Гарри Гаррисон «Немой Милтон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Трагическая история о том, какая судьба постигла в маленьком городке изобретение немолодого негра, преподавателя колледжа.
Впервые опубликован в 1966 в «Amazing Stories».
Входит в:
— журнал «Неделя № 12 1968», 1968 г.
— сборник «Номер первый», 1970 г.
— сборник «The Best of Harry Harrison», 1976 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— сборник «Galactic Dreams», 1994 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «50х50», 2001 г.
- /языки:
- русский (14), английский (2), литовский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Григалюнене (1), Б. Колтовой (1), Ю. Логинов (6), И. Почиталин (7)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 29 ноября 2024 г.
«Актуально для Америки, не очень близко нам»
Да нет, и для нас оно актуально.
Просто мысленно замените чернокожего американца на гастарбайтера из Средней Азии.
Национальная и расовая ненависть есть везде. По факту они являются одним из вариантов самоутверждения личности за счет других.
При этом не имеет значения, о каких именно различиях идет речь — расовых, национальных, культурных, религиозных, половых, физических и умственных. Просто расовые и национальные наиболее заметные. Но суть везде одинаковая.
Это свойство давно замечено, тщательно изучено и активно используется с давних времен: «разделяй и властвуй».
В своем детстве и юности я жил в практически мононациональном городе (а о расах и представителях других религий не было и речи)
Потом уже, попав в другой советский город (университет) я жил в общежитии и столкнулся с совершенно иной средой.
Так как в университете учились тогда представители многих разных стран (кроме китайцев, конечно) — руководство (не знаю, на каком уровне) решило, что «на всякий пожарный» советских студентов следует селить вместе с иностранными — ну так, чтобы была возможность приглядывать за деятельностью иностранцев :)
Так что в нашем блоке жил полный интернационал. Плюс все были молоды и международные и межрасовые браки случались очень часто.
(была у нас одна красивая кубинка, мулатка. Намного интереснее, чем показано в фильме «Баламут». Потом она, правда, познакомилась с моей женой. После чего какие-либо контакты были полностью исключены, даже еще, собственно, и не начавшись :)
Забавно, что основной мой итоговый вывод совпал с известной некогда рекламной фразой: «Все одинаковые!». Особенно, если находятся в одинаковых бытовых условиях. (и немцы (ГДР), и португальцы, и арабы, и евреи, и кубинцы, и иранцы и т.д. Много их было )
Жаль только, что подобный опыт есть не у всех.
Что до самого рассказа, то единственный фантастический элемент в нем явно притянут за уши. Так как эпоха индивидуальных фундаментальных открытий, к сожалению, закончилась еще в ХIХ веке.
Что-то подобное может создать только общими усилиями групп ученых и специалистов. Кстати, международных :)
jolly-fellow, 8 августа 2018 г.
Обычное разжигание ненависти к белым жителям юга США. Очень распространенная мода в этих же самых США.
Скромного чёрного преподавателя провинциального университета, гения физики, математики и электроники, изобретшего радиоприёмник, работающий на гравитационных волнах, убивает грязный, толстый, наглый, уродливый и тупой белый полицейский, просто так и раздавливает его изобретение кованым сапогом.
Рассказ является чистейшим пропагандистским клише грубо но эффективно давящим на чувства читающих.
Gourmand, 30 октября 2014 г.
Антирасистский рассказ. Трогательный. И верно выбранный фантастический элемент. Чтоб те, кому наплевать на жизнь «всего-навсего еще одного старого ниггера», хоть бы пожалели об утрате изобретения, а по ассоциации — и об этом старичке.
Прекрасный рассказ. Немного слишком конкретный, местечковый, из-за чего чуть-чуть теряет актуальность. Скажем, про автомарш я ничего не понял, видимо, что-то такое было времён Кинга. Про «он уже магистр клана» то ли понял, если это куклусклан, то ли нет. Ну и так далее.
Конечно, с роботами или пришельцами в роли отверженных и угнетаемых было бы более общо, но уж что есть, то есть.
Muzzy29, 1 января 2017 г.
Вот так многие великие достижения человека могут не пробиться сквозь толщу предубеждений, непонимания, предвзятости относительно религии, цвета кожи и прочее. К счастью человечество медленно, но уверенно пробивает данную стену — становится одной единой нацией, в которой значение имеет сам человек, а не то, какой он, как думает, где родился.
Это рассказ о проблеме которая всегда волновала и будет волновать американцев и прочие народы : проблема чернокожих. Хорошо, что человечество со скрипом, но все же пытается решить ее . Жаль только, что это касается развитых стран..
Хороший рассказ!
ii00429935, 25 декабря 2010 г.
Готовя к печати свой итоговый сборник «50х50», где все рассказы распределены по темам, «Немого Милтона» автор включил в раздел «Ни в какие ворота» (там собраны произведения, не укладывающиеся в жанровые рамки). Этот рассказ не вполне фантастика, а прежде всего острое, почти публицистическое высказывание на волновавшую Гаррисона тему расизма. «Немой Милтон» — почти картинка с натуры, автор вспоминал, что во время армейской службы в южных штатах насмотрелся такого более чем достаточно. В сюжете имеется фантастическое допущение, помогающее обострить конфликт, но так ли уж важно, что там изобрел главный герой рассказа? По-моему, неизмеримо важнее другое: Гаррисон успел увидеть, как в Америке был избран первый чернокожий президент, и хочется верить, что его небольшой рассказ хоть немного, но приблизил этот момент.
god54, 24 апреля 2010 г.
Это даже не фантастический рассказ. Это социальный рассказ. Элемент фантастики здесь лишь обозначен, чтобы усилить глубину потери. Ведь потеря любого человека, это всегда потеря чего-то уникального независимо от цвета его кожи.
Стронций 88, 12 марта 2010 г.
Гаррисона я прочитал не так уж и много (пока!) – два романа и дюжину рассказов. И у меня лично такое впечатление создаётся, что когда он отходит от своего желания вызвать улыбку, и говорит серьёзно о серьёзных вещах – вот тогда он поистине великолепен. Вот и этот рассказ – берёт за душу. И дело тут не столько в расизме – я например по определённым причинам никогда подобного не испытывал – меня прямо бесит этот шериф! Чёрт возьми, и у нас таких уродов – пруд пруди. Разъевшиеся сволочи при исполнении, так и ищущие, кого бы унизить… Разве есть у хоть один человек, который с ними не сталкивался. И самое страшное, что имеют право, упиваются своей безнаказанностью. И что ещё гаже – как тот же шериф лезут в верх по иерархии власти… Таких сволочёй самих стрелять надо… Да… вот так вот, накипело. Молодец Гаррисон!
А финал страшен, как страшна любая смерть. Тем более такая. И, чёрт возьми, сколько людей погибло так же? И неважно даже, что герой был гением своего дела, сделавшим великое открытие. Это скорее лишь усилительный эффект. И так погибнуть, таким образом – это ужас!
Хороший рассказ. Короткий и животрепещущий – лично меня он «зацепил». Одно только не пойму – это название. Может я не очень-то умный, не догоняю, что оно значит. Но это так, ерунда, главное – рассказ великолепен.
Crossbow, 8 августа 2011 г.
Тупоголовый полицейский не вовремя приперся в бар, когда назрел важный момент в беседе героев — Чарли, шокированный прибором Сэма, который тот сконструировал просто так, для себя, ради проверки научных теорий, явно им очень заинтересовался. А ведь он судя по всему мог дать полный ход, путевку в жизнь его изобретению. Но судьбоносная линия, которая могла перевернуть мир, была разрушена банальными грубыми действиями идиота-расиста в полицейской форме.
anton281, 13 мая 2010 г.
Да. Что тут скажешь? Проблемы рассизма, класовой ненависти, гонения человека за его политические взгляды, религиозные убеждения, сексуальную ориентацию будут актуальны всегда. Поэтому и это произведение останется актуальным. Отличный рассказ.
nickolos, 21 октября 2009 г.
В рассказе присутствует два смысла и оба показаны очень хорошо. Первый — это тема расизма. В основном с американским уклоном, но все же показана так как нужно (интересно, что в эту тему расизма, в добавок, Гаррисон еще упомянул и о коммунистах). Второй — это то, как человечество само себя ограничивает на пути к совершенствованию. Причем ограничивает грубо и подло. Вот оно изобретение, которое может перевернуть мир с ног на голову(в хорошем смысле), а вот оно уничтожается ногой человека (а человека ли?), который паразитирует на нашей планете и подобных ох как много. Порой часто задумываешся о подобном... и как ни странно решений данной проблемы очень мало.
Yazewa, 10 января 2008 г.
Актуально для Америки, не очень близко нам, но сочувствуешь по полной. Собственно, для данного сюжета абсолютно не важно, что там было в коробке у старого негра, великое изобретение или дешевый радиоприемник.
Vendorf, 21 апреля 2008 г.
Очень не простая тема, даже для фантаста. Именно из-за необъяснимых предрассудков мы лишились и лишаемся большой части таллантов и гениев...
ZiZu, 23 июня 2007 г.
Интересно, а в Америке всех негров считали коммунистами? или только тех, кто боролся за свою свободу? Гаррисон красиво показал, что даже если человеку мешают и не дают нормально работать он всё равно может многого добиться.
Pupsjara, 25 октября 2007 г.
Хорошо, что расистов становится меньше. Не могу понять, как можно так относится к людям, которые отличаются только цветом кожи. :frown:
Еще хотел бы обратить внимание на не сильно удачную аннотацию, просто пересказана концовка рассказа. :insane:
Vargnatt, 26 августа 2007 г.
Рассказ на больную для американцев тему расовой нетерпимости.