Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Бог из чаши»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Выполняя заказ молодого аристократа на похишение драгоценного браслета, Конан проникает в замок известного коллекционера раритетов и антиквариата. И оказывается там буквально сразу после загадочного убийства самого хозяина замка. Беспристрастное расследование, начатое инквизитором, с целью выяснить истинного убийцу, обращает взоры присутствующих на таинственную чашу, появившуюся в замке накануне. Убийца там? И кто он?..
Рассказ был отредактирован Л. С. де Кампом.
Входит в:
— цикл «Конан» > цикл «Конан. Классическая сага»
— сборник «The Coming of Conan», 1953 г.
— сборник «Конан», 1967 г.
— антологию «Feniks», 1989 г.
— антологию «Конан и Боги Тьмы», 1993 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Кендзерский (1), А. Мухин (1), Е. Хаецкая (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 2 октября 2024 г.
Первая встреча с потомками Сета вышла в меру жуткой, достаточно, чтобы рассказ можно было отнести к хоррору. В то же время — это фактически очередная вариация на тему «Убийства в экспрессе», когда есть замкнутый круг лиц,один из которых — убийца. Даже необычно было читать про потуги Конана проводить детективное расследование, но всё равно было забавно и интересно.
Darth_Veter, 30 июля 2022 г.
Конан снова влипает в очередную неприятность: отправившись за новым артефактом к антиквару Каллиану Публико, он находит хозяина мертвым, а артефакт — исчезнувшим. Инквизитор Нумалии, взявший на себя роль детектива, приходит к выводу, что убийца антиквара всё еще находится внутри помещения...
Сюжет этого палеодетектива обыгрывает стандартную ситуацию с несколькими подозреваемыми, которую так искусно описывала в своем романе «Смерть на Ниле» Агата Кристи. У Говарда вышло всё значительно скромнее, зато он не был связан требованиями реальности и правдоподобия — в его вселенной могло произойти что угодно! К примеру, проклятие, наложенное богами. Правда, автора больше интересовала не сама тайна убийства, а та ситуация неопределенности, что возникла после появления целого сонма свидетелей. Каждый из них подозревает остальных в совершении преступления и пытается спрятать собственную заинтересованность в его нераскрытии. А истина, как и всегда, оказывается где-то посередине. Хотя детективная составляющая довольно слаба, рассказ тем не менее читается с определенным интересом: когда все свидетели так или иначе оказываются причастны к печальному исходу, неясно, кто из них более в этом виновен.
-------------
РЕЗЮМЕ: почти детективная история о том, как Конана обвинили в убийстве, которого он не совершал. Не пытайтесь самостоятельно разгадать все загадки — у автора в рукаве спрятаны козырные тузы! Ведь главное — не достигнутый результат, а сам процесс его получения.
say2014, 30 сентября 2017 г.
Такое ощущение, что Говард в своё время написал только наброски для этого рассказа, а де Камп попытался, но на смог в полной мере, его воссоздать из обрывков... Сам по себе сюжет типичен для детективов — есть труп, есть подозреваемые, есть умный сыщик и тупые стражи порядка — а в каком антураже это всё разыгрывается не так уж и важно, верно? Если бы только не образ Конана... Что-то с этим не получилось у де Кампа, нет цельности героя, а уж его побег (даже за пределы города!) в ужасе от трупа убитой им же змеи, пускай и гигантской вообще ни в какие ворота не лезет! Ставлю «6» только из уважения к родоначальнику Саги...
god54, 9 июля 2014 г.
Первый раз встречаю такое сочетание, как Конан и детектив и, если хорошенько придраться, то можно исключить и фэнтезийный элемент. В итоге классический детектив, который свидетельствует только об одном, что автор был вначале пути и явно размышлял о дальнейшей судьбе своего героя. А так почти классическая картина поиска виновного в замкнутом пространстве среди небольшой группы лиц. Динамично, немного наивно и упрощенно, местами нелогично, но читабельно.
Stirliz77, 24 сентября 2011 г.
Боги Древней Эпохи умерли не так, как умирают люди — они лишь погрузились в глубокий сон, и почитатели заключили из в саркофаги, чтобы чужая рука не потревожила их забытья!
Конану случалось промышлять воровством не только на заморийской территории, но и в других местах. Однажды, выполняя один заказ в Немедии, он пробрался в дом известного собирателя различного рода редкостей, древностей и прочих ценных странностей Каллиана Публико, дабы уменьшить его коллекцию на один заморанский кубок. Зачем был нужен заказчику вышеобозначенный кубок, история умалчивает, но, как бы там ни было, в одну из ночей варвар пробрался в охраняемый особняк, чтобы выполнить взятые на себя обязательства. Но, видимо, Бэл, покровитель воров, этой ночью решил оделить удачей других своих подопечных, а на долю Конана её не приберег. Попав в дом, он вместо того, чтобы отыскать заказанный кубок, наткнулся на свежий труп. И всё бы ничего, если бы он один на него наткнулся, но сделал он это практически одновременно с охранником, патрулировавшим коридоры.
В этом рассказе Говард и де Камп представляют читателю нечто, похожее на детектив: есть труп, есть подозреваемый, есть даже следователи, вот только подозреваемый упорно отрицает свою причасность к убийству, да и способ умерщевления жертвы вызывает некоторые вопросы. Дело разрешается довольно быстро и весь рассказ, по сути представляющий собой долгий диалог, оказывается практически начисто лишенным динамики, да к тому же всё происходит в одном помещении. Лишь в финале Конан позволяет себе немного помахать мечом и, как водится, избавить Хайборию от очередного порождения тьмы. Примечательно, что здесь мельком упоминается главный плохиш эпохи — Тот-Амон — стигийский темный маг, змеепоклонник, жрец Сэта и, в целом, тот ещё душка. Судя по книгам разных авторов, с ним Конан неоднократно пересекался, но окончательно решить этот вопрос довольно долго не мог. Здесь киммериец столкнулся лишь с его ужасной посылкой, предназначенной, к тому же, не для него.
Итог: неплохой псевдодетектив со всеми плюсами и минусами, обусловленными принадлежностью к этому жанру. Крепкий середнячок, не дающий читателю заскучать, но и не стремящийся его чем-либо поразить.
Vlad lev, 15 апреля 2013 г.
Закрученность сюжета, неожиданность завершения. Достойный образец текста из мира, созданного фантазией прародителя — Р.И.Говарда
Стронций 88, 20 февраля 2010 г.
Продолжаю перечитывать Говардовского Конана… Итак, «Бог из чаши»…
Вообще этот рассказ мне нравится, не смотря на то, что при повторном прочтении вылезли некоторые неувязки. Нравится тем, что тут нехилая детективная основа, которая по-настоящему держит. Множество вопросов в таком небольшом произведении – это недурно. Плюс, как всегда, в рассказе нет ничего лишнего, от чего создаётся ощущение туго скрученного клубка, концентрация вопросов и их решений не даёт расслабиться до финальной точки. Да, по гравюре на чаше и некоторым другим вещам (а так же то, что «Конан» – это всё-таки фантастика) понятно, что здесь замешено нечто сверхъестественное и есть кое-какие намеки, что же именно, но в том-то и соль что намёки есть, а то, что оказывается в конце, всё равно в какой-то мере неожиданно. И это замечательно. Вдобавок сам Конан здесь уже не безмозглый силач как в «Багряном жреце». Плюс повествование в отличие от «Багряного жреца» не имеет кое-где юмористического оттенка, здесь всё на полном серьёзе, и оттого история выглядит более убедительно… Как и в «Жреце…» Конан здесь герой не главный, а один из, что по-моему придаёт ещё одну толику к убедительности рассказа, как и финал в прочем (страх и бегство Конана) – это делает из бесстрашного супергероя (как у некоторых авторов) человека с его слабостями, страхом перед сверхъестественным.
Действие происходит в Немедии, аналоге Рима – видно по именам. Вообще же построение Хайборийского мира, по-моему, неоднозначно, с одной стороны эта солянка из разных государств, разных эпох, разных верований, причём всё это очень прозрачно – прямо говоря не Толкин, можно и возмутится. Но с другой стороны Говард сделал то что хотел Асприн в своём предисловии то ли к «Теням Санктуария» то ли еще чему-то из этой серии (точно уже и не помню), его герой действует в разных культурах, в разных веках, что само по себе по меньшей мере любопытно, и даже вызывает некоторый сторонний интерес (А можно посмотреть на Хайборию как на ещё одно «отражение» Амбера, но это так, к слову…) Однако, по-моему, наличие в рассказе инквизитора – это перегиб. Хотя возможно это ляп переводчика, но инквизитор (должность связанная исключительно с христианством) здесь колит глаза. Возможно, лучше был бы какой-нибудь прокуратор или что-то ещё, но никак не инквизитор – такое моё мнение. Вызвало недоверие и эта лояльность инквизитора к Конану, даже если не доказано, что он убийца, то не понимаю, почему его не схватили за грабёж, а вместо этого уважительно с ним разговаривали – мне лично кажется очень сомнительным этот момент. К тому же странная вещь творится в замке со звуками. Во-первых, что это за замок, где слышно как подъезжает карета – из чего сделаны стены? или карета так здорово грохочет? Тем паче, что, по словам Аруса, стены замка такие толстые, что криков и звуков борьбы он не слышал (а они как будит видно после, были), а это происходило внутри замка. Плюс ведь были слышны шаги стражников когда они обследовали замок в поисках убийцы… Такие вот неувязки.
Однако, не смотря на все промахи, которые, конечно же, отвлекают, эти самые минусы, скажем так, для меня не могут полностью покрыть плюсы рассказа. Рассказ неплохой, особенно из-за своей «детективной» составляющей. К тому же при первом прочтении эти минусы я вообще не заметил – интересно было.
elent, 25 января 2011 г.
Триллер разворачивается по своему закону: следователям еще придется побегать. Только не за преступником, а от него.
Доктор Вова, 17 мая 2010 г.
В этом рассказе, типичном по динамизму и нешуточному накалу страстей, нетипичным показалось достаточно гуманное для того времени поведение инквизитора, который застав Конана на месте, не им совершенного, преступления почему то захотел разобраться по горячим следам, хотя на первый взгляд все было против киммерийца. Детективный сюжет с элементами мистики и вполне ожидаемой финальной сценой. ГГ не только убивает таинственного убийцу из загадочной чаши, но по пути к финалу еще и пускает кровь служителям закона, а также возздает по заслугам предавшему его молодому аристократу, без зазрения совести отмежевавшегося от знакомства с Конаном и откровенно подставившего его.
По прежнему интересно и волнительно через 15 лет после первого прочтения!
glupec, 29 января 2009 г.
Всё-таки от «Конанианы» ждёшь чего-то другого: блеска мечей, горячих (по-южному) страстей, и т.д. и т.п. А тут — довольно простенький и банальный детективный сюжет, который, в принципе, в современных декорациях смотрелся бы лучше (но всё равно был бы «не фонтан»).
antc, 10 февраля 2008 г.
Крайне интересные личности именно в этом рассказе. Инквизитор, аристократ, рабы, префект, трусливые стражники и.. бог из чаши. Прямо-таки детективная история — очень понравилась!