Май Шёвалль, Пер Валё «Мартин Бек»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Экранизации:
— «Комиссар Мартин Бек» / «Beck» 1997, Швеция, реж. Харальд Хамрелль, Челль Сундвалль, Мартен Клинберг...
- /языки:
- русский (70), украинский (1), японский (5)
- /тип:
- книги (53), периодика (20), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (35), Б. Злобин (1), Н. Косенко (8), А. Креснин (1), Н.И. Крымова (9), С. Никоненко (10), Ю. Поспелов (5), Е. Рымко (1), О. Сенюк (1), А. Фишер (1), Н. Фридланд (1), С. Фридлянд (5), Г. Чемеринский (14), Ю. Янагисава (5)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 19 июня 2021 г.
Цикл «Мартин Бек», не просто криминальная проза, зачастую это реализм высокого качества или острая сатира. Его основная цель — изобличить некрасивое, несправедливое, глупое. Показать социальные ямы окружающей авторов действительности, которые общество предпочитает не замечать. Запечатлеть для современников и последующих поколений читателей портрет Швеции 1960х-70х без героизации и раболепства.
Авторы привлекают внимание к росту криминала, популяризации употребления наркотиков, проблеме алкоголизма и проституции. К социальному неравенству и незащищенности большой прослойки населения, к низкой образованности, безработице, плохо решенному в стране квартирному вопросу, зацикленности на себе бизнеса и властей.
Валё и Шёвалль показывают, что не все преступления задуманы, как абсолютное беспринципное зло, часть из них происходит от безысходности и затравленности. Есть преступления, совершенные по недомыслию. В каких-то случаях преступник готов на все, чтобы сохранить свой высокий статус. Встречаются больные уроды, калечащие и убивающие людей для морального и физического самоудовлетворения. И люди зарабатывающие криминалом. Им всем в равной степени уделено внимание в цикле.
Борцы с преступностью представлены, как люди очень разные. Безупречные и не очень. Основные герои безусловно нравятся, но нельзя не отметить, что некоторые из них наделены резкими чертами характера или хмурым взглядом на окружающую действительность. Если сравнивать, это более мрачные люди, чем сотрудники «87-го полицейского участка» Эда Макбейна (детективный цикл о полиции Нью-Йорка; кстати, Валё занимался его переводами на шведский). Хотя, в целом два цикла схожи своей направленностью на освещение острых тем, реалистичностью и критическим подходом.
Мне понравился выход авторов за рамки канонов детективного жанра, где развязкой является однозначная победа добра над злом в виде поимки преступника. У Валё и Шёвалль гораздо больше свободы. Порой, с подачи авторов и следователи, и ты сам испытываешь сочувствие к преступнику, а не к его жертве. Яркие примеры — «Полиция, полиция, картофельное пюре!» или «Негодяй из Сефлё». Порой, детективная составляющая уступает место освещению социальных тем. Во второй части цикла ярко проявляется сатира, превалирующая над всем остальным. Время от времени авторы показывают неугодные им явления весьма гротескно, но по большому счету, цикл это не портит.
«Мартин Бек» — хорошая, крепко сбитая хроника полицейской работы в Швеции 1960-70х, уделяющая внимание изменениям в обществе на протяжении ряда лет.
mist, 13 сентября 2016 г.
Вот и закончилась моя этнографическая экскурсия в Швецию 60-70х. Я посетил Стокгольм, Мальмё и некоторые другие провинции. Побывал в Венгрии, Дании, а также несуществующей стране в Латинской Америке. Познакомился с классными парнями: Мартином Беком, Гюнвальдом Ларссоном, Леннартом Кольбергом, Пером Монссоном, которым постоянно приходится сталкиваться с тупыми постовыми и еще более тупыми начальниками и карьеристами. Познакомился с домочадцами героев, их семейной жизнью, и бытовыми проблемами. Погрузился в жизнь совершенно разных слоев общества от маргиналов до нуворишей, от простых работяг и домохозяек до королей преступного мира. Заодно узнал и политические предпочтения и взгляды авторов цикла романов.
Романы написаны на достаточно высоком уровне. Практически везде преступления связаны с социальными проблемами героев, которые рассматриваются с рентгенологической подробностью. Криминальная часть растворяется в простой бытовой жизни граждан Швеции. До высокой степени романы не детективный квест, а социальный реализм. В романах присутствует жесткая сатира на работу полиции. Мне интересно также было наблюдать схожесть и различия жизни простых шведов с нашим собственным «вчера» и «сегодня».
k2007, 19 сентября 2012 г.
Цикл криминальных романов о работе шведской полиции в шестидесятые годы XX века. В каждом романе описывается одно, как правило, дело, которая ведет группа по расследованию убийств под руководством Мартина Бека. Для каждого члена группы выбран свой характер, который развивается на протяжении цикла. Также с каждой книгой все больше и больше становится критики и сатиры современного авторам шведского общества вообще и полиции в частности.
Упор в романах делается на описание обыденной работы полицейских — всяких нудных вещей типа изучения документов, допросов свидетелей и подозреваемых, хождения по улицам в поисках кого-то или чего-то, ожидания, когда произойдет хоть что-нибудь, ибо расследование зашло в тупик.
Книги наполнены призывом к гуманизму в работе полиции, ибо практически всякий раз, когда в этом цикле звучит выстрел полицейского, он сделан либо в панике, либо совершенно не нужен и создает больше проблем, чем их решает.
Один из лучших циклов полицейских романов.