Илья Варшавский «Тараканы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В вымышленной стране Дономаге все регламентировано, биостимуляторы заменяют людям эмоции, а человеческая личность низведена до стандарта. Правящая каста отыскивает с помощью генетического гороскопа будущих гениев, которых отправляют затем в исследовательский центр, проводятся чудовищные эксперименты по созданию мыслящих обезьян...
Любой житель Дономаги может оказаться лишь материалом для все более изуверских опытов...
Входит в:
— цикл «В Дономаге»
— антологию «Вахта «Арамиса», 1967 г.
— сборник «Лавка сновидений», 1970 г.
— антологию «Die Rekonstruktion des Menshen», 1988 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сказочник, 12 ноября 2023 г.
Идеальная антиутопия от Мастера. Здесь гнетет вообще всё — от мелких штрихов, вроде стимуляторов настроения, до глобального строя и железного занавеса, этакой резервации. И то, что вот так, буднично, люди в итоге сами отправили себя на свалку истории — это, конечно же, впечатляет.
Стронций 88, 19 августа 2018 г.
Уф, это впечатляет, действительно впечатляет!.. Если предыдущий рассказ («Последний кит»), был жёстким, но, увы, утрированным, то этот просто идеальная антиутопия. Антиутопия очень серьёзная и сильная, со своей какой-то особой давящей атмосферой безысходности и опустошения, от которой становится реально не по себе. И смысл, конечно же, тут серьёзный – по-моему, даже расходящийся на несколько пластов. Тут тебе и деградация, казалось бы, утопического мира, в котором механизация и переизбыток достигли своего пика, и то губительное ощущение, когда ты, пусть даже обеспеченный всем, оказываешься мусором по сравнению с интеллектуальной элитой (впрочем, и ту ждёт нечто подобное). Мне кажется, это вещь, которая со временем стала более актуальной. Всё-таки в условиях противостояния двух систем, это однозначно было таким пинком в мир капитализма, но сейчас, это по-моему, приобрело более масштабный, такой общечеловеческий смысл. А ещё впечатляет, конечно, осязаемость этого мира, поданная через его быт, через те же жвачки от ожирения, рекламу, «лекции для женщин» и так далее. Ну и всё это цементировано сюжетным любовным четырёхугольником… хотя сказано это, конечно, громко, так как никакой романтики в этом нет, только грубоватая проза жизни (пожалуй, столь грубоватая, что в первый раз в советской фантастики я слышу слово «импотенция»), со всей её мучительной реальностью чувств и режущих обид. Сильная вещь. По сути даже – рассказ без изъяна, но очень-очень давящий. И это, пожалуй, первый рассказ у автора (да и вообще, редкое дело для советской фантастики, в основном рассчитанной на все возраста), который я бы назвал «только для взрослых».
glupec, 25 января 2018 г.
Варшавский ошибся только в одном: общество потребления -- это не изобилие. «Жрать, жрать, жрать» -- да, тысячу раз да. Все строится на этом. И на блестящих дорогих игрушках -- смартфонах. Кроме этого, людям ничего не надо... Ни книг, ни дисков, ни модных блейзеров с шузами. Если чо, старые будем донашивать.
Ну а так-то... Весь кошмар, описанный в рассказе, уже лет пять как сбылся. Правда, мыслящих горилл -- нам на смену -- пока не предвидится.
з.ы.: То, что в стране ходят деньги, совсем не означает, что гг (да и другим) есть чем заняться. Кто-то живет на пособие; друг гг (как он сам говорит) пишет ненужные монографии (синекура, дающая видимость общественно-полезной работы). Сам гг -- графоман (мы бы сейчас сказали -- МТА)... Короче, вполне узнаваемые реалии.
amak2508, 2 августа 2014 г.
Рассказ, конечно, конъюнктурен и, на первый взгляд, задачу воспитания советского человека выполняет. Автор достаточно ясно нарисовал к чему может прийти общество бездушного потребления. И в чем-то он, наверное, прав. Но вещицу свою он все-таки явно недоработал: мало того, что она не очень интересна, в ней еще и нелогичностей, да разной путаницы хватает.
Смотрите — вроде бы изобилие, все делают автоматы (практически коммунизм :)) и народным массам даже совсем как бы и нечем заняться. Но... деньги-то в стране ходят (главный герой расплачивается кредиткой и еще сожалеет о истраченных деньгах). Значит, народ должен работать; значит, общество неравных возможностей; значит, есть куда стремиться... Тогда совсем непонятно, откуда демонстрации с лозунгом «Найдите нам занятие». Уж давайте тогда выберем что-то одно: или деньги зарабатывать, или «Найдите нам занятие».
И далее — человек, это вообще-то такое существо, которое всегда при желании найдет себе занятие сам. Вспомните, например, ту же «Смирительную рубашку» Джека Лондона. Так что тараканьи бега — это удел совсем уж слабых....
Хойти, 31 января 2014 г.
Илья Варшавский — замечательный автор, создавший несколько десятков коротких и ярких фантастических рассказов, этаких афоризмов-аттракционов. Любители фантастики наверняка вспомнят его рассказы «Молекулярное кафе», «Тревожных симптомов нет», «Неедяки».
Рассказ «Тараканы» — из небольшого цикла сатирических антиутопий о стране Дономаге, обществе всех победившего потребления. В «Тараканах» сатира достигает настоящей горечи, от которой сводит скулы. Страшно, если нас ждёт такое будущее. Ну, может, не совсем такое, но частично оно уже настало. И Природа невольно мстит человеку, вообразившему себя её царём.
god54, 7 февраля 2010 г.
К сожалению рамки рассказа не позволили автору развить все поднятые в рассказе идеи, а их ведь большое количество, что и отразилось на качестве самого рассказа. Вскользь показано общество потребления, которым управляет наука; мельком показаны характеры героев и их жизненная трагедия — бесцельность существования, и хотя в конце — проскальзывают положительные нотки, но и они тонут в предвкушении краха. Автор явно рисовал будущее капиталистического общества, но, мне кажется, получилось коммунистическое общество светлого завтра, так как явно просвечивают идеи, взятые из советской фантастики.
ii00429935, 28 октября 2009 г.
По-моему, чистая сатира автору не слишком удавалась. Не знаю, как «Тараканы» воспринимались в 60-х, когда объект авторского обличения размещался исключительно на «проклятом Западе», но и сейчас во времена дикого российского капитализма, нет ощущения, что это актуальное произведение. Есть в повести удачные фрагменты, меткие наблюдения, но не хватает внятного сюжета, ярких и запоминающихся героев. Да и центральный образ тараканьих бегов как символ бессмысленного существования, мягко говоря, не оригинален (Михаил Булгаков, пьеса «Бег»).
Yazewa, 22 мая 2008 г.
Тяжелая вещь. Тяжелая оттого, что ужас грядущей пустой потребительской жизни проходит через конкретных и очень реальных героев. И гений здесь — некрасивый пузатый человек, а не представитель касты избранных... А завтра гением окажется мыслящая горилла...