fantlab ru

Фридрих Дюрренматт «Судья и палач»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Судья и палач

Der Richter und sein Henker

Другие названия: Судья и его палач

Роман, год (год написания: 1950); цикл «Комиссар Берлах»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Утром третьего ноября 1948 года Кленин, полицейский из Тванна, обнаружил на обочине дороги из Ламбуэне синий «мерседес», в котором находился убитый выстрелом в висок лейтенант полиции Шмид…

© Dm-c
Примечание:

Впервые — в журнале «Дер швайцерише беобахтер» за 1951 г.

Книжный вариант — в 1952 г. в изательстве Бенцигера.

Впервые на русском: Ф. Дюрренматт. Судья и его палач [Роман] / Пер. С. Белокриницкой // «Вокруг света», 1966 г., №5,с. 26-32,№6, с.48-58, №7, с. 62-72. С рисунками М. Клячко.

Одновременно: журнал «Сибирские огни» 1966г., №7, с. 118-131, №8, с. 100-127.


Входит в:

Экранизации:

«Судья и его палач» / «Der Richter und sein Henker», Германия (ФРГ), Италия, 1975 // реж. Максимилиан Шелл




Библиотека приключений в пяти томах. Том 3
1966 г.
Судья и палач
1990 г.
Судья и его палач. Швейцарский детективный роман
1993 г.

1995 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1997 г.
Судья и его палач. Подозрение. Авария.Обещание.Правосудие
1998 г.
Homo Faber. Монток. Человек появляется в эпоху голоцена. Из дневников. Опросные листы. Судья и его палач. Подозрение. Авария. Обещание. Поручение
2007 г.
Судья и его палач
2016 г.
Судья и его палач
2016 г.
Судья и его палач. Обещание
2024 г.

Периодика:

Вокруг света 1966'05
1966 г.
Вокруг света 6-1966
1966 г.
Вокруг света № 7, июль 1966 г.
1966 г.

Самиздат и фэнзины:

Правосудие
2024 г.

страница всех изданий (14 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Когда в детстве я впервые услышала фамилию драматурга, она вызвала ассоциации с Дуремаром и накрепко запомнилась, но вот читать его произведения пока не доводилось.

От романа я ожидала, что это будет психологический детектив с манипуляциями, но получила немного не то. То есть в финале именно так и оказалось, но большая часть романа читалась с легким недоумением. Практически в самом начале возник вопрос: «А это точно полицейские?»

Начинается книга с того, что местный участковый идет по дороге и видит на обочине «мерседес» с уснувшим за рулем водителем. Решает его разбудить и обнаруживает, что тот мертв – голова прострелена. Что в таком случае должен сделать полицейский? Ничего не трогать и вызвать экспертов? А вот и нет. Проверив документы убитого и узнав, что это его коллега – полицейский Шмид из Берна, – участковый усаживает труп на пассажирское сидение, чтобы встречные не дай бог не поняли, что это труп, и везет его в Берн, на место работы Шмида.

Далее расследование ведет комиссар Берлах, непосредственный начальник Шмида. Первым делом он идет к Шмиду домой и вместо того, чтобы сообщить его квартирной хозяйке об убийстве и как полагается взять у нее показания, врет, что Шмид уехал в командировку и нужно забрать у него кое-что из комнаты. И в самом деле Берлах забирает какую-то папку.

Нить расследования приводит в дом некого Гастмана, где Шмид побывал в вечер смерти. Берлах и его помощник Чанц заявляются в усадьбу поздно вечером и нарываются на злую собаку, в которую пришлось стрелять. На шум из дома наконец выглянули. Узнав, что это полиция, расследующая убийство, выглянувший отреагировал примерно так: «Мы тут с гостями культурно отдыхаем, слушаем Баха в исполнении гениального пианиста, а вы мешаете нам приобщаться к прекрасному, да еще и собаку убили. Подите прочь». Ну, какая в Швейцарии полиция, такое и отношение к ней...))

Вообще Берлах как будто бы относится к расследованию спустя рукава. Чанц из кожи вон лезет, подкидывает идеи, а начальник ему: «Да ну? Ну ладно, попробуем». В итоге, правда, выясняется, что Берлах был не так прост, особенно когда оказалось, что Гастман его давний знакомый, с которым у него особые счеты.

В общем, детективная идея интересная, недаром же по мотивам романа сняли фильм (не смотрела), но в исполнении мне чего-то не хватило, как будто это набросок для более крупной книги.

Оценка: 7
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

Конец игры (так называется экранизация этого романа)

Весьма качественный детектив. А в исполнении опытных актёров, так и вообще шик-блеск-красота! Все поняли, что это был радиоспектакль?

Итак. Однажды двое молодых парней поспорили о криминалистике и заключили пари, что невозможно совершить преступление, которое останется безнаказанным. А в свидетели обратились к Небу…

Спустя четыре десятка лет уже постаревший комиссар Берлах берёт в свои руки расследование убийства своего коллеги-полицейского. И в подручные получает молодого, но рьяного сотрудника полиции Чанца.

А далее идёт рутина следственных действий: осмотр места происшествия, опросы возможных свидетелей и сбор информации о возможных причастных к этому преступлению.

А далее обе линии сюжета вдруг соединяются в одну, старый спор вновь выходит на первый план, однако и нынешнее убийство тоже не забыто. И тут Дюрренматт предлагает великолепный сюжетный ход, который находит комиссар Берлах для решения и одной, и второй загадки.

Пойду смотреть кино, однако…

Оценка: 8
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Читал в оригинале, так что неторопливое и вдумчивое чтение позволило полностью погрузиться в густую атмосферу этого нуарного, психологического детектива. Тем более, что здесь есть несколько отличных, напряжённых эпизодов.

Роман — больше, чем просто детектив — это настоящая психологическая дуэль длинною в целую жизнь, в которой на кон поставлено всё. Это метафизическое противостояние Зла и Правосудия, которое отсылает нас к классике жанра. И то, как изящно всё придумал и воплотил Дюрренматт, заставило меня аплодировать автору.

Оценка: 9
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

На главной сцене два швейцарских копа-напарника: старый тяжелобольной Берлах, который уже примирился со своей скорой смертью, и подающий надежды Чанц, которого вызвал из Берна старый сыщик себе в помощь. Расследуют они убийство своего коллеги, и все дороги ведут к одной таинственной фигуре, но картина происшествия никак не проясняется, в том числе, из-за множества интриг, которыми опутаны герои, тут вам и дипломатическая неприкосновенность, и дружба шефа следователей с адвокатом главного подозреваемого. В общем, клубок затянут туго, за какую ниточку ни дёргай.

Несмотря на небольшой объём, автору удалось вместить множество деталей, хотя не все из них встанут в цельную картину (допускаю, что это лично моя вина; возможно, погружение в контекст событий тех лет навело бы резкость на эти нюансы). При чтении в голове приходится держать все сложные взаимоотношения героев, ни одного из которых нельзя назвать полностью положительным. Каждая часть повествования цепляется за предыдущую, и это несомненный плюс, если есть возможность прочитать книгу в один заход.

Резюмируя, могу отметить, что один из оригинальнейших детективов, что я читал. Начиная от стиля повествования, который практически без изменений мог бы стать сценарием фильма, и заканчивая подсказками для читателя, разбросанными по тексту. Но всё же, как мне кажется, при описании некоторых сцен автор задвинул подальше чувство стиля. Например, эпизод допроса писателя, несмотря на центральную философскую мысль романа, кажется излишне сюрреалистичным. Впрочем, есть ощущение, что это некое камео самого Дюрренматта, без которого он не мог обойтись.

Оценка: 7
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Комиссар Берлах, уже стар. Он бы давно ушёл на отдых, но одно дело, которое тянется примерно сорок лет, не даёт ему покоя. И вот вроде окончание близко и его помощник вышел на след. И тут он оказывается убит, убит его способный и талантливый помощник. И теперь, надо не только завершить старое дело, но и найти нового убийцу. В произведении, вы не найдёте перестрелок, погонь и прочего. Перед нами, чисто психологический детектив. И оба преступника хорошо известны Берлаху и мы просто следим, как он тихо плетёт свою паутину, как создает схему, как отрешенно ведёт следствие, но в то же время всё идёт так как он задумывает.

Перед нами как бы возникает схема, действия Берлаха, как действия судьи, направляющие действия палача, где два палача-убийцы, и где один уничтожает другого, но оказавшись разоблачённым гибнет и сам.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх