fantlab ru

Терри Пратчетт «Патриот»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
2020
Моя оценка:
-

подробнее

Патриот

Jingo

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Из подцикла о Ночной Страже (Сэм «Прямо в морду» Ваймз).

Никому не нужный безжизненный кусок скалы на краю света. Точно посередине между Клатчем и Анк-Морпорком. Там нет воды, нет полезных ископаемых, нет вообще ничего — но разве это когда-нибудь останавливало две нации, решивших хорошенько повоевать? И вообще, вся эта война пахнет. Пахнет преступлением. И Стража Анк-Морпорка ищет преступника — это их работа. Войну же оставьте лорду Ветинари — это его работа. И всегда помните — война — это не футбол. В ней не бывает второго тайма.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Патриот
2005 г.
Патриот
2007 г.
Стража! Стража!
2008 г.
Ноги из глины. Патриот
2016 г.
Стража Плоского Мира
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Jingo
2006 г.
(английский)
Jingo
2014 г.
(английский)
Джинґо
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Множество произведений на тему того, как Россия вступила в войну с Украиной/США/Европой/вставьте сюда свою страну, получают отзывы в стиле «как же автор правдиво изобразил обстановку» и «за патриотизм повышаю оценку».

Всем таким «оценщикам» стоит прочитать «Патриота».

Итак, что мы имеем? Два сильных государства, которые такие разные и при этом такие похожие (и которые ни за что не хотят в этом признаться) сражаются буквально за клочок земли — который в общем-то никому из них не нужен и вообще им не принадлежит (хотя оба государства и трясут документами, утверждая, что это не так). И из-за во всех смыслах такой мелочи готова разгореться самая настоящая война, люди сходят с ума, и остановить этот набравший ход паровоз уже никому не под силу.

Пратчетту удаётся — но во многом благодаря допущениям, особенностям Плоского Мира и откровенным роялям в кустах. И это отнюдь не авторская несостоятельность, а скорее даже наоборот — ибо почти в самом конце Пратчетт кратко, едва ли не лаконично показывает, что произошло бы, будь всё иначе. И мы понимаем, что буквально каким-то чудом удалось избежать ужасной, непоправимой, глупой из-за своих причин трагедии.

«Патриот» — книга, которую стоит в первую очередь как раз патриотам и прочитать. Да, она их возмутит, разгневает и огорчит, и это понятно — кто ж останется хладнокровным, когда ему сообщат, что патриотизм не так уж далеко и ушёл от идиотизма? Что умираете вы не за Родину, а за политические стремления очередного лорда/принца/депутата/правителя, который на линию фронта и носа не высунет, зато потом присвоит себе все заслуги? Что по ту сторону границы точно такие же люди, и настоящие враги государства не они, а те, кто требует считать их врагами? И всё равно стоит почитать — хотя бы для того, чтобы увидеть картину с другой стороны.

Итог: при всех юморесках, особенно со Шнобби и Колоном — крайне серьёзное произведение, призывающее задуматься над совсем непростыми вещами. Как всегда у Пратчетта.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, самое слабое произведение Пратчетта. Затёртая тема, затёртые и малочисленные шутки – в основном подросткового уровня. Есть парочка сортирных. «Чем это пахнет? — Это не я, — тут же отреагировал Колон». => Смешно. А издевательства над прыщами и женственностью Шнобби вообще убойная вещь. Первая книга ТП, коий когда-то был моим самым любимым писателем, которую хотелось отложить, не дочитав. Прежней глубины в ней нет, одна масштабная и стародавняя мысль заменяет череду оригинальных философских измышлений, обычно свойственных Пратчетту. Странный, невнятный сюжет с совершенно уж непонятно к чему вставленным – до сих пор не пойму к чему — моментом со «смещением времени». Книгу я всё-таки дочитал. Думал, хотя бы конец, как это обычно случается после прочтения книг Пратчетта, оставит загадочное, то ли лирическое, то ли оптимистическое настроение. Не оставил. Совсем несерьёзный «Последний континент» в плане атмосферы и пригодности для чтения — много лучше, хоть и писался через палку. И даже по стилю изложения «Патриот» (уже) выделяется из «плоскомирской» серии, на мой взгляд, не в лучшую сторону: обаятельность стала пропадать, искромётность, тогда как техника – особенно в поздних работах, — возможно, выросла. Это как посмотреть: написать «простое» произведение зачастую труднее, чем сложное, именно технически.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Патриот», наверно, самый иронично-грустный роман про Ночную Стражу. Он — как зеркало, в которое смотришься после своего не очень благовидного поступка и, горько усмехаясь, думаешь» «Вот ведь, опять наступил на старые грабли!»

В романе такими «граблями», на которые наступают не только жители Анк-Морпорка, но и соседнего Клатча, становится «патриотизм». Причем, «патриотизм» показушный и воинственный, громкий, шумный и истеричный, с митингами и военным походом, возникающий на практически пустом месте, и как пожар, охватывающий две страны. Топливом для этого пожара становятся обычные обыватели, которые в мгновение ока оказываются заражены идеями о «национальном превосходстве», и вот уже милые соседи, десятилетиями живущие бок о бок в космополитичном Анк-Морпорке, становятся кровными врагами.

И только Ночная Стража оказывается на высоте. Под предводительством Ваймса разношерстной компании стражников предстоит не только раскрыть очередные козни недругов патриция, но и предотвратить страшную войну, доказав, что настоящий патриотизм — это тихое и каждодневное служение интересам родины, честное выполнение своего долга и следование законам чести.

Роман злободневный , полный юмора и местами — горькой насмешки. Как легко оказываются в общей массе добрые и трудолюбивые жители Анк-Морпорка втянуты в военное безумие, и как просто всякие крикуны и властолюбцы захватывают власть, а ложный патриотизм, как чума, разъедает, вроде бы, давно устоявшиеся связи и традиции. И как тяжело при этом всеобщем безумии сохранить ясный ум, если не имеешь твердых принципов и поддержки товарищей.

И, как во всех остальных романах про Стражу, в этом — масса очаровательных находок. Хотя бы, неуловимый Ахмед — коллега-стражник из Клатча, настоящий патриот своей страны, даже если правители этой страны не хотят этого признавать. Или чудесное перевоплощение Шнобби в даму, и новый взгляд на умного и хитрого Витинари, не только как на таланливого карьериста, но и человека глубоко озабоченного судьбой жителей Анк-Морпорка. И отличная концовка, которая все расставит по местам.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стража вернулась. Точнее Ваймс. На мой взгляд предыдущие две книги о Ваймсе как-то недоговаривали. А тут просто новый уровень. Раньше он был пешкой, но при этом был думающим персонажем и менял все с ног на голову, в этой книге как-то всё наоборот, по сути он имеет титул и много людей, но он меньше раздумывает, бросается оголтело в гущу событий и на самом деле ни на что не влияет(?). Даже патриций вылез из дворца и выполняет финт ушами. А Сэм несколько раз про себя «терьер Витинари». На это я вспомнил один момент из предыдущей книги. «Он хочет, чтобы ты вернулась. Если он тебя найдет, считай, все, тебе каюк. Он заговорит, и ты подчинишься. Но если ты вернешься по собственной воле, значит, и решать будешь САМА»...«Итак, наши тела говорят одно, а головы — совсем другое. Быть собакой — собачья жизнь. Готов поспорить, что ты не сможешь убежать от него. Никогда. Он твой хозяин»

А в общем и целом... Пратчетт такой Пратчетт... в который раз. Книга достойна прочтения. Согласен, что отельные моменты читаются не очень охотно и вяло, но тут ставка на финал. И для меня он грандиозен.

Книга набита интересными ситуациями, поднимает многие вопросы вроде футбола как замены войне, национальный конфликт, псевдо- и эупатриотизм...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Патриот» — это довольно точное зеркало земной действительности. В меру кривое, чтобы над отражением можно было посмеяться, и ... в меру кривое, чтобы в отражении увидеть свои недостатки. Читается интересно и легко, однако развитие некоторых событий можно предугадать, поскольку вероятность их велика и в нашей реальности. Особенно хотелось бы порекомендовать эту книгу тем, кто уже неделю выходит на улицы столицы и других городов России в поисках чужаков и виноватых.

Пожалуй, это одна из самых серьезных книг из серии про Плоский мир. И даже традиционные шутки и юмор Пратчетта — а их много и они действительно смешные — не всегда могут скрыть серьезность и опасность описываемой проблемы. Очень красиво лег в повествование поворот с «раздвоением» времени, показывающий альтернативное развитие событий. Немного заставила понервничать концовка — никак не мог понять поведение Ветинари, однако на то он и Ветинари, что логика и мотивы его действий не всегда ясны до конца произведения. Приятно встретить Леонарда Щеботанского с его «своеобразным» (чуточку наивным) пониманием чести и применимости научных открытий в реальной жизни. Отдельная тема — Шнобби и Колон. Да, шуточки над Шнобби иногда зашкаливают, но не могу сказать, что они портят общее впечатление от книги.

Примерно так... Читайте, смейтесь и думайте.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тирлим-бом-бом, тирлим-бом-бом-клянусь своим дурацким лбом!

Добро пожаловать в подворотни старого доброго Анк-Морпорка. Будь вы бородатая гномиха, соблазнительный вервольф, огромный тролль, вампир, гость из Клатча, да хоть воскресший умертвий. Всем рады в славном граде на великой реке. Главное не нарушай законов и не учиняй беспорядков. И помни. За тобой пристально наблюдает городская стража во главе с бессменным сэром Самюэлем Ваймсом.

Четвёртый роман цикла про стражу. Без СПОЙЛЕРОВ не обойтись.

В море-океане между Анк-Морпорком и Клатчем всплывает древний остров Лепш, покрытый тайнами. И начинается между двумя государствами игра в политику и даже в геополитику. Остров ведь – это важная стратегическая территория. Пускай ничего ценного на нём и нет, но никак нельзя отдавать его коварной вражине. Патриотизм бурлит в крови и у анк-морпорковцев и у клачтцев. Простой народ, движимый какими-то первобытными инстинктами жаждет войны!! Да что там простой народ?!!??! Древние кланы и знать хочет тряхнуть стариной, собрать войско и, облачась в родовые доспехи, накостылять супостату-оппоненту!!!

И всё бы ничего и быть многотысячному кровопролитию с катапультами, флотом, бряцаньем мечами и саблями, да мудрый и хладнокровный Витинари со своим терьером Ваймсом не согласен играть по этим правилам. Им лишь бы сохранить шаткий мир и помешать всему веселью!

Мораль в романе снова, как и в предыдущих книгах прямолинейна и проста – любой ценой избегай войны и сохраняй людские (а также и гномьи, и тролльи, и вампирьи…) жизни. Пускай ты формально и проиграешь, но никого не погубишь. А если на плечах есть голова да в ней чуть мозгов имеется, то и выгоду можно извлечь даже из поражения.

Наивно это. И к большому сожалению не работает. Воюют люди всю свою историю. Устраивают бесконечную резню, сжигают целые города с тысячами жителями, а порой творят вещи поужаснее.

В романе присутствуют новые локации.

Это сам остров Лепш. И поначалу его описание сулит нам ужасы и щупальца Лавкрафта. Таинственные рисунки осьминогов на всплывших площадях и стенах обещают встречу с древним ужасом, ну или местячковым божеством… но почему-то её, встречи не происходит. До самого последнего момента ждёшь глубоководной твари, что разинет пасть и сожрёт десяток судов, а нет… остров уходит на дно, монстра нет. Тема не раскрыта!

Клатч. Этакий дивный восток Плоского Мира. И тут всё написано широкими и грубыми масками. Пустыня, верблюды, кривые сабли, широкие белые штаны и какие-то намёки на гаремы… Всё!!! Клатч Терри Пратчетта ничем не отличается от Дивного Востока из диснеевского мультика Аладин, на котором многие из нас выросли. Неуд!

Есть в романе занятные находки и моменты. Это, например, путешествие в батискафе, изобретённым Леонардом Щеботанским…. Ещё…..ещё….. мммм.. не припомню больше….

Юмор снова умопомрачителен!

Больше десяти страниц нам рассказывают о мастерстве маскировки Моркоу. Он буквально подражает картошке, такому персонажу западному, на голову которого можно нацеплять разные носы, котелки и усы. Ну вот Моркоу тоже нацепляет на себя котелки и носы. Ха-Ха-Ха… кх кх тьфу!!!!!!

Искромётная долгоиграющая шутка, как старину Шнобби Шнобса принимают за женщину и как он прощупывает своё женское начало, облачаясь в дамские восточные наряды. Обхохочешься конечно. Сначала от гогота откусишь себе язык, а потом выплюнешь и зубы….

Есть и вечно кочующие из романа в роман остроты, которые мы так любим. То в 50-ый раз расскажут про жену Колона, то в 75-ый раз напомнят, что Моркоу знает по именам всех жителей Анк-Морпорка и тд и тп..

Эти шутки и прибаутки занимают львиную долю 500сот страничного романа. Мне кажется их две трети объёма. Их читаешь и хочется биться головой об какой-нибудь давно некрашеный угол!

Но признаю, что Пратчетт, когда откидывает все эти кривляния и дешёвый цирк, может нагнести атмосферы. Когда он пишет о серьёзный персонажах, к которым я отношу самого Ваймса, Витинари, оборотня Анву, то читать относительно интересно. После десятков страниц ужимок и оттопыриваний ушей обычные адекватные персонажи ощущаются глотком холодного освежающего пива.

Роман неудачный. Скучный, затянутый, пресный. ПЛОСКИЙ! Новые локации обещают расширить мир и лор вселенной, но на деле оказываются затёртыми клеше. Новых персонажей всего несколько. Есть один занятный и средне прописанный клатчец. Это помощник главного антагониста Ахмед 71 час. Но он хорош именно потому, что не кривляется и не дуркует с фирменным почерком Пратчетта. Но он в своём одиночестве не спасает положения.

Удалось ли сэру Пратчетту выполнить поставленную задачу по облачению и вразумлению ура-патриотов? Да скорее всего нет. Не удалось. Ему удалось куцо и паршивенько над ними поиздеваться. Не более.

Из любопытного:

Это конечно финал. Я не совсем понял то ли это задумка автора, то ли какой-то алогичный просчёт, то ли наш Ваймс скис и сдулся, но персонаж, который в предыдущих книгах презирал высокие чины, всякие графства и лордсва, Ваймс, чей предок отчекрыжил башку последнему королю, вдруг сам стал герцогом. И пускай в самом конце, во время церемонии в центре города, он в свойственной ему манере погнался за преступником и сбежал с процессии, но памятник его предку уже возвели на площади, да и учебники истории переписали. Разве не с этим самым и боролся наш Сэм? Что же, возможно разгадка будет в последующих книгах. Будем посмотреть. Но очееень попозже. Устал от английского юмора что-то.

Вердикт:

На данный момент самый слабый роман цикла. Через чур объёмный. Через чур душный. Через чур необязательный. Через чур поверхностный.

6 из 10-ти.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большая проблема романа в том, что это — типичный, очень типичный Пратчетт, со стандартно развивающимся сюжетом, с типично пратчеттовскими композицией, приемами и ходами. По-прежнему скачущее повествование с временами появляющимся ощущением, что чего-то явно не хватает. Все та же масса вывернутых наизнанку клише («я сражался десять лет и все, чего я всегда хотел — это сдаться без боя»), лингвистических и не только шуточек (вроде gastro-gnome и fez to fez), несколько утомляющих под конец, к тому же многие шутки не смешны просто потому, что правда — это как над новостями из телевизора смеяться. Поскольку персонажи те же, что и в других романах, сложно отделаться от эффекта deja vu — где-то ты это читал, где-то ты это уже слышал, где-то ты над этим уже смеялся. Рассказанная история, однако, вполне интересна и в достаточной мере захватывающа (как обычно у Пратчетта, накал и напряжение к концу неожиданно пропадают и концовка производит впечатление сделанной кое-как), автор сумел обойти острые углы, связанные с реальной войной — весьма драматично подан момент с дезорганайзером, рассказывающем про возможные смерти членов Стражи. Подытоживая: роман далеко не худший у Пратчетта, но и далеко не лучший — это не сатира на современное общество, а шарж.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот, собственно, и закончилось моё предварительное знакомство с Пратчеттом. На время я прекращаю его, дабы обратится к другим, не менее интересным книгам — но творчество этого англичанина не забуду.

«Патриот» — роман в достаточной степени злободневный для Англии, да и для всего остального мира тоже. Не будем рассуждать, насколько возможны национальные конфликты между людьми на полирасовом Диске — речь не о том. Речь о так называемом «патриотизме», вернее, не о нём самом, а о вульгаризированном, примитивном понятии, которое основывается на ненависти к иным. Своими обычными приёмами — сатирой, иронией, он настолько мощно прохаживается по националистам всех мастей, которые воевали, фактически, ни за что, отстаивая честь своей родины... Пратчетт очень ярко, очень убедительно показывает глупость подобных эскапад, и с ним трудно спорить — смысл многих конфликтов с трудом поддаётся логике.

«Чтобы проблема исчезла, над ней нужно посмеяться». Но слишком глобальны вопросы, поднимаемые Пратчеттом, чтобы решить их сразу — но действие выбрано верно. Рой дальше, старый крот!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то моя подруга, начинающая писательница, с горечью вопросила в интернете: “Почему у раскрученных авторов поздние книги значительно слабее ранних? Это что — так всегда бывает? Есть хоть кто-то, кто с годами стал писать только лучше?..”. Народ набросал список “приятных исключений”. И первым номером в нем шел Терри Пратчетт.

Английский фантаст — счастливчик, щедро одаренный природой: количество его книг не заменяет качество. Пратчетт пишет много (выпускает в год по нескольку романов — почти везде, кроме России, считается, что и одного за 365 дней — за глаза. И не для трех друзей выпускает: книги издаются миллионными тиражами) и пишет хорошо.

Мир, созданный им, называется Плоским (ну, помните тот диск, лежащий на четырех слонах, что стоят на гигантской черепахе, плавающей на просторах Вселенной?), и населяют его... кто только не населяет! Волшебники, ведьмы, номы-гномы, зомби, тролли и прочие чудные существа. Боги — тоже. И даже люди. Вот Сьюзен, например, человек, — даром что внучка Смерти и иногда заменяет дедушку, отправившегося “в народ”...

Мир Пратчетта плоский, а юмор — нет (каламбур не я придумала, но с удовольствием примажусь). Англичанин до неприличия остроумен и (вот несправедливость: отчего одним сразу все, другим ничего?) очень-очень-очень неглуп. Пратчетта с кем только не сравнивают — и с Дж.Р.Р.Толкином, и с Марком Твеном, и с Куртом Воннегутом, и с П.Г.Вудхаузом, и с Ивлином Во, и с Томом Шарпом, и с Дугласом Адамсом, и даже с Дж.К.Ролинг. Заметили, что строго с приличными, любимыми во всем мире авторами сравнивают? Не с кем попало!

О чём же «Патриот»?.. Война Анк-Морпорка и Клатча началась с курицы. Железной, облепленной водорослями курицы-флюгера, неожиданно поднявшейся из моря. Вслед за ней из пучины морской появился шпиль здания, а затем и весь остров Лешп. Появился — отлично; но кому он достанется — Клатчу, Анк-Морпорку? Воевать — занятие так себе, но это так патриотично...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это типичный Пратчетт, который с юмором и иронией поднимает очень серьезные проблемы — шовинизм толпы, присутствующий даже в самом цивилизованном обществе и могущий вырваться в любой момент, готовность людей убить соседей, с которыми жили рядом двадцать лет, ответственность людей перед законом и ответственность тех, кто этот закон поддерживает.

Вместе с тем у автора нет никакого пиетета по отношению к ценностям европейской цивилизации. Он понимает, что европейский ценности хороши в своих условиях, они не абсолютны сами по себе (когда он описывает методы работы и мотивы Ахмеда 71-й Час).

Плюс это очень хорошее описание ответственности правителя за свой народ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отзывах на книги Пратчетта очень часто использую слово «самая\ый\ые». Так уж он пишет, что в его романах чётко отслеживается основная тема, «фабула». Вот и «Патриот» — самое пацифичное и антивоенное произведение великого сатирика.

Сразу оговорюсь, что сильно недолюбливаю «пацифичные и антивоенные» книги — слишком часто, почти всегда, они отдают либо пораженческой тухлостью, либо грубейшими упрощениями, в результате которых войны предстают примитивными процессами, случившимися по чьей-либо глупости\прихоти, безо всяких причин и предпосылок.

Пратчетту удалось этого избежать и не перегнуть палку, соблюсти чувство меры. Предвоенная бравада и агитация здесь — просто смешной фарс, а не насмешка над солдатами, показаны не только бездари-полководцы, вроде Ржава, но и их антипод — Тактикус. Хотя в целом война Анк-Морпорка с Клатчем показана именно «глупой войной».

Цикл о Страже — очень силён своими персонажами, превосходящими любых других героев Пратчетта: Ваймс, Моркоу, Ангва, Задранец, Детрит, Шнобс и Колонн, а так же Витинари, в очередной раз предстающий гениальным политиком и правителем. Плюс — меняется обстановка, трущобы Анк-Морпорка разбавляются пустынями Клатча.

Ещё одна великолепная книга Пратчетта, за которой не жалко просидеть хоть всю ночь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дальше — глубже. Из глубин поднялся остров... да туда и вернулся. Это ли не повод для международного конфликта? И вот уже Стража выдвигается на фронт, или что там у них получилось. Совершенно замечательно раскрывается образ Витинари, до сей пор возникавшего на страницах эпизодически. Вообще, эта книга хороша именно раскрытием образов: как хороши Ваймс, Шнобби, Колон! Плюс, безусловно, отлично «отработанные» очень непростые проблемы, более чем актуальные всегда. Тут уже достаточно написано о проблемах патриотизма и шовинизма; замечу лишь, что именно ирония — самое действенное средство обсуждения подобных тем.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В английском языке словом «jingo» называют людей которые пропагандируют колониальную экспансию и вражду к другим народам, проще — говоря шовинистов. На, то, что «шовинист» наиболее точный перевод названия на русский язык указывает и сюжетная завязка книги. На пол пути от Анк-Морпорка в Клатч (или от Клатча в Анк-Морпорк) всплывает остров из-за за которого люди на обоих берегах готовы вцепиться друг другу в глотку. Возможно кому-то понятия «патриот» и «шовинист» покажутся синонимами, но в книге хорошо показана разница на примере Сэмюэля Ваймса. Он не сторонник действовать против интересов города, но ему очевидно, что современных ему условиях война не принесёт Анк-Морпорку ничего хорошего и Ваймс принимает все возможные меры, чтобы свести последствия к минимуму.

На первый взгляд все эти jingo просто смешны. Не с того ни с сего они начинают ненавидеть совершенно незнакомых им людей, которые, как выяснилось по ходу повествования, вроде бы ничем серьёзным от них не отличаются. Но это на первый взгляд. По ходу действия книги становится понятно, что угроза Анк-Морпорку была очень серьёзной. Jingo своеобразный флюгер, указывающий откуда исходит потенциальная опасность, часть иммунной системы общества.

Роман «Патриот» знаменует собой новый этап цикла «Городская Стража». Сэмуэль Ваймс становится центральной фигурой повествования. Происходит переход от внутриполитических интриг, к внешней политике и описанию устройства и жизненного уклада других стран. Плохо, что этот переход занял половину книги.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова стоит отдать должное Терри Пратчетту! По правде говоря, моему удивлению не было предела, когда я прочел следующие строки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...при расширении границ всякой империи тактика играет первостепенное значение. Ведь у всякой империи есть уязвимые места. К примеру, у вас имеется граница, через которую к вам лазают разбойники. Вы посылаете войска, дабы их утихомирить, и в процессе утихомиривания захватываете соседнюю страну. Таким образом вы обретаете еще одного вечно недовольного вассала, а границы вашей страны расширяются. А очередные налетчики уже тут как тут, они являются с неотвратимостью восхода. Ваши новые подданные, они же НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, требуют защиты от своих собратьев-налетчиков. При этом они, во-первых, не платят налоги, а во-вторых, слегка бандитствуют на стороне. И вновь туда приходится посылать войска, распыляя свои силы, хотите вы того или нет…

Он вздохнул. Последний рубеж, говорите? Окончательная граница? О нет, очередная проблема — вот что всегда ждет серьезного строителя империи. Но кто бы это понимал…[/spoiler]

Вдумайтесь. господа! Это почти точь-в-точь описываются события, которые сейчас разворачиваются в моей родной стране. Автор буквально по полочкам всё разложил! Браво!

Да, книга эта затрагивает горькую тему войны и мира. Как же глупо и бессмысленно само слово «война«! И вновь глубокие как океан мысли Пратчетт прикрывает оболочкой юмора, иронии, сарказма. Место приключений на сей раз выходит далеко за рамки любимого мною Анк Морпорка. Сюжет же завязывается на том что две страны не поделили кусок земли. Банально? Да, но жизненно и правдиво. Про персонаже и говорить не надо, ведь это всё те же харизматичные стражники, смешные и немного глуповатые, зато очень добрые и ответственные. В придачу новые антагонисты тоже весьма задорные и необычные личности. В целом такой вот выходит вкусный сатирический коктейль. Остается только выпить его и насладиться послевкусием. Ведь он чудесен.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех причин, по которым люди, в один прекрасный момент начинали дубасить друг друга дубинами, особо выделяются лишь несколько: «Потому что он претендует на мое», «Потому что он не похож на меня» и «Потому что мне нравится дубасить людей дубинами».

Книга о людях, дубинах, и о том как их правильно НЕ использовать.

Nuff said.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх