Юрий Никитин «Трое и боги (Трое и Дана)»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Троим дикарям из Леса все никак не удается уничтожить Зло. Степняков разбили, темные маги теперь тоже не кажутся достойными противниками, а Добра как не было, так и нет. Самое время сразиться с самим Ящером, богом подземных сил, ведь от исхода этой битвы зависит судьба всего мира...
Входит в:
— цикл «Трое из Леса»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 418
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2700 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alex Sirkumpolar, 7 июля 2021 г.
Занятно, но к третьему тому приключений невров наконец-таки осилил базовую мировоззренческую идею Никитина, по крайней мере так, как я её понимаю. Волхв, дудочник и оборотень не хотят мириться с — назовем её условно «манихейской» — идеей неустранимости зла из мира и природы человека. И все их бесконечные скитания по мифологическо-фэнтезийно-псевдоисторическому миру посвящены этой нескончаемой борьбе, ведь не могут наивные лесные жители смириться с насилием и обманом, царящими в большой Ойкумене.
Где-то в голове у меня всплыло и другое. Вспомнил, как когда-то давно в курсе истории религии прочитал о том, что у восточных славян не сложилось апокалиптического мифа, мифа о конце судеб человечества и мира, подобно библейскому или скандинавскому. Уж не знаю, читал ли подобные вещи автор «Троих», но определенное созвучие имеется. Именно отрицание возможного торжества зла в мире роднит труд Никитина с корневыми воззрениями восточных славян на человека, общество, космос.
Эта мировоззренческая матрица выгодно оттеняет современные творения, где герой или герои обязательно должны быть порочны, от них должно нести тленом и вырождением. Т.е. они должны быть сами сопричастны злу и уничтожению в той или иной мере. Один – алкоголик, другой — наркоман, третий – насилует мужиков или собачек, четвертый — сатанист и несть этому конца и края. Понятно с какой целью пестуют именно такие произведения западные и отечественные издательства, потому отдельное спасибо Никитину за его «наивных» героев.
Жаль, что мировоззренческие дискуссии Олега, Мрака и Таргитая занимают в книге невероятно мало места. Хотя бы по полстраницы на каждые 50 страниц текста – и слава, возможно, у Никитина, была бы другая. Но он погнался, как я уже писал, за «выписыванием» стандарта американского боевика, где, вполне в логике абсурда, герой сносит полмира, чтобы, утопая в крови, таки спасти одного ребенка или там другую половину «мира», которая почему-то всегда совпадала с условной Америкой. Другому канону Никитин тоже верен и путешествия троицы по подземному миру неуловимо напоминают мытарства Фродо и Сэма в Мордоре. Разве, что троица «наша» больше напоминает Труса, Балбеса и Бывалого, чем героев Толкина или железного Арни. А их раблезианские пиршества напомнили мне то, как в своих фильмах гротескно и неправдоподобное выписывал простой люд Ежи Гофман.
Сцена в вирии, где герои встречают равнодушных, отяжелевших от сытости богов, не интересующихся делами обычных людей тоже довольно показательна для мировоззрения Никитина. Все-таки человек рос в стране, воспитанной на марксистских догмах. Можно долго пинать внука раввина за многое, другое дело вычленить верные положения его доктрины. А они в том, что существующее положение дел в социуме зиждется на общественном балансе. Если одни не хотят, а другие не могут – ешьте олигархов и всё остальное. И Никитин действиями своих героев и напоминает, что смена общественного или, если угодно, вселенского баланса в сторону света и добра, от Хаоса к Логосу – лежит через борьбу. И никак иначе. Это положение, выраженное, впрочем, косвенно, тоже весьма оппонирует современным разлитым не только в политике, но и в творчестве постулатам о том, что мы живем в лучшем из миров и история окончена. За это тоже спасибо Никитину.
7/10*
Darth_Veter, 12 июля 2020 г.
Итак, «Трое из леса» обзавелись третьей, сакральной, частью. По идее, в каждой из них главным должен был быть только один из трех героев: в первой, где требовалась бесстрашие, главным был Мрак, во второй, где упор ставился на мудрость, — Олег. А вот в третьей... Тут либо сила (все-таки с богами сражаемся), либо глупость (боги есть Зло?!). Короче, «Таргитай: миссия невыполнима».
Варвары повержены, мудрецы наказаны, остались боги. Замахнуться на богов — это ж надо было наглости набраться! Только в перевернутом мифотворчестве Никитина — это логичный ход вперед. Потому что боги придумали этот мир таким, какой он есть — значит, Зло их рук дело! И все трое идут к Дане прояснять ситуацию. Впрочем, богиня, с которой Таргитай уже крутил шашни в предыдущем романе, не согласна с выводами героев. «Зло пришло с людьми», говорит она. Люди изменили созданный богами мир к худшему. Логично, с этим сложно спорить! В общем, подземный мир Ящера оказался переполнен (туда все грешники просто толпами прут), зато в вирии — пусто! Вот от такого дисбаланса мир и стал плохим.
Так что придется троице героев попутешествовать и по вирию, и к Ящеру заглянуть. И не просто заглянуть, а разоблачить коварные замыслы бога подземного мира. Таргитай будет о-о-чень долго воспитывать Темного Властелина своими пудовыми кулаками. Весьма забавное действо, скажу я вам!
В третьем романе Никитин верен своему плану, открывая третий уровень своего мира — мир божественного. Выясняется, что и тут бардак! Короче, если у барина вальты в голове, то и холопы у него ничуть не лучше. Рыба гниет с головы. Придется голову-то ... того — отрубить!
Читать сей опус, как и первых два, по-прежнему интересно и смешно. Это в дальнейших произведениях на данную тему автор изменит своей первоначальной идее и будет откровенно изгаляться над мифологией и религией, описывая полный бред (как например, в «Откровении»). Но в этом романе пока еще всё пучком...
Вывод: читать третью часть обязательно, особо — тем, кто любит сказки. Ну, это чтоб понятно было, над чем в них смеяться...
AlisterOrm, 7 февраля 2016 г.
«Я их не победил, я их только убил» (С).
Третьей книгой Никитин серийку не испортил. «Трое из леса» вообще в самом начале звёзд с неба не хватали, и этот лёгкий настрой во многом спасает фэнтезийную героику, даже при всех её недостатках. Мир, конечно, существенно вырос, и боевитая тройка, всё сметая на своём пути, совершает уже совершенно нереальные подвиги.
Никитин любит свою троицу не меньше, чем родных детей. Мрак вырос необычайно, превратившись из чернушного приколиста и смелого воина в более тонкую и душевно тёплую личность. Не зверя, не волка, а человека, способного не только на примитивные инстинкты, но и на сложные комплексы чувств. Олег окрутел на глазах, и теперь он уже сильнейший волхв во всём известном мире. Он и свод Неба держит на одном плече, чего даже у Геракла не было, и способен без всякого Жезла колдунствовать так, что аж боги раззявливают рты от изумления. Ну а Таргитай... В принципе, остался таким же, каким и был. Недаром любимый персонаж народного фольклора — Иван-дурак, который и оказывается в результате самым-самым... Если не по силе и мудрости, то хотя бы по своей душе.
И мир вырос. Наша великая троица теперь побывает и в Вирии, и в Подземном мире Ящера, и даже успеют побродить по простому человеческому городу, нарываясь на всякие приключения. Пожалуй, страницы, посвящённые Преисподней, одни из самых сильных за весь цикл — на удивление, ведь Никитин никогда не заморачивался по поводу стиля или описаний.
Однако и недостатки никуда не делись. Остались прежними — и рояли в кустах на месте, и самоповторы встречаются всё чаще и чаще, да и язык книги не порадует любителей русского языка. Плюс ко всему, «Трое и боги» состоят из рваных кусков, которые далеко не всегда логично чередуются друг с другом. Иногда переходы от фрагмента к фрагменту, мягко говоря, удивляют, но что уж поделаешь.
Однако появилось новое достоинство — эпичность. Троица так взбудоражила всё вокруг, что на битву за новое мироустройство собрались все, кто «право имел». Не могу сказать, что глобальная битва описана особенно яркими красками, однако впечатление размаха и масштабности она создаёт.
Что в итоге, спросим мы? Это по прежнему классная развлекательная серия, которая, тем не менее, и по смыслу не так уж плоха. В конце концов, Таргитай же перековал меч в орало, а это что-то и значит...
shatiginmn, 23 января 2016 г.
Как тут сказали, что невры возмужали и не найти им больше врагов. Но новые враги встречаются и надирают им... Как то это все странно. И не интересно. Может дальше по серии будут книги лучше?
e.beresnev, 22 января 2011 г.
Считаю что следующее не значит худшее, Книга лучше предыдущих. Ребятам надо развиваться дальше, простых смертных били, магов тоже, теперь пора и Богам ответ держать. Теория яйца супер, особенно, второе, что лежит у них в деревне в дупле, а они перволюди. Не знаю как сами герои, а я дар речи на время потерял. Читайте, советую всем.
stewra darkness, 15 июля 2010 г.
Главный недостаток этой серии — реализм в описании процесса питания героев. Очень уж натурально у них слюни текут, особенно у Таргитая, чавкают тоже очень натурально. А описание сочного дымящегося мяса (или рыбы, или каши) доводило до голодных судорог в собственном желудке. Читать это можно только в обнимку с :insane::lol:тарелкой.
Andrre, 3 августа 2009 г.
После прочтения книги,немного неясно,о чем дальше цикл?В конце книги,невры так «возмужали»,что кажется не найти им более врагов на свете,сильнее или подобных себе.
asb, 4 июля 2006 г.
всё по спирали идёт: победили врагов — сил прибавилось — появились более могущественные враги — победили и этих — сил ещё прибавилось... и т.д. «нет предела совершенству»:frown:
Fауст, 25 мая 2008 г.
Новый шаг в постижении мира для героев, новый этап странствий, новый уровень противоборствующих сил и поиска и понимания Истины. Книга завершает оригинальную трилогию, выросшую потом в длинный цикл. Завершает сюжетно и логически: герои обретают божественную мощь, находят Истину — каждый для себя, и получают возможность вершить судьбы мира, неся в него эту Истину.
Некоторые сцены смотрятся наивно, особенно эпизоды вроде противоборства новоявленного Сварога-Таргитая со Змеем-Ящером, очень уж непобедимыми кажутся главгерои, но в целом читается неплохо, настроение поднимает, захватывает. Но несколько похуже прошлых книг цикла.
SoN, 26 ноября 2006 г.
Не зря над столом автора вроде как висит лозунг:
«Любой Материал сдаётся!»
Так зримо описать путешествие по Мировому Древу
средь Богов от самой верхушки до Славянского ада
ирия с Ящером — это же... так рискнуть надо...
И то, что две трети толстой книги занимает описание ОДНОЙ всемирной битвы —
на стр. 200-300 — что-то я аналогов не припомню, — усе только обещают... :nunu2:
Хотя местами, да, чуть послабее первых двух, но зато последние
страниц 50 — одни из лучших, что есть у Никитина!!!
А уж как поэтам понравится...;)
Lia Irety, 7 сентября 2007 г.
Эволюция героев все более заметна, что приятно. Наконец-то герои — не звери, но люди: «Лесные люди ели быстро, жадно, но глаза оставались серьезными. И даже быстрота перестала быть звериной. Теперь ели люди, которые очень торопились.»
Но эти люди до сих пор не понимают несоответствия своего уровня и уровня цели — где это видано, чтобы люди против богов шли? Так и надо)) Человек, он кем угодно может быть — и зверем и богом, чего многие из нас, выросших на принципе «всяк сверчок зна свой шесток», откровенно не понимают.
Retar, 31 июля 2007 г.
Книга очень даже хорошая.. Очень понравилось путешествие по Мировому Древу.. А как проявил себя Таргитай! Это вообще классно!)) Кто же ожидал такое от «местного дурачка и лентяя»?))
iwan-san, 29 марта 2006 г.
Хуже, чем вторая и первая книги цикла. Меньше юмора, меньше непредсказуемости в развитии сюжета. Все больше и больше «крепчают» невры — интересно, когда же это закончиться:biggrin:.