fantlab ru

Гарри Гаррисон «Мир на колёсах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
557
Моя оценка:
-

подробнее

Мир на колёсах

Wheelworld

Другие названия: Путь; На колёсах; Халвмерк

Роман, год; цикл «К звёздам»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Яна Кулозика по результатам «Мира Родины» ссылают на земледельческую планету Халвмерк, где крестьянские племенные семейства живут и работают в течение четырех лет в зоне сумерек, прежде чем солнце, входя в пик активности, обжигает планету. Затем они должны упаковать все и перейти в новую зону сумерек на противоположном конце оси планеты, чтобы начать четыре летних цикла сначала.

Зерно, выращенное на планете, собирается космическими кораблями и используется для того, чтобы накормить голодающий мир галактики. Люди Халвмерка зависят от этих кораблей, т.к. они привозят им другие товары. Правительство Земли сделали так, что ни одна планета не самостоятельная, в результате чего никто не осмеливается на мятеж. Но в этом году корабли не прибывают, означая, что они оказались отрезанными от внешней галактики, в которой происходят перемены.

Ян решает, что они должны нести зерно с собой к новой зоне сумерек. Это ценный товар, который в случае прихода кораблей обеспечит их необходимыми товарами. Он должен заставить инерционных фермеров принять его план выживания. Роман повествует об опасном путешествии людей Халвмерка во время их переселения из одного конца планеты на другой.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «К звёздам»


Похожие произведения:

 

 


К звездам
1992 г.
К звездам
1992 г.
Родина. Путь. Звезды
1992 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 9
1994 г.
Звезды - последний шанс
1998 г.
Халвмерк
2001 г.
Звезды - последний шанс
2003 г.
К звездам!
2005 г.
Звезды — последний шанс
2007 г.
К звездам!
2009 г.
К звездам!
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

К звёздам
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Wheelworld
1981 г.
(английский)
Wheelworld
1984 г.
(английский)
Wheelworld
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги, которые очень чувствительны к возрасту читателя. Как мне кажется, эта — одна из них, она хорошо «зайдет» в раннем подростковом возрасте когда критическое мышление еще не сильно развито и сравнивать прочитанное особо не с чем.

По прочтению, у меня сложилось впечатление что Гаррисон пытался совместить ужа и ежа: производственный рассказ про перевозку имущества МТС (колхоза, не сотового оператора РФ) через всю планету и инопланетное восстание Спартака против земных поработителей.

По факту вышло ни то, ни се. У меня есть подозрение, откуда Гаррисон мог черпнуть идею про длиннющую дорогу, полную опасностей. Это — фильм «Плата за страх» 1952-го с сюжетом перевозки нитроглицерина из города на нефтескважину с преодолением всяческих проблем и опасностей. Некоторые сюжетные ходы практически идентичны. Останься Гаррисон на дороге, углуби он сюжет и сделай его более выпуклым — получился бы если не шедевр, то что-то очень самобытное, но...

... но автор решил устроить в книге социалистическую революцию в рамках одной инопланетной МТС. Во-первых, это резко контрастирует с проблемами Дороги. Во-вторых, тема соц.революций в космосе перепахана и вытоптана советскими фантастами на световые года вокруг. В исполнении Гаррисона революция получилась лубочно-гротескной, годной разве что для мультфильма.

В итоге, кроме самой первой, качественно проработанной сцены борьбы с шеститонным «колорадским жуком» ничего особо и не впечатлило или отложилось.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла, такой же трезвый (честный), как и первый. Герой-одиночка может доставить неприятности системе, но продолжается это не очень длительное время, и только, пока система это позволяет.

А так — неплохие производственные приключения на далекой планете, где поселенцы вынуждены ломать вековой уклад, чтобы выжить. Главный герой — инженер, и задачи он решает в первую очередь инженерные (а во в вторую немножко социальные)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение первой части, в котором происходит полная перестановка мест слагаемых: меняется жанр и атмосфера. Главный герой борется за выживание колонии, на которую его сослали власть имущие антагонисты. Сюжет линеен, но за перипетиями главного героя наблюдать интересно от начала до самого конца. Техническая часть романа на высоте.

Конечно, роман и отдельно от цикла смотрелся бы неплохо, но связь с первой частью добавляет ему второе дно и дает более четкую мотивацию для главного героя

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вдоволь наигравшись в шпионов в первом романе трилогии, «Мир родины», в продолжении цикла, «Мире на колесах», автор решил немного развеяться и оседлал своего любимого конька, посвятив вторую книгу опасным и насыщенным приключениям главного героя на сложной для выживания человека планете. Очаг Сопротивления в Лондоне подавлен, все активные члены арестованы, главный герой, потеряв любимую и лишившись всех прав гражданского состояния, отправляется на пожизненную ссылку в колонию за много световых лет от Земли.

Действие романа происходит в пределах одной планеты — Халвмерк. Это удаленная земная колония, населенная покорными крестьянами, ее основное назначение — поставки продовольствия на Землю. На полюсах планеты расположены два города — Южгород и Севгород, один раз в четыре года поселенцы переезжают из одного города в другой, повинуясь климатическим особенностям этого мира. Города объединяет рукотворная Дорога длиной 27 000 километров, в начале романа мы становимся свидетелями смены климатических циклов и подготовки к очередному переезду населения на другой полюс планеты, рутинная процедура, но есть один нюанс — не пришли космолеты с Земли, а это значит, что обменять зерно на жизненно важные товары пока возможности нет.

Социальная структура населения Халвмерка являет собой нечто среднее между колхозом и родоплеменной общиной. Все решения принимают пятеро старейшин, которые представляют интересы своих Семей. Семьи здесь, насколько я понял, это закрытые общины, формируемые по национальному признаку. Первоначально, на этапе колонизации, Семьи были связаны кровным родством, но впоследствии расширились за счет вновь прибывающих переселенцев и стали чем-то вроде наций в миниатюре. Отдельные жители Халвмерка, в т.ч. и главный герой, находятся на положении изгоев и не принадлежат ни к одной Семье.

Первую половину романа можно назвать производственной по духу, а по сути — это типичное дорожное приключение, когда люди проходят испытание на прочность, преодолевая трудности в виде природных катаклизмов, диких животных и недружелюбного ландшафта. Здесь автор проявил себя как технарь, подробно описав устройство автопоезда, тягачей, вагонов, сопровождающих танков и бульдозеров для расчистки Дороги. В плане становления личности героя этот этап важен как инициация — формирование чувства личной ответственности, принятие жёстких решений, проявление Воли к власти.

Во второй части произведения мы становимся свидетелями восстания главного героя против традиционного порядка. Революцией это назвать сложно, т.к. даже само слово «политика» для жителей Халвмерка совершенно незнакомо. Удивляет наивность главного героя, который продолжает свято верить в правосудие и закон, хотя на Земле ему уже наглядно доказали, что это лишь фикция, иллюзия для обманутых масс, поэтому Кулозику в очередной раз предстоит наступить на те же грабли. Главная злодейка здесь не чета Тергуду-Смиту из первой части, не вызывает ненависти и стремления уничтожить, а только презрение и брезгливость. Второстепенные персонажи индивидуальностью не блещут, романтическая линия есть, но скорее для галочки.

После шикарного финала «Мира родины» автору было непросто так же достойно завершить вторую часть цикла, в качестве решения проблемы здесь используется «рояль». Справедливости ради надо признать, что подобное решение сюжетной ситуации имеет право на существование — автор довел напряжение до самой высшей точки и лишь затем, единственный раз за все произведение, спустил с небес «бога из машины». Вообще, вторая часть цикла для сквозного сюжета почти не играет роли — это всего лишь небольшая остановка перед кульминацией и финалом эпопеи, желающие побыстрей добраться до сути могут перескочить через нее, сразу приступив к третьей книге, также этот роман вполне можно читать в качестве отдельного произведения — оно того стоит.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая лучшая часть из всей трилогии,концовка немного потрясла,получил огромное удовольствие от прочтения

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все- таки приключение — самая сильная сторона Гаррисона. Причем такое, чтобы целиком и полностью захватить воображения, когда уже и не думаешь о некоторых натяжках в сюжете, логических нестыковках в действии и прямолинейных характерах героев. Да, Бог с ними. Зато читается как! Взахлеб, как в детстве, когда вырывали книжку друг у друга, чтобы только узнать, что там на следующей странице.

Вот такое приключение, совершенно в духе «Неукротимой планеты», приготовил нам Мастер на планете Халвмерк, где для голодающей Земли выращивают невиданные урожаи зерна, за которыми один раз в четыре года прилетают корабли. Планета очень необычная и сулящая неведомые опасности, такая горячая, что человек может жить только в сумеречной зоне, следуя за долгой зимой то на юг, то на север. И живут на этой планете суровые фермеры, а в сущности — рабы. Только о том, что они рабы, они даже и не догадываются.

Это самая удобная/и не редкая в мире/ форма рабства, когда угнетенные не просто не догадываются о своей несвободе, но и приветствуют ее, и даже гордятся ею.

Для того, чтобы так случилось, в сущности, не так много и надо. Строгий контроль за образованием, воспитанием и потоками информации, дозированное количество хлеба/чтобы не было свободного времени думать/ и зрелищ/даже рабам нужен отдых/ и вот возникает общество, где каждый шаг человека определяют строгие традиции и законы, где каждому от рождения определена роль, которую никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя изменить.

Вот такая планета стала местом ссылки нашего знакомца Яна Кулозика. Вот такие люди стали окружением для человека, который таким трагическим образом открыл для себя понятие свободы в «Мире Родины». Наш свободомыслящий и свободолюбивый герой вынужден из года в год молча и терпеливо чинить механизмы, крутить краны и провода. Этакий чужак в стране Чужой.

Так и проходит его долгое заключение. Пока в один не очень прекрасный день обещанные корабли с Земли не прилетают, устоявшийся веками ритм жизни нарушается, а на горизонте вместе с горячим солнцем планеты встает призрак неотвратимой гибели. И, естественно, для спасения срочно требуется нестандартно мыслящий лидер. Естественно, это будет наш герой, дождавшийся своего звездного часа.

И поверьте, путешествие «поездов» через планету будет настоящим приключением. С немыслимыми опасностями — через пустыню и болото, горы и джунгли с неизвестной флорой и фауной, с тяжелыми препятствиями, с ноткой любви, интригами и заговорами. Немножко наивное и прямолинейное, но от этого не менее захватывающее.

И если Вам не очень понравился «Мир Родины» и Вы думаете о том, читать ли цикл дальше, то не сомневайтесь: этот роман совсем другой, связанный с первым только главным героем. Его можно прочитать даже ничего не зная о первой части и получить огромное удовольствие просто от очередного ПРИКЛЮЧЕНИЯ от Гаррисона.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути перед нами производственный роман практически никак не связанный ни с первой, ни с последней частью трилогии. Перед главным героем, как и перед всеми жителями колонии встала проблема выживания, решение которой носит сугубо инженерный характер. В отличие от классических романов Гаррисона здесь мы не встречаем ни экшна, ни супергероев, ни каких-либо других атрибутов приключенческой фантастики.

При чтении романа закрадывается подозрение, что Гаррисон в душе технарь. Если честно читалось тяжело, без особого интереса, скорее из упорства. Потом встретил «Трансатлантический тоннель», в котором автор также реализовал свое увлечение техническими задачками. Однако там техническая тематика преподана с юмором, как ироничная игра ума. Здесь же все серьезны словно строители БАМа из советских романов 70-х.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение «На колесах» («Wheelworld») продолжает первую часть трилогии, но тем не менее сильно от нее отличается. Это весомый плюс. Роман получился самобытным и с «Миром Родины» («Homeworld») его связывает по большому счету только главный герой, который сильно изменился в моральном плане и уже мало напоминает немного самодовольного Яна Кулозика из первой части. Другое отличие заключается в том, что Гарри Гаррисон прибег к излюбленному приему – читатель постепенно погружается в описание незнакомой планеты (на этом построены практически все произведения из циклов «Мир смерти», «Стальная крыса», «Брайан Бранд» и многие другие книги автора). Писатель скрупулезно описывает астрономические и географические характеристики Халмверка и вытекающие из этого особенности быта населения планеты. Интересны и идеи, заложенные в произведении. Земля использует Халмверк как сырьевой придаток, вынуждая его жителей постоянно работать в обмен на товары первой необходимости. Абсолютное большинство халмверкцев такое положение дел вполне устраивает, они привыкли к подобному укладу жизни и боятся даже маломальских перемен. Главному герою приходится немало потрудиться, чтобы перебороть сложившиеся стереотипы и косность мышления.

Резюмируя, скажу, книга поскушнее первой и заключительной частей трилогии, но наверняка понравится поклонникам фантастики вообще и творчества старины Гаррисона в частности.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения Яна Кулозика продолжаются теперь уже на другой планете, в несколько других социальных и природных условиях, нежели на Земле.Теперь Ян попадает в мир и быт ещё недавно совершенно чуждых ему «пролов». Но и здесь всё та же несвобода, всё то же давление технократической олигархии метрополии. И хотя благодаря своему таланту и энергии Кулозик и тут в числе технической и интеллектуальной элиты, но пресс закосневших порядков установленных Земным Содружеством не даёт спокойно жить и работать честным людям. Яну и здесь приходится вступать в борьбу, преодолевая не только человеческие, но и природные трудности, которых на полуосвоенном Халвмерке предостаточно.Только теперь он уже не помощник в борьбе за свободу — он сам лидер сопротивления.

Второй роман трилогии — достойное продолжение первого, развивающее образ человека осознавшего свою роль в жизни и стремящегося полностью реализовать свои возможности, пусть даже ценой потерь и поражений. Становление свободного, сильного и умного человека, который понимает, что к чему в этом мире — продолжается!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, это уже хуже чем первая книга. Меня поразил эпизод(длинный эпизод), когда они переежжают из одного города в другой. У них отваливаются колёса, попадаются на пути вода, дикие звери — но написано всё это ТАК скучно, что капец. Дальше уже чуть-чуть лучше. хотя вобщем то ещё один стандартный гаррисоновский роман. Не цепляет

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть хуже, чем первый роман цикла. Но всё ещё вполне интересно. Не знаю я, что будет дальше с Гаррисоном, но я ему пока доверяю. Рекомендую прочитать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в оригинале. В словарь заглядывал, наверное, один или два раза. Очень простой язык, остросюжетная борьба со стихией, вполне в голивудском стиле. При этом деревня остаётся деревней, хоть она и заброшена в дальний космос. Вполне забавная находка, хоть и не вполне политкорректная (что только повышает ценность произведения).

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх