Гарри Гаррисон «Соседи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В Нью-Йорке 2000 года проживает 35 миллионов человек. Из-за огромной перенаселенности квартиры похожи на тесные клетки. Постоянно не хватает воды и еды, для производства которой используется всё, что можно, даже трупы.
Входит в:
— антологию «The Ruins of Earth: An Anthology of Stories of the Immediate Future», 1971 г.
— антологию «Above the Human Landscape: A Social Science Fiction Anthology», 1972 г.
— сборник «The Best of Harry Harrison», 1976 г.
— антологию «No Room For Man: Population and the Future Through Science Fiction», 1979 г.
— антологию «Histoires de l'an 2000», 1985 г.
— антологию «Зелёная книга фантастики», 1989 г.
— антологию «Человек, который видел будущее», 1990 г.
— антологию «…Лучше воздержаться», 1991 г.
— сборник «Stainless Steel Visions», 1993 г.
— сборник «50х50», 2001 г.
- /языки:
- русский (10), английский (4), французский (2)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- А. Корженевский (9), Б. Мартен (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
фрейзи, 9 апреля 2014 г.
Этот рассказ попадался мне на глаза несколько раз в течение моей жизни. Чем старше я становилась, тем больше декорации рассказа делались похожи на наш мир. Или я повзрослела и приобрела больше негативного жизненного опыта?
По уровню безнадёги Соседей можно сравнить разве что с Тысячей дюжин Джека Лондона. Только там до последнего надеяшься — всё будет как надо, депрессия с головой накрывает в самом конце. В соседях безнадёжность капает как вода из незакрытого крана в раковину, чуть-чуть, а потом больше, больше, больше...
Люди живут в клетушках огромных домов без воды и туалета. Нет нормальной еды, а хоть немного отличный от суррогата продукт стоит баснословных денег,чтоб жить хоть немного лучше надо прилепиться к вышестоящему — по сути к преступнику, а лишившись поддержки окажешься по разные стороны баррикад. Основная масса людей живёт впроголодь, но кто-то же ходит в мясные рестораны где недорого, когда не берешь еду, а только кофе. Целые семьи ведущие маргинальный образ жизни, существуют за счёт детских пособий. Ничего не напоминает, а.....?
А ещё, я поняла сам Гаррисон в таких скотских условиях не был. Не стал бы тогда в комнатушку где жил один человек, заселять многодетную семью. Да ещё со словами, как тут классно. На голове друг у друга они жить станут?
В общем как бы много вещей у Гаррисона не казалось мне наивными ( неудивительно для написанного так давно) этот рассказик точно не такой. Надо будет найти полную версию, тут пишут что из рассказа сделан роман.
god54, 5 мая 2010 г.
Прочитал рассказ и вспомнил свои поездки в Индию... Думаю, автор там бывал, потому что описание следует в рассказе с натуры. Проблемы перенаселения и как следствие нищеты можно видеть уже сегодня. Читать это легко, а видеть это просто ужасно. После таких поездок проблему перенаселения начинаешь воспринимать по-другому. Однако социальный закон гласит, что чем выше уровень развития общества, тем ниже рождаемость. Так, что надо верить в лучшее. А рассказ в целом неплох, просто скомкан, как и предупреждал автор: роман сжат в рассказ.
nickolos, 14 сентября 2009 г.
На примере США показана проблема перенаселения, которая уже сейчас актуальна в некоторых странах. Но не только о перенаселении говорится в этом рассказе. Здесь говорится в целом о том, что невозможно постоянно жить и не задумыватся о глобальном. Причем в будущее нужно смотреть и не только глобально, а просматривать и менее значимые варианты — ведь в будущем они могуть быть крайне важными. В данном рассказе акцент был сделан на перенаселение, но автор попытался высказать, что нужно задумыватся о разных вещах, чтобы предотвратить катастрофу до того момента, когда процесс будет уже не обратимым.
Стронций 88, 5 августа 2019 г.
Соседи – как много в этом слове!..
Надо сказать, Гаррисона-антиутописта, Гаррисона, пишущего серьёзно и на темы социальные я ценю сильнее, чем Гаррисона, пишущего романы-приключения или юмористические фантастические рассказы. Вот и тут – очень сильная атмосфера: давящая, депрессивная, действительно заставляющая ужасаться такого будущего, будущего перенаселённых голодающих городов. Однако сюжет, по-моему, подкачал. Нет, он был не так уж и плох – просто он был всего лишь ДОСТАТОЧЕН для этого рассказа; он будто бы и не развивался, а просто существовал только ради того, чтобы можно было показать этот «фон повествования», как назвал его сам автор. Да и концовки не вышло, какая-то драма в конце назревала, но так и не вызрела, а ведь всё к тому было…
А от всего этого вышесказанного начало даже казаться, что и сам рассказ довольно искусственный – включая и этот давящий фон, ведь почему бы голодающему и изнывающему от жажды населению, в таком случае не отхлынуть в сельскую местность, подальше от давки? И – увы – даже не читая короткого авторского предисловия становиться понятно: рассказ из чего-то слеплен. А читая предисловие становиться ясно, что из разрозненных глав романа «Пространства! Пространства» и только для того, чтобы попасть в сборник Диша в качестве «предостерегающего пальца, которым помахивают перед читателем». Что ж, помахивают убедительно, помахивают страшно, и эта «плотность фона повествования», которой автор так гордиться, этой гордости достойна – давит эта жуткая атмосфера – но вот чувство лёгкого недовольства рассказом, сюжетом его, всё-таки горчит…
Crossbow, 30 июня 2011 г.
Для тех, кто не знает — этот рассказ был написан на базе романа «Подвиньтесь, подвиньтесь» специально для одного издателя, который планировал выпустить сборник рассказов на темы перенаселения. Заказчик, прочитав роман, конкретно указал фрагменты и главы, которые хотел бы видеть в рассказе. Гаррисон их «изъял» и переработал. Вот результат.
zmey-uj, 14 августа 2008 г.
В 70-е годы было много сценариев катастроф, которые могут ждать человечество. В данном случае — демографической. К бездумному размножению людей добавьте провальную политику правительств, которые способны принимать только карательные меры — получите условия в несколько раз хуже, чем когда-то в коммуналках. Борьба за место под солнцем заставляет моментально забыть о «цивилизованности», Люди превращаются в «население».
Kuntc, 9 декабря 2006 г.
Тема рассказа — перенаселение Земли в будущем и нехватка ресурсов. Но где происходит действие рассказа? В США, где сейчас рождаемость меньше смертности. Время действия — 1999 год. Автор мог бы просто подсчитать, что к этому времени никакого перенаселения не могло бы быть. Так что из Гаррисона плохой предсказатель вышел.
ZiZu, 4 июня 2007 г.
Действительно это мог стать новый роман. Но для рассказа всё слишком сумбурно и недоговорено.
Сказочник, 20 ноября 2013 г.
Всё было бы просто прекрасно. Говорю без иронии, замысел, реализация — всё просто великолепно в своей безысходности и отвратительности. Низкая оценка обусловлена тем, что концовка не то, чтобы слита — ее вообще нет. То есть, напрочь. Оттого восприятие комкается. Это действительно не рассказ, а заготовка для повести или романа.
Цырилла, 2 августа 2007 г.
Краткая выборка фрагментов из романа «Подвиньтесь, подвиньтесь», непонятно для чего сделанная.
Bluegrass, 15 сентября 2019 г.
Все бы ничего, но «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» так варварски резано-перерезано, что просто обидно за хорошую книгу. Так что если высказываться, то в отведенном для изначального романа месте. А здесь, наверное, нет смысла. Это ведь не цельное произведение.
Болезни третьего мира в Нью-Йорке — это, конечно, сильно. И ладно еще бери-бери, которым страдали в свое время даже богатые китайцы — на чистеньком-то рисе. Но тяжелая белковая недостаточность — это уже катастрофа.
Забавно и не забавно, что, кажется, почти нет трудностей с выпивкой. Видимо, хотят таким образом «успокоить» людей. В общем, годится для первого впечатления. Гаррисон хороший сатирик. Даже в виде кусков.