fantlab ru

Генри Лайон Олди «Ойкумена»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
2292
Моя оценка:
-

подробнее

Ойкумена

Роман-эпопея, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 161
Аннотация:

Ойкумена — в смысле, «обитаемое пространство». Действие разворачивается на разных планетах, на звездолётах и в открытом космосе. Главный герой — Лючано Борготта по прозвищу Тарталья, директор театра контактной имперсонации, профессионал-невропаст, человек со сложной биографией и извилистым будущим. Была бы это космическая опера, но кое-какая подкладка (мифологическая? сюрреалистическая? метафизическая?) для нас делает текст по структуре и приёмам ближе к симфонии, нежели к опере.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Космическая симфония.

Буктрейлер цикла на YouTube, был сделан для издания в серии «Легенды».



Содержание цикла:


8.02 (3304)
-
97 отз.
8.30 (2643)
-
45 отз.
8.45 (2519)
-
34 отз.
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
  • Китта (2006) [фрагмент книги «Кукольник»]  
8.29 (538)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Ойкумена»


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший главный герой

лауреат
Портал, 2008 // Крупная форма

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Номинации на премии:


номинант
Мечи, 2008 // Меч Руматы

Похожие произведения:

 

 


Ойкумена. Книга первая. Кукольник
2006 г.
Ойкумена. Книга вторая. Куколка
2007 г.
Ойкумена. Книга третья. Кукольных дел мастер
2007 г.
Ойкумена
2008 г.
Ойкумена
2009 г.
Ойкумена. Кукольник
2010 г.
Ойкумена. Космическая симфония
2012 г.
Ойкумена
2019 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 9, сентябрь 2006
2006 г.
Реальность фантастики № 10, октябрь 2006
2006 г.

Электронные издания:

Ойкумена
2022 г.
(украинский)
Лялечка
2022 г.
(украинский)
Лялькар
2022 г.
(украинский)
Ляльковых справ майстер
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как не назови новую эпопею Олди – «космической симфонией» или «космическим кукольным спектаклем», да хоть «космическим утюгом» – а в жанре «космических ОПЕР» эта трилогия просто обязана подвинуть классиков на пьедестале.

Пожалуй, это лучшее на сегодняшний день произведение Олди. И хотя жанр для них неожиданный, книга, на мой взгляд, существенно превосходит, например, «троянский» цикл Дэна Симмонса. Да если даже и не превосходит – оценки субъективны – в любом случае, это с талантом, любовью и профессионализмом написанная книга. Что уже полностью выделяет ее из потока поделок, которые повадились выдавать забронзовевшие мэтры русской фантастики.

Вещь получилась цельная. Какое счастье, что Олди не стали комкать финал и обламывать читателя, что уже стало идиотской традицией. Не наплодили миров и галактик без счета, чтобы потом забросить. И удержались в рамках жанра, не наплевав на сюжет, не делая из героя безжизненную куклу и не мня себя в жару звездной болезни гибридом Чехова с Достоевским. А взяли и написали простой фантастический шедевр.

А еще... И лирические отступления в книге – вовсе не самовлюбленное глухариное токование, но дополнительный способ общения с читателем. И пиршества главных героев подчеркивают действо и характеры героев, а не свидетельствуют о пищевых перипетиях автора. И рассыпанные по всему тексту забавные подколки. И, конечно, хороший язык. Есть чему поучиться коллегам – «высшим талантам вне категорий».

Поставил бы и больше десятки. Но раз все равно не выйдет, пойду остыну. А пока – тихонько, чтобы не будить разомлевшего критика – авторы, браво и УРА!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда попадаются книги, которые могут влиять на настроение, на самочувствие, отвлекают от любых проблем. Не знаю, как это объяснить. Выдуманный мир, придуманные герои. Казалось бы, какое мне дело до их неприятностей? Однозначного ответа дать нельзя. Наверное, все зависит от мастерства писателя, от его умения затронуть какие-то струны читателя в душе или сознании, оживить свой мир и сделать его не менее реальным, чем настоящий.

Этот цикл я планировал читать несколько лет назад, но постоянно откладывал чтение по каким-то причинам. Мне казалось, что этот роман слишком сложный, слишком запутанный, тяжелый для восприятия. Частично это подтвердилось. Существуют разные мнения насчет трилогии о Лючано Борготте, от восторга до полного неприятия. Я отношусь к тем, кто получил массу удивительных ощущений и познакомился с огромным миром, вернее с десятками разных миров.

За что мы любим фантастику? За возможность оказаться в необычном мире, познакомиться с новыми героями, узнать что-то интересное. Очень многое зависит от наличия колоритных персонажей, которые отличаются от обычных людей, причем, самыми разными качествами, не всегда хорошими. Основное внимание фокусируется на наблюдении за жизненными перепитиями, на преодолении различных трудностей, поиске выхода из сложных положений. Многие еще с детства привыкли равняться на книжных героев, брать от них что-то полезное для себя, в чем-то учиться.

Лючано Борготта — не тот персонаж, на которого стоит равняться или быть на него похожим, хотя назвать его плохим нельзя. Он притягивает к себе неприятности, всегда попадает в эпицентр проблем. Страдает чаще всего, тоже он. Связано это с его возможностями. Лючано имеет власть над людьми, хотя и несколько ограниченную. Без согласия человека, он не может им управлять, поэтому все проходит по обоюдному согласию. Он помогает больным ходить, красиво говорить, читать по памяти стихи, танцевать, вообщем делает все то, что не могут сделать эти люди самостоятельно. Ни одно доброе дело не останется безнаказанным. Это в полной мере относится к Лючано, все его несчастья от желания помочь кому-то или сделать за кого-то его работу.

Далеко не все в этом романе держится на личности Борготты. Помимо него, есть еще десяток персонажей, которые не менее интересны. Самое интересное, что все они разные. Разные по многим параметрам, от внешней принадлежности к другим мирам, которых в книге предостаточно и заканчивая различными особенностями, присущими жителям иных планет. Если бы мне предложили назвать самого главного героя, без которого книга бы не состоялась, то я вряд ли смог его назвать, потому что все персонажи в этой истории важны.

Авторы создали огромную вселенную, состоящую из тысяч планет, населенных самыми разными существами. Многообразие миров поражает воображение, настолько ярко все описано. В этом романе фантастика тесно переплетена с мистикой. Сверхсовременные технологии вынуждены уживаться с варварскими обычаями, и не всегда передовые разработки научного мира могут конкурировать с колдунами отсталых миров. Внешнее сходство всех жителей Ойкумены на самом деле не имеет ничего общего между собой. Люди-аккумуляторы, люди-компьютеры, люди-телепаты, у каждого народа есть какие-то свои особенности, выделяющие их на фоне других.

Если вы любите необычные истории, с удивительными персонажами, то эта трилогия написана специально для вас. Однозначно — один из лучших фантастических циклов, которые я до этого читал.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не умеют Олди писать трешевые книги, вот хоть убей. Казалось бы, уж если и существуют негативные стереотипы в массовом сознании читателя о фантастике как о литературе для подростков, где раздается «пиу-пиу» от бластерных выстрелов в вакууме, где могучие Инопланетные Расы воюют друг с другом, сталкивая армады в гипер-, под- и надпрострастве; то относятся они в полной мере к именно к космоопере.

Ходячее несчастье Лючано Борготта не хуже гамильтоновского Джона Гордона плывет по течению событий, повлиять на которые поначалу далеко не в его власти. Кукольная космическая симфония в трех действиях разворачивается в небывалом театре межпланетного масштаба, мелькающие декорации завораживают читателя/зрителя, не позволяя оторваться от представления до самого конца.

Как и полагается в театре, все куклы, вышедшие на сцену, играют свою строго определенную роль, все — начиная от главного героя и заканчивая помпилианским инженером в космопорту. Мастерам Олди не представляет труда _управляться с целыми шестидесятью нитями_, сплетая масштабное полотно из очень узнаваемых мотивов земной истории: от «Шахнаме» и «Спартака» до сказок для детей.

О чем роман? О свободе. Во всех смыслах — моральном, физическом, материальном. Господа помпилианцы, держащие рабов, покровительствуют отсталым планетам методами Американской Демократии; граф Мальцов, настоящий русский либерал, держит театр крепостных актеров; вехдены, связанные множеством ограничивающих запретов, способны на самые нелицеприятные поступки; гематры, обладающие истинно еврейским талантом к занятию бизнесом, платят полной бессердечностью за свои успехи.

Самое интересное здесь — подтекст, выбранный Олдями. Словно рассматривая cвое творение как произведение легкого жанра, в качестве первоосновы они взяли отнюдь не мифы и серьезные трагедии, а известную каждому ребенку сказку. Не зря Тарталью воспитывает ставший ему папой маэстро Карл, не зря седой господин палач носит кожаный передник, а Папа Лусэро круглые черные очки. Да и Лиса Алиса здесь, конечно, тоже есть.

Могу только апплодировать сыгранному спектаклю. С нетерпением буду ждать третьего цикла из мира Ойкумены.

10 из 10

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень печально, но последняя страница трилогии перевёрнута, и последняя строчка дочитана.

Откуда эта печаль? А она в моей душе по той причине, что не часто доводится видеть такие богатые, яркие, насыщенные характерами и деталями книги. И мне уже не прочесть «Ойкумену» впервые. Уверен, я ещё не раз стану смаковать великолепие созданной авторами картины, но чувства новизны и неизведанности, эмоции первопроходца, торящего тропу в неожиданно прекрасной Terra incognita уже утрачены. Знаете, как во грехе признаюсь при всём честном народе: Ойкумена — первая прочтённая мной книга Олди. Теперь уверен — не последняя.

Эту трилогию я не мог читать быстро. С самого начала меня изумил авторский стиль. Я поразился фантазии Олди! Удивительный мир создала она. Доказательством тому служат цельные, полноценные, объемные характеры героев; яркие, красочные, сочные описания природы, явлений, красот придуманного мира; сама картина мира, поразительная в своей продуманности и уникальная в новизне идей. Думается мне, всё это долго жило в душе авторов, прежде чем излилось на бумаге в одно из самых примечательных произведений нашей фантастики.

Всему этому надо было отдать должное. Иногда просто необходимо было остановиться и полюбоваться на какую-нибудь сцену в книге, благо, она для того и была создана. Но были и такие эпизоды, когда отрываться от чтения было всё равно, что резать по-живому.

Действительно, книга от начала и до самого конца звучит многими голосами. Они совсем разные, эти голоса, они мало похожи друг на друга, и всё же вместе создают прекрасное созвучие. Авторы умело вплетают всё новые линии по ходу повествования, но это ничуть не перегружает общей его картины излишними деталями или персонажами. Наоборот, все они звучат ровно столько, сколько нужно, одни — от начала и до самого конца, другие — всего несколько мгновений, но все — в меру. Абсолютно верно — никакая это не космоопера. Космическая симфония — самая точная характеристика для трилогии, если здесь уместно само сухое понятие точности.

И всё же мир «Ойкумены» — не чужд нам с вами. Это — удивительное преломление в душе авторов света нашего мира. Да и чем иным оно может быть, по правде говоря? Ведь то же самое можно сказать про все книги, но вот какую картину изобразил этот преломлённый свет на белом листе, зависит от самого автора. Разница — там, в его душе.

Перед нами — история человека с удивительными, но не уникальными в описанном авторами мире способностями невропаста-кукловода. Но не только. Судьба этого человека, Лючано Борготты, самым причудливым образом переплетается с долями ещё множества людей, самых разных и непохожих друг на друга. И каждый из них играет какую-то роль в судьбе другого, каждый необходим другому, они словно связаны незримыми нитями и следуют один за одним, чтобы в конце, когда все ниточки сойдутся в одну, сотворить нечто невиданное и чрезвычайно важное для этого мира...

Кульминационный момент всей книги не стал её завершением. Отдельная благодарность авторам за эпилог. После напряжения последних страниц он — как отдых странника после долгого пути, когда он ещё не забыл тягот и впечатлений путешествия, но уже знает — всё позади. Здесь и удовлетворение, но здесь и печаль. Та самая, про которую я говорил в начале отзыва...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, что никому не советую читать три части «Ойкумены» по отдельности. Все-таки это не цикл, а единое цельное произведение. И только в третьей части авторы ставят все по своим местам, раскрывают все карты.

А теперь по существу дела. Читатель, он же зритель, открыл книгу, он готов услышать привычную космическую оперу, «что-нибудь в стиле «Звездных войн», но ему вместо этого подсунули товар гораздо более высокого сорта — настоящую космическую симфонию. Такая подмена вполне в духе Г.Л. Олди.

Для тех кто не знаком с их творчеством, поясню, что приключений тела будет вполне достаточно, но приготовтесь и к приключениям духа. Также обратите внимание на язык, для кого-то он может показаться излишне сложным, но, поверьте, оно того стоит, теперь у нас мало кто из фантастов так внимателен к слову. Конечно, авторы, как всегда, требовательны к читателю, которому понадобится немало эрудиции, чтобы оценить все открывающиеся перед ним красоты. Внимательно читая эту книгу, можно обнаружить удивительные вещи, которые ускользнут от восприятия при поверхностном взгляде. Здесь все продуманно, нет ничего случайного. Поверьте, выстрелят все развешанные ружья.

И вот, где-то в далеком-далеком космосе, начинается представление, если хотите, кукольный спектакль. Музыкальное сопровождение, как уже говорилось, симфония. Перед нами непростая жизнь обычного труженика Лючано Борготты, невропаста, по совместительству экзекутора, обладающего феноменальной способностью притягивать неприятности и невольно вмешиваться в судьбы окружающих людей и целых рас.

Кстати, расы здесь очень своеобразны. Не знаю почему, но мне кажется, что мир «Ойкумены» — это вовсе не далекое будущее нашего человечества. Скорее, это некий альтернативный путь. Представте, что было бы, если бы древние народы действительно могли обладать некими не объяснимыми с точки зрения нашей науки свойствами. Если бы огнепоклонники действительно могли взращивать «внутренний огонь», если бы практика йогов помогала накоплению некой силы, если бы с помощью гематрии можно было бы создать голема, ну и так далее. И вот в космос выходят расы вехденов, гематров, брамайнов, помпилианцев и вудунов. Техника у них весьма своеобразна и действует на совершенно фантастических принципах. Есть еще и приверженцы привычных нам технологий, то есть обычные техноложцы. А так же полным-полно миров, заселенных варварами, эдакие «развивающиеся страны», по терминологии нашего мира. А вообще-то все, как в нашем мире — народы требуют «хлеба и зрелищ», государства воюют и торгуют, дипломаты ведут переговоры, спецслужбы блюдут интересы государств, мафия нарушает законы, богатые наслаждаются жизнью, не забывая о бизнесе.

А простые граждане, такие как Борготта, только и успевают изворачиваться, чтобы не оказаться между молотом и наковальней.

Но что будет, если пешка на вселенской шахматной доске вдруг начнет сама принимать решения, если вдруг марионет сама станет кукловодом? Может быть мир изменится до неузнаваемости и начнется другая эпоха?

P.S. Кстати, исходя из логики книги, наша Земля вовсе не гипотетическая планета — родина всех людей, а варварский мир потенциальных техноложцев где-то вдали от сфер интересов могущественных рас, так сказать «на краю Ойкумены»...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Естественно, я читал все части романа-эпопеи по мере выхода из печати. Естесственно, ставил оценки, рассказывал друзьям. Поставил общую оценку трилогии — 9. Но спустя пару месяцев после прочтения третьей части мне нестерпимо захотелось перечитать всё вместе. Бросил недочитанную Латынину и «Мир фантастики», и вышел в открытый космос вместе с Нейрамом Саманганом и Юлией Руф.

Кстати говоря, для меня признаком того, что книга — шедевр является желание перечитать её сразу же после первого прочтения.

Но вернусь к Ойкумене. Впечатление от чтения всего романа подряд просто ошеломляющее. Становятся видны связи между томами, могучая полифония событий и идей. Впечатляющее разнообразие народов и рас как результат развития Человечества за века звёздной экспансии может сравниться только со «Схизматрицей» Стерлинга. Действие точно сбалансировано и захватывает читателя, оторваться невозможно! Все до единого ружья на стенах стреляют в своё время. Провисаний в композиции нет, я не нашёл ни одного места, которое можно пропустить без ущерба для смысла. Несколько сбивают излишне пафосные авторские вставки в начале каждой главы — но это очень маленькая ложечка дёгтя.

Чёрт возьми, две ночи не спалось, читал, не мог отложить. Пришлось вот сейчас оценку на 10 менять.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космическая симфония в трех частях писалась целый год и ожидалась целый год. Зато я получила возможность прочесть ее разом. ;)

Хочу поделиться впечатлениями от трилогии в целом, не делая акцента на отдельных томах.

Как уже отмечали рецензенты, Олди создали на редкость масштабное полотно. Не растянутое на несколько томов «приключалово» с сюжетом, прямым, как стрела Робин Гуда, а объемный и живой мир. Мир условного будущего, в котором не нашлось места злобным рептилоидам и боевым роботам с межпланетными аннигиляторами наперевес, не нашлось места диктаторам и непобедимым империям. Нет. В этом мире множество рас, но все они — люди. И отличаются они друг от друга так, как отличается коренной житель Чукотского полуострова от африканского шамана. Характерные и узнаваемые особенности разных народов возведены в степень расовых различий. Каждая планета имеет свой неповторимый колорит; читатель видит повседневную жизнь так, как может увидеть ее любой турист, на протяжении всех романов к описанию помпилианцев, вудунов, гематров, вехденов, брамайнов и прочих добавляются новые черточки. Так начинаешь узнавать других людей после того, как с ними некоторое время пообщаешься.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой трилогии, кукольник-невропаст Лючано Борготта, немолодой уже человек, попадает в круговорот событий; во многом оказывается тем камешком, который стронул лавину. Срыв во время ведения выступления помпилианского легата Гая Октавия Тумидуса — случайность? Рабство на галере легата — несправедливое осуждение? Или возможность завести ряд неожиданных, но крайне важных знакомств? Кто бы мог подумать, что старые тюремные знакомства еще не раз настигнут маэстро в самые неожиданные моменты... Я уже не говорю о татуировке, нанесенной киттянской тюрьме вудунским антисом, слепым Папой Лусэро. О, антисы — это отдельная история! У каждой расы есть свой, воплощение всех ее качеств, сверхсущество, способное в большом теле путешествовать меж звезд и уничтожать грозные блуждающие флюктуации. Но не обязательно уничтожать, право... И только одна раса лишена своего героя. Гордые помпилианцы, блистательные рабовладельцы, способные заклеймить и поработить любого, остались не у дел. И, ясное дело, их эт не устраивает. Запускаются тайные механизмы, проходят не менее тайные эксперименты, действия рождают невиданные противодействия.

А скромный кукольник постепенно притягивает к своей персоне самые крупные неприятности вселенной. Неоднократно возникает (подпитываемая авторами) мысль, что на каждого кукольника найдется свой кукловод. Просто зрителям и куклам его не видно, на том этапе развития, на котором они находятся. Что есть судьба, как не грандиозный манипулятор?

Несмотря на масштабность, произведение не распадается на мозаичные фрагменты. Образы и сценки не выпирают на передний план, оставаясь яркими и реалистичными мазками. Например, «вкусный» эпизод размещения труппы «Вертепа» в гостинице на Китте, или бегство на корбле легата после неудачного рейда, или киноидные модификанты... Таких эпизодов в произведении множество.

В целом, я «Ойкуменой» наслаждалась. Не помешала даже характерная дя господ Олди деталька — уверенность, что, несмотря на перипетии, все разрешится наилучшим для всех задействованных сторон образом. А также неумолимое стягивание всех нитей к главному герою. А отдельная благодарность — за раскрытие темы кукол и их разновидностей в контексте мировой культуры. ;)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Ойкумена», разрезанный по маркетинговым соображениям на три равных и равноценных, но неполноценных тома, логичнее было бы разделить на шесть частей – как его и делят условно авторы. Поэтому, только прочитав его целиком, можно с полным правом делать выводы.

«Ойкумена» — книга о пагубной разделенности человечества (а в перспективе – не только его). Олди доводят ситуацию почти до абсурда – расы разделены не просто условными географическими границами, но живут на разных планетах, а отличия между ними не сводятся к цвету кожи и разрезу глаз – у некоторых из них присутствуют серьезные биологические отличия. У человека, от природы вынужденного порабощать и подчинять других, ничего общего не может быть с человеком, черпающим вполне себе физическую энергию из своих душевных страданий. И может ли повелитель огня, соблюдающий тысячи запретов, позволяющих оставлять свой дух в чистоте, найти общий язык с заклинателем духов, для которого чужое подсознание подобно экзотическому хищнику – которого можно приручить? В придачу в мире Ойкумены присутствуют и обычные люди – «варвары» и «техноложцы», не имеющие биоэнергетических отличий друг от друга, но принадлежащие к разным культурам. И представители множества профессий, развивающих скрытые возможности, свойственные разным расам – психиры, невропасты, телепаты…

На фоне этого космического Средневековья только антисы – сверхлюди, способные переходить в волновую форму, являются чем-то общим для большинства рас. И только они способны противостоять флуктуациям континуума – межзвездным формам жизни, отчасти разумным, отчасти — безумным.

Ойкумена далека от трагизма и беспросветности – но она очень похожа на реальность. Здесь немало войн и политических интриг, а подлостью можно низвергнуть с небес даже антиса.

Проблема Ойкумены – в том, что каждая из рас крепко замкнута в себе, не желая меняться. Между ними нет крайней враждебности, но и нет желания понять другого. Каждый имеет возможность быть довольным своим тупиком.

По Олди, только объединение человечества может привести к качественному прогрессу общества и вида. Каждая из культур является одним из отражений истины, и только их интеграция может дать приближение к полной картине. Естественно, речь идет об органичной интеграции, а не о разрушении исходного культурного кода и какой-либо индивидуальности. Это не утопическая попытка сбросить прошлое с корабля современности, а путь к осознанию общих проблем, стоящих перед всеми людьми. Создать новое, не уничтожая старое, а объединяя, сохраняя и преобразовывая опыт развития. Но это должно быть именно пониманием, а не просто терпимостью к «чужим». Механическая «толерантность», позволяющая каждой общности замкнуться в себе, упиваться своей независимостью и считать всех остальных загнанными в резервации – это временное решение проблемы, которое уже дорого обошлось современной цивилизации.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Птица Шам-Марг (Симург), покровитель и друг вехденского антиса – как и вся культура вехденов, родом из иранской мифологии. Царь птиц, который есть воплощенная истина – и он же – стая птиц, взыскующих этой истины и находящих ее в себе. Герои «Ойкумены» точно так же ищут путь к качественно новому человеку – и находят его неожиданно. Ни помпилианцев, ни вехденов, ни гематров, ни кого-либо другого нельзя «серийно» переделывать в антисов – но только соединение разных человеческих сущностей дает в сумме воплощение космического бога. В этом есть общее с хайнлайновским «Ты – это Бог»: истину нельзя создать в лаборатории или отыскать на небесах, ее можно только собрать по осколкам, разбросанным в ищущих душах.

Покорение космического пространства и качественное изменение человеческой природы – задача, разрешимая только для человечества в целом. Для нового человечества, объединившего свои силы и возможности, но оставившего в прошлом свои предрассудки. Примечательно, что во вселенной Ойкумены человечество практически не находит общего языка с другими формами разумной жизни – прежде, чем научиться понимать их, человечеству необходимо понять и осознать себя.

Достоинства произведения:

философия;

стиль и язык;

сюжет.

Недостатки: серьезных не обнаружено, но разделение на три части крайне неорганично.

Итог: необычный и причудливый мир, на первый взгляд, неожиданного произведения Олди. Впрочем, как выяснилось, Олди и о «далекой-далекой галактике» могут писать не хуже, чем о мифологической древности. За эпический размах, проработку персонажей, мира и сюжета «Ойкумене» можно простить мелкие «шероховатости». Написал бы «самая необычная книга», но Олди, к счастью, обыкновенных не пишут. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера с лёгкой досадой и сожалением о том, что кончилось свидание с привычным уже миром причудливого будущего, перелистнул последнюю страницу трилогии.

Хотя с дефиницией «трилогия» я не совсем согласен. Всё-таки это один роман. Большой, да. Но и пообъёмней романы знает история литературы. А попробуйте-ка прочесть «Кукольных дел мастера» без «Кукловода»? Никакого впечатления не произведёт. Хотя из классических известных ди-, три-, тетра- и т.д.логий любой роман можно читать как отдельное произведение. Но в рассматриваемом случае такое не прокатывает.

А роман хорош. Могуч и величественен. Немного, правда, обидно за мать-Землю, которую авторы позиционируют как «гипотетическую прародину существующих рас». Но в то же время радует мысль, что наши потомки расселились по Галактике, колонизировав множество планет пригодных (и не очень) для жизни.

Снова эволюция человечества. Ветви её разошлись настолько, что представители разных рас кажутся уже разными биологическими видами, не имеющими меж собой ничего общего, кроме внешности. На этот раз вариант биологического развития обусловлен не мутациями, а прогрессированием внутренних (ныне зачаточных) возможностей индивидуума. И по-моему это первый случай гипотетической эволюции, когда движущей её силой выступают религиозные предпочтения этнических групп.

И всё это сдобрено изрядным количеством приключений на душу героев.

А изысканный фирменный язык авторов ставит этот «дебют на космическом поприще» в первые ряды космических опер.

Читать надо.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ойкумена. Какая она вышла у авторов? Мне больше всего напоминает паутину хитрого паука. Сначала меня ошеломили морем неизвестных слов, и моя читательская гордость взыграла:« Чтобы я не понял этой книжонки? Да никогда!»

Это была первая нить паутины на мне-«мухе».

Я стал читать дальше. Что же я увидел? Приманку. Действие, опасность, уникальность Тартальи. А вокруг так много заманчивых вещей- воспоминания Борготты и прошлое, показанное ему, мемуары Карла Марии Родерика О'Ван Эмериха.

«Муха» дергалась из одной стороны в другую, попадая прямо по каждой паутинке.

Что?! Неужели скоро финал, и я-«муха» стану свободным?! Как же. Пауки и не таких ловили. Я же, поторопившись, остался в тенетах Ойкумены

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Распиши мою жизнь на аккорды, безумный слепой гитарист,

Распиши от начала до коды, безумный слепой гитарист,

Потому что не всякий подхватит на слух и сумеет

Повторить мои дни, мои годы, безумный слепой гитарист...

***

Фантастику я люблю гораздо меньше, чем фэнтези. Это означает, что читаю ее, как правило, весьма избранно, по советам родных или друзей. Но фантастика Олди — это нечто большее.

«Ойкумена» стала моим первым знакомством с творчеством замечательного дуэта. Местами я увязала в их языке и образах, не привыкнув к такому языку, порой возвращалась к уже прочитанным страницам, чтобы перечитать и лучше понять... и испытывала от этого удовольствие. В «Ойкумене» с самого начала чувствуешь за сюжетом гораздо больше, чем напечатано на страницах. Между строк читается и намек на будущее героя, и весь тот пласт знаний и опыта, которым владеют авторы. Я испытываю к Олди глубочайшее уважение за то, что они так умело пользуются литературным мировым наследием.

«Ойкумена» — это история «маленького человека», вплетенная вопреки его воле в историю Вселенной. История человека, характер и талант которого изменили мир. Все события, все лица в ней, сначала будто бы далекие друг друга, оказываются увязаны в одно огромное красивое полотно, завораживающее космическими видами и многообразием видов, его населяющих.

Я читала «Ойкумену» в 2007 году и многого уже не помню из эмоций и ощущений. Только осталось какое-то ощущение красоты и масштабности. Поэтому очень хочу как-нибудь вернуться и прочитать эту космическую сказку еще раз...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный финал отличного романа — так я хотел написать про «кукольных дел мастера», но всё таки пишу сразу про всё. Именно, как единое целое надо читать эти книги, иначе какой-то роман понравится больше, какой-то меньше — а это не романы — это части, отдельные части единого целого, и только вместе они дают полную картину.

И картина эта просто завораживает...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мы связаны нитями. Для одного это паутина, для другого — шерсть маминого свитера, для третьего — нити марионетки, а для четвертого — струны арфы. Потому что смысл — не в ответах, а в вопросах. Во всяком случае, мне так кажется.»

*

Повседневность с ее неизбежной суетой бытия в окружении «человеческого» общества скорее невольно норовит затянуть тебя на моральное дно, чем предложит мирно сосуществовать на празднике жизни. В такие минуты робким призраком надежды приходит осознание того, что в мире существуют маленькие «спасательные круги» в виде небезразличных людей, музыки и книг. Уже на первых страницах романа «Кукольник» стало ясно, что трилогия как раз относится к тем шедеврам фантастической литературы, которые сумасшедшим «неземным» сюжетом заставляют забыть обо всем окружающем, руками-лучами яркого юмора поднимают из тартарары настроение, а шикарными философскими высказываниями способны молниеносно войти в резонанс с твоими мыслями и эмоциями. За это я и полюбила этот роман в трех частях, написанный в абсолютно незнакомом для меня жанре «космической оперы». Открывая для себя новое направление литературы, я ошибочно ожидала лицезреть бесконечные бои на звездолетах, главных действующих лиц с лазерными мечами наперевес и в причудливых шлемах, а также декорации для всего перечисленного в виде холода темного Космоса. Я очень рада, что авторы пошли по другому пути, написав психологический роман с элементами научной фантастики в антураже интересных планет галактического пространства, теплое сияние звезд которого хотелось сравнивать с бриллиантовыми гвоздиками, дырочками в бархатном покрывале небес или взглядами ангелов. Семь планет нам посчастливилось посетить вместе с героями! А так все просто начиналось — труппа контактных имперсонаторов «Вертеп» в рамках гастролей прилетела на планету Китта, и понеслось...

«Обычная история. Вечная, как звезды. Впрочем, звезды иногда гаснут. А сплетням сиять во веки веков! Этим сорнякам даже дерьмо не нужно, чтобы расти. Ах, малыш, если бы за каждую сплетню в мире мне давали медяк — я бы купил себе Вселенную!..»

В первую очередь я хотела бы акцентировать внимание на шикарном слоге авторов, который менялся вслед за сюжетными составляющими. Это тот редкий случай, когда в контексте одной страницы читатель способен хохотать (!!!) от тонкого юмора и тонуть в волшебном омуте потрясающей образности. Например, здесь «людское толпище сошло половодьем со ступеней здания», а «сумерки падали на город хлопьями небесной сажи». Повествование космической симфонии разделено на две контрастные партии: главная сюжетная линия и контрапунктная. Рассуждая о них, не могу не возрадоваться, насколько логичной у авторов получилась история. События пролетали перед глазами с космической скоростью, каждую главу ставя перед главным героем очередную сумасшедшую задачу. Ваги управления людьми переходили из рук в руки, ведущие становились ведомыми, кукловоды превращались в рабов, а рабы порабощали хозяев. При этом авторами не была утеряна ни одна ниточки ни одной марионетки. Особый восторг вызвала второстепенная — лирическая линия, в которой авторы контрапунктно восхитительные рассуждения на злободневные вопросы всех галактик сумели соединить с описанием разновременных событий, так или иначе относящихся к основным. Были здесь и сцены боев как в космическом пространстве, так и на поверхности планет. Однако они не утомляли своим присутствием, а скорее украшали сюжет яркими эпизодами, в которых континуум вскипал рытвинами, а потоки безжалостного излучения и буйство плазмы сливались в единый безумный смерч, чтобы сокрушить противника.

«Глупо бередить душу. Прошлое не подправишь, как неловкий жест куклы. В одну и ту же реку нельзя войти дважды…»

Рассматривать данное произведение, разбив его на составляющие, я не смогла. Каждая часть неотъемлемо дополняла другие, образовывая гармоничную симфонию со стройным звучанием из букв-слов-образов-мыслей лишь в финале. На уровне первой книги сложно было что-то говорить о заявленном авторами созвучии, так как в центре сюжета вращался один герой — невропаст (кукольник) Лючано Борготта — специалист, способный при согласии пациента управлять его моторикой или речью. Образы других действующих лиц начали активно проявлять себя со второй части, подтверждая талант авторов в плане достоверного психологизма книжных личностей. Снимаю шляпу перед ними за образ Борготты — величайшего неудачника всей Ойкумены. Олди прекрасно объединили в Лючано два разных качества — невропаста и экзекутора, которые отголосками внутренних переживаний героя превратились в назойливые и ироничные диалоги его альтер-эго. Пожалуй, влюбиться в него я не сумела, а вот поднять мое настроение Борготта смог на все сто. Используя масштабы заявленного жанра, здесь охватывались огромные звёздные пространства, богатые многочисленными людскими расами. Вехдены, гематры, брамайны, вудуны, помпилианцы, варвары, техноложцы — одни накапливали энергию через физические страдания, другие повелевали внутренним огнем, третьи черпали жизненные силы из заклейменных рабов... Об этих людях можно говорить бесконечно. Шикарная задумка авторов, продуманная до мелочей. И еще одной сюжетообразующей изюминкой для меня оказалось наличие на страницах флуктуаций и необычных людей, способных переходить в волновое состояние.

«Чувства и эмоции омывают душу, как вода — тело. Но ходить целый день мокрым — глупо.»

Весь роман пропитан звуками от и до, и жанровое авторское определение его, как «Космическая симфония» — лишь вершина музыкального айсберга этого произведения. Мутные пятнышки звезд здесь плясали тарантеллу, небеса стремительно меняли цвета с безумством диссонансной гаммы, а чувственные гитарные пассажи сопровождали вскрик золотой нити трубы и гулкий звук контрабаса. Даже количество упомянутых планет и число главных действующих лиц в финале тоже очень музыкальное. На страницах книги ноты передавали также и эмоциональное состояние персонажей. Потрясающе проникновенной была сцена, в которой на пике бытия лицом к лицу сливались две противоположности, даруя друг другу запредельное наслаждение на грани страдания. Мучитель играл мелодию на струнах нервов, принося мýку и боль. Боль, способную вознестись к вершинам блаженства и швырнуть не только звездолет через половину Галактики. Ну и высшей ступенью для меня (запойного меломана) оказалась яркая «блюзная» зарисовка. В этой сцене шипящий свист пересохшего рта, надтреснутый звук импровизированной трубы и гитары вызывали легкий холодок восторга. Вместе с героями я, что называется, ловила кайф, щелкая пальцами в ритм песни, раскачиваясь и притоптывая ногами. Аплодисменты, дамы и господа!

«Говорят, у моей девочки дурной характер,

Издеваются: у крошки, мол, дурной характер —

Слышишь, мама, эти парни только что из буцыгарни,

А горланят, что у девочки дурной характер!

А я все смеюсь над ними: дураки!»

Моя уверенность в том, что такие книги надо перечитывать с кратностью в 5-7 лет непоколебима. Они несут читателям не только мысли на извечные темы, но и невероятное душевное тепло. Клянусь, мне не хотелось покидать страницы, где сквозняк гулял по гостиной, раскачивал коромысла, заставлял маленьких кукол, висящих на вбитых в стену гвоздиках-крючках, играть странный спектакль. Здесь за окном звучала таинственная музыка — тончайшее вступление скрипок-звезд, пение метеоров-валторн, басы мрака Космоса и бой комет-литавр. Партии множества необычных инструментов сливались в одну симфонию... Космическую симфонию! И если вы до сих пор не знаете, что все это означает, тогда добро пожаловать на страницы первой трилогии фантастического цикла «Ойкумена». Я же вместе с героями точку невозврата уже пересекла, поэтому продолжаю свое путешествие по безбрежной галактике Г.Л.Олди. Впереди меня ждет роман-эпопея под названием «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру». Продолжение следует...

*

"…всегда вперед, кривя в улыбке рот,

За кругом круг, за другом – враг, и снова,

Опять, всегда, в начале было слово,

В конце был жест, а в середине – мы,

На хрупкой грани вечности и тьмы,

На острие ножа воздвигся дом…

Мы, впрочем, заболтались. Что ж, идем.»

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастера за что ни возьмутся, всё делают мастерски. Собственно, на то они и Мастера :)

«Ойкуменой» авторы доказали, что космооперу умеют писать так же превосходно, как и всё прочее. И ещё доказали, что космоопера — подвид фэнтези, имеющий к НФ отношение разве что антуражное. Хотя, судя по отзывам, для многих антураж и есть основное в книге.

«Ойкумена» написана вполне в основном русле творчества автором — мистико-мифологическая фантастика. Только система мифов в ней своеобразна и действие происходит не на «абстрактной Земле», а в «абстрактной галактике» или, чтобы понятнее было, «в одной далёкой-далёкой галактике». Написано интересно, — порой чрезвычайно интересно, — умно, глубоко. Но ради бога, не надо пытаться увидеть в «Ойкумене» то, чего там нет. НФ там нет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта трилогия — шедевр. Да, Олди — мой любимый «писатель-фантаст», но здесь они открываются в новой для меня ипостаси — авторами космической фантастики. И как открываются! Как будто они в этом жанре до того работали десятилетиями! Сюжет захватывает, события меняются, но вместе с тем остается та же фирменная «философия», юмор, иногда очень тонкий. Не хочу делить это книгу на три части — чесно говоря я бы не рассматривал части как отдельные романы, это целостное произведение. Читается запоем, даже для тех, кто раньше не очень понимал Олди (как моя жена :) ) Но это не фэнтези в стиле «хорошие побеждают плохих», не просто боевик, это целая вселенная, со своей спецификой каждой расы, и о каждой расе можно создать отдельную книгу.

Наверное, роман все-таки не для всех. То есть, не для тех, кто любит пропроще. Но те, кто читал и уважает Олди, уже знает, что банальность ждать не стоит :)

Это новая грань их таланта для меня, и она не хуже других, как минимум!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх