Роберт Силверберг «Папа и шимпанзе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Учёные долгое время изучают группу шимпанзе. Один из биологов заболевает и вскоре умирает. Это событие приводит животных в шок и меняет их представление о мире. У шимпанзе возникает своеобразный религиозный культ, связанный с жертвоприношениями...
Существует вольное продолжение — рассказ Джеймса Патрика Келли «The Chimp of the Popes» (2014).
Входит в:
— антологию «Perpetual Light», 1982 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #12», 1983 г.
— антологию «The Nebula Awards #18», 1983 г.
— сборник «The Conglomeroid Cocktail Party», 1984 г.
— антологию «Другое небо», 1990 г.
— антологию «Sacred Visions», 1991 г.
— сборник «Phases of The Moon: Stories of Six Decades», 2004 г.
— антологию «Galileo's Children: Tales of Science vs. Superstition», 2005 г.
— сборник «The Palace at Midnight: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Five (1980-82)», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1982 // Рассказ |
- /языки:
- русский (5), английский (15)
- /тип:
- книги (19), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Корженевский (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sosnitskiy, 29 октября 2022 г.
Довольно интересный рассказ, видно что автор консультировался с натуралистами которые изучают приматов, но все таки автор чуть преувеличил прогресс шимпанзе и уж тем более мало вероятно что они начали бы разговаривать, может их дети или внуки начали бы пробовать говорить, но первое поколение вряд ли, ведь еще после второй мировой войны было выяснено что ребенок воспитываемый зверями и не начав говорить до 6 лет говорить не будет больше никогда, так как голосовые связки развиваются до 6 лет, возможно такой прогресс и был бы возможным если бы эксперимент проходил более 100 лет, а так интересно было читать и узнавать как возможно зарождалась религия у первобытных людей.
omaksimov, 17 июля 2023 г.
Силверберг решил написать рассказ о возникновении религии. Получилось это у него не совсем. С одной стороны, он замечательный стилист и рассказ написан очень хорошо. С другой стороны, он не учёный и это заметно. Слишком легко учёные принимают такое важное решение как сообщить шимпандзе что люди тоже умирают. (Такое решение могло бы принято только руководством исследовательской группы и шимпандзе должны были бы разделены на тестируюмую и контрольные группы.) Слишком легко и решение проблемы — прекращение ритуальных убийств у шимпандзе. В целом рассказ получился слишком лёгкий для поднятой цели.
artem-sailer, 6 февраля 2023 г.
Что отличает мастера качественной научно-социальной фантастики от любителя блестящих излишеств — это способность взять какое-нибудь одно фантдопущение, рассмотреть его следствия и выстроить вокруг них увлекательный сюжет. Потому что главное — это не пёстрые детали, а суть. И уж самый шик — это взять допущение не слишком фантастичное, а близкое к реальности и создать произведение, которое будет захватывать и давать читателю пищу для ума и вызывать эмоциональный отклик. Это и есть настоящая научная фантастика, именно так и творили классики.
Вот и в этом небольшом рассказе Силвербергу хватило небольшого допущения: группа шимпанзе, ведомая учёными исследовательского центра, доходит в своём развитии до изобретения собственной религии. Что именно хотел показать этим автор, каждый читатель волен трактовать по своему разумению, ведь, как мне кажется, главная идея заключается в том, чтобы побудить читателя задуматься над вечными вопросами: что есть духовное развитие разумного существа? каковы наши духовные стремления и потребности? далеко ли мы ушли от наших человекообразных предков?
И да: обезьянки у Силверберга получились очень симпатичные, добрые и умные.
amak2508, 26 июня 2021 г.
Писать о «братьях наших меньших» — шимпанзе и дельфинах, писатели-фантасты любят. И чаще всего это касается вопросов развития их интеллектуального уровня, а также скрытых способностей и возможностей. Яркий пример этому — «Юбилей 200» Кира Булычева.
Роберт Сильверберг вроде бы пошел по уже проторенному пути: группа шимпанзе, развивающее обучение, общение с помощью специальной системы жестов..., но при этом нашел совершенно новый, оригинальный поворот событий. Чисто умозрительный, конечно, но для читателя любопытный: понимают ли шимпанзе, что такое смерть и как они её себе представляют. Написана вещица по всем канонам научной фантастики, найденное решение проблемы остроумно, но вот слишком уж сама ситуация искусственна, да и тема осознания подопытными обезьянами идеи Бога — она, думается, на любителя.
god54, 15 сентября 2015 г.
Как мне кажется, рассказ родился в период, когда проводились исследования по возможности обучения обезьян языку жестов, которые окончились ничем. Однако автор взял идею и пошел дальше вспомнив, что племена дикарей, которые были открыты европейскими мореплавателями, сложили целые легенды и установили новые обычаи о посещении их земель богами. Думаю, что эти посылы и легли в основу рассказа. А в остальном уже дело техники, техники сюжета и художественного слова. Рассказ в целом читается, ибо развитие разума начинается с изобретения бога, а потом уже атомной бомбы, когда доказывают, что бога нет. Одним словом, как пересказ научной теории рассказ неплох, но хотелось бы больше психологии и эмоций.
aiva79, 2 сентября 2012 г.
Ндааааааа....! «Папа и шимпанзе» — это рассказ, за который Р. Силверберга можно сжечь на костре религиозным фанатикам, а современным идеологам и политикам саму книгу считать настольной.
Действительно, как заметили предыдущие ораторы, рассказ именно о том, как ошибка, как неверное истолкование событий и явлений, может привести к зарождению культа, религии, идеологии. Как «ошибка» лидера толпы может изменить ход, направление развития общества.
В рассказе, как и в жизни, наиболее мыслящие, развитые и харизматичные индивидумы увлекаются некоторой идеей, которая их полностью захватывает. Роль вожаков всегда заключается в создании веры. Не важно какой — религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. И тут наглядно показывается как масса, толпа не имеющая ясных представлений за пределами своей специальности, увлекаются вслед за лидерами новым и неизвестным ранее. В толпе индивиды «заражают» друг друга своими чувствами, мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, «засыпает» сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия...
В общем рассказ запоминающийся и дающий пищу для размышлений.
kkk72, 29 апреля 2009 г.
Очень неплохая история, в подлинность которой очень легко поверить. Запомнилось то, как с симпатией изображены шимпанзе — в каждом из них видишь личность, немногим уступающую человеческой. Не может не вызвать сочувствие описание болезни одного из ученых. Неожиданный поворот сюжета приводит к очень странным событиям. И снова в рассказе Силверберга спрятано двойное дно. Обычный эпизод из жизни биологов неожиданно приобретает скрытый смысл. На первый взгляд, его можно воспринять чуть ли не как религиозную пропаганду — даже шимпанзе, дескать, могут прийти к идее бога и создать некую религию. А ведь на самом деле это скорее камень в огород верующих. Кто может поручиться, что человеческие религии не являются таким же результатом ошибки, как наивная вера обезьян?
zmey-uj, 30 октября 2008 г.
Рассказ помог мне утвердиться в убеждении: не стоит «привносить» религиозные идеи в сознание тех, кто еще не разбирается как следует в окружающем мире, будь то шимпанзе или дети. Сначала надо объяснить, что происходит с солнцем и луной, чтобы не возникало вопросов, умирают ли они, и желания ко всему приплести «боженьку». И только когда представления о реальности оформятся как следует, разум сам начнет рождать философские идеи — откуда мы и куда идем. Или не начнет — значит, так тому и быть.
Так что ученые все запутали гораздо раньше, не тогда, когда поведали, что люди могут умирать, а когда заявили, что существует бог. Кто знает, не появятся ли в следующих поколениях шимпанзе религиозные фанатики или воинствующие атеисты.
С другой стороны, это прекрасная рекомендация, как управлять общественным сознанием. Конечно, для этого не надо объяснять, что из чего состоит, вообще как можно меньше давать образования — тогда достаточно время от времени сообщать, чего именно хочет бог, а все стадо будет послушно следовать указаниям...
Впрочем, эмоционально рассказ действительно очень сильный. Шимпанзе трогательно наивны и этим даже симпатичнее людей.
FAINT, 30 декабря 2007 г.
Потрясает сцера смерти шимпанзе по имени Гримски. Фраза «Теперь Гримски будет человек» врезалась в память. Как ни крути, но Лео не виноват в полном смысле слова. «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». Доброе и гуманистическое произведение. Рекомендую.
Yazewa, 18 февраля 2008 г.
Неизбежность возникновения религии в любом мало-мальски разумном сообществе? Я поняла этот рассказ именно таким образом.