FantLab ru

Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Голосов:
623
Моя оценка:
-

подробнее

Вспомни о Флебе

Consider Phlebas

Роман, год; цикл «Культура»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Главный герой «Вспомни о Флебе» сотрудничает с идирианами, воюющими против Культуры, так как считает их жестокую религиозную империю стоящей на стороне жизни. В отличие от гуманной и мягкой Культуры, чье благосостояние поддерживается миллионами разумных машин.

Входит в:

— цикл «Культура»


Награды и премии:


лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1994 // Переводной роман / сборник (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга. 4-е место (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Вспомни о Флебе
2002 г.
Вспомни о Флебе
2008 г.

Аудиокниги:

Вспомни о Флебе
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Consider Phlebas
1987 г.
(английский)
Consider Phlebas
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2013 г.

Сначала я прочитала этот роман, дважды споткнувшись об имя «Флеб»...

Затем я прочитала «Бесплодные земли»/«Пустошь»/Томаса Элиота, чтобы узнать об этом финикийце, чье мертвое тело, выброшенное на песок, лениво перекатывается волнами...

А потом я подошла к открытому окну, посмотреть на восход солнца и подставить лицо волнам исходящего от него света, постояла, закрыв глаза под теплыми лучами... и все же решила написать этот отзыв.

Что-то мне везет в последнее время на книги, где ритм повествования намного важнее событий. Сначала были романы Вулфа и Винджа, а теперь проза Бэнкса, то поднимающая на гребне гигантской волны, то снова роняющая вниз.

Вот тебя поднимает очередная волна, и оказываешься вместе с Хорзой и вольной командой в Храме Солнца. Вот новый гребень, и нос огромного корабля таранит айсберг: глыбы льда начинают свое медленное падение, сминая некогда прекрасные интерьеры. А вот смертоносный луч разрушает орбитальную обитель : ее любовно строили, здесь жили, работали и созидали миллиарды существ, а теперь это только груды мусора, несущие в Космос послание разрушения. И еще одна волна и следующая... Все только о разрушении. Нигде нет созидания во Вселенной, где идет война, растянувшаяся на сорок восемь лет и один месяц, на которой общее число павших --851,4 миллиарда разумных существ, множество из которых даже и не знали ни о какой войне, количество уничтоженных планет исчисляется десятками, а звездных кораблей — миллионами.

Грандиозное полотно, светомузыка разрушения. И на этом фоне — всего лишь горстка жизней, единиц в многомиллиардном списке потерь. Но эти единицы — борются, мучаются, любят, предают, упорно идут к своей цели — ЖИВУТ.

Вот маленькая искра в очередной вспышке великой войны -Хорза, человек с множеством лиц, лицедей, способный надеть любую личину. Он может стать политиком, может капитаном, а может — самим собой, испытывающим счастье от мысли, что станет отцом, отчаяние и безысходное горе от потери любимого человека, всегда, в любых обстоятельствах встающим на сторону Жизни. Такой удачливый, такой импульсивный, ошибающийся, побеждающий и терпящий поражение. Финикиец Флеб, полный силы и красоты, умирающий в темноте, в луже грязной воды на далекой планете Мертвецов, чтобы странным образом возродиться. Символ очередного круга Жизни. Понятный, человечный...

И над всем этим космическим действом парит дух новой Кассандры, дам Крое, вопрошающей в своем мистическом трансе : «Кто Ты» Кто Мы? Кто ВЫ?»

Колоссальную по масштабу картину создал Бэнкс, полную тревожащей символики Жизни и Смерти и поэзии разрушения, обращенную одновременно к разуму и чувствам. Все чтение — несколько дней путешествия в лодке воображения по огромным волнам фантазии в поисках даже не ответов — правильно заданных вопросов. Может такого: вспомни о Флебе, страннике-финикийце, Человек, подумай «Приведу ли в порядок земли мои?» А потом реши, как и когда это сделать.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2015 г.

После себя книга оставила тяжёлое, грустное впечатление. И не потому, что читалась нелегко (местами, честно скажу, откровенно ,,плавала'' из–за терминов, специфических словесных оборотов в контексте истории вцелом), а из–за последней главы – она высветила причины, последствия и грандиозность разрушения войны. Войны масштабной, в которой тонут, гибнут, уничтожаются, превращаются в ничто десятки планет, миллионы межзвёздных кораблей, десятки лет, миллиарды жизней, множество из которых даже и не помышляли ни о какой войне – настолько современные методы её ведения не соответствовуют человеческим меркам. Можно было разрушать, уничтожать, ликвидировать планеты и звёзды из-за пределов их систем, превращая их в сверхновые и при этом слабо представлять себе, за что воюешь. Войны, которая сейчас имеет под собой причины, основу, но о которой через множество лет возможно и не вспомнят и не скажут, кто был прав, кто победил, так же как сейчас уже не помнят о мутаторах, остатках какой-то древней войны, случившейся так давно, что никому уже нет дела, кто, когда и в связи с чем сражался в ней. Никто даже не знает, были мутаторы в этой войне победителями или нет. Они продукт генетического вмешательства, военного планирования и самой войны, они – её наследство.

Каково же будет наследство войны между Культурой и Идиром. Культура – раса полукровок, с тёмным происхождением, внешне разнородная, анархическая, упадочная смесь более или менее человеческих видов, с историей создания множества ненасытных, скоротечных и жестоких империй, которые распадались, расформировывлись и вновь возникали. И сейчас суть Культуры – машины и Разумы, одержимые навязчивой идеей очистить галактику, заставить ее жить по безупречным и эффективным законам, без расточительства, несправедливости или страданий, при этом неся именно то, за что ратовали. А Идиране почти бессмертные, неменяющиеся, десятки тысяч лет истории на одной планете с одной религией, философией, спокойная эпоха преданности единственному чтимому месту, незаинтересованность в чём-либо другом. А после вторжения внезапное понимание того, что они – пешки в чужой завоевательной игре и они решили: единственный способ защитить себя – это наносить удар первыми, захватывать новые территории, становиться все сильнее и расширять собственные границы как можно дальше. И сейчас идиране на стороне жизни – скучной, старомодной биологической жизни, пусть она и зловонная, заблудшая и близорукая.

И в этом масштабном разушительном действии рисуется фрагмент истории с участием далеко неравнодушных, уверенных в своих помыслах и мечтаниях существ: Бора Хорза Гобучул, мутатор с астероида Хибор, в последнее время находившийся на службе у идиран, ведущих священную войну против Культуры и Перостек Бальведа – агент Особых Обстоятельств Культуры. Каждый из них живёт и поступает где–то на стыке разума и души, долга и совести, отдавая себя без остатка, но всегда оставаясь на стороне жизни. Они рискуют, попадают в передряги, выбираются из невозможных обстоятельств, ошибаются, находят выход, побеждают, терпят поражения и сами выбирают. А Хорза – невероятный персонаж – мутатор, который мог легко преодолевать собственную индивидуальность и использовать в качестве личины чужую, так стойко и уверено прошедший множество перепитий в итоге оказлся ,,там'', ,,тем'' против чего сражался – грустно, но зато осталась память о нём, его история, которая ещё надолго останется среди живых.

Очень непростая, для меня, книга, но невероятно интересная, в которой я скорее всего и не всё усвоила, но прочитанное позволило мне испытать определённые чувства к действу и особенно к персонажам.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2013 г.

Эта книга не только стала самым ярким переживанием уходящей зимы, но мне нравится вспоминать, как я ее читала. Скажу больше – вспоминать и грязно ругаться от восторга.

Такой же эффект произвел в свое время тарантиновский Палп Фикшен, так что пришлось умерить эмоции и подумать, с чего бы это. Вам приходилось сканировать свои впечатления, разбирая их на детали и распутывая ассоциации? Бэнкса сложно понять, не разобравшись со своей на него реакцией – восторг восторгом, но что у нас в сухом остатке?

Только дочитав до эпилога и объявив на неделю литературное воздержание – даже не ради послевкусия, а чтобы дать время сверх-идее усесться и пообтереться в сознании – я обнаружила, что общего между Тарантино и Бэнксом больше, чем можно ожидать, это отдельный сверх-жанр, схожий не только взглядом на мир, но и внешними чертами.

Отстраненностью; трагикомичностью; обращением с наркотиками; простотой смерти и замороченностью любви; маргинальностью героев, наконец, их значительностью и заменяемостью в одно и тоже время.

В общем, я не знаю, как называется этот жанр, но кодовыми словами к его пониманию будет Божественная Комедия.

Вряд ли только Бэнкс пишет трагикомедию человеческой жизни под безразличным молотом непредвиденных обстоятельств; жизни и обстоятельства, однако же, у него настолько рельефны и самобытны, фон и сцена выписаны так роскошно, что усилия к этому непростому тексту прикладывать не приходится – ошеломленный, ты наблюдаешь за ним через стекло, сохраняя иллюзию безопасности.

Это требует своего объяснения. Скажем, фэнтэзи плотно цепляет читателя на эмоциональный крючок и протаскивает от начала и до конца книги на едином выдохе. Твердая фантастика покупает на любопытство, космооперы – на адреналин.

Трагикомедии же человеческой жизни, написанные на таком уровне и с таким размахом, требуют изрядной смелости, чтобы созерцать их, не отводя глаз. У меня, по крайней мере, не получается оставаться в таком тексте без передыху, хотя в нем нет напряжения. И тем не менее, созерцать бездну подолгу невозможно, — слишком сильно и слишком глубоко, приходится прерываться на покурить, подумать и подготовиться морально к следующему заплыву.

Хоть формально текст и можно назвать космооперой, было бы ошибкой всерьез отнестись к его форме. Метафора странствий может быть любой, хоть путешествия Одиссея через моря, хоть скитание по улицам в джойсовском Улиссе или поиски истины в Саге о Рэйнване Сапковского. Метафора, метафора человеческой жизни и странствия через нее; Бэнкс, однако, ставит точку и подводит итог с самого начала названием текста и эпиграфом к нему. Можно верить этому окончанию, а можно понимать жизнь и посмертие совсем иначе, — во всех случаях перспектива ошеломительная.

Великая книга, что сказать. Но не детская; если не получается чтение, то и не стоит мучиться, оставьте ее без сожаления, — всему свое время. Только не надо судить «Вспомни о Флэбе» меркой «Трех поросят» или «Агента 007», нехорошо выйдет.

UPD

И кстати. Кого-то из комментаторов смутили масштабы корабля и в целом технических чудес. Месседж же вполне прозрачный и равен скепсису по отношению к техногенной цивилизации сверхкомфорта, которая не решает при этом вечных вопросов человеческого существования. Противопоставление технического сознания и религиозного, при том, что в обоих не хватает внимания к человеку, вообще одна из скрытых пружин текста.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2011 г.

Книжка о столкновении цивилизаций в хантингтоновском смысле слова. Показывает обратимую эволюцию децентрализованного сетевого адхократического государства в сторону более классических структур при столкновении со смертельной внешней угрозой. Служит последовательному развенчанию мифа о супергерое-одиночке, отправившего на свалку литературного pulp fiction не одну космооперу. Персонажи преследуют каждый свою цель, но их устремления и поступки на протяжении всей книги наделяются в сознании читателя атрибутами колоссальной, всегалактической важности. Но сделано это только затем, чтобы на свет появились заключительная глава и культурологическое приложение.

Действие происходит, между прочим, в XIV веке по земному григорианскому календарю.

Если не верите, что придется задействовать мозг, для начала попробуйте его включить.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2016 г.

..Ты, Иудей или Эллин под парусом у кормила,.

Вспомни о Флебе: и он был исполнен силы и красоты...

Моя любимая книга что уж там... Хотел накатать рецензию размером с галактику, но что-то засосало под ложечкой< вообщем распишу кратко как смогу, по пунктам.

Поехали:

1) Возможно сильнейшая книга Бэнкса, очень много философии и психологизма между строк.

2) Слог: как кино смотришь, читается в лёт, время летит незаметно. Огромное кол-во уникальных слов, сложно-построенные предложения и тд, вообщем это Бэнкс и этим всё сказано. В одном из интервью, автора спросили на какую из его книг он хотел бы видеть экранизацию — конечно же Бэнкс ответил: Вспомни о флебе.

3) Сюжет: ну тут сложно, многим кажется не столь уникальным< другим же наоборот, если рассматривать сюжет в контексте задействованных автором идей а также посыла, то покажется весьма необычным. В общих чертах: Есть главный герой — у него большие проблемы, волею судьбы стал заложником чужих интересов и той самой монетой упавшей меж двух противоборствующих сторон, последний представитель вида, пытающийся понять себя и.. и.. Нет антагониста, есть серьезнейший конфликт основанный не просто на интересах и сферах влияния — больше идеологический, есть путешествия, битвы, разлуки, любовь, ненависть, горе, потери, приобритения, личностное становление, и тд.. есть всё, и это всё — не просто слова. Подробнее не могу: без спойлеров не обойтись. Если же смотреть больше поверхностно — то таки да многие возможно будут правы не увидев тут много нового. Однако моё мнение такое: афигеть!

4) Жанровые особенности: это драма в фантастическом антураже под соусом космооперы, приправленой философией с добавочкой психологизма и душком приключенческой фантастики. Вообщем эпос тот ещё.

5) Подача: пока не узнаете «что же там дальше» — не успокоитесь.

6) Идеи: Культура.

7) Посыл: Для чего же эта книга? О чём она? Чему учит? Что нам хотят донести? Эх.. многое, но самое главное, мы понимаем в процессе прочтения: бренность бытия — именно об этом нам говорит автор, доносит до нас, что мы окружены суетой которая стоит мало, что есть большее — есть вечное, на фоне бренности всего сущего, что рано или поздно погаснет вне зависимости от обстоятельств и правильности поступков. Но.. возможно это будут помнить!

Читать и перечитывать.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2008 г.

Да, действительно непросто описать те впечатления, которые получены после чтения этой книги. В двух словах все же попробую. Что понравилось: описание двух цивилизаций, воюющих друг с другом, динамика сюжета, композиция произведения в целом, куча мелких деталей и второстепенных историй, поясняющих сюжет — на этом, пожалуй, все. И за это я с трудом натянул оценку до семи. Что не понравилось? Прежде всего — собственно сам сюжет, не очень понял его логику. Представители двух противоборствующих сил пытаются добраться до некоего машинного разума — кто успеет первым. Зачем? На фига он нужен? Объяснений или нет, или они притянуты за уши. А ведь этому процессу (поиску и захвату) посвящено 700 страниц текста. Ну, про то, кто такой (что такое) Флеб, я даже говорить не хочу. Не могу припомнить, чтобы я читал еще какое-то произведение, название которого никаким образом не смог «пристегнуть» к содержанию. В аннотации роман Бэнкса сравнивается по мощи с «Гиперионом». Что тут сказать? Полное вранье! Финал не понравился совершенно. Дабы меня не обвинили в «спойлерстве», о подробностях претензий к финалу умолчу. Подытоживая все выше написанное: «антураж» — превосходный, а «стержень» — вялый, нелогичный и неубедительный. Спасает динамика и непосредственный интерес (подстегивающий желание поскорее дочитать до конца) — а что будет дальше? За это и семерка.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2008 г.

Перевод Г. Крылова.

Этот роман сложно читать, о нем сложно говорить, о нем сложно составить непротиворечивое мнение. Между тем, назвать этот роман сложным я не могу. Вот и все. На этом, в принципе можно закончить отзыв, потому что сейчас, через несколько часов после окончания чтения я не могу даже сказать понравился мне роман Бэнкса или нет. Слишком уж он многогранен.

Вынесенные в аннотацию слова, «один эпизод войны между анархо-гедонистской Культурой… и Идрианской империей» одновременно и содержательны и бессмысленны. Потому что книга не только об этом эпизоде войны, не только о мутаторе Хорзе, нет, и об этом тоже, но еще и о многом другом. О столкновении культур, о рождение и угасании государств, об играх, в которые играют люди и людях, которые играют в игры, о том, как возникают и гибнут миры, о сущности и природе разума… Интеллектуальная и эмоциональная составляющие романа просто зашкаливают, порой переливаясь через край.

Первая часть романа мне очень напомнила поздние путешествия Гулливера, потом эта параллель кажется уже не такой заметной, но что-то Свифтовское проскальзывает во всем полотне романа. Ну а ближе к концу повествования вспомнилась еще одна фраза из аннотации «НФ-дебют, сравнимый по мощи разве что с «Гиперионом». Уж действительно, идеи в воздухе витают…

Несколько слов об издании. Если бы все книги в серии «Матрица. Киберреальность» издавали как «Вспомни о Флебе», покупал бы их без раздумья. Хороший, грамотный перевод, с минимумом ляпов, отличное издание книги. Хорошо, что хотя бы к изданию первого романа «Культуры» «Эксмо» вспомнило про свою серию.

Итог. Роман для тех, кто любит длинные истории.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2015 г.

Общий вектор сюжета напоминает таковой в цикле Рэя Олдриджа «Освободитель». Такой же неординарный главный герой-агент, та же динамика, тот же мир с планетами и расами гуманоидов. Но если в «Освободителе» действие происходило по принципу сценария кино с калейдоскопом поминутно разворачивающихся ярких картин, то здесь присутствуют лирические и даже философские отступления, короче говоря, есть нечто, заставляющее думать, а не просто безучастно впитывать сюжетные образы. Местами царапает по сердцу. И это — даже несмотря на то, что логика главного героя или, скорее, мотивы его действий (например, почему он вообще решил стать агентом идириан) — часто странные, «картонные», ненастоящие. Этой логике верится с трудом. Можно это, конечно, списать на странность самого героя — в самом деле, как оно там положено у оборотней? Какая у них логика?...

В целом, произведение очень порадовало, добротное и стоящее, хороший литературный язык. Героям сочувствуешь, искренне сопереживаешь, в этом — первый плюс. Вещь концентрированная, недолгая, текст сжат до необходимого минимума — это второй плюс.

Третий плюс в том, что это произведение оставляет послевкусие, его не забываешь на второй день, о нем хочется поразмышлять. И даже оставить отзыв на фантлабе :-)

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2010 г.

Странная книга. Замах на рубль, а удар на копеечку.

Невнятный конфликт двух миров и мировоззрений держится лишь на утверждениях автора о том, что он есть.

Какой смысл городить Культуру, сравнявшую машины с гуманоидами ,если машины описаны и ведут себя как те-же гуманоиды, но в костюмчиках машин?

Агрессия идиран — тупа, примитивна и натужна.

Роман полон незакрытых идей, брошенных на полуслове диалогов и картонных декораций.

Да, толика интереса в романе присутствует. Не могу сказать что прочёл всё без удовольствия, но знай я заранее что это будет — не стал бы покупать.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2012 г.

Отзывов много. И чего-то добавлять по сюжету или смыслу книжки, надобности не вижу.

Из личных впечатлений: книжка странная, временами захватывает, временами заставляет недоуменно пожимать плечами. Вот вроде сюжет выстроен линейно, но возникают отсылки на второстепенные персонажи, которые в действии книги совсем и не нужны вроде. Может следующие книги из серии свяжут все ниточки воедино? Так в эпилоге описаны и завершены все сюжетные линии (даже для совсем второстепенных персонажей).

Замечательные описания Орбиталищ, Мира Шкара, соседствуют с откровенно скучными сюжетами об игре Ущерб, нападении на Храм Света.

Странная книжка, но прочел, не без удовольствия.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2008 г.

Затрудняюсь поставить оценку этому роману. Во первых, читал его в двух переводах – начал в старом, довольно-таки корявеньком, потом купил новое издание – просто небо и земля, язык вдруг стал живым, выразительным. Естественно, и читаться стало увлекательнее. Однако книга очень растянута. Много описаний, кто как сидел, куда пошел и кто на кого при этом посмотрел. Этакая созерцательная стилистика присутствует даже в самых динамичных моментах. Кроме того, на мой взгляд, некоторые сцены просто лишние, вроде эпизода с людоедами на острове Орбиталища (вот удачный пример перевода!). Ужатие объема если не в два, то хотя бы в полтора раза пошло бы только на пользу.

По сути своей, «Вспомни о Флебе» — образец качественной космической оперы. Интеллектуальной? Возможно, по крайней мере уровень ее значительно выше среднего по боль… по жанру. Общая идея противостояния двух цивилизаций – гедонистичной Культуры, полагающейся на машинные разумы и суровых религиозных фанатиков идиран, доверяющих только собственному от природы высокому интеллекту, достаточно интересна. Хотя основное повествование ведется практически в режиме «нон-стоп» и читать его порой откровенно скучно, отступления, посвещенные Фал и Разуму-младенцу, вносят в текст приятное разнообразие.

В общем и в целом местами на восьмерку тянет, местами на девятку. Поставлю 9, за финал и потому что произведение по крайней мере не шаблонное.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2014 г.

Ожидала значительно большего, так как роман «Алгебраист» этого автора понравился.

Перевод Крылова — какой-то пресноватый текст, безликий + мелкие стилистические огрехи (пониманию не мешают, нелепиц нет, но и не шедевр).

Задумка, конечно, интересная: противостояние двух совершенно разных цивилизаций — Культуры и идириан. Идириане описываются немного в самом начале — трехлапые странные существа, имеющие слуг-симбионтов. Автор говорит, что они жестокие и религия у них чудовищная (без конкретики). Интригует, конечно, что это монстры с планеты монстров, которые победили остальных и сохранили разум. Но это просто фраза, а в чем их монструозность так и осталось неизвестным. Особенности инопланетной психики остались в тайне, только внешний вид известен читателю. И только страниц за 100-150 до конца мы узнаем много интересного об их физиологии и немного о психике (не монстры, но камикадзе — на мой взгляд). О Культуре известно, что там в мире и гармонии живут и гуманоиды, и машины (вспомнился Алгебраист, где автор+герой жалел Искусственные интеллекты, которые подвергались истреблению). Примечательно, что решив в политических целях уничтожить орбиталище, Культура занялась эвакуацией всех его жителей! (герои в удивлении и даже глупостью считают, вспомнился опять же Алгебраист, где орбиталище уничтожили с людьми) Так что Культура вызывает у меня симпатию.

Но герой её ненавидит, так как ненавидит машины и не доверяет им. Машины (Разумы) — они простоватые (если не больше), склонные к панике и истерии (!!!) и поэтому смешные, но в целом милые. Кстати в Алгебраисте была та же трактовка ИР.

Герой же вызывает у меня сплошной негатив. Вроде бы представитель малочисленной расы, которую все боятся и недолюбливают — мутатор. Может принимать личины... Древний народ, загадочный? А психология у него — обычного недалёкого дядьки. И получился такой [b]типичный неубиваемый супер-герой[/b], способный выбраться из любой передряги (мутаторская биология ему помогает, а вот психологии, религии, социума никакого нет). Скучный и нехаризматичный тип (для меня).

На корабле пиратов — жалких неудачников на космическом корыте — летают «гуманоиды — мужчины и женщины». Эта фраза меня удивила. Ж и М — это человек. Гуманоид — это более широкое понятие, то есть и человек, и существа с других планет. Так кто же составляет экипаж? Автор не поясняет. Вообще, они производят впечатление цирка уродов (женщина с большими ушами — ну что это даёт для сюжета?). А психология у всего этого сброда вполне себе земная, обычная, как у наших современников — причем у всех, независимо от физических расхождений. Скучно это.

Приключения мне показались неинтересными. Только под конец книги пошла динамика, так как действия героев приобрели осмысленность и логичность. Конец (для меня лично) был неожиданным, что чисто теоретически хорошо, но практически мне удовольствия не доставил никакого.

Итог, читать можно, но совсем не обязательно. Перекликается с Алгебраистом во многом, но всё что там было сильного — пропало, все слабое гипертрофировалось. Я предпочту российские космооперы — Зорич «Завтра война», Злотников «Шпаги над звездами» или хотя бы Лукьяненко «Линия грез» — там люди с человеческой психологией, инопланетяне с загадочной и почти непостижимой (тем интереснее, когда герои пытаются что-то узнать о них), персонажи яркие и привлекательные (им сопереживаешь, интересуешься их судьбой) да и обжитый космос как-то поинтереснее выглядит, плюс имеются тайны и загадочные явления/персонажи.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2018 г.

Когда вспоминаю о Флебе, меня всегда охватывает нервная дрожь, а руки так и чешутся написать что-нибудь эдакое, разгромное... Искренне хотел бы, чтобы люди, которые поставили данному произведению «десятку», объяснили, что они в нем такого нашли?! Ибо лично у меня накопилась масса риторических вопросов к автору, на которые он, конечно же, уже никогда не ответит... Видимо, вопросы эти теперь так и будут метаться окаянной, недоумевающей тучей по бескрайней Ноосфере.

Далее, кому интересно — довольно пространный спойлер, потому как без углубления в детали тут никак не обойтись.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Итак, ГГ. Это некое бесхребетное, аморфное существо, довольно плохо прописанное. Хотя вроде бы мутатор — потенциально супермачо с резиновой внешностью и гуттаперчевыми суставами: в говне не тонет, в огне не горит, спокойно дает откусывать себе пальцы, практикует медитацию и может по желанию отключать боль в любом месте своего тела. У него ядовитые зубы и убойная слюна (прям как у сэра Макса). Крутой чувак, да? Однако крутизна его какая-то избирательная, только до того момента, пока об этом помнит сам Бэнкс. На всем протяжении книги этого непобедимого мутатора регулярно бьют, подстреливают, берут в плен, палят из лазера по многострадальному кумполу, а сам мутатор ближе к финалу только морщится и страдает от боли в шее. Бедняга просто забыл, что ее (боль, а не шею) можно отключить! Экая мелочь, право. В общем, персонаж вышел настолько беспомощный, что сопереживать ему вообще никак не хочется. Особенно ближе к концу романа. И вообще, решительно непонятно, почему именно ему идиране решили доверить операцию по захвату сбежавшего Разума? Потому что он уже был на этой планете и знает, где там включается электричество? Как показало развитие сюжета, знания эти не помогли ему совершенно, а наш суперхеровый (вовсе не от слова superhero, как можно было бы подумать) мутатор накосячил везде, где только мог. Те же идиране в этих подземельях были впервые, но справились не хуже своего «союзника».

2. Внутренний мир героя и мотивация его поступков не выдерживают никакой критики. Кто он, откуда, почему такой? Какие-то обрывки невнятных воспоминаний. Тем не менее, чувак явно идейный — в Галактической войне встал на сторону трехметровых трехногих тараканов, которые считают человечество вонючими червями. И убежденно противостоит гуманоидной Культуре — страшно злобной силе, которую надо непременно остановить, пока она не окультурила весь космос. При этом Культура стараниями Бэнкса описана так, что немедленно хочется встать «на тёмную сторону» (если это именно она) и безжалостно замочить всех тараканов межпространственным дихлофосом. Ведь со стороны «добра» (по Бэнксу) у нас находятся идиране — тупорылые вояки с какой-то там своей особенной религией. Суть этой загадочной религии не раскрыта совершенно, зато эти громоподобные тараканы, по мнению ГГ, по-настоящему на стороне жЫзни, Вселенной и всего остального! Даром, что они перемочили кучу народа, да и самого нашего разлюбезного мутатора отправили к праотцам. Предварительно удавив во сне его первую мутаторскую любовь. И размазав по стенкам тоннеля другую его любовь, с будущим наследником внутри. И сломав руку третьей близкой мутатору дамочке из вражеского культурного клана, с которой у нашего ГГ всю книгу протекают какие-то скрытые отношения. В общем всё, как завещал великий Зигмунд!

3. Страшно профессиональный секретный агент Культуры Бальведа (та самая вышеуказанная дамочка) не совершает ровным счетом НИКАКИХ полезных действий! На протяжении всей книги она тоже регулярно попадает в плен, как и ее духовный собрат-мутатор, но даже не пытается сбежать или как-то напакостить своим оппонентам. Да, постфактум мы узнаем о каких-то ее героических подвигах, но перед нашим читательским взором она только многозначительно скрещивает руки на груди, задает дурацкие вопросы и саркастически усмехается. Внутренний мир агентши, ее мысли и планы объясняются чуть менее, чем загадка бермудского треугольника. И лишь в самом конце, когда уже все погибли, а искомый бесценный Разум чуть не отправили в металлолом, она соизволила выковырять из своего красивого рта типично джеймсбондовский аксессуар — убойнейший бластер, замаскированный под зуб — и, наконец, превратила в фарш порядком уже всем надоевшего лопатоголового идиранина. Что мешало это сделать раньше? Секретный Культурный кодекс бусидо? Незыблемые завоевания демократии? Нет ответа!

4. На первый взгляд можно подумать, что Бэнкс создал довольно интересный, захватывающий мир... Если бы не эти его «фирменные» описания локаций — какая-то неудобоваримая каша из слов и образов! Возможно, лично мне недостает пространственного мышления (хотя на недостаток воображения никогда раньше не жаловался), но, пардон, картина того же орбиталища Вавач ну никак не желает складываться в голове — все это нагромождение облаков, льдов, океанов, островов, огромных кораблей, барьеров, пандусов, судов на воздушной подушке, балконов, лифтов, снова пандусов, труб, парапетов, коридоров, шезлонгов и т.д. Что куда переходит и как между собой стыкуется — хрен пойми! Причем, создается впечатление, что сам-то Бэнкс во всей этой мешанине чувствует себя как дома и прекрасно ориентируется в пространстве. Но адекватно донести эти картины до читателя не смог или не захотел. В результате сильно пострадала атмосферность — та самая неуловимая душа любого произведения, за которую мы часто готовы простить многое, даже дуболомный сюжет. Увы!

5. Мы знаем, как спасся с поверхности Вавача наш мутатор, но полнейшей загадкой остается то, как спаслись с мегакорабля остальные — без шаттла и других средств передвижения. «А неважно это всё», — решил Бэнкс и просто тупо ничего не объяснил. Нормальный ход, чо! Все маститые писатели обычно так и делают.

6. Последняя треть романа, которая протекает в подземельях Командной системы — это вообще epic fail! Какая там динамика и саспенс, Боже упаси?! Редко мне попадались в жизни более унылые и вызывающие раздражение описания действий героев. Настолько они нелогичны, непродуманны и просто непрофессиональны. А ведь в этих тоннелях, на минуточку, собралась сплошь галактическая боевая Илита, а не хрен собачий: бывалые наемники, вояки-идиране, секретные супер-бупер агенты с бластерами наперевес. При этом ведут себя все, как младенцы в песочнице! В общем, уровень «адекватности» просто зашкаливает. Признаюсь, я, скрепя зубами, почти на каждой странице этого «grand finale» боролся с искушением побыстрее пролистать к концу, закончить чтение и позабыть об этом Флебе на веки вечные, как о страшном сне! Ибо кульминация романа прописана исключительно в стиле «то, да потому». И так — еще раз пять подряд, пока читатель не сдохнет от злости и разочарования.

7. У героев никогда не заканчиваются патроны и заряды в их энергетических пукалках. Зато внезапно может разорвать ствол (чуть не написал «дупло»)... «Ну, это нормально», — сказал бы один известный персонаж.

8. Йелсон — боевая подруга и половой партнер нашего мутатора, крепко сжимая верный бластер в полумраке тоннелей Командной системы, в лучших традициях мексиканских сериалов сообщает ГГ, что она беременна. Все мы знаем, чем такие известия оборачиваются в реальной жизни: для кого-то это потенциальный геморрой и сплошные проблемы, для кого-то — радость грядущего отцовства. В пространстве же сюжета обычно — это такой тонкий намек на вполне себе толстые обстоятельства, которые нас ждут в «следующих сериях». Однако Бэнкс не так прост! Сообщив нам столь важное известие, он просто берет и художественно размазывает бедную беременную женщину по стенкам тоннеля. Видите, какой я вам тут поворотец намутил, а? Не ожидали, уважаемые читатели?! Как говорится, «ваши ожидания — ваши проблемы». Тем более, что пару страниц спустя своему неведомому богу отдаст душу и несостоявшийся папаша — наш бравый главный герой, мутатор по имени Бора Хорза Гобучул без одного пальца на руке и, похоже, почти без мозга.

9. В финале умирают вообще все! Коллега Мартин, наверняка, даже верную фуражку бы съел от зависти, узнав о такой сюжетной «находке». А разве так можно, спросите вы? «Можно», — отвечает Йэн М. Бэнкс, а чтоб читателям стало совсем хорошо, пишет эпилог, где в числе прочего любезно сообщает, что всех мутаторов вместе с их родным астероидом в итоге распылили на атомы (причем, непонятно кто). А, например, дамочке-аналитику Культуры, которая любила без сопровождения лазать по горам (кстати, вообще непонятно, к чему в романе нужны были сцены про эту девицу?) Бэнкс уготовил удивительную судьбу: она несколько раз рожала детей, перемежая акты деторождения процедурами смены пола (не того, по которому ходят), а в конце... ну, короче, ОНО тоже умерло. Вот, скажите, НА ХРЕНА нам об этом было знать?! К чему были все эти идиотские подробности: как она родила, стала мужиком, снова обернулась тёткой, еще раз родила, опять стала мужиком?! Это дает какую-то глубину сюжету? Или это просто выписки из диагноза самого автора?

10. Сверхидея романа, его глубокая философия и сермяжная правда — в чём она? Граждане, которые постигли его глубины, просветите, пожалуйста, а?

РЕЗЮМЕ: Если вам жалко вашего личного времени и дороги собственные нервные клетки — лучше не читайте этот роман. Конечно, в нем тоже есть свои любопытные находки (не без этого), но, поверьте, на свете существует немало других, гораздо более достойных произведений. Стройных, продуманных, динамичных и талантливо написанных. Лично я продолжения серии про Культуру после такого «феерического начала» читать не буду — уж увольте! Даже несмотря на то, что с творчеством Бэнкса уже был знаком, читал его «Осиную фабрику», «Мост» и «Шаги по стеклу» и считал довольно неплохим автором. Однако даже не предполагал, что он выдаст такую халтуру.

Этому роману я первоначально намеревался влепить двойку, но передумал и слегка повысил оценку — исключительно из-за сцены на острове умирающего Вавача, где главного героя чуть заживо не сожрал какой-то местный сумасшедший «нехочуха». Вот где был драйв, экшен, динамика, реальное безумие и неожиданный поворот сюжета. Это было по-настоящему круто, чего уж там! Жалко, что в рамках этого романа Бэнкс больше не сподобился на подобные сцены. Увы и ах всем нам, сирым и убогим.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2014 г.

Возможно, далее Бэнкс в цикле развернулся. В явленном намеке на организацию Культуры виден идейный потенциал. Не исключено, что продолжение превзошло старт. Первая же книжка цикла, честно, достаточно проходная космическая опера, интерес держащая именно по принципу «бей-беги». В рецензии где-то сравнивали с «Гиперионом», но куда уж там: даже и без Китса очень скромно и без блеска. Организационно — одноколейный квест с центральным персонажем и вставками-микрорассказами о провидице. Написано простенько, с обилием «технических» терминов. Уж не знаю, может переводчик с досады порезвился, но одна фраза запомнилась. Что-то типа того, что на персонаже «была надета теплая кофта и брюки такого же цвета». Люблю такое. Однако я книжку прочитал с неделю назад, а это самое яркое о ней воспоминание. Куда уж там о Флебе еще и помнить...

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2013 г.

Ни смысла, ни логики. Возможно я слишком многого ожидал от книги, после всех хвалебных отзывов, возможно что то упустил, или не понял. Но я не увидел ни «символики Жизни и Смерти» ни философского подтекста, ни качественно проработанного мира.

Логика поступков героев и их мотивация, так же осталась для меня загадкой. Хорза не приемлет Культуру, ненавидит машины, почему, за что? Бэнкс пишет об этом, но как то вяло, не убедительно, и вскользь. Мотивация же других персонажей в целом сводится к «так надо».

Ни Империя, ни Культура в книге не раскрыты, описаны как то картонно, как будто представляя их себе, автор не смог перенести их на бумагу.

Пока читал, не покидало ощущение, что читаю не цельное произведение, а набор связанных сюжетом отрывков с пропущенными кусками, лишь к развязке это ощущение стало пропадать.

Честно говоря, я озадачен разницей между отзывами и собственными впечатлениями от книги.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх