Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Искусственный интеллект | Ксенофантастика | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Главный герой «Вспомни о Флебе» сотрудничает с идирианами, воюющими против Культуры, так как считает их жестокую религиозную империю стоящей на стороне жизни. В отличие от гуманной и мягкой Культуры, чье благосостояние поддерживается миллионами разумных машин.
Название произведения взято из поэмы Томаса Элиота «Бесплодная земля».
Входит в:
— цикл «Культура»
Награды и премии:
лауреат |
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1994 // Переводной роман / сборник (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга. 4-е место (Великобритания) |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Крылов (1), А. Миллер (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Andalon, 1 августа 2018 г.
Когда вспоминаю о Флебе, меня всегда охватывает нервная дрожь, а руки так и чешутся написать что-нибудь эдакое, разгромное... Искренне хотел бы, чтобы люди, которые поставили данному произведению «десятку», объяснили, что они в нем такого нашли?! Ибо лично у меня накопилась масса риторических вопросов к автору, на которые он, конечно же, уже никогда не ответит... Видимо, вопросы эти теперь так и будут метаться окаянной, недоумевающей тучей по бескрайней Ноосфере.
Далее, кому интересно — довольно пространный спойлер, потому как без углубления в детали тут никак не обойтись.
1. Итак, ГГ. Это некое бесхребетное, аморфное существо, довольно плохо прописанное. Хотя вроде бы мутатор — потенциально супермачо с резиновой внешностью и гуттаперчевыми суставами: в говне не тонет, в огне не горит, спокойно дает откусывать себе пальцы, практикует медитацию и может по желанию отключать боль в любом месте своего тела. У него ядовитые зубы и убойная слюна (прям как у сэра Макса). Однако крутизна его какая-то избирательная, только до того момента, пока об этом помнит сам Бэнкс. На всем протяжении книги этого непобедимого мутатора регулярно бьют, подстреливают, берут в плен, палят из лазера по многострадальному кумполу, а сам мутатор ближе к финалу только морщится и страдает от боли в шее. Бедняга просто забыл, что ее (боль, а не шею) можно отключить! В общем, персонаж вышел настолько беспомощный, что сопереживать ему вообще никак не хочется. Особенно ближе к концу романа. И вообще, решительно непонятно, почему именно ему идиране решили доверить операцию по захвату сбежавшего Разума? Потому что он уже был на этой планете и знает, где там включается электричество? Как показало развитие сюжета, знания эти не помогли ему совершенно, а наш бравый мутатор накосячил везде, где только мог. Те же идиране в этих подземельях были впервые, но справились не хуже своего «союзника».
2. Внутренний мир героя и мотивация его поступков не выдерживают никакой критики. Кто он, откуда, почему такой? Какие-то обрывки невнятных воспоминаний. Тем не менее, чувак явно идейный — в Галактической войне встал на сторону трехметровых трехногих тараканов, которые считают человечество вонючими червями. И убежденно противостоит гуманоидной Культуре — страшно злобной силе, которую надо непременно остановить, пока она не окультурила весь космос. При этом Культура стараниями Бэнкса описана так, что немедленно хочется встать «на тёмную сторону» (если это именно она) и безжалостно замочить всех тараканов межпространственным дихлофосом. Ведь со стороны «добра» (по Бэнксу) у нас находятся идиране — тупорылые вояки с какой-то там своей особенной религией. Суть этой загадочной религии не раскрыта совершенно, зато эти громоподобные тараканы, по мнению ГГ, по-настоящему на стороне жЫзни, Вселенной и всего остального! Даром, что они перемочили кучу народа, да и самого нашего разлюбезного мутатора отправили к праотцам. Предварительно удавив во сне его первую мутаторскую любовь. И размазав по стенкам тоннеля другую его любовь, с будущим наследником внутри. И сломав руку третьей близкой мутатору дамочке из вражеского культурного клана — Бальведе, с которой у нашего ГГ всю книгу протекают какие-то скрытые отношения. В общем всё, как завещал великий Зигмунд!
3. Страшно профессиональный секретный агент Культуры не совершает ровным счетом НИКАКИХ полезных действий! На протяжении всей книги та самая Бальведа тоже регулярно попадает в плен, как и ее духовный собрат-мутатор, но даже не пытается сбежать или как-то напакостить своим оппонентам. Да, постфактум мы узнаем о каких-то ее героических подвигах, но перед нашим читательским взором она только многозначительно скрещивает руки на груди, задает дурацкие вопросы и саркастически усмехается. Внутренний мир агентши, ее мысли и планы объясняются чуть менее, чем загадка бермудского треугольника. И лишь в самом конце, когда уже все погибли, а искомый бесценный Разум чуть не отправили в металлолом, она соизволила выковырять из своего красивого рта типично джеймсбондовский аксессуар — убойнейший бластер, замаскированный под зуб — и, наконец, превратила в фарш порядком уже всем надоевшего лопатоголового идиранина. Что мешало это сделать раньше? Секретный Культурный кодекс бусидо? Незыблемые завоевания демократии? Нет ответа!
4. На первый взгляд можно подумать, что Бэнкс создал довольно интересный, захватывающий мир... Если бы не эти его «фирменные» описания локаций — какая-то неудобоваримая каша из слов и образов! Возможно, лично мне недостает пространственного мышления (хотя на недостаток воображения никогда раньше не жаловался), но, пардон, картина того же орбиталища Вавач ну никак не желает складываться в голове — все это нагромождение облаков, льдов, океанов, островов, огромных кораблей, барьеров, пандусов, судов на воздушной подушке, балконов, лифтов, снова пандусов, труб, парапетов, коридоров, шезлонгов и т.д. Что куда переходит и как между собой стыкуется — хрен пойми! Причем, создается впечатление, что сам-то Бэнкс во всей этой мешанине чувствует себя как дома и прекрасно ориентируется в пространстве. Но адекватно донести эти картины до читателя не смог или не захотел. В результате сильно пострадала атмосферность — та самая неуловимая душа любого произведения, за которую лично я готов простить многое, даже дуболомный сюжет.
5. Мы знаем, как спасся с поверхности Вавача наш мутатор, но полнейшей загадкой остается то, как спаслись с мегакорабля остальные — без шаттла и других средств передвижения. «А неважно это всё», — решил Бэнкс и просто тупо ничего не объяснил.
6. Последняя треть романа, которая протекает в подземельях Командной системы — это вообще Epic Fail! Какая там динамика и саспенс, Боже упаси?! Редко мне попадались в жизни более унылые и вызывающие раздражение описания действий героев. Настолько они нелогичны, непродуманны и просто непрофессиональны. А ведь в этих тоннелях, на минуточку, собралась сплошь галактическая боевая Илита: бывалые наемники, вояки-идиране, секретные супер-бупер агенты с бластерами наперевес. При этом ведут себя все, как младенцы в песочнице! В общем, уровень «адекватности» просто зашкаливает. Признаюсь, я, скрепя зубами, почти на каждой странице этого «Grand Finale» боролся с искушением побыстрее пролистать к концу, закончить чтение и позабыть об этом Флебе на веки вечные, как о страшном сне! Ибо кульминация романа прописана исключительно в стиле «то, да потому». И так — еще раз пять подряд, пока читатель не сдохнет от злости и разочарования.
7. У героев никогда не заканчиваются патроны и заряды в их энергетических пукалках. Зато внезапно может разорвать ствол (чуть не написал «дупло»)... «Ну, это нормально», — сказал бы один известный персонаж.
8. Йелсон — боевая подруга и половой партнер нашего мутатора, крепко сжимая верный бластер в полумраке тоннелей Командной системы, в лучших традициях мексиканских сериалов сообщает ГГ, что она беременна. Все мы знаем, чем такие известия оборачиваются в реальной жизни: для кого-то это потенциальный геморрой и сплошные проблемы, для кого-то — радость грядущего отцовства. В пространстве же сюжета обычно — это такой тонкий намек на вполне себе толстые обстоятельства, которые нас ждут в «следующих сериях». Однако Бэнкс не так прост! Сообщив нам столь важное известие, он просто берет и художественно размазывает бедную беременную женщину по стенкам тоннеля. Видите, какой я вам тут поворотец намутил, а? Не ожидали, уважаемые читатели?! Как говорится, «ваши ожидания — ваши проблемы». Тем более, что пару страниц спустя своему неведомому богу отдаст душу и несостоявшийся папаша — наш бравый главный герой, мутатор по имени Бора Хорза Гобучул.
9. В финале умирают вообще все! Коллега Мартин, наверняка, даже верную фуражку бы съел от зависти, узнав о такой сюжетной «находке». А разве так можно, спросите вы? «Можно», — отвечает Йэн М. Бэнкс, а чтоб читателям стало совсем хорошо, пишет эпилог, где в числе прочего любезно сообщает, что всех мутаторов вместе с их родным астероидом в итоге распылили на атомы. А, например, Фал 'Нгистре — дамочке-аналитику Культуры, которая любила без сопровождения лазать по горам, Бэнкс уготовил удивительную судьбу: она несколько раз рожала детей, перемежая акты деторождения процедурами смены пола (не того, по которому ходят), а в конце... ну, короче, ОНО тоже умерло. Вот, скажите, зачем нам об этом было знать?! К чему были все эти идиотские подробности: как она родила, стала мужиком, снова обернулась тёткой, еще раз родила, опять стала мужиком?! Это дает какую-то глубину сюжету? Или это просто выписки из диагноза самого автора?
10. Сверхидея романа, его глубокая философия и сермяжная правда — в чём она? Граждане, которые постигли его глубины, просветите, пожалуйста, а?
РЕЗЮМЕ: Если вам жалко вашего личного времени и дороги собственные нервные клетки — лучше не читайте этот роман. Конечно, в нем тоже есть свои любопытные находки (не без этого), но, поверьте, на свете существует немало других, гораздо более достойных произведений. Стройных, продуманных, динамичных и талантливо написанных. Лично я продолжения серии про Культуру после такого «феерического начала» читать не буду — уж увольте! Даже несмотря на то, что с творчеством Бэнкса уже был знаком, читал его «Осиную фабрику», «Мост» и «Шаги по стеклу» и считал довольно неплохим автором. Однако даже не предполагал, что он выдаст такую халтуру.
Этому роману я первоначально намеревался влепить двойку, но передумал и слегка повысил оценку — исключительно из-за сцены на острове умирающего Вавача, где главного героя чуть заживо не сожрал какой-то местный «нехочуха». Вот где был драйв, экшен, динамика, реальное безумие и неожиданный поворот сюжета. Это было по-настоящему круто, чего уж там! Жалко, что в рамках этого романа Бэнкс больше не сподобился на подобные сцены.
volodihin, 15 марта 2024 г.
Конечно-конечно, галактическая война, столкновение двух великих цивилизаций, разнообразие и богатство рас...
Но вещь-то, в общем, не о выборе между правдами великих цивилизаций, нет.
Бэнкс в виде романа написал текст на ту же тему, на которую Хэм сделал рассказ «Мотылёк и танк». Он рассказал о том, что в глобальном столкновении раздавлена будет и сильная оригинальная личность, и сильная большая любовь. Всё снесёт глобальная война, всё изувечит, до всего доберется ее ядовитое жало.
Большая война не оставляет надежды.
primorec, 22 мая 2013 г.
Сначала я прочитала этот роман, дважды споткнувшись об имя «Флеб»...
Затем я прочитала «Бесплодные земли»/«Пустошь»/Томаса Элиота, чтобы узнать об этом финикийце, чье мертвое тело, выброшенное на песок, лениво перекатывается волнами...
А потом я подошла к открытому окну, посмотреть на восход солнца и подставить лицо волнам исходящего от него света, постояла, закрыв глаза под теплыми лучами... и все же решила написать этот отзыв.
Что-то мне везет в последнее время на книги, где ритм повествования намного важнее событий. Сначала были романы Вулфа и Винджа, а теперь проза Бэнкса, то поднимающая на гребне гигантской волны, то снова роняющая вниз.
Вот тебя поднимает очередная волна, и оказываешься вместе с Хорзой и вольной командой в Храме Солнца. Вот новый гребень, и нос огромного корабля таранит айсберг: глыбы льда начинают свое медленное падение, сминая некогда прекрасные интерьеры. А вот смертоносный луч разрушает орбитальную обитель : ее любовно строили, здесь жили, работали и созидали миллиарды существ, а теперь это только груды мусора, несущие в Космос послание разрушения. И еще одна волна и следующая... Все только о разрушении. Нигде нет созидания во Вселенной, где идет война, растянувшаяся на сорок восемь лет и один месяц, на которой общее число павших --851,4 миллиарда разумных существ, множество из которых даже и не знали ни о какой войне, количество уничтоженных планет исчисляется десятками, а звездных кораблей — миллионами.
Грандиозное полотно, светомузыка разрушения. И на этом фоне — всего лишь горстка жизней, единиц в многомиллиардном списке потерь. Но эти единицы — борются, мучаются, любят, предают, упорно идут к своей цели — ЖИВУТ.
Вот маленькая искра в очередной вспышке великой войны -Хорза, человек с множеством лиц, лицедей, способный надеть любую личину. Он может стать политиком, может капитаном, а может — самим собой, испытывающим счастье от мысли, что станет отцом, отчаяние и безысходное горе от потери любимого человека, всегда, в любых обстоятельствах встающим на сторону Жизни. Такой удачливый, такой импульсивный, ошибающийся, побеждающий и терпящий поражение. Финикиец Флеб, полный силы и красоты, умирающий в темноте, в луже грязной воды на далекой планете Мертвецов, чтобы странным образом возродиться. Символ очередного круга Жизни. Понятный, человечный...
И над всем этим космическим действом парит дух новой Кассандры, дам Крое, вопрошающей в своем мистическом трансе : «Кто Ты» Кто Мы? Кто ВЫ?»
Колоссальную по масштабу картину создал Бэнкс, полную тревожащей символики Жизни и Смерти и поэзии разрушения, обращенную одновременно к разуму и чувствам. Все чтение — несколько дней путешествия в лодке воображения по огромным волнам фантазии в поисках даже не ответов — правильно заданных вопросов. Может такого: вспомни о Флебе, страннике-финикийце, Человек, подумай «Приведу ли в порядок земли мои?» А потом реши, как и когда это сделать.
Molekulo, 29 апреля 2022 г.
Неплохой приключенческий и шпионский роман. Все как положено: перестрелки, боевые действия, смертельно опасные азартные игры и роковая любовь.
Но при этом никакой интересной социальной составляющей, которую часто упоминают, нет и в помине. Только приключения и крайне мало описаний, почему все это происходит. Непонятны ни общественное устройство сторон, сражающихся аж в галактической войне, ни их мотивация, ни мотивация героев.
Какая-то попытка объяснить, почему главный герой выбрал конкретную сторону в конфликте, все же дается, но столь легким мазком, что можно сказать, что этого и не было. Противники для героя отвратительны из-за того, что они чересчур полагаются на машины, а его сторона «находится на стороне жизни», плюс у них есть религия (которую, правда, толком не описали). Спрашивается, и что с того, разве это достаточно прописанная мотивация? Не лучше ли в таком случае было заменить причину выбора стороны на банальные деньги или «наши -хорошие парни, а те плохие»?
И очень расстроила концовка, в ходе которой умерли вообще все. С одной стороны понимаешь, что мировая война не сахар и отряд не очень удачливых наемников явно не самое безопасное место в галактике, с другой — а зачем тратить время на чтение о людях, которых спустя несколько страниц ждет довольно бесславный конец.
Возможно, я излишне строг, и вожделенная мной социальная сторона есть в других произведениях цикла, но читать-то их после первого не хочется, вот в чем дело.
Vladialivan, 5 апреля 2022 г.
Это мрачная и печальная книга, космоопера в стилистике фильма «Бешеные псы». Эту книгу можно было бы назвать «Одиссея Хозры». Точнее, это анти-одиссея, потому что в отличие от царя Итаки, Хозра Гобучул стремится не в персональный рай, но в личный ад, в бесплодные и мертвые земли, и на этом пути спутниками ему будут лишь смерть и потери. В равной степени это можно назвать и анти-космооперой, потому что Вселенная Культуры выглядит достаточно отталкивающее, и никто из героев книги не является положительным в привычном смысле.
Иэну Бэнксу в среднюю по объему книгу удалось втиснуть масштабную эпическую картину уникальной Вселенной, где приключения «солдата без лица» Хозры Гобучула – лишь эпизод грандиозной межзвездной войны, в которой с одной стороны действует декаденствующая «прогрессорская» Культура, а с другой – религиозные фанатики идиране. Книга очень динамична, сюжет держит в постоянном напряжении, и должна понравится любителям «нон-стоп». Действительно, положительных героев нет, Культура выглядит не менее фанатично, чем идиране, и только в самом конце романа начинаешь сочувствовать Хозре Гобучулу, и желать ему удачи в его миссии. Но Хозра – это «человек-оружие», а оружие, как известно, свою судьбу не выбирает…
Некоторые моменты «Вспомни о Флебе» выглядят явными заимствованиями из классической серии «Звездных войн», прежде всего эпизоды
Техническая НФ сторона романа достаточно современна, не смотря на 1987 год написания, в отличии от некоторых собратьев Бэнкса по перу, допускавших явные анахронизмы и в 90-е годы.
В романе обильное присутствие жестоких и отвратительных сцен, от которых, казалось бы, можно было отказаться, например, глава про едоков, однако при внимательном чтении, становится понятна жесткая анти-религиозная философская концепция этого романа.
Я отношу «Вспомни о Флебе» к тем книгам, по мере чтения которых растет их положительная оценка. И по мере развития сюжета раскрывается анти-военная идея автора, который постепенно выявляет причину развязавшегося конфликта: взаимное пренебрежение к чужому мировоззрению и способу существования, переходящее со временем в лютую иррациональную ненависть.
К сожалению, автор не задается вопросом: если Бога нет – то все дозволено? А как известно, любой ответ на не заданный вопрос может быть как правильным так и неправильным с равной степенью вероятности.
Ev.Genia, 26 февраля 2015 г.
После себя книга оставила тяжёлое, грустное впечатление. И не потому, что читалась нелегко (местами, честно скажу, откровенно ,,плавала'' из–за терминов, специфических словесных оборотов в контексте истории вцелом), а из–за последней главы – она высветила причины, последствия и грандиозность разрушения войны. Войны масштабной, в которой тонут, гибнут, уничтожаются, превращаются в ничто десятки планет, миллионы межзвёздных кораблей, десятки лет, миллиарды жизней, множество из которых даже и не помышляли ни о какой войне – настолько современные методы её ведения не соответствовуют человеческим меркам. Можно было разрушать, уничтожать, ликвидировать планеты и звёзды из-за пределов их систем, превращая их в сверхновые и при этом слабо представлять себе, за что воюешь. Войны, которая сейчас имеет под собой причины, основу, но о которой через множество лет возможно и не вспомнят и не скажут, кто был прав, кто победил, так же как сейчас уже не помнят о мутаторах, остатках какой-то древней войны, случившейся так давно, что никому уже нет дела, кто, когда и в связи с чем сражался в ней. Никто даже не знает, были мутаторы в этой войне победителями или нет. Они продукт генетического вмешательства, военного планирования и самой войны, они – её наследство.
Каково же будет наследство войны между Культурой и Идиром. Культура – раса полукровок, с тёмным происхождением, внешне разнородная, анархическая, упадочная смесь более или менее человеческих видов, с историей создания множества ненасытных, скоротечных и жестоких империй, которые распадались, расформировывлись и вновь возникали. И сейчас суть Культуры – машины и Разумы, одержимые навязчивой идеей очистить галактику, заставить ее жить по безупречным и эффективным законам, без расточительства, несправедливости или страданий, при этом неся именно то, за что ратовали. А Идиране почти бессмертные, неменяющиеся, десятки тысяч лет истории на одной планете с одной религией, философией, спокойная эпоха преданности единственному чтимому месту, незаинтересованность в чём-либо другом. А после вторжения внезапное понимание того, что они – пешки в чужой завоевательной игре и они решили: единственный способ защитить себя – это наносить удар первыми, захватывать новые территории, становиться все сильнее и расширять собственные границы как можно дальше. И сейчас идиране на стороне жизни – скучной, старомодной биологической жизни, пусть она и зловонная, заблудшая и близорукая.
И в этом масштабном разушительном действии рисуется фрагмент истории с участием далеко неравнодушных, уверенных в своих помыслах и мечтаниях существ: Бора Хорза Гобучул, мутатор с астероида Хибор, в последнее время находившийся на службе у идиран, ведущих священную войну против Культуры и Перостек Бальведа – агент Особых Обстоятельств Культуры. Каждый из них живёт и поступает где–то на стыке разума и души, долга и совести, отдавая себя без остатка, но всегда оставаясь на стороне жизни. Они рискуют, попадают в передряги, выбираются из невозможных обстоятельств, ошибаются, находят выход, побеждают, терпят поражения и сами выбирают. А Хорза – невероятный персонаж – мутатор, который мог легко преодолевать собственную индивидуальность и использовать в качестве личины чужую, так стойко и уверено прошедший множество перепитий в итоге оказлся ,,там'', ,,тем'' против чего сражался – грустно, но зато осталась память о нём, его история, которая ещё надолго останется среди живых.
Очень непростая, для меня, книга, но невероятно интересная, в которой я скорее всего и не всё усвоила, но прочитанное позволило мне испытать определённые чувства к действу и особенно к персонажам.
flying_kitten, 17 апреля 2024 г.
Признаюсь, книги Бэнкса мне, в большинстве своём, весьма нравятся, даже достаточно проходные его вещи приятно читать, вроде бы и ничего особенного, но захватывают. Сюрреализм и загадочность в одних произведениях сменяются одой Шотландии в других, но, в общем и целом, авторский почерк вполне узнаваем. «Вспомни о Флебе» опубликован как раз между двух весьма характерных, «бэнксовских» романов — странным кафкианским «Мостом» и реалистичной «Улицей отчаяния».
Отдалённое будущее. Обитаемая часть вселенной по большей части поделена между воинственной расой идириан — строго иерархическим религиозно-клановым обществом, и Культурой — практически утопическим симбиозом между людьми, живущими непринуждённой жизнью гедонистов и сообществом искусственных интеллектов. Главный герой служит идирианам, несмотря на значительные отличия в физиологии и мировоззрении, он считает, что будущее за ними, как за носителями «живой» идеи, в противовес бездуховному машинному обществу Культуры. Хорзе, главному герою, предстоит пройти через множество испытаний, обрести странных союзников, сомневаться и предавать, и всё это — ради важной миссии, ради путешествия с странный чуждый мир, ради своих убеждений.
Начав читать, я испытал недоумение и лёгкое разочарование — такое ощущение, что книгу писал не Иэн Бэнкс, а какой-то совершенно другой автор. Нет, так то всё вполне неплохо, динамично, интересные локации и объекты, насыщенный сюжет, красочный мир... Но, видимо, ожидания были сильно завышены — с одной стороны ждёшь от хорошо знакомого тебе автора его фирменных фишечек, с другой — многочисленные восторженные отзывы, сравнение с «Гиперионом», предвкушение чего-то эдакого. Фактически — достаточно ортодоксальная космоопера, да, с некоторой психологической составляющей, да, с глубинным цивилизационным конфликтом, с размышлениями о путях эволюции, но, тем не менее, при этом довольно прямолинейная книга, эксплуатирующая множество шаблонов. Что автору удалось очень хорошо, так это атмосфера грусти и безнадёжности, которая тянется за главгероем как шлейф.
Вполне мэйнстримовая фантастика, написанная не без изящества, яркая и интересная, нисколько, на мой взгляд, не устаревшая с момента написания, но достаточно стандартная и без особых неожиданностей.
asjaka, 20 июля 2019 г.
Приступил к чтению этого романа из-за высокой оценки одного из комментаторов. В процессе чтения начали возникать вопросы к адекватности высокой оценки. Дочитал до середины и забросил сие занятие.
Очень много детальных описаний маловажных эпизодов, складывается впечатление, что редактором была поставлена задача на определенное количество знаков, вот автор и старался как мог! В принципе, при нормальном изложении текст можно было сократить раза в три-четыре, получилась бы неплохая повесть. В романе встречаются интересные идеи и сюжетные линии, но перегруженность деталями лишает их изящества.
Есть романы в которых каждое слово имеет смысл для читателя и последний поглащает текст получая наслаждение. С итая же это произведение, лично у меня, выработался иммунитет, пропускал страницы без сожалений.
strannik102, 7 февраля 2021 г.
Нет мира под звёздами
С Иэном Бэнксом я познакомился семь лет назад и тоже в январе — был прочитан и в целом положительно оценен его роман «Шаги по стеклу». Однако никаких дальнейших шагов по сближению с его творчеством мною предпринято не было, всегда находились какие-то другие выборы.
На сей раз мы имеем дело с фантастикой. Космической, приключенческой, боевой и отчасти футуристической, с незначительными оттенками социальности — фантастикой. И, в принципе, это было совсем неплохо. А может быть, даже и хорошо. Во всяком случае не скучно и не уныло, не натужно и не напряжно. Далёкое-предалёкое будущее, иные сверхцивилизации как гуманоидного типа, так и негуманоидного, войнушка — масштабная всегалактическая и даже выходящая за пределы оныя, и длящаяся года и столетия. И всего лишь один эпизод в этой войне.
С воображением у автора вообще всё в порядке и картины миров и всякого рода катаклизмов как естественного, так и искусственного происхождения Бэнкс рисует красочные и впечатляющие.
Но вот мне, выросшему на фантастике Стругацких и Лема, для полного погружения в мир Бэнкса чего-то всё-таки не хватило. Возможно, какой-то умности, что ли… Ну, т. е. если вы хотите поразвлекаться и поприключаться, то эта книга точно для вас. Но если вы ждёте каких-то умных проблем и глубоких личностных драм, ситуаций нравственного выбора — вот этого тут вы не найдёте.
Но, наверное, так и должно быть — здание мировой фантастики состоит из множества строительных блоков и творчество Иэна Бэнкса с полным правом занимает свою нишу в этих чертогах.
e371, 11 июля 2016 г.
..Ты, Иудей или Эллин под парусом у кормила,.
Вспомни о Флебе: и он был исполнен силы и красоты...
Моя любимая книга. Одна из.
Много философии и психологизма.
Хороший слог, богатый язык.
Читается легко, быстро погружаешься, держит. Всегда с сожалением откладывал книгу, очень хотелось узнать что же там дальше.
Сюжет в общих чертах такой: У главного героя большие проблемы, волею судьбы он стал заложником чужих интересов, монетой упавшей меж двух противоборствующих сторон, последний представитель своего вида, пытающийся понять себя. Антагониста нету, есть глобальный идеологический конфликт, путешествия, битвы, разлуки, любовь, горе, потери, выживание.
Для чего эта книга? Чему учит? Какой основной посыл автора? Каждый тут найдёт что-то близкое и сможет ответить на эти вопросы. Я в процессе чтения для себя понял следующее: бренность бытия — именно об этом говорит автор, доносит до читателя что мы окружены суетой которая стоит мало, что есть большее — есть вечное, на фоне бренности всего сущего, что рано или поздно погаснет вне зависимости от обстоятельств и правильности поступков. Но.. возможно это будут помнить.
В одном из интервью, автора спросили на какую из его книг он хотел бы видеть экранизацию? Ну вы поняли..
Shining, 7 марта 2020 г.
Получил не совсем то, что ожидал, но этим и лучше.
Из аннотации я почему-то решил, что это роман о галактической войне. Ну, вы знаете — миллионы кораблей, перестрелки в гиперпространстве, отважные межзвездные адмиралы... Нет, такого тут нет. «Вспомни о Флебе» — это на 100% приключенческий роман, повествующий, вдобавок, о приключениях всего лишь одного центрального героя. Т.е. тут не будет модного в наше время переключения между ПОВами — только стандартное повествование, как в классических пиратских романах Эмилио Сальгари.
Также я ждал чего-то, более похожего на классическую фантастику — на Азимова, Шекли и им подобных. По правде говоря, творчество Бэнкса больше напоминает творения New Weird (которых, наверное, еще не существовало в год написания «Вспомни о Флебе»). Тут постоянно творится что-то непонятное и неожиданное, есть откровенно ошеломляющие персонажи и сцены. Присутствуют и описания нечеловеческой жестокости (хотя их совсем чуть-чуть).
В целом книга приятно удивила. Единственный недостаток — главный герой. Нет, он отлично прописан и в целом личность довольно симпатичная, но у меня никак не получалось начать ему сочувствовать, т.к., имхо, он совершенно откровенно выбрал не ту сторону конфликта.
Miya_Mu, 11 марта 2013 г.
Эта книга не только стала самым ярким переживанием уходящей зимы, но мне нравится вспоминать, как я ее читала. Скажу больше – вспоминать и грязно ругаться от восторга.
Такой же эффект произвел в свое время тарантиновский Палп Фикшен, так что пришлось умерить эмоции и подумать, с чего бы это. Вам приходилось сканировать свои впечатления, разбирая их на детали и распутывая ассоциации? Бэнкса сложно понять, не разобравшись со своей на него реакцией – восторг восторгом, но что у нас в сухом остатке?
Только дочитав до эпилога и объявив на неделю литературное воздержание – даже не ради послевкусия, а чтобы дать время сверх-идее усесться и пообтереться в сознании – я обнаружила, что общего между Тарантино и Бэнксом больше, чем можно ожидать, это отдельный сверх-жанр, схожий не только взглядом на мир, но и внешними чертами.
Отстраненностью; трагикомичностью; обращением с наркотиками; простотой смерти и замороченностью любви; маргинальностью героев, наконец, их значительностью и заменяемостью в одно и тоже время.
В общем, я не знаю, как называется этот жанр, но кодовыми словами к его пониманию будет Божественная Комедия.
Вряд ли только Бэнкс пишет трагикомедию человеческой жизни под безразличным молотом непредвиденных обстоятельств; жизни и обстоятельства, однако же, у него настолько рельефны и самобытны, фон и сцена выписаны так роскошно, что усилия к этому непростому тексту прикладывать не приходится – ошеломленный, ты наблюдаешь за ним через стекло, сохраняя иллюзию безопасности.
Это требует своего объяснения. Скажем, фэнтэзи плотно цепляет читателя на эмоциональный крючок и протаскивает от начала и до конца книги на едином выдохе. Твердая фантастика покупает на любопытство, космооперы – на адреналин.
Трагикомедии же человеческой жизни, написанные на таком уровне и с таким размахом, требуют изрядной смелости, чтобы созерцать их, не отводя глаз. У меня, по крайней мере, не получается оставаться в таком тексте без передыху, хотя в нем нет напряжения. И тем не менее, созерцать бездну подолгу невозможно, — слишком сильно и слишком глубоко, приходится прерываться на покурить, подумать и подготовиться морально к следующему заплыву.
Хоть формально текст и можно назвать космооперой, было бы ошибкой всерьез отнестись к его форме. Метафора странствий может быть любой, хоть путешествия Одиссея через моря, хоть скитание по улицам в джойсовском Улиссе или поиски истины в Саге о Рэйнване Сапковского. Метафора, метафора человеческой жизни и странствия через нее; Бэнкс, однако, ставит точку и подводит итог с самого начала названием текста и эпиграфом к нему. Можно верить этому окончанию, а можно понимать жизнь и посмертие совсем иначе, — во всех случаях перспектива ошеломительная.
Великая книга, что сказать. Но не детская; если не получается чтение, то и не стоит мучиться, оставьте ее без сожаления, — всему свое время. Только не надо судить «Вспомни о Флэбе» меркой «Трех поросят» или «Агента 007», нехорошо выйдет.
UPD
И кстати. Кого-то из комментаторов смутили масштабы корабля и в целом технических чудес. Месседж же вполне прозрачный и равен скепсису по отношению к техногенной цивилизации сверхкомфорта, которая не решает при этом вечных вопросов человеческого существования. Противопоставление технического сознания и религиозного, при том, что в обоих не хватает внимания к человеку, вообще одна из скрытых пружин текста.
Vetaliq, 25 декабря 2020 г.
Почему-то много где рекомендуется к прочтению цикл «Культура». Может надо было начать не с первого романа, но решил все таки начать с начала и просто разочаровался... С трудом домучал эту книгу надеясь что в конце будет хоть что-нибудь, что пробудит интерес к продолжению чтения цикла, но этого не произошло. В общем скучная квест бродилка с картонными персонажами, невразумительными мотивами, нелогичным миром. Возможно еще и перевод подкачал.
Incnis Mrsi, 5 декабря 2020 г.
Понравились некоторые вещи. Во-первых, вразумительное описание причин войны между сверхцивилизациями — для сравнения, в фантастике, сделанной в США, нередки горы трупов по пустому поводу или вообще без видимого. Во-вторых, сцена, где мегакорабль
Сильно не понравились ядовитые выпады против религии — чем-то организованная религия, очевидно, Бэнксу досадила. Авторы-атеисты, которым веру насильственно не заливают в глотку, обычно так не пишут.
Вместо (обыденной) жестокости и равнодушия войны Бэнкс как будто бы ввёл в свой вымышленный мир некий культ смерти. Также согласен с рецензентом fitin — роман безобразно затянут. Кабы то же самое ужали ну хотя бы в полтора раза, я бы поставил «7» возможно.
И в целом роман сделан плохо. Якобы мощь и всеведение Разумов (более подробно описанные позже в Look to Windward, в т.ч. в связи с уничтожением орбиталищ) контрастируют с низкотехнологичностью происходящего на Ваватче; в частности, убийства биологических и кибернетических индивидов легко сходят преступникам с рук не в какие-то последние секунды даже, а за полсуток до конца мира. Убогое описание агентов спецслужб и пиратов, странное приглашение пирату-неудачнику поиграть за одним столом с галактическими воротилами… изъянов масса.
Читать лишь тем, кого интересует происхождение и развитие обычных для Бэнкса кончетти: разумные машины, орбиталища, лазерное оружие, могучие и невинно выглядящие memoryforms (побрякушки Культуры), игры, борьба светского мировоззрения и религии(культов), интриги ушедших в Sublime сверхцивилизаций…
Русский перевод не смотрел, но если переводчик впрямь назвал оборотня (англ. Changer) каким-то «мутатором», то читать не рекомендую.
slavserg, 10 марта 2021 г.
Согласен со мнением тех читателей, которые обвинили автора в чрезмерной шаблонности сюжета и затянутости описаний. Я обычно либо бросаю книги на первых страницах, либо дочитываю до конца. В данном случае сумел продержаться примерно до середины. Поздние романы Бэнкса мне понравились больше, хотя воды там тоже немало.