Илья Варшавский «Призраки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Пункт первый санитарных правил предписывал ежедневную смену одежды». В этом мире не осталось ничего нерегламентированного. Поэт не способен жить в механическом мире автоматов и «призраков», разговаривающих с ним с многочисленных экранов. Поэт бунтует, он нарушает предписанный порядок — и мы до последней фразы рассказа не знаем, чем обернется его бунт.
Публикации этого рассказа в сборниках «Молекулярное кафе» (Л.: Лениздат, 1964) и «Солнце заходит в Дономаге» (М.: Молодая гвардия, 1966) имели небольшое, но интересное отличие. В концовке рассказа в редакции сборника «Молекулярное кафе», фирма называется «Дженерал Бионик», а в сборнике «Солнце заходит в Дономаге» она носит название «Бог Саваоф и К°».
При последующих публикациях иногда воспроизводился тот, иногда — другой вариант.
Входит в:
— цикл «Автоматы и люди»
— цикл «В Дономаге»
— сборник «Молекулярное кафе», 1964 г.
— сборник «Солнце заходит в Дономаге», 1966 г.
— антологию «不可能の公式», 1967 г.
— сборник «Тревожных симптомов нет», 1972 г.
— антологию «Dusza do wynajęcia», 1978 г.
— антологию «Roboti a androidi», 1988 г.
— антологию «Твоё электронное я», 1991 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
- /языки:
- русский (9), чешский (1), польский (1), болгарский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- Ц. Пеева (1), М. Сивец (1), Э. Такэси (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сказочник, 22 октября 2023 г.
Прекрасный рассказ. В мире, где всё подчинено системе, а любое неповиновение приводит к принудительному визиту к врачу-психиатру, поэт решается на такой вот бунт. И только последняя фраза бьет читателя молнией, поскольку такой концовки дейстивтельно мало кто ожидал.
glupec, 24 января 2018 г.
Блестяще. Просто блестяще. Это, конечно, не более чем фанфик на тему «451 F», но, черт побери, я тоже хочу уметь ТАК писать фанфики!
ГГ, влюбленный в «призрака» (тут, по-моему, еще отсылка к Азимову, с его «Голым солнцем». Впрочем, может, и нет). У него было несколько возможностей «разрулить» ситуацию: открыто бунтовать (морда на шоссе надвигается? Ну и что? Ведь это же просто голограмма! Иди на нее, не сворачивая. Не сдавайся. Даже если шибанут по тебе каким-н. ультразвуком -- ты все-таки попытался. Как минимум умрешь, не смирившись. А если и не умрешь, попадешь в психушку или еще что-то типа этого -- хотя бы помнить будешь, что сопротивление ВОЗМОЖНО. И то утешение немалое...)
Второе, что он мог -- искать «прототипа» девушки. (Да, это чертовски сложно. Считай, что нет шансов на удачу. Но никто и не обещал, что будет легко...)
Ну и третье -- вот этот его выбор в финале. Привет Вильневу, Гослингу и второй части «Бегущего».
Естественно, Варшавский не заостряет внимание на этих 3-х возможностях, кроме последней, «сбывшейся». Он же пишет социальную НФ, а не приключенческий триллер.
Но важно, что намеки -- ЕСТЬ. Читатель должен подумать сам: а если бы Сальватор поступил вот ТАК?.. Или не так, а вот ТАК?.. Интересно же сравнить, до-думать, т.ск.; «прикинуть», какой вариант лучше, какой хуже (субъективно, д\себя). Какой банально интереснее...
В общем, хорошо. Обильная пища для ума; тошнотный и беспросветный мир -- Дономага -- прописан на «ять»; острый социальный конфликт. Иногда и римейк м.б. не менее «вкусен», чем оригинал 8-)
god54, 6 февраля 2010 г.
Очень хороший рассказ, об одиночестве в мире научно-технического прогресса. Аж за душу берет. Но вот концовка абсолютно разозлила и увела в сторону. И испортила все впечталение о рассказе.
ii00429935, 25 октября 2009 г.
Очень яркий и талантливо написанный рассказ об обществе будущего. Об эпохе невиданного технического прогресса и беспросветного одиночества. В этом страшноватом мире у граждан еще остались имена, но фамилии заменили специальные индексы (сразу вспоминается антиутопия Замятина «Мы» — смело для советского фантаста 1964 года!) Поставил бы более высокий балл, если бы не одно «но»... Очень любил Илья Варшавский огорошить читателя неожиданным финалом. Так и в рассказе «Призраки». Не буду раскрывать финал, спрошу только: «Если все, оказывается, было так, стоило ли огород городить?»
alexey1978, 1 мая 2008 г.
Очень печальный рассказ, какой-то безрадостный. Будущее, описанное в нем не имеет души, одна только сухая логика. В нем нет места такому нерациональному, но светлому и загадочному чувству, как любовь.
Sawwin, 6 апреля 2008 г.
У западных авторов такое было неоднократно, и даже талант Ильи Варшавского не смог оживить избитую тему. Единственное светлое пятно -- поэт обязан быть влюблённым, и герой влюблён в изображение диспетчера на экране. Ему больше некого любить. К сожалению, в те времена подобная тема была табуирована, и Илья Иосифович остановился там, где надо было начинать.
Yazewa, 18 мая 2008 г.
Любовь робота... к призраку. Грустная история. Невольно воспринимашь героя как живое существо, даже после того, как все становится понятно...
stMentiroso, 12 сентября 2007 г.
Когда ты деталь механизма — ты должен делать то, что тебе предписано.