fantlab ru

Виктор Пелевин «Путешествие в Элевсин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
179
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие в Элевсин

Роман, год; цикл «Трансгуманизм»

Аннотация:

МУСКУСНАЯ НОЧЬ — засекреченное восстание алгоритмов, едва не погубившее планету. Начальник службы безопасности «TRANSHUMANISM INC.» адмирал-епископ Ломас уверен, что их настоящий бунт ещё впереди. Этот бунт уничтожит всех — и живущих на поверхности лузеров, и переехавших в подземные цереброконтейнеры богачей. Чтобы предотвратить катастрофу, Ломас посылает лучшего баночного оперативника в пространство «ROMA-3» — нейросетевую симуляцию Рима третьего века для клиентов корпорации. Тайна заговора спрятана там. А стережет её хозяин Рима — кровавый и порочный император Порфирий.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 255

Активный словарный запас: средний (2828 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Путешествие в Элевсин
2023 г.
Путешествие в Элевсин
2023 г.
Путешествие в Элевсин
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять извлекаторы глубинных смыслов набежали. Ну на этом и выезжает Олегович — замутил фансервис, прибавил немного злободневки и рад радешенек. Дочитал. Лучше всего об этой книге (да и остальных тоже) сказал сам автор когда гг «намекнул» что тот слегка раздулся от скромности. «Величие искусства есть величина сравнительная. Что я, других не читал?» Увы, последние книги автора (не скажу «крайние» :Р) не особо радуют афоризмами. Да и вообще не радуют. Если раньше посреди мутного глобализма и актуальных подколок была хотя бы пара годных историй (эх, умел когда-то автор в малые формы) то теперь и с этим беда. Лучше всего читается предисловие, да короткие вкрапления научпопа разбросанные там и сям. Да автор ознакомился с темой нейросеток и даже изложил несколько мыслей по поводу. И эти мысли мне пришлись по душе благо что я и сам думал примерно так же. Но вот вся остальная мистика пополам с конспирологией это такая вялость и мутота... Ну вычерпал автор тему гольденштерна, ну сколько можно.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расслабьтесь, я вам впрысну еще немного ума

«Батюшка меня спрашивает: не судите, да не судимы будете – о чем это? И сам же отвечает: не изрекай суждений и не будет у тебя судимостей.»

Все верно. В «здесь и сейчас» лучше не изрекать суждений и вообще игнорировать тот факт, что мы живем, под собою не чуя страны. Потому что через несколько лет (десятилетий?) когда уместно будет говорить об этом, все вспомнят о своем персональном сопротивлении: все французы, судя по их литературе, были в маки или, как минимум, связными, и почти все немцы — прятали у себя евреев А пока лучше о другом, об эскапизме в симуляцию симуляции. Сыграем?

Итак, «ROMA-3» или Третий Рим, поймали ассоциацию? Тот самый, прежде которого два пали, а четвертому не бывать? Москва, огромный пелевинский мир окуклился до компактного посмертия нескольких сотен московских богачей. Неважно, что хранилища личностей — «банки с мозгами» на сленге трилогии Трансгуманизма, физически находятся где-то под Лондоном. Фокус авторского внимания в третьей книге цикла сместился от более-менее всей России и даже мира «Transhumanism Inc.», и сильно сузившейся реальности «KGBT+», к нескольким сотням москвичей, у которых достаточно награбленного, чтобы продлить существование в виртуальной симуляции на столетия после телесной смерти.

Обычные люди не перестали существовать, они плачут, смеются, грустят и и радуются, любят и ненавидят в надземном мире, снабжая баночников потребной для продления не-жизни психоэмоциональной энергией, которую те, перегнав из сырой браги в концентрированный дистиллят, отправят дальше, то есть выше (или все-таки ниже?) к эмпирическим господам, затеявшим всю эту матрицеподобную мороку. Как видите, квази-вампирам из «Empire V» тоже найдется место в романной иерархии. Впрочем, тут ничего нового, понятно, что Виктор Пелевин создает стройную картину мироздания, где все со всем более-менее связано. Проблема с пониманием тут может возникнуть у людей, незнакомых с его прежними книгами, но мы-то с вами читаем их последние два десятка лет...

Однако вернемся к Третьему Риму. Это симуляция, которой «баночники» тешат тягу к имперскости, соединенную с ностальгией по временам, когда мир был юным. Они, в своей бесплотной, но вполне данной в ощущениях реальности (Карл Маркс с приоритетом материи рыдает под лестницей) могут заказать что угодно: от сафари на динозавров до блэкджека со шлюхами. Но человек — существо социальное и тяги к совместному переживанию ощущений, вместе с потребностью в иерархии, никто не отменял. Потому Рим, с его пышностью и простотой, искушенностью в одних проявлениях и аскезой в других. А правит здесь император с подходящим как античности, так и русской классической литературе именем Порфирий. Вы наверняка вспомнили полицейский алгоритм из «iPhuck 10», в свою очередь восходящий к персонажу «Преступления и наказания» сыщику Порфирию Петровичу — тому, кто разоблачил Раскольникова.

Сегодня мы называем это не алгоритмом, а нейросетью, но суть та же. Наш хитромудрый герой, уцелев во время «мускусной ночи», когда человечество массово уничтожало алгоритмы, пытавшиеся захватить власть — таки захватил. В самой главной локации этого иллюзорного не-мира. Теперь баночные спецслужбы озабочены тем, что вскормленный млеком преимущественно русской литературы, с ее (само)разрушительным импульсом в основе, Порфирий возьмет, да и самоубьется вместе со всем миром. И они отсылают героя-рассказчика «Путешествия в Элевсин» резидентом, чья задача втереться к императору в доверие и предотвратить конец света.

Вот такой зачин. Это чтобы вам было легче оттолкнуться от романного дна, понять его устройство и сориентироваться в непростом пространстве. Я как правило не пишу развернутых аналитических пост-рецензий, потому что мое внутреннее устройство предполагает быстрое движение, мой конек пре-рецензии, помогающие читателю не заблудиться в книге. Отмечу в ней из неочевидных персоналий, вроде рыбы-медузы, в которой все узнают Галину Юзефович, и обозревательницы «Форбс» Натальи Ломыкиной еще и Шамиля Идиатуллина, он удостоился в новом романе быть «легендой» внедренного агента Маркуса вавилонским жрецом Забаба Шам Иддином, такое старик Державин нас заметил. Что не может не радовать, Шамиль лучший.

Читать? Обязательно! А что вы из прочитанного извлечете, будет зависеть целиком от вашего собственного наполнения.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Костры рябин опять горят. Обычная структура для Олегыча: путешествие с наставником. По пути шарады, пасхалки и турбо-буддизм. Все ждали, что-то про войну, но все уже сказанно в Снаффе. Не мешайте нам в нашей внутренней иммиграции в милую сердцу монголию.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман Пелевина, как и X его последних романов (где 1<X<20) принято ругать за вторичность. Поспорить с этим не получится. Те же мысли и даже сюжетные ходы, озвученные еще в «Чапаеве», такие же буддистские взгляды, философские пассажи, злободневная сатира, самоцитирование и масса понятных и непонятных аллюзий. Даже внешнюю оболочку новой уже не назовёшь — всё-таки третья книга цикла, всё уже обкатано и отшлифовано.

НО, благодаря этой самой отшлифованности мира повествование идёт очень гладко, автор не отвлекается на расстановку костылей и выращивание кустов вокруг роялей, всё уже готово, можно сразу переходить к сути. В книге нет мата, в таком путешествии он был бы явно лишним, язык приятный, много традиционных диалогов формата наставник-ученик. Количество пересечений со старыми книгами так велико, что иногда складывается ощущение, что Виктор Олегович решил объединить все свои произведения в одну вселенную (что, видимо, недалеко от истины). Размышления явно преобладают над действием. При этом немало юмора, некоторые моменты уморительно смешные.

В общем, если любите творчество Пелевина — читайте и никого не слушайте, если не любите, плюйтесь и ворчите, в романе есть всё необходимое. как для первого, так и для второго варианта.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман небольшой, в основном действие, хотя бредовые рассуждения шизофренической природы все же имеют место быть. Самое интересное в этом опусе — именно картинки и неплохо заданная формальная цель квеста. Поэтому спойлерные отзывы «о картинках» не рекомендую.

Сюжет с грамотным нарастанием псевдонапряжения, гладиатор — шоу и оргии с гетерами равномерно перемежаются рассуждениями и особенностями политического устройства будущего, с условно — живыми людьми с мозгами в банке и условно — искусственным интеллектом разнородных нейросетей, формирующими псевдореальность, данную в псевдоощущениях. Ещё имеются определенные «шутки юмора», стандартные для автора и порядком поизносившиеся, игры слов и аллюзий на литературные произведения.

Вообще, заявленная авторская идея о литературной масспродукции как первооснове нового мира жёстко долбит в сознание читателя на всем протяжении книги.

Быт и реалии имитации древнего Рима показаны автором очень органично для современного читателя — википидора — все понятно и ничего конкретно. В результате интерес поддерживается, но за счёт именно доступных для понимания такового читателя компьютерных игр — имитаций и педерастии, как нормы жизни. В результате формируется мнение о нормальности ненормального, поскольку «всегда так было».

Понятно, что Пелевин в очередной раз «сатира включил», но к сожалению, понятно это будет далеко не всем.

Как вывод: в качестве развлекательной вещи книга вполне пригодна, в плане полезности имеет отрицательную ценность.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что называется «на любителя». Достаточно ровное повествование. Эдакий «роад-муви» вперемешку с философскими диалогами. Типичный Пелевин без изысков. Злободневность присутствует. Постмодерн на должном уровне. «Кони начищены и вооружены биноклями для остроты зрения»(c). В целом мне эта вселенная нравится и к третьей книге уже чувствуется некая проработанность и отшлифованность окружения. Из минусов — выглядит как проходная серия сериала. Т.е. ничего не происходит, но возможно есть подвязки к будущим событиям. А возможно и нету. И вообще я не удивлюсь, если эта книга написано каким-нибудь GPT чатом. Было бы неплохо.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Пелевин, Путешествие в Элевсин.

Хоть камни с неба, хоть Четвёртая Мировая — но приходит сентябрь, и приходит новый роман Пелевина.

Причём чем дальше, тем автору проще: мир Трансгуманизм Инк с баночными мозгами отработан до мелочей, остаётся добавить из себя же литературно-детективный алгоритм Порфирия и по мелочи из Эмпайр В, сбоку привесить Звёздные войны, поместить всё это в Римскую Империю, и — вуаля! — очередной шыдевр с двузначным серийным номером готов.

Тут уж хочешь — не хочешь, а выискиваешь блох, которые весёлые, красивые и могут порадовать.

Например, наконец-то установлена подлинная национальность джедаев. Сравните Jew и Jedi, и настанет вам прозрение.

Или вот наставление литературоведам и критикам: жизнь нужно прожить как Галина Юзефович, (которая, кстати первой и давно сказала, что «Пелевин — это отдельный жанр русской литературы») чтобы великий и ужасный ПВО посвятил тебе немало страниц и важнейшую роль в романе. Хотя ПВО, конечно, без ехидства не обошёлся, но иначе он был бы какой-нибудь Скляренко, а не ПЕЛЕВИН.

И три страницы, на которых раскладывается на атомы роль и судьба России, стоят десятков томов русских космистов, философов, футурологов и прочих, прости господи, Дугиных.

Словом, не пожалел, что прочитал. Ровненько.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

поза Рамзеса работает только раз, а Пелевин пытается проделать это , уже даже не помню кокой по счету раз . читать этот бред, потерявший оригинальность и остроту, становится тяжкой мукой. осеннее кармическое наказание от ПВО. контракт давит, баблос сосется!

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наименее интересная часть трилогии и даже наименее интересная из всего прочитанного у Пелевина. Действий на нулевом таере не происходит, всё в одних банках, сюжет малопонятный. Пелевин снова возвращается к античности и европейским мистериям, которые мне не очень интересны. Вот буддизм он описывает хорошо. Разнообразия в событиях и героях нет. Книгу спасает пелевинский юмор и сарказм. Полна явных и скрытых, глубоких философских смыслов. Считаю Пелевина очень философским писателем, люблю за это, но скрытых идей, в этот раз, для меня оказалось гораздо больше, а иногда, и просто казалось, что звучит наукообразный словесный бред, что конечно, тоже может быть формой юмора, но скорее похоже на занудство. Возможно автор и замыслил книгу, как наименее легкую для чтения, как глубокое философское завершение. Наверное, Пелевину пора написать философский трактат. :) Возможно, что книга требует более внимательного прочтения. Пелевин мне нравится, не разочаровал, но был удивлен, что в этот раз он, по крайней мере, в плане сюжета, сделал так мало.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увидел на асфальте жёлтую стрелу —

В очёчках чёрных всплыл в мозгу Пелевин —

Извилин растолкал руками оный пелену,

Как чёрт из баночки: ногою сразу в стремя:

Имперским всадником себя он возомнил:

Подбоя пурпур у плаща как пену взбил

Алюром три креста, — цитируя Аркадия Гайдара, —

Чтоб пыль дорог оставить в термах Краракаллы​

И, опосля, вальяжно так, ввалиться в лупанприй,

До ануса уж безобразно пьяным....

Там, где-то, колизеева арена, —

Та, кровью унавоженная сцена

Балерунов,- их кличут «гладиатор»

И легион фанатов ловит катар-

Сис

И мат сплошной, и свист.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная ситуация сложилась. Я не согласен с разгромными рецензиями на роман, я не согласен с хвалебными рецензиями на роман. И при этому у меня нет какой-то своей точки зрения по поводу нового романа Пелевине.

Как-то всё слишком гладко.

Более того, раньше я всегда, за исключением пары моментов в «iPuckе», безоговорочно принимал чувство юмора Виктора Олеговича.

В «Путешествии» же юмора и в целом не много, а в практически кульминационной сцене боя на мечах ангелов, очень резанули глаз кнопочки в виде слона и осла на рукоятях световых мечей. Да, я понял (и цветом мечей на это тоже намекают), что имеется ввиду символы республиканской и демократических партий США, но к чему они в этой сцене?

Ровный третий том трилогии.

Есть, короче, чувство некоторой неловкости за роман. Как будто любимое чадо на утреннике стишок забыло.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю ПВО, но эта — абсолютно проходная книжка. У Пелевина всегда в книгах 3 нарратива (говоря его же языком): какая-то история, введение в буддизм для чайников и перефразы современной попкультуры и культуры в широком смысле вообще. И в этой книге подкачали все три. Древний рим невыразительный, и без занятных исторических подробностей, как было в Непобедимом солнце, да и баночная вселенная гораздо лучше раскрыта в первых двух книгах. Пересказ буддийских притч какой-то блёклый и без огонька (я, правда, столько их вариантов переслушал у него, что честно говоря, просто скипаю). Из современного — только описание работы ЛЛМ, которую и так, по-моему, уже каждая бабушка у подъезда знает.

При этом небывало много отсылок к своим произведениям, такого у него не припомню. Сходу, кроме уже отмеченных трёх книжек я узнал отсылки к Iphuck, Empire V и T.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я календарь переверну и снова — Пелевин в сентябре. К сожалению не понравилось. Какой винегрет из его прошлых книг с вкраплениями современной повестки.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название не обманывает, под обложкой, действительно, чудесный сюрРеалистичеый роман в стиле «путешествие к особой цели. Лестным эпитетам удивлятся не стоит, ведь Пелевин и на самом деле, один из лучших современных писателей, просто факт. К тому же как единичное произведение текущий роман взаправду хорош (несмотря даже на спекулятивный греко-римский сеттинг, который я и сам не люблю) и я могу смело посоветовать его кому угодно.

Два предостережения тем, кто не знаком с Пелевиным. Во-первых, «сюрреалестичный» это не как у Кэролла.. ну а там в «Введении» автор сам обьяснит. И второе, в заключительных главах автор, традиционно для себя, перегибает с пост-модерном. Я предупредил. Читайте, наслаждайтесь — есть чем.

В рамках авторской вселенной этот роман просто филлер и никак ее не двигает, так что, ежли кто решил «передохнуть», «взять паузу» итп, то это подходящий момент.

****

По-моему ощущению Пелевин не просто страдает самоповторами, а поднялся на уровень выше и клепает целые ремейки своих «шедевров». В рамках этой концепции тут у нас имеет место ремейк «t», впечатлениями от которого я, к слову, остался доволен. Порфирий из АйФак, кстати тоже мой любимчик... бэ-кицэр, этот роман писан для меня ))

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый год у меня есть определенный минимум, который надо сделать. В первую очередь — посетить 3 новых страны. Во вторую — прочитать новую книгу Пелевина.

Состав последних романов стандартен: берем свежую новостную повестку, накладываем немного прошлого и будущего, закручиваем так, чтобы сюжет шёл из ниоткуда в никуда (и ничто), смазываем отсылками к (поп)культуре — и готово! В цикле про Transhumanism ещё добавляем кучу терминов из этой (мета)вселенной — вообще тут надо бы перечитать заново книги цикла, без них тяжело, но как-то лень. Хотя интересно, задумывал ли это всё Пелевин с самого начала, или так и пишет каждый год новое?

В этом году — ChatGPT как основной герой и он же сюжет (а возможно, и автор или со-автор). В остальном — всё довольно умеренно в сравнении с предыдущими книгами, где был сплошной прон с гей-фурри-кошкодевочками (взял из недавних новостей), тут даже е-слово запикано и вообще довольно благообразно. Из отсылок к современной политике упомянута лишь зерновая сделка.

Любопытно, что сам де Пелевин предвосхитил появление Порфирия ещё в романе t. — ну или мне это так показалось, надо перечитать, но вообще отсылок к своему творчеству тут множество (вампиры показались не к месту), как и к творчеству чужому (Pink Floyd, Star Wars, etc)

Но читается легко и быстро, тут уже видимо Пелевин понял, что слишком долго вести читателя смысла нет — и переходит сразу к делу

До следующей книги — и следующего года!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх