FantLab ru

Терри Пратчетт «Изумительный Морис и его учёные грызуны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.62
Голосов:
370
Моя оценка:
-

подробнее

Изумительный Морис и его учёные грызуны

The Amazing Maurice and His Educated Rodents

Другие названия: Удивительный Морис и его просвещённые грызуны; Удивительный Морис и его учёные грызуны

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Всё продумано до мелочей. Крысы приходят в город, устраивают его обитателям веселую жизнь, а потом является мальчик с дудочкой (в сопровождении черного кота), за хорошие деньги выводит крыс из города, и все счастливы.

А потом кот по имени Морис прибирает к лапам деньги, потому что именно он продумал операцию.

Но однажды всё пошло наперекосяк.

В подземельях убервальдского городка обитает нечто темное и страшное. Тьма предъявляет свои права, и никто из Образованных Грызунов не знает, как ей противостоять.

Примечание:

Роман награжден медалью Карнеги — престижной наградой за лучшую детскую книгу года.


Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  Отдельные произведения


Награды и премии:


лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2001

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2014 // Переводная детско-юношеская книга НФ или фэнтези (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия «Большая Медведица» / Ursa Major Awards, 2001 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Изумительный Морис и его ученые грызуны
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Amazing Maurice and His Educated Rodents
2001 г.
(английский)
The Amazing Maurice and his Educated Rodents
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно неожиданно для меня мои загребущие руки добрались до книги несравненного Терри Пратчетта The Amazing Maurice and His Educated Rodents. Если честно, никогда раньше не думал, что буду читать Пратчетта в оригинале, но не смог удержатся от приобретения этой книги, когда в течение двух дней сначала прочел о ней в «Мире фантастики», а затем увидел в «Библио-Глобусе».

В основу сюжета книги легла старинная легенда о Гамильтоновском крысолове, однако, как это обычно бывает, в переложении Пратчетта. Все началось в один прекрасный день, когда обитающие в мусорной куче на задворках Незримого Университета крысы внезапно обрели возможность мыслить и говорить. Крысы оказываются перед огромным удивительным миром, постепенно открывающим им свои тайны. Что скрывается в сумерках, что дает пламя свечи, куда уходят души крыс после смерти тела...

Крысы сталкиваются с котом Морисом, который так же, как и крысы, приобрел способность мыслить и говорить (правда, крысы так и не поняли, как Изменился сам Морис, они то ели всякий мусор), а вдобавок к этому кот обладал недюжинной деловой хваткой. Разыскав глупо выглядевшего мальчика, умеющего играть на скрипке, кот разработал неплохо процветающую аферу — крысы наводняют город, горожане в панике посылают на крысоловом, мальчик приходит в город, музыкой увлекает за собой крыс, горожане платят деньги, Морис получает доход.

Схема работала до тех пор, пока компания не прибыла в городок Бад Блинтц в Убервальде, который уже страдал от нашествия крыс. И как вскоре убедятся Морис и его друзья, крысами управляла чья-то злая воля.

Книга The Amazing Maurice and His Educated Rodents ориентирована на детей и даже получила в 2001 году медаль Карнеги — высшую награду, присуждаемую в Великобритании детским писателям. Впрочем, в случае Пратчетта это не означает, что она будет интересна только детям, вовсе нет. Это всего лишь означает, что в ней будет легче язык.

Пратчетт всегда был автором, пишущим умную литературу, и в его произведениях можно найти и второе дно, и третье. Есть такое же второе дно и в «Морисе». Для взрослых это может показаться обычной очень увлекательной книгой о предприимчивом коте и крысах, которые сталкиваются в подземельях Бад Блинтца со своими самыми большими страхами. Есть в книге и раскиданные по сюжету гэги из серии «Сестры Грим, авторы «Настоящих сказочных историй, с кровью, насилием и социальным подтекстом».

А вот для детей книга может оказаться более полезной в плане самооценки и осознания себя и своего места в окружающем мире. И проводниками по этому миру автор делает крыс. Для них этот мир — такой же большой, враждебный и непонятный, как и для самых юных читателей Пратчетта. И так же, как и читатели, крысы из Клана, Чанджелинги, как они себя называют, ищут ответы на те вопросы бытия, которые были уже упомянуты выше.

Пратчетт не даром говорил, что в детстве он читал все что можно, кроме книг для детей, а писать для детей для него — вызов, так как нужно работать так тяжело и внимательно, как никогда раньше.

И это у него получилось! Язык, оставаясь насыщенным и приятным, прост и доступен. Авторский стиль, насмешливый и красивый, ориентирован на юмор и шутки, но не высмеивает окружающий мир, как во взрослых книгах, чтобы не отбить у юных читателей веру в светлое будущее.

Итог: интересная и захватывающая история, самая подходящая для того, чтобы начать изучение Пратчетта в оригинале.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жил был кот. Обычный такой, уличный боец, счастливо проводивший время в драках с соперниками, ловле крыс, сладком сне и долгих ночных прогулках. Жил тяжело, но в общем то счастливо, если считать, что счастье — в неведении.

И вот однажды счастье закончилось. Поскольку из глотки вместо привычных мяу, фэр и прочих односложных, но очень эмоциональных звуков, полилась осмысленная, но чуждая речь. И в голове вдруг родились всякие разные мысли, по большей части не соответствующие котячьей природе.

Любой в этой ситуации лишится рассудка, едва его обретя. Но ведь это КОТ. А кот- это всегда концентрированный прагматизм, который сам по себе неплохая опора в любой сложной жизненной ситуации.

Разумность довольно сложная штука и не всегда полезная. Начинаешь ЗАДУМЫВАТЬСЯ, а это не отнюдь не полезно для здоровья. Вот хотя бы: ел себе грызунов, как то предполагает матушка эволюция, и тут бац- а вдруг они разумные? А таких есть, ну, как то не очень хорошо. И что вообще такое «хорошо»? И как его отличить от «плохо»? Беда...

С разумностью вообще много мороки. Вот еда оказалась говорящей, и есть ее как то не очень, но и голодным ходить нельзя. И скучно теперь среди когда-то уютных помойных куч, на просторных крышах и в темных чердаках. Гложет что-то непонятное, мысли спасть не дают, радости нет. Но коты — они такие коты, всегда приспособятся и найдут выход. Вот и Морис нашел, заведя себе ручного человека и маленькую армию ищущих свое предназначение разумных грызунов.

Это такая грустная история на вечную тему. Как всегда о людях, а о людях, если вам уже достаточно лет, чтобы начинать задумываться над вечными вопросами, весело не бывает. Поскольку люди, по большей части, мало когда ведут себя как разумные существа .

Это такой занимательный урок для подростков, которым следует сразу прояснить кое-что о жизни, а взрослым – напоминание о том, что голова – не только шапки носить.. Вот действительно, что это такое эта пресловутая «разумность»? Умение говорить? Но, как известно любителям чтения, профессор Преображенский уже давно установил научно, что этого «говорить» для разумности недостаточно. Надо кое-что еще. И Морис, его крысиное племя, а также его ручной мальчик со свей подружкой как раз и заняты поиском того, что же надо делать с этой самой разумностью. Как ею пользоваться. И это очень трогательная часть: описание того, как каждый из героев – двуногих и четвероногих- справляется с тревожными мыслями и странными умениями, но все же не отвергает такой замечательный дар- уметь думать. В отличии от некоторых.

Почему история, хотя и по доброму ироничная, все же наводит грусть? Потому как очень печально, что крысы, Морис и парочка едва оперившиеся подростков оказываются разумнее и человечнее, чем целый город, набитый взрослыми, а иногда даже, с точки зрения всех известных традиций- вполне умными и успешными, людьми, которые на поверку не могут просто сесть и подумать над своими проблемами, чтобы найти выход из сложной ситуации, а просто безвольно плывут по течению.

То ли дело Морис и компания, которые новички в деле разумности. Для них каждая мысль нова и пугающе великолепна. Они даже не догадываются пока, что почти все мысли в этой Вселенной уже давно передуманы и на все есть готовые рецепты. Они- новые мыслители- не знают о традициях, канонах, философиях, религиях, истинах, не требующих доказательств. Это такое новое открытие Мира, которое, совершает каждый новый разум. Нелегкие, но такие восхитительные открытия. И очень хорошо, что не каждый смирится с тем фактом, что все уже было до него, не каждый примет на веру готовые ответы, продолжая думать и упорно искать.

Но это только самый поверхностный слой. Как всегда у Пратчетта одна мысль тянет другую, создавая ожерелье. По так называемому Венцу эволюции он проходится граблями иронии, вытаскивая на поверхность все проросшие за тысячелетия «разумности» сорняки: алчность, трусость, глупость и упорное, просто таки фанатичное нежелание пользоваться мозгами, и одновременно подкидывая еще не закостеневшему подростковому разуму темы для его усиленной работы.

Ну и последнее, один из главных выводов: каждому человеку нужен свой кот. В этом месте собачники возмутятся, но позвольте объяснить свою позицию. Собаки нас любят, слов нет, мы с ними друзья. Друзья, но не партнеры, а в дружбе, как известно, можно позволить себе снисходительность, покровительство и превосходство. Коты нам не друзья, а партнеры, причем партнеры равноправные, что предполагает доверие и честность(попробуйте обидеть кота- и мокрые, очень пахучие ноги вам обеспечены надолго). Именно кот, который никогда не жалеет вас, как это делает пес, но при этом очень тонко чувствует момент, когда надо и на какую громкость включать внутренний моторчик, делает столь многое, чтобы мы не забывали о той части нас , которая вместе с разумностью делает нас Людьми.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, Пратчетт верен себе. Он написал «детскую» книгу — о геноциде, каннибализме, Боге и дьяволе, культуре и чувстве собственного достоинства. И о том, что делает человека — человеком, а крысу — крысой. Вот бы еще понять, кто есть кто.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот, пожалуй, и всё. Последнее крупное произведение Пратчетта прочитано. Из неизданного на русском остались только небольшая повесть 1971-го года «Люди ковра», да рассказы со всякой околопублицистикой. И последняя настоящая история о Плоском Мире ни капли не смазала впечатление — это, считаю, одна из лучших историй автора вообще, и для меня является загадкой, почему она была издана на русском только спустя 17 лет.

По сути своей — это образцовый «роман-взросление». Меняются, приходят к новому пониманию самих себя и окружающего мира все основные действующие лица —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
крысы отказываются от пустой утопии и встраиваются в общество, Морис проявляет лучшие черты своей жадной кошачьей души, «Дудочник» и «Сказочница» (моё отдельное почтение за её образ) становятся более восприимчивы к реальному миру, и даже человеческое общество готово смириться с тем, что с крысами теперь придётся сотрудничать!
Особое восхищение вызвал изящный финал — это не сладкий хеппиэнд, а вполне себе серьёзное разрешение сложного конфликта, с большими проблемами, конечно, куда без них?

Но главное украшение книги — восхитительные персонажи, которые всегда хорошо удавались автору. Они все прекрасны, без исключений. В то же время — книга в меру жестока, во всяком случае, по меркам «детской литературы». Пратчетт здесь ни разу не ретуширует мир для маленьких детей, а описывает всё так, как есть.

В общем, не хочу даже сильно подробно расписывать книгу — это настоящий шедевр из библиографии великого писателя, прекрасное прощание для всех русскоязычных поклонников автора.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До определенного момента книги Терри Пратчетта из серии о Плоском мире выпускались в России в том порядке, в котором были написаны. Однако, дойдя до романа «Изумительный Морис и его ученые грызуны», издательство «Эксмо» попросту перешагнуло его и стало издавать следующие части цикла. Точно такая же история произошла чуть позже с подсерией про юную ведьму Тиффани Болен.

Конкретных причин для этого издатель, кажется, не называл, но они достаточно очевидны: формально и «Морис», и книги про Тиффани написаны для подростков.

В конце концов, когда «взрослые» плоскомирские книги подошли к концу, «Эксмо» добралось и до пропущенных романов. Тиффани Болен обрела дом в собственной серии, ориентированной на юных читателей, а что до «Изумительного Мориса», то он все же вышел в авторской серии Пратчетта – последней из книг цикла.

И оказалось, что смотрится он там ничуть не хуже вещей, предназначенных для взрослой аудитории.

На самом-то деле Пратчетт и до этого писал книги для подростков – трилогии о номах и о Джонни Максвелле – и уже по ним было видно, что он никогда не делает скидку на возраст читателя и говорит с ним на равных, не оглупляя текст и не упрощая смысл. «Изумительный Морис» написан точно так же, и от прочих романов о Плоском мире отличается разве что возрастом двух персонажей – мальчика Кийта и девочки c чудесным именем Злокозния – да и то их вряд ли можно назвать по-настоящему главными героями. Главные герои здесь – вообще не люди.

Знакомьтесь – это изумительный Морис. Кот. Разумный и говорящий. А это — клан Измененных. Все до единого – крысы. Тоже, естественно, разумные и говорящие. Эта замечательная компания мыслящих животных нашла отличный способ заработка. Крысы наводняют город и всячески пакостят его жителям. Потом в том же городе появляется мальчик-дудочник Кийт и за небольшую плату уводит грызунов прочь. Позже заработок делится между мальчиком, крысами и котом – автором этой замечательной идеи. И это вовсе не преступная деятельность, наоборот: деньги же отбираются у правительства, которое в противном случае использовало бы их для ведения войны, а идут они на правое дело – образование крысиного государства на каком-нибудь далеком необитаемом острове. Так, по крайней мере, утверждает Морис, хотя его соратники с каждым разом сомневаются в этом все больше.

И вот однажды, в местечке Дрянь-Блинцбург, все идет наперекосяк. В городе вроде бы и так уже существует проблема с крысами – жителям не хватает еды, а местные крысоловы едва справляются с работой. Вот только Измененные не встречают в округе никого из себе подобных – зато в тоннелях под городом, судя по всему, таится нечто опасное, и вскоре крысам придется сразиться с ним не на жизнь, а на смерть.

Однако самое тяжелое, с чем предстоит столкнуться героям книги – вовсе не крысоловы и не таинственная подземная угроза. Самые тяжелые сражения будут происходить у них в головах. Ведь и Морис, и крысы вовсе не были разумными изначально. Просто так случилось, что они кормились на свалке у Незримого Университета, где, как известно, обитают волшебники, и отходы магического производства как-то изменили самых обыкновенных животных. И вот мир, прежде казавшийся им столь простым и понятным, начинает усложняться с невероятной скоростью. И темнота, когда-то бывшая домом, становится пугающей. И появляются мысли, которых не может быть у простой крысы или кота. О том, что брать чужое – плохо. О том, что нельзя убивать и поедать себе подобных. О том, что такое смерть, и куда ты уходишь после нее. О собственном месте в мире и о том, на какие жертвы придется пойти, чтобы его обрести.

О том, что цепляться за прошлое бессмысленно, и нужно меняться вместе с миром. Нужно танцевать под музыку.

И детский роман, начинавшийся как развеселая вариация на тему истории о Гаммельнском крысолове, превращается в притчу о том, что это вообще такое – быть разумным существом, и как сложно им быть.

Неожиданно тяжелая тематика для книжки про говорящих зверей, не так ли? Впрочем, это не совсем типичная книжка про говорящих зверей. Пратчетт всегда был честен с читателем и никогда не приукрашивал действительность. Если уж он пишет о крысах – то, не сомневайтесь, будут в романе и подробности того, что делают с ними яды и крысоловки, и разговоры о том, какую часть организма погибшего товарища можно есть, а какую не стоит, и многое другое. Это вовсе не карамельная история о милых зверюшках в шляпах и жилетиках – по подобным сказкам, кстати, Пратчетт проезжается, говоря о книжке «Приключение мистера Зайки», явном намеке на истории Беатрис Поттер о кролике Питере. «Мистер Зайка» будет для Измененных священной книгой – до тех пор, пока они не осознают, что подобных идиллических миров попросту не существует. Но возможно, что после долгой работы и множества компромиссов им удастся построить общество, которое хотя бы немного будет напоминать эту утопическую картину. Однако не факт, что и тогда они станут носить жилеты – это попросту неудобно.

Впрочем, будем честны, одна крыса в шляпе и с тросточкой в романе все-таки есть. Но только одна.

Можно спорить, правильно ли поступило издательство, выпустив «Мориса» после заключительных романов о Плоском мире. Ведь «Поддай пару» — своеобразный гимн прогрессу, сметающему любые преграды на своем пути — подводил черту под многими тематическими линиями цикла, а «Пастушья корона» явно замышлялась как прощание смертельно больного писателя с читателями и собственным миром. Возможно, подобное нарушение внутренней хронологии несколько разрушает смысловую целостность цикла. Но можно взглянуть на это и с другой стороны.

Несколько последних романов о Плоском мире несли на себе следы тяжелой болезни писателя. Они ни в коем случае не были плохими книгами, наоборот – но все же некоторая рыхлость композиции и периодические самоповторы бросались в глаза. Как и то, что «Пастушья корона» завершена не полностью – основой сюжет в ней доведен до конца, но второстепенные линии романа, когда-то конек автора, намечены лишь пунктиром.

А вот «Изумительный Морис» — это Пратчетт на пике силы. Остроумный, мастерски плетущий сюжет. Добрый, но ни в коем случае не добренький. Нетерпимый ко злу во всех его проявлениях. Не питающий никаких иллюзий относительно человечества, но всегда оставляющий надежду для своих героев. Таким мы его полюбили когда-то – и таким же смогли увидеть в последний раз.

Впрочем, это вовсе не последний раз. Книги-то – вот они, на полке, а значит, взглянуть на себя в зеркало Плоского мира можно в любой момент.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я уже не раз упоминала, что последние книги Пратчетта производят весьма серьезное и мрачноватое впечатление. Так вот, здесь у нас история про говорящих крыс и кота, и она просто неприлично серьезная для книги о говорящей живности. Пожалуй, подобное сочетание детской темы и подобного смысла мне встречалось разве что в «Хрониках Нарнии». Но здесь все принципиально отличается, конечно.

Уличный кот и крысы благодаря обитанию неподалеку от магического университета становятся совершенно разумными существами. Но это не так уж просто, как выясняется — быть разумным. Это накладывает свои обязательства. Это заставляет задумываться и размышлять о вещах, о которых котам и крысам, по идее, размышлять совершенно не положено. И так легко снова стать тупой стаей крыс — достаточно испугаться и поддаться панике, например... Кстати, сильно ли отличалась от тупой стаи крыс та толпа людей, которая приходила посмотреть на крысиные бои?

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Для детей», хм? Ярлычок. Не более.

Пратчетт верен себе. На основе известного сюжета про дудочника и крыс он создал просто отличную книгу, которую интересно и полезно было бы прочитать человеку любого возраста. Может, его романы «для детей» и теряют (немного) в образности языка и игре слов, но ничуть — в живости и разнообразии персонажей, в незаурядности сюжета.

Поскорее бы «Эксмо» перевела эту книгу на русский...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла «Плоский мир», самостоятельное произведение, не относящееся ни к одному из ветвистых подциклов. Бери, мимо проходящий читатель, и читай без риска нарваться на упоминание странных мест, странных героев, странных событий. Вот только имей в виду, что книга написана Пратчеттом, а это тебе не Олеся Весёлая из современного юмористического фэнтези-направления. Пратчетт – это тонкая, местами едкая ирония, за поворотом переходящая в сарказм, это нечто над- и нечто под- нашими сознанием и миром, нашим пониманием того, как надо и что надо, для непосвящённого – череда последствий без видимых событий.

Так вот, «Удивительный Морис…» — это НЕ ТАКОЙ ПРАТЧЕТТ.

Это очень серьёзная книга с точки зрения общего вклада Пратчетта в литературу. Сколько здесь размышлений о том, кто есть я, почему есть я и проч.! Вложенные в головы обычных людей, эти размышления превратились бы в обычный роман психологического толка, но здесь у нас не тут, это же Плоский мир (даже поклонники углядят в «Морисе» лишь край его огорода), это Убервальд, это крысы, это кот, это безымянный до поры мальчишка-дудочник. И это не просто крысы, кот и мальчишка-дудочник, это крысы и кот, которые думают! говорят! сомневаются! (и мальчишка тоже), но если вы решите, что «Морис» — это типа такой «Ветер в ивах» или «Винни Пух» на пратчеттовский манер, то ошибётесь. Здесь доброты – всего на грамм. Если это и детская литература (а «Мориса» к ней и относят), то без шор и единорогов.

Почти в каждом своём романе Пратчетт высмеивает какой-либо явление и/или историю, в данном случае сапоги британца потоптались по Гамельнскому крысолову. Отсылки к грэмовскому Тёмному лесу есть в эпиграфах, и чем дальше, тем опаснее предостережения. Обрётшие сознание крысы и кот – против целого мира с его человеками и Немыслящими существами. Пратчетт детально прорабатывает каждого персонажа (особенно хороши крысы), кажется – он ими любуется, пусть даже они не без изъяна (кот-то, кот!), он берёт детей в почти-главные герои для того, чтобы показать – мир начинается с детей, добро начинается с детей, сознание тоже начинается с юного возраста. У внезапно осознавшего себя собой крыса-старика сознание совсем другое, негибкое. Есть в романе что-то библейское, а есть истинно пратчеттовское (Костяной Крыс и Смерть тут как тут). Что должно вести ставших разумными крыс вперёд – вожак или книжка с картинками? А может, говорящий кот?

Честно говоря, даже будучи кошатницей, я не совсем согласна с тем, что Морис (это как раз кот и есть) – центральный персонаж. То есть книга называется «Морис и те-то», но на самом деле это книга о тех-то и Морисе. И о том, куда они идут.

Ещё раз – это не очередной смешной роман Пратчетта, это последний серьёзный и очень тонкий роман Пратчетта.

+10

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Если бы я закончил знакомство с «Discworld's Universe» на этом романе, я бы считал это закономерным завершением и прощальным посланием английского сатирика, и очень символично, что это произведение стало последним крупным фрагментом истории этого мира, который вышел в России. В нём очень чётко, просто и доходчиво объяснено, что такое «человечность»... не в обывательском, а в возвышенном понимании, что значит быть мыслящим.

«Быть настоящим человеком всегда трудно», как говорил Медведь в пьесе другого доброго писателя — Евгения Шварца...

Жил да был кот. Ни о чём не думал, был обычным котом. Жили да были крысы. Ни о чём не думали, жрали всё подряд, спасались от капканов, гадили в молоко.

Что случилось? Не суть важно. Они обрели способность думать и говорить, хотя никого об этом не просили. Морису нравилось быть котом, разводящим людей на вкусняшки и почёсывание за ухом, а крысы знали лишь один принцип — «не есть зелёную студенистую хренотень», и было им счастье. И тут, совсем юным с точки зрения мышления существам пришлось общаться друг с другом, обмениваться мыслями, учиться выживать и строить цивилизованное социальное. И задаваться всё новыми и новыми вопросами.

Казалось бы, есть ассоциации с «Watership Down» Ричарда Адамса и «The Wind in the Willows» Кеннета Грэма, причём последний прямо спародирован в романе. Но это не совсем так. У Грэма зверьки абсолютно антропоморфны. У Адамса, наоборот, говорящие кролики остаются кроликами, с завершённой картиной мира и устоявшимися обычаями, лишь слегка нарушаемыми «великими потрясениями», и быстро приходящей в норму. Но кот и крысы в «The Amazing Maurice...» совсем другие, потому что они, о ужас, начали рефлексировать и размышлять о... неведомом.

Что может быть смешнее говорящих крыс и жуликоватого кота, который являлся своего рода Остапом Бендером, возглавляющим экипаж славной «Антилопы Гну»? Можно было бы ограничиться написанием забавной авантюры, и будь старик Пратчетт так прост, он бы так и сделал, тем паче, что эта книжка вроде бы предназначена для подростков. Нет. С подростковыми книжками у сэра Терри не ладится. Он задаёт слишком сложные и важные вопросы, читатель для них не может быть юн. Морис и его крысы начали мыслить, и почувствовали, что для того, чтобы существовать с Разумом, необходимо стать чем-то большим, чем просто кошки и крысы. Надо слышать голос своей совести. Необходимо соблюдать мораль общества, в котором живёшь. Следует постоянно обдумывать свои поступки, анализировать их, оттачивать, совершенствовать своё Я. Только так можно существовать с Разумом... Или отказаться от всего.

Почему философы изучают архаичных греческих философов — Демокрита, Анаксагора, Протагора, и иже с ними? Потому что они смотрели на мир с чистых позиций первопроходцев, прокладывающих путь Разума. Так и в случае с нашими героями. Только те, кто пребывал в неге простого существования, могут полноценно ощутить вкус Понимания и Осознания. С каким наслаждением и одновременно страхом жуликоватый кот Морис обнаружил у себя жалость и совестливость, как крысы погрузились в тенета новых для них отношений друг с другом, спаивающих их в единое общество?

Контраст: как обычно, люди. Ничего не думающие, не желающие пользоваться бесценным даром Творца — Разумом, обыкновенные стадные существа, с которыми можно делать всё что угодно. Недаром жители города представлены у Пратчетта серой невнятной массой, напоминающей больше крысиное гнездо, а не обиталище пресловутого Венца Эволюции (или Творения — кому как больше нравится, что не взаимоисключающе)...

«The Amazing Maurice and His Educated Rodents» — неожиданная для меня мудрая притча о человечности и разуме, которым пренебрегают люди. Именно поэтому Терри Пратчетт не является просто юмористом и фантастом — он — мыслитель, который способен удивить даже самого претензионного читателя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если для детей. то для весьма старшего возраста. Много отсылок, цитат, аллюзий. И само повествование куда жестче цикла про Джонни. А вот взрослый прочтет с удовольствием. Если, конечно, любит Пратчетта. Сложная, философская вещь. Сильная концовка.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесконечно жаль, что вот уже три года, как с нами нет Великого Мастера! А то, глядишь, и появилось бы продолжение приключений изумительного Мориса...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вывернутая наизнанку легенда о Гамельнском крысолове. С кучей пратчеттовской сатиры (одни бои крыс с собаками чего стоят!), юмора и толикой драмы. Шикарная передача образа мыслей умного кошарика, замыслившего аферу вместе с крысами и мальчиком с дудочкой. Вообще, читать книгу, будто бы написанную спецом, чтобы умилить кошатников и заставить их злорадно хихикать над собачниками, само по себе было приятно! А с фирменным пратчеттовским слогом и вовсе эта история идеально сочетается. После такого жалеешь, что продолжения уже не случится.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последнее художественное произведение из серии о Плоском мире на русском языке. Больше не будет...

На первый взгляд, несложный подростковый роман, основанный на знаменитой сказке о Гаммельнском крысолове. На второй и на третий, как всегда у Пратчетта, всё становится глубже и интереснее. Люди, крысы, люди, похожие на крыс, и крысы, похожие на людей, — судьбы, желания, мечты соприкасаются и переплетаются в крошечном, ничем не примечательном городке. Почти каждому приходится пережить свою драму, даже если кому-то другому она покажется смешной.

А Плоского мира в книге, по правде говоря, почти что и нет...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Как говаривал Чудо Морис: это была всего лишь история о людях и крысах. И самое трудное состояло в том, чтобы выяснить, кто же были людьми и кто крысами.»

«Изумительный Морис и его ученые грызуны» — далеко не просто увлекательные приключения в жанре анималистического фэнтези (как может показаться на первый взгляд), это сильное произведение с глубокой философией. Тут очень много иронии, сарказма, «английского юмора» и поэтому не всем книга понравится, но любителям порассуждать / пофилософствовать придется по вкусу.

Главные герои — животные: кот Морис и крысы. Раньше они были самыми обычными, ничем непримечательными, обитающими возле Магического Университета: крысы рылись в мусоре, а кот убивал крыс, все как положено, пока однажды они вдруг не стали разумными существами... Говорящий и думающий кот уже не может взять и убить другое разумное создание, даже если это крыса, не смотря на все инстинкты. А говорящая крыса понимает, что книга — это не только вкусный переплет, а «карта жизни»...

Все вдруг стало не таким простым, как раньше, когда ты начал задумываться о природе вещей и своих поступках, о своей сути... У крыс появилась своя мечта: остров, где они жили бы в мире и согласии, где не было бы людей, что их травят, убивают, калечат... У кота появилась своя мечта: найти дом и старушку, которая кормила бы его каждый день молоком... Но! на исполнение желаний нужны деньги. И крысы под предводительством кота (с его исключительной предприимчивостью и острым умом) оправляются на «заработки»...

Книга заставляет задуматься о многом: о поведении людей по отношению к животным и друг другу, об ограниченности восприятия мира, об ответственности, о правах и обязанностях разумного существа, о том, что такое «человек» и что такое «крыса», и как их не перепутать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх