fantlab ru

Гарри Гаррисон «Эдем»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
1489
Моя оценка:
-

подробнее

Эдем

West of Eden Trilogy

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Астероид, который в глубокой древности столкнулся с Землёй и вызвал массовое и быстрое вымирание гигантских рептилий, господствующих на планете, по версии Гарри Гаррисона прошёл мимо.... И динозавры не вымерли, а продолжали эволюционировать и обретя разум создали свою, совершенно не похожую на современную, цивилизацию.

Другие виды тоже развивались по предназначенным им путям. Приматы также обрели разум и вступили в борьбу за выживание. С помощью огня и изготавливаемых орудий первые люди вступают в, казалось бы безнадёжную, схватку за жизнь с разумными пресмыкающимися...

В создании книги в качестве консультантов принимали участие признанные авторитеты в области биологии и палеонтологии.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:


8.18 (2049)
-
61 отз.
7.97 (1455)
-
24 отз.
7.92 (1305)
-
19 отз.
7.44 (467)
-
10 отз.

Похожие произведения:

 

 


Запад Эдема
1992 г.
Запад Эдема
1992 г.
Запад Эдема
1992 г.
Запад Эдема
1992 г.
Запад Эдема
1992 г.
Запад Эдема
1993 г.
Запад Эдема. Зима в Эдеме
1993 г.
Зима в Эдеме
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Возвращение в Эдем
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Зима в Эдеме
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. К Западу от Эдема
1993 г.
Стертые миры
1997 г.
Запад Эдема
1998 г.
Зима в Эдеме
1998 г.
Возвращение в Эдем
1999 г.
Дорога в 3000 год
2002 г.
Дорога в 3000 год
2002 г.
50 x 50
2003 г.
Эдем
2003 г.
Дорога в 3000 год
2004 г.
Возвращение в Эдем
2008 г.
Запад Эдема
2008 г.
Зима в Эдеме
2008 г.
Пропавший лайнер
2009 г.
Эдем
2009 г.
Запад Эдема
2010 г.
К западу от Эдема
2014 г.
Зима в Эдеме
2014 г.
Возвращение в Эдем
2014 г.
50х50
2016 г.
К западу от Эдема. Зима в Эдеме. Возвращение в Эдем
2017 г.
К западу от Эдема
2018 г.
Тренировочный полет
2020 г.
К западу от Эдема. Зима в Эдеме. Возвращение в Эдем
2023 г.

Аудиокниги:

Запад Эдема
2017 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

West of Eden
1985 г.
(английский)
The Ultimate Dinosaur
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Эдем» — настоящее торжество биологической фантастики от Гарри Гаррисона.

Хоть на переднем плане тут приключения, но присутствует также погружение в психологию персонажей (людей и ящеров иилане'), а также оригинальные социальные идеи. Однако, прежде всего «Эдем» это концентрация удивительных биологических идей. Эти романы оценят те, кому интересны вопросы эволюции, мутаций живых организмов, фантастической экологии и ксенофантастики. Гаррисон редко писал об инопланетянах, но его иилане' хоть и живут на нашей альтернативной планете, представляют из себя совершенно не похожих на нас существ. Более того, это «ксено-общество» является биологической цивилизацией — всё, чем пользуются иилане' (предметы быта, оружие, сами их города, транспортные средства, различные устройства и приборы) это генетически модифицированные живые организмы, которые разумные ящеры выращивают и разводят.

По какой-то причине романы цикла не удостоились литературных наград, но я бы поставил «Эдем» по значимости для фантастики в один ряд с «Властелином колец» или «Хрониками Дюны». Гаррисон из тех писателей, которые создавали как выдающиеся произведения, так и откровенную коммерческую халтуру. Но «Эдем» это, возможно, вершина его творчества, по крайней мере точно одно из самых интересных его достижений (таких, как цикл «Мир смерти», и особенно первая его часть «Неукротимая планета».)

Итак, на альтернативной Земле правят разумные ящеры, потому как астероид, вызвавший мел-палеогеновое вымирание, пролетел мимо. Однако, на севере Северной Америки возникла экосистема, подобная современной кайнозойской, и возникли более-менее привычные нам млекопитающие — олени, кролики, саблезубые тигры, мастодонты и люди. Наверное, в реальности такого произойти не могло: чтобы приматы появились и эволюционировали в людей им нужны тропические леса, а затем и жаркие саванны. Но, пути эволюции неисповедимы, особенно в мыслях писателей-фантастов. Когда климат стал меняться в сторону похолодания, люди тану и ящеры иилане' вынуждены были переселятся в новые места, и тогда они впервые встретились. (Кстати, и иилане' произошли не от динозавров, строго говоря, о чём мы узнаём только из приложения.)

Читателю цикла приходится не только узнавать этот необычный мир, но и усваивать слова и понятия языков тану и иилане' (а потом и других языков), притом, что язык разумных ящеров вообще построен на совершенно чуждых нам принципах и аналогов в нашем мире не имеет.

Это всё касается в частности первого романа. Во втором романе больше сюжетных линий, появляются новые расы — парамутаны и сорогетсо, расширяется география (действие происходит не только в Северной Америке и Африке, но и на севере Старого Света — в регионе Европы, а также в Южной Америке).

Третий роман в сравнении с предыдущими кажется немного более затянутым, хоть по объёму он меньше всех. Но в нём все сюжетные линии завершаются достойным финалом.

Смогут ли люди и иилане' жить в мире? Надежду на это даёт наличие таких людей, как главный герой Керрик, и таких ящеров, как Дочери Жизни, последовательницы особого религиозного культа. Но среди и людей и ящеров таковых меньшинство. Большинство же видит в чуждых существах врагов. Показательно, что по сюжету именно люди первыми убивают иилане'

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, и первыми нарушают мирный договор между тану и иилане', когда проникают в их город, чтобы выкрасть оружие
.

В этой истории есть положительные и отрицательные герои, но нет плохих народов. Автор сумел показать совершенно чуждую, но интересную культуру ящеров. И мы не желаем им погибели, мы желаем людям и ящерам сосуществовать мирно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый великий фантаст — это целый мир, уважаемый потенциальный читатель. Вернее — целая гроздь миров, созданных его фантазией.

И поскольку все мы разные, уважаемый потенциальный, то и причуды наших склонностей и пристрастий создают целые букеты всевозможных рейтингов оных фантастических миров. Среднестатистически же — по результатам имеющихся обобщений разнообразных мнений — имя Гаррисона прежде всего ассоциируется со следующей триадой: «Мир смерти», «Билл — герой Галактики», и — конечно же — «Эдем». Это — кстати — легко проверить по статистике оценок и отзывов данного сайта.

Если уж быть до конца субъективным (ибо «объективность индивидуальных оценок» — это что-то вроде «горького сахара» или «громкой тишины»), то первые книжки указанных циклов — это и есть тот неподражаемый пьедестал, что отличает Гаррисона от прочих обитателей Олимпа. То бишь, это — «Неукротимая планета», «Билл — герой Галактики» и «Запад Эдема».

Но — как правило — даже самые въедливые фанаты конкретных рейтинговых решений признают, что каждый конкретный фантастический мир целиком — вполне себе достоин целостного восприятия, вне зависимости от сильных и слабых сторон конкретного тОма. С этой точки зрения «Эдем» — это своеобразный «рейтинговый компромисс» Гаррисона. В этом цикле наиболее гармонично сочетаются всё три обязательных элемента литТриады, достойной всяческого восхищения: Тема + Идея + Антураж. Что бы кто ни говорил, «Эдем» — самый, что ни на есть Гаррисоновский цикл

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказывать о старой фантастике иногда очень сложно. Хотя бы потому, что обычно принято говорить про это сквозь призму времени. Дескать, читал и обожал в детстве, потом вырос, перечитал, вернулся в те самые времена, когда эскимо было вкусным, а трава зеленой. Что делать, когда то эскимо ты не пробовал, а трава тебя и сейчас радует красками? Как выразить свои эмоции, когда ты читаешь книги 60-80-х годов в новом тысячелетии?

Благодаря «Азбуке» мы получили возможность прочитать трилогию Гаррисона в красивом переплете. Да, я тот самый человек, который выбирал книгу только по аннотации и картинке на обложке. А там я видел динозавров с обещаниями, что те, дескать, научились мыслить. В моей голове рисовались интересные картинки про иерархию среди диплодоков и бронтозавров, велоцирапторов и игуанодонов... Но реальность оказалась несколько иной и куда более фантастичной. А что если не все динозавры вымерли? А что если где-то на далекой территории спокойно живет себе разумная раса ящеров? Они ходят на двух ногах, у них есть свой язык, они строят города и активно развивают биотехнологии. Но с людьми, теми самыми, первобытными, они еще не знакомы. А когда все-таки познакомились, то оказалось, что обе расы нашли друг в друге отсталых в развитии зверей, с которыми можно взаимодействовать только с помощью копий и стреляющих палок. В общем, враги нашли друг друга.

Но старт сюжета по большей части пошел с того момента, когда иилане (так называют себя ящерицы) берут в плен человеческую особь — мальчика по имени Керрик. Тут можно провести параллели с Маугли, котрого воспитывали волки. И если у волков была какая-то любовь и забота, то Керрику в этом плане было все-таки сложнее, ибо он постоянно находился на грани жизни и смерти. Но в итоге спустя десяток лет человек выучил язык иилан и стал ассоциировать себя с ними. Пока Гаррисон не ввел в сюжет других людей, попавшими в плен к иилане. Это и зародило чувство сомнений в душу Керрика. Кто я — ящер или человек?

В книге собраны все три романа цикла. На мой взгляд, самый полный и интересный именно первый роман. В нем было все — и страх, и ненависть, и любовь, и побег, и борьба. Два следующих романа по сути являются описанием перемещений туда-сюда. Там опасно, нужно перебираться. Там холодно, пора уходить. Там иилане, пора драться. Конечно, появляются новые персонажи, старые персонажи обзаводятся семьями... И если честно, то именно за людьми в этих романах следить не очень интересно, а вот читать о разумных ящерицах в разы занятнее. У них своя иерархия, свои законы. Они смогли обуздать природы и сделать город из деревьев и травы, свои телевизоры, камеры слежения, стреляющие оружия и многое другое. И если бы Гаррисон все-таки пошел в детали мира иилан, а не в описание быта людей, то я бы оценил цикл гораздо выше. В итоге накал страстей потерялся, люди как жили, так и живут себе, а иилане... А про иилане лучше прочитать самим, все-таки книга того стоит. Хоть она и не про динозавров. 7/10.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр. Настолько проработанного мира в произведениях других авторов практически не встречал. Очень импонирует то, что автор не поленился и привлёк к работе над романом специалистов из науки (по вопросам биологии, лингвистики и философии). Так появилась философия иилане (“дочерей Жизни”), так появились языки тех же иилане, тану, саску, парамутанов. Так появились удивительные образцы флоры и фауны. Кто из современных писателей может похвастаться таким ? Это долгий и кропотливый путь и современные авторы его избегают. Проще написать (простите без фамилий не могу) аля-Перумов “а он его тыжь, а тот его как тыдыжь, а потом ещё тыдыдыжь. И всё это с приставками супер-пупер-мега и что там ещё”.

Трилогию очень интересно читать. Да, пожалуй, первая книга самая сильная в цикле. Но, возможно, это ошибочное мнение и возникает просто вследствие того, что в первой книге мы впервые сталкиваемся с миром разумных ящеров и людей. В последующих книгах эффект новизны теряется. Но интерес, безусловно, остаётся.

Рассказывать сюжет не имеет смысла. Понравилось всё. Недостатков не нашёл абсолютно. Ну, может, возникали, на мой взгляд, некоторые “технические” вопросы. К примеру транспортировка парамутанами уларуаква (аналог нашего кита). Когда несколько лодок с помощью специальных гарпунов привязывали себя к туше и таким образом транспортировали этого кита по морю. При прочтении возник вопрос: а если шторм ? Эти лодчонки раскидает в разные стороны. Способ транспортировки не надёжен и сомнителен. Но я на него ответил сам: значит поплывут за новым уларуаквом.

Очень живые и симпатичные персонажи. “Болел” за всех: и за иилане, и за тану, и за парамутанов, и за саску. Любимых героев много, прежде всего Энге, само-собой Керрик, Саноне. Очень сопереживал самцам иилане Надаске и Имехеи. Они освободились от родильных пляжей, от грубости самок. И они жили свободными, свободными и умерли. Мыслишка, конечно, закрадывалась – не плохо было бы если б Энге забрала их в город дочерей Жизни. И они бы получили равноправие в обществе самок, организовали что-ли подобие “профсоюза самцов”. Со всеми вытекающими льготами, правами и гарантиями. И Имехеи и Надаске сделали бы одну-единственную ходку на родильный пляж, а мудрая Амбаласи нашла бы способ, чтоб они выжили после этого. А потом они уже не просто жили бы в хананне, а принимали активное участие в жизни города. Но. “На пляж они больше не пойдут…”, — так сказал когда-то один из них и его слова были пророческие.

Среди людей, для меня, пожалуй, самая симпатичная народность это саску. Парамутаны тоже хороши, а вот тану как-то излишне агрессивны. Иилане тоже симпатичны. Вот что Гаррисону ещё удалось на 100 % так это создать такие самобытные, в чём то абсолютно не похожие, народности людей. И что меня очень порадовало, так это то, что “тану не убивают тану”. Мир и так жесток и в этом мире ростком добра был именно мир между тану, саску, парамутанами. Ни в одной книге я не встречал подобного. Обычно все “народности” обязательно грызлись между собой, даже перед лицом общего врага (достаточно вспомнить тех же эльфов, людей, гномов).

Лично мне очень бы хотелось мира между людьми и иилане. Ведь места хватит на всех. Но я понимал – мира не буде. И конец книги это подтвердил. И в грядущей войне, я, пожалуй, не стану на сторону людей. Как не стал бы, наверное, и Керрик. Но это уже другая история…

Я провёл незабываемое время за чтением книги. Рекомендую к прочтению. Огромное спасибо и низкий вам поклон, Мастер !

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые увидела первую книгу в детстве в книжном магазине, но постеснялась попросить взрослых мне ее купить — уж очень страшно, но и одновременно привлекательно выглядела половина лица рептилоида на обложке. Прочитать же удалось спустя почти 30 лет, да всю трилогию сразу. Что сказать... Впечатления все какие-то очень противоречивые.

- Очень довольна открытием для себя Гаррисона, которого, при всей любви к фантастике, ни разу не читала. Однако, поскольку пишут, что этот цикл сильно отличается от других его произведений, почему-то нет желания знакомиться с этими другими, не хочется перебивать послевкусия «Эдема».

- О масштабности идеи, смелости допущения уже написали многие. Но развозить это на целую трилогию показалось уже чистой воды коммерцией, вторая и третья книги, при всем интересе, уже не так эмоционально воспринимались, как первая, было ощущение затянутости.

- Из этого вытекают и нестыковки в третьей части, как вроде бы автор забыл, о чем писал. Это малость портит впечатление, выглядит, как если бы начинал мэтр, а закончил халтурщик.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[Например, с чего вдруг такая радость и нежность у Меррит от встречи с Армун, она ведь держала ее при себе на правах служанки и, как и все остальные, травила и шпыняла, называя «беличьей мордой». Почему Ортнар вдруг остался один — ведь его еще в первой части бойко утащила к себе первая красавица саммада Фарлан, о ее гибели или подобном нигде не сказано. Херилак — дядя Керрика, почему их родственная связь больше не вспоминается и не обыгрывается. Почему имя Исель вдруг оказалось для Керрика настолько дорогим, что он называет им дочь — ведь эта девочка откровенно раздражала его, когда они были в плену у ийлан, да и погибла она вовсе не «чтобы он мог жить» , о ее смерти он жалел просто как о смерти живого существа, не более. И все свои выводы о языке ийлан он хитренько держал при себе все это время. Таких моментов много. ]

А в целом — очень рекомендую эту вещь. Несмотря на вышеперечисленное, она полна мыслей, которые в наши дни как никогда актуальны...

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и закончился еще один цикл. Дался он мне с трудом. Не знаю может потому что я не ждал от Гаррисона что-то подобного. А может в необычности происходящего. Ведь нам дали ательнативную версию истории Земли. Необычную, но вполне возможную.

Мы привыкли что ксенофантастика это неприменно космос, другие планеты и инопланетные расы. В космосе с кем только мы не встречались и пытались наладить контакт. От гуманоидов, до целой живой планеты. А здесь автор не стал кудато лететь чтобы столкнуть нос к носу две , абсолютно разные расы. Столкнуть и заставить их жить бок о бок, искать точки соприкосновения и пройдя через кровавые конфликты найди способ для мирного сосуществования.

Но помимо всего прочего эта трилогия ещё и прекрасное приключенческое произведение. Читать его не скучно. Я написал что далась с трудом. Но трудности у меня возникали именно с социальной и психологической частью. Часто приходилось останавливаться и хорошенько подумать. Но за насыщенной жизнью главных героев следить было очень интересно.

Гаррисон уже давно вписал свое имя в зал славы фантастики. И эта трилогия по праву занимает одно оз первых мест в списке классики фантастики. На мой взгляд такие книги уже нет смысла обсуждать. О них уже все сказанно. Их просто необходимо читать, в особенности тем кто считает себя любителем фантастики.

И хотя сами книги может уже не стоит и обсуждать, тема затронутая автором не закрыта. Здесь есть ещё о чем поговорить и поспорить. Да как в принципе и над всей альтернативной историей выданой нам различными авторами.

Читайте великих.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитаны все три части. Назвать циклом это произведение как-то даже язык не поворачивается – это самая настоящая эпопея по размаху и количеству разных персонажей, у каждого из которых – своя точка зрения на происходящее.

В «Эдеме» смоделирована ситуация, которая теоретически могла бы создаться в реальном мире – параллельное существование двух разумных видов. В общем-то, как правило, ученые считают, что конфликт между видами неизбежен и более развитый или более динамично развивающийся победит менее развитый или более «консервативный». В книге все несколько сложнее – различия между ийланами и тану настолько принципиальны, что они могли бы и не обращать друг на друга внимания. Никакой особой конкуренции между ними и не наблюдается, так как люди живут севернее и в основном – кочевники, в то время, как ящеры не уходят далеко от своих живых городов и все, что им нужно, в основном, выращивают, а не добывают. Главные ресурсы для них – плодородная почва и солнечный свет, а остальные вопросы решает генная инженерия. Именно ввиду различных климатических зон расселения, малочисленные люди не представляли для ящеров ни опасности, ни интереса – пока не началось межконтинентальное переселение ийлан от наступающего ледника. Здесь и зародился конфликт, порожденный, в общем-то, трагическим недоразумением – дикие охотники ввиду своей ограниченности не представляли, что мургу (рептилии) способны быть разумными. Ийланы, в особенности Вейнте в своей спесивости, не могли также принять столь возмутительного факта, как нападение разумных млекопитающих. Последствия оказались крайне неприятными для обоих сторон…

Отчасти, это книга о контакте цивилизаций – больная тема на все времена. Ийланы очень развиты, но невероятно консервативны, так как их разум можно назвать частично коллективным (по-настоящему мыслят только некоторые взрослые особи, причем самцы бесправны и не влияют на развитие общества).К тому же, их раса в достаточной мере разобщена и сильно зависит от традиций. Поэтому они сначала попытались уничтожить то, что в их картину мира не вписалось, а потом, поняв, что это сложно и небезопасно, стали просто игнорировать назойливых устозоу. Тану – дикари, и, хотя они мыслят более гибко и быстро усвоили, что ийланы – не животные, но для них – они просто еще один враг, как и некоторые агрессивные человеческие племена, только более опасный и отвратительный. Ящеры вынудили пойти их на компромисс, почти истребив – но, если бы не Керрик, война грозила стать бесконечной.

В общем, здесь вывод неутешительный- сотрудничество между тану и ийланами невозможно, потому, что ни одна из сторон в нем не заинтересована. И кто знает, не начнется ли вновь вражда, когда умрут последние тану, знающие язык ийлан.

Интересно, что роль личности в развитии обоих цивилизаций, несмотря на их принципиальные различия, одинаково велика. Вот вроде, все люди способны самостоятельно думать, но если бы не Керрик – многие важные решения не были бы приняты. Но и он, кстати, не идеален – ийланский консерватизм, привычка приспосабливаться и отсутствие упрямости охотника, заставляли его уходить от конфликтов и опускать руки, когда необходимо было действовать. Вообще, Керрик — уникальный персонаж, своего рода интеллигент каменного века, невозможный в свою эпоху характер. Именно благодаря ему тану получили стремление к развитию, именно он приносил что-то новое на протяжении все своей жизни. Но при этом Керрик все время чувствовал себя чужим среди людей, и сам никогда не смог бы их возглавить. Его друг, саммадар Херилак – полная ему противоположность, прирожденный лидер и хранитель традиций, зачастую помогал ту или иную идею воплотить в жизнь – если понимал ее значимость.

У ийлан все еще хуже, их консерватизм носит почти биологическую природу, поэтому просто трезво мыслящего реформатора не достаточно. Основы их общества подтачивает учение Угуненапсы – одной из ийлан, которая задумалась о Боге и смысле жизни. Мудрой ученой Амбаланси удалось направить энергию протеста верующих на развитие принципиально новой цивилизации ийлан, с равенством полов, без авторитарной власти и убийственного консерватизма. Только время может показать, поможет ли Дочерям Жизни ее урок, ведь их идеология практически не допускает возможности сопротивления агрессии. Вейнте они остановить не смогли – не представляю, как им удастся уцелеть.

Отчасти все происходящее в романе вызвало неожиданную ассоциацию с «Улиткой на склоне» Стругацких. Собственно, та же ситуация, которую Гаррисон, в отличие от Стругацких, не стал доводить до абсурда. Два абсолютно противоположных вектора развития разума – хтонический, который выбрали ийланы (города-пещеры, биологическая псевдотехника, почти коллективный разум, матриархат, страх перед огнем, общение премущественно жестами (хотя и звуками тоже, и окраской); и устремленный к небу, теллурический, избранный тану (обожествление неба, индивидуализм, зачатки демократии, патриархальная культура (прямо какие-то европейцы по Шпенглеру, европоцентризм, однако)). У Стругацких в целом идея была другой – одно без другого ущербно и ведет к катастрофе. У Гаррисона оба типа цивилизации вполне равноправны и жизнеспособны. Вообще, чувствуется, что ийланам автор местами даже симпатизирует – жалко их, таких непохожих и странных, закосневших в своем могуществе. Мне лично ящеры тоже были гораздо интереснее, они ближе к современным людям – своей цивилизованностью. Это заставляет сочувствовать им – и в то же время автор резко очерчивает разницу между «нами» и «ими». Они – не лучше тану, они – иные, в том и проблема. Здесь конфликт даже не разных уровней развития – разных законов развития.

Ну и за кем будущее? Очень велика, на мой взгляд, вероятность, что забыв Керрика, тану вновь посмотрят на ийлан как на потенциальных противников. А так как первые шаги к развитию науки и техники уже сделаны – огонь освоен, луки стреляют хорошо, а к концу эпопеи и химическое оружие нашлось; учитывая приспособляемость человеческую, можно сделать вывод – ящерам не поздоровится. Их биологические средства защиты против ядов и огня не слишком эффективны, и как то не верится в несгораемые живые изгороди, описанные в романе – достаточно людям изобрести горючую смесь… На стороне ийлан один серьезный козырь – бактериологическая атака (странно, что до этого не дошло). Но учитывая слабую сплоченность городов и их медленную модернизацию, можно предположить, что люди справятся с ними по отдельности, не давая ящерам опомниться.

Важно то, что рано или поздно двум разумным видам придется или наладить общение, или вернуться в состояние конфликта. И ийланы никогда не пойдут на контакт первыми – остается только людям проявить инициативу. Если только начинания Амбаланси не пропадут зря и не появится новая, качественно иная цивилизация – но и тогда найти общий язык будет трудно. По крайней мере, даже Энге и Керрик решили, что тану и ийланы слишком разные и чем реже будут встречаться их народы, тем будет лучше.

Итог: не ожидал от Гаррисона такой глубокой книги – хотя небольшой перекос в экшн местами все равно присутствует. Все равно, «Эдем» Гаррисона — одни из самых интересных и оригинальных проектов в истории научной фантастики. Грандиозный литературно-научный эксперимент, на мой взгляд, вполне убедительный.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем примечательно данное произведение? Тем, что в нем автор попробовал описать расу потомков динозавров с биотехнологиями и матриархатом, во многом отличную от человеческого общества. В целом задача удалась, но на мой субъективный взгляд, есть пара недостатков. Во-первых, полное невежество касательно огня, о чем тут уже говорили. Ну не могли ящеры за свою сверхдолгую историю ни разу не сталкиваться с пожарами, живя в городах-деревьях. Во-вторы, скачок к фотографии и видеозаписи, миную всякую письменность. Язык ящерок может быть сколь угодно сложен, но опять-таки, без каких-то хотя бы базовых обозначений их цивилизация навряд ли смогла бы нормально развиваться. А так у них даже вместо летописей какая-то абстрактная «стена памяти».

Что же касается второй стороны, людей, то тут интересного куда меньше. Типичные кроманьонцы с парой наворотов, выкосить которых ящеры не могут лишь потому, что на их стороне главный герой, который будучи взращенным разумными рептилиями, теперь постоянно ставит им палки в колеса(или скорее в лапы и ласты их зверей-транспортов).

В общем и целом из всего, что я читал у Гаррисона, этот цикл мне наверное больше всего понравился и запомнился. Разве что вторая и третья книги на мой взгляд как-то послабее. Это просто добротные продолжения, эффекта новизны, когда ты знакомишься с новым необычным миром, в них гораздо меньше.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл про столкновение развитой биологической цивилизации динозавров и людей, находящихся в каменном веке. Конечно, в цикле не только это. Там есть еще конфликты между людьми и конфликты между динозаврами. Цикл написан довольно честно. Ящеры показаны не как сборище монстров, жаждущих человечьей крови, а как общество людей со своими интересами, которые могут отличаться очень сильно. Так же показаны и люди — разные племена. разные взгляды.

Ничего выдающегося в цикле нет, пожалуй, но откровенно слабым он тоже не является. На один раз

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир, населенный динозаврами, по непонятной мне причине, обладает для людей исключительной притягательностью. С неослабевающим интересом мы вчитываемся в скупые строчки палеонтологических отчетов, открывающих все новые виды вымерших чудовищ, и раз за разом в книгах и фильмах пытаемся возродить этих ящеров и представить, каково это было бы иметь их своими соседями по планете. Иногда мне кажется, что это такая форма превосходства: вот были они владыками Земли, вынуждая наших далеких предков миллионы лет прятаться в норах, а глядите теперь — где они, а где мы.

Но, как бы то ни было, сегодня, спустя 65 млн лет после решившего судьбу динозавров события, только мы можем полетом своей фантазии вернуть ящеров из небытия. И перед нами одна из самых удачных таких попыток — мир, где млекопитающие и динозавры получили равный эволюционный шанс, не просто породив множество существующих одновременно видов, но достигнув вершины — разума.

Странный, удивительный мир, где смертоносный астероид прошел мимо, мир, где вопрос о том, за кем останется Земля, перенесен в невообразимо далекое будущее и должен быть решен между человеком и народом ийланов. Последние — несомненная удача Гаррисона, который сумел отойти от штампованного образа тупых и агрессивных ящеров и создать настоящую самобытную цивилизацию, с оригинальной общественной структурой, образом жизни, традициями, наукой и культурой. И это общество не лишено особой притягательности с его «вписанностью» в окружающий мир, биотехнологиями, глубоким знанием и пониманием всего живого.

Не меньше усилий Мастер потратил и на человеческие культуры. Перед нами — исключительное разнообразие — от охотников-кочевников до первых оседлых земледельцев, калейдоскоп из традиций, верований и характеров. Может быть не так подробно и глубоко, как порой хотелось, но ведь здесь главное приключение, а не этнография. А приключение удалось: с массой сражений, победами и поражениями, неожиданными поворотами сюжета, с обязательными злодеями и такими же обязательными героями и невинными жертвами.

Как кому, но мне все три романа очень хотелось, чтобы люди и ийланы нашли общий язык, объединили свои знания перед общей опасностью — наступлением Ледников. Это было бы здорово: объединение знаний одних о природе и умение манипулировать живыми организмами, и навыков других в использовании и создании новых материалов и инструментов, могло бы полностью преобразовать Землю.

И хорошо, что Гаррисон не пошел на поводу у таких желаний и не сделал из Цикла благостную сказку о всеобщей терпимости, дружбе и взаимопомощи. Финал, когда пути двух народов расходятся окончательно, а наш герой Керрик терпит поражение в своих попытках сблизить народы — более реалистичный и оставляющий много возможностей самому додумать конец истории. Хотя мой придуманный финал не очень оптимистичен: почему-то мне кажется, что на Земле все равно останется только кто-то один, и мы все догадываемся, кто это будет, и дело в этот раз обойдется без всякого смертоносного астероида или Ледникового периода.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж...

Читал книги серии «Эдем» еще в детстве, и до сих пор считаю их не просто лучшими книгами, но и лучшим медиапродуктом ВООБЩЕ т.е. превосходящими все фильмы, книги и компьютерные игры, которые я видел.

Серьезно — по впечатлениям «Эдем» не превзошло (и не превзойдет) для меня ничто.

Плюсы книг даже расписывать не хочется — тут просто очень глубокая работа со всем: научной составляющей, психологией, философией, персонажами (кстати ийлане как персонажи намного превосходят людей), атмосферой (это ИМХО одна из самых атмосферных книг). Но основное достоинство книги — это ощущение «контакта», соприкосновение двух разумов — человеческого и нечеловеческого; чистый катарсис до мурашек по коже. На этом ощущении соприкосновения двух миров построена вся книга, и так как здесь она не реализована нигде.

Ну и конечно концовка — абсолютный ЭПИК, соприкосновение не просто двух цивилизаций, но всех персонажей, всех сюжетных линий. После такого финала я еще долго ходил под впечатлением. Это просто невероятно...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимейших произведений! Читала его впервые в детстве, тогда меня очень поразил придуманный автором яркий, ни на что не похожий мир, цивилизация йилан, основанная на генной инженерии, была для меня просто находкой. Прочитала книги от корки до корки, в том числе и примечания в конце, в которых подробнее описывались неведомые мне доселе биоинженерные существа) Гарри Гаррисон невероятным образом сумел преподнести читателю альтернативную версию развития человеческой истории. Ничего более сильного в этом жанре никогда не читала, такие книги хочется перечитывать

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем известно такое направление современной НФ, как «альтернативная история». А в этом цикле, на мой взгляд, Гаррисон предложил совершенно новый фантастический жанр — «альтернативную эволюцию» ( или точнее «параллельную»). Сделав лишь одно фантастическое допущение, раскрытое в преуведомлении к первому роману трилогии, автор выращивает из него, как из зёрнышка, новый незнакомый мир.

Идея цивилизации основанная на биологии, а не на технологии в общем-то не нова, достаточно вспомнить, хотя бы, Леониду Стругацких, или их же Лес из «Улитки на склоне». Но там иные «биотехнологии» были упомянуты вскользь, ибо описание их не являлось целью повестей АБС. Здесь же мы видим, что можно сделать опираясь на доскональное знание живой природы и оперируя им в нужном направлении.

Интересно показана психология разумных существ эволюционировавших не из приматов. Снова приведу отечественный пример — дилогия В.Васильева о людях-собаках. У Васильева действуют именно люди, хотя и произошедшие от собак. Про разумных пресмыкающихся Гаррисона этого не скажешь. Их разум, чуждый человеческому, именно иной, не похожий на наш.

Даже если бы только этим исчерпывались достоинства цикла, его уже можно было бы отметить, как незаурядное явление в мире НФ. Но тут ещё и в полной мере проявился талант Гарри Гаррисона, как приключенца. Сюжет цепко держит в своих объятиях, скорость действия не даёт заскучать.

P.S. Безусловно, я ни в коей мере не навязываю никому своего мнения, но полагаю, что эта «доисторическая сага» достойна прочтения.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл. Правда хороший. Есть в нем что-то такое, что притягивает. Даже не знаю как это назвать... Некое волшебное очарование древности, приблизительно так.. Очень понравился способ описания мира. Нельзя сказать, что он новый способ, при котором ты путешествуешь вместе с героем, и постепенно осваиваешь новые пространства. Нет, он стар как мир, этот способ. Наверное все дело в необычности мира.. Да и жанр альтернативной истории, мне всегда интересен.. А тут не просто, там какое-то типа-« представьте, что революции 1917 г., не было»))), тут немного немало, автор замахнулся на эпоху динозавров.. И надо сказать одно это уже, притягивает..Что касается героев, то они тут получились яркие. Конечно есть масса мелких придирок, недочетов, поступков нелогичных. Но все это блекнет с многообразием видов разумных существ и богатством мира.. Особенно мне приглянулись саску. Какое-то скрытое достоинство в них чувствуется...

Однако тут и кроется ложка дегтя. Заключается, она в третьем томе.. Многие говорят что он затянут.. Я так не считаю. Наоборот, это хорошо, что автор пытался кое-как свести противоречия людей и ящеров к консенсусу, к соглашению.. Я вот честно, радовался, когда читал что царит мир между ними.. Тут дело в другом.. Несуразными получились последние страниц 50.. Слишком много хвостов автор оставил за собой. По хорошему надо было еще один роман писать. Слишком уж много загадок осталось. Автор попытался все это написать в послесловии Керрика, но согласитесь, получилось неуклюже. Поэтому, как бы я не хотел, но поставить вы оценки 8/10, я не могу. В такого рода масштабных циклах всегда важна концовка. Иначе впечатление не то.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда мне было 7 лет, мама читала мне на ночь сказки об ийланах и устозоу. Вы, наверное, подумаете, что выглядело всё примерно так:

И вот одна большая ящерка сказала другой: “Давай пойдем войной на этих первобытных людей, они тупые, ходят в шкурах и носят дубинки.”

“Нет-нет, — сказали первобытные люди с дубинками, — Мы сначала поубегам и попрячемся, а потом сожжем ваш город в джунглях и сами там поселимся...”

Но к тому возрасту я уже достаточно многое знал о динозаврах и собирался составить энциклопедию всех открытых видов в своем блокноте, а еще через пару лет прочитал “Властелин колец” и перестал спать по ночам. Поэтому, когда мы с папой увидели в магазине зеленую обложку с ящерицей, а потом еще и картинки с динозавриками на форзаце, то сразу же купили книгу с первыми двумя частями цикла. Мама начала мне ее читать, потом я стал читать сам и в скором времени выучил марбак и язык ийлан.

Совсем недавно я решил перечитать трилогию “Эдема” и наконец узнать, чем же всё закончилось... “Хватит вступлений, расскажи, в чем же основная суть сюжета”, — перебьют меня самые нетерпеливые мои читатели. Так вот. Представьте себе, что всем известный астероид никогда не падал на Землю и динозавры всё еще существуют. Эволюционировав в течение многих миллионов лет, они значительно обогнали в своем развитии недавно появившихся людей. Они зовут нас устозоу, мы их — мургу и мирное существование между нашими видами вряд ли предвидится. Сможет ли человечество выстоять против ящероподобных существ, чьи города вырастают из одного единственного семени, а инструментами являются генетически измененные животные?

Кстати, именно это сейчас и удивило меня в первую очередь. Ну, откуда мне семилетнему было знать, к примеру, что ящер-микроскоп — это результат манипуляций с генами, а не просто необычное существо, придуманное автором? Вообще, вся цивилизация ийлан достойна восхищения. О ней можно говорить и говорить. Но я не буду. Прочитаете — сами всё узнаете.

Теперь про народы, населяющие страницы книги. У меня нет опыта чтения ксенофантастики и я не в курсе, как там остальным авторам удается моделировать виды с разумом, чуждым нашему, но мне кажется, что и ийланы и тану выполнены на отлично. Тану рассуждают, как пещерные люди, многие понятия и процессы не доступны для их понимания (первый плюс). К тому же, племена людей, существующие изолированно (таких племен ровно три — развеселые парамутаны, мудрые саску и уже упомянутые выше браконьеры-тану) также мыслят по разному и находятся на разных уровнях развития (второй плюс). Ийланам (если вы человек, замените в этом тексте слово ийланы на мургу) чуджы многие человеческие понятия, а особенности их мышления проистекают из особенностей биологии и социального строя (третий плюс). К тому же, ийланы обладают языком, совершенно не похожим на человеческий. Вот представьте, что для того, чтобы сказать одну коротенькую фразу, вам нужно полминуты размахивать руками, как лопастями вертолета, несколько раз упасть на пол и постоять на голове. Если у вас не получится — вы никогда не станете полноценным ийланом, возможно, вас даже в фарги не запишут и сошлют куда-нибудь на далекие острова.

О чудесах генной инженерии я уже сказал пару слов, но не удержусь рассказать поподробнее. У ийлан есть живые корабли урукето (привет, Робин Хобб), микроскопы, стригущие машинки, телевизоры, видеокамеры, птицы-фотоаппараты, палки-стрелялки, живые веревки, многоногие вездеходы и даже... тарарарам... гусь-пчеловод! Шучу, гуся-пчеловода они не изобрели. А жаль.

О книгах трилогии. Первая часть — “Запад Эдема” — история мальчика Керрика, в раннем детстве попавшего в плен к ийланам. Как и положено любому нормальному шпиону, Керрик несколько лет изучает план города, язык и культуру ийлан, а потом взрослеет, сбегает к своим и становится ключевым звеном в борьбе за южные земли. Хоть эта книга и является своего рода вступлением в мир Эдема, но событиями она насыщена побольше двух следующих. Что очень понравилось во второй и третьей книге — сюжетная линия Амбаласи и Дочерей Жизни. О них намного интереснее читать, чем о блужданиях Вайнти от одной эйстаи к другой в поисках армии или о странствиях Керрика и его друзей от тану к парамутанам и обратно. Освоение нового континента и изучение диких сорогетсо — что может быть лучше? И главное — никаких войн.

В целом — это замечательный цикл. Пища для ума и повод поразмыслить о том, что было бы, если. Отличный пример развития картины глобального масштаба из одного фантастического допущения.

Кстати, в моем переводе Вайнти зовут именно Вайнти, а не Вейнте, а ийлан называют ийланами, а не именуют всю дорогу несклоняемым “иилане”. Правда, в третьей книге всё меняется, слог становится более высоким, а имена — непривычными. Объясняю лишь для того, чтобы вы не путались из-за иного написания и не считали меня безграмотным парамутаном.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх