fantlab ru

Евгений Лукин «Ё»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Ё

Сборник, год

Аннотация:

Сборник состоит из двух частей, художественной и документальной. Художественные произведения — вещи, которые отражают нашу действительность, почти не фантастические. Из второй части можно узнать про историю прочитанных книг и писательскую кухню, а также прочитать воспоминания об отце.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Ё (2010)  
7.30 (200)
-
6 отз.
7.40 (266)
-
10 отз.
6.62 (304)
-
10 отз.
7.07 (115)
-
5 отз.
7.18 (147)
-
6 отз.
7.82 (106)
-
5 отз.
8.03 (92)
-
4 отз.
8.28 (110)
-
5 отз.
8.53 (70)
-
4 отз.

Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 2012 // Большой Зилант


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Ё
2011 г.
Ё
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неформатно и злободневно.

Для прозы Евгения Лукина характерна трагичность, легкая горчинка и обязательная интерпретация острых социальных проблем и вопросов морали. Проза Лукина всегда социальная, и слегка фантастичная, но неизменно написанная прекрасным языком, воздушным и вкусным.

В сборнике «Ё» представлено несколько повестей, рассказов и эссе. Повесть «Ё» — это своеобразный иронический детектив, называемый автором «низкопробный детектив», в котором Лукин тонко высмеивает неприглядные стороны нашей жизни через призму тотальной неграмотности и «недоброты», ставших столь характерными для нашего общества в последние десятилетия.

Повесть «Секондхендж» — до боли сатирическое провокативное повествование о том, как мы докатились до жизни такой — неправедной, серой. Здесь наличествуют политтехнологии, алкоголь, перетягивание одеял к себе любимому, и поэтапно описан путь к загниванию личности. И пусть в мире «Секондхенджа» есть колдуны, вот только мир этот — явное отражение нашего, отчего сразу становится страшно.

Рассказы, представленные в сборнике, реалистичны и абсурдны, в них находится место гротеску, притче, забавным героям, сказочности, грусти и душевности.

Что касается эссе, то возможно включение в данный сборник публицистики и оправдано тем, что она позволяет лучше понять Лукина-человека и его мотивации, но мне было сложно переключиться с художественной прозы на документальные произведения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукин — он как наркотик. Раз читнёшь и читаешь, читаешь, читаешь… хорошо, хоть вещи из дома продавать не надо.

Повесть «Ё» оказывается ироническим детективом. Действие развивается вокруг актуальной темы последних лет – Ёфикации. Видимо Лукина, учителя русского языка по образованию, всерьез заботит судьба великого и могучего.

Два опера Мыльный и Непадло расследуют дело некоего журналиста, мертвое тело которого было найдено с вырезанным на груди словом «АФЁРА».

Понравился стиль, необычный сюжет и позитивная атмосфера (тут уж жанр обязывает). Жаль, что действие сильно провисает в середине и концовка, на мой взгляд, не удалась. Скорее хорошо, чем плохо.

А вот повесть «Секондхэндж» — не пошла. Закулисная политика и местный феномен — размыкалово — это интересно и стиль снова на высоте. Но как-то сумбурно и без изюминки. Повесть является частью цикла (о чем издатель тактично умалчивает), а такие вещи нужно по прядку читать, но впечатление уже испорчено. Не понравилось.

Продолжают сборник три рассказа. «Мгновение ока» — забавная история, в которую попадают два мента (старые знакомые из Ё) из-за своей абсолютной компьютерной неграмотности. Очень понравилась «Тризна» о мужике, вспоминающем своих почивших товарищей, при желании можно сакральный смысл поискать. «Со всей прямотой» не плох, но идея уж очень избита.

Далее публицистика. Правда, она мне не сильно интересна. Отмечу лишь «Технический ВТУЗ» — предыстория появления некоторых повестей автора и много интересной инфы о самом Лукине.

Впечатление от сборника – Неформат. Настолько самобытно, что я не представляю, кому это можно продать, кроме поклонников творчества писателя.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Евгений Лукин — автор совершенно не коммерческий. Пишет он не с мыслью, как бы повыгодней продать свой труд, а от души. За это и любим многими читателями. Но несомненное достоинство оборачивается проблемами, когда написанное автором за определенный промежуток времени пытаются опубликовать. Последние сборники автора вызывают в памяти строчку из песни Алены Апиной: «Я его слепила из того, что было». Повести и рассказы, относящиеся к разным циклам кое-как добиты до нужного объема эссе и публицистикой. Более всего сборник «Ё» напоминает достаточно неудобоваримый винегрет, при том, что по отдельности ингредиенты этого блюда вполне съедобны. Открывает сборник одноименная повесть — ироничный детектив, написанный в фирменном стиле автора.

«Ё» Никак не дают покоя Евгению Лукину многие не самые привлекательные стороны нашей действительности. Особенно раздражает старого филолога повальная неграмотность населения. Вот и на сей раз действие иронического детектива вращается вокруг буквы «Ё» и правил ее употребления. Написана повесть в привычной уже для Лукина манере. Автор от души прохаживается и по сотрудникам милиции, и по литераторам. При этом произведение получилось достаточно неровным. Отдельные моменты просто на редкость хороши. Впрочем, умение Лукина в своих точных и метких замечаниях попадать не в бровь, а в глаз общеизвестно. Яркий, сочный язык, фразы, которые имеют хорошие шансы стать крылатыми, ехидные характеристики нашей действительности — все это присутствует в повести.

С другой стороны, удачные эпизоды все чаще перемежаются совершенно проходными. Сюжет периодически провисает. В результате повесть порой выглядит как набор скетчей, а не цельное художественное произведение. Концовка же автору откровенно не удалась. Очень уж банальным и притянутым за уши показалось мне объяснение этой необычной детективной истории. Над общим уровнем отечественной прозы повесть Лукина возвышается, подобно пресловутой букве «Ё» в строке. Однако, сам Лукин может писать гораздо лучше. Похоже, автор сейчас испытывает определенный дефицит тем и сюжетов.

И все же прочесть эту повесть стоит. По крайней мере, повысите свой уровень грамотности. А то бродят по стране всякие ёфикаторы, так и до беды недалеко.

Продолжает сборник повесть «Секондхендж» — не самое лучшее произведение из цикла о Портнягине и Нехорошкове.

«Секондхендж». По большому счету, характеристику этой повести вполне можно свести к ее названию. Это действительно секондхендж — совершенно вторичное в творчестве Лукина произведение. Цикл историй про Портнягина и Нехорошкова и так не относится к самым любимым моим произведениям Лукина. Слишком уж он злободневный и прямолинейный. Этакая социальная фантастика ближнего прицела. Эта же повесть и вовсе выглядит довольно бледно даже в этом цикле. Что хотел нам сказать автор? Что политика может убить в личности все человеческое и от нее надо держаться как можно дальше? Можно подумать, кто-то из читателей Лукина в этом еще сомневается. Фирменный же юмор Лукина в этой повести выглядит бледновато. К тому же сама идея размыкания каждется мне не лучшим объектом для шуток. Попробуйте полностью разочароваться в том, что составляет смысл вашей жизни. Глубиной проработки образов и увлекательностью сюжета «Секондхендж» тоже не отличается. Так что читать повесть стоит лишь верным поклонникам Лукина.

Что делает в этом сборнике рассказа «Мгновение ока» — не самая удачная шутка на тему ментов, к тому же попавшая и в предыдущий сборник «С нами бот», я совсем не понял.

«Тризна», конечно, зацепила. Крик души автора. Плач по потерянному поколению, которое учили жить в совсем другом мире, а теперь условия изменились, и интеллигенты вымирают словно динозавры. Грустно, очень грустно, но в данном случае Лукин совершенно прав. Думаю, у каждого немолодого человека есть пара подобных историй, случившихся с его знакомыми.

А вот «Со всей прямотой» не впечатлила. Вся наша цивилизация так или иначе держится на лжи. Если бы наши собеседники узнали бы все, что мы на самом деле о них думаем, до добра бы это не довело. Довольно банальный тезис, на котором Лукин и построил свой рассказ. Пожалуй, лучшее в этой не слишком фантастичной истории — образы занудного правдолюбца, его затюканой жены и его соседа-алкоголика. Действительно, таких людей мы легко можем встретить чуть ли не каждый день. Но в целом, история получилась слишком предсказуемой.

Парадоксально, но вторая часть сборника, состоящая из эссе и публицистики, показалась мне сильней и интересней первой. Здесь и доставившее мне несколько приятных минут забавное «Грязное животное» Своеобразная литературная игра, в которую Лукин вовлек множество своих коллег. Сюжет этой истории вертится вокруг некоего популярного романа, который оказался многократным пересказом одной из сцен «Волкодава» Семеновой, да еще и переводом с языка жестов шимпанзе. Получилось действительно занятно и смешно. Лукин продемонстрировал достаточно яркую картину нравов в фантастической тусовке, а заодно показал и свое отношение ко мнонгим коллегам. Написана же эта история в присущем автору ироничном стиле.

Запомнились «Недоразумения длиной в двадцать лет». Казалось бы, несколько казусов из читательского дневника, но написано очень душевно и искренне.

Настоящим подарком для преданных поклонников Лукина станет «Технический ВТУЗ» — одновременно и дань памяти покойной жене, и очень интересный анализ писательской «кухни» автора, в котором автор раскрывает некоторые тайны своего мастерства и описывает интересные факты творческой биографии супругов Лукиных.

Удачно завершает сборник «Отец». Трогательная история. В рассказ о своем отце Лукин вложил душу и чувства, сказал то, что, возможно, не успел сказать отцу в свое время. Пусть и в приукрашенном виде, перед нами предстает очень незаурядная личность с непростой судьбой, человек больших талантов, большой силы воли, хотя и не лишенный своих слабостей. Через судьбу одного человека показана, пусть набросками, и целая эпоха в жизни нашей страны. Спасибо Евгению Лукину за то, что он познакомил меня со своим отцом. Таким человеком можно только гордиться.

Благодаря удачным эссе общее впечатление от не самого удачного сборника удалось во многом скрасить. Вот только насторожили меня некоторые нотки в произведениях автора. Создается впечатление, что Лукин, с одной стороны, несколько исчерпал темы и вдохновение для своих художественных произведений, а с другой стороны, торопится высказаться, отдать должное значимым для него людям, вспомнить что-то очень важное для себя в своих эссе.

Поэтому хочется прекратить анализировать и критиковать этот сборник, а просто пожелать Евгению Лукину здоровья и творческого вдохновения.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, самый слабый сборник Лукина. Единственные рассказ, который зацепил — «Тризна», остальные какие-то совсем слабые. Язык ,как всегда чудесный, читается замечательно, но как-то мельчает автор что ли... менты, политика... более ранние вещи Лукина читались и воспринимались с бОльшим удовольствием... а тут вот сборник дочитал вчера, а уже не могу вспомнить, а чем там собственно закончились 2 главные повести!? выветрилось...

Сборник спасают статьи, они намного интереснее прозы...

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже прочитав книгу и поставив её на полку, начала немного задумчиво посматривать на неё. Двоякое ощущение оставил сборник — рассказы совершенно не пошли, не захотели оставить после себя доброе/светлое надолго, зато эссе оставили после себя тепло. Рассказы — пока читала (слова, фразы, предложения) видела и понимала сказанное автором. Но стоило пройти/прожить сюжет одной зарисовки, начинали крутиться мысли, что что-то не так — не так сказано, не так записано всё произведение в целом. И так все рассказы — читаешь, зло ухмыляешься, грустишь над нашей действительностью, восхищаешься умению автора видеть жизнь и... не можешь ухватить прочитанное целиком, не по фрагментам.

Эссе же больше умиротворяли, погружая меня (читателя) в чужую жизнь и воспоминания, или веселили, как «Грязное животное», хоть и полностью выдуманным, но совершенно правдивым текстом. Далекие воспоминания о прожитых давно ушедших годах, в которых было всё — и радость, и грусть, в которых была жизнь. Даже маленькое неудобство возникало при чтении — будто заглядывала в замочную скважину и увидела то, что лучше не знать/не видеть постороннему никогда.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом сборнике две части — художественная и документальная. Явной фантастикой является только одно произведение — «Секондхендж» из Баклужинского цикла, остальные рассказы и повести — описания современной жизни с различной степенью абсурда. В документальной части очень интересны произведения о внутренней писательской кухне и о книгах. И воспоминания об отце

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх