Руди Рюкер «Обеспечение»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк ) | Психоделика
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования | Ксенофантастика | Путешествие к особой цели | Контакт | Клоны и клонирование | Бессмертие | Роботы | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Романы Руди Рюкера долгое время не переводились на русский, хотя созданы они были примерно в то же время, что и первая трилогия Гибсона. Описывая мир, в каждом новом романе все дальше и дальше уходящий от современного, Рюкер успел затронуть все основные темы киберпанка – виртуальную реальность, искусственный интеллект, породивший целую новую расу разумных существ, неолуддизм, в единочасье избавивший человечество от компьютеров, и приход им на смену информационных технологий на основе биологических компонентов. Наиболее ценное в романах – обилие уникальных сюжетных находок, социально-экономических моделей и свойственных им проблем. Презираемые обществом извращенцы, предпочитающие секс с разумной резиновой (и вонючей-вонючей!) женщиной, – это еще не самые экзотичные герои Рюкера.
К сожалению, названия романов (Software, Wetware, Freeware и Realware) были абсолютно бездарно переведены на русский («Софтуха.exe», «Мокруха.exe» и «Халявинг.exe», четвертый пока не вышел), поэтому следует уточнить, что под Wetware понималось программное обеспечение для биокомпьютеров (один из широко распространенных киберпанковских терминов), а к сериалам в духе «Слепой против крутого» это произведение никакого отношения не имеет.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (8), английский (10)
- /тип:
- книги (17), самиздат (1)
- /перевод:
- Б. Кадников (5), О. Колесников (6), М. Эскина (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 2 марта 2022 г.
В нулевых существовала очень интересная книжная серия «Альтернатива», называемая в народе просто: «Оранжевая серия». А интересна она была своим наполнением. В «Альтернативе» выходили и контркультурные романы Уильяма Берроуза, Хантера Томпсона и Ирвина Уэлша, и менее контркультурные, но более мейнстримные романы Чака Паланика и Чарльза Буковски, и полностью мейнстримные произведения Нила Геймана и Тима Пауэрса. В серии читатель мог найти и комедийный ужастик «В финале Джон умрёт» Дэвида Вонга, и хардкорную научную фантастику, типа «Криптономикона» Нила Стивенсона, и «Кровь электрическую» Кэндзи Сиратори, легендарный роман, написанный в стиле нейросети, до того как этот стиль в принципе появился. В итоге, за двенадцать лет существования (с 2001 по 2013 год) в «Альтернативе» вышло почти три сотни книг, а сама она стала своего рода культовой.
Неудивительно, что сразу после закрытия серии запустили её аналог «Чак Паланик и его Бойцовский клуб». Как понятно из названия, новая серия концентрировалась вокруг творчества Чака Паланика, но в ней также выходили романы Уильяма Берроуза, Хантера Томпсона, Кэтрин Данн, Хьюберта Селби-младшего и прочих авторов около контркультурной направленности. На этот раз серия выдержала семь лет, в ней вышло почти девяносто книг (включая твёрдые и мягкие переплёты), и в 2020-м её, вроде как, закрыли. Ну, или заморозили. И в том же 2020 году стартовала «От битника до Паланика», в которой пока что около двадцати книг, в основном – опять переиздания Чака Паланика, но встречаются и избранные вещи Джека Керуака, Хантера Томпсона и других.
Но вернемся к «Альтернативе». Среди авторов серии был и Руди Рюкер, примечательный сразу двумя моментами. Во-первых, он прапраправнук Гегеля. А во-вторых, он написал цикл «Обеспечение», в котором интересно полемизировал и с Айзеком Азимовым и его законами Робототехники, и с основами киберпанка, предлагая вместо фирменной неоновой безнадеги жанра более-менее жизнеутверждающий продукт, замешанный на всё тех же компонентах, типа виртуальной реальности, свободы воли и самосознания у ИИ, и тому подобном. «Обеспечение» включает в себя четыре романа, названия которых в «Альтернативе» звучат так: «Софт», «Тело», «Полная свобода» и «Реал». И это в разы лучше того, что было в серии «New Wave», где первые три романа назывались «Софтуха.ехе», «Мокруха.ехе» и «Халявинг.ехе».
«Софт» раскрывает историю Кобба Андерсона, гениального кибернетика, когда-то давно сумевшего создать способного к эволюции робота со свободой воли. Сейчас Кобб тихо живёт во Флориде, без особых перспектив и планов на будущее. Но однажды его покой нарушается загадочным роботом, который утверждает, что детища Кобба не забыли о своем создателе, и тому необходимо лететь к ним на Луну, где ему обеспечат лучшую жизнь. После этого наш кибернетик решается на отчаянный шаг... Да, на сегодняшний день роман выглядит несколько наивным и устаревшим, но ему всё же есть, что предложить своему читателю. Например, интересные концепции развития социума роботов, человеческой души, построения отношений между человеком и машиной. И помните, «Софт» вышел на два года раньше «Нейроманта» Уильяма Гибсона, так что это в большей степени научная фантастика, чем киберпанк, пусть элементы последнего и выражены очень явно.
«Тело» развивает идеи первой части, спустя десять лет после событий оной. Фокус внимания, правда, смещается с Кобба, на Стэна Муни, частного детектива, появившегося еще в «Софте». Соответственно, жанровые акценты тоже смещаются в сторону детектива и классического киберпанка. Теперь читатель наблюдает за расследованием Муни, в котором тот пытается найти некую знакомую некоего учёного… В итоге перед читателем в новом ключе раскрываются уже известные концепции, что приводит к необычным вопросам, как например: возможна ли религия у ИИ? А гибрид робота и человека? Что такое бессмертие, и как с ним быть? В плане стиля и сюжета Рюкер сделал большой шаг вперед. Теперь в повествовании есть интрига, а читается она бодрее предыдущей части.
В «Полной свободе» история отношений людей и разумных роботов делает новый виток, и в конфликт добавляется третья сторона в виде инопланетного разума. И вот тут повествование даёт сбой. Дело в том, что в романе много времени уделено теме любовных отношений между Ренди Такером, главным героем, человеческого происхождения, и Моникой, роботом, следующей ступени эволюции искусственного интеллекта. Эта проблематика уже затрагивалась в предыдущем романе, и нынешний, по сути, очень мало прибавляет к уже сказанному. В остальном же читается довольно бодро, да и инопланетный разум получился у автора довольно интересным.
«Реал» описывает еще один конфликт с инопланетянами, и это самая слабая книга тетралогии. Здесь Фил Готтнер сталкивается с чудищами из четвертого измерения, технологиями иных миров и роботами, но выглядит всё это высосанным из пальца. Даже основные вопросы, поднимаемые в романе, смотрятся слабовато. Хотя сами по себе они довольно интересные. Готов ли человек к контакту с более развитыми цивилизациями? Сможет ли он правильно распорядиться инопланетными дарами? Нужны ли нам вообще эти самые дары? Увы, но на фоне первых двух книг четвертая сильно теряется, и читать её я рекомендую, только если вы привыкли доводить все дела до конца.
«Обеспечение» – любопытная предтеча киберпанка, с которой стоит ознакомиться всем поклонникам жанра. По крайней мере, с первыми двумя книгами точно.
Сказочник, 14 июня 2009 г.
Леди и джентльмены,
В каждом из томов этой тетралогии Руди Рюкер показывает нам те или иные представления о квинтэссенции человеческого страха. На чисто подсознательном уровне.
Вначале были роботы — типичные железные машины с железной логикой и отсутствием гибкости при принятии решений, зато превосходящие людей в силе.
Им на смену пришли хамелеоны-молди, способные изменять свое тело по собственному желанию и обладающие такой же изменчиво-текучей моралью и ценностями.
Ну, и в самом финале появляются могущественные пришельцы — куда ж без них? Абсолютно неуязвиные, способные прочитать несколько вариантов будущего, а потому читающие людей лучше, чем раскрытую книгу. При этом, пришельцы появляются не с пустыми руками, а с волшебной палочкой для каждого — этакое Большое Бесплатное Счастье Для Всех по-американски...
Такие дела.