Сомерсет Моэм «Дождь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Религиозное (Христианство )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Австралия и Океания (Океания ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Доктор Макфейл с женой познакомились с супружеской четой Дэвидсонов на пароходе, который шёл в Паго-Паго. Здесь они вынуждены были задержаться на дней на десять из-за карантина. Пришлось снять на это время жильё у местного торговца. В этом же доме поселилась некая мисс Томпсон, добиравшаяся в Апиа. Все жильцы почти не выходили из дома из-за наступившего сезона дождей...
Входит в:
— сборник «Трепет листа», 1921 г.
— журнал «The Argosy (UK), June 1933 (Vol. XIII, No. 85)», 1933 г.
— антологию «Английская новелла», 1961 г.
— антологию «Наказание Прометея», 1988 г.
Экранизации:
— «Дождь» / «Rain» 1932, США, реж: Льюис Майлстоун
- /языки:
- русский (21), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (19), периодика (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Гурова (21), М. Жук (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades, 28 октября 2015 г.
На самом деле, это самый знаменитый, но далеко не лучший рассказ Моэма. Мне не понравился вообще. С самого появления Томпсон в среде чопорных христиан ясно, чем все закончится. А уж когда Дэвидсон начал по ночам посещать ее «для наставления на путь господень». Ну, ежу же понятно. У Моэма были рассказы просто гениальные, например тот, где парень и девушка любили друг друга, а потом расстались. И всю жизнь помнили друг о друге, тосковали, верили и надеялись. А потом — встретились. Через много-много лет. Она — старая, уродливая, глупая. Он — жирный, ленивый, алкаш и сквернослов. Посмотрели друг на друга с ужасом и отвращением, а потом снова разошлись... с пониманием того, что их воспоминания юности навсегда отравлены.
Вот это было сильно. Вообще лучший рассказ из всех, что читал. А «Дождь» — пустышка. Довольно пошло и примитивно.
tanito, 7 августа 2013 г.
Дождь — это третий по списку рассказ Моэма, который я прочитала (а также два мне пересказывали). Я в восторге. Моэм мастер пера и тонкий психолог.
И уже по опыту прочитанного и услышанного на протяжении всего рассказа ожидала необычной развязки. На самом деле думала, что скорее будет найден труп Томпсон, нежели Девидсона.
Дочитав до конца, у меня случился легкий ступор: черт возьми, что же все-таки доктор понял. Через некоторое время началась мозговая деятельность и появились определенные выводы. Как у человека, выросшего на современном телевидении, где тема мужчины и женщины, и все, что между ними может произойти, показана в полной мере, а может и человека в какой-то степени испорченного, еще до развязки появилась мысль о посещении Девидсона комнаты Томпсон в ночное время: он мужчина.. она женщина легкого поведения.. на дворе ночь.. они наедине в комнате с диваном. Так что же произошло? Девидсон, религиозный фанатик, живущий по заповедям библии и никак иначе. Он не умеет грешить, и прощать тоже не умеет, женщина согрешила — ее под суд и второго шанса не дано. Но кроме того, что он очень религиозен, он еще и мужчина.
Много времени вдвоем, но сейчас ночь.. постель.. и снова вдвоем.. девушка такая слабая, ищущая его защиты, уже готовая повиноваться. Он мужчина с огромной внутренней силой. И в эту ночь между ними случается нечто интимное, а проще говоря, секс. Животная прихоть удовлетворена, разум снова возобладал. О боже, Девидсон согрешил, будучи женатым мужчиной, жизнь посвятивший служению богу, осуждая и гнобя других, а главное, Томпсон, за подобные «грехи», сам влезает в эту «грязь». Себе он этого простить не может более чем. И единственный выход наказать себя — не жить.
Томпсон, уже было, поверила в свою неверную жизнь и была готова понести наказание, начать жить заново. Но разочаровывается. Ее спаситель оказывается похабным мужланом. Какой смысл вести правильную жизнь, если самый правильный из мужчин оказывается такой же свиньей, как и все.
Странное поведение жены Девидсона. На самом деле ничего странного. Она сразу все поняла.
Стронций 88, 26 марта 2011 г.
Этим рассказом я был поражён уже через пару страниц. Чёрт, вот оно, вот – настоящее мастерство! Как же он оживляет каждый момент! Волшебство! Читал в «Английской новелле» и пока – на середине антологии – этот рассказ, по мне, просто на голову – качественно – выше всех предыдущих. Как тонко и ненавязчиво он вдыхает жизнь абсолютно во все, на что падает его писательский взгляд! Нет, это просто дар божий! А сама история – она полна какого-то внутреннего напряжения, тревоги. Это психологический триллер, которых ещё поискать. Похоже на шар, который вот-вот должен лопнуть, на гром, который вот-вот должен разразиться. И всё, казалось бы в такой тишине, в такой реальной, осязаемой по-настоящему живой, как дыханье, обстановке. Этот Девидсон кажется глыбой… вот-вот травля проститутки закончится трагедией. Трагедией, которая висит в воздухе. А когда это случается – не смотря на ожидание – испытываешь шок и замешательство… И, чёрт возьми, как же здорово всё написано! Каждая мелочь живёт, сверкает. Каждый герой будто живой, и когда читаешь, нет даже сомнений, что всё это реально. Как здорово переданы их характеры, их переживания; психологическая ломка… Нет, чёрт возьми, это стоит, стоит читать!
Одно лишь немного смутило – последняя сцена. Не оставила она у меня чёткого представления, что же понял Макфейл… И стало быть, что произошло… а ведь это самый сок, самое основное… Если бы автор оставил всё без «Он понял», могло бы окончится обрывом, мучительной недосказанностью. Но Макфейл понял, стало быть, и читатель должен понять. Нет, есть у меня одна догадка… Но, чёрт возьми, как же жжет внутри от того, что я не могу узнать, правильна ли она или нет. И всё же великолепный, великолепный рассказ!
Ank, 18 июня 2011 г.
Что отличает писателя от настоящего мастера – это как раз умение рассказывать вот такие простые истории, но так, что у читателя дух захватывает. Под видом христианского рассказа выдать совершенно антирелигиозный текст. Под видом бытовой истории написать детектив, разгадку которого должен найти сам читатель. А что касается концовки (это я к предыдущему отзыву), здесь требуется сопоставить несколько деталей:
Работу Дэвидсонов на островах Южных морей можно конечно расценить как важную миссию белого человека, который несет свет христианской истины и тому подобную лабуду (сейчас у американцев это называется «демократия»), но все, чем он занимается эта парочка на самом деле – разрушают культуру и самосознание коренных народов на островах. Все их поведение на острове – это христианское чванство, высокомерие, ну а по другому они себя вести и не умеют. Они даже друг с другом поговорить не могут, им посредник нужен.
И тут появляется наша героиня. Что происходит? Да у Дэвидсона просто крышу сносит. Сравнил, наверно, свою селедку мороженую и эту легко доступную девицу. А вот дальше он ведет себя так, как ведут всякие уроды. Все его дальнейшее поведение – это шантаж девицы, чтобы получить от нее всё и бесплатно. С чего бы это ему задерживаться у нее заполночь? Проповеди ей, что ли читать?
Конечно, сомнительно, что было самоубийство – такие деятели живут долго. Думаю, тут хозяин дома не выдержал. Ну, а девица все это видела уже не раз, и потому ее последняя реплика позволяет догадаться, что же происходило на самом деле.
И обо всем этом напрямую не сказано ни слова. Читателю говорится совсем о другом, но как и в хорошем детективе, читатель наблюдает, размышляет и приходит к выводу, что истинная картина здесь умело спрятана между строк.