Харлан Эллисон «Кроатоан»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Под городом есть другой город: сырой, тёмный и чужой, город канализации и скользких, разбегающихся в разные стороны рек, которые так отчаянно стремятся к свободе. Именно в этом, скрытом подземном городе он и нашёл ребёнка. Детей. Много детей. Они его долго ждали...
«The Magazine of Fantasy and Science Fiction», май 1975
Номинировался на Хьюго-1976
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1975», 1975 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #5», 1976 г.
— сборник «Strange Wine», 1978 г.
— антологию «Feniks», 1989 г.
— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 2. На пути к забвению», 1997 г.
— антологию «The Unexplained: Stories of the Paranormal», 1998 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1976 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Рассказ | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1997 // Зарубежный рассказ (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (7), польский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Врочиньский (1), В. Гольдич (2), И. Оганесова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 18 ноября 2021 г.
К-роа-тоан — Роа- нок
»- А сколько сторон на самом деле у круглого здания?
- Две, — ответила она, — внутренняя и внешняя.»
И на любую ситуацию можно посмотреть с двух сторон: с внешней и с внутренней, с женской и мужской; с точки зрения того. кто может нести ответственность, а может отказаться и с позиции того/той, кто отказаться не может.
Харлан Эллисон, известный как ниспровергатель устоев и мастер эпатажа (на самом деле, число ниспровергателей в литературе ХХ века несовместимо с жизнью и чтобы выстоять, устои должны были обладать беспримерным запасом прочности), так вот, Эллисон не оставил по себе ни одного произведения крупной формы. Он специализировался на рассказах, которых написал больше двух тысяч. И уж тут-то взял все возможные жанровые премии. Красава, чо.
Я из всего его наследия прежде читала только «Парня и его пса», надолго оставшись под впечатлением. Такой постап, где единственный выживший нормальный парнишка, пробирается сквозь кишащие мутантами земли в обществе своего пса, с которым у него род телепатической связи и они не раз спасали друг друга. Так вот, этот пацан встречает девушку. Нормальную девушку в сдвинувшемся ненормальном мире, прикиньте. И у них начинается любовь. А кончается все... в общем, просим увести детей от экранов.
В этом смысле «Кроатоан» не настолько шокирующая история. Да вообще незатейливая. У мужика-ходока периодически возникала необходимость в прерывании нежелательной беременности для какой-то из его подруг. Есть такой сорт донжуанистых самцов, которым дают чаще и в целом охотнее, чем абсолютному большинству собратьев. И то ли был он в деле обольщения так хорош, то ли по другой какой причине, но сумел обаять даже медсестер из центра планирования семьи (эвфемизм для абортария). Девушки делали аборты его женщинам, а случалось, что и друг другу от него.
Но всему когда-то приходит конец, и наш знакомец, встретив по-настоящему хорошую женщину, решает остепениться. Все, больше никакого промискуитета, отныне она для него одна. Что до детей, то нет, их не нужно, нам так хорошо вдвоем, зачем все портить? Любимая обещала позаботиться о контрацепции. И не сдержала обещания. Девочки из Центра планирования, проклиная безответственность приятеля, сделали операцию на дому, маленький пластиковый пакетик с «результатом» он благополучно спустил в унитаз.
Не подумав, что для любимой это их общий ребенок, которого нужно предать земле как подобает. Следующие несколько часов он проведет в городской канализации, разыскивая пакетик, хотя убей — не могу вообразить как это вообще возможно. Важнее, однако, не то, что герой делает, а то, кого он встретит и чем все это обернется.
Так-то по созвучию заглавия рассказа с названием деревни Роанок, из которой однажды бесследно исчезли все жители, причем печи в домах еще топились, чайники на плитах вскипали, а каша на столе была теплой. Так вот, по созвучию можно догадаться, что кто-то навсегда потеряется в финале. Но убей — не понимаю, каким боком ко всему этому аллигатор-альбинос из канализации как в пинчоновом «V»
Kobold-wizard, 29 апреля 2015 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/738162.html
Отношения между мужчиной и женщиной — вообще штука сложная, а когда туда вмешивается истерия, могут происходить дикие вещи. Главный герой был со множеством женщин, некоторые из них беременили, и завершалось это визитом к двум старым любовницам, работающим в гинекологической клинике. Но случай с Кэрол закончился иначе — герою приходится откинуть крышку канализационного люка и отправится в темноту, чтобы найти полиэтиленовый пакет...
Атмосферу Эллисон передал прекрасно. Я просто утонул в тексте и выныривал лишь на время коротких переходов между эскалаторами и поездами метро. Этот текст неуютен, но он и не должен быть приятным. Элиссон в предисловии сравнивает его с исповедью, а потому наверх выползают сомнения, склонности и убеждения, о которых редко говорят на публике. Канализация, появляющаяся в середине повествования, к тому моменту не поражает. Читатель уже давно находится в побочных продуктах жизнедеятельности.
Собственно единственной помехой к восприятию является разница контекстов. Если подоплеку некоторых элементов повествований автор раскрывает достаточно полно, то сама история Кроатоана подразумевается известной читателю хотя бы в общих чертах. Без этого теряется полнота образа.
Итого: Тот случай, когда до восприятия текста как великолепного, не хватило всего пары капель. Эти капли должны прозвенеть в финале, но их не было, а осталось затягивающее темное облако, которого следует коснуться.
vam-1970, 24 ноября 2016 г.
Этот рассказ пригодился бы борцам с абортами. Ничего не надо запрещать -просто пропагандировать чтение рассказа.Мощнейшее впечатление!, мастерски написан сюжет.
Groucho Marx, 8 января 2016 г.
Стивен Кинг не случайно так восхищался этим рассказом Харлана Эллисона — в самом деле, этот короткий рассказ об ответственности, о том, что за всё надо платить, написан практически безупречно. Если бы я составлял десятку лучших рассказов Харлана Эллисона, этот рассказ вошёл бы туда бесспорно.
Здесь некая сновидческая атмосфера, герой как бы действует по своей воле, но, в тоже время, под внешним давлением. Он погружается не в канализацию, а в своё собственное подсознание, настигнутый беспощадным раскаянием. В какой-то момент он вдруг увидел себя со стороны, и это его убило. Как ни странно, Харлан Эллисон милосерден к своему герою — он даёт ему искупление в виде бесконечного служения тем, чью существование отвергал во имя собственного комфорта.
Илориан, 1 апреля 2014 г.
Один из немногих рассказов о прерывании беременности, в котором ответственность возлагается на мужчину. И в правду: при аборте женщина терпит кару, как физической так и эмоциональной болью. Мужчина же забывает о случившемся с его половиной очень быстро. Но общество всё равно продолжает клеймить лишь женщину, усугубляя и без того глубокое чувство вины. Автор решил поступить наоборот.
Рассказ крайне символичен, но «противностей» в нём намного меньше, чем у Эллисона обычно заведено.
muravied, 22 января 2013 г.
Довольно жуткая история, но написано очень хорошо.
Выживают ли эмбрионы, сброшенные в унитаз? Я думаю, это риторический вопрос.
А вот стоит ли нырять в помойное болото вслед за аллигатором-крысоедом? Я думаю, не стОит. Но вот герой решил иначе и попал то ли в ад, то ли в фантасмагорию, порождённую своим комплексом вины. Так или иначе, история с лавкрафтовской атмосферой и пошлятинкой Эллисона вряд ли оставит Вас равнодушными...
Liz, 25 августа 2011 г.
Вот это мастерство! Из такого, в общем, малоинтересного штриха, как неумение предохраняться, вырастить такой занятный и динамичный сюжет. Браво.
bvelvet, 24 августа 2011 г.
Рассказ мерзкий, но автор за каждое свое слово отвечает. Из предисловия: «Завершив этот рассказ, я пошел в больницу и сделал себе вазектомию». Что сказал -то сказал; что сделал — сделал... Страшно...
DKart, 24 декабря 2010 г.
Леденящий душу рассказ. Все в стиле Эллисона. Безысходность, тихое отчаяние, полнейшая депрессия. И все это изложено великолепнейшим языком, простым и доступным, но при этом красивым.