Терри Пратчетт «Роковая музыка»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое | Пародийное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Из подцикла о Смерти. В главной роли его внучка Сюзан.
Что делать Вселенной, если Смерть внезапно покинул свой пост и вся система начинает разваливаться? Впрочем, Вселенная выкрутится. Не впервой. А вот что делать тебе, если тебя зовут Сюзан Сто Гелитская, тебе 16 лет, ты воспитана в строжайших правилах Логики и Здравого Смысла, терпеть не можешь все сверхестественное, и в данный момент летишь по небу на лошади по имени Бинки, с косой в руках и Смертью Крыс в качестве советника, выполняя работу невесть куда запропастившегося дедушки?»
Привет... э-э... Анк-Морпорк!
Это музыка, в которой звучит глас Рока, внемлите сейчас, не то потом будет поздно! Она вытащит вашу душу, вытряхнет, как коврик, и повесит сушиться на забор! Она сведет с ума весь Незримый Университет, заставив волшебников сшить себе кожаные мантии и перекрасить стены спален в черный цвет! Она породит гитарную эпидемию в Анк-Морпорке и устроит в Гад-парке самый Бесплатежный Фестиваль, что когда-либо видел Плоский мир!
Для справки: это еще не все проблемы. Смерть тем временем опять пошел в народ...
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Смерть»
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Экранизации:
— «Роковая музыка» / «Soul Music» 1997, Великобритания, реж: Жан Флинн
- /языки:
- русский (7), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Берденников (5), Т. Боровикова (1), О. Любарська (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 2 марта 2024 г.
Let it rock
***
«Роковая музыка» – медиана цикла «Смерть» Терри Пратчетта. И в этот раз, как нетрудно догадаться, досталось музыке, а конкретно – року.
…когда Дион Селин, тролль Лава и гном Золто решили играть музыку в Анк-Морпорке, они и догадываться не могли, чем же это закончится. Их музыке суждено буквально перетряхнуть мир. Особенно, если их продюсером решил стать Достабль. Меж тем Смерть снова занимается чем угодно, но не своей трудовой деятельностью. Зато для этого у Смерти есть родственница – внучка по имени Сьюзен. Ей предстоит очень быстро овладеть искусством Смерти…
У Терри Пратчетта уже был один похожий роман, когда автор брал за основу что-то английское. Речь, конечно же, о футболе и «Незримых академиках». Может, жанр «рок» не у всех ассоциируется с Англией, но Англия определённо внесла огромный вклад в этот жанр. «Квин», «Битлз», «Пинк-флойд» , «Лед Зеппелин», «Роллинг стоунз», «Дип пёрплз». С таким раскладом трудно спорить.
Итак, персонажи «Роковой музыки». На главных ролях тут, что неожиданно, довольно много героев. Во-первых, это юная Сьюзен. Ей приходится нелегко, нужно быстро вникать в профессию Смерти. Попутно девушка узнаёт тайны о своих родителях. Юный Дион Селин (в оригинале нет никакого намёка на Селин Дион! Это ход переводчика, впрочем, ход смелый и яркий) – образец одержимого персонажа. Его жизнь в романе можно описывать до или после. Тролль Лава – типичный представитель расы троллей. До этого Пратчетт не особо жаловал читателя информацией о них, поэтому «Роковая музыка» – отличная возможность расширить горизонты. Гном Золто – тоже типичный представитель расы гномов. Со всеми вытекающими. Наконец, Достабль. Он уже не раз упоминался на страницах «Плоского мира», но именно здесь автор разошёлся не на шутку. Образ Достабля – это сатира на продюсеров. Роману «Роковая музыка» тридцать лет, а телега с продюсерами и «ныне там». До кучи есть ещё волшебники Незримого Университета, которых не так уж много в тексте и, наконец-то, они не портят впечатление о тексте, как это было в «Мрачном жнеце».
Мир. По понятным причинам в этом романе много информации о гномах и троллях. Многа в рамках стиля Пратчетта, разумеется. И, конечно же, много сведений о музыке и Гильдии Музыкантов. Не сказать, что автор заваливает читателя подробностями, но они есть. В целом, цикл «Смерть» – пока что лучший по внутреннему ворлдбилдингу в «Плоском мире».
Заключение: хороший роман. Смерти как обычно мало, зато много сатиры (а не иронии) на музыку и рок в частности. Если вы хоть немного в теме британского рока, то эта книга для вас.
8 Смертей из 10.
olga.sb, 29 апреля 2022 г.
Для меня музыка всегда была одной из ниточек, которые привязывают к жизни, дарят утешение и смысл. Недавно в мультфильме Душа упоминали, что жить стоит ради музыки и еды )) Я бы добавила еще несколько пунктов, но музыка однозначно служит приправой к жизни!
Роковая музыка — третья книга из отличного подросткового цикла про Смерть — один из ярких представителей фантастических книг с музыкой во главе угла. Тут музыка Рока (soul music в оригинале) становится чуть ли не главным персонажем.
Она вселяется в гитару одного из трех музыкантов, которые создают свою рок-группу и собирают стадионы. Само собой, все происходит в Плоском мире, а потому музыканты — это тролль, гном ну и Бард )) самое то для отрыва!
Конечно, там будет еще множество колоритных персонажей, включая СМЕРТЬ, на которых и держатся книги Пратчетта, потому что они никогда не про сюжет, зато всегда — про неординарные ситуации и еще более неординарные поступки.
И скрытые за всем этим рок-н-роллом глубокие мысли про поиск своего места в мире, про противостояния логики и чувств, про то, как быть молодым, отношения отцов-детей-внуков-дедов и многие-многие другие.
Восхищаюсь, когда мастерства автора хватает, чтобы вплести в текст музыку, чтобы сделать произведение звучащим, объёмным, ритмичным!
И Музыка Рока не единственное произведение Пратчетта с музыкальным подтекстом. Еще есть Маскарад — этакая пародия на Призрака оперы с поющей ведьмой. И там тоже достаточно как юмора, так и смысла, и в первую очередь — много музыки. На этот раз не Рока, но тоже способной отнять или изменить жизнь!
Ксанка, 24 марта 2021 г.
И вссе-таки он мне нравится! Я нашла свой вариант знакомства с Терри Пратчеттом, аудиоверсия помогает смириться с сложностью и загроможденностью текста. Для меня это всегда было главным минусом его книг, я «терялась» в словах и не успевала следить за сюжетом. Но в этот раз сложилось идеально.
Очередная история про то, как Смерть ушел отдохнуть и поискать смысл жизни. Харизматичный всесильный герой словно примиряет читателя с неизбежностью будущей встречи. А уже знакомые по прочитанным книгам герои помогают лучшему понимаю происходящей на страницах книги вакханалии. Хотя от нарочитой абсурдности это все равно не спасает.
Отдельное спасибо автору за создание таких колоритных персонажей, как гном Золто и стражники на воротах Анк-Морпорка. А волшебники из Незримого Университета, у которых крыша съехала от музыки? Чудесные же персонажи. А сама музыка, которой пронизаны все страницы, заставляет как-то даже вздрагивать. Хотя я никогда не была поклонницей чистого рока, но мне все равно понравилось.
Большую роль в положительной оценке истории сыграла озвучка от Макса Потёмкина. Диктор оказался обладателем не просто красивого, но и очень музыкального голоса. При этом с правильной и внятной речью. С удовольствием бы переслушала весь цикл про Смерть в его исполнении (по крайней мере, главный герой всегда будет говорить в моей голове его голосом).
Ivan Chis, 1 мая 2022 г.
Терри Пратчетт как всегда радует своим произведением! На этот раз про Рок-группу (а это тема мне очень близка) с своим блестящим юмором и моралью) Читать всем!!!
Paganist, 24 марта 2020 г.
Конечно же, книга не о рок-музыке. Она о музыке вообще. Вот представьте себе мир без музыки? Сложно, да. В Плоском мире музыка тоже есть. А раз есть те, кто её играет, то обязательно найдутся первопроходцы новых форм и жанров. И пусть музыка Рока — чужеродное явление для Плоского мира, своё дело она делает — переворачивает всё с ног на голову и не оставляет равнодушной. И если откровенно, музыка Рока очень органично вписывается в тот балаган, который творится в Плоском мире. Как-то без неё уже его не представляешь.
Когда знаком с историей рока, юмор Пратчетта в этой книге обретает особый смысл и даже форму. Впрочем, смеётся автор над всем подряд. Не всегда понятно, но в своём стиле. Думаю, перевод не всегда может передать всех тонкостей чувства юмора Пратчетта, его замыслов в каждой отдельной шутке. Поэтому невольно сожалеешь, что не владеешь в достаточной степени английским, чтобы прочитать, понять и (главное) получить удовольствие от книги. Но даже в переводном виде роман — годный. Не самый выдающийся среди романов о Плоском мире, но запоминающийся.
BroonCard, 18 декабря 2018 г.
«Роковая музыка» очень похожа на «Мор, ученик Смерти». В данной книге Терри Пратчетт также рассматривает отношения отцов и детей, но только на сей раз в области не осознания ответственности вырастающим ребёнком, которому пора «улететь из гнезда», а в области пубертатной дикости, жажды свободы, что диктуется переизбытком энергией и свободным временем. Вызывающими факторами служит как раз-таки вынесенная в заглавие «Роковая» музыка.
На основе моды панк-рока, Терри рассматривает своеобразный плюрализм юношеской бытности молодежи 60-ых-70-ых годов 20-го века, то есть тех времён, когда слова «секс, наркотики, рок-н-ролл» ещё не были просто словами, а о сексуальной революции говорили не о как части истории. В этом отношении Пратчетт переворачивает и свой Плоский Мир, соединяет его с нашим миром и, через свой цикл, создаёт аллюзию на наш мир, простую и в то же время тонкую. Только такую, которую может создать мастер.
«Роковая музыка» распределяет героев по чётким ролям и мировоззренческим позициям, рассматривая их как хулиганов эстрады и порядка, и в то же время как поклонников логики и степенного подхода к решению насущных проблем. Понятное дело, что за эти крайности отвечают разные персонажи. И, что самое интересное, эти персонажи, по степени продвижения сюжета, оказываются не способными видеть мир друг без друга. В этом вновь, как и в прошлых книгах Пратчетта, скрывается сильный философский подтекст, выявленный им не одной фразой «в лоб», а данный путём долгой, интересной, смешной и в то же время вдумчивой истории. Я устал это говорить, но, видимо, придётся снова: «Роковая музыка» — это прекрасное, очень весёлое и ещё куда более глубокое творение, написанное Терри Пратчеттом.
Вместе с тем отдаю себе отчёт, что оно мне понравилось куда меньше прошлых двух частей из подцикла «Смерть». Скорее всего это связано с тем, что после шквала мыслей и эмоций, что нахлынули по окончанию прочтения «Мрачный Жнец», данный роман мне показался слабее. И это абсолютно не значит, что так и есть — нет. Это значит лишь то, что книги надо всё же умело дозировать, а не хватать полный цикл залпом... То есть это — лишь моя ошибка. И в связи с этим я точно уверен, что ещё раз прочту «Роковую музыку». Ведь эта книга имеет в себе всё то же, за что читатель так любит Пратчетта: экзистенциальный кризис и поиск собственного места в этом мире, стремление изменить себя дабы изменить своё мировоззрение, то есть и мир вокруг, который ты видишь своими глазами — данная линия во главе со Смертью не прерывается с первой книги подцикла и в данном случае рассматривается уже память. “Акулы” прошлого и будущего, что терзают ежеминутно, формируя карту мировосприятия. А ведь хочется посмотреть на мир иначе, по-новому. И тут на сцену выходит та самая «роковая музыка». Об этом пишет Пратчетт. Он Рассматривает позиции тех, кто нечто поменял, притом не по своей воле, и тех, кто поменять не может, в конечном итоге на шахматной доске сюжета распределяя фигуры по тем местам, на которых они должны быть во благо своей целости и во благо вселенской сохранности. То есть, мне кажется, Терри Пратчетт вспоминает себя, вспоминает время собою пережитое и на основе воспоминаний создаёт текст, итогом которого является обыкновенная мудрость, сродни той, что была выражена Энтони Бёрджессом в «Заводном апельсине». Только здесь это сделано так, чтобы каждый сумел её прочитать и понять. Это, собственно, вам сделать я и советую.
Ctixia, 15 сентября 2017 г.
То ли Пратчетта запоем читать нельзя, то ли я взрослею. Былого восторга уже нет, однако чувство глубокого уважения и нежной любви к этому автору укореняется в моем сознании. Книги его читаются уже без криков восторга и громогласного смеха, но с теплой улыбкой.
Я очень люблю рок, я очень люблю Плоский мир, я очень люблю фантазию его создателя. Терри Пратчетт, как всегда, искрометен и тонок в своем юморе. Но несмотря на тематику, книга не разрывная, как классические вещи рок-н-рольного жанра. Она спокойная, размеренная, повествовательная. Не ждите там мегапопулярных рок-фестивалей а-ля Нашествие с их драйвом и полным отрывом (хотя нет, ждите). Но Смерть в своем образе, о да, Смерть великолепен!)
wax, 22 июля 2018 г.
Это книга не про рок-музыку. Но это книга про музыку Рока!
Про музыку, которой не должно было быть в этом мире. Про музыку, которая была до того, как всё стало всем. Про музыку, которая дает бессмертие, но берет твою жизнь взамен.
В главной роли — Музыка Рока, во второстепенных: внучка великолепного Смерти, высшее руководство университета в подростковом возрасте, декан, кожаный плащ (ээ...мантия) декана, группы на разогреве, музыкальный фестиваль господина СРБН Достабля, а также человек (он не эльф!), гном и тролль, играющие в одной группе музыки Рока....
primorec, 9 июля 2013 г.
Несколько дней назад была на концерте молодой и еще малоизвестной американской рок- группы «Maragold». Группа, как группа, но ее лидер -Грэг Хау – хорошо известный соло-гитарист. Выступала группа в уютном зале местной филармонии, что смотрелось в классических интерьерах с бархатными занавесками, хрустальными люстрами и цветочными узорами на балконах э-э-э-э...несколько странно.
Но вот гитарист взял первый аккорд... Музыка покинула струны, застонала, завибрировала среди цветочных завитков, застучала по хрустальным сосулькам, проскользнула между бархатными складками, заметалась по залу, и, не найдя выхода, обрушилась грозным водопадом на слушателей, отдаваясь ритмом в нервных окончаниях, ушах, животе. И сразу подумалось, что эта музыка не для гламурных залов. Ей было здесь не место: это музыка больших пространств и свободного полета, музыка противоречий и первобытных инстинктов.
Рассказав о магической власти движущихся картинок и печатного слова, не мог Пратчетт пройти мимо музыки. Нет, лучше так — МУЗЫКИ. Потому что, по большому счету, будь в руках настоящего музыканта арфа или электронная гитара, создает он МУЗЫКУ. Она может говорить и плакать, кричать и шептать, причитать и взывать, рассказывать о любви или призывать к ненависти. И если это настоящая МУЗЫКА, она будет творить собственный мир и вербовать для него жителей, взывать к глубинам сознания, становясь МУЗЫКОЙ ДУШИ — тихой или яростной, ласковой или жесткой, в зависимости от состояния этой самой души. И не важно, что это будет — баллада уличного менестреля, классическая соната или роковая композиция.
Музыка Рока, залетевшая в Плоский мир, оказалась нежданной гостьей и опасной для неискушенных душ. Она закружила героев, перевернула все вверх дном, заворожила и переделала все по своему вкусу. И чтобы все исправить потребовалось вмешательство самого СМЕРТИ, у которого, между прочим, своих проблем достаточно./Опасно это для бессмертного соприкасаться с обычными смертными, с их страстями/. Но, как бы не привлекал Смерть мир людей, у него есть важная и, что скрывать, нужная работа, которую некому передоверить, будь это даже собственная внучка Сьюзен.
А музыка? Что ж. Не место музыке Рока оказалось в волшебном мире Плоского мира. Оказалась она для него слишком опасной, противоречивой, бунтарской и «зомбирующей»/это в Плоском то мире, где зомби — признанные члены общества!/, хотя она и заставила некоторых вспомнить каково это — быть молодыми. Музыка Рока налетела, как вихрь, повертела, покрутила, но, так и не набрав силы урагана, улетела искать другой, более восприимчивый, мир. Но оставила нам настоящую мудрую, одновременно смешную и грустную, историю от сэра Пратчетта: как всегда — о Жизни, Смерти и тех струнах Души, на которых они играют свою вечную МУЗЫКУ.
А что до моего концерта... Пусть и в странной обстановке, гитарист был великолепен. И МУЗЫКА его стонала и пела среди классических балконов, рассказывала и напоминала мне, каково это — быть молодой...
Airwind, 12 января 2016 г.
«Роковая музыка» — первая книга, с которой началось моё знакомство с Терри Пратчеттом и Плоским Миром. И это знакомство оставило исключительно приятные впечатления.
По сути, вся книга — одно большое хулиганство. Сьюзен Сто Гелитская, всю жизнь опиравшаяся на на логику и холодный ум, неожиданно вынуждена исполнять роль Смерти — и никто не спрашивает её мнения. Сам Смерть идёт в народ, пытаясь обрести забвение. А тем временем человек, гном и тролль организуют музыкальную группу, и посредством купленной в загадочной лавке не менее загадочной гитары выпускают в мир... да в общем-то непонятно что, именующееся «Рок-музыкой» и заставляющее всех сходить с ума. Нет, не в прямом смысле. Вроде бы.
Читать о влиянии рок-музыки на, казалось бы, самых обычных людей — огромный повод для веселья (особенно в случае волшебников). Да и вся книга один огромный повод для веселья. Да, Пратчетт по своему обыкновению пристально исследует явление, послужившее основой для книги и высказывает пару как минимум небезынтересных мыслей — но замена Смерти на Сьюзен куда менее серьёзна, чем предыдущая рокировка с Мором, а прогулка Смерти в мир заканчивается практически ничем — ну, не считая попойки. Да и в сравнении с более поздними книгами Пратчетта эта — едва ли не сборник анекдотов.
Итог: «Роковую музыку» нельзя включить в топ лучших книг о Плоском мире — но для веселого чтения она вполне сойдёт.
P.S. Покойся с миром, Дэвид Боуи. Те, кто тебя знал — никогда тебя не забудут.
Тимолеонт, 28 июля 2015 г.
Ещё одна книга Пратчетта из поджанра «повседневные явления современности в антураже Плоского Мира». Плюс — новая история о Смерти и дебют Сьюзан. Автор цинично отметает двух отживших своё героев — Мора и дочь Смерти, заменив их ребёнком — внучкой Билла Двера. Считаю, замена блестящая. Рассудительная поклонница логики резко контрастирует с безумием и низким индексом реальности Плоского Мира. Сьюзи явно напрашивается в компанию к Моркоу Железобетонсу, являясь, с одной стороны, его female-версией, с другой — циничным ментальным близнецом. Свою роль она отыграла блестяще, и, без сомнения, становится самой сильной стороной «Роковой музыки».
И, к сожалению, на Сьюзи достоинства книги заканчиваются. Считаю, что soul-музыка, в отличии от кинематографа, описана неубедительно. «Рок-группа» скучна, а очередное хождение Смерти в народ не приносит ничего нового и ничем интересным не заканчивается, в отличии от тех же «Мора» и «Мрачного Жнеца». Интересны только отношения Смерти и Сьюзи как дедушки-внучки, но потенциал темы практически не развит. Хотя эпизод с качелями — гениален.
Противоречивая и одна из самых слабых книг Пратчетта. Восхитительны Сьюзан и Смерть, унылы все остальные. Юмор и диалоги хороши, но не в сравнении с другими историями Пратчетта. В общем, читать можно, но сугубо поклонникам Диска.
Кропус, 9 февраля 2014 г.
А мне не понравилось. Вещь показалась просто занудной, возможно потому что я не музыкальный фанат. Положение немного спасла бесподобная внучка Смерти. Но именно, что немного. Никакой особой философии в романе я тоже не нашёл, так же как впрочем и не особой. Санта Хрякус понравился мне гораздо больше.
febeerovez, 11 августа 2010 г.
Музыка... это слово объединяет в себе миллионы понятий и вещей. Это слово способно раскрывать сердца и душу. Музыка способна на все ,главное — чувствовать ее.
Я в первый раз видел, чтобы человек мог описать музыку словами, поместить это в сюжет, да еще и заставить проникнуться этим читателя. Это не просто слова о ритме. Это и есть сам ритм. Он несется к тебе со страниц книги — в самое сердце, и живет там. Живет там пока есть музыка, пока ее играют.
Есть книги которые остаются в памяти. А есть, которые остаются в сердце — и это, одна из таких книг. Казалось бы — музыка, что можно о ней такого сказать ? Ну играет и играет. Но Пратчетт ловко и незаметно открывает какую-то особую дверцу, и запускает в нее эту самую музыку. Да это отзыв, здесь будет и разбор сюжета, персонажи и прочие детали. Но наверно это тот редкий раз, когда лично для меня все это становится несущественно. Все это будет, но пока будут возникать эти строки, в сознании будет отбиваться ритм. И он будет действительно хорош.
Цикл о Смерти вообще выделяется из всех историй о Плоском Мире. Выделяется, но не сильно, так как все циклы по-своему оригинальны и хороши. В данном же случае, главным плюсом был и остается один единственный герой. Понятно, есть и множество других плюсов, этого нельзя отрицать, но мало у кого присутствует такая же харизма и исключительность, как у Смерти. И как в предыдущих случаях, приключения Смерти мало того что оригинальны, так в финале он извлекает из всего этого новый немаловажный урок.
Однако каждый раз принцип новых приключений мало отличается от предыдущего. В данном случае это пожалуй идет на пользу книге, нежели во вред. И каждый раз появляется некий новый герой, который отрабатывает за вышеупомянутого гражданина. Параллельно с этим всегда присутствует вторая линия, переплетения с которой будут очевидны лишь ближе к финалу. Просто ? Весьма. Стало ли от этого хуже ? Нет.
Правда в этот раз, причина по которой Смерть в очередной раз взял отгул получилась несколько не объясненной. Все дело в том, что сама причина есть, и событием, создавшим такую причину служит завязка романа. Но доподлинного ответа на этот вопрос нет. Впрочем это не так уж и важно.
Важнее другое — книга является фактическим продолжением первых историй. Нет, понятно что так или иначе все истории о Плоском Мире связаны между собой, но между одной и другой книгой могло произойти сколько угодно времени и событий. Здесь же, помимо конкретного срока, есть еще и мощнейшие отсылки в прошлое, местами объясняющие неразгаданные вопросы. Все это лишь увеличивает интерес читателя к происходящему.
Но что это будет за концерт, без представления главных звезд ? Софиты включены — поехали.
Сьюзен — дочка небеизвестных персонажей предыдущих книг. Унаследовала лучшие черты от мамы с папой, плюс приправила это суровой логичностью и высшим образованием. Замечательный и цельный образ. Постоянные попытки Сьюзен приплести логику в этом сумасшедшем мире заметно разбавляют обстановку. Причем здесь дело не только в юморе, но и в самих ситуациях. Вообще Сьюзен уделено немного неравномерно пространства — в том плане что повествование то акцентируется на ней, то переключается на кого-то другого. Все дело в объёмности романа, и от этого проистекают все проблемы с неравномерностью. Удовольствию от прочтения, впрочем, они не мешают .
Вторые участники концерта. Пааааапрашу любить и не жаловаться — Волшебники Незримого Университета, в лице всего преподавательского состава и небезызвестного преподавателя Думминга Тупса. Мало того что это сборище снова является одними из главных действующих лиц, так еще и большая часть шуток проистекает именно от них. Преподаватели снова сильнее всех отразят влияние некого явления на неокрепшие умы жителей. Кроме изменения стиля одежды и поведения, нам откроют еще принцип жизни некоторых студентов, раскроют позицию аркканцлера в области рок-музыки, и проведут по примеру общества, которое провозглашает рок-музыку своим кумиром.
И наконец узрите !!! Музыка !!!! Овации !!! Знаменитая «Рок-Группа» — великолепное трио разношерстых и разномастных (ладно, если так дело пошло — еще и разноростных) персонажей. Их типажи знакомы, но сами они снова оригинальны. Бард Дион (известен под именем «Бадди»), тролль Лава (известен под именем Клиффи), и наконец гном Золто (так же известен под именем «Золто»). Как впрочем повелось у Пратчетта, главную роль в данном трио играет именно Дион. Сам персонаж немного напоминает молодого Мора из первой книги цикла. Но в отличие от Мора, Дион не ищет ответов на вопросы, он полон надежд и жаждет зрительской славы. Ситуация с персонажем напоминает историю со Сьюзен — Диона то слишком много, то история вообще меняет направление. Но опять же — это не напрягает. Золто и Лава в основном отвечают за комическую сторону предприятия (в большей степени — Золто), и за оживление обстановки. И все в общем то неплохо справляются. Дион хоть и типичен, как персонаж, но на роль одного из главных героев вполне тянет.
Увидим мы и дикое множество старых знакомых — Патриций, члены Гильдии Убийц, Воры, Библиотекарь,Хризопаз, великолепный Смерть Крыс, Достабль и еще множество знакомых физиономий. Помимо эпизодических появлений, тут еще присутствуют и множественные упоминания о старых добрых персонажах. И это огроменный плюс. Не-фанату книг Пратчетта тяжело понять, почему при упоминании Капрала Моркоу ты растягиваешь губы в улыбке и думаешь — «А ведь я знаю этого парня». Почему при упоминании Детрита и известнейшей тактике сержанта Колона «об охране тяжелопереносимых зданий» ты думаешь — «О, а правильная ,черт возьми, позиция !»
Зато фанаты же оторвутся на полную катушку. И за это, огромнейшее фанатское «спасибо».
Сюжет движется как телега к обрыву — постепенно набирая скорость, чтобы в итоге нестись на всех парах к финалу. Несмотря на внушительный объём книги — действие не провисает и не надоедает . Прекрасно обстоят дела с юмором — «Роковая Музыка» стала одной из тех книг, которая заставила меня рассмеяться в полный голос. Количество качественных шуток приличное, и расположены эти шутки всегда к месту.
В целом книга получилась как минимум необычная. В основном потому, что как вы могли заметить, минусы у книги есть — но я, отметая все разумные доводы просто смотрел на них, и забывал в ту же секунду. Все это увлекает настолько, что на минусы просто на-пле-вать. Во-вторых в книге присутствует драйв, в третьих великое собрание знакомых лиц.
Вы могли заметить, что отзыв у меня в этот раз получился, мягко говоря, необычный. А все это по одной причине. Главное что есть в книге — это атмосфера музыки. Не важно какой. Здесь это «рок», но смысл не в этом. Как нам пытается сказать Пратчетт : «Музыка , она везде». И ты веришь в это. Потому что у музыки нет границ, нет времени. Потому что по окончанию прочтения тебе хочется еще, а в душе играет ритм. Но этот ритм — это не просто ритм. Это ритм сердца.
GPX, 26 мая 2011 г.
Что в «Роковой музыке» есть:
1. Сюжет:
В романе, как впрочем и в большинстве других пратчеттовских, сюжетных линий несколько. СМЕРТЬ (и даже ДЕДУШКА СМЕРТЬ), Сьюзен (она же внучка СМЕРТИ, она же его временная замена), Волшебники и Музыканты. Затрудняюсь назвать, которая из них мне понравилась больше — хороши все по-своему. Сам же роман, как не трудно догадаться по названию о Рок-музыке, ее появлении и быстром распространении в Плоском мире.
2. Герои:
Чудакулли, Орангутан-Библиотекарь, Декан и другие волшебники, за чьими действиями следить без улыбки и слез просто невозможно. СМЕРТЬ, СМЕРТЬ КРЫС и Сьюзен, которые несмотря на общую «работу» очень не похожи друг на друга. СМЕРТЬ, снова отошедший от дел, на этот раз пытается забыться. Его похождения одновременно и трагичны, и комичны. СМЕРТЬ КРЫС — персонаж второстепенный, но настолько забавный, что каждое его упоминание в книге встречается на УРА! И Сьюзен, которая снова (Мор был первым) доказывает, что человек не может хладнокровно выполнять обязанности СМЕРТИ.
Музыканты, играющие Музыку, В Которой Слышится Глас Рока. Каждый из них уникален: гном Золто, играющий на трубе — финансовый гений, тролль Клифф — барабанщик (кому же еще быть барабанщиком, как не троллю?), временный участник Библиотекарь, чья игра на рояле со стороны смотрится очень впечатляюще, если у вас развито воображение и Бадди — счастливый обладатель волшебной Гитары.
3. Юмор:
Пратчетт и Юмор при создании Плоского Мира были неразделимы. Не обошел их творческий союз и эту книгу.
4. Сатира и ирония:
Как мне кажется, описывая рок-музыку, рок-группы и их фанатов, автор показал многие детали, присущие не только вымышленному Плоскому миру, но и миру нашему.
«...ведь людей, которым нравится музыка Рока, можно убедить купить все, что угодно...»
«Вот что делает с людьми музыка Рока! Нам на все наплевать!»
Многие любители тяжелой музыки неадекватны, для некоторых и вовсе в роке главное — громкость. Никто не портит музыку так, как ее поклонники.
А кое-какие рок-группы вполне попадают под такое описание, данное автором:
«Звук точь-в-точь такой, как если бы кошка попыталась погадить с зашитой задницей».
Чего в «Роковой музыке» нет:
Нет ничего лишнего.
«Роковая музыка» — это роман, который вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным и тем более серьезным. Улыбка на лице во время чтения гарантирована стопроцентно, а оторваться от книги вы сможете только тогда, когда она закончится.
Бурцмали, 30 июня 2010 г.
Музыке Рока не место в Плоском мире... Утверждение довольно обоснованное, но если вы попробуете высказать его толпе обезумевших фанатов «Рок-группы», то не отделаетесь так «легко», как Крэш, Падла, Нодди и Джимбо.
Оставим смех и восторги позади. Все это на месте, все присутствует в достаточном количестве, чтобы потерять из жизни несколько вечеров. Почерк мастера, как-никак. Но именно в этой книге, как мне показалось, философская составляющая наиболее глубока.
Я не любитель рока, я чистый «электронщик», но Музыка — она едина, это что-то... это ритмы, которые заставляют струны внутри нас вибрировать, как в занимательном приборе Думминга Тупса; они поселяются там и живут собственной жизнью. Перефразируя знаменитую поговорку, цени не себя в музыке, а музыку — в себе.
Пратчетт поступает со своими книгами с тактом истинного английского джентельмена. Он не навязывает нам свою философию, мысли и убеждения, не пытается столкнуть с нею лбами — он просто дает нам возможность заметить ее самим и понять кое-что. Что именно — каждый ответит на этот вопрос по-своему. Размышления, скрытые между строк, живут своей жизнью, но в то же время тесно связаны с основным, «видимым» текстом, как человеческое тело с собственной тенью.
Доводилось сталкиваться с людьми, которые заранее были в восторге от книг Пратчетта, хотя еще ни одной не прочитали. «О! Философия есть, как раз то, что я люблю!», примерно так говорили. После прочтения мнение некоторых менялось. «Да чё-то как-то...» и в том же духе. Пратчетт оказался «не тот», не пришелся по вкусу. Что тут можно сказать? Пожалуй, лучше всего ситуацию объяснит цитата:
»- Мне нужен инструмент, который играет: «Блам-Блам-блам-БЛАМ-бламммм-оооиииееее!» Понятно?
Блерт опустил глаза на гитару.
— Вряд ли она так умеет, — признался он.»
Философия в книгах Пратчетта (и в данной книге — особенно) открывается только тем, кто хочет понять. Те, кто хочет блесток, заклепок и прочих внешних эффектов, получают их и смеются вместе с остальными над шутками писателя. Но для других где-то в стороне наигрывает спокойная и причудливая мелодия, которую удалось расслышать за грохотом концерта...
Цените не себя в музыке, а музыку в себе, хотя книга далеко не об этом. Прочитайте её. А после посидите несколько минут в тишине — и прислушайтесь, какую музыку вы слышите.