Теодор Старджон «Венера плюс икс»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не определено )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман об утопическом обустройстве общества лидомцев, построенного на основе иной сексуальности и гендерной идентичности. Чарли Джонс, землянин, обитает среди искусственных гермафродитов. Чарли не способен подняться над внушенными с детства моральными нормами и преодолеть сексуальные табу. Старджон явно указывает нам: нынешняя земная цивилизация «хозяинов семьи» и феминисток в целом не готова к подобному обустройству общества, пока не справится с внутренними конфликтами, проистекающими от полового неравенства.
Входит в:
— антологию «Supernova 2», 1977 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
Японская премия "Гендерное чувство" / センス・オブ・ジェンダー賞 (Sense of Gender Awards), 2005 // Зарубежное переводное произведение (США; роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第37回 (2006) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (4), английский (1), немецкий (1), итальянский (1), голландский (1)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Верун (1), Т. Вестермайр (1), Н. Коптюг (1), В. Миловидов (1), А. Росси (1), К. Фенлар (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 10 февраля 2024 г.
Великолепная концовка произведения, буквально два десятка страниц. Остальные сотни страниц классическая философия на тему социальных и половых отношений с элементами религии. Конечно, это интересно тем, кто любит до деталей разбирать Homo Sapiens? Старому же человеку не открывшему для себя ничего нового, немного скучно. Вполне возможно, если бы я добрался до этой книги в 1971 году в СССР, тем кто жил в СССР сразу стало смешно, это было бы крутое изменение всех моих взглядов. Сколько времени было потрачено зря, чтобы в конце жизни подтвердить то, что досталось годами копания в информационном потоке. Боюсь и нашим внукам придется пройти этот долгий путь, теряя время на поиски информации. Теряя время...
Igor_k, 22 июня 2024 г.
Зачин прост и для времени написания романа (1960-ый) уже архаичен: простого американца Чарли Джонса похищают с помощью машины времени, и он оказывается в далеком будущем. Мир изменился, потомки человеческой расы построили новое общество. Над Чарли Джонсом не собираются проводить экспериментов, его просят об одном — вынести оценку тому, что он увидит. А потом отправят домой, к его возлюбленной Лоре.
Итак, вот он — дивный новый мир!
Большую часть повествования Чарли Джонс ходит по нему, глазеет по сторонам и выслушивает пространные объяснения. Подачу материала должны оживить сатирические сценки на тему взаимоотношения полов (а в романе основной фокус как раз на этом самом взаимоотношении). Вставки отличные, правда, не кажутся необходимыми. Все остальное достаточно монотонно. Правда, написано (и переведено) достаточно хорошо, поэтому в сон не вгоняет. Хотя при чтении в голове постоянно мелькает мысль, что автор, которого считают чуть ли не лучшим фантастом своего поколения, мог бы и поинтересней всю эту историю изложить. В какой-то момент «Венера плюс икс» и вовсе начинает напоминать научно-популярную книжку про сексуальную культуру человечества, а не художественное произведение.
Безусловно, все эти извивы по поводу секса должны были бы шокировать читателей в 1960-ых. Или не должны? На исходе первой четверти XXI века не шокирует. Мы уже такого насмотрелись, что построения Старджона в «Венере плюс икс» кажутся невинней не придумаешь. Если требуются примеры, вспомним, например, сочинения Филипа Фармера. Тот любил еще и на поле религии потоптаться. Старджон, кстати, в этом своем романе делает то же самое. Хотя, конечно, и сейчас найдутся те, чьи чувства «Венера плюс икс» вполне может задеть.
Постулируемая в романе идея о том, что для преодоления вражды между народами необходимо уничтожить различия между мужчиной и женщиной, то бишь прийти к однополому человечеству (пусть даже это и будут гермафродиты), кажется наивной что ли. Слабо верится, что это изничтожит все остальные противоречия. Идеалистические пассажи о том, что матриархальные общества более мирные, тоже кажутся, мягко скажем, поверхностными. И именно это — поверхностность — и стоит вынести в минусы этому роману, а вовсе не бесконечные диалоги об устройстве мира будущего.
Тем не менее, весь роман кажется, что автор держит фигу в кармане, что есть тут двойное дно. Так и оказывается. Надо сказать, Старджон все эти повороты обставил достаточно эффектно. К сожалению, именно в этом месте повествование становится каким-то скомканным (хотя, возможно, тут надо задавать вопросы переводчику). Тем не менее, все эти неожиданные повороты делают историю не только лучше, но еще и придают ей те смыслы, без которых все это не играло бы. Так что, дочитывать до конца обязательно (если уж взялись). Тем более, что в финале даже жанр романа меняется. А вот это надо уметь.
В постскриптуме Старджон пишет, что «целью моей было создать 1) приличную книгу 2) о сексе». Увы, по первому пункту результат спорный. Со вторым все в порядке.
Groucho Marx, 4 сентября 2015 г.
Мне не понравилось, потому что не люблю романы-лекции, а тут именно такой случай: герой ходит, удивляется, а ему всё объясняют. Даже во времена Жюля Верна это был не лучший литературный приём, а уж для 50-х годов тем более отстой. Очень интересно придуманное общество, нетривиально разработанна психология разумных существ с иной сексуальностью (кстати, интересней, сложнее и достоверней, чем, например, в «Левой руке Тьмы» Урсулы Ле Гуин), но всё погублено отсутствием внятного увлекательного сюжета. Обидно, да.
vam-1970, 8 января 2017 г.
Очень интересный роман на тему будущего человечества и социально-бытовых тем. Методами генной инженерии создана раса гермафродитов, которую спрятали до поры до времени на Земле. И которая должна рассекретиться в момент, когда человечество примет спокойно гермафродитов как расу и образ жизни.Метод диагностики таков — человека запускают в общество гермафродитов и он должен дать оценку такого образа жизни.
Перед таким человеком по имени Чарльз Джонс стоит нелёгкая задача -но он вынес суждение: если бы общество его времени узнало бы о такой расе, то оно бы уничтожило их полностью. Это написано в 1961 году.Вот такие тогда были воззрения.Прошло с того времени 50-60 лет -и что?Уже сосуществование вроде бы как намечается с людьми нетрадиционной сексуальности. А что будет через следующие 50-60 лет? Не окажемся ли мы с Чарли Джонсом в роли подсудимых? Вот так я понял этот роман.
Но это СТАРДЖОН!!
kirik, 19 июля 2013 г.
Некое будущее, куда наш главный герой Чарли Джонс доставлен наглым образом помимо его воли. Мир изменился, технологии шагнули далеко вперед, а половые различия унифицировались — теперь уже нет деления по гендерным ролям «мужчина\женщина» и в округе царит «мир да любовь». Последнее что помнит Чарли — это любовь, любовь к своей Лоре, к которой он поднимался по ступенькам в доме, пока не провалился в темноту и очнулся в камере «машины времени» уже в будущем, — а все последующие действия направлены на скорейшее возвращение назад, к любимой, ведь условие просто — ему лишь нужно узнать поближе новую расу людей, Лидомцев, сделать о них независимое суждение (как высоко они вознеслись или как низко пали) и его отправят назад...
Что можно сказать по первому впечатлению? Страненько. Публикуйся данное произведение в наше время, автор мог бы заиметь множество проблем — если бы не попал под статью «оскорбление чувств верующих», то уж за пропаганду однополой любви наверняка привлекли бы (ну или загнобили как минимум). И ведь правда, в книге, особенно в первых 2\3 романа, достаточно много рассуждений о возможностях и положительных сторонах «свободной любви», не ограниченной гендерными стереотипами, а осуждающей точки зрения как таковой нет. В определенный момент складывается впечатление, что автор через книгу публикует свой манифест или призыв к обществу — открыть глаза и понять, что любовь это высшая материя и если ее испытывают два существа обоюдно, то не может быть и речи о запретах, нормах и осуждении. И не смотря на то, что посыл в общем правильный, в данном контексте может вызвать множество негодования, посему настоятельно не рекомендую читать данное произведение «неокрепшим умам» (дети, подростки) и различного рода гомофобам.
Если же откинуть в сторону всю эту «нетрадиционность любви», то перед глазами предстанет весьма интересное произведение, как по сюжету, так и по исполнению. Новые технологии поражают, с каждым «днем» Чарли в будущем мы узнаем, что окружающий мир и его население то не так просты, а параллельная история «реального мира» подсказывает нам предтечи событий будущего. При этом автор оставляет много вопросов без ответа, предоставляя право читателю додумать историю самостоятельно, и сохраняет интригу путешествия во времени до самого конца.
Основной отрицательной чертой произведения я считаю однобокость взгляда на ситуацию автором и, соответственно, главным героем — ведь Чарли должен был независимым взглядом человека из прошлого оценить мир будущего, а по сути он лишь соглашается со всем в духе «... с другой стороны ведь оно действительно может и так». К положительной стороне отнесу непредсказуемость сюжета и неоднозначную концовку.
В целом произведение считаю достойным прочтения за исключением лиц, перечисленных мною выше.
VovaZ, 14 июля 2015 г.
В принципе, небезинтересная попытка исследования влияния сегрегации полов на отношения в человеческом общесте, и на его процветание.
Сюжет не сложный, однако вставки сцен-примеров конфликта полов его отнюдь не украсили.
Образы героев обладают некоторым колоритом, но особого восторга у меня не вызвали.
Интрига несколько неуклюжа, на мой вкус.
Сценизм не слишком захватывает, хотя в драматическом смысле не плох.
Попытка футуризма неплоха, заметил несколько интересных идей.
Центральная идея романа может и казалась актуальной в том самом 1961-м, однако в сегодняшнем царстве победившего феминизма вряд ли стоит внимания.
В целом роман не слишком понравился, однако не будучи затянут, прочёлся без затруднений.
bvelvet, 19 марта 2010 г.
И ведь ни одной рецензии! И оценок всего полтора десятка! Да, это вам не Брукс, не Джордан и даже не Гаррисон. Одна из последних удачных попыток создать НФ-утопию. Роман вышел очень серьезным, местами он перегружен диалогами и сомнительно-безнравственными сценами, но в целом заставляет задуматься надолго. Главная книга Старджона не слишком популярна: для читателей НФ по-прежнему существуют табу; и большинство с ужасом пялится по ту сторону решетки, не сознавая, что в резервации-то находятся они, а не писатель.
Eldritch, 5 февраля 2011 г.
Роман необычный по форме и содержанию.Люблю в фантастике революционность,когда писатель перешагивает нормы и творит новую фантастику.
Действие романа происходит на двух уровнях,«мир настоящий» и «мир будущего».Тема романа,человеческая сексуальность,мужская и женская физиология и психология,тема скользкая,но исполнена мастерски.Весьма экзотическая утопия,где,как бы мягче сказать,не существует полностью мужчин,типа победы феминизма(на этот счет есть отсылки).Герой из прошлого,100% мужчина,выглядит очень архаично в утонченном,хотя и высоко развитом технически будущем.Очень толково описан жизненный уклад,основы труда и творчества,воспитательные системы.Для контраста и для обыгрывания и осмысления,включена сюжетная линия прошлой,нашей жизни.
Все не так уж просто с сюжетом.Концовка на столько неожиданная и не предсказуемая,причина явления «мужской особи» весьма занятна,то что скрывают жители Лидома,способно ли человечество вновь заселить Землю,да чем является сам гость из прошлого...
Как бы так рассказать и не раскрыть загадок,вышло немного путано,простите.
Автор умный и эрудированный,написано умно и увлекательно.Это не чернуха,а добротная фантастика.Старджон мало известен,но это важный писатель,один из Отцов американской фантастики,его книги не устарели и актуальны даже сейчас.
Всем советую.