Пол Андерсон «Буря в летнюю ночь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой рыцарь Руперт упрямо хранит верность королю Карлу в недобрый час поднятого Кромвелем мятежа. Но в мире, где живы Оберон и Титания, где сама земля готова подняться против тех, кто готов сковать ее железом и камнем — история может пойти по-иному, если у тех, кто творит ее, достанет сил.
В книге упоминается Валерия Матучек, дочь главных героев «Операции «Хаос» и «Операции «Луна», а также Хольгер Карлсен, главный герой романа «Три сердца и три льва».
Входит в:
— сборник «Going for Infinity», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1975 // Мифопоэтическая премия фэнтези |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1975 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Роман |
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Т.В. Голубева (5)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 21 октября 2019 г.
Охотно соглашусь с подавляющим большинством предыдущих коллег-рецензентов: этот роман скорее неудачный; попытка «сыграть на поле» шекспировских комедий «Буря» и «Сон в летнюю ночь» явно не задалась, а стремление автора хотя бы приблизиться к толкиеновским вершинам жанра героического фэнтази потерпело полный крах…
Не убедительными считаю и андерсоновские поползновения в сфере обеления/реабилитации как самого Карла I, так и членов его семьи (племянников Руперта и Морица/Маврикия). Глупость, тупое упрямство и потрясающая жадность почти всех Стюартов (за исключением, быть может, Карла II) установлены и подробно описаны в трудах самых разных историков и мемуаристов (как английских, так и иностранных; как условных современников, так и из последующих поколений). Дюма и Скотт тоже пытались романтизировать фигуру Карла, их много и часто за это критиковали, но, как видно, их «пример <…> не стал наукой» © Андерсону.
(«параллельность» миров не может служить оправданием, ха-ха-ха!)
Кроме того, не могу промолчать и в отношении сведений, указанных в ПРИМЕЧАНИИ на этой страничке: друзья дорогие, Хольгер Карлсен и Валерия Матучек не просто УПОМИНАЮТСЯ в этом романе, они – полноценные ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА в одном/двух эпизодах, со своими, подчас пространными, репликами и монологами.
(не хочу прослыть придирой, но в подобных вопросах точность формулировок важна (ха-ха-ха!))
Podebrad, 21 ноября 2013 г.
В этом романе Пол Андерсон решил построить мир на основе пьес Шекспира, мир, где к тому же индустриальная революция начинается на полтора-два столетия раньше, а в гражданской войне 1642-1646 побеждают роялисты. Мир эклектичный и поэтому малоудачный. Слабее всего обращения к Шекспиру. Мир на основе его сюжетов построить вообще невозможно. Шекспир явно не задумывался над исторической достоверностью своих сюжетов. Для него и Юлий Цезарь, и Гамлет, и Макбет, и Ромео с Джульеттой были почти современниками, Богемия расположена на морском берегу, а Иллирия — где-то рядом с Англией.
Что касается победы роялистов, она была вполне возможна и без вмешательства сказочных персонажей. Автор, как может, демонстрирует неприязнь к пуританам и симпатии к защитникам старой Англии. Мне тоже пуритане малосимпатичны, но вряд ли стоит так уж идеализировать их противников. Все-таки именно они, находясь у власти, сумели довести Англию до полномасштабной революции. Преждевременная победа только вдохновила их на новые глупости.
Индустриальная революция в середине XVII века — самое интересное с точки зрения альтернатив. Паровые машины, механические станки и автоматы известны как минимум со времен эллинизма. Для их внедрения в производство требовалось сочетание трех условий: сравнительно высокой цены рабочей силы в традиционных производствах, наличия свободных капиталов и готовности на государственном уровне поставить интересы бизнеса выше интересов социальной стабильности. В принципе, в пуританской Англии могли сложиться такие условия. Только тогда вряд ли бы дело дошло до гражданской войны. Решили бы вопросы без ущерба для бизнеса.
А в целом книга получилась. Конечно, далеко не «Сломанный меч», но такой задачи и не ставилось. Легкая романтическая сказка о приключениях принца Руперта и его подруги. Девушка получилась хорошо, ее дядя-злодей — еще лучше. Что касается Руперта, он и в реальной истории был очень незаурядной личностью. И когда пришло время делить места у трона, ему достался Гудзонов залив.
AlisterOrm, 26 мая 2011 г.
Если в романе «Три сердца и три льва» мы попадаем в мир ожившей артурианы, то сюжет «Бури в летнюю ночь», как можно догадаться, происходит на Земле, где все измышления Шекспира оказываются реальностью. Получилось довольно любопытно. В «Антониии и Клеопатре» упоминаются механические часы — следовательно, в этом мире технический прогресс шёл несколько быстрее. Гамлет, король Лир, Ромео и Джульетта, старый маг Просперо — всё это реальные исторические лица, деяния которых Уилл Шекспир просто записал в качестве историка.
Мир получился действительно довольно интересным. «Железнобокие» Лорда Кромвеля соседствуют с паровыми локомотивами, а пороховые мушкеты — с эльфийской магией. Андерсон повествует нам о событиях Английской революции, вставляя в роман реальных исторических лиц и исторические события, впрочем, не особенно этим злоупотребляя.
Сюжет же получился не осбенно интересным. Принц Руперт, который командует войском короля, должен добыть сверхмощный артефакт с острова Просперо, и в этом ему помогут отважный друг, возлюбленная, и король эльфов Оберон... Не очень интересно, не цепляет за душу. Тем более, что персонажи выписанны не слишком тщательно. Руперт, опытный воин и командир ведёт себя как пятнадцатилетний олух, а тепличный цветок Дженнифер проявляет чудеса героизма и стойкости.
Итог: задумка интересная, но не особо удачно реализованная. Я никогда не любил истории о романтических героях, которые писались в XIX в., а стиль именно таков. Конечно, в романе хватает недостатков, но всё равно он остаётся вполне читабельным.
Last Resort, 3 января 2012 г.
После «Три сердца и три льва» читать эту книгу было немного скучновато. Роман сам по себе интересный, но поднадоевший уже шаблон «главный герой + подруга/любимая главного героя + туповатый/некрасивый друг главного героя либо мудрый оруженосец» здесь как-то очень сильно бросается в глаза. Я не могу найти этому объяснение, может, не стоило читать книгу сразу после «Три сердца и три льва», а может так бы оно и было пресным в любом случае...
Дон Румата, 21 марта 2008 г.
Скука. :frown: Скука главное впечатление от книги, хоть и нравится жанр альтернативной истории. Дочитал только потому, что не привык бросать начатую книгу. Все герои опять схематичны (ну может кроме одного второстепенного). Они не ходят, а ступают. Не говорят, а вещают. Действие книги долго-предолго развивается, и очень быстро сворачивается. Диалоги в духе любовных романов. Причем, скорее всего конца XIX- начала XX века. Но если Вы любитель любовных романов, мелодрам и латинских сериалов, то Вам стоит её прочитать. Романтизма море разливанное, как и патоки.
После этой книги и «Три сердца и три льва», вряд ли возьму читать, что-нибудь ещё этого автора. Только если по совету человека со схожим с моими вкусами.:mad: