fantlab ru

Роджер Желязны «Момент бури»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
619
Моя оценка:
-

подробнее

Момент бури

This Moment of the Storm

Другие названия: Одно мгновение бури; Этот момент бури

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 116
Аннотация:

На пограничной планете Земля Лебедя в патрульной службе служит Годфри Джастин Холмс, родившийся на Земле. Неожиданно начинается буря, которая продолжается несколько дней, за это время Годфри несколько раз придётся пересмотреть определение человека...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Короткая повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Розы для Экклезиаста
1990 г.
Момент бури
1991 г.
Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер
1991 г.
Месть роботов
1992 г.
Этот бессмертный
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Не приходи ко мне зимою снежной
2001 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Теперь мы выбираем лица
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Двери лица его, пламенники пасти его
2019 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1966
1966 г.
(английский)
Сфинкс 1991`1
1991 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series
1967 г.
(английский)
The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth, And  Other Stories
1971 г.
(английский)
A Day in the Life
1972 г.
(английский)
A Day in the Life
1973 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 16th Series
1982 г.
(английский)
The Legend Book of Science Fiction
1991 г.
(английский)
Modern Classics of Science Fiction
1993 г.
(английский)
Power & Light
2009 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не открою никакого секрета, если скажу, что во многих творениях Желязны ФАНТАСТИЧЕСКОЕ есть лишь фон для понимания и осмысления ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

Рассказ «Момент бури» лишнее тому подтверждение. Герой рассказа, 597 летний человек, 562 года из них провёл странствуя по космосу, разумеется в состоянии анабиоза. Куда он летит? От кого/чего он бежит? Что ищет? На эти вопросы можно дать разные ответы. Желязны почти всегда многозначен.

Очередная остановка нашего героя случилась на Терре-дель-Сигнис, Земле Лебедя. Ещё раз хочется отметить потрясающее мастерство писателя во всём том, что касается создания и описания очередного мира, придуманного силой его могучего воображения.

Судите сами — один абзац и перед нами чудный дивный мир. Цитата: «Как кратко описать целый мир? Чуть меньше Земли и более богатый водой. Что касается материка... Приложите зеркало к Южной Америке так, чтобы шишка оказалась не справа, а слева, затем поверните изображение на девяносто градусов против часовой стрелки и переместите в северное полушарие. Сделали? Теперь ухватите за хвост и тащите. Вытяните еще на шесть или семь сотен миль. Разбейте Австралию на восемь частей. Разбросайте их по северному полушарию и окрестите соответственно первыми восемью буквами греческого алфавита. Насыпьте на полюса по полной ложке ванили и не забудьте перед уходом наклонить ось глобуса на восемнадцать градусов. Спасибо.»

Ещё пара предложений и нам понятны климатические особенности. Ещё немного текста и мы знакомимся с представителями фауны, кстати очень агрессивной. Все эти орги, резохваты и прочие кукольные панду вызвали у меня живые аллюзии с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона. Описаны все эти опасные создания просто, коротко и прекрасно.

А страшная буря, поставившая героев повести в экстремальные условия, как лакмусовая бумажка проявила в людях их истинные черты.

Финал трагичен и красив. Так что есть Человек? На этот вопрос, поставленный писателем в самом начале рассказа каждый после прочтения этого текста может дать свой ответ. Для каждого человека есть своё время и место. Герой автора решает лететь дальше, но сможет ли он убежать от себя, от смерти и от любви?

История у автора получилась. Поэтично. Драматично. Эстетично. Фирменная вещь от Желязны периода его становления как настоящего Мастера Слова.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, этот рассказ вполне можно бы было написать и без переноса действия на другую планету. Его замысел достаточно прост и далеко не нов — показать как в экстремальных ситуациях сразу же с предельной чёткостью становится ясно, кто человек, а кто всего лишь его физическая оболочка. И никакие изощрённые определения при этом не понадобятся.

Правда, надо признать, что фантастический антураж позволяет автору сделать рассказ более увлекательным. Все эти апокалиптические ураганы и экзотические хищные животные, рыскающие по улицам погибающего города, не только привлекают внимание читателя, но и помогают Желязны более ярко и чётко отразить отдельные элементы его задумки.

В общем, ничего особенного, но написано вполне профессионально и чувства неприятия вещица отнюдь не вызывает. Впрочем, также как и ощущения её шедевральности :).

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разница восприятия. Как в «Кин-дза-дза» — два разных цветовых сигнала на индикаторе, разделяющих гуманоидов на пацаков и чатлан («...что это — этническое, физиологическое, генетическое?.. — Ты что — дальтоник? Не видишь? Цвет сигнала — разный...»).

Вот, вроде бы, всё при всём в этом тексте — и суть, и техника исполнения — но... ничего, кроме отторжения не вызывает. «Сю-сю-сю» — вот и первое и второе впечатление. И третье — тоже. И это даже не реакция на авторскую наивность, увы (ибо — Автор данного текста никоим образом не может быть идентифицирован с малограмотным графоманом). Это именно осознанная авторская Позиция, попытка донести до читателя свой собственный Взгляд на жизнь, это — посыл такой, мозгам и сердцу.

Так вот — абсолютно чуждая позиция, абсолютно провокационный посыл. По аналогии с упомянутой выше сценой из «Кин-дза-дза»: не знаю, что это — менталитет, вероисповедание, образование, ещё что, но... дичайшим образом «против шерсти». Попытка внушить мне что-то из области чего-то, абсолютно для меня чуждого, что отторгается на уровне инстинктов.

Вот такое кино

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых красивых и лиричных рассказов Желязны. Вообще ранний Желязны — это сплошь шедевры, как в крупной форме, так и в малой. Образ героя красив, его горечь практически осязаема. По крайней мере, читатель очень четко понимает, как главгерой себя чувствует. А это самое важное. Ну, и человечность, конечно же...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ показался достаточно слабым в идейно-логическом плане, со спорными причинно-следственными связями. С первых абзацев декларируется желание дать определение человека, но к концу рассказа автор об этом уже не вспоминает, в процессе чтения были и другие вопросы по сюжету. Сами проблемы героя добровольно и давно обрёкшего себя на одиночество, тоже не затронули. Но весь рассказ вытягивает атмосфера, она получилась великолепной. Вселенская буря изливающая тонны воды и буквально топящая город в окружающих джунглях, джунгли выплёскиваются на улицы города вместе с потоками воды. Но опять не понятно и не логично: этот городок — передовой форпост человечества в космосе, перевалочная база на пути к еще более дальним мирам. Так вот этот технологический форпост с космодромом сносит буря, какой смысл мародёрствовать? Ведь вопрос выживания города — вопрос вашего выживания! По-моему даже самому тупому уркагану будет ясно, что вертолет, телевизор, деньги, да будь-что — бессмысленно без топлива, без электричества, в одиночестве посреди враждебных джунглей наполненных красивыми и добрыми на вид кровожадными монстрами. А какой смысл был в таком месте ставить базу если её сносит дождь, обычный в этом мире, как они вообще там окопались и развились до описанного уровня, что их не смыло до сих пор?

Если бы не атмосфера и не живописные картины катастрофического бессилия человечества перед природой, за идейное наполнение больше 6-и — не поставил бы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ как аналогия освоения Запада Америки. Только на другой планете. Борьба со стихией, жертвы, страдания и радость от того, что выжили. Очень лирический рассказ о герое.

Потеря любимой женщины и этот мир уже не мил. Улетает на освоение других миров.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Друг, как известно, познаётся в беде. На самом деле это частный случай. При большой беде, при стихийном бедствии, познаётся каждый, в том числе и ты сам познаёшь себя. Человек не становится лучше или хуже, беда вытаскивает наружу то глубинное, что всегда было в человеке.

Так получилось и рассказе. Даже в небольшом городке стихийное бедствие обнажило весь срез человеческого общества. И, ещё раз убедившись, что люди везде одинаковы, и ещё раз ощутив боль потери, герой рассказа продолжил свой путь...

Философская зарисовка на антураже, который, если бы не жертвы, можно было бы назвать красивым.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человеку, любящему дождь и ненастье, такому как я например, не может не понравиться эта повесть. Настолько насыщенная осадками и бурей атмосфера, что чуть ли не льётся на тебя с книжных листов, я даже чихать начал. Не знаю, кому как, а мне повесть показалась уютной и тёплой, если не считать последних страниц, где автор рисует мрачные картины стихийного бедствия. Концовка, соответственно, тоже не понравилась — к чему было нарушать идиллию? Глубинного философского смысла в произведении я не разглядел. Думаю, автор и не ставил перед собой таких задач. В целом, понравилось.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе Баканова. И хоть текст ровный, но осталось ощущение незавершённости. Начало рассказа, рассуждения о том, что есть «человек», не нашли в полной мере, на мой взгляд, развития в поведении людей во время бури. Да и сам ГГ вполне стандартен: одинокий перекати-поле.

В рассказе есть образность, и это его спасает. Есть о чём поразмышлять после прочтения. Буря — как метафора жизненных перипетий, Любовь — как якорь, способный удержать в шторм.

Поэтичный, слегка философский рассказ.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая, лиричная, грустная история, рассказанная под грохот непрекращающегося дождя и воющего ветра...

В непогоду завалиться на диван и отправиться в другой, далекий, чужой дождь...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ едва ли может служить цели описания философской концепции; или убеждения читателя в чем-то. Не тот формат. Но лучшие рассказы делают очень нежно задевают за живое, выводят человека из зоны комфорта — и заставляют задуматься над вопросом, волнующим автора.

«Тогда другое чувство стало постепенно овладевать мною, и это было действительно кошмарное чувство: для каждого человека должно найтись наиболее соответствующее место и время. Вдумайтесь. Где и когда во всем необъятном космосе хотел бы я прожить остаток своих дней? В полную силу? Да, прошлое мертво, но, может быть, счастливое будущее ожидает меня на еще не открытой планете, в еще не наступивший момент. Как знать? А если счастье мое находится в соседнем городе; или откроется мне здесь, через пять лет?»

Как человеку найти свое место в этом мире, как обрести счастье и покой, как найти себя? И автор говорит нам — прежде чем искать ответ на этот вопрос, поймите — кто вы. Что за существо человек, чем он особенный среди породившей его природы? Действительно ли, как полагает главный герой рассказа, «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом»? Автор помещает своего героя в экстремальную ситуацию, чтобы обнажить его чувства, эмоции, переживания — и явить ту его часть, что и определяет человеческое. Но вдруг так окажется, что человек определяется не только тем, кто он есть сейчас, но и тем, кем он был, — и тем, кем он будет?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко философский рассказ, а потому и состоит как бы из двух частей. Первая часть — это набор размышлений автора о понятии человек, а вторая часть — это события, связанные с невиданным ураганом, который проявляет человеческие черты характера, обнажая сущность человека, словно под рентгеном. За последнее десятилетие человечество пережило такое количество глобальных катастроф на земле, что события рассказа просто меркнут перед газетными публикациями. Может потому он и не вызывает такой острой реакции на прочитанное.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного похоже на рассказ Роджера «Кладбище слонов». В том плане, что герой одинок, и это мало кому понять. Но второй раз сыграть на теме одиночества не получилось со мной. Все таки в «Кладбище слонов» на эту тему было сказанно сильнее. Если честно, то не сильно понял рассказ, хотя и читал медленно вдумчиво, дабы в малом объеме текста не пропустить зерно главной мысли. Но так как очень люблю дождь, то было приятно читать рассказ вкупе с интересным языком автора. И конечно, же понравилось данное определение что есть человек. Сам рассказ мне не показался ярким, не зацепил, просто описание бури, с интересными порой отступлениями.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

История сильного человека, который добровольно отказался от всего в жизни, и потерявший вновь приобретённое. Несмотря на то, что рассказ эиоционален и романтичен, ни сердца, ни ума он не затронул, возможно, из-за того, что нечто подобное уже не раз встречал в творчестве Ле Гуин. Хотя, возможно, дело не в этом...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, Желязны не мой автор. Не вызывают у меня его произведения никакого отклика. Вот и здесь — ни сочувствия главному герою, ни переживания по поводу катастрофической ситуации. У меня здесь роль стороннего наблюдателя, и никаких заметных эмоций эти наблюдения не провоцируют. Это не хорошо и ни плохо, я полагаю, просто дело вкуса...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх