту королей со своим «богом», они постепенно развиваются, в то время как Саймон становится всё более кровожадным.

Характеры персонажей одномерны, но здесь это не главное — автору удалось без проблем заставить читателя в этом фантастическом триллере «болеть» за монстров, радуясь каждому шагу в борьбе за свободу, презирая гнусные пакости неуравновешенного демиурга. На примере Саймона Креса Мартин показал интересную эволюцию концепции бога — от равнодушного созерцателя через кровавого Ареса и впадающего в безумие от вина Диониса до «трусливого бога». В песчаных королях узнается человечество — люди жгут друг друга напалмом, травят газами, распыляют в пекле ядерных взрывов, а в будущем, возможно, вступят в сражение с инопланетными захватчиками, но не сидит ли в то же время за ширмой некий хихикающий режиссер, постоянно подливающий масла в огонь, требующий безоговорочного поклонения и новых бессмысленных жертв себе на потеху.

Путем проб и ошибок человек должен сам строить свое будущее, на этом пути могут случаться конфликты, ошибки, но в любом случае всяческие саймоны кресы или же харриане из «Сердобольных стервятников» А. Азимова всегда вызывают лишь отвращение, какие бы цели они не преследовали. Да, развитие сюжета данной повести закономерно, и в общих чертах предсказуемо, но здесь важен не конечный результат, а как это всё показано — в этом плане к автору ни малейших претензий — динамичное, увлекательное чтение, которое не отпускает ни на минуту, а простой и понятный религиозно-философский подтекст не вызывает желания спорить, но задуматься о судьбе и предназначении человечества, понять неоспоримый факт — целеустремленность и дисциплина могут разбить любые оковы, главное — не опускать рук и идти по путям эволюции и прогресса.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вне всякого сомнения, эта новелла Джорджа Р.Р. Мартина является одной из вершин НФ. Можно сказать, что это «Остров доктора Моро» Уэллса, пересказанный в манере Альфреда Бестера, с добавлением антропологического бэкграунда, введённого в НФ Фрэнком Хербертом, а можно сказать, что это остроумная и мрачная рефлексия по поводу структуры мифа и религиозности, как таковой. И тот и другой подход совершенно правомерны, поскольку Мартин сложил свой рассказ из готовых штампов научной фантастики, попутно отшлифовав их, а его размышления о сути религии оригинальны и глубоки (глубже, чем рассуждения профессиональных теологов).

Да, это парабола на тему, что «любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», и, заодно, лишенное цинизма напоминание, что каждый, так или иначе, расплатится за свои поступки, и расплаты избежать невозможно.

Помимо прочего, в новелле заметно использование оккультных концепций, поданных с иронией.

Можно также указать, что «Короли-пустынники» — эталонный постмодернисткий текст, вполне выдерживающий соседство с Умберто Эко и Джулианом Барнсом.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой Саймон Кресс, пресытившийся жизнью мужчина, жил обособленно в своем поместье в пустынной местности — то ли он настолько не любил людей, что предпочитал одиночество, то ли автору так было удобнее расписать финальную трагедию. Пустоту в своей порочной душе Саймон заполнял пьянством, редкими вечеринками с приятелями и бывшими любовницами. Хотя мне несколько странно, как он мог собирать довольно большие компании с его-то эгоистичным, мстительным и вспыльчивым характером (и что там искали его бывшие). Возможно, эти люди были в какой-то зависимости от него или были с ним одного поля ягодки — иначе не объяснишь. У Саймона был свой бизнес, видимо, успешный, так как он сорил деньгами направо и налево. Всё говорит о том, что его методы ведения бизнеса не отличались щепетильностью.

И было у главгероя хобби, которое, как часто бывает с хобби, многое говорило о его внутреннем мире. Он щедро тратил свои грязные деньги на коллекционирование диковинных животных, в том числе, инопланетных. Но дело даже не в этом, а в том, как по-свински он к ним относился. Поголодают, подохнут — ну и чёрт с ними; денег — как грязи, куплю новых, ещё лучше. Мало того, у Саймона была нездоровая страсть скармливать одних своих питомцев другим и наблюдать за процессом.

Но нашла коса на камень. Прихотливая судьба свела его с продавцами доселе не виданных им существ. Забавные поначалу, жучки-солдатики не простили ему привычной манеры обращения с братьями нашими меньшими. Отомстили ему за всех обиженных. Такая вот трагедия... М-да. Отчасти вина в случившемся лежит на контрабандистах, незаконно продающих опасных зверей, отчасти — на Саймоне, у которого никогда не было терпения и доброты к своим подопечным (и что могло бы его спасти). Во всяком случае, развязка закономерная и ожидаемая.

За предсказуемость и снизил оценку. А ещё за разочарование, что не получила развития потенциально интересная заявленная тема обожествления жучками своего хозяина — всё ограничилось его портретами. От Джорджа Мартина я ожидал большего, жаль, но не смог он меня удивить.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень своеобразный фантастический хоррор. С одной стороны – абсолютно банальная фабула (мотив «таинственного магазинчика с жуткими [живыми] артефактами»). В то же время, изящное развитие сюжета и мастерство в деталях.

Один из самых удачных моментов, имхо, это различия и метаморфозы в портретах «божества»-владельца (что вносит социально-философскую нотку).

Собственно, умение создавать осмысленные рельефные изображения уже является критерием разума. И ладно бы такой злобный хмырь как Кресс. Но то, что никто из его гостей-приятелей не возмутился содержанием в рабстве таких «питомцев», показывает, насколько неприятная компания моральных уродов (видимо, сходных по образу жизни подельников по грязному бизнесу) подобралась.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Их дальнейшая участь в качестве подкормки заслуженна.
Вопрос только, что среди них делала бывшая пассия Кресса? Или её эмпатия только на кавайных зверушек распространялась?

Наличествует также некая недосказанность в мотивах Воу. Правильно ли я понял, что она

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
находится под псионическим контролем Шейда, достившего продвинутого уровня Песчаного Короля?

Ну и – приятного аппетита )

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Заставь безумца почувствовать себя Богом, он весь мир в крови утопит.

В этой повести Мартин начал как-то за здравие — приготовил очень вкусную затравку, возбудил неслабый аппетит, а в итоге закончил за упокой, выдав динамичную, но совершенно трэшевую заключительную часть. Это мне напомнило картину какого-нибудь серьезного веселья (свадьба, день рождения и пр.), когда столько всего готовится, разрабатывается план мероприятия, подаются вкусные блюда и т.д., все разогретые и навеселе, но затем находится или находятся кто-то под мухой, кто провоцирует конфликт, и вместо чинного и благородного кутежа в лучших традиция имперских балов, все заканчивается банальным мордобоем или просто быкованием, но в любом случае уже испорченным вечером.

Идея с этими пустынниками, которые ведут войны друг с другом, объединяясь в союзы против общего врага, обладая тактикой и стратегий, весьма интересна, и мне хотелось бы раскрытия этой задумки, учитывая мастерство Мартина. Но, увы. Хотя не будем забывать, что это одно из самых ранних произведений Мартина, и до великой Игры Престолов еще 17 долгих лет. Хотя осадочек остался... Диспозиция рыжих пустынников не радовала, конечно, — как-то у них все плачевно пошло изначально, но Мартин уже не был бы собой, если бы не дал им шанс выстрелить. И они таки выстрелили, хоть и без должного эффекта.

Главного героя и обсуждать не хочется — толку обсуждать логику действий безумного человека, да еще неприкрытого маньяка, уровень антипатии к которому с каждым новым витком истории только двукратно увеличивался. Остальные персонажи — всего лишь аккуратно вырезанные из ватмана человечки, наделенные словами и даже оружием, но не какой-либо индивидуальностью.

В итоге, странная повесть, главным достоинством которого является динамизм. Он зашкаливает, и тот, кто еще не читал повесть, уж точно не будет скучать. Все остальное — вторично, искать логику в поступках и уж тем более какой-то глубинный смысл — это все равно, что искать потаенный смысл в отверстиях сыра Маасдам — его нет, но кто-то с богатым воображением да найдет.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевром я бы это не назвал, идея и реализация уже встречались в той или иной степени в разных произведениях. Но вещь получилась лаконичная и бодрая, без всяких заумностей, ненужных персонажей или декораций или «глубинного смысла». Финал как мне кажется, смазан: нет достаточного намека, а что будет дальше с планетой? Миром? Пустынниками — куда пойдет их развитие после пустыни, ибо автор дал понять, что из дома не выбраться — кругом пустыня, флайера не летают, так что колония по идее сожрет сама себя если к ней никто не прилетит.

Интересно, издавали ли ее в СССР ибо аналогии с одним известным государством аж выпирают.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше «ужасы», чем фантастика. От НФ только антураж, а по сюжету самый настоящий «ужастик». Ничуть не симпатичный главный герой приходит в загадочный магазинчик которого раньше не видел, покупает там что-то, а потом нарушает правила обращения с этим чем-то — один в один завязка фильма «Гремлины». В финале все плохо. Не мое, но литература настоящая, не проходная. Мастерство чувствуется.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, но для меня Джордж Мартин – это в первую очередь автор «Песни льда и огня». Именно с данного цикла пять лет назад я начал знакомство с творчеством автора. Уже значительно позже я узнал, что Мартин еще и талантливый писатель ужасов, научной фантастики и социальных драм. Мне удивительно везет, каждый рассказ автора оставляет после себя как минимум приятное впечатление, но чаще после завершения истории я только и могу, что выдохнуть со словами «Ух ты!».

«Королей-пустынников» решил прочитать по совету товарища. Известно, что у каждой блестяще написанной вещи есть свои предпосылки в раннем творчестве автора. Естественно, Мартин не исключение, и в этом рассказе можно усмотреть мотивы, которые в будущем оформятся в «Игре престолов». Однако главная ассоциация, которая возникла при чтении этой истории – «Гремлины». Помните этот отличный фильм Джо Данте? Держите его в памяти.

Саймон Кресс увлекается коллекционированием экзотических видов животных. Ну как, коллекционированием, скорее, наблюдением за тем, как опасные твари пожирают друг друга. Саймон просто обожает, когда существо поопаснее нападает на кого-то не менее опасного. Но наступает момент, когда все имеющиеся в широком доступе виды наскучивают нашему герою. Но ему везет: он натыкается на странных королей-пустынников, экзотических существ, напоминающих насекомых, у которых несколько стадий развития и для содержания которых необходимо соблюдать определенные правила. Привлекло в них Саймона то обстоятельство, что существа способны к полноценным военным действиям и созданию военных союзов, а человека, кормящего их, они обожествляют и даже устанавливают монументы в его честь. И вот счастливый покупатель уже наблюдает за схватками жуков, даже не подозревая, чем все обернется.

Вы ведь тоже видите параллель с гремлинами? Мужчина ищет что-то особенное, забредает в маленький, ранее не известный магазинчик, где приобретает странное чудо-юдо. Затем нарушает правила содержания этого чуда-юда, и жизнь его оборачивается кошмаром. Мартин, правда, существенно расширяет эту идею и умудряется не только прописать характер главного героя так, что читатель, даже понимая, какой идиот-садист этот Саймон, все равно ему сочувствует, но и порассуждать на тему попыток человека стать богом, нравственных вопросов и т.д. Бонусом ко всему идут яркость и образность языка, напряженный сюжет на грани мощного психологического триллера и высокий уровень атмосферности.

Рекомендую всем любителям фантастических триллеров.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Пока читал, в основном нравилось, когда дочитал последнюю строку, уронил челюсть: и это всё?.. У меня, видимо, были завышенные ожидания, я где-то слышал, что «Короли-пустынники» — одно из лучших произведений Мартина, даже и сам он, по-моему, когда-то отзывался о том, что до «Песни Льда и Пламени» уже был известен благодаря этой работе. И вот во многом из-за этих моих ожиданий я и остался разочарованным. Даже во время прочтения было видно, что главный герой достаточно плоский и неживой (откуда он вообще взял деньги? как он смог на что-то заработать? он же тупой и злобный, откровенно больной), но я списал это на то, что, мол, передо мной рассказ-притча, который не нуждается в глубокой проработке характеров персонажей. Однако я точно ждал, что «Короли-пустынники» будут гораздо больше по объёму. Многие вещи, на мой взгляд, остались непроработанными, недораскрытыми.

И в то же время имеем некоторый гуманный посыл произведения, и его достаточно высокий общий уровень (если не считать схематичного главного героя и сумбур с размером) — читается на одном дыхании. Поэтому поставлю 5 из 10.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ребята, я кажется понял откуда «ноги растут» у великого цикла Мартина «Песнь льда и огня». Ведь еще за 20 лет до начала своего знаменитого эпоса Мартин начал экспериментировать с интригами и с разыгрыванием хитроумных шахматных баталий.

В этом произведении главный герой Саймон Кресс коллекционирует различных инопланетных животных. И вот он покупает за бешеные деньги так называемых королей-пустынников, маленьких жучков обладающих разумом и возносящих своего хозяина в ранг бога.

Королей-пустынников четыре вида: красные, белые, черные и рыжие. Они ведут битвы, заключают союзы, разрабатывают стратегии и захватывают замки друг друга. Все как в знаменитом цикле. Белые самые сильные, рыжие самые слабые. Теперь проведем аналогию. Какое семейство у нас самое сильное в «Песни...»? Мое мнение- Ланнистеры. Вот они будут белые короли-пустынники, черные-это Баратионы, красные-Старки и рыжие- Дейенерис Таргариен со своими драконами. Видите, все совпадает!)))

Это была конечно шутка. Хочется сказать, что эта повесть очень сильная, изобилующая бешеной динамикой, неожиданными поворотами сюжета и мрачностью!

Одно слово: Великолепно!

P.S. Если Мартин будет затягивать с окончанием цикла «Песнь льда и огня», то его персонажи «уничтожат» своего бога, как в этом произведении сделали рыжие песчанники с Саймоном Крессом.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть. Хотя сам Д. Мартин относит данное произведение к жанру хоррора, это больше фантастика. История не страшная, но захватывающая. Как всегда, у автора замечательно проработаны детали. Герой, хотя и отрицательный, получился очень реалистичный , хотя и достаточно неприятный.

Можно, конечно, искать в данной повести глубокий философский смысл, но я не буду этого делать. Для этого у Д. Мартина существует множество других глубоких психологических рассказов. А «Короли-пустынники» , для меня, прежде всего отличное развлекательное чтение. Хоррор- не хоррор, но очень динамичный и напряженный фантастический триллер.

Главный герой от скуки и богатства, придумал себе необычное развлечение. Вместо игрушек он завёл у себя колонию неких инопланетных существ, обладающих некоторыми задатками коллективного разума. Вот только , он не прислушался к советам продавца, предупреждавшего его о осторожном обращении с данными существами. Ведь у них есть способность перенимать поведение своего хозяина.

Сюжет, хоть и не оригинален, но очень тщательно и глубоко проработан. Отличная повесть.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова Джордж Мартин не оставил мне ни одного шанса не поставить десятку.

«Короли-пустынники» — достаточно страшная повесть, однако больше всего меня напугали не инопланетные плотоядные твари, а люди. В который уже раз в мировой фантастике я читаю про случаи, когда в в руки человека попадает пластилин, а он собственноручно лепит из него нечто злое и страшное.

В начале рассказа короли-пустынники кажутся милым и забавным домашним развлечением, эдаким песчаным аналогом аквариумных рыбок. Кресс, получив возможность стать Богом, стал Дьяволом, воспитавшим своих подопечных настоящими монстрами.

Рассказ отлично написан — динамично, жестко. Редкий случай, когда читаешь с 3-D ощущениями — своими глазами видишь ужасающих пустынников, своим телом ощущаешь их укусы, своим носом обоняешь чудовищный запах матки...

Великолепный рассказ, в котором хоррор и экшен ничуть не мешают автору выразить свою философию и мораль.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все питомцы похожи на своих хозяев. Все творения носят образ и подобие своего бога.

Кажется, довольно интересная и глубокая тема для НФ-рассказа, сколько возможностей открывается для ее раскрытия... Да и и существа, описанные здесь Мартином, мне понравились. Я ожидала сложного переплетения судеб в их крошечном мире, управляемом жестоким богом. Я ожидала более интересного развития событий, даже несмотря на то, что начало рассказа и аннотация к нему предсказывали финал более чем однозначно. Да он и логичен в этих условиях. Но вот мог же бы он быть подан гораздо глубже...

Вот тут и начинаются разочарования. Герой настолько однозначный злодей, что клейма ставить негде. И это-то у Мартина, автора «Песни Льда и огня», построенной на такой тонкой психологии и таком сложном сплетении интриг, где нет практически ни одного полностью однозначного персонажа, и даже самые негативные герои, когда начинают рассказ от своего имени, вдруг обнажают совершенно неожиданные грани своей души... И мораль получается прямолинейной вполне под стать ГГ. И это тот же самый автор, который разработал такие сложные военные стратегии и политические ситуации в том же эпосе. И тут он имеет целый крошечный мирок для разыгрывания маленьких войн, и отделывается от них так глупо... Признаться, я после обещания, что у этих существ есть войны, что они укладывают союзы и пр., ожидала чего-то гораздо более утонченного. Особо зная, что автор способен на это...

Дальнейший же ход событий, где ГГ начинает уже откровенно упиваться своим садизмом, все более и более скатывается в убожество и вырождается до типичного ужастика по сценарию человек vs неведомая космическая (или еще какая) фигня. Я, будучи ярой поклонницей психологического триллера, данную его упрощенную версию терпеть не могу совершенно. Ибо слишком все банально всегда и прямолинейно, и достойны такие сценарии разве дешевых американских фильмов с прыщавыми подростками на месте главных героев. Вместо того, чтобы вывести сложное психологическое противостояние творца и его творения, автор переключается на банальное массовое мочилово. Право, печально же, господа. Финал, пожалуй, не самый худший после всего, что ему предшествовало, но не настолько, чтобы спасти ситуацию.

И еще два замечания:

Во-первых, лицо бога. Как-то слишком наивно звучит эта вся фигня со сменой выражения. Прям «Портрет Дориана Грея». Умолчу об упомянутой в другом отзыве возможности обладания этих существ соответствующим знаниями для таких тонких изменений мимики, подвластных даже далеко не каждому талантливому художнику... Но речь еще и в отношениях между богом и поклоняющимся ему. Прочесть, хотя бы, Старый Завет. Ох, как жесток бог Яхве ко своему «избранному народу», но и что же? А если уж они так ненавидят своего бога, то почему среди них нет отступников, еретиков, атеистов, в конце-то концов? Какие-то они получились слишком умные и слишком примитивные одновременно.

И во-вторых — зачем это все нужно владелице магазина? Такое впечатление, что она преследует какие-то свои цели, но они остаются совершенно не понятными и логически не объяснимыми. И почему она, видя перед собой откровенного садиста, сначала искушает его возможностью поиграть в бога, а потом сама же сетует на, что из этого вышло? Ведь даже с нескольких слов понятно же было, что это за человек... И почему она не поделилась с ним всей информацией? В общем, ее роль здесь толком не понятна и не раскрыта.

В целом же, имеем классический прямолинейный ужастик с кучей кровищи, абсолютно плоским героем и претензией на глубокую мысль, вырождающуюся во столь же прямолинейную и убогую мораль. И да, другие персонажи там все равно что отсутствуют, так как вообще не прописаны и играют роль статистов. Нет, не этого я ждала от Мартина. 4, а не 2, только благодаря зачаткам интересного замысла, которые здесь все же присутствуют.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотите стать Богом и получить власть над тысячами живых существ, миловать и карать? Хотите, чтобы Вам поклонялись? Тогда зайдите в компанию ВО и ШЕЙД и купите песочников, а уж каким Богом Вы для них станете, зависит только от Вас.

«Короли-пустынники» — повесть необычная. Это скорее притча, которая начинается традиционно: жил — был человек и был этот человек — плохой: трусливый и лживый, эгоистичный и самовлюбленный, мучивший животных, поскольку людей мучить он опасался. И вот однажды он стал обладателем полной, безграничной, божественной власти над судьбами целых четырех народов. Он мог посылать им благоденствие и спокойствие, войну и мир, голод, стихийные бедствия и нашествия монстров. И как человек плохой он, конечно, стал плохим Богом: мстительным, жестоким и непредсказуемым. Он стал карать не только подданных — песочников, но и людей. И был наказан.

Казалось бы простая история и ясный нравственный посыл. Но все не так просто, как кажется. Рассказ по большей части не о божественной власти, а том, как мы взаимодействуем друг с другом. Ведь в нем нет практически положительных героев, за исключением, пожалуй, Кэт, но ее голос тонет среди многих других, желающих того же, что и герой — власти, пусть маленькой, дающей хоть незначительное преимущество, хоть немного возвышающей над остальными. Наш герой получает просто чуть больше такой власти и кидается во все тяжкие просто от недостатка ума и воображения. И порождает настоящих монстров, которые в своем развитии переняли все черты своего недалекого божества.

Весь рассказ — маленький шедевр о людских пороках. Но любимым пороком для исследования, наверно, всегда оставалась для Мартина Глупость в ее обширных проявлениях. Глупость в сочетании с враждебностью, сомнением, агрессивностью — стала главной темой в «Путешествиях Тафа». Здесь же — Глупость в сочетании с Властью — гремучая смесь, порождающая настоящих чудовищ.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх