fantlab ru

Михаил Успенский «Остальное — судьба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
181
Моя оценка:
-

подробнее

Остальное — судьба

Роман, год; цикл «S.T.A.L.K.E.R.»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

В Зоне тоже есть своя аристократия. И один из самых ярких её представителей – молодой сталкер Маркиз. Он не принадлежит ни к одному клану. Он не ищет артефакты и не гоняется за Счастьем. Его профессия – спасать из когтей смерти других: и вольных старателей, и военных, и миротворцев, и туристов. Может, потому и ходят по народу, окопавшемуся вокруг Зоны, легенды о его удачливости и неуязвимости?...

Но теперь кто-то идёт по душу Маркиза. Кто-то преследует его – шаг за шагом, год за годом. И когда в Зону приходит страшная, лютая зима, похоронившая под снегом все артефакты и постоянно порождающая новые выбросы, противостояние Маркиза и его преследователей переходит в решающую стадию...

© Аннотация издательская

Входит в:

— цикл «S.T.A.L.K.E.R.»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 224

Активный словарный запас: высокий (3171 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2012 // Межавторский проект

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Остальное - судьба
2011 г.
Остальное - судьба
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пародия, вот что перед нами. Пародия, каковой был первый звездный роман Успенского про Жихаря. Пародия, каковой стал бы не менее успешный «Посмотри в глаза чудовищ», не допусти))) Михаил Глебович до соавторства Лазарчука. Да в общем-то, практически все романы Успенского (а не читал я только «Дорогой товарищ король» и «Райскую машину», собираясь закрыть этот пробел в ближайшее время) – пародии. Разве что, степень пародийности разнится.

«Русское фэнтези», конспирология… Вот и до пародии на сточкеры дошло.

Качество… ну, какова первооснова, таково и качество. Писать сточкеры хлопотно, качественные – тяжело. И Успенский извернулся, написав максимально качественную пародию на сточкер.

И если рассматривать роман именно и только как пародию, абсолютно все встает на свои места. Даже злоупотребление, как кажется многим, фигурой Семецкого, каковое есть не что иное, как элемент этой пародии. Кто поймет, тот поймет, а кто не поймет – и так прочитает книгу, как пресловутый сточкер, разве что поморщившись от множественности и кажущейся навязчивости Семецкого.

Но при этом Успенский не был бы Успенским, если б не насытил пародию и смыслом, и философией, и идеями.

И, да, безусловно согласен с подавляющим большинством коллег-рецензентов, отметивших роман в числе лучших в серии. И так же безусловно, согласен с заявившими, что «Остальное – судьба» – ее, этой серии, могильщик.

Причем могильщик во всех смыслах. Как литературном, так и философском, а где-то и в сюжетном. Ибо речь идет не только о простом мастер-классе для менее опытных авторов сталкериады и некоем расставлении точек, но, и как минимум, в одном моменте о деконструкции. И если ты не фанат S.Т.А.L.К.Е.R., то после «Судьбы…» можно ничего из сериала больше и не читать.

В память автора добавляю какие-то десятые балла и ставлю «пять с минусом».

P.S. Успенский о S.Т.А.L.К.Е.R. как о конечном глобальном приключалове: «Это была война на склоне действующего вулкана, среди языков раскаленной лавы, в клубах смертельного пара и под падающими с неба огромными булыжниками.

Она продолжалась двадцать два дня».

Успенский о развале Державы: «Дед мой был известный виноградарь, отец – известный винодел, а я – неизвестный грузчик с Кишиневского винзавода».

Успенский о современной литературе: «Нынче ведь романы так и пишут – эпизодами, экспликациями, ретроспективами да флэшбэками».

Успенский о философии жизни:

«Я долю свою добуду,

Я жизнь свою переиначу

И первым пойду в сраженье,

Когда позовет труба.

Родился – вот это чудо,

Влюбился – вот это удача,

Стал человеком – везенье,

А все остальное – судьба…».

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Наколи мне брови, кольщик...» (С. Шнуров)

Я честно дочитал книжку до конца — куплено в бумажном варианте, куплено для прочтения и для полноты картины...

И острое чувство стыда и унижения меня заедало — и к концу все-таки заело и перешло в тупую озлобленность.

Что же сделали с русской фантастикой? В первую очередь — сами авторы сделали... До какого, извините, дерьма она докатилась — быстро, с надрывом и даже с каким-то глубоким удовлетворением... Ощущение кошмара, нараставшее с первых страниц, крепло и крепло. Я, знаете ли, никаких «Сталкеров» раньше не читал (я, по совести говоря, и первоисточник братьев Стругацких не читал — только «Машину желаний», которую считаю текстом гениальным), может, поэтому потрясение оказалось чрезмерным.

Бессмысленные, тупые диалоги, огромное количество «тонких намеков на толстые обстоятельства», песни Сереги Воркуты (привет Михаилу Кругу!) и орды немыслимых персонажей вроде доктора Пилюлькина (привет всем прототипам, многие из которых, в отличие от Круга, живут и здравствуют — и сами аналогичное сочиняют). Море бессмысленных «чудовищных» (во всех отношениях) сцен. Много псевдо-актуальной политики и социологии. И страшная, всепоглощающая безысходность.

Успенский подарил мне много счастливых часов — и Жихарь, и «Посмотри в глаза чудовищ» меня в молодые годы потрясли безоговорочно. А вот это зачем он написал? Для денег? Семью кормить нечем было? Но есть же переводы, редактура, псевдонимы, наконец... Успенского, увы, не вернешь — а сколько сочинителей, гордо кропающих подобную ахинею под собственными именами фамилиями? И сочинителей видных, известных, маститых... А потом в издательствах говорят, что не желают с такими маститыми связываться, ибо продать их сочинения нельзя даже минимальным с точки зрения окупаемости тиражом. А вот не прогнулись бы, писали бы, как душа желает — глядишь, и выгорело бы, и читатели бы остались (Щепетнев, Олди — примеры, наверное, не идеальные, потому как лига, на мой взгляд, другая, но все же...). И была бы у нас фантастика, а не помойка...

Я могу перечислить писателей, которые себя проектами не замарали — им огромное спасибо. А тех, чьи имена на «серийных» обложках появились — искренне жаль.

На обложке книжки красуется аннотация про похождения сталкера Маркиза, который в этом опусе ни словом не помянут. Видимо, откуда-то перекочевала. А в целом ничего себе аннотация — ценность ее примерно равна ценности 350-страничной книжки, написанной одним из лучших русских фантастов для одного из самых тиражных проектов.

По-моему, это — приговор. Всё...

И неясно, что еще можно сделать, «...чтобы взгляд мой стал суровей...»

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: в своё время я выборочно читал серию S.T.A.L.K.E.R. Благодаря рецензиям в Мире Фантастики удавалось избегать каких-то совсем уж графоманских вещей. Роман же Успенского, по мнению большинства, окончательно закрывает тему приключений в Зоне и является вершиной цикла

В итоге: да, действительно — талант не пропьёшь и уровень писателя заметен. Несмотря на то, что большую часть времени роман выглядит, как сборник неполиткорректных анекдотов, вещь хорошая.

Конечно, там есть всё, из-за чего читают эту серию любители экшна — весь чернобыльский бестиарий, артефакты, разные кланы сталкеров, романтика фронтира и так далее. Но это просто обязательная программа, и роман этим, к счастью, не исчерпывается.

Крупномасштабный военный конфликт подан конспективно, флэшбеком, на паре страниц — очень иронично.

Во второй части Успенскому всё-таки стало тесно на Зоне и он отправил своих героев в фантасмогоричный город Кошкин. Развязавшись со сковывающим сеттингом, автор разошёлся вовсю. Получилась вещь, не уступающая лучшим произведением автора.

Ну и в финале — об общечеловеческих ценностях без пафоса.

А в самом конце это всё ещё завернули в постмодернистскую обёртку книги о книге, нереальности Зоны и отсылками к игрокам в Сталкера.

Про серию S.T.A.L.K.E.R.: если хочется лёгкого динамичного приключалова — рекомендую все произведения Зорича, Василия Орехова и данный роман.

Мне осталось из этой серии прочитать только Лазарчука, который тоже отметился в проекте.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать начал по двум причинам: 1) люблю «чернобыльско-сталкеровскую» тему; 2) был очарован другими произведениями Успенского. Посему, когда узнал, что автор написал роман в данной серии, обрадовался, решив, что его имя на обложке книги — гарантия качества (остальные книги из серии читать остерегаюсь, т.к. предчувствую, что впустую потрачу время).

И вот, ближе к середине начало одолевать меня недоумение, даже возникла мысль: «а тот ли это Успенский? может, однофамилец какой?» Потому, что я просто не понимаю, что могло автора заставить написать такую книгу. Ведь лавры уже были заслужены, книги популярны, доход — хоть я и не знаю подробностей — мне кажется, обеспечен. Чего ради столь блистательному писателю вздумалось выдать такую, простите, дешевку? Сказать, что персонажи картонные — это не сказать ничего. Людей в этой книге вы не найдете, а найдете шаржи, взятые из образовавшегося вокруг «сталкерства» «коллективного невежества», составленного по стереотипным представлениям читателей, геймеров, и людей, которые вообще не имеют отношения к фантастике — и даже литературе! — о теме, начатой Стругацкими в «Пикнике...».

Тупые до невозможности диалоги (по причине неправдоподобности), нескладный сюжет (по принципу «вначале было слово, и слово было 'Зона' — а дальше крутись, воображение, как сможешь — только бы книгу закончить), нелогичные действия персонажей.

Сюжет безобразен, местами его просто нет. Чтобы поддержать хоть какую-то динамику, — да что там: чтобы в книге хоть что-то происходило! — писатель просто вводит новых действующих лиц, рассказывая об их тяжкой жизни и приключениях в Зоне и вне ее. Все, что произошло в этой книге можно резюмировать в аннотации из одного-двух абзацев. Нелепость поступков (впрочем, как и самого появления в повествовании) действующих лиц — просто зашкаливает.

Прочитал книгу — как будто посмотрел плохое современное аниме. Не рекомендую.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно было бы сказать, что «Остальное — судьба» — лучшая книга серии СТАЛКЕР, если бы не одно «но». На самом деле, эта книга -- надгробный камень на могиле серии. И довольно увесистый притом. Всех кто писал, пишет и еще будет писать в серии (будь то СТАЛКЕР, Новая Зона и проч.) Успенский вбил в землю буквально по уши. Признаться, я и не подозревал, что кто-то из современных писателей еще умеет писать так, как он. Оценка, безусловно, 10, только... только читать этот роман нужно самым последним. Потому что ПОСЛЕ него все остальное стрелялово-мочилово-сталкерилово (за исключением, разве что, Зорича, Володихина, Ночкина и Бурносова) будет выглядеть довольно серенько. Хотя все это, конечно, сугубо мое личное мнение.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дикари племени Мумба-Юмба не воспримут Моцарта. Перед ними бесполезно пиликать на скрипке. (Могут и съесть в ответ, вместо со скрипкой.) Им ближе гул тамтамов. Чем примитивнее племя — тем примитивнее понятное ему искусство. Всё правильно, без обид. Искусство должно радовать, а не только просвещать. Радости же у каждого свои.

Не секрет, что читатели серии «Сталкер с точками», в которой вышел этот роман — одно из самых примитивных племен литературного пространства. Пиф-паф, уси-пуси, трах-тарарах, ровный ритм ударника, погромче и никаких синкоп! Неважно, что у кого-то уши закладывает — им в радость. Их много, и они за такой тупой бум-бум хорошо платят. Значит, правы. (Миллионы мух не могут ошибаться!)

А за скрипку в наше время платят не так хорошо, уж больно замысловато скрипит.

Так вправе ли мы винить скрипача, если он уселся за драмз? Ну, подхалтурить решил немного. Что плохого? Одна беда: не исполнить на ударнике ни «Полет шмеля», ни «Шторм» Вивальди, ни хотя бы Чардаш. Даже на перкуссии сие весьма затруднительно. А равномерно стучать погромче — тут иная манера требуется, иной вкус, иное психическое устройство. У Михаила Успенского тупой бой не получился бы ну никак. Можно заткнуть уши, но нельзя перебить слух.

Да, наверное, роман «Остальное — судьба» сделан халтурно: продуман наспех, написан влет, даже стилистически не вычитан. Мэтр не счел необходимым перенапрягаться в данном случае. Но мастерство-то не пропьешь, всё равно читается легко и приятно.

Я критику гнать не буду.

И мэтры порой портачат,

Не каждый же божий день им

В словах распинать себя.

Хорошая книга — чудо,

Издать без купюр — удача,

При жизни успех — везенье.

А остальное — судьба.

(2012 г.)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот прямо скажу — такого романа о Зоне я ещё не читал. Роман, в котором через строчку видно, что автор — не обыватель, а истинный знаток жанра. А точнее даже — участник, житель жанра. И я говорю вовсе не о жанре сталкер-романов, а о фантастике вообще.

Такой прорвы пасхалок в одном произведении я ещё никогда не встречал. Причём, разноуровневых. Чтобы совсем левому уютно было — «пикник на обочине» в суе помянем. Тем, кто в теме — Семецкий. Кто ещё побольше кругозора в жанре ухватил — того Кац порадует.... И вот так, всё глубже и глубже. Поскольку, лично я, как раз не из шибко продвинутых — могу только догадываться сколько удовольствия от чтения получили настоящие знатоки жанра.

В минус — использование слишком бородатых анекдотов и шуток. В плюс — умелое непрямое цитирование (уровнем аллюзий, ассоциаций).

Если вдуматься, этот роман, написанный СОВЕРШЕННО НЕ языком или стилем Стругацких, меж тем, самый близкий к их «Пикнику на обочине». Ибо у Успенского тоже роман не о Зоне, а о людях. И даже центральный момент, Монолит и желания людей, присутствуют.

На мой вкус, до высших баллов роману не хватило целостности, связности. Да стёб частенько перекрывает всё серьёзное, что есть в книге.

Но даже так — изюминка коллекции книг серии с.т.а.л.к.е.р.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга. Успенский как на танке развернулся на этой глупой графомании. Такая литературная игра с заданными начальными условиями в виде названий , антуража и т.п. Получилось очень хорошо. Собственно после это qrybub серию можно закрывать. Автор просто проколол этот воздушный шарик с пафосом.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала книгу серии «Сталкер» только из-за того, что ее написал М. Успенский. Нисколько не разочаровалась. Конечно, к этой заезженной теме, он подошел как профессионал. И вместо того, чтобы в очередной раз перетирать заезженные приемы, создал настоящий круговорот: написал роман о журналисте, который пишет роман о Зоне. Получилось на удивление искрометно, остроумно, оригинально. Обсуждаются многочисленные штампы, как художественной литературы, так и кинематографа. Читается легко, здорово поднимает настроение, несмотря на то что подняты и серьезные темы. Очень понравилось, что автор предлагает читателю разгадывать загадки самому, но при этом не делает их заумными: если внимательно читаешь, действительно все становится понятным. Очень понравилось, как причудливо перемешиваются в тексте несколько славянских языков. И, конечно, сама концепция очень понравилось, самому разгадку Белого ни за что не разгадать.

Не знаю, есть ли еще что-то подобное в этой серии. Скорее всего, нет, а жаль. Роман такого уровня я бы прочла с удовольствием.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший язык, интересные обороты, персонаж бывшего мента вообще огонь! Но... есть хорошая завязка, закрученный сюжет, который к огромному сожалению автор не придумал как эффектно распутать. Очень жаль! только 6 балов, настолько тяп-ляпистый финал расстроил

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал уже много книг из серии, но эта принесла самые противоречивые впечатления. По стилистике — это лучшая книга СТАЛКЕРА. Язык просто обалденный, образы — яркие, характерные. Но... Как и в случае Ареала — нет Зоны. Она просто нечто, что заставляет героев действовать так или иначе, но не ломает судьбы (такое впечатление, что все герои приходят сюда потусоваться для адреналина), не погружает и не заставляет читателя погрузиться в ожидание разгадки таины, которая никогда не будет разгадана. Да и тайн как будто и нет. Просто взяты основные объекты серии книг да и превращены они в нечто досадное и назойливое, не больше. Кровососиха рожает, химера — исчезает, собаки убегают от перцового газа, плоть дает сталкерам клички, бюреры воняют и дохнут на съемках кино и т.п. Аномалии как, опять же в Ареале, просто есть и не несут в себе чего-то сверхтаинственного и смыслоутверждающего, чего-то заставляющего героев изменяться, перерождаться. У Успенского они просто заставляют героев содрать с себя одежду и остаться в труселях, да гастарбайтеров плющат для съемок Хохловуда.

Успенский как будто больше стремиться поломать устоявшиеся традиции описания жизни в зоне и делает все в виде таких мемуаров и сценок из жизни в ней. С одной стороны это забавно — нет это постоянного рассказа «странный герой (или странности с героем) — поход к ЧАЭС (заброшенной лабе или еще куда) — таинственные и жуткие события в походе — все или ничего не объясняющий финал». Но с другой — получилась просто какая-то повседневщина с аномалиями и мутантами.

Забавно, но далеко не такие большие умельцы как Успенский умудрялись, своим, иногда даже корявым языком, держать меня в напряжении, каком-то саспенсе, экзистенциальной жути, хотя и страдали заштампованностью. В общем — как ни жаль, но лучший стилист в серии оказался вообще «не в теме».

Вот бы Дяченки написали бы в СТАЛКЕР в стиле «Вита ностра»...

ПС: История Белого хороша, но это явная заначка автора, заготовка, которую он втиснул в повесть по случаю возможности легкого заработка. К Зоне, опять же, имеет отношение слабое.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

И ведь как в прошлом году переживали известие, что крупные фантасты, и Михаил Успенский в том числе, отправились покорять С.Т.А.Л.К.Е.Р. Утрата индивидуальности... костлявая рука рынка... В итоге каждый пишущий получил то, что хотел. Кому захотелось слиться в экстазе — тот слился, и стоит теперь третьим в пятом ряду чернокожих книжек. А кто человек самостоятельный, тот таковым остался и в чужих декорациях. Михаил же Успенский и вовсе оставил от этих декораций рожки да крошки, сломал мимоходом этот квёлый теремок и дальше пошёл. По-хорошему, после этого романа следовало бы прикрывать проект. Впрочем, серию тоже не дураки составляют, понимают, что верные фанаты и до середины этого романа не доберутся; и не узнают пацаны, что теремок этот больше не существует, будут ожидать продолжения банкета.

Ах да, так про что же роман и кто всё-таки убил дворецкого? Да какая разница, господа.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм... Странная книга. Автора люблю и ожидал, что ввязавшись в проект, он покажет, как мастер играет в рамках правил проекта и побеждает.

Ан, не вышло... Забавный набор бесчисленных цитат, анекдотов, ёрнических поклонов в сторону фэндома (надоевший до одури стёб вокруг Семецкого — явно в минус, а вот вечно пьяный Пилюлькин — скорее позабавил)... Да, читать забавно, приятно ощущать свою начитанность вылавливая авторство бесчисленных цитат и тонких намёков на толстые обстоятельства. Но будем честными — человек купивший эту книгу, как обычную книгу проекта и ожидающий по меньшей мере внутрисерийного уровня качества — будет скорее разочарован, чем радостно удивлён. Не всем нравится надтекстовое эстетство и покупая книгу серии Сталкер читатель вправе надеяться на определённые уровень и правила игры. Эта книга правила ломает. Да она неплохая, забавная, но смотрится в серии, как пёстрый попугай в стае серых волков.

В общем, любителям Успенского и потаённых цитат и хохм — читать вполне можно. Хотя до Жихаря, книге, как до Луны.

Любителям серии Сталкер — лучше воздержаться. Даже если поставить цель через эту книгу приобщиться к клубу любителей Успенского, то и тогда — не стоит.

Лучше начинать знакомство с Жихаря или с совместной с Лазарчуком «Посмотри в глаза чудовищ». Всяко время потратите интереснее. :smile:

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавный, с узнаваемым стилем и неизменно качественным юмором (Зоричи! Ау, вам икается? Если нет — то надо бы), сборничек баек, анекдотов, цитат. С лёгким налётом морали и малосвойственной для этой серии добротой и человечностью.

Вот только в серии СТОЧКЕР, несмотря на профессионализм, которые не пропьёшь, зато прое...ь можно, смотрится как на псевдогиганте ласты и балетная пачка.

Складывается впечатление, что пишущим в серии «профессионалам» издатель/держатели франшизы ставят жёсткое условие — впихнуть в текст всю задравшую атрибутику и названия остое....х локаций. Впечатление от которых — как от камней в кулеше. Мерзкое то исть.

Почему вместо наваристой темы аномальной зоны (да, избитый сюжетец. как и квест фентезийный или любовная линия) берут именно что внешнюю форму? Ярлычки. И долбодраного Семецкого, как апофеоз пошлоты.

Семёрка — лишь из уважения к автору, доверие к которому не пошатнёт даже участие в сточкере.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединяюсь к большинству. Книга неплоха, читается легко, язык сразу выделяет профессионала из толпы графоманов (сотворивших львиную долю текстов для серии СТАЛКЕР). Но это не S.T.A.L.K.E.R. Навалены в кучу знаковые названия, да и только. ТОЙ САМОЙ атмосферы нет вообще. Даже люди — другие. Больше чем уверен, что автор не таскал на себе вес на грамм меньше неподъемного, покачиваясь от вида желтой иконки, не схлестывался с кровососом, когда внезапно клинит калаш, не горел от радиации под стенами четвертого энергоблока, не лежал в траве, скрываясь от шпарящих сверху вертолетов (а пилоты ведь в компе сидят, они, гады, ВСЕ видят!). Книжка, наверное, хороша, но читать ее я, сталкер, не смог.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх