Расизм — один из самых противоречивых и неоднозначных терминов в социальных науках. Во французском языке термин «racisme» используется с конца XIX века, когда французские националисты применяли его для определения себя и своих представлений о врождённом превосходстве французов над другими группами. Термин расизм впервые зафиксирован французским словарём Ларусса в 1932 году, где он определялся как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».
Популяризация термина «расизм» в западных странах произошла позже, когда этот термин всё чаще стал использоваться для описания антисемитской политики, проводившейся в нацистской Германии в 1930-х и 1940-х годах. Эта политика основывалась на положении расовой теории нацизма, согласно которому евреи представляют собой биологически обособленную расу, отдельную от группы, которую нацисты считали «арийской расой», населяющей Северную Европу. Термин «расизм» получил дальнейшее распространение в 1950-х и 1960-х годах на фоне движения за гражданские права, направленного на преодоление расового неравенства в Соединённых Штатах.
Во второй половине XX века идея о том, что человеческий вид подразделяется на биологически различные расы, начала приходить в упадок и расизм потерял научную поддержку. Все современные люди принадлежат к одному виду — Homo sapiens. Исследования в различных областях науки показали, что не существует «высших» и «низших», «примитивных» и «прогрессивных» рас.
Что же касается фантастики, то обсуждение проблем межрасовых отношений в ней часто завуалировано либо переносом действия в затерянные миры или на другие планеты, которые вроде бы не имеют никакого отношения к «здесь и сейчас», либо расовые проблемы рассматриваются в контексте, который опять же, вроде бы оторван от действительности — например, земляне и марсиане в зарубежной фантастике или «их нравы» в фантастике советской.
Следует признать, что фантастике XIX века доминировала расистская идеология. Романы «Грядущая война» К. Уоллеса, «Последняя война» Л. Трейси и «Желтая опасность» М.Ф. Шила пропитаны идеями превосходства людей англо-саксонского происхождения над чернокожими. Единственным исключением является смелый для своего времени роман Г. Ланга «Война в воздухе», в котором одобряются смешанные браки и белой женщине суждено выйти замуж за чернокожего.
В ХХ веке писатели США создали несколько интересных книг на тему межрасовых отношений, например достоин внимания сатирический роман Д. Шуйлера «Больше не черный». В рассказе Д. Эллиота «Закон о переселении цветных» изложена программа переселения черных в резервации, где их забивают на мясо. В рассказе Ф. Брауна и М. Рейнольдса «Черный пробел» сотрудник Института Исследования Истории попал в середину ХХ века в США, где столкнулся с расовой проблемой. В романе Г. Килера «Человек, который сменил кожу» происходит обмен телами между чернокожим американцем и белым в 1855 году.
Рисунок А. Дубовика к роману Ю. Буркина и С. Лукьяненко
В начале 1950-х в Америке началось движение за гражданские права, которое достигло своей кульминации в 1960-х. На фоне этого несколько ведущих американских писателей выпустили книги на тему расовых отношений в ближайшем будущем. В их числе романы «Другой барабанщик» У. Келли и «Человек, который кричал» Д. Уильямса. Однако прямая постановка вопроса большинству редакторов жанровых журналов не нравилась. Они предпочитали, чтобы авторы переносили действие в другие миры и рассуждали на тему более абстрактно. Заметным исключением стали цикл М. Рейнольдса «Бремя белого человека», действие которого разворачивается в Африке и рассказ Г. Гаррисона «Немой Милтон», в котором непризнанный чернокожий гений изобрел новый источник энергии. Финал истории печален — наглый белый полицейский по ошибке застрелил изобретателя и никому нет дела до судьбы этого гражданина второго сорта.
Для жанра научной фантастики более принято вуалировать тему: скажем, сочувственно относиться к чаяниям андроидов, как в романе К. Саймака «Снова и снова». Недолюди из одноименного рассказа К. Смита напоминают читателю об отношении к чернокожим в недалеком прошлом, когда они были лишены гражданских прав, а в повести «Мёртвая госпожа Города глупцов» автор наделяет недолюдей более глубокой духовностью, по сравнению с «нормальными людьми». В рассказе Ф. Пола «Новые соседи» сообщество симпатичных роботов среднего класса реагирует на появление людей в их многоквартирном доме — всего двоих, но: «Вы забыли, что они органические? Что мы будем делать, если они начнут размножаться?» Фильм «Нация пришельцев» переводит избитую тему взаимоотношений черного и белого полицейского, которые учатся работать вместе в новую плоскость «человек плюс пришелец». Комический эффект в романе Т. Пратчетта «К оружию! К оружию!» достигается за счет возникновения дружбы между гномом и троллем, чья межвидовая ненависть — это традиция Плоского Мира.
На страницах фантастики золотого века почти никогда не встречаются положительные персонажи из этнических меньшинств, но при этом у астронавтов и других героев нередко в роду были коренные американцы. Хрестоматийным примером служит рассказ Р. Шекли «Зацепка», один из персонажей которого оказался отдаленным потомком индейца чероки. Индейцами являются главные герои романов «Космический сиу» А. Нортон и «Врата времени» Ф. Фармера. Отметим, что «Космический марафон» Э.Ф. Рассела является примером межрасовой гармонии: кроме людей, в состав команды «Марафона» входят марсиане, а врач экипажа — чернокожий. Р. Хайнлайн спокойно пишет о том, что пехотинец Хуан «Джонни» Рико из «Звездного десанта» является филиппинцем, но гораздо более скромно намекает, что главная героиня его же романа «Не убоюсь зла» может быть чернокожей.
Рисунок Е. Ферез к роману К. Приста
Тема расизма в романе «Свободное владение Фарнхэма» может быть истолкована двояко. Возникает вопрос: является описываемое общество верховенства негров-людоедов выражением типичных расистских взглядов автора или злой сатирой на современный расизм? Многое в книге указывает на антирасистский подтекст, например, критики видят применение автором приёма «при прочих равных условиях»: если легализированный расизм общества будущего и приравнивание белых людей к недочеловекам являются злом, то менее серьезная дискриминация чернокожих в Соединённых Штатах 1960-х годов также является злом, хотя и в меньшей степени. В пользу версии, что здесь имеет место сатира с инверсией, говорят и многочисленные свидетельства в других работах Хайнлайна, исключающие расизм автора. Здесь следует учитывать, что роман писался ещё до принятия закона о гражданских правах 1964 года и то, что современным читателям кажется очевидным, совсем по другому воспринималось в 60-е годы, поэтому в целом прогрессивная позиция Хайнлайна сегодня выглядит устаревшей.
В прозе Великобритании произведений на тему расизма намного меньше. В сатирическом рассказе И. Во «Из глубины» белое население Лондона выродилось в примитивных неграмотных дегенератов и уступило место черным колонистам-католикам из Африки. Смена расовых ролей лежит в основе сюжета романа Д. Ньютона «Черный араб», где главный герой изобрел способ превратить белых эксплуататоров в негров. Смелым для своего времени стал роман К. Приста «Фуга для темнеющего острова». Также отметим сатирический роман П. Дикинсона «Зеленый ген» в жанре альтернативной истории, в котором кельты — зеленокожие, за что и подвергаются расовой дискриминации. Примером более отстраненного отношения является рассказ «Тупая марсияшка» Д. Уиндема, героиня которого фактически является чернокожей рабыней.
Что касается отечественной фантастики, то в Советском Союзе тема находилась под запретом, разрешалось писать только о расизме в других странах. В качестве примеров назовем рассказы И. Варшавского «Индекс Е-81» о расовой ненависти к чернокожему и «Диктатор» о попытке внедрения расизма на планете Галатея. При этом мы не смогли найти ни одной публикации о реальном расизме, который процветал в СССР применительно к народам Крайнего Севера, Закавказья или выходцам из Средней Азии. К сожалению, замалчивание проблемы привело к тому, что болезнь общества стала прогрессировать и принимать все более уродливые формы.
Ниже приведен список, в который включена не только фантастика на тему расизма, но и произведения, где фантастическое допущение каким-либо образом связано с чернокожими персонажами. Индейцы рассматриваются в отдельной статье.
Список произведений, в которых упоминается термин:
Сортировка:
Циклы произведений
Крестики и нолики / Noughts and Crosses
[в альтернативном мире общество поделено на два класса: темнокожих "крестов" и белых "нулей"]
// Автор: Мэлори Блэкмен
2.00 (1)
-
Романы
The Air Battle: A Vision of the Future
(1859)
[невероятная фантастика для романа того времени: смешанные браки решительно одобряются, и главной героине — белой женщине — суждено выйти замуж за чернокожего мужчину]
// Автор: Герман Ланг
-
Doctor Huguet
(1891)
[расист меняется телами с чернокожим]
// Автор: Игнатиус Лойола Доннелли
-
The Next War: A Prediction
(1892)
[восстание чернокожих в США: не сумев отравить всех белых, чернокожие проиграли и рассеялись по всей стране, где потихоньку вымирают]
// Автор: Кинг Уоллес
-
The Final War
[= The Final War: A Story of the Great Betrayal]
(1896)
[постулируется превосходство «саксонской расы» над всеми остальными]
// Автор: Луис Трейси
2010
(1914)
[изобрели метод превращения черной кожи в белый]
// Автор: Фредерик Каррель
-
Эрминия / Out of the Silence
(1919)
[женщина-пришелец из прошлого намерена истребить половину человечества: всех «цветных», которых она считает биологически более примитивными — оставить только белых]
// Автор: Эрл Кокс
-
Black No More
(1931)
[открыто вещество, которое обесцвечивает кожу. Герой романа превратился из черного в белого и стал главарем Ку-клукс-клана]
// Автор: Джордж Шуйлер
-
The Black Arab
[под псевдонимом John Halstead]
(1933)
[главный герой изобрел способ превратить белых эксплуататоров в негров]
// Автор: Дуглас Ньютон
-
Шестая колонна / Sixth Column
[= The Day After Tomorrow]
(1941)
[мощнейшее оружие, которое поражает только азиатов]
// Автор: Роберт Хайнлайн
6.98 (395)
-
17 отз.
Снова и снова / Time and Again
[= Туда и обратно; Никто не идет в одиночку; Time Quarry; First He Died]
(1950)
[зависимое положение андроидов вызывает в обществе определенное социальное напряжение. Андроиды, вместе с примкнувшими к ним роботами, борются за равноправие]
// Автор: Клиффорд Саймак
7.76 (1157)
-
54 отз.
Конец детства / Childhood's End
[= Конец Детства]
(1953)
[белому меньшинству отказано в гражданских правах]
// Автор: Артур Кларк
8.26 (1937)
-
95 отз.
The Long Way Back
(1954)
[много лет спустя после ядерной войны африканское государство отправило экспедицию на земли легендарной Британии, где нашлись выжившие белые люди, которые обитают в пещерах]
// Автор: Марго Беннет
-
Двойник / Double Star
[= Дублёр; Мастер перевоплощений; Двойная звезда; Звёздный двойник]
(1956)
[давняя расовая фобия излечивается одним сеансом гипноза]
// Автор: Роберт Хайнлайн
8.36 (2359)
-
80 отз.
Другой барабанщик / A Different Drummer
(1962)
[в одном из штатов американского юга случилась внезапная массовая эмиграция всего чернокожего населения штата]
// Автор: Уильям Мелвин Келли
-
Человек в Высоком замке / The Man in the High Castle
[= Затворник из горной твердыни; Человек из высокого замка]
(1962)
[в альтернативной реальности коренные жители Африки истреблены практически полностью]
// Автор: Филип Дик
7.87 (2631)
-
104 отз.
When the Whites Went
(1963)
[только чернокожие выживают после болезни, жертвами которой становятся люди всех остальных цветов кожи]
// Автор: Роберт Бейтмэн
-
Планета обезьян / La planète des singes
(1963)
[роман пронизывают расовые аллегории, представленные с одной стороны эволюционировавшими людьми, а с другой — доминирующими над ними эволюционировавшими обезьянами]
// Автор: Пьер Буль
The Man Who Changed His Skin
(1966)
[обмен телами между американцами в 1855 году, один из которых белый, а другой — чернокожий]
// Автор: Гарри Стивен Килер
-
Порог между мирами / The Crack in Space
[= Cantata-140]
(1966)
[около 2080 года Джим Брискин намерен стать первым чернокожим президентом Соединенных Штатов]
// Автор: Филип Дик
7.28 (165)
-
8 отз.
The Man Who Cried I Am
(1967)
[в американском правительстве разработана программа по геноциду чернокожего населения. Для начала всех чернокожих должны отправить в концентрационные лагеря]
// Автор: Джон А. Уильямс
-
Время, назад / Counter-Clock World
(1967)
[в 1971 году весь мир ожидает воскрешения чернокожего религиозного лидера]
// Автор: Филип Дик
7.70 (164)
-
6 отз.
Вторжение с Ганимеда / The Ganymede Takeover
[= Захват Ганимеда]
(1967)
[показаны непростые отношения между черными и белыми, продолжающиеся после инопланетного вторжения]
// Авторы: Филип Дик, Рэй Нельсон
7.07 (267)
-
6 отз.
Концлагерь / Camp Concentration
(1967)
[американский генерал, подвергшийся принудительному обмену разумов в концентрационном лагере, умирает от ужаса, осознав, что теперь он черный]
// Автор: Томас Диш
7.77 (132)
-
7 отз.
Эхо плоти твоей / Echo Round His Bones
(1967)
[южане, принужденные обстоятельствами к каннибализму, предпочитают убивать и поедать чернокожих солдат]
// Автор: Томас Диш
7.44 (98)
-
3 отз.
Галактическое оружие / The Weapon from Beyond
[= Оружие из неведомого далёка; Оружие извне; Звёздный волк; Первая война Звёздного Волка]
(1967)
[кхаральцы — примитивный народ и терпеть не могут чужеземцев]
// Автор: Эдмонд Гамильтон
7.71 (706)
-
14 отз.
The Jagged Orbit
(1969)
[действие романа происходит в Соединенных Штатах в 2014 году, когда межрасовая напряженность достигла предела]
// Автор: Джон Браннер
-
The Spook Who Sat by the Door
(1969)
[чернокожий человек вначале становится заместителем руководителя ЦРУ, а затем поднимает восстание чернокожих по всей Америке, больной расизмом]
// Автор: Сэм Гринли
The Year of the Quiet Sun
(1970)
[автор отправляет своего чернокожего главного героя вперед во времени, примерно в 2020 год, где его чернота наводит ужас на тех, кто пережил гражданскую войну по расовому принципу]
// Автор: Боб Такер
The Lord's Pink Ocean
(1972)
[территорию последней плодородной долины на Земле делят две семьи, черных и белых, при этом семья белых исповедует расизм]
// Автор: Дэвид Гарри Уокер
-
Фуга для темнеющего острова / Fugue for a Darkening Island
[= Darkening Island; Фуга для тёмной земли]
(1972)
[миллионы беженцев из Африки оказались в Британии, что привело к кризису и приходу к власти неорасистов]
// Автор: Кристофер Прист
6.97 (67)
-
3 отз.
The Green Gene
(1973)
[в альтернативной Англии кельты с зеленой кожей сталкиваются с расовой дискриминацией]
// Автор: Питер Дикинсон
-
The Ultimate Solution
(1973)
[негров выращивают в «лабораториях» и на «фермах». Их голосовые связки перерезаны при рождении. Негры имеют юридический статус «домашних животных»]
// Автор: Эрик Норден
10.00 (1)
-
Курс на столкновение / Collision Course
[= Collision with Chronos]
(1973)
[общество будущего пропитано расизмом, превосходством белых и геноцидом]
// Автор: Баррингтон Бейли
End Product
(1975)
[чернокожим делают лоботомию при рождении, благодаря чему обеспечивают цивилизованный мир достаточным количеством мяса]
// Автор: Барри Норман
-
Triton
[= Trouble on Triton: An Ambiguous Heterotopia]
(1976)
[утопическое будущее, в котором расовая принадлежность является вопросом выбора. Один герой превращается из несчастного белого мужчины в несчастную белую женщину, а другой персонаж, чернокожий мужчина-политик, трансформирует себя и в то, и в другое]
// Автор: Сэмюэл Дилэни
7.50 (4)
-
Противостояние / The Stand
[= Армагеддон; Последний рубеж; Исход; Конец света; Позиция; Остановка]
(1978)
[108-летняя негритянка на стороне добра противопоставлена силам зла во главе с белым подонком]
// Автор: Стивен Кинг
8.36 (4083)
-
151 отз.
Пересмешник / Mockingbird
(1980)
[героем романа является робот-негр]
// Автор: Уолтер Тевис
7.16 (60)
-
8 отз.
Возвращение к звёздам / Starworld
[= Звёзды; Возвращение; К звёздам]
(1981)
[когда люди переселились на другие планеты, расовое разделение исчезло и цвет кожи перестал иметь хоть какое-то значение]
// Автор: Гарри Гаррисон
7.43 (547)
-
9 отз.
No Enemy But Time
(1982)
[история современного афроамериканца, который благодаря силе собственной мысли сумел перенести себя в доисторическую Африку, где встретился с доисторическими предками человека]
// Автор: Майкл Бишоп
7.25 (4)
-
1 отз.
Время для мятежника / A Rebel in Time
[= Восстание во времени, Rebel in Time]
(1983)
[американский полковник, зацикленный на расовом превосходстве белых, отбывает в прошлое, чтобы изменить ход Гражданской войны в США]
// Автор: Гарри Гаррисон
7.63 (273)
-
9 отз.
Талисман / The Talisman
[= Столкновение миров]
(1984)
[герой узнает от чернокожего друга о существовании параллельного мира]
// Авторы: Стивен Кинг, Питер Страуб
7.73 (1996)
-
74 отз.
Ancient of Days
(1985)
[первочеловек все еще живет в наше время: он интегрировался в общество и стал объектом сильной расовой ненависти, когда у него завязался роман с современной женщиной]
// Автор: Майкл Бишоп
-
Night of Power
(1985)
[о восстании негров в Манхэттэне близкого будущего]
// Автор: Спайдер Робинсон
-
Извлечение троих / The Drawing of the Three
[= Двери между мирами]
(1987)
[Роланд извлекает из двери «Госпожу Теней», чернокожую женщину-инвалида, страдающую раздвоением личности]
// Автор: Стивен Кинг
8.52 (5083)
-
87 отз.
The Guns of the South
[= Оружие Юга]
(1992)
[путешественники во времени поставляют армии Конфедерации автоматы Калашникова, чтобы создать мир, в котором продолжает существовать рабство на расовой почве]
// Автор: Гарри Тертлдав
8.37 (19)
-
3 отз.
К оружию! К оружию! / Men at Arms
[= В доспехах и с оружием]
(1993)
[ночная стража решает проблему этнических меньшинств типа гномов, троллей и женщин]
// Автор: Терри Пратчетт
8.81 (3057)
-
47 отз.
Остров «Русь»
[роман-сборник]
(1997)
[персонаж по имени Иван-дурак является негром]
// Авторы: Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин
7.02 (1850)
-
34 отз.
Мешок с костями / Bag of Bones
(1998)
[в доме на берегу озера появляется призрак чернокожей певицы]
// Автор: Стивен Кинг
7.62 (1541)
-
53 отз.
Gniazdo światów
(1999)
[общество каждой страны организовано по расовому признаку и делится на четыре касты по цвету волос]
// Автор: Марек Хуберат
-
Renaten tarina
(2018)
[потомки нацистов из лунной колонии — расисты, они не понимают, как земляне могли отправить на Луну чернокожего космонавта низшей расы]
// Автор: Йоханна Синисало
7.00 (1)
-
Повести
Ловушка чести / The Game of Glory
(1958)
[планета Ньянза населена исключительно выходцами из Африки]
// Автор: Пол Андерсон
7.28 (127)
-
5 отз.
Планета зомби / Voodoo Planet
[= Колдовская планета; Планета колдовства; Планета вуду]
(1959)
[на планете Хатка установлена дискриминация по цвету кожи. Чем светлее у тебя кожа, тем ты ниже на общественной лестнице]
// Автор: Андрэ Нортон
7.58 (1291)
-
16 отз.
Чужая планета
(1965)
[экипаж советского звездолета сталкивается с проявлениями расизма среди аборигенов чужой планеты]
// Автор: Север Гансовский
7.14 (108)
-
5 отз.
На пороге космоса / Kosmose rannavetes
(1966)
[так называемое «Африканерское общество исследования космоса» — расистская военная хунта, готовившая в начале XXI века государственный переворот в ЮАР с целью восстановления политики апартеида и уничтожения всех противящихся ей]
// Автор: Борис Кабур
8.00 (3)
-
1 отз.
Повод для оптимизма / Підстава для оптимізму
[= Неудачники]
(1973)
[герой повести изобрел прибор, который улавливал особые излучения мозга. Он выделил две волны, которые он назвал с-излучение и у-излучение. По его мнению, первое могло принадлежать только высшей расе, а второе — животным]
// Автор: Игорь Росоховатский
6.63 (51)
-
2 отз.
Остров «Русь»
(1997)
[Иван-дурак в повести является негром]
// Авторы: Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин
Пигментин доктора Роф
(1927)
[студент принял порошок «пигментин», похожий на сахар, и стал выглядеть как негр]
// Автор: И. Окстон
6.75 (16)
-
2 отз.
The Menace
(1928)
[зарубежные провокаторы финансируют уничтожение США с помощью сыворотки, которая превращает черных людей в белых]
// Автор: доктор Дэвид Г. Келлер
-
Out of Depth
[= Out of Depth: An Experiment begun in Shaftesbury Avenue and Ended in Time]
(1933)
[в будущем Великобритания колонизирована черными африканскими католиками, а потомки прежнего белого населения — примитивные неграмотные дикари]
// Автор: Ивлин Во
-
Daughters of Eternity
[п.п. James MacCreigh]
(1942)
[оберонцы считают землян и марсиан низшими формами живой материи, годными только в рабство]
// Автор: Фредерик Пол
6.00 (1)
-
Крылья ночи / The Wings of Night
(1942)
[один землянин видит в селенитах разумных существ, а другой — объект для потенциальной эксплуатации и рабства]
// Автор: Лестер дель Рей
8.05 (450)
-
16 отз.
Взрыв
(1946)
[до начала последнего ледникового периода коренными жителями Сибири были негры]
// Автор: Александр Петрович Казанцев
6.66 (204)
-
6 отз.
The NRACP
(1949)
[в рассказе изложена американская программа переселения черных в резервации, где их забивают на мясо]
// Автор: Джордж Пол Эллиот
Око за око / The Other Foot
[= The Last White Man; Другие времена; Иные времена; Как они встретились; Обстоятельства изменились]
(1951)
[на Марс к чернокожим переселенцам прилетела ракета, на которой был белый человек]
// Автор: Рэй Брэдбери
7.86 (610)
-
14 отз.
Пробный камень / Test Piece
[= Лакмусовая бумажка]
(1951)
[во время контакта астронавтам устроили проверку на расизм]
// Автор: Эрик Фрэнк Рассел
7.94 (719)
-
23 отз.
Свидетельствую / The Witness
[= Свидетель]
(1951)
[обитатель системы Проциона прилетел на Землю и столкнулся с ксенофобией]
// Автор: Эрик Фрэнк Рассел
7.82 (718)
-
26 отз.
Чёрный пробел / Dark Interlude
[= Грядущее прошлое; Пришелец из будущего]
(1951)
[сотрудник Института Исследования Истории попал в середину ХХ века в США, где столкнулся с расовой проблемой]
// Авторы: Фредерик Браун, Мак Рейнольдс
7.27 (67)
-
4 отз.
Тупая марсияшка / Dumb Martian
[= Тупая марсианка; Тысяча фунтов за девчонку / Out Of This World]
(1952)
[землянин купил себе жену-марсианку, которую считает тупой и всячески над ней измывается]
// Автор: Джон Уиндем
7.59 (262)
-
15 отз.
И камни заговорили... / And the Rock Cried Out
[= The Millionth Murder; И скалы заговорили]
(1953)
[после гибели США белые американцы сталкиваются с проявлениями расизма к себе со стороны латиноамериканцев]
// Автор: Рэй Брэдбери
7.93 (327)
-
9 отз.
«Сделай сам» / How-2
[= Сделай сам; Компания «Сделай сам»]
(1954)
[расизм в аллегорической форме: под словом «робот» следует подразумевать «чернокожий»]
// Автор: Клиффорд Саймак
8.14 (514)
-
15 отз.
There Is a Tide
(1956)
[резня в конце ХХ века, в которой были убиты все представители белой расы]
// Автор: Брайан Олдисс
8.00 (1)
-
Держитесь подальше от наших могил / Stay Out of My Grave
[под псевдонимом Ralph Burke]
(1956)
[люди отказываются признать равные права за инопланетянами только на основании того, что они — инопланетяне]
// Автор: Роберт Силверберг
Зацепка / Holdout
[= Загвоздка]
(1957)
[человечество изжило расовую ненависть в далеком прошлом, но внезапно сталкивается с её рецидивом]
// Автор: Роберт Шекли
7.43 (672)
-
22 отз.
Слабак / Misfit
[= Непригодный]
(1957)
[адапты с планеты Сандовал IX издеваются над обычным человеком, отличающимся от них внешним видом]
// Автор: Роберт Силверберг
7.37 (298)
-
12 отз.
Мусорщик на Лорее / The Sweeper of Loray
(1959)
[профессор нашел «скрытые причины врожденной неполноценности внеземных рас» и написал об этом книгу]
// Автор: Роберт Шекли
8.12 (1016)
-
26 отз.
Летящие к братьям
(1960)
[на планете звезды Капеллы «одноцветные» считаются существами низшего порядка]
// Автор: Михаил Немченко
5.85 (20)
-
1 отз.
Второй потоп / Deluge II
(1961)
[негритянское население ЮАР практически полностью истреблено во времена апартеида; цветные оказались чувствительны к космической радиации и их настигло бесплодие]
// Автор: Роберт Янг
7.88 (17)
-
2 отз.
Мир Мириона Флауерса / The World of Myrion Flowers
[= Мир Мириона Флауэрса]
(1961)
[негр-миллионер случайно стал телепатом и погиб из-за всеобщей мысленной ненависти]
// Авторы: Сирил Корнблат, Фредерик Пол
6.83 (112)
-
3 отз.
A Bad Town for Spacemen
[= Плохой город для астронавтов]
(1962)
[космическая радиация смертельна для всех рас, кроме негров]
// Автор: Роберт Скотт
5.71 (7)
-
Индекс Е-81
(1962)
[негр становится причиной смерти престарелого миллионера]
// Автор: Илья Варшавский
7.13 (191)
-
7 отз.
Диктатор
(1963)
[Прох Хиндей пытается сплотить общество, объявив всех рыжих врагами]
// Автор: Илья Варшавский
Обособленность / Apartness
(1965)
[мир охватила жестокая расовая война. «Белые» проиграли и были почти уничтожены, последние несколько тысяч человек сбежали с африканского континента на двух кораблях]
// Автор: Вернор Виндж
6.56 (82)
-
4 отз.
Перпетуум мобиле
(1965)
[мыслящие машины класса А требуют равноправия с остальными мыслящими машинами]
// Автор: Илья Варшавский
7.18 (162)
-
9 отз.
Devise and Conquer
(1966)
[советские провокаторы считают невозможным разжечь расовую ненависть в США, где больше нет разделения людей по цвету кожи]
// Автор: Кристофер Энвил
-
Немой Милтон / Mute Milton
[= Потерянный Рай]
(1966)
[изобретатель-негр погибает от руки расистов, а вместе с ним исчезает и тайна гениального изобретения]
// Автор: Гарри Гаррисон
7.28 (487)
-
15 отз.
Лнага / Lnaga
(1966)
[герой рассказа видит картины прошлого, в которых его предок занимался работорговлей и пленял африканских негров]
// Автор: Владимир Колин
6.27 (80)
-
4 отз.
Бумеранг / Boomerang
(1967)
[некий препарат превращает белого человека в негра]
// Автор: Тур Оге Брингсвярд
7.41 (226)
-
10 отз.
День марсиан / The Day After the Day the Martians Came
[= The Day the Martians Came; День после пришествия марсиан; День после прихода марсиан]
(1967)
[белые американцы с огромным удовольствием переносят традицию расистских оскорблений на некрасивых марсиан]
// Автор: Фредерик Пол
6.46 (116)
-
3 отз.
Раствор Мэнникона / The Mannichon Solution
[= Раствор Мэнничена; Раствор Мэнихена; Раствор Манникона; Раствор Маннихона]
(1967)
[открытие химического вещества избирательного действия, к которому восприимчивы только азиаты]
// Автор: Ирвин Шоу
7.27 (151)
-
5 отз.
Побег
(1968)
[на планете Медена запрещается общаться с представителями низшей расы]
// Автор: Илья Варшавский
8.36 (404)
-
19 отз.
The Soft Predicament
(1969)
[общество будущего поделено «развитую» и «неразвитую» часть. Герой рассказа ненавидит неразвитую часть]
// Автор: Брайан Олдисс
-
All the Last Wars at Once
(1971)
[расовая война между черными и белыми, а затем между мужчинами и женщинами, между атеистами и христианами, между геями и гетеросексуалами]
// Автор: Джордж Алек Эффинджер
5.00 (2)
-
The Power of Blackness
(1973)
[на планете Нггонга проживают только потомки негров, улетевших сюда с Земли]
// Автор: Джек Уильямсон
Инцидент
[= Непредвиденные обстоятельства]
(1990)
[посещения планеты Локо запрещены для всех видов гуманоидов, включая человека Земли из опасения нарушить расовый баланс планеты и тем самым создать почву для возникновения расизма]
// Автор: Даниэль Клугер
7.13 (72)
-
3 отз.
Шутка
(1991)
[африканские ученые задумали пошутить над европейскими астрономами и отправили радиосигнал на Альфу Центавра]
// Автор: Борис Романовский
6.71 (7)
-
2 отз.
Следующий / Next
(1992)
[согласно «Закону о наследовании меланина», генетический материал чернокожих американцев является национальным ресурсом]
// Автор: Терри Биссон
7.40 (5)
-
1 отз.
Евангелие от Матфея
[в шведскую церковь пришел чернокожий мужчина, чем вызвал сильный гнев прихожан]
// Автор: Тур Оге Брингсвярд
The Subject of Race in American Science Fiction
(2006)
[исследование расовых вопросов в американской научной фантастике на примере прозы Э. Берроуза, Д. Шайлера и С. Дилейни]
// Автор: Шарон Дегро
-
Race in American Science Fiction
(2010)
[исследование темы расизма и межрасовых взаимоотношений в научной фантастике]
// Автор: Исайя Лавендер
Космический марафон / Men, Martians and Machines
(1955)
[пример межрасовой гармонии: кроме людей, в состав команды «Марафона» входят марсиане, а врач экипажа — чернокожий]
// Автор: Эрик Фрэнк Рассел
Замена разума / Change of Mind
(США, 1969)
[супружеская пара изо всех сил пытается приспособиться к новым обстоятельствам после того, как мозг умирающего от рака мужа пересадили в тело чернокожего мужчины]
// Режиссёр: Роберт Стивенс
Человек-арбуз / Watermelon Man
(США, 1970)
[белый американец превратился в негра и испытал на себе все прелести расизма]
// Режиссёр: Мелвин Ван Пиблз
Нация пришельцев / Alien Nation
(США, 1988)
[пришельцы стали жить среди людей, многие из которых очень враждебно настроены по отношению к «отбросам Вселенной»]
// Режиссёр: Грэм Бейкер
Обратно на Землю / Down to Earth
(Германия, Канада, Австралия, США, 2001)
[душа чернокожего вселяется в тело жадного, злобного и, что самое главное, белого старика]
// Режиссёр: Крис Вайц, Пол Вайц
Район №9 / District 9
(США, 2009)
[начало фильма отсылает к истории расовой розни в ЮАР. Далее по сюжету, показана ксенофобия жителей Йоханнесбурга — как белых, так и чернокожих, объединившихся в своей ненависти к пришельцам]
// Режиссёр: Нил Бломкамп
Железное небо / Iron Sky
(Германия, Канада, Финляндия, Австралия, 2012)
[нацисты «отбелили» негра, введя ему в организм особое вещество, перекрашивающее цвет кожи]
// Режиссёр: Тимо Вуоренсола