FantLab ru

Руди Рюкер «Обеспечение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Обеспечение

Ware

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Романы Руди Рюкера долгое время не переводились на русский, хотя созданы они были примерно в то же время, что и первая трилогия Гибсона. Описывая мир, в каждом новом романе все дальше и дальше уходящий от современного, Рюкер успел затронуть все основные темы киберпанка – виртуальную реальность, искусственный интеллект, породивший целую новую расу разумных существ, неолуддизм, в единочасье избавивший человечество от компьютеров, и приход им на смену информационных технологий на основе биологических компонентов. Наиболее ценное в романах – обилие уникальных сюжетных находок, социально-экономических моделей и свойственных им проблем. Презираемые обществом извращенцы, предпочитающие секс с разумной резиновой (и вонючей-вонючей!) женщиной, – это еще не самые экзотичные герои Рюкера.

К сожалению, названия романов (Software, Wetware, Freeware и Realware) были абсолютно бездарно переведены на русский («Софтуха.exe», «Мокруха.exe» и «Халявинг.exe», четвертый пока не вышел), поэтому следует уточнить, что под Wetware понималось программное обеспечение для биокомпьютеров (один из широко распространенных киберпанковских терминов), а к сериалам в духе «Слепой против крутого» это произведение никакого отношения не имеет.

© Константин "Wren" Говорун, Страна Игр, номер #150

Содержание цикла:

  • Софт / Software  [= Софтуха.exe; Программа; Программы; Программная основа] (1982)  
7.47 (177)
-
17 отз.
  • Тело / Wetware  [= Мокруха.exe; Телесная основа] (1988)  
7.63 (135)
-
9 отз.
6.50 (4)
-
7.36 (94)
-
2 отз.
7.52 (67)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Глаз разума
2003 г.
Софтуха.exe. Мокруха.exe
2003 г.
Халявинг.exe
2003 г.
Софт. Тело
2005 г.
Полная свобода. Реал
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Обеспечение
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Mind's I. Fantasies and reflections on self and soul
1982 г.
(английский)
Software
1982 г.
(английский)
Wetware
1988 г.
(английский)
Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk and Postmodern Science Fiction
1991 г.
(английский)
Live Robots
1994 г.
(английский)
Freeware
1997 г.
(английский)
Software
1997 г.
(английский)
Wetware
1997 г.
(английский)
Realware
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нулевых существовала очень интересная книжная серия «Альтернатива», называемая в народе просто: «Оранжевая серия». А интересна она была своим наполнением. В «Альтернативе» выходили и контркультурные романы Уильяма Берроуза, Хантера Томпсона и Ирвина Уэлша, и менее контркультурные, но более мейнстримные романы Чака Паланика и Чарльза Буковски, и полностью мейнстримные произведения Нила Геймана и Тима Пауэрса. В серии читатель мог найти и комедийный ужастик «В финале Джон умрёт» Дэвида Вонга, и хардкорную научную фантастику, типа «Криптономикона» Нила Стивенсона, и «Кровь электрическую» Кэндзи Сиратори, легендарный роман, написанный в стиле нейросети, до того как этот стиль в принципе появился. В итоге, за двенадцать лет существования (с 2001 по 2013 год) в «Альтернативе» вышло почти три сотни книг, а сама она стала своего рода культовой.

Неудивительно, что сразу после закрытия серии запустили её аналог «Чак Паланик и его Бойцовский клуб». Как понятно из названия, новая серия концентрировалась вокруг творчества Чака Паланика, но в ней также выходили романы Уильяма Берроуза, Хантера Томпсона, Кэтрин Данн, Хьюберта Селби-младшего и прочих авторов около контркультурной направленности. На этот раз серия выдержала семь лет, в ней вышло почти девяносто книг (включая твёрдые и мягкие переплёты), и в 2020-м её, вроде как, закрыли. Ну, или заморозили. И в том же 2020 году стартовала «От битника до Паланика», в которой пока что около двадцати книг, в основном – опять переиздания Чака Паланика, но встречаются и избранные вещи Джека Керуака, Хантера Томпсона и других.

Но вернемся к «Альтернативе». Среди авторов серии был и Руди Рюкер, примечательный сразу двумя моментами. Во-первых, он прапраправнук Гегеля. А во-вторых, он написал цикл «Обеспечение», в котором интересно полемизировал и с Айзеком Азимовым и его законами Робототехники, и с основами киберпанка, предлагая вместо фирменной неоновой безнадеги жанра более-менее жизнеутверждающий продукт, замешанный на всё тех же компонентах, типа виртуальной реальности, свободы воли и самосознания у ИИ, и тому подобном. «Обеспечение» включает в себя четыре романа, названия которых в «Альтернативе» звучат так: «Софт», «Тело», «Полная свобода» и «Реал». И это в разы лучше того, что было в серии «New Wave», где первые три романа назывались «Софтуха.ехе», «Мокруха.ехе» и «Халявинг.ехе».

«Софт» раскрывает историю Кобба Андерсона, гениального кибернетика, когда-то давно сумевшего создать способного к эволюции робота со свободой воли. Сейчас Кобб тихо живёт во Флориде, без особых перспектив и планов на будущее. Но однажды его покой нарушается загадочным роботом, который утверждает, что детища Кобба не забыли о своем создателе, и тому необходимо лететь к ним на Луну, где ему обеспечат лучшую жизнь. После этого наш кибернетик решается на отчаянный шаг... Да, на сегодняшний день роман выглядит несколько наивным и устаревшим, но ему всё же есть, что предложить своему читателю. Например, интересные концепции развития социума роботов, человеческой души, построения отношений между человеком и машиной. И помните, «Софт» вышел на два года раньше «Нейроманта» Уильяма Гибсона, так что это в большей степени научная фантастика, чем киберпанк, пусть элементы последнего и выражены очень явно.

«Тело» развивает идеи первой части, спустя десять лет после событий оной. Фокус внимания, правда, смещается с Кобба, на Стэна Муни, частного детектива, появившегося еще в «Софте». Соответственно, жанровые акценты тоже смещаются в сторону детектива и классического киберпанка. Теперь читатель наблюдает за расследованием Муни, в котором тот пытается найти некую знакомую некоего учёного… В итоге перед читателем в новом ключе раскрываются уже известные концепции, что приводит к необычным вопросам, как например: возможна ли религия у ИИ? А гибрид робота и человека? Что такое бессмертие, и как с ним быть? В плане стиля и сюжета Рюкер сделал большой шаг вперед. Теперь в повествовании есть интрига, а читается она бодрее предыдущей части.

В «Полной свободе» история отношений людей и разумных роботов делает новый виток, и в конфликт добавляется третья сторона в виде инопланетного разума. И вот тут повествование даёт сбой. Дело в том, что в романе много времени уделено теме любовных отношений между Ренди Такером, главным героем, человеческого происхождения, и Моникой, роботом, следующей ступени эволюции искусственного интеллекта. Эта проблематика уже затрагивалась в предыдущем романе, и нынешний, по сути, очень мало прибавляет к уже сказанному. В остальном же читается довольно бодро, да и инопланетный разум получился у автора довольно интересным.

«Реал» описывает еще один конфликт с инопланетянами, и это самая слабая книга тетралогии. Здесь Фил Готтнер сталкивается с чудищами из четвертого измерения, технологиями иных миров и роботами, но выглядит всё это высосанным из пальца. Даже основные вопросы, поднимаемые в романе, смотрятся слабовато. Хотя сами по себе они довольно интересные. Готов ли человек к контакту с более развитыми цивилизациями? Сможет ли он правильно распорядиться инопланетными дарами? Нужны ли нам вообще эти самые дары? Увы, но на фоне первых двух книг четвертая сильно теряется, и читать её я рекомендую, только если вы привыкли доводить все дела до конца.

«Обеспечение» – любопытная предтеча киберпанка, с которой стоит ознакомиться всем поклонникам жанра. По крайней мере, с первыми двумя книгами точно.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

В каждом из томов этой тетралогии Руди Рюкер показывает нам те или иные представления о квинтэссенции человеческого страха. На чисто подсознательном уровне.

Вначале были роботы — типичные железные машины с железной логикой и отсутствием гибкости при принятии решений, зато превосходящие людей в силе.

Им на смену пришли хамелеоны-молди, способные изменять свое тело по собственному желанию и обладающие такой же изменчиво-текучей моралью и ценностями.

Ну, и в самом финале появляются могущественные пришельцы — куда ж без них? Абсолютно неуязвиные, способные прочитать несколько вариантов будущего, а потому читающие людей лучше, чем раскрытую книгу. При этом, пришельцы появляются не с пустыми руками, а с волшебной палочкой для каждого — этакое Большое Бесплатное Счастье Для Всех по-американски...

Такие дела.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх