Стивен Кинг «Четыре после полуночи»
Одиннадцать пассажиров авиалайнера понимают, что оказались в эпицентре ужаса — в мире, где нет ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни времени. Есть только ужасные твари — лангольеры...
Мальчику подарили дорогую игрушку — «Полароид», и на его фотографиях стал вновь и вновь появляться чудовищный монстр, все ближе подкрадывающийся к нашей реальности...
Писателя все сильнее опутывает липкая паутина страха — ведь шаг за шагом он обращается в того, кого считал лишь собственным кошмаром...
В библиотеке маленького городка откуда-то из темных глубин параллельного мира выходит безжалостный мститель-полицейский, готовый убивать...
В оригинале сборник снабжён общим предисловием автора, а также предисловиями к каждой из четырёх повестей. (с) Vladimir Puziy
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1990 // Авторский сборник |
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1991 // Антология/Сборник | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Хоррор в двух томах (США; сборник) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 15 мая 2023 г.
О сборнике повестей «Четыре после полуночи», тянущих по объёму и содержанию на романы, в целом и по отдельности достаточно отзывов (эти произведения из 90-х довольно популярные, плюс две истории удачно экранизировали), но я прочитал книгу до регистрации на Fantlab, а недавно вот решил переслушать и поделиться впечатлением.
«Потаённое окно, потаённый сад» – до знакомства с повестью посмотрел фильм с Джонни Деппом, где он блестяще воплотил Морта Рэйни, главного героя, поехавшего писателя. Кинг мастер беллетристики умеет плести интриги и держать читателя в напряжении, так и здесь: происходит что-то странное с самого начала, но только ближе к финалу становится известно, кто такой Шутер и с какой целью на самом деле начал преследовать известного писателя. Учитывая то, что большинство произведений гениального автора состоят из личного опыта, кроме тонко поданной психологии человека пересекающего черту безумия, он рассказывает о тёплых дружеских отношениях с агентом, попутно касаясь копирайта. Некий Шутер, спустя много лет после публикации, нашел Морта в глуши, а когда нашел – обвинил в плагиате. 10/10
«Солнечный пёс» не экранизированная, но крайне кинематографическая повесть, как обнаружилось после прослушивания, с множеством отсылок к другим творениям, например упоминается: машина-убийца (роман «Кристина»), мальчик бредущий на встречу шизику-бродяге с тележкой по Оукли (роман «Талисман»), жуткий бешенный сембернар («Куджо»), волшебный текстовый процессор (рассказ «Всемогущий текс-процессор»). Главному герою подарили Паралоид «Солнце-660», который не смотря на обстановку и освещение снимает только один и тот же кадр потустороннего мира, а затем, пока игрушка не начала по настоящему пугать, оказалось, что фото всё таки не совсем похожие, что-то в них двигалось, к фотографу приближался дикий пёс! Мальчик пробовал починить паралоид у старьёвщика, но тот имея среди знакомых дюжину «безумных шляпочников» решает сымитировать уничтожение сатанинского устройства и продать шизикам оригинал. И для демонстрации аномалии старьёвщику приходится делать снимки, приближая таким образом опасность, но не только приближался пёс, с каждым щелчком фотограф подвергал свой разум скольжению, словно с каждым фото вокруг стиралась грань между реальным и потусторонним. Снова психологизм, характеры всех персонажей – высший пилотаж, повесть достоверная и даже искренняя. Моменты про здоровые отношения главного героя с отцом и в целом про дружную семью, которая не пытается выгладить нормально, а реально – все эти люди между собою ладят. Здесь тоже мистер Кинг не фантазирует, он живёт с Табитой Кинг чуть ли не 60 лет и воспитал двух замечательных сынов: Оуэн не такой публичный, а Джо вот прямо по стопам отца пошел. Мне очень понравилось, когда он сказал в одном интервью про личный пример: Джо видел чем так увлечённо занимается его батя литературным ремеслом каждый день.
10/10
«Лангольеры» тоже сначала посмотрел с удовольствием (там ведь засветился Кинг), эта повесть в книге самая лёгкая, если так можно выразиться, более всего развлекательная. Сюжет просто восхитительный, касается концепции времени, а на фоне трагедии исчезающего небытия, где оказались пассажиры рокового «Боинга» (между мирами) разворачиваются человеческие страсти: не смотря на дикость ситуации большинство сплотилось вокруг решения проблемы, но время буквально сворачивается у них под ногами… — на твёрдую девятку.
«Библиотечная полиция» с натяжкой где-то шесть — совсем не понравилась. На фоне других повестей довольно блеклая и второсортная штука с неприятной темой вроде злых педофилов. Но в целом книга мощная — интеллектуальная хоррор беллетристика, безусловный бестселлер своего времени!
ivan2543, 14 января 2021 г.
«Четыре после полуночи» – сборник повестей, вышедший в 1990 году. Что символизирует название, ясно: повестей четыре, а «после полуночи», собственно, отсылает к их жанру – хоррора и триллера (ночь темна и полна ужасов и все такое). Правда, последовательность произведений в сборнике несколько странный. Логичнее было бы начать с «Секретное окно, секретный сад», как с наименее фантастичной, а закончить наиболее оптимистичными «Лангольерами» – как бы «перед рассветом».
Хотя, в общем-то, понятно, почему порядок именно такой: хитрый автор начал с наиболее сильных произведений, потому что первое впечатление – самое яркое.
«Лангольеры» – на мой взгляд, лучшая вещь в сборнике. Очень необычная, пугающая и философская концепция путешествий во времени, яркие персонажи (другие у Кинга редко бывают), как всегда, серьезный социально-психологический подтекст (опять о семейном насилии и детских травмах, сквозная для творчества автора тематика). Написано с замахом на НФ, хотя при ближайшем рассмотрении это скорее мистика. (Почему в безжизненном прошлом нет людей и животных, но есть растения? Ведь они тоже живые! Потому, что неподвижные? Так транспорт и другое «движимое имущество» тоже здесь! Без концепции «души» объяснить такое не получится.) Впрочем, какая разница, у Кинга всегда главное – психология, люди, а тут он, как всегда, на высоте.
«Секретное окно, секретный сад» почти не уступает «Лангольерам». Триллер с легким налетом мистики, история о нераскаянном грехе, разъедающем душу. Автор, как это уже было в «Сиянии», показывает безумие изнутри, постепенное превращение человека, потакающего своим порокам, в монстра.
«Библиотечная полиция» – своего рода упрощенный римейк «Оно»: в четыре раза короче и с одним главным героем. Хороший, но вполне стандартный мистический хоррор. С избытком жести и неприятных подробностей, так что впечатлительным читателям, скорее всего, категорически не понравится. Что до идеи, то Кинг снова исследует проблему преодоления детских травм, их разрушительное влияние на волю и личность человека. Касается он и темы различных зависимостей, но не так обстоятельно и серьезно, как в «Сиянии», алкоголизм одного из героев здесь скорее маркер социального и духовного падения в целом.
«Несущий смерть», он же «Солнечный пес» – еще один мистический хоррор. Самая слабая вещь в сборнике: никакого внятного «обоснуя», что именно творится и почему это происходит именно с главным героем, вдобавок финал в «лучших» традициях дешевого молодежного киноужастика. Хотя идея с проклятым «полароидом» поначалу была интересной. Мораль тут есть: как и в «Секретном окне…» вновь заходит речь о нежелании признаться в позорном поступке, которое на годы стало тяжким грузом на душе; но здешние герои находят в себе силы победить страх и научиться доверять близким. Впрочем, из-за финала мораль идет вразрез с сюжетом и это настораживает.
Итог: «Четыре после полуночи» – две отличные повести, одна хорошая и одна – «сойдет», но в целом, весь сборник достоин прочтения. Автор, как и всегда, показал себя мастером мрачной и причудливой фантастики и неутомимым бичевателем человеческих пороков. «Есть такая профессия» – вскрывать «нарывы» несчастных душ, и Кинг с ней прекрасно справляется, не чураясь болезненных и табуированных тем. Этакая «хоррор-терапия».
Deliann, 3 сентября 2017 г.
«Четыре после полуночи» являлся одним из моих любимых сборников у Стивена Кинга. В большей степени это благодаря тому, что с «Лангольерами» и «Солнечным псом» я познакомился еще в детстве, и они меня здорово впечатлили. Не так как «Оно», прочитанное примерно тогда же, однако приятные воспоминания остались надолго. Однако, перечитывая произведения сборника в дальнейшем, я свое мнение несколько изменил.
«Лангольеры» — история о 11-ти невольных путешественниках во времени. Местные бедолаги, сами того не желая, оказались в прошлом. В уже умирающем прошлом. Вокруг ни души, на улице ни ветерка, между персонажами разгораются конфликты, а извне что-то приближается… Повесть примечательна тем, насколько внимательно Кинг подошел к мелочам, в ней продуманно и выверено буквально все, начиная от диалогов и характеров персонажей, и заканчивая техническими подробностями строения самолета. Сами лангольеры, вынесенные в название, являются не более, чем фантастическим допущением и играют роль лишь катализатора событий. Главное место в романе занимают именно люди, их поступки, мысли, решения. На протяжении всего произведения я ни разу не был разочарован в сюжетных поворотах, даже с удовольствием поиграл с автором в игру: «Угадай, что будет дальше, раньше, чем это случится».
В итоге, хотелось бы сказать, что это действительно отличная повесть, который стоит прочесть каждому. В нем нет излишков крови и насилия, в нем просто очень много психологии, человечности и выбора. А вот времени в нем, увы, очень мало.
«Секретное окно, секретный сад». Перед нами вновь история известного писателя, который сталкивается с определенными проблемами. Мортон Рейни после развода переезжает в небольшой городок на окраине штата Мэн. Его бывшая жена остается в Дерри. Однажды к Мортону заявляется незнакомец и обвиняет его в плагиате. Главный герой обвинения отметает и утверждает, что легко может доказать обратное, вот только все доказательства находятся в Дерри. Незнакомец дает Мортону три дня. С этого момента жизнь писателя начинает напоминать ад: ночью кто-то прибивает отверткой к мусорному баку кота Мортона, а в Дерри некто бросает коктейль Молотова в окно бывшего кабинета главного героя и свидетельства невиновности писателя сгорают. А впереди еще три дня, за которые дело примет по-настоящему скверный оборот.
Повесть довольно типична для Кинга, вплоть до концовки. Искушенному читателю она вряд ли преподнесет что-то новое, т.к. параллелей с другими произведениями автора можно построить довольно много. Да, конечно, я понимаю, что это отнюдь не самоповтор, а скорее переосмысление уже реализованной однажды идеи. Однако повесть не пришлась мне по душе. Скорее всего, дело в том, что сама концепция мне не особо интересна, потому что к «Рите Хейуорт и спасению из Шоушенка» и к ее переосмыслению «Зеленой миле» я отнесся очень благосклонно. Так что, если вам нравятся триллеры про писателей, постепенно сходящих с ума, пропитанные жуткой атмосферой безумия и наполненные напряженным действием, беритесь за повесть смело.
«Библиотечная полиция». Первым впечатлением от книги в детстве был испуг. Причем не от содержимого, а от обложки. На издании карманного формата изображено на четверть женское лицо, на три четверти череп с неполным набором зубов, и вокруг все красное, будто в крови и лохмотьях плоти. Не дай Бог такое в реальной жизни увидеть из-за просроченных книг – не то что всегда все вовремя будешь отдавать, вообще больше в библиотеку не придешь и дорогу туда забудешь. Но я отвлекся.
Итак, сюжет знакомит нас с Сэмом Пиблзом, страховым агентом и симпатичным малым, которому не повезло однажды потерять пару взятых в библиотеке книг. Казалось бы, Библиотечный полицейский, который карает детей за преступления против содержимого библиотек, – всего лишь детская страшилка, помогающая привить основы правильного и безопасного поведения (в России, например, живет волчок, который ходит по домам, ищет детей, спящих на краю кровати, и в воспитательных целях кусает их за бок), однако не все так просто. Для Сэма Библиотечный полицейский – это его личный страх, страх детства, который он инстинктивно не может, а скорее даже не хочет помнить. Главный же враг – это... Хотя лучше прочтите сами. И помните про Темную башню
Книга не пугает, но временами вызывает отвращение, в ней есть несколько по-настоящему сильных сцен, но из-за невнятной концовки повесть не хочется перечитывать снова. Интересная ли она? Пожалуй, да, но не ждите слишком многого и будьте готовы к, как минимум, одной по-настоящему неприятной сцене.
«Солнечный пес». Для начала пара слов о переводе названия. Собственно «Солнечный пес» просто является дословным переводом оригинала. Вариант «Несущий смерть», под которым я впервые познакомился с повестью, смотрится слишком броско, особенно после прочтения, т.к. смерть пес принес только одному человеку. Сюжет начинается со дня рождения Кевина Дэлевена, который на свое пятнадцатилетие получает в подарок фотоаппарат модели Sun 660 (именно благодаря названию модели пес стал «солнечным»). Фотоаппарат, правда, оказывается с дефектом, и вместо запечатленных на память моментов из жизни, на его фотографиях можно увидеть только злую, чудовищную собаку, которая с каждым снимком все ближе и ближе, и ближе... И сюжет сам по себе неплохой, пусть и напоминает больше детскую страшилку из пионерских лагерей. К теме «одержимой» техники Кинг обращался и позднее. Но именно здесь все смотрится довольно блекло и в чем-то даже слишком гуманно. В повести нет ужаса (ну кроме финала да самой последней сцены), большую часть времени персонажи думают, как решить возникшую проблему и попутно налаживают контакт друг с другом. Все это смотрелось бы гораздо выгоднее при вдвое, а то и втрое меньшем объёме, а так из-за затянутости, временами просто устаешь от, по сути, довольно простой истории. Хотя я не могу отдать автору должное: лет в 11-12 повесть мне понравилась, и пес казался достаточно жутким, чтобы коситься на фотоаппараты с подозрением и опаской.
Стоит ли читать этот сборник? Однозначно, да. Четыре повести охватывают достаточно широкий диапазон жанров, преподнося читателю и научную фантастику, и триллер, и мистику, и бытовую драму с конфликтом отцов и детей, и т.д. Именно в этом сборнике содержится сцена, которые многие Постоянные Читатели Кинга считают одной из самых отвратительных в творчестве автора. И именно этот сборник будит во мне ностальгию и приятные воспоминания первых впечатлений от знакомства с Кингом.
Kaudilio, 28 мая 2017 г.
Хороший сборничек, каждая следующая повесть немного похуже предыдущей, но это как говорится на вкус и цвет... «Лангольеры» безусловно лучшая повесть сборника. Очень интересный и достаточно оригинальный взгляд на Время. Этой повестью Кинг махом задвинул все наработки фантастов в шкаф. И поставил перед этим шкафом знак «кирпич».
intuicia, 16 августа 2014 г.
«Лангольеры» Оценка 10/10
Считаю,что по эмоциональности и накалу страстей это самая сильная повесть в сборнике. Эмоциональная, криминальная, мистическая. О чем мы чаще всего сожалеем, о том что что-то не успели, на что-то не хватило времени, но при этом можем часами страдать какой-нибудь фигней. Вот об этом я думаю и хотел предупредить нас автор. Пока не поздно займитесь полезными делами, не ленитесь. На примере группы людей , не по своей воле а по стечению обстоятельсвт, столкнувшихся с Лангольерами — пожирателями времени и пространства, мы видим к чему может привести нас лень. Кому-то автор даст второй шанс всё исправить, а кому-то нет.Персонжи как обычно у Кинга один колоритнее другого, у каждого своя история и своя правда. Сюжет развивается динамично, так что скучать не будуте. Экранизация, которую я смотрела, не плохая, но все же оригинал — есть оригинал, только наше вообжение может нарисовать нам самую страшную картинку, так как основывается на наших же страхах и подсознании, не без участия конечно отличного сюжета от Мастера!
«Секретное окно, секретный сад» Оценка 8/10
10 лет назад смотрела экранизацию этого произведения в кинотеатре, идея мне понравилась, да и Д.Депп неплохо отыграл, но тогда я еще не была ознакомлена с оригиналом. Сейчас восполняя пробелы в творчестве любимого автора прочла этот небольшой роман. Сюжет динамичный, интрига есть и не одна. Тема довольно щепетильная, когда автор пишет о себе или о коллегах по цеху и раскрывает секреты и тайны появления сюжета и прихода музы, а тут еще и тема плагиата, а дальше больше , криминал итд. вообщем интересно несомненно. После прочтения еще раз пересмотрела экранизацию... Мой вам совет — лучше читайте. ( Либо смотрите , если уж соберетесь, не привязываясь к книжному оригиналу)
«Полицейский из библиотеки» Оценка 8/10
Как утверждают многие психологи – «все страхи и комплексы родом из детства» и «страх можно победить, только взглянув ему в лицо». Думаю, именно это и пытался донести до нас автор. Видимо, в какой-то степени, через этот роман он в очередной раз боролся и со своими страхами,
Но так видел это автор, ему виднее. Роман получился удачным, не затянутым, местами даже трагичным, а порой и сентиментальным.Огромного восторга он у меня не вызвал, но занял не последнее место в ряду прочитанных произведений.
«Солнечный пес» Оценка 6/10
Как-то противоречиво у меня с эмоциями после прочтения этого произведения. Вроде бы страшилка, но не пугает, вроде бы и психология отношений но не глубокая... Однос другим увязано неплохо, но увы ни то ни другое не раскрыто до конца. Откуда взялось зло и чего хотело? Я все думала чего же мне не хватило в этой повести — не хватило как оказалось — мотивации.
Ну и по общим итогам за сборник оценка 8/10
Тимолеонт, 25 августа 2015 г.
Четыре прекрасных ужастика. «Лангольеры», «Секретное окно в секретный сад», «Библиотечная полиция» и «Солнечный пёс» вполне способны если и не испугать до дрожи, то хотя бы показать по-настоящему жуткие образы, что надолго врежутся в память. Во всех четырёх Кинг зарывается глубоко в мистику и психологию, смешивая необъяснимые и таинственные явления с бездной человеческой души, способной породить такие ужасы, что Ад обзавидуется. Пожалуй, эту родственность и можно назвать объединяющим принципом сборника. Конечно же, слабых вещей здесь нет, все четыре повести — строго обязательны к прочтению.
aps, 8 февраля 2011 г.
Хороший сборник от мастера ужасов, который, в отличие от аналогичной книги из четырех повестей «четыре сезона» полностью состоит из фантастических повестей. Как секундная стрелка начинает отчет после полуночи до наступления утра, так и каждая история погружает нас в ужас повествования до наступления развязки, а какой она будет знает только автор. Но он только считает:
Раз. И пассажиры лайнера попадает во вневременье, которое уничтожается лангольерами. Они пытаются избежать страшной судьбы прекратить свое существование. Но самое страшное, что в этот момент в каждом просыпается свой зверь и смогут они загнать его в обратно, смогут остаться людьми или превратятся в маньяка, под действием бременем своего прошлого? Автором создается страшная картина людей борющихся за свою жизнь с обстоятельствами и с самими собой, пытающихся найти выход из сложившейся ситуации. Этакая робинзонада. Наверно это лучшее произведение сборника.
Два. И писатель медленно сходит с ума, проигрывая своим страхам. Хорошо быть творческим человеком с хорошим воображением, но плохо когда это приводит к безвозвратным изменениям, плохо, когда внутренний демон вырывается наружу.
Три. И наши детские страхи вырываются наружу. Еще одно произведение, в котором исследование главным героем самого себя занимает не последнее место. Автор показывает, что ничто из нашего прошлого не проходит безвозвратно, и порой надо чрезмерные усилия, чтобы избавится от своего «библиотечного полицейского».
Четыре. И в руки ребенка попадает фотокамера, который делает сначала странные, а потом уже страшные снимки. Как по мне самая слабая вещь сборника. Подростковый ужастик.
Все счет закончен. Однако привкус страха остается. Ведь это писал Стивен Кинг, а он мастер своего дела, мастер ужасных историй, которые не рекомендуется читать на ночь.
Гриф Рифт, 29 декабря 2010 г.
В целом сборник, состоящий из четырёх отдельных романов очень не плох. Четыре романа Короля ужасов удивительно сочетаются под одной обложкой. Романы не однородные: что-то лучще, что-то хуже. Но в целом сборник неплох. и заслуживает внимания! Прочитайте и сделайте выводы, в любом случае вы не останетесь равнодушными. Ничуть не жалею уделённого времени этой книге.
Ригель_14, 29 мая 2009 г.
Сборник состоящий из четырех отдельных историй. Секретное окон, секретный сад — наверное самое сильное и интересное произведние в сборнике. Далее наверное Лангольеры, Несущий смерть. И как мне показалось Библиотечный полицейский самое слабое произведние в сборнике. В целом сборник оставил приятное впечатление. Идеально подходит для первоначального ознакомления с творчеством Стивена Кинга.
Dan-Master, 12 мая 2008 г.
Сильный, хорошо сбалансированный сборник. Лалангоньеры — поедатели вчерашнего дня- вообще находка. в целом добротное произведение.
NDar, 7 июня 2005 г.
Неплохой сборник, все произведения входящие в него заслуживают того чтобы их прочитать. Что-то лучше, что-то хуже, но в целом неплохо.