FantLab ru

Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Голосов:
126
Моя оценка:
-

подробнее

,

Штамм

The Strain

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Современная хоррор-серия с фантастическими и мистическими мотивами, созданная при участии всемирно известного режиссёра, среди фильмов которого Лабиринт Фавна и Хеллбой, и писателя-фантаста Чака Хогана. Первый роман трилогии «Штамм. Начало» (The Strain) вышел в 2009 году. За ним последовали «Штамм. Закат» (The Fall) 2010 года и «Вечная ночь» (The Night Eternal) 2011 года.

Первоначально история задумывалась как сценарий к телесериалу, однако Дель Торо не смог найти покупателя. В 2014 году на западные телеэкраны вышел первый сезон сериала-экранизации, созданного каналом FX.

Самолёт, приземлившийся в аэропорту им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, внезапно перестает подавать признаки жизни прямо посреди взлетно-посадочной полосы. Когда, наконец, в самолёт удается проникнуть, становится ясно, что все на борту мертвы без видимых причин. Эфраиму Гудвезеру и его команде из Центра по Контролю за Заболеваниями необходимо действовать быстро, чтобы установить причины странного происшествия и предотвратить панику. Но сможет ли небольшая группа людей противостоять древней и загадочной угрозе?

Содержание цикла:

7.31 (392)
-
30 отз.
7.36 (217)
-
12 отз.
7.01 (132)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Экранизации:

«Штамм» / «The Strain» 2014, США, реж: Фил Абрахам, Питер Уэллер, Т.Дж. Скотт и др.



Похожие произведения:

 

 


Штамм. Начало
2009 г.
Штамм. Закат
2011 г.
Штамм. Книга 1. Начало
2015 г.
Штамм. Книга 2. Закат
2015 г.
Штамм. Книга 3. Вечная ночь
2015 г.
Штамм. Книга 1. Начало
2016 г.
Штамм. Книга 2. Закат
2016 г.
Штамм. Книга 3. Вечная ночь
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Strain
2009 г.
(английский)
The Fall
2010 г.
(английский)
The Night Eternal
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нью-йоркском аэропорту совершает посадку рейс из Берлина. Самолёт вроде бы успешно приземляется, однако с того момента, как его шасси касаются взлётно-посадочной полосы связь с рейсом прерывается, а сам самолёт застывает неподвижно на рулежной дорожке. Память об 11 сентября ещё жива, и поэтому к самолёту прибывают сразу все экстренные и правоохранительные органы США – от полиции и ФБР до Центра по контролю заболеваний. Именно ЦКЗ берёт на себя расследование происшествия, поскольку после того, как спецназ всё-таки проникает в самолёт становится ясно – все, кто был в самолёте, кроме четверых счастливчиков, мертвы. При этом никаких следов насильственной смерти не обнаружено. Лишь в багаже обнаруживается странный деревянный ящик, в котором в город прибыло древнее зло – могущественный вампир, имеющий виды на Новый Свет.

Цикл «Штамм» не ужастик, даже близко, несмотря на хвалебные речи Стивена Кинга на обложке. Вампиризм рассматривается авторами как необычно передающаяся болезнь со своим симпотомокомплексом, со своими стадиями развития и волне научным (насколько возможно в рамках жанра) обоснованием боязни серебра и солнечного света. А обилие деталей, позволяющих заглянуть «за кулисы» той или иной профессии напоминает работы Артура Хейли или Майкла Крайтона. Так что больше всего «Штамм» дель Торо и Хогана похож не на «Дракулу», а на «Штамм «Андромеда». Какой-никакой саспенс имеется только в самом начале первого тома, когда события пока ещё вращаются вокруг загадки самолёта, и ни персонажи, ни читатели не понимают, что происходит. А потом начинается мочилово, всё нарастающее и нарастающее ко второму тому, и больше подходящее для какого-нибудь зомбятника. Впрочем, вампиры в «Штамме» в основной своей массе больше всего похожи именно на зомби – у них не очень хорошо с интеллектом, в действиях они руководствуются инстинктами и голодом, бесконтрольно множатся, сбиваются в «стаи»...

Написаны книги очень кинематографично, неспроста у дель Торо сначала была идея снять сериал, которую зарубили все каналы. Коротенькие главки, создающие впечатление рваного монтажа, типично дельторовские фишки, типа пожилого ученого-мистика (почти как в «Хеллбое» или «Хроносе»), немногословного истребителя нежити (фантазия с готовностью подбрасывает образ любимого режиссёром Перелмана), физиологических описаний вампирской нечисти («Блейд-2»), ну и так далее. Сериал по книгам, кстати, всё-таки не так давно вышел в свет, но пошёл несколько другим сюжетным путём, нежели романы. Ну оно и понятно – зачем второй раз рассказывать ту же самую историю? А если учесть, что многие сюжетные повороты трилогии повторяли и без того расхожие штампы вампирских историй и фильмов про зомби – зачем рассказывать ту же самую историю в сотый раз?

Итак, резюмируя, «Штамм» – это нисколько не ужастик, скорее производственный роман из жизни охотников на нечисть, бодро написанный, с несколькими неплохими идеями, но в то же время слегка вторичный по сравнению с другими похожими историями. Не шедевр, но весьма затягивающее чтиво. Ах, если бы ещё отыскать третью часть, так у нас и не изданную в адекватном переводе.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее, на мой взгляд, самое современное изложение классической «вампирской» истории, канву для которой и основные сюжетные повороты задал в свое время Брэм Стокер. Несколько не соглашусь с автором предыдущей рецензии: серия — типичный хоррор, но бодро сдобренный атмосферными моментами затишья и адреналиновыми схватками. Дело в том, что читателя уже очень сложно напугать. Однако в сериале, первый сезон которого уже почти полностью вышел на западном телевидении, напугать зрителя у Дель Торо все-таки удалось. Очень достойное переложение книги, настоятельно рекомендую.

Первые две книги трилогии вышли очень похожими друг на друга, они рассказывают одну и ту же непрерывную историю. Третья несколько выделяется из ряда. И не тем, что алчные издатели не пожелали ее перевести, бросив кучу читателей гадать о концовке или штурмовать английский текст, не тем, что события происходят два года спустя после второго тома. Дело в том, что по манере изложения событий, переходящей от занудной к адреналиновой под конец, по структуре сюжета книга незаметно отличается и вызыввет большое количество противоречий. А может, она ощущается другой, потому что читал я ее три года спустя и на английском языке. Точно не знаю.

Однако точно можно сказать одно: к прочтению любителям хорроров и современной фантастики/мистики рекомендовать можно и нужно. У Дель Торо и Хогана получилось интересно рассказать необычную историю, построенную на давнишнем шаблоне, и изложить это прекрасным писательским стилем. Послушайте хотя бы Стивена Кинга, впечатлившегося этой книгой. Старик знает, что говорит.

Ps. Будем надеяться, у Дель Торо так же достойно получится перенести свою историю в формат сериала. Тем более, тут у него опыта будет побольше. Пожелаем ему успехов!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не стану писать отзыв про каждую книгу трилогии — ибо, как самостоятельные произведения, они не существуют. Разве лишь, с натяжкой, первый том.

Тот печальный для меня случай, когда смотреть фильм по книге ( вернее, сериал) интереснее, чем ее читать. Впрочем, все закономерно — авторы — киносценаристы. Трилогия и писалась под экранизацию.

Впечатления — строго по ниспадающей.

Первая книга — очень и очень неплохо. Да, сюжет хоть и классический и море штампов, но, как-то, увлекает. Может, сыграло роль, что перевод Вебера, в какой-то степени, это превращает киносценарий в литературное произведение. Очень похоже на «Они жаждут» Маккаммона, хотя, и уровень послабее.

Вторая книга — вообще, лишняя. Развития главной сюжетной линии нет, зато, куча лишний героев, боковых ответвлений, ведущих в никуда. Да и стиль изменился. Это уже стопроцентный «Голливуд». Взрывы, тачки, мечи, автоматы... В первой книге хоть был некий саспенс, были и страшные места. Здесь — обычный боевичок.

Ну и третий том — погоня, с полностью предсказуемым финалом. Ученые медики, как супер-ниндзя, с помощью серебряных мечей убивают сотни вампиров. Обычный городской служащий санэпидемстанции — крысолов, влёгкую расшифровывает древние манускрипты, мастерски фальсифицирует старинные книги прямо на коленке. Молодой хулиган-латинос, наверное, в жизни, кроме дешевого выкидного ножика ничего и не видевший, превращается в элитного коммандос, стреляющего со всех видов стрелкового оружия и сбивающий вертолеты... Это можно перечислять до бесконечности. Дешевый голливудский боевик.

Смотреть — да, из-за спецэффектов можно. Но читать — не лучший вариант.

Вот и получилось:

- интересный и яркий первый том,

- скучноватый второй,

- третья книга, которую я уже, откровенно говоря, домучивал.

Нужно было бы и остановиться на первом романе.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пусть и весьма качественное, но всё же очень попсовое чтиво. Эксплуатация тематик вампиров и чуток — пандемии.

Соавторы явно старались сделать роман ровным, но до конца этого проделать так и не смогли. Сюжет регулярно начинает выглядеть не параллельным или линейно-параллельным, а просто распадающимся на фрагменты. Особенно первые два романа трилогии. Из такого текста очень удобно делать телесериал (кстати, так и не удосужился посмотреть по датам, что было раньше — первый роман трилогии или первый сезон сериала).

Эти ощущения особенно усугубляет неоправданная затянутость произведения. Середину трилогии, «Закат», не нужно было вообще писать, кроме нескольких ключевых сцен. И вместо трилогии делать один полновесный толстый роман.

За сравнением и аналогиями далеко ходить не надо — уверен, все поклонники вампирятины знают «Они жаждут» Маккаммона. Вот там был шедевр в своём жанре. А у Гильермо дель Торо и Чак Хоган получилось лишь качественное попсовое чтиво. То ли адаптация телесериала, то ли текст с изначальным прицелом на переработку в сценарий. Избитые клише и штампы.

В плюсы запишем хоть какую-то да проработку вампиризма с точки зрения науки (да и то многие моменты вторичны, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
раскрывающаяся нижняя челюсть и выдвижное жало — продвинутые вампиры из фильма Блейд 2

В минус — пачка неправдоподобных мест в угоду сюжета, в том числе и весьма серьёзных

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот первый же роман трилогии. Миллионный город, мегаполис, атакован вампирами. Люди гибнут в домах и на улицах. И никто в стране ничего не знает просто потому что миллиардер что-то там запретил. Единственный ролик на ютюб выложили лишь главные герои. А ВСЁ остальное население города, миллионы людей, которые без интернета несколько часов с трудом проживают? Где их записи в блогах, видеоролики с телефонов и так далее? Ведь речь идёт не о нескольких разумно мыслящих вампирах, а о геометрически плодящихся ничего не соображающих жаждущих новообращённых! Тут упадёшь неловко — и тебя уже сняли на телефон и выложили на ютюб, а у авторов город вампирами поедается и никто ничего не видит, никаких свидетельств за пределы мегаполиса не просачивается.

Или то, с какой маниакальностью Келли пыталась добраться до сына. Вот другим новообращённым пофиг на прошлые родственные узы, а Келли ну супер-мать какая-то, единственная из всех вампиров кому сына подавай.

Ещё в крепкий минус — смешение мистического и научного. Противоречия в описываемом можно не увидеть только если мозг отключить полностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну что это такое. Причина вампиризма — паразит, вирусом меняющий геном, тело человека. Но при этом заражённые исчезают в спышке света при уничтожении... того места где появился первый вампир ))) Сюжетный допуск, который с точки зрения науки — полнейшая чушь. Авторы, либо уж вирус, либо мистика (сказки для читателей).

Вы не подумайте лишнего. Я не жалею о прочтении, о потраченном времени. Даже себе в коллекцию, в своей библиотеке оставлю. Наверное. Ибо такого уровня современных романов о вампирах единицы. Но ожидал я много большего. И уж точно, регулярно, как «Они жаждут», перечитывать не буду. Только когда крепко подзабуду текст произведения.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для большинства тех, кто хотя бы мельком слышал о цикле Штамм уже далеко не секрет, что первоначальная версия данной трилогии разрабатывалась вовсе не под формат художественных книг, а в виде готового сценария для дальнейшей экранизации низкобюджетного сериала. И знаете, это пожалуй самая краткая и самая честная оценка данной трилогии. Ведь, по сути, им Штамм и является, т.е. не самым выдающимся сериальным продуктом с постоянно переигрывающими актерами, скудным бюджетом, убогими задниками и почти полным отсутствием развития основной сюжетной линии. В этом плане детище Гильермо дель Торо в худших традициях следует тенденциям современных сериалов.

Сюжет же весь крутится вокруг небольшой группы людей и во многом будет посвящен их противостоянию новому штамму «вампирской инфекции». Сначала все стычки будут проходить сугубо локально, в пределах лишь небольшого американского городка, а после ряда неудач и нескольких прочитанных книг действие возьмет необходимый подобным историям размах и перейдет наконец на глобальный уровень. А под самый занавес пройдет и финальное противостояние с Вампирским Лордом. Здесь также без изысков.

Местные персонажи едва ли смогут полноценно удивить искушенных читателей. Они в большинстве своем представлены не сильно прописанными характерами, а скорее набором полезных для сюжета специализаций. Такими их и запоминаешь: вот разведчик-крысолов, вот бывший коп, вот нейробиолог, а вот и старый антиквар, который много знает, но почти ничего не говорит. После прочтения они едва ли оставят заметный след, но и сильного отторжения в процессе не возникает. Ко многим за три книги даже начинаешь привыкать.

Что в итоге?

Если все же решили ознакомиться с данным циклом, то посоветую лучше посмотреть одноименную экранизацию. Сериал у дель Торо получился во многом более комплексный и глубокий. В нем режиссер переработал некоторые спорные моменты и даже пересмотрел роли отдельных героев, отчего впечатления складываются гораздо более положительные, чем от сухого повествования данной литературной трилогии.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиналось все это за здравие, а кончилось за упокой, в худших традициях развлекательной литературы. Завязка с вампиризмом как эпидемией хороша, а все остальное плохо. И идиотизм властей, и общий идиотизм общества еще не достиг такой стадии, какая показана в книге. Может, это все хорошо бы смотрелось в кино, но в книге все это звучит странно. Опять же, смесь науки и магии в одной книге получилась несмешиваемой. Вместо пирога получились какие-то отдельные ингредиенты, плохо сочетаемые друг с другом, и сваленные в одну кучу. В общем, не понравилось, и даже не потому, что я не люблю вампирскую тему, а просто потому, что написано неважно

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стоит прочитать. Просто новаторский подход к теме вампира. Реально, вампир -исчадие ада, вызывающий ужас, отвращение. Правда, есть моменты, которые можно критиковать — особенно финал. Автор, похоже не определился, что все таки собой представляет Вадыка — сверх существо, либо нечто, что можно уничтожить посредством примитивного оружия. Немного напрягло. Все — пошел читать вторую часть.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее начало в научном стиле за три книги скатывается к банальным религиозным фантазиям, и уже становится полностью не понятно, глюки ли это от постоянного недоедания героев или альтернативный взгляд на вещи авторов? Что этим они хотели сказать читателю?? Останется загадкой, потому что хватило только на банальную концовку в стиле нехитрых голливудских фильмов по комиксам...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как это очень часто бывает с дель Торо — очень крутая давящая атмосфера, мрак, чернота и монстры (реально, его видение вампира добавляет колорита, хоть и выглядит несколько каррикатурно). Но с другой стороны, проблемы с сюжетом, в частности, с концовкой. Во всяком случае, противоречий по этому поводу хватает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх