Стефан Цвейг «Шахматная новелла»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На пароходе, следующем в Буэнос-Айрес, ехал чемпион мира по шахматам. И идея сыграть с ним буквально витала в воздухе. Жаль, что он за такую игру просил много денег, но всё же нашёлся человек, пошедший на эти траты. То, что произошло в этой партии, было несколько неожиданно для собравшихся любителей великой игры.
The Royal Game • Stefan Zweig • nv Woman’s Home Companion Mar ’44.
Входит в:
— антологию «Шахматная новелла», 1989 г.
— антологию «Sinister Gambits: Chess Stories of Murder and Mystery», 1991 г.
— антологию «Встречные», 2015 г.
Экранизации:
— «Королевская игра» / «Schachnovelle» 2021, Германия, Австрия, реж. Филипп Штёльцль
- /языки:
- русский (15), английский (1)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- В. Ефанова (10), М. Рудницкий (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Polyphem, 11 октября 2023 г.
Прекрасная новелла. Когда читал, невольно проводил параллели с романом «Защита Лужина». Честно говоря, Чентович мне менее симпатичен, чем Лужин.
Интересные размышления про шахматный талант. И Цвейг правильно заметил, что шахматный гений ещё не означает наличие ума. Ведь посудите сами: ум — это искусство жить, умение принимать наиболее адекватные решения в зависимости от обстоятельств. А умение играть в какую-то игру — это просто умение играть. В случае шахмат, это: 1) память (запоминать дебюты, разные партии т.д.), 2) умение комбинировать, 3) умение правильно оценивать имеющуюся информацию и делать соответствующие выводы с тем отличием, что в шахматах диспозиция всегда ясна, а в жизни — нет). При том что шахматы, как правило, не требуют от личности какой-либо зрелости (по моему мнению, в отличии от того же покера и других игр, в которых психология играет решающую роль).
Цвейгу, кроме того, удалось показать как человек может сойти с ума, если зациклился на одной теме.
Язык легкий, ничем неперегруженный. Читается быстро и увлекательно.
arey951, 28 октября 2022 г.
Довольно интересная повесть о противостоянии двух принципиально различных подходов к шахматной игре: аналитики и воображения. За основным сюжетом угадывается и исторический фон того времени, когда Цвейг опубликовал свою работу — аншлюс Австрии и связанные с ним события. Хорошо продумана и шахматная составляющая произведения. Отдается дань уважения многим великим шахматистам того времени (в первую очередь нашим соотечественникам) — что особенно приятно.
Написано хорошо, местами даже изящно. Фраза, брошенная Мирко Чентовичем в конце, вполне имеет право называться культовой.
predatorre, 20 июля 2012 г.
Моя самая любимая новелла у Цвейга. Наверное просто потому, что я сам люблю шахматы. Чентович — это чисто Фишер, предсказание сбылось спустя 30 лет после написания новеллы, вот и появился такой чемпион мира.
А вообще психология и описание того, как человек сходит с ума медленно и вследствие того, что наго довлеет, наверное, очень сложная тема и Цвейгу прекрасно удалось раскрыть эту тему.
smid, 7 декабря 2012 г.
Не понравилось все, какой-то глупый мальчик, у которого проснулся вдруг талант к шахматам. И он стал просчитывать сложнейшие комбинации в уме и добиваться победы, притом что с трудом мог составлять предложения. Какой то клерк, которого держали в комнате долгое время и он от скуки научился играть в шахматы аж в голове. Гестапо которое действует столь смешным образом, водя на допросы какого-то мелкого чинушу на протяжении долгого времени.
Не понимаю как Чентовича можно сравнивать с Бобби Фишером. Бобби действительно выдающийся шахматист, пусть скандальный, но он не был ограниченным умом, скорее наоборот, он обогатил шахматную теорию множеством разработок.
dvh2000, 4 января 2012 г.
Интересная новелла. Шахматы это игра двух умов. А что происходит, когда игра осуществляется в одном уме?
Помимо главного героя любопытен персонаж — Чентович — чемпион мира, человек с шахматным складом ума, но без воображения и культуры пребвания в обществе.