Оноре де Бальзак «Гобсек»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Скромный стряпчий Дервиль, влюбленная графиня де Ресто, ее отчаявшийся муж, блестящий светский денди Максим де Трай — все эти люди, отягощенные своими страстями, пороками, долгом, обязательствами, находятся во власти старого циничного ростовщика Гобсека, «человека-векселя», убежденного в том, что «Миром правит золото, а золотом правит ростовщик».
Рассказ «Гобсек» входит в грандиозный цикл произведений Оноре де Бальзака «Человеческая комедия», описывающий Францию XIX века.
Сначала эта повесть называлась «Опасности беспутства». Под таким заглавием она полностью вышла в апреле 1830 года, в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава её была опубликована несколько ранее, в феврале 1830 года, под заглавием «Ростовщик» [«L'Usurier»] на страницах журнала «Мода». В 1835 году повесть вышла новым изданием в первом томе «Сцен парижской жизни», где была озаглавлена «Папаша Гобсек» [«Les Dangers de l’inconduite»]. Наконец, в 1842 году Бальзак включил её в «Сцены частной жизни» первого издания «Человеческой комедии» под заглавием «Гобсек» [«Papa Gobseck»].
В первоначальном виде повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Названия глав подчеркивали наиболее важные части произведения — историю ростовщика Гобсека, поверенного Дервиля в начале его карьеры и историю графини де Ресто. Эти имена встречаются и в других произведениях Бальзака (Гобсек — в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Чиновниках», «Брачном контракте»; Дервиль — в «Отце Горио», «Полковнике Шабере», «Блеске и нищете куртизанок», «Темном деле»; графиня де Ресто — в «Отце Горио», «Семействе Бовизаж»).
(c) Из комментариев В. Даниловой.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Этюды о нравах > Сцены частной жизни
— антологию «Французская новелла XIX века», 1959 г.
— антологию «Зарубежная литература для школьников», 1996 г.
— антологию «Зарубежная литература XIX — начала XX века», 2003 г.
- /языки:
- русский (38), украинский (1)
- /тип:
- книги (39)
- /перевод:
- Н. Немчинова (34), В. Шовкун (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shakko, 22 мая 2022 г.
Бальзак как писатель существует примерно в трех ипостасях. В первой, романтической, он оперирует своими теоретическими построениями о том, как устроена Любовь и, что еще хуже, счастливый Брак (как устроен несчастливый, удивительное дело, он знает на практике и безошибочно: резкая разница). Его творения в этой ипостаси подчас достигают наивности уровня Барбары Картленд. Вторая его ипостась -- это крепкий средний уровень, на котором написано большинство его произведений: реализм и психологизм. (Следует отметить, что «средний уровень Бальзака» -- это тот, до которого большинство известных писателей 1-2 раза в жизни дотягиваются). И, наконец, есть книги, в которых он гений, офигительный, невыносимый, непредставимый гений. «Гобсек» -- как раз одна из таких книг.
Она захватывающая и по-настоящему страшная. Бальзак рисует хтонические, пугающие характеры, показывает, как обычный нормальный человек, потворствуя своим прихотям, скатывается в мерзость. Его персонажи выписаны так убедительно, как будто они вот, рядом с нами. Невероятное мастерство. Второй компонент: донельзя подробное описание подробностей парижского быта, ты будто сам оказываешься в спальне прекрасной графини, вчера поздно вернувшейся с бала и пересчитываешь вглядом фрагменты ее туалета, которые она рассыпала по комнате разоблачаясь -- украшения, перчатки, перья, туфельки, поясок, чулки... С таким же любованием и перечислением малейшей детальки Бальзак описывает и дом хордера, полный гниющих вещей (интересно, первый ли он описал хордерство?). Третий компонент -- это захватывающий сюжет с совершенно неожиданными поворотами.
Мне было лет 12, и я до сих пор помню, как прочла эту книгу впервые, как шевелились волосы. Это был мой первый Бальзак. Мама отвезла меня на дачу к своей подруге, там были какие-то дети, с которыми следовало играть, но я, избегая их, нашла на этой старой советской даче, пахнущей прохладой и высохшей древесиной рассыпающуюся книжку в мягкой обложке, под которой были «Гобсек» и «Горио», и я сбежала от всех на чердак и провела там несколько часов, провалившись в его Париж, будто Алиса в кроличью дыру. Никогда я не читала ничего подобного: дома не обращала внимания на «взрослые» романы. Это был действительно иной мир, и сейчас (господи, целую жизнь спустя), я бралась за «Гобсека» с огромными опасениями, вдруг тогда я была так очарована лишь по неопытности, вдруг книга устарела? Но нет, она осталась все такой же великолепной, мастерски сделанной, разница только в том, что теперь я могу замечать, из чего именно она сделана, а раньше она просто обрушивалась на мой мозг, как метеорит на голову. Более того, сейчас, закрыв последнюю страницу, я немедленно начала перечитывать ее сначала, чтобы насладиться всеми нюансами и деталями, которые я только что пропустила, увлеченная галопом драматического сюжета. Такого желания добавки со мной вообще никогда не бывало, с книгами (только с пирожными).
Конкретно сюжет основан на юридическом кейсе: выдача векселей, попытки их выкупить, залог в виде драгоценностей, стремление члена семьи аддикта спасти остатки семейных денег, фиктивная сделка с этой целью, которая пошла как-то не так, борьба аддикта со «спасателем» и т.п. Бальзак в юности служил в адвокатской конторе и навидался таких клиентов, читал документы по многим таким делам. В «Гобсеке» он наконец достал с антресолей этот опыт (в предыдущий раз он использовал его давно, в №6 «Первые шаги в жизни), прибавил к нему истории своих встреч с ростовщиками, а также наблюдения за лично знакомыми ему дамами, подписывавшими векселя в пользу любовников.
Следует отметить, что очень многие из них были его возлюбленными и подписывали векселя в его пользу, что этим женщинам никакой пользы не приносило, один вред. Не ясно, было ли Бальзаку за это стыдно, но он не отказывался от денег, которые давали ему дамы, хотя и знал, что это неправильно. Более того, правило «Женщины! Не давайте денег любовникам и особенно не подписывайте за них векселя!» -- это одно из тех правил, на которых он строит свою вымышленную вселенную. Примечательно, что большинство из этих правил -- из упомянутой выше первой категории теоретизированно-романтической (например, ББПЕ (с) Сюткин). А вот это на удивление здраво. Если читать цикл внимательно, видно, что подступается к описаниям опасностей женских векселей в «Дочери Евы», где героиня успевает выписать только один. В «Гобсеке» же автор в полную меру показывает, что происходит дальше, при попустительстве.
И наконец, о месте «Гобсека» во франшизе. Это один из текстов-перекрестков, в которых мы видим многих уже упоминавшихся персонажей и знакомимся с теми, кого еще предстоит рассмотреть. По своему обыкновению Бальзак в предшествующем романе («Беатриса») мимолетом показал нам персонажа зрелым -- 50-летний Максим де Трай; в «Гобсеке» же он показывает, с чего Трай пришел к такой жизни и репутации, тут ему 25-30 лет. И только по прочтении «Гобсека» (и дальнейших книг) мы понимаем, почему в «Беатрисе» Трай требует у герцогини плату не в деньгах, а в том, чтобы она его принимала в своем салоне. И что герцогиня, наверно, предпочла бы деньгами, но выбора нет. А вот с графиней де Ресто мы только знакомимся в «Гобсеке», а целиком ее историю мы узнаем позже, в «Отце Горио», где она тоже предстанет более молодой (Бальзак постоянно практикует контрамоцию). Из других сквозных персонажей отметим семью виконтессы де Гранлье -- ее сын женится на сестре Сабины, той бедняжки, которую в «Беатрисе» выдали замуж за благородного красавчика с мозгом теленка. Стряпчий Дервиль еще нам не раз попадется, а мельком упомянутым родственницам Гобсека, куртизанкам, будет уделено достаточное место в «Кузине Бетти» и «Блеске и нищете куртизанок».
Восторги мои могут показаться несколько преувеличенными, но простите их мне, я ведь живу «в Бальзаке» уже не первый месяц. Главное, что и мировая культурная общественность со мной согласна: она входит в топ его лучших книг, в топ французских романов, и прочтение хотя бы одного «Гобсека» из всего наследия автора является необходимостью для любого образованного человека.
Блофельд, 14 марта 2020 г.
Гобсек не такой отрицательный персонаж, каким его принято считать. Хоть он жадный и корыстолюбивый, но при этом обладает сильным характером и умеет держать слово. Иногда он даже бывает обаятельным. Мервиль относится к Гобсеку как сын к отцу. Когда Гобсек умер, Мервиль явно жалел об этом. Вообще неспроста биография Гобсека известна именно со слов Мервиля.