FantLab ru

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
718
Моя оценка:
-

подробнее

Квантовый вор

The Quantum Thief

Роман, год; цикл «Квантовый вор»

Аннотация:

Жан ле Фламбёр — преступник в постчеловеческом мире, взломщик разумов, трикстер. Его происхождение окутано тайной, но слава о его достижениях разнеслась по миру. Однако Жан допустил одну ошибку, и начало романа встречает его в огромной виртуальной тюрьме Архонов (Archons) — Тюрьме Дилеммы (Dilemma Prison) — где он обречён играть в бесконечные вариации теоретико-игровой ситуации против бесчисленных копий себя, что должно бы исправить его характер, привив любовь к взаимопомощи. Бесконечная череда виртуальных смертей и неудач прерывается явлением Мьели (Mieli) и её мыслящего корабля Перхонен. Похищая Жана, они дают ему шанс вернуть свободу и своё былое могущество. В обмен на завершение одного ограбления, с которым он пока не справился.

«Квантовый вор» (Quantum thief) — блистательный образец твёрдой научной фантастики, действие которого разворачивается на просторах солнечной системы далёкого будущего. Роман об ограблениях, населённый странными пост-человеческими существами, но наполненный вполне человеческими мотивами предательства, мести и ревности.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2012 // Научно-фантастическая книга (Финляндия/Великобритания)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2016 // Лучшая зарубежная книга (Финляндия/Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2011 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Дебютный роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Научная фантастика (Финляндия - Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第44回 (2013) // Переводной роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2014 // Зарубежный роман (Финляндия/Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Квантовый вор
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Quantum Thief
2010 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2011 г.
(английский)
The Quantum Thief
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  42  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2011 г.

Весной-летом 2010 года весь мир заучивал наизусть название, попортившего многим авиакомпаниям кровь, исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдля. Осенью того же года всему западному фантастическому сообществу пришлось привыкать к финским имени и фамилии Ханну Райаниеми, простого доктора наук в области теории струн, очень мощно выстрелившего своим дебютным романом — Квантовый Вор. Большое количество положительных рецензий и даже номинация на лучший дебют премии Локус, — все это привлекло к нему внимание и, честно говоря, не зря.

С книгой мы начинаем знакомиться с тюрьмы — Дилемма Заключенного — основной целью которой является перепрограммирование сознания криминального элемента на общественно полезный лад, но на самом деле больше представляющей из себя разновидность персонального ада. Горящим в этом аду грешником и по совместительству одним из наших главных героев является гениальный преступник Жан ле Фламбер, страдающий от легкой формы амнезии. Достаточно стандартный примем позволяющий сгладить вхождение читателя в этот новый мир, правда здесь такого ждать не стоит, это просто слегка сгладит края. Но такие ценные кадры просто так в тюрьме, пусть даже такой футуристической, никто оставлять гнить не будет. И появившаяся незнакомка разумеется вытаскивает его от туда, тем самым подписывая на очередное «дело». Незнакомкой оказывается Оортианская девушка Мьели, путешествующая на симпатичном живом корабле Перхонене с своеобразным чувством юмора, и сама работающая на странную богоподобную сущность Пелегрини. Но для выполнения сделки необходимо вернуть Вору память, ради чего они отправляются в место, где фраза «время — деньги» имеет самое буквальное значение. На Марс с его шагающими городами.

Вот такая вот сюжетная завязка. Вообще мир созданный автором балансирует практически на границе простой человеческой фантазии. Само человечество давно переступило грань, когда для существования разума необходимо тело из плоти и крови. Фактически человечеством это называть уже не корректно. Все описанное в книге это общество постлюдей, переживших технологическую сингулярность. Но однородность, мир и гармония не свойственны людям в любых ипостасях. Где-то в облаке Оорт живет крылатая гуманоидная раса имеющая явные черты родной автору финской культуры. По Марсу шагают гигантские движущиеся города. Большинством солнечной систему управляет Собо́рность — коллективная цивилизация стремящееся вобрать в себя всех и основанная на учениях нашего соотечественника Федорова, во главе которой стоят Основатели, когда-то тоже имевшие вполне конкретные русско-китайские и еще какие-то национальности. Этакий постчеловеческий коммунизм в абсолюте. Идея интересная, но обидно, что даже в далеком будущем нам отведена роль каких-то архизлодеев. Вообще все вымышленные фракции и цивилизации носят на себе какой-то культурный отпечаток или являются продолжением идей современности, что периодически создает ситуации, когда от великого до смешного один шаг. Так высокотехнологичные зоку, например, являются далекими потомками теперешних MMORPG-шников и косплейные тусовки у них это древний традиционный ритуал. После такого становится очевидно, что с чувством юмора у автора полный порядок, хотя и другие подтверждения не заставят себя ждать. Еще одна из граней авторского таланта — это любовь ко всевозможной игре с читателем. Аккуратно закидывая удочку различными аллюзиями, современным научным жаргонном в области квантовой физики и все возможными придуманными терминами он одновременно отсеивает ленивых и завлекает любопытных читателей, подкармливая последних разъяснениями старых и подкидыванием новых задачек. Поэтому ждать, что вам расставят сразу все точки над i не стоит. Более того, я абсолютно уверен, что раньше конца третьей книги все ответы мы так и не узнаем.

Описывать весь этот мир во взаимодействии сразу была бы весьма сложная задача даже для маститого и опытного автора. Поэтому нечего удивительного, что Ханну начал детализировать его постепенно, в связи с чем роман для такой обширный вселенной кажется весьма камерным. Все основное действие происходит на Марсе в одном из шагающих городов Ублиетте. Зато тут действительно есть шанс оценить всю красоту и обширность фантазии автора. Правда особо растекаться мыслью по древу и описывать все в подробностях не буду, чтоб не портить удовольствие от будущего прочтения. Просто представьте. Огромная махина перемещается в медитативно-оранжевом свете Фобоса, который здесь путем искусственно созданной сингулярности превратили в маленькое Солнце. Вообще сам Ублиетт напоминает по духу нечто средне между французскими и итальянскими курортными городками с обелим кофеен и памятников архитектуры, но это только фасад. Город на самом деле намного сложнее и запутаннее, чем кажется. Вместо такси здесь используются паукообразные кэбы, путешествующие прямо по крышам, в центе города расположен постоянно меняющийся в такт шагам Лабиринт, а под городом есть аналоги небоскребов только наоборот. Но она из главных его «достопримечательностей» кроется в социальном устройстве. Марс — это один из последних оплотов индивидуалистов, превыше всего ценящих собственную личную жизнь. Для этого они используют устройства-гевелоты являющиеся чем-то вроде собственного инфополя, файрвола и ICQ в одном флаконе, только с еще большими возможностями. Житель Ублиетта может полностью уединиться от всего мира когда и где захочет (исключением являются только специально отведенные места — агоры), и общаться с ним на своих условиях, но самое главное он имеет доступ к внешней памяти города, что позволяет ему мгновенно получиться любую необходимую информацию. Второе существенное отличие скрывается за понятием Время, которое действительно является местным аналогом денег. И как и деньги время имеет свойство рано или поздно кончаться, после чего человек перейдет от приятного положения Знати (Noble) к общественно полезному состоянию робота-Тихого (Quiet), которые собственно и выполняют все жизненно необходимые функции для существования города, и выплатив свой долг обществу вернется к вольготной «жизни» опять. Следовательно смерть стала слегка устаревшим, хотя и не до конца ушедшим, понятием, но разумеется появились другие опасности подстерегающие постлюдей на их тернистом жизненном пути.

Сюжетная линия самого романа представляет из себя запутанный клубок тайн и полунамеков, который с двух сторон разматывают Вор и Детектив. Начиная с разных концов они постепенно каждый по своему придут к разгадке основных тайн, а пока же в течение книги, будут очень удачно со читать в себе процесс подачи информации и сюжета читателю. Кстати, о Детективе. Позвольте представить вам Изидора Ботреле, молодого студента-архитектора с выдающимися дедуктивными способностями, вовлечение которого в цепочку событий было практически предопределено. Но эта цепочка далека от обычного авантюрно-приключенческого романа с футуристическими декорациями, хотя казалось бы все располагает именно к этому. На самом деле Квантовый Вор больше похож на современные криптоисторические романы с обширным запутанным сюжетом, в котором автор как паук плетет свою тончайшую (квантовую?)) сеть-ловушку затягивающую героев и читателей к финалу, в котором прогремят все аккуратно расставленные по ходу текста ружья и изменится многое, что раньше казалось незыблемым. Поэтому уж не обессудить, но не все из написанного мной о мире книги правда, и загадки вам придется разгадывать самостоятельно. Хотя как раз сам конец получился немного перегруженным и излишне запутанным, но это уже скорее придирка.

А вот с героями у автора немного не заладилось. Старательно расписывая этот «дивный новый мир» яркими красками Ханнну не учел, что персонажи не имеющие столь же яркой выраженности просто потеряются на этом фоне. Так и получилось. Герои в принципе интересные, со многими удачными находками в плане характеров и взаимоотношений, но в отличие от сюжета и мира они практически не развиваются, хотя есть все задатки, что в дальнейшем автор это изменит. И дабы не заканчивать на грустной ноте, хочу добавить, что любители экшена тоже не будут разочарованы. Таких моментов в книге хоть и не много, но приправленные незаурядной фантазией автора они придают книги еще большую остроту и динамичность, что тоже весьма ценно.

Резюме: Для описания Квантового Вора хватит одной фразы, будто позаимствованной с рекламного плаката, — «Такой и должна быть современная фантастика». Но этого будет слишком мало. Вор — это яркая, умная и интересная книга, с целой плеядой оригинальных идей, под которые подведен серьезный научный базис. Разумеется как любая дебютная книга она не лишена шероховатостей и недостатков, но они легко меркнут на общем положительном фоне впечатления от книги.

Оценка: 9
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2011 г.

«Квантовый вор» — крайне непростая книга, уровня «Ложной слепоты», но дело того стоит — наверное, самая сильная для меня НФ вещь со времён Уоттса.

Проблемы, как и с Blindsight, возникли из-за крайне обильной компьютерной и квантово-физической терминологии. И не красного словца ради (как, например, в «Илиуме» Симмонса) упоминаются «умные слова», а совершенно по делу: автор — доктор наук в области теории струн и знает, о чём говорит. Прежде чем погружаться в книгу, настоятельно рекомендуется как следует разобраться в принципах работы криптографии с открытым ключом, последних достижениях в индустрии виртуальной реальности, номенклатуре и свойствах обнаруженных и (пока) гипотетических элементарных частиц, ну и по мелочам почитать разного по физике, психологии и теории искусственного интеллекта.

Книга — конечно, не угарный боевик о похождениях космических уркаганов (хотя и угара, и приключений более чем хватает), а в какой-то степени целый экскурс в жизнь (пост)человечества в эпоху после наступления технологической сингулярности (отсюда и многочисленные сравнения с Строссом, Винджем и Иганом). Подозреваю, что Райяньеми удалось изобразить это общество лучше, чем у всех авторов, пытавшихся ранее — великолепно переданы совершенная дикость и непостижимость подобного общества для «простых» людей, а также демонстрируются (и подробно и, главное, правдоподобно поясняются) невероятные способности, доступные и естественные для людей, постлюдей и АИ этой эпохи. Ну и, разумеется, опасности, которые ожидают человечество, вступившее на постсингулярную тропу.

Уверен, что «Квантовый вор» — дебют-2010 в жанре твёрдой НФ, и заранее предполагаю, что ни одной премии он не возьмёт. Как и «Ложная слепота», слишком хорошо подготовленного читателя требует эта книга. Здесь не разжёвываются непростые в общем-то вещи и понятия, так что для полного понимания того, что и как произошло в ходе истории, лично для меня потребовалось немало часов самостоятельной работы. Хотя Википедия в основном выручает.

В ходе эпилога Райяньеми недвусмысленно намекает на продолжение истории, что не может не радовать — многие интереснейшие элементы сеттинга описаны буквально несколькими мазками, да и потенциал у мира заложен ещё на многие и многие книги. Продолжение — «Фрактальный принц» — заявлено на апрель 2012 года. С нетерпением ждём!

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2014 г.

Далекое будущее. Солнечная система во власти уже угробивших Юпитер ИИ. Перенос человека в машину (в «гогол») и обратно легок и моментален. Собственно, многие уже там, а прочих тащат. Но действо про ложную и скрытую память,про рай, который ад, испускание ку-частиц и обман архонтов, почти сразу переносит игру вора с верной богине кометчицей на улицы города-государства Ублиетт. А там противники космизма наслаждаются культурой Belle Epoque: продавщица шоколадного бутика в уборе горничной, маскарады, кафе, ученые миллионеры... Прекрасно, пока механические часы на руке отсчитывают деньги-минуты. Нету — время помереть и переть это все хозяйство дальше, на плечах управляемого твоим гоголом робота-атланта по терраформируемому такими же воплощенцами Марсу.

Что оправдывает привлечение автором декаданса. Но не могу похвалить, малооригинально и банально. Персонажи утомленные и окаменевшие, любовная линия благонамереная. Сквозь трескотню неологизмов лезут ляпы и противоречия. Магниторезонансный сканер читает сознание, на Марсе 0,6g, «причал планеров», «квантовые точки» ... Ношение цифровой паранджи-гевулота сочетается со свободой нравов и гражданской жизнью? Гогол может быть изменен, дополнен, скопирован, украден, объединен, обращен в рабство, синтезирован и размножен — персонажи ведут себя так, словно это редкий бриллиант. Чем этот код лучше кода любой другой программы, зачем виртуальные пытки цифровой копии, волшебные мечи и т.п. Нанотех, «атомными лучами» делающие всё, что угодно, прямо на кухне, фабрикаторы, интеллектуальные материалы, — люди читают бумажные газеты и книги, пишут от руки, работают официантами и таксистами.

Язык. Ради справедливости: некоторым Райяниеми напоминает Желязны. Может, виноват перевод, но воспринимаю стиль «Квантового вора» как имитацию дилетантом высокопарной элегантности французов:«... шестеренки его мозга крутились вхолостую, отыскивая систему в завитках ее разметавшихся по спине волос... Высокая женщина в венецианской маске, с кожей, отливающей красноватым золотом, и пышными формами, едва прикрытыми полосками ткани и драгоценностями, протягивает ему руку ... стыд скользит по спине, оставляя холодные следы... Башня свисает из чрева города наподобие хрустального соска».

Издано на нормальной бумаге. Крупный шрифт.

Проходной роман. Рекомендуется фанатам Харлана Эллисона и Дилэйни. Ностальгирующим по Мартину «Умирающего света». Школьникам, которым 16 еще плюс. Способным радоваться, если героиня отрастит крылья. Тем, кому дороги пасхалки из Леблана и Берроуза.

Оценка: нет
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2015 г.

Могут быть спойлеры.

Спасибо. Большое спасибо жизни за одно её хорошее, в данном случае, свойство — ничего не длится вечно. И эта книга, йеес, для меня закончилась.

Квантовый вор стала первой книгой в жанре научной фантастики. Решил я осознанно подойти к этому жанру, поискал книги и после долгих мытарств остановился на воре, ибо первая глава заинтриговала образами, доселе неизвестными и притягательными. Ну и купил, потратив 400 рубликов за первую осознанно выбранную фантастику.

На обложке, в интернетах, в комментариях и отзывах — везде и всюду хвалебные отзывы, награды, номинации, премии, самый лучший дебют 2014-го и так далее. Но я не особо купаюсь в наивных волнах моря рецензий, доверяю не отзывам, а своим чувствам, и так вышло, что сейчас я напишу самую гневную рецензию за последнее время. Что же, Ханну, держись крепче, я начинаю высказываться.

Научная фантастика. Жанр, где много непонятных фраз, терминов, и тем, которые будут трудноперевареваемы для несведущих в естественных науках, и, в принципе, я этого ожидал. Мне было интересно, я был готов рыться в сети, дабы разузнать значение того или иного словца. Ну словно квест, дополнительное, замедленное погружение в мир книги, отчего удовольствие от чтения книги должно усиливаться( моё мнение). Но ребят... книги. ДА, я не считаю этот роман книгой, а если быть точнее, я не считаю его взрослой литературой. Это, друзья мои, подстава чистой воды, потому что такого наплевательского отношения к миру, который ты создаёшь не может позволить себе даже начинающий автор.* В романе нет никакой атмосферы, нет мира, который притягивал бы, или отталкивал, не присутствует даже понятия такого как мир. Есть просто город, улицы которого постоянно меняются(в романе не говорится зачем), сам он находится на спине каких-то роботов гигантов, который движутся по Марсу(опять таки не говорится зачем и почему). Жители пользуются гевулотом, способным открывать свой внутренний мир и переживания, а могут и не открывать, а могут и открывать, а если бы этого в романе не было, он бы ничего не утратил. Вообще в Квантовом Воре намешано куча всяких штук, которые никак не связанны с миром, потому что автор не предоставляет читателям возможности для более подробного рассматривания деталей. В итоге получается каша, безвкусица, неразбериха. Сложилось впечатление, что автор использовал вообще всё, что приходило ему в голову и писал лишь бы писать. Так пишет пятилетний ребёнок, мечтающий стать писателем, но никак не учёный-физик. Даже учёность автора в Воре не видна — термины и понятия присутствуют, но они не развиваются дальше, не используются и не несут никакой значимой информации.

Но это ещё не самое страшное. Главный ужас романа — повествование. Даже без учёта всех вышеприведённых недостатков, Квантовый вор всё равно остаётся для меня одной из дичайших подделок в литературе. Герои настолько пусты, что ниже просто некуда. Соответственно ни о какой симпатии или антипатии речи идти не может. Экшн сцены невероятно блеклые, настолько, что не рождают никаких образов, а прочий ход сюжета и вовсе читать неинтересно. И объяснение тут одно — всё бессмысленно. В действиях персонажей нет логики, она у них своя, антураж безлик и нагромождён ненужным хламом, а сюжет не имеет никакого смысла — Миели спасает вора, чтобы тот что-то украл, и в конце концов об этом забывается, он встречает себя же, либо копию и спасает город. Во всех этих моментах непросвещённости читателя виноват сумбурно, хаотично написанный мир, где автор бросается словами и только ему известными событиями(Вспышка, Война, Соборность и т.п.) за которые просто не успеваешь ухватиться и развить образ у себя в голове, а к этому добавляется ещё и очень простое и пылающее в мозгу слово — бессмысленность. Действительно, зачем тебе разбираться во всём этом, если попросту не интересно.

Литература должна нести в себе две цели: развлекать и учить. Нормально, когда автор нас учит чему-то новому. Хорошо, когда нас просто развлекают. Замечательно, когда эти две составляющие вместе под одной обложкой. Но когда нет ни того, ни другого — мы получаем Квантового Вора.

Надеюсь, я просто выбрал не того автора, и фантастика всё-таки придётся мне по душе.

За сим откланяюсь.

*Возможно у Ханну просто не было опыта, и следующие книги он будет писать гораздо лучше.

Оценка: 1
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2014 г.

Когда-то «Ложная слепота» сломала мою парадигму и привила любовь к сложной и жесткой, по-настоящему твердой современной научной фантастике. И мимо «Квантового вора» я пройти просто не мог, уж слишком многие отзывались о нем крайне лестно и рекомендательно. Ну что ж, книга куплена, прочитана за три дня и... И вот тут я понимаю, что мне очень сложно о ней говорить. Поймите меня правильно, я не считаю себя подготовленным читателем для такого рода литературы, чтение твердой НФ – это для меня своего рода самообразование пополам с удовольствием открытия новых горизонтов. Далеко не факт, что я истолковал идеи романа верно, далеко не факт даже, что я вообще увидел все эти идеи, а не пропустил половину по пути. Так что можно сказать, что этот отзыв содержит в себе то, что способен вынести из романа рядовой читатель. Точнее меньше того, т.к. спойлерить и углубляться в размышления я не собираюсь. Начнем?

Для начала – главный герой. Знакомьтесь, Жан Ле Фламбер, он тот самый Квантовый вор, и на данный момент он сидит в тюрьме «Дилемма Заключенного». Тюрьма эта довольно необычна: она представляет собой персональный ад для криминальных элементов и все времяпрепровождение внутри нее строится на бесконечной игре. Правила игры просты: выжить, убив оппонента. Жану, однако, в последнее время не очень везет, он умирает уже несколько раз подряд. Цель таких мероприятий очевидна: научить сотрудничеству. Уже на этой идее можно было построить отличный роман, но нам дадут времени только на то, чтобы только-только ее распробовать, и сюжет уже полным ходом движется дальше.

Знакомьтесь, девушка Миели, которая умудряется не только проникнуть в, казалось бы, совершенную тюрьму, но и сбежать оттуда, да еще прихватив с собой легендарного вора. У Миели интересные взаимоотношения с ее кораблем и не менее интересные взаимоотношения с загадочной богиней Пелегрини. Хотя боги тут, как и в «Князе света» Желязны, всего лишь люди с очень продвинутыми технологиями. Мотивы Миели нам до конца не ясны, но вам стоит привыкнуть, что недомолвок в этой истории очень много. Итак, на целую главу (или около того) роман превращается в космооперу (или притворяется ею), после чего нас ожидает новое знакомство.

Знакомьтесь, Исидор Бетрели, талантливый студент-архитектор и еще более талантливый сыщик. Дело происходит на Марсе, в одном из местных шагающих городов. Исидор расследует загадочное убийство, и мы получаем шанс убедиться в его нетривиальных детективных способностях, а заодно и бросаем взгляд на основное место действия романа. В этот момент роман как будто становится похож на киберпанк (или биопанк, или еще какой-нибудь панк), и эта ассоциация не исчезнет бесследно. Ближе к концу я ловил себя на мысли, что несколько идей напоминают о «Матрице».

Но что же дальше? Вернемся к вору? Безусловно, но чуточку позже. Ведь чтоб понять подоплеку событий, нам необходимо окунуться в прошлое Жана, для чего в роман вставлены коротенькие интерлюдии. Вот теперь вполне можно узнать, как там дела у вора и Миели.

Как вы уже поняли, роман очень насыщен идеями, образами и событиями. При этом читать его мне было легче, чем «Ложную слепоту», часть терминов понятны интуитивно, часть уже встречалась. Райаниеми, также как и Уоттс не нянчится с читателем, а старается, чтоб читатель сам подтянулся до нужного уровня понимания. Однако некоторые моменты он все же поясняет. Сюжет не прямолинеен и время от времени преподносит сюрпризы, персонажи картонны, но по своему очаровательны. Все это приправлено неплохим чувством юмора. Из недостатков, кроме картонности героев, можно упомянуть весьма странный финал. Как бы получше объяснить.. Я понял, что произошло и к чему это привело, но я не смог уловить причинно-следственную связь между событием и последствиями. Видимо, стоит перечитать книгу чуть погодя, так как без ответа остался не один вопрос. Хотя, возможно, что это заделы для продолжения, которое я обязательно прочту и надеюсь приобрести себе в библиотеку. Кстати, претензий к российскому изданию не имею, отличная книга с отличной бумагой, обложкой, переводом. Разве что опечатки резали глаз, ну да это ерунда.

Рекомендую всем любителям современной твердой НФ.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2011 г.

Мне всегда нравились дебютные книги. Они редко могут похвастаться отточенным стилем, безупречной логикой или глубиной проникновения в человеческую сущность. Но при этом они почти всегда находят, чем удивить и тронуть за душу. С годами дебютанты становятся мастерами, с каждым новым романом они растут и развиваются, их слог становится чище, стройнее, конфликт – острее, персонажи – достовернее, а идея – злободневнее. Но страсть, вихрь чувств и эмоций, смелость идей угасают.

Если непредвзято взглянуть на дебютный роман Ханну Райяниеми «Квантовый вор», то со всей уверенностью можно сказать, что ни один грандмастер научной фантастики подобную книгу не написал бы. В ней много лишнего, нагромождение идей отвлекает читателя от основной сюжетной линии. В ней шаблонные статичные персонажи и скомканный, невразумительный финал. В ней много того, за что мастистого автора пинали бы все, кому не лень. Но при этом, если выбросить ненужное, уделить внимание персонажам и расписать финал – то получится совсем другая книга, безусловно хорошая и интересная, но едва ли цепляющая.

Роман начинается в космической тюрьме, где заключенные раз за разом должны участвовать в игре. Правила у игры просты – убей или будь убит. Выигравший получает награду, и его пребывание в тюрьме становится чуть менее тягостным, проигравший умирает, а затем воскресат с полным набором ощущений и воспоминаний о предсмертной агонии. Таким образом, условия игры и сама тюрьма служат практической моделью Дилеммы Заключенного – одной из фундаментальных проблем теории игр, согласно которой двое не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Создатели тюрьмы – технологически продвинутая и агрессивная цивилизация Соборность – и ее надсмотрщики Архонты позаботились о том, чтобы всегда были выигравшие и проигравшие.

Одним из заключенных является главный герой романа. Он проиграл не одну партию, его разум затуманен предсмертными воспоминаниями, а надежда на освобождение давно покинула его. Но неожиданно ему на помощь приходит странная девушка Мьели, которой удается обойти защиту тюрьмы и обмануть Архонтов. Главный герой, страдающий тяжелой формой амнезии и странными полу-видениями полу-воспоминаниями, и его спасительница убегают на разумном корабле Перхонен.

Вскоре выясняется, что Мьели всего лишь исполнительница, а интерес к главному герою питает ее таинственная нанимательница – богиня Соборности Пеллегрини. Главный герой является самым известным и искусным вором во всех мирах, и у Пеллигрини большие планы на него. Однако, прежде чем Вор, сможет приступить к выполнению задания, ему необходимо вернуть память.

Для этого команда отправляется на Марс, где получила развитие цивилизация Ублиетт. Люди на Марсе не умирают в привычном смысле этого слова. Когда их Время подходит к концу, они становятся Тихими – полуразумными машинами, которые выполняют большую часть общественных работ. При этом все накопленные воспоминания сохраняются в экзопамяти до того момента, когда Тихий отработет положенный срок и возродится. Где-то там в экзопамяти и запрятаны воспоминания главного героя.

И это только завязка.

В триста с небольшим страниц автор втискивает столько идей, сколько с лихвой хватило бы на цикл из пяти-шести толстенных романов. В этом есть и плюсы и минусы. С одной стороны, ему, безусловно, удалось создать один из самых самобытных, ярких и незабываемых миров, но с другой стороны, идеям тесно в рамках одной книги. Автор скармливает читателю столько сырой информации, что порой возникает желание отложить книгу в сторону, дабы не получить несварение воображения. Но при должном старании и капле усидчивости, во всех хитросплетениях сюжета можно разобраться, все фантдопущения осмыслить и принять. Однако, возникает стойкое ощущение, что, удели автор деталям чуть больше внимания, чуть сыроватое блюдо превратилось бы в истинный шедевр. Впрочем, мир получился настолько большой, что рассказывать о нем можно еще очень, очень долго. Простор для сиквелов, приквелов и всевозможных вбоквелах практически безграничный.

Кроме того, роман набит под завязку всевозможными намеками, полунамеками, отсылками и аллюзиями. Большинство названия несет ту или иную смысловую нагрузку. Так имя корабля, на котором путешествует Вор и Мьели, носит имя Перхонен, что в переводе с финского означает «бабочка». Аватар корабля – бабочка. Название цивилизации на Марсе Oubliette с французского можно перевести, и как «забвение», что хорошо характеризует сложившийся на Марсе общественный строй, и как «подземная темница», что находит отражение в сюжете.

К явным недостаткам, прежде всего, стоит отнести персонажей. Они совершенно плоские. Искусный вор, серьезная девушка-воительница, умный, молодой детектив, коварный главный злодей и так далее. Описаны они схематично, практически не имеют предыстории и не развиваются по ходу романа. Небольшую динамику наблюдается лишь в отношениях главного героя и его спасительницы Мьели, но это скорее задел на будущее. Но при этом есть моменты, в которых четко видно, что автор может создавать по-настоящему интересных персонажей. Так Перхонен получилась живой и интересной, с приятным чувством юмора и глубокой привязанностью к своей создательнице Мьели.

Так же роману можно предъявить пару вкусовых претензий. Так главным пугалом описанного мира является цивилизация Соборность, которая уже правит большей частью Солнечной системы и собирается установить свой порядок и на оставшейся части. Ради подобной благородной задачи, которую они величают не иначе, как Великое Общее Дело (да-да!), они готовы пойти абсолютно на все. Как нетрудно догадаться, Соборность – это союз русских, китайцев и некоторых других народов, о которых в романе не упоминается.

Повторюсь, подобное возможно только в дебютном романе. Он полон недостатков, порой его тяжело читать, но в нем заключена такая сила, такая страсть, что поневоле заражаешься той одержимостью автора, с которой он писал свою первую книгу.

Безусловно, в своих последующих романах Ханну Райанеми научится придавать персонажам глубины, мотивировать их поступки, отсекать лишнее и выдавать новую информацию удобоваримыми порциями. И тот вихрь идей, что присущ «Квантовому вору», мы уже вряд ли увидим.

Так что ловите момент.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2017 г.

Уже несколько лет (а может и десятилетий) ходит по миру плач, что песней зовется, о том, что не здоровится бедной научной фантастике. Что больна она серьезно, что загнобили ее орки с эльфами всякие. И из года в года, снова и снова, появляется автор, которого критики хором называют лекарем и спасителем жанра. И вот ты берешь, читаешь очередную припарку якобы мертвому жанру, и думаешь: а может, ну его? Может, не надо никого спасать? Может, пациент и не нуждается в спасении?

«Квантовый вор» стартует с места в карьер, бодро сыпет «фантастическими» словечками, причудливыми картинами и бросает в водоворот сюжета. Назовите меня ретроградом, но так твердую фантастику не спасают. Так бойкое фентези пишут. Или какой-нибудь художественный пролог к настольной РПГ. А может, я вот сейчас переверну страницу, и все войдет в нормальный темп и обретет человеческий язык, будет вводить читателя в курса дела с толком и постепенно? Или вдруг дальше будет подробная расписка кто тут кого и за что, зачем все это нужно, ну и пару примеров создания персонажей (ну вдруг это и правда просто задел на РПГ). Но нет. Это и твердой фантастикой не становится, и РПГ не оказывается. Поэтому пока автор продолжает бездумно сыпать все новыми терминами и заплетать спираль сюжета, я тихо прошу остановить гиперультраквантопоезд повествования и тихо схожу с него. Моя фантастика в другом нанокибермегазамке.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2014 г.

Роман написан весьма обрывисто и сумбурно. В наличии имеются технические термины и вещи, но автор не тратит времени на технические объяснения и историю ввода этих технических средств в обиход героев. Нас просто ставят перед фактом. Очень мало описаний и предыстории, приходится догадаться самой. Увы, это вредит книге, которую позиционируют как научную фантастику. Вот как средненький авантюрный детективчик перенесённый в будущее — неплохо. А как научная фантастика — весьма слабо.

Оценка: 4
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2017 г.

Хватило меня на несколько глав. Впечатление — куда я попал и что здесь происходит. Следить за сюжетом совершенно не возможно, имена героев режут слух. Книга напомнила крокодила из старого анекдота.

Ранние советские времена, глухое село, и одному местному жителю довелось побывать в зоопарке. Вот его пригласили в клуб и начинают расспрашивать что он повидал. А мужик говорит

- Я видел зебру

- А какая она?

- Да такая же как и конь, только полосатая

- А кого еще ты выдел?

- Я видел жирафа.

- А как он выглядит?

- Так же как конь, только с длинной шеей.

- А что там еще интересное было.

- Был там крокодил.

- А это что такое

- Ну он такой же как конь, но только совсем на коня не похож.

Вот так и автор описывает мир этой книги.

Оценка: 1
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2014 г.

Прочитал и я Квантового вора, которого многие хвалили и в целом книга преподносилась как знаковая.

Что могу сказать? Точнее хочу спросить, где коллеги увидели твердую научную фантастику? По мне так это фэнтезятина с множеством интриг.

Книга увлекает не сразу, по началу все эти гевулоты и гоголы непонятны и не видно в них ни какого смысла. Услышав название — Квантовый вор, я почему-то подумал об виртуальной реальности, о киберпанке. Но нет, чем дальше читаешь роман, тем больше он цепляет, но при этом он раскрывается и ты понимаешь что это приключенческое фэнтези. Автор бесчисленно рассыпает по страницам названия: кварки, кванты, ку-частицы, нано лучи и т.д. Они не несут никакой смысловой нагрузки, также могли бы быть в книге: заклятья, фаерболы, магия/шмагия, мего-плюшки, фишки-дрюшки и прочая словесная белеберда.

Вроде лихо завернутая интрига просто раскручивается и всё, никакого поражающего финала. Приключалово.

Но что по настоящему разочаровывает, так это «сильные» мира Райаниеми. Они по своей мотивации и умственному развитию ничем не обгоняют среднестатистического современного человека.

Я не скажу, что книга совсем плоха, нет, она читается легко и интересно, как хорошая приключенческая фэнтезятина, надо просто впиреть в терминологию этого мира, все эти гоголы и гевулоты и после этого всё становится просто. За простоту и легкость и добавлю балл и поставлю довольно высокую оценку.

PS: Отдельно про издание: много опечаток и орфографических ошибок в книге, корректор и редактор не доработали. Но что меня больше всего расстроило, так это отсутствие каких-либо сносок в книге. По моему переводчик и редактор были просто обязаны в этом направлении поработать и давать пояснения по тексту или сделать приложение. Но ничего подобно нет, пришлось шерстить инет, чтобы понять например что такое Гогол и откуда ноги растут.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2014 г.

Никак не отнес бы данное произведение к научной фантастике , по крайней мере к тому что привык считать научной фантастикой . Те кто ждал новой «Ложной слепоты» или «Анафема» (как я) будут несколько разочарованы . Классический французкий криминальный роман 19-го века перенесенный в далекое будущее .

«Квантовый вор» это скорее до какой то степени сюрреалистический постсингулярный нео-киберпанк, являющийся живым воплощением третьего закона Артура Кларка «Любая опережающая технология не отличима от магии» . С огромным количеством аллюзий наблюдается некоторый перебор , постоянно ловишь себя на мысли что это где то у кого то уже читал . Если бы «Илион» был написан в соавторстве Желязны и Дилени возможно получилось что нибудь на подобии :)

Но написан роман просто не оторваться , атмосфера действительно невероятного будущего заставляет полностью в себя погрузится , интрига умело поддерживается до самого финала , стилистика безупречна .

Скорее всего поставленные мною восемь баллов являются несколько заниженной оценкой , и отражают лишь синдром «неправильных ожиданий»

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2018 г.

Бывает, что начиная читать новую книгу, ты понимаешь задумка автора проходит как-то мимо. Это вызвано разными факторами: слишком сложная подача научных знаний, необъяснимое желание писателя вводить собственные термины, отсутствие внятного начала, масса неизвестных величин без всякой возможности понять, где начало и где конец.

В какой-то степени «Квантовый вор» как раз всем этим критериям отвечает. Сложный и запутанный сюжет, масса непонятных терминов и слов, но самое неприятное это полное отсутствие каких-либо объяснений происходящему. Автор обрушивает на читателя массу самой разной информации, объяснения которой нет в свободном доступе и для обычного понимания она выглядит каким-то бредом.

Первый порыв — бросить чтение и забыть об авторе навсегда. А как же хорошие отзывы, высокие оценки лаборантов? Нет, необходимо не сдаваться и пытаться найти в чем смысл данного произведения. После прочтения первых 100 страниц начинаешь понемногу привыкать и к авторскому миру, и к персонажам. Становится понятно почему роман назван в честь преступника-вора, более подробно рассказывается о самом мире и о людях его населяющих.

Главной претензией к автору будет полное отсутствие хорошо прописанных персонажей. Такое ощущение, что описать мир и его устройство гораздо важнее, чем показать людей будущего. Стоит понимать, что это далекое будущее человечества и многие моменты будут просто непонятны нам, как жителям начала 21-века. Наверное, автор имеет право создавать совершенно невероятные вещи, но всё-таки необходимо как-то вводить в курс и простых читателей.

Вообще, самое интересное начинается в последних главах, когда автор начинает хоть немного делиться информацией о порядках в придуманном им мире. Непонятно почему этого нельзя было сделать вначале, чтобы у читателя не было необходимости ломать голову о значении того или иного термина.

Это всего лишь первая часть трилогии и вполне возможно, что следующие книги будут гораздо легче для понимания. Я пока решил сделать небольшой перерыв в чтении этой серии и отвлечься на что-то менее интеллектуальное, чтобы прийти немного в себя.

Наверное, для любителей научной фантастики, это обязательное к прочтению произведение, а для всех остальных, на мой взгляд, простая потеря времени.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2016 г.

Главной проблемой при чтении книги стало то, что она не смогла меня зацепить. Обычно при чтении рано или поздно приходит мысль, что книга интересна и ты хочешь ее дочитать, или наоборот. Тут наступление этого момента несколько затянулось, и между прочтением отдельных глав проходили целые дни, а иногда и недели.

Возможно, это стало главной причиной, почему так и не удалось прочувствовать мир «Квантового вора». А, может, потому, что он слишком сложный. К примеру, в романе много разных классов персонажей — зоку, наставники, криптархи и т.д. — и долго оставалось непонятным, кто кому служит, кто под кого копает и прочее. Их иерархия проясняется ближе к концу романа, а через несколько глав автор говорит, что все на самом деле устроено по-другому, мир не так прост, и все опять запутывается.

Сюжет можно назвать неплохим, но и использованием штампов автор не брезгует.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Самым главным убийцей-воином автор сделал девушку, чтоб никто не ожидал. Да и легче потом главному герою будет с ней замутить, если что.

2. После многих глав романа, в которых она не дает возможности усомниться в своем профессионализме, вдруг оказывается, что у нее есть свои слабости и она любит петь. И «суровый профессионал обретает человеческое лицо».

3. Догадка о замыслах вора Исидору приходит после разговора ни о чем со своей соседкой. Внезапно для нее он вскрикивает «Ты гений!» и убегает в неизвестном направлении. Еще больше «естественности» данному эпизоду придает тот факт, что соседка в этот момент говорила о гордиевом узле, о котором каждый из нас наверняка вспоминает по десять раз на дню.

4. Главный злодей-незлодей (собственно, вор) оказывается отцом главному хорошему парню. Так-так-так...

Наверное, были и другие, за которые мозг не зацепился.

О героях: мне понравился вор. И сыщик. И все те, кто должен был понравиться. А не понравились те, кто должен был не понравиться. А персонажам, к которым я относился бы неоднозначно, в романе места не нашлось (кроме, пожалуй, Пеллегрини). Сами решайте, хорошо это или нет.

Обилие фантастических идей, которое ожидаешь от человека с научной степенью, меня не разочаровало. В то же время, они не выносят мозг и браться за книгу только из-за них вряд ли стоит.

«Первый блин комом». Возможно, дальше будет лучше. Во всяком случае, предпосылки к этому есть.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2014 г.

«При этой мысли он ошеломленно моргает. Это все равно что сказать, будто сила тяжести не равна 0,6g или что солнце завтра утром может не появиться.»

Наверняка это очень обидно — когда ты пытаешься писать твёрдую нф, но прокалываешься в какой-то сущей мелочи и...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В общем, ускорение свободного падения на Марсе 0,38 же.

Но вправду ли Ханну пытался писать твёрдую нф? В его книге технологии шагнули настолько далеко вперёд, что по известной цитате неотличимы от магии. И сам автор относится к ним как к волшебству. Не пытается ни объяснить свои фантазии, ни экстраполировать их свойства.

Проявляется такое отношение не только в фактических ляпах, но, к примеру, и в том, что главный герой умудряется обманывать местные многомудрые ИИ с помощью убалтывания, используя приёмы из арсенала итальянских жиголо.

Нет, местами читать было интересно (особенно в третьей четверти) — я встретил несколько хороших идей и мне глубоко импонировала манера описания мира исключительно через контекст. Однако ничего из ожидаемого по итогу так и не получил. Ни сложности, ни научности, ни закрученности. Просто авантюрно-приключенческий роман с шаблонными героями и мертворождёнными интригами. Их тысячи выходят, разве что фон обычно менее эшеровский.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2014 г.

У каждого из нас есть пределы, которые невозможно переступить. Предел физический, психологический, интеллектуальный. Однако в постсингулярном будущем, описанном в романе, возможно практически все. Рванувшая до невиданных высот, наука измельчила континиум до квантов и принялась играть ими, как в конструктор: ...собирать алмазные вычислительные громады ...обладать властью над пространством ...искусно разбирать и собирать тела ...кропотливо изучать и модифицировать разумы — все это одновременно и по отдельности

Общество перешло грань, когда наука и техника совершенно неотличимы от магии, по крайней мере, для обывателя. Чтобы хоть отчасти оценить сложность и реалистичность описанных моделей, нужно ознакомиться с популярным курсом квантовой физики. Еще лучше, изучить учебники и научные статьи, начиная с обзорных и заканчивая узкоспециальными, чтобы иметь полное представление о квантовых — информатике, криптографии, физике наноразмерных структур. В противном случае вы увидите лишь впечатляющие декорации, но не скрытые в их недрах механизмы.

Впрочем, приключения Жана ле Фламбера более понятны и доступны. Следя за героями — вором и детективом, за поисками — памяти и предназначения, мы по крупицам познаем мир. Знание открывается неохотно, отдельными порциями, когда фрагменты паззла складываются в картину. В мире, где все изменчиво и иллюзорно, Жану и Исидору предстоит найти самих себя, разгадать шарады противников, а потом сойтись в решительной схватке за право на свободу и жизнь. Впрочем, здесь это почти синонимы.

Итог: зубодробительная хард-НФ, задрапированная флёром авантюры и туманом тайны.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх