FantLab ru

Дэн Браун «Утраченный символ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
1383
Моя оценка:
-

подробнее

Утраченный символ

The Lost Symbol

Роман, год; цикл «Роберт Лэнгдон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Профессор Лэнгдон прилетает в столицу США с целью прочитать лекцию, но оказывается вовлечённым в странную и очень опасную игру. Его противник — тоже большой знаток и любитель символики, настоящий фанатик... или просто маньяк? Ведь протянутая им рука, приглашающая к познанию Мистерий древности, оказывается предметом отнюдь не символическим...

На ноги поднята... нет, не полиция — Служба безопасности ЦРУ. Её начальник Сато уверена, что речь идёт о прямой угрозе национальной безопасности. Но для Роберта Лэнгдона гораздо важнее другое: ставка в этой игре — жизнь близкого ему человека...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Художественная литература (672 голоса)

Экранизации:

«Утраченный символ» / «Dan Brown's The Lost Symbol» 2021, США, реж: Матиас Хендл, Дэн Трахтенберг, Борис Мойсовски



Похожие произведения:

 

 


Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2010 г.
Утраченный символ
2013 г.
Утраченный символ
2014 г.
Утраченный символ
2015 г.
Утраченный символ
2020 г.
Утраченный символ
2021 г.

Аудиокниги:

Утраченный символ
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Lost Symbol
2009 г.
(английский)
The Lost Symbol
2009 г.
(английский)
Втрачений символ
2010 г.
(украинский)
The Lost Symbol
2010 г.
(английский)
The Lost Symbol
2010 г.
(английский)
Втрачений символ
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«На свете существуют тайны, превосходящие человеческое понимание»

Третий роман американского писателя Дэна Брауна, про профессора религиозной символики Гарвардского университета Роберта Лэнгдона, опубликованный в 2009 году.

Роберту Лэнгдону необходимо разгадать Мистерии Древности, чтобы спасти своего друга Питера Соломона.

По моему личному мнению вместе с романом «Цифровая крепость», это самое слабое произведение данного автора. Читать было неимоверно скучно (особенно вторую половину книги). Героям везет просто невероятно. Чтобы не происходило, мы знаем, что с главными героями ничего не случится. Это жутко раздражает. Кроме того в процессе чтения не покидает ощущение что я это уже читал, причем у того же автора. Меняется место действия, тайное общество и девушка (хотя, по сути, девушка не меняется, изменения происходят с именем девушки), все остальное остается.

Книга, написанная дважды, интереснее не становится. Советовать не буду.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лэнгдон в Америке

***

«Утраченный символ» – медиана цикла (на данный момент) про Роберта Лэгндона – профессора, криптолога и мастера разгадывать тайны и головоломки. На этот раз Дэн Браун приготовил приключения в…Америке.

…Роберта просит давний друг – Питер Соломон – о небольшой просьбе. Нужно всего лишь прибыть в Капитолий и прочитать лекцию, которую даже готовить не нужно – Лэнгдон уже читал её. Казалось бы – что может быть проще? Роберт всё делает так, как просит Питер. Вот только…на самом деле его заманил в Капитолий похититель Питера. Он требует у Лэнгдона разгадать давнюю тайну – тайну самих масонов. И если Роберту это удастся, то похититель может обрести невероятное могущество…

В целом, плюсы романа такие же, какие были и в прошлых книгах: невероятный драйв (особенно после 1\5 от объема произведения), огромный уровень интриг, тайны, загадки, головоломки. Даже таймлайн примерно такой же – по сути всё действие происходит в течении одного дня. В качестве основы снова взято некое тайное общество (здесь это – масоны, ранее же были иллюминаты и Приорат Сиона вкупе с Опус Деи). Из нововведений стоит отметить рост символизма и символов как таковых. В «Утраченном символе» появилась карта (хотя можно было обойтись и без нее), есть множество таблиц, знаков и их расшифровки. Это именно плюс – с ними читать легче и интереснее. Правда, это обусловлено спецификой (ну не делать же ч\б фотографию «Моны Лизы»). Есть ещё один момент. В прошлых романах Дэн Браун использовал второстепенных ПОВов ограниченное время. В «Ангелах и демонах» это были репортёры и антагонист. В «Коде да Винчи» – антагонист и ещё кое-кто, тоже близкий к определению «антагонист». Здесь же помимо антагониста (выписан очень неплохо!) довольно много времени уделяется Кэтрин – до поры до времени она выглядит просто дополнением, но потом сливается с главной сюжетной линией, что, впрочем, предсказуемо.

По части минусов Дэн Браун остаётся верным себе. Долгое начало (хотя главная первая интрига подается довольно рано), слабая связь с прошлыми романами (хотя здесь упоминается редактор – это практически героический поступок со стороны автора). Вот только к прошлым минусам добавились новые. Во-первых, это мерзкий антагонист. Два прошлых антагониста выглядели более-менее адекватными. Малах же… фанатик и обиженка, не более. К тому же проявляется первый признак прогиба со стороны автора у темы меньшинств. К счастью, без постулирования сей тематики. Во-вторых, спутница Лэнгдона и её направленность. Ученый Ветра – отлично. Софи – стильно. Кэтрин с её ноэтикой….э-э-э….крайне слабо и без раскрытия (специализации). Давайте честно – если брать за скобки эту псевдонауку, то….роман ничего не потеряет. Наконец, финал (и твисты, увы, тоже) – скучный, пресный, он совершенно не шокирует. В чём-то он даже предсказуемый.

Заключение: к сожалению «Утраченный символ» – роман, который выглядит слабее двух предыдущий. Здесь гораздо ниже накал страстей и интриг, неинтересные герои (второстепенные и антагонист), слабый финал. Локация (США, Вашингтон) проигрывает Риму и Франции\Лондону. Скажем, в «Сокровищах нации» всё это выглядело более интригующе. Остаётся надеяться, что в двух оставшихся романах Браун вернётся к тем основам, что двигали «Ангелов и демонов» и «Код да Винчи».

8 символов из 10. С натяжкой.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приходиться сразу перепрыгнуть на третью часть серии о профессор Лэнгдона, так как произведение «Код Да Винчи» почему то отсутствует на #storytel #сторител. Мне «Утраченный символ» показался шагом вперед для серии по сравнению с «Ангелами и демонами» интрига не столь очевидна и главный злодей получился колоритным персонажем. На этот раз загадка развернётся в антураже массонского ордена. Что за символ, который скрывали посвящённые и кто объявил кровавую охоту за ним? Даже отцы-основатели Соединённых Штатов Америки оказываются замещанны в тайне. Дэн Браун мастерски снова совмещает реальные факты и псевдонаучные мифы. Путаницы во второстепенных персонажах уже не происходит. Третья часть еще не экранизировалась, но я бы с удовольствием посмотрел бы её в кино. Надеюсь в ближайшие годы эта ситуация исправиться. Мне кажется, что актёру Тому Хэнксу удаётся отлично воспроизводить в фильмах образ профессора Роберта Лэнгдона. «Утраченный символ» — это достойное продолжение серии, которое не только развивает, но и захватывает своим сюжетом.

Instagram: @detective.book

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Порой, складывается впечатление, что Дэн Браун просто напросто издевается над читателем. Американец умудрился вывести формулу романа бестселлера и пишет по ней свои романы, меня местами только слагаемые.

И если схожесть «Кода Да Винчи» и «Ангелов и Демонов» автору еще можно простить, ведь первый роман померк в тени славы своего последователя и воспринимался как первая проба пера. А вот спрос с «Утраченного Символа» совсем другой. Правда Брауну на этот факт плевать хотелось с высокой колокольни. Третий роман о Роберте Лэнгдоне полностью повторяет формулу двух предыдущих. Но его все равно интересно читать. Парадокс.

Браун решил больше не мучить бедного Лэнгдона европейскими приключениями и отправил преподавателя Гарварда в Вашингтон. А раз Лэнгдон в Вашингтоне, то нас ждет загадки масонского ордена, от чего все американские читатели должны просто полопаться от счастья. Ни для кого ни секрет, что ввиду отсутствия богатой истории, американцы использовали культуру европейских стран для строительства нового общества. Отцы основатели пытались перенять у европейской истории все лучшее, а простые обыватели облепили раннюю историю США кучей тайн, чтобы объяснить очевидные вещи.

Но вернемся к Лэнгдону. Его старый друг, масон Питер Соломон, позвал его читать лекцию в ротонде, подземном комплексе в Вашингтоне. Прибыв на место, Лэнгдон не обнаруживает ни старого друга, ни слушателей его лекции. Зато зазвонил телефон. Незнакомец сказал, что Питер у него и если Роберт хочет, чтобы его друг остался жив, то он должен разгадать тайну масонов.

Вот и вся завязка. И если вы читали два предыдущих романа Брауна о Лэнгдоне, то знаете как будет развиваться весь сюжет романа. Роберт начнет разгадывать загадки масонов одну за другой, помогать ему будет родственница потерпевшего (в данном случае Кэтрин Соломон, сестра Питера), а бегать за ними и угрожать им будет очередной фанатик (в этот раз это татуированный с головы до ног здоровяк Малах). Ну и сначала вставлять палки в колеса Роберту будет очередной представитель силовых структур (в «Утраченном Символе» это директор службы безопасности ЦРУ Иноуэ Сато). Затем следует неминуемый Хэппи Энд и страниц 50 откровений, где Лэнгдон познает всю суть тайн масонов. Единственное отличие от двух предыдущих романов, никто никого не предает.

Но несмотря на уйму самоповторов читать третью книгу Брауна о Лэнгдое интересно. Автор опять придумал очередные ребусы с символами и приправил их семью реальных фактов и вымыслов. В итоге, доверчивый читатель проникается историей Брауна. Правда, из-за одинаковых сюжетных поворотов, большинство читателей сразу узнают конец истории, поймет, где хранится сокровище масонов и кто выживет входе приключений. Вторично, но интересно.

Тот самый Браун

За использование одних и тех же сюжетных ходов стоит наказать Брауна. Он опять выкрутился с помощью созданных собственноручно мифов, которые оттягивают на себя основное внимания читателя, но этот прием можно использовать ограниченное число раз.

Ну и Браун не мог не плюнуть в науку. В каждой своей книге он обожает писать антинаучную ересь, благо в «Утраченном Символе» он больше времени уделяет истории и символам Вашингтона. Конечно, столица США здорово уступает в этом плане Риму и Парижу, но история все равно занятная.

Конечно, реализма от Брауна просить не стоит, но ЦРУ он выставил форменными идиотами. По словам Сато, похищение Питера Соломона, может повлиять на национальную безопасность США. Но црушники бегают по городу в количестве четырех человек и не могут поймать профессора в метро. Опасного преступника, который может разрушить устои США, ловят тоже вчетвером. Ладно, если бы они были подготовленными бойцами, Лэнгдон убегает от них с завидной регулярностью.

С персонажами, к сожалению, все не так хорошо. Лэнгдон каким был, таким и остался. Никакого развития персонажа нет и в помине, но об этом можно было догадаться по предыдущим книгам. Конечно, Роберт как личность интересен, и встреча с ним, как встреча с другом которого хорошо знаешь и знаешь чего от него ожидать.

Новая напарница Роберта, Кэтрин Соломон, абсолютно не удалась. Пустой персонаж. Не интересной предыстории, никаких тайн, секретов. Просто сестра влиятельного масона, которая сделала прорыв в одной из абсурдных научных областей. Да и характер у нее какой-то серый. Возможно, самому Брауна европейские женщины (героини двух предыдущих романов) кажется намного интересней американок. Поэтому вырисовывается такой контраст.

Иноуэ Сато, маленькая страшненькая курящая японка, директор СБ ЦРУ. Маленькая злая женщина, пекущаяся о безопасности США. Вот и все, что о ней можно сказать. Зато наш злодей, Малах, который в этот раз объединяет в себе заказчика и исполнителя злодеяния (в двух первых романах злодеи действовали парой), очень интересный. Видимо, из-за стероидов, личных переживаний и наркотиков он совсем слетел с катушек. Полностью покрытый татуировками, все из которых являются мистическими символами, знаками и картинами, он ищет Утраченное слово, которое скрывают масоны, чтобы вытатуировать его себе на макушке и превратиться в бога.

***

Продолжая писать романы о Роберте Лэнгдоне по одному сценарию, Браун загоняет себя в тупик. «Утраченный Символ» полностью вторичное для Брауна произведение. Самоповторы губят интригу, персонажи словно близнецы своих же прототипов из прошлых книг. Интересные загадки и история ордена масонов спасает положение, но в следующий раз Брауну это не поможет.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написав отзывы на предыдущие части «Лэнгдона», не удержался и скачал «Утраченный символ». Убедился в том, что Дэн Браун методично пишет одну и ту же книгу, меняя города и тайные общества, но сохраняя сюжетную однообразность и слабый литературный уровень. На этот раз жертвами писателя стали Вашингтон и масоны. И тут понять его можно, в конце концов львиная доля читателей живёт в США, а читать про свою страну приятнее, мол не только в старушке-Европе есть тайны и загадки старины, мы тоже могём. В остальном, своего мнения не поменял — хотите Брауна, ограничьтесь «Кодом да Винчи». Снизил оценку на балл за финал, так нельзя в книгах подобного жанра поступать, будь ты хоть трижды Дэн Браун.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал от начала и до конца. Если бы это был не детектив, то вероятно бросил бы в самом начале. Это всё из-за идей, о которых на протяжении всей книге говорится. Взвешивание души, крик на снежинки, вся эта антинаучная мамба-джамба, я изо всех сих представлял этот роман как фантастический, но не смог. В магов и драконов читая фэнтези веришь. Тут не веришь ни одному слову.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Через несколько лет после выхода «Кода» Дэн Браун выпускает новую книгу — «Утраченный символ». Главный герой тот же — Роберт Лэнгдон, в центре книги опять похищения, загадки и большая тайна, способные поколебать мировоззрения человечества.

В отличие от первых двух книг, третья книга о Роберте посвящена масонам и их тайнам. Завязка следующая: Роберта Лэнгдона приглашает в Вашингтон старый друг Питер Соломон (по совместительству глава ложи масонов) прочитать небольшую речь перед торжественным ужином. Прибыв в Вашингтон (а ужин, между прочим, проходил в одном из залов Капитолия), Роберт узнает, что никакого ужина нет — это была инсценировка, Питер похищен, а похититель хочет, чтобы Роберт в обмен на жизнь Питера нашел для него пирамиду масонов. Пирамида эта не простая — по легендам на ней содержится карта с местонахождением символа древней мудрости, позволяющим открыть человеку свой истинный потенциал.

Дальше, как можно догадаться, будут погони, загадки, разгадки, ну и финал с яркой, но в принципе ожидаемой концовкой.

Но не все так гладко, как кажется. Если в «Коде да Винчи», а еще больше в «Ангелах и Демонах» действие было наполнено экшеном, в новой книге его ну абсолютно не наблюдается. Сюжет развивается не спеша, загадок катастрофически мало, а сцены разбавлены таким количеством лирики и философии, что порой хочется быстрее перелистнуть дальше.

Очень ярко прописан главный злодей — как всегда темная и загадочная личность, причины поступков которого начинаешь понимать только ближе к концу книги.

По ходу книги нам предстоит посетить Капитолий, Стеллу Вашингтона, Смитсоновский музей. Много написано о ритуалах и традициях масонства. Книгу конечно нельзя рассматривать как исторический труд, но много интересного и нового из нее можно подчерпнуть.

В общем результате имеем довольно среднюю книгу, от которой не стоит ожидать драйва и накала страстей, которые есть в первых двух книгах о Лэнгдоне. Местами нудновато, местами действию не хватает остроты, но в общем свой стиль Дэн Браун сохранил.

Если вам нравится творчество Брауна, и в свое время вы зачитывались «Кодом да Винчи» — читайте. Но многого не ждите.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О. прочёл вторую книгу автора, после К да В, и это произведение понравилось. Легко читать, неожиданная концовка, хотя намёк и был.

Правильно подмечено в предыдущих комментариях, расширяет наши горизонты про массонов.

Автор демонстрирует ну очень широкую эрудицию, быстро меняет сцены, немного жутковато, но на научной основе.

Оригинально, что директор ЦРУ — не только женщина, но и японка.

К сожалению, это всего вторая книга,что я осилил, и не могу судить что во всех близкий сюжет, перетекающий из страны в страну, но с К да В

есть сходство. Ну, признаем, автор сел на доходного конька и теперь погоняет!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Криптографические загадки от Дэна Брауна неисчерпаемы. Сильный роман… Сильный своей правдой о том, как государственность (думаю, что не только в Америке) опирается на магию, как бы это ни называлось в каждом конкретном случае. У одних — это делается в открытую, печатая магические знаки на денежных купюрах, у других исподволь через посещение тихих монастырей и содержание мумий в мавзолеях. Масштаб влияния тайных сообществ поражает (в частности для Америки), не думаю, что Дэн Браун сильно все преувеличил. О влиянии православной церкви мы тоже знаем не по наслышке…

Присутствует:

+ сильная интрига, саспенс и драйв

= харизматичный протагонист, чем-то напоминающий героя Файнса из «Красного дракона»

= вопрос (риторический), неужели масоны действительно так перебарщивают с ритуалами до сих пор?

— в некотором количестве «ляпы», но на них не хочется обращать внимания, не буду мелочным

+ много полезной информации для читателя не знакомого с эзотерическими трудами (Блаватской, Рерихов и т.д.), но необходимой для осознанной жизни

Отсутствует:

+ характерные для других романов Дэна Брауна недостаточная «финальная сюжетная упругость» и слабые разгадки (в отличие от сильных загадок)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая из всех частей про приключения профессора Лэнгдона.

Вывеска загадки масонства и расследования Лэнгдона смотрелась увлекательно и маняще, но в итоге оказалась бессмысленной беготнёй с непонятыми мотивами по Вашингтону.

Схема сюжета вновь классическая в этом цикле. Наш герой, исследователь тайных знаков и символов, некий маньяк, ради своей цели готовый на убийства, и девушка напарница, которая в трудную минуту помогает главному герою в его поисках, и которую иногда и спасти не жалко :) Вот только несуразно все. Главный герой и не собирается разгадывать никаких масонских тайн, ведь его друг, похищенный маньяком, сам масон, и потому на каждом шагу автор не забывает упомянуть о том, какие масоны вообще молодцы, ведь сами отцы-основатели были масонами, что в общем еще съедобно, учитывая, что американский читатель другого бы наверное не принял. Но монологи и опусы о величии американской нации, отцов-основателей, масонах, силе Библии (особенно в конце книги, из-за чего, по мне, концовка растянута) уж очень надоедают, заставляют смотреть сколько там страниц до конца осталось? А предмет шантажа спецслужб и втягивания их в сюжет вообще выглядит странновато. Неужели ЭТО угрожает национальной безопасности? неужели другого нельзя было придумать, более интересного? Ведь по ходу книги появляются интересные фрагменты, но они одиночны и редки. А исследования Кэтрин вообще привязанности к действиям главных героев не имеют ни малейшей — абы рассказать про это.

Как ни странно, но именно динамичность, экшн, дает книге хоть какой-то интерес. «Побегушки» главных героев, постоянные загадки, поиск решения, заставляют все таки читать следующие главы не откладывая на потом, да и стиль изложения не изменился по сравнению с остальными частями. Некоторые герои прописаны хорошо, не изумительно конечно, но тот же Малах описан живо и ярко. Некоторые вообще никак: слишком уж шаблонно, словно вышли с Голливудского производства кино про шпионов и ЦРУ.

А главное достоинство книги — это все таки описание достопримечательностей Вашингтона. Все таки не Рим или Париж, а тем не менее роман дал интерес узнавать про город.

Как итог много беготни, пафоса, загадка, которая будоражила на протяжении всего романа, превратилась в пшик. Детективная составляющая по сравнению, опять таки с предыдущими романами цикла, слабенькая. Читать можно, но не шедевр.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дэна Брауна можно любить и ненавидеть. У многочисленных ценителей литературы подобного жанра скопилась масса претензий к нему. Брауну ставят в упрек косноязычный текст исключительно повествовательного типа, неумелое (или умелое — кому как) манипулирование историческими событиями и культурными феноменами, воровство чужих идей и опереточных главных героев и злодеев.

Уже три книги написано про гарвардского профессора в твидовом пиджаке и с наручными часами с изображением диснеевского Микки-Мауса — Роберта Лэнгдона. «Ангелы и Демоны» снискали определенную популярность, но «Код да Винчи» сделал имя автора нарицательным и появилось в миру понятие «дэнбраунщина». Не будь он американцем, если он не воспользовался бы своей славой и не продолжил ковать железо, не отходя от кассы. Именно от кассы. Закрепляя коммерческий успех своих предыдущих творений, он создал новый опус про приключения профессора Лэнгдона. Конечно, упрекнуть Брауна в коммерциализации своего проекта можно, но глупо отвергать тезис, что популярный писатель в США — это в первую очередь бизнесмен. Кто же откажется срубить лишнюю сотню миллионов зелененьких, если всего-то и нужно, что написать книжку на основе одной из сотен теорий заговоров. Благо, главный герой уже создан, и выдумывать ничего не нужно.

Сейчас слово в защиту.

Если кто-то после прочтения «Ангелов…» или «Кода да Винчи» хотя бы одним глазом взглянул на произведения искусства и архитектуры или понял, что Рим это не только Колизей и Юлий Цезарь, а Париж не только Эйфелева башня и Собор Парижской Богоматери, значит с чисто культурологической точки зрения, труд Дэна Брауна достоин права на существование.

Плюсом служит и то, что за развитием интриги действительно интересно следить. Как мастер триллера, он с умением держит читателя в напряжении, пусть даже используя поистине раздражающий и затертый прием обрывания главы на самом интересном месте. Простим ему это. «В пианиста не стрелять — играет, как умеет».

В целом, пишет он из расчета на широкую аудиторию, среди которой не последнее место занимают, ставшие стереотипом, американские домохозяйки, которые, как известно, университетов не кончали, и с превеликим удовольствием смотрят шоу Опры Уинфри. Так и уровень должен быть соответствующим.

В конце прошлого года в свет вышел новый роман Брауна «Утраченный символ». Его рабочее название было «Ключ Соломона», но по неким причинам, неизвестно по каким, автор поменял его название на нынешнее. Ну да ладно, это дело издателей и писателя.

Если говорить про российскую аудиторию, то роман был встречен более чем прохладно. Критики откровенно глумились над ним. И, к сожалению, нельзя не признать, что глумление вполне заслуженно.

Но так ли плох «Утраченный символ»?

Нет, он вполне на уровне предыдущих творений Брауна или почти на уровне. Если кто-то фанат конспирологии и за каждым явлением в общественной или политической жизни видит длинные руки тайных организаций и обществ, книга доставит удовольствие. Но это только для фанатов, для простых читателей, ценителей детективной литературы, роман может вызвать реакцию в промежутке от равнодушия до открытого отторжения. А все потому, что для писателя это очередная золотая жила, а для читателя это третий раз лежащие в траве грабли. Первые два удара читатель пережил и даже увидел звездочки в глазах, но третьи грабли оказались уже без звездочек и принесли только гул в ушах. Сила привычки, однако.

Браун начисто опровергает старинное изречение, что в одну воду нельзя войти дважды. Он смог. Тот же Лэнгдон, «неожиданно» втянутый в цепь событий, та же милая умница-напарница, то же тайное общество (возникли опасения, что Браун будет писать пока не пройдет весь перечень этих самых обществ), тот же артефакт и те же ребусы. Меняем место действия, название организации и артефакта, подкидываем пару отсылок на известнейшие произведения искусства, добавляем колоритного татуированного евнуха в качестве злодея. И… книга готова. Но дело в том, что сюжетные повороты уже предсказуемы, личность злодея угадывается при первом же упоминании о его прошлом, а манипулирование «отцами-основателями» Америки и по совместительству масонами, после просмотра «Сокровищ нации» вызывает кривую усмешку. Америке как государству, чуть более двухсот лет, какие там тайны? Всевидящее око на банкноте? Посмотрите ради интереса в государственной символике каких стран оно еще «нарисовано». Все масонские ритуалы и посвящения давно известны и в крупных городах на зданиях масонских лож чуть ли не таблички висят с указанием «Масонская ложа Усть-Ужо…». Однако, одна из сюжетообразующих линий романа как раз связана с фактом «страшной» тайны членства в масонской организации, подумать только какая таинственность, но нужно же было оправдать присутствие в романе ЦРУ в лице директора службы безопасности, вдумайтесь, почтенного возраста женщины — японки с голосовыми проблемами и при этом чрезвычайно вредной. Даже здесь Дэн Браун допустил оплошность, видимо, бедняга не в курсе, что проводить какие-либо операции или расследования на территории США ЦРУ не может. Это запрещено законодательно и отнесено к исключительному ведению ФБР.

Если первые две книги проглатываются на одном дыхании, то на «Утраченном символе» мозг откровенно бунтует, требуя усилия для продолжения чтения. Роман перегружен лишними эпизодами и оборванными сюжетными линиями, что весьма сказывается на динамичности произведения. Поступки героев поражают своей алогичностью. Лэнгдон и иже с ним, вместо того, чтобы обстоятельно и разобраться в происходящем, разработать план по спасению похищенного друга, начинает скрываться от ЦРУ, устраивая беготню по Капитолию и близлежащим зданиям. Или никого не смущает, что человек доселе никогда не пользующийся сервисом SMS, неожиданно, начинает общаться с помощью коротких сообщений. Обнаружив отрубленную кисть руки, у ЦРУ даже мысли не возникает запеленговать мобильный телефон пропавшего человека. Правильно, куда как интереснее шататься по подвалам Капитолия и разгадывать ребусы, чем ловить опасного маньяка.

Образ главного героя все же претерпел изменения. В предыдущих книгах Роберт Лэнгдон представлял из себя почти Джеймса Бонда в профессорской мантии; умного, уверенного в себе человека, интеллектуала, преследующего благородные цели. Здесь же он крайне нерешителен, аморфен и все его подвиги заключаются в кратких культурологических лекциях, которые он читает всем без исключения. Одним словом — балласт для компании.

Далее непосредственно об «утраченном символе». При всем уважении к мировым религиям и верующим людям, но то, что написал Браун — смешно. Когда тайна символа раскрывается в конце книги, это бьет словно обухом по голове, но не от неожиданности — «о, как завернул», а от непонимания из-за чего весь сыр-бор. Но и на этом наш писатель не успокаивается, чтобы хоть как-то оправдать глупейшую концовку, он вкладывает в диалоги главных героев редкостную псевдофилософскую муть, мол, не просто так «утраченный символ» именно такой и ни какой другой, а чтобы вот!

Мистерия древности, тайный символ, дающий безграничную власть, на деле оказался пшиком. Пусть даже не пшиком, в его вещественном понимании, а банальностью, которая в очередной раз доказывает, что вся масонская таинственность, не что иное, как пускание пыли в глаза.

Исписался ли Дэн Браун? Пожалуй, да! Идя по протоптанной им же дорожке, используя один и тот же алгоритм, он не смог грамотно реализовать собственную задумку. Не покидает ощущение, что писатель попросту нее знал, чем же закончить свое повествование, долго перебирал возможные варианты, но остановил свой выбор на самом неудачном.

Возможно, если бы роман был написан и выпущен раньше «Ангелов и Демонов» или «Кода да Винчи», он бы воспринимался иначе, но сегодня его вторичность и вымученность дают о себе знать. Ему можно простить тотальный американизм, фактологические ошибки и здравомыслие главных героев, но не получается закрыть глаза на сознательную затянутость повествования, штампы в сюжетных поворотах и слабейшую концовку, ради которой подобные книги и читаются.

Плохо, очень плохо, товарищ Дэн!

В итоге:

За начало — 8;

За середину — 6;

За конец — 2.

P.S. Между тем, если у вас творчество Дэна Брауна не вызывает отторжения, а предыдущие романы доставили некоторое удовольствие от прочтения, не проходите мимо «Утраченного символа». Почитайте, местами будет занудно, местами глупо, местами увлекательно.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд «Утраченный символ» — одна из лучших книг Брауна! На этот раз автор раскрывает нам тайны, казалось бы, достаточно молодой нации, юного государства. Однако какие удивительные открытия, порой просто невероятные, приходится делать читателю в отношении Нового Света. Масоны, лично для меня, предстали в качественно новом свете — не как таинственное и непонятное сообщество любителей секретности, а как некие «жрецы» научных знаний, хранящих их для достойных потомков. Даже отрицательный герой вышел весьма загадочным и интересным.

Приступаю к «Инферно», оставаясь под впечатлением от прочитанного!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нравится мне профессор Лэнгдон. И в кинематографе и в книжном варианте. Очень нравится. Смотрела с ним два вышедших на данный момент фильма. Читала когда-то Код Да Винчи, но Утраченный символ меня заинтересовал даже больше. Тема масонства, наука ноэтика мне были очень интересны, но хотелось углубиться еще больше. Видимо, для этого надо читать другие книги. А эта книга — не документальная литература, а вполне приличная беллетристика. Конечно, глобально мало что нового: тайна, которую обязательно надо разгадать; злодей, без которого никакого сюжета не вышло бы; бесконечная беготня и опасность. И ничего страшного, что сюжет предсказуем. Все равно интересно. Дэн Браун пишет в определенном стиле все книги. И каждая из них — бестселлер. Лично я ничего нового не ожидала, а просто получала удовольствие от чтения. Более того, как уже многие заметили, это еще один хороший сценарий для фильма. Осенью этого года выходит фильм «Инферно», продолжение приключений Роберта Лэнгдона. Очень надеюсь, что Утраченный Символ тоже экранизируют в недалеком будущем. С удовольствием посмотрела бы. Да и есть желание перечитать когда-нибудь книгу.

Лэнгдон невольно усмехнулся «Да уж, в общем-то ничего сложно! Поехал, прочел лекцию...»

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый из романов Брауна, о котором я могу сказать: полное г-но, простите. Насколько мне были интересны «Код»» или «Ангелы», настолько негативное впечатление произвёл «Утраченный символ». Проблема тут проста. Браун в своём фирменном стиле умудряется события буквально двух дней уместить в огромный объём, при этом не растягивая их, постоянно держа струну на пределе, читателя в недоумении и ожидании, и кажется, что вот, вот оно, сейчас наступит откровение, сейчас очередная тайна будет разгадана, негодяй будет торговать на рынке пером и пухом из ангельских крыл, Лэнгдон обнаружит очередной Грааль... Но в конце «Символа» наступает лютый, невообразмый пшик. То есть не просто пшик, а что-то в стиле «спасибо, кэп», мы знаем, что такое Библия. Ради такого бессмысленного пшика не было резона городить всю эту захватывающую муть.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень зрелищная, интересная и динамичная книга. Настоятельно рекомендую при чтении гуглить фотографии картин и зданий, которые по ходу сюжета открывает Лэнгдон — почти все они реально существующие объекты. Идея о том, что человеческий потенциал и есть утраченный символ — сильная и достойная расрытия книги. В отличии от «Ангелов», где было слишком много религии, или «Крепости», где было слишком много занудства и конспироложества, в «Символе» баланс тайны и динамики выдержан отлично.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх