fantlab ru

Роджер Желязны «Вершина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
379
Моя оценка:
-

подробнее

Вершина

This Mortal Mountain

Другие названия: Эта смертная гора

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Джек Саммерс, знаменитый Безумный Джек, покоривший Эверест и все остальные вершины, о которых только стоит упоминать, бросает вызов Серой Сестре, высочайшей горе во всей разведанной вселенной. Было всего несколько попыток покорить её, но они привели только к появлению новых легенд...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «If, March 1967», 1967 г.

— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.

— антологию «This Side of Infinity», 1972 г.

— антологию «Worlds of If: A Retrospective Anthology», 1986 г.

— сборник «This Mortal Mountain», 2009 г.

— антологию «Ледяной ад», 2023 г.


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Кровавый сад
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Теперь мы выбираем лица
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Двери лица его, пламенники пасти его
2019 г.

Периодика:

If, March 1967
1967 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Ледяной ад
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth, And  Other Stories
1971 г.
(английский)
This Side of Infinity
1972 г.
(английский)
Worlds of If: A Retrospective Anthology
1986 г.
(английский)
This Mortal Mountain
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сюжету главный герой берётся покорить самую высокую гору в известной вселенной. Конечно, все, кто хоть что-то слышали про альпинизм и покорение высоких гор, увидят в этой повести неправдоподобность. Даже если учесть высокотехнологичное оборудование будущего, при чтении повести создаётся впечатление, что покорять горы даже намного выше Эвереста без труда может любой более-менее физически подготовленный человек. Герои, покоряя Серую Сестру, болтают, спокойно спят на привалах и даже играют в карты. На самом деле, естественно, альпинизм — это нагрузки на пределе физических и моральных сил; но в повести это совершенно не ощущается.

В остальном — главный герой, сюжет, описания — на высоком уровне, хотя, концовка не сказать, что очень впечатляющая. Средний уровень для Желязны, но высокий для фантастики в целом.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Об одержимости горами, о преодолении себя, о желании прославиться и остаться в вечности.

Альпинистская проза с наживую прикрученным фантастическим элементом.

Всё просто и понятно. Слишком просто и слишком понятно.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, одна из самых сильных повестей самого любимого автора. Открытая концовка добавляет магии всему произведению. По сути, лучше Желязны атмосферу в то время мало кто мог создать. Самое красивое — это борьба. Ведь нет лучше способа вызвать уважение даже в самом себе, чем покорять то, что не поддавалось никому до тебя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения первым чувством была злость на автора, который оставил в неведении, чем же все таки закончилась встреча, трагически или нет.

Но по здравому размышлению мне представилась эта гора и процесс восхождения по ней, очень скурпулезно описанный так, что вызывает чувство сопричастности и сопереживания главному герою, аналогией жизни любого человека. Когда сам процесс восхождения, победы и потери являются более значимыми, чем финал.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не читал рассказы про альпинистов и не думал, что буду. Поэтому даже и не стал пробовать читать эту повесть (рассказ?) как историю альпиниста. Легко гора (для меня) заменяется непроходимыми джунглями, штормящим морем, астероидным потоком или чем угодно ещё. Человек идёт вперёд, невзирая ни на что, потому что он так хочет, потому что ему любопытно, потому что он бросает вызов силам природы и т.д. Идёт и идёт. И достигает Южного полюса, кстати. И достигает Северного полюса, кстати. И открывает Америку, кстати (это я, конечно, про викингов, раз уж снежно-ледяная тема).

Концовка странная, согласен. Но в принципе трогательная, хоть и сумбурная. Но как-то и не понятно даже, а как закончить? Ну вот достиг Амундсен Южного полюса, и что? Съел шоколадный батончик? Трижды крикнул ура?

Не знаю, на мой взгляд, концовка в таких рассказах не главное. Мне понравилось, читал с удовольствием от процесса, от мыслей и переживаний героя и т.д. И даже зная финал, возможно, ещё перечитаю не раз, и именно потому, что прелесть этой повести вовсе не в концовке.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное, что главный герой «Вершины» умел хорошо делать — это покорять горы, отвечать на вызов высоты и преодолевать опасности. И только стоя на самой вершине, под безбрежным небом, глядя на плещущееся под ним море облаков, он чувствовал себя прикоснувшимся к тайнам Вселенной, бессмертным в своей славе, великим и достойным жизни, свободно говорящим на языке небес.

Ему так хотелось покорить самую большую гору во всем известном Космосе. Просто потому, что она есть и другие самые большие — уже им покорены. Ничего личного – ради славы и впечатлений, которых должно хватить до конца дней.

Прекрасная повесть, полная поэзии, ярких описаний и неожиданных событий, психологической напряженности и знания человеческой натуры. И был бы это великолепный гимн человеческому упорству, рассказом о вечном вызове судьбе и победе над обстоятельствами, еще одним доказательством, что нет для Человека ничего невозможного. Если бы не отнимающая разум жажда славы, гордыня, затмевающая здравый смысл.

Ну, скажите, почему среди всех этих прекрасных качеств — мужества, упорства, стремления стать лучше — у героя не нашлось места для рационального мышления, простого желания остановиться и подумать, сопоставить факты и сделать выводы?

Почему человеку даже в голову не пришло, что не он центр Вселенной, и не ради его, великого и славного героя, посрамления кто-то затеял охоту на склонах горы, и что неизвестный Страж, действительно, хранит нечто важное, чему угрожает непрошенное вторжение? Почему вечно у кого-то чешутся руки нажать «Красную кнопку», пробраться в двери с надписью « Не входить» или «Осторожно! Опасная зона!», чтобы потом сокрушаться о содеянном, мучиться совестью и молить небо: « Звезды! О, дайте нам быть. Только один раз, и покончим с этим. Пожалуйста» и удивляться, что нет власти удержать чужую жизнь и на молитву нет ответа...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценка субъективная, то есть отражает мое личное впечатление, а не разбор по элементам, ошибкам, недостаткам и тп. Они, безусловно, есть. Да, Желязны сам не покорял горы. Поэтому альпинист, конечно, найдет много несоответствий. Я не альпинист и, когда читала, ничего не заметила. Тем более, что гора эта по сюжету на другой планете и там вполне могут оказаться другие условия, ежели на Земле.

Вообще гора — это иносказательный образ. Во всяком случае, мне так показалось. Это символ. В этом произведении вообще много символов, есть над чем подумать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ! Один из моих любимых у Желязны.

Я думаю, что в этом рассказе содержится аллюзия на «Божественную комедию» Данте Алигьери.

Во-первых, гору звали Чистилище.

Во-вторых, каждая часть «Божественной комедии» заканчивается обращениями к звездам.

В-третьих, и конечно, тут есть своя Беатриче.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, мягко говоря, неудачное знакомство с Желязны.

Год написания повести — 1963. Десять лет прошло с покорения Эвереста. Ну неужели нельзя было хоть чуть-чуть почитать про восхождения? Про жуткий холод, про яростные ветры, про резкую смену погоды, про борьбу за каждый шаг... Неужели, самое страшное, что может встретиться на вершине — это какие-то иллюзорные огненные птицы, драконы и ангелы с мечами? Такое ощущение, что автор услышал краем уха про то, что на высокие горы кто-то там залезает и что это не очень просто дается, и решил все подробности домыслить сам, приправив это третьесортной фантастикой в духе «Скубиду».

Участники восхождения места для палатки поровнее выбирали? Ага, конечно. Спуск — плевое дело? Да на спуске гибнет чуть ли не больше восходителей! Вот и взбирались герои повести на тридцатикилометровую гору, словно за хлебом в магазин.

Качество текста спишу на отвратительный перевод. Но с глупым повествованием, где половину занимают бессмысленные диалоги с троеточим после каждого слова и нудные, не несущие никакого смысла, описания «ландшафта», как быть? А с наивным сюжетом с неправдоподобными «коробочками Дока», тупыми «охранными компьютерами», тридцатикилометровыми лифтами внутри горы? Зачем нам аж восемь восходителей, не считая ГГ, если они вообще ничем не отличаются друг от друга?

В общем, оценка соответственная...

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гора — символ преодоления человеком трудностей в его стремлении к цели. Никакой иррациональный страх, никакие препятствия не способны повернуть назад ГГ — поскольку его жизнь закончится, если он не покорит самую высокую вершину в галактике. Атмосфера рассказа великолепна, стиль — вне всяких похвал, а сюжет до самого конц держит в наприяжении. При прочтении возникает чувтсво, будто это ты лезешь к этой недосягаемой вершине, настолько цепляет происходящее в рассказе. Концовка вышла очень неожиданной, до конца ждал некой мистической развязки, однако все загадочные явления в рассказе получили своё рациональное объяснение. Приятная неожиданность, Желязны, как обычно, вне конкуренции.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень даже неплохое произведение и в первую очередь своей литературной частью. Написано так, что читая ты зрительно видишь описываемые события, ощущаешь эмоции людей, а значит сопереживаешь. Вот такой и должна быть литература, когда чтение увлекает настолько, что постепенно теряешь ощущение реальности, а потом долго ходишь под впечатлением.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финал оказался не таким, каким я ожидал его увидеть. Он как будто был дописан совершенно отдельно. Стилистически выпадает из общей канвы повествования. И еще, сугубо личное мнение, конечно, но «горы» и «альпинизм» — это явно не конёк писателя. Хоть и выразительно написано, но не цепляет. А вот общая идея истории — цепляет и еще как! Атмосфера — этакая смесь мистики и рационализма — выше всяких похвал. И не важно, что «первая» к финалу истончается и сходит на нет, впечатление от этого не портится и эмоциональный накал не уменьшается. А альтернативное название — «Эта смертная гора» — во сто крат лучше отображает дух этой истории, нежели «Вершина».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в общем — ОХРЕНИТЕЛЬНО!

В деталях...

Как интересно, подтверждение святого правила — благие намерения ведут в... зАД!

Впрочем, на этот раз вроде обошлось :biggrin:

Я часто пытался себе представить Вершину, признаться, мое воображение пасует перед такой перспективой!

Другой бы автор выжал из этого на целый роман, Желязны ограничился повестью. Наверно, это правильно и даже к лучшему — зато не утеряна динамика.

Любопытное со всех сторон произведение.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась повесть. Держит в постоянном напряжении и не раскрываются все карты. А когда начинают пропадать люди интрига закручивается еще больше. Концовка довольно неожиданная, тривиальная и не соответствует общему настрою рассказа, но, наверное, так и надо. Зато как умело вообще она сделана, эта концовка. Не нужно никаких двойных финалов — нужно лишь немного не договорить — тогда каждый придумает финал себе сам.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, но вовсе не «неожиданной» концовкой (которая показалась, честно говоря, странной), а описанием борьбы человека и горы. Тут, конечно, имеет место материально-фантастические проявления такого противостояния (энергетические птицы и прочее), но читается с интересом. Сам вызов героя горе вызывает уважение. Почему-то вспоминаются некоторые сюжета Джека Лондона.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх