Эрик Фрэнк Рассел «Симбиотика»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль «Марафон» прилетает на планету, обитатели которой живут в симбиозе друг с другом. Так, например,у каждого типа человекообразных есть «свои» деревья. Из-за беспечности некоторых членов экипажа люди с «Марафона» попадают в плен к одному из племён туземцев, которые собираются принести их в жертву своему Дереву. Из беды людей спасают, как всегда, марсиане и робот Эл Стор.
Входит в:
— цикл «Марафон»
— журнал «Astounding Science-Fiction, October 1943», 1943 г.
— антологию «Adventures in Time and Space», 1946 г.
— сборник «Космический марафон», 1955 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 5 (1943)», 1981 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (4), английский (10), немецкий (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), П. Киракозов (2), И. Оганесова (2), Р. Хундермарк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 июля 2024 г.
Очередное свое путешествие экспериментальный звездолет «Марафон» совершает в окрестности звезды Ригель из созвездия Ориона. Планета также оказывается населенной разумными существами, живущими в симбиозе с местной растительностью. Инопланетяне так же агрессивны, как и механоиды предыдущей миссии, поэтому экипажу корабля снова придется применить все старания к тому, чтобы благополучно вернуться назад, на Землю... Единственное различие между двумя миссиями состоит в формах инопланетной жизни. Автор предлагает нам иной вариант ее организации, ограничиваясь только внешними эффектами и несильно вдаваясь в детали и подробности. Более половины событий мы видим глазами главгероя цикла, корабельного оружейника, и оттого почти не понимаем сути происходящего: образы мелькают перед глазами, словно картинки в диапроекторе, а объяснений никто не дает. От этого события приобретают характер видеорепортажа без комментария и этим напоминают одну из форм ночного кошмара. Потому что количество жертв с обеих сторон растет в геометрической прогрессии, а смысла в совершаемых убийствах не больше, чем в убийстве кусающего вас комара. Вначале это смешно (дерево, приклеевшее к себе человека, словно какую-то надоедливую муху), но вскоре ирония исчезает и остается ничем не прикрытый садизм (Эл Стор сотоварищи даже используют против инопланетян микро-атомные гранаты!). Главными спасителями экспедиции снова становятся многорукие марсиане, а люди играют роль пешек, которыми автор безжалостно жертвует время от времени. За таким вот абсурдом пропадает главная идея этой истории — показать необычность симбиотической жизни и организации общества. Как мне кажется, новая история немного слабее первой, хотя ее оригинальность всё же отрицать нельзя. Но вот третий вариант в том же ключе, боюсь, уже потеряет не только увлекательность, но и оригинальность.
-----------
РЕЗЮМЕ: второе путешествие звездолета «Марафон» на планету, живущую по законам симбиоза между разумными и неразумными формами жизни. Во многом повторяет сюжет первого путешествия, хотя разные формы организации общества должны диктовать разные поступки и философию отношения с окружающим миром.
god54, 28 января 2020 г.
Воспринимать данное произведение серьезно не получается, ибо сам автор относится к нему с очень большой долей иронии и он скорее напоминает пародию, чем самостоятельное произведение. Однако следует отдать должное фантазии автора, который сумел создать вполне логичный и оригинальный инопланетный мир, который так не похож на земной, а потому само собой он не принимает и не понимает человека. Одним словом на любителя подобного рода чтения.
Сказочник, 18 июня 2019 г.
Пожалуй, один из самых слабых рассказов во всем творчестве Рассела. Ода человеческой глупости и безответственности. И это при том, что корабль — исследовательский, первооткрывательский... И поверить в поведение экипажа, описанное в рассказе, я не смогу ни при каких обстоятельствах. И именно из-за вот этого вот неправдоподобия, я и ставлю низкую оценку. Об остальном молчу. Описания, герои и прочее — это всё под стать действиям экипажа. К сожалению.
Понятно, что рассказ написан в начале сороковых, когда Рассел только-только начинал свой творческий путь, но всё же... не настолько же всё плохо должно быть...