FantLab ru

Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.03
Голосов:
1107
Моя оценка:
-

подробнее

На Западном фронте без перемен

Im Westen nichts Neues

Другие названия: На Западе без перемен

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Сложно выжить на войне, особенно если ты только вчера покинул школу. Еще сложнее представить себе, какой будет жизнь после войны и найдется ли тебе в ней место… Но до этого момента еще нужно суметь дожить, не сойдя с ума. Целое поколение было вычеркнуто из нормальной жизни войной — и именно об этом пишет Ремарк, сам побывавший на фронте. Война имеет свое лицо — ужасное, безобразное и отталкивающее. Никому по собственной воле не хочется заглядывать в ее пустые глазницы — но у солдата нет выбора. Главные герои романа — Пауль Боймер и его одноклассники, призванные в армию и отправленные приказом командования на Западный фронт. Война, увиденная глазами молодых ребят, — главное содержание книги.

Примечание:

Роман «На Западном фронте без перемен», опубликованный в 1929 году, принес Ремарку мировую славу. Однако первый издатель, которому Эрих Мария отправил рукопись романа, отказался печатать книгу. Владелец издательства «С. Фишер Ферлаг» решил, что читать о войне в Германии никто не захочет — слишком свежи еще были воспоминания о военных бедствиях. Согласие на издание романа было получено от издательства «Ульштайн». Впрочем, книгоиздатели считали, что слишком рискуют, и Ремарку пришлось подписать договор о том, что, если роман не будет пользоваться успехом, он возместит затраты издательства, работая на них в качестве журналиста. Ремарку предложили также переработать некоторые фрагменты романа. В 1928 году роман выходил в газете «Vossische Zeitung» в период с 10.11.1928 по 09.12.1928. Выход романа в книжном варианте в январе 1929 года стал истинной сенсацией. Книги раскупались мгновенно — более полутора миллионов экземпляров было продано за первый год.


Входит в:

— условный цикл «Потерянное поколение»


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Экранизации:

«На западном фронте без перемен» / «All Quiet on the Western Front» 1930, США, реж: Льюис Майлстоун

«На западном фронте без перемен» / «All Quiet on the Western Front» 1979, США, Великобритания, реж: Делберт Манн



Похожие произведения:

 

 


На Западном фронте без перемен
1928 г.
На Западном фронте без перемен
1929 г.
На Западном фронте без перемен
1959 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1959 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1979 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
1982 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1985 г.
На западном фронте без перемен. Черный обелиск
1986 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
1988 г.
На Западном фронте без перемен. Время жить и время умирать
1990 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 2
1991 г.
На западном фронте без перемен
1991 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1992 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
1993 г.
На западном фронте без перемен. Три товарища
1993 г.
Три товарища. На Западном фронте без перемен
1993 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища
1995 г.
На Западном фронте без перемен. Время жить и время умирать
1996 г.
На Западном фронте без перемен
1997 г.
На Западном фронте без перемен
2001 г.
Избранное
2003 г.
Три товарища
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
На Западном фронте без перемен
2007 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2007 г.
На Западном фронте без перемен
2008 г.
На Западном фронте без перемен
2010 г.
На Западном фронте без перемен
2010 г.
На Западном фронте без перемен. Возвращение
2010 г.
Возвращение с Западного фронта
2011 г.
На Западном фронте без перемен
2011 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2011 г.
На Западном фронте без перемен
2011 г.
Возвращение с Западного фронта
2014 г.
На Западном фронте без перемен
2014 г.
На Западном фронте без перемен
2014 г.
На Западном фронте без перемен
2015 г.
На Западном фронте без перемен. На обратном пути
2016 г.
На Западном фронте без перемен
2017 г.

Периодика:

Роман-газета, 1930, № 2
1930 г.

Аудиокниги:

На западном фронте без перемен
2006 г.
На Западном фронте без перемен
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Твори в двох томах. Том перший
1986 г.
(украинский)
На Західному фронті без змін. Повернення. Три товариші
2014 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«…на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран в трусиках, вооружённые дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди».

Одно из самых правдивых произведений о войне, если не самое, которое мне довелось прочитать. Оно простое и сложное одновременно. В простых мыслях простого солдата есть нечто большее, что-то неуловимое и глубоко печальное. Этот роман не просто откровение, это своего рода манифест всех солдат, декларация о правах невинных, посланных в окопы убивать таких же невинных. Роман, который многослойнее луковицы, откровенный и страшно правдивый.

Когда начинаешь знакомство с писателем, очень важно найти такое произведение, в котором бы автор изливал душу и не просто писал, а полностью прочувствовал всё то, что случается с его героями. Может показаться, что главного героя зовут Пауль, но на самом деле его имя Эрих. В 1917 году Ремарк попал на Западный фронт, где воевал против Антанты, летом был был серьёзно ранен и попал в госпиталь… Если ещё вспомнить больную мать героя и его возраст, то не остаётся сомнений, что Ремарк описывает в романе самого себя. Это, можно сказать, автобиографическое произведение не только обнажает все ужасы войны, но и часто обращается к проблеме потерянного поколения. Солдаты постарше имеют дома собственную семью или, по крайней мере, какую-то уже освоенную сферу деятельности, а в противовес им показаны юнцы, попавшие на войну сразу со школьной скамьи и не успевшие пожить. Главная проблема даже не в короткой жизни (множество таких мальчиков остались лежать в окопах), а в том, что после войны это поколение не просто оторвано от внешнего мира, оно просто не существует для него. Становится ясным, почему Эрих Мария Ремарк после Первой мировой сменил множество профессий и занятий. Да и он ли один? А сколько было таких же как он?

Другую проблему, поднятую автором, можно назвать вечной: на войне сражаются совсем не те люди. Те, развязывающие кровавые войны, через несколько лет подписывают мирный договор на выгодных или невыгодных условиях, но миллионы простых людей в это время уже потеряли своих сыновей, братьев, отцов. Герои романа часто говорят об этом, говорят просто и понятно. Я уверен, что Ремарк не единожды сам обсуждал с сослуживцами то, что немецкая гора, например, не может обидеть французскую, или пшеничные поля тоже не объявляют друг другу смертельных сражений. Всё люди, но не те, что выращивают хлеб или работают на фабриках, а сражаться приходится именно им.

Этот роман нужно преподавать в школах, читать и перечитывать нам и нашим потомкам. Чтобы помнить, что же такое на самом деле эта война.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, ставшая безусловной классикой, книга-взрыв, пронзительная вспышка, удивительным образом сочетающая в себе реализм ужасов войны и лирические нотки. Ремарку с поразительным мастерством удалось соединить эти, казалось бы, абсолютно несовместимые интонации. И потому книга оставляет тебя как будто оглушённым взрывом бомбы, как будто жадно хватающим воздух. И здесь не нужно привычных фраз «это должен прочитать каждый молодой человек» или «книга-откровение».

Если эта книга вам попадётся — то вы её уже не забудете. И когда-нибудь вернётесь.

За четыре года до этой книги Честертон написал: «Ни один мало-мальски знающий солдат не поверит учёным, утверждающим, что миллионы людей можно послать на убой из-под палки в прямом смысле слова» («Вечный Человек»). Это, конечно, контекст — но герой книги Пауль Боймер спустя буквально несколько лет как будто ответит на эту мысль:

«Я молод — мне двадцать лет, но всё, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины».

Читатель закрывает книгу, и вопросы Пауля оставляют и его жаждать истины, как глотка свежего воздуха. А молодой солдат по-прежнему шагает навстречу своей такой ясной и жестокой судьбе, не зная, что ему предстоит. И кажется, что предстоит ему весь двадцатый век — окопы Ипра, танки под Сенно, огонь Хиросимы, напалм Кореи и Вьетнама, Шестидневная война, бомбардировки Югославии и отголоски выстрелов, которые, кажется, так никогда и не затихнут. Ни сегодня, ни когда бы то ни было.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фразу: «Будь проклята эта война» я понял только после прочтение этой книги. Порой становится действительно страшно, по настоящему понимаешь, что ВСЕ современные фильмы ужасов, это детская сказка по сравнению с этим, по-истину великим романом. И не смотря на всё это, это роман не о смерти, а о дружбе, чувстве долга и о любви к жизни, жизни, такой как она есть на самом деле.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о первой мировой войне, хотя мог быть о любой другой. Пронзительно и печально, о жизни и смерти, об обыденности подвига простых солдат, о бессмысленности войны... Эту книгу нужно прочесть всем, особенно сильным мира сего. Чтобы помнили и понимали, что такое война, и что она делает с людьми.

Очень жаль, что такая книга никогда не будет включена в школьную программу нашей страны, потому что написана не тем автором, а война изображена не в нужном ключе без лишнего пафоса и патриотизма.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я начал читать эту книгу в наряде по батальону (ночью когда стоишь на тумбочке довольно скучно бывает). Мне эта книга как ни странно поднимала настроение потому что у них там были действительно проблемы, в отличие от нас. Когда пришел домой дочитал книгу и удивился тому что ничего не меняется, отношение к простому солдату(человеку) какое было такое и есть, и наверное такое и останется, что очень грустно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это были обычные парни..они были совсем молоды..война перевернула их сознание. они хотели жить, мечтать и любить. эта книга хороша тем, что кроме ужасов войны, здесь описаны и веселые посиделки молодых ребят, их смех, их эмоции. они каждый день видели смерть, они теряли товарищей, но молодость брала свое, они хотели ЖИТЬ! ведь описание войны ведется от лица ребят из страны захватчиков! несчастные парни вынуждены стрелять в таких же молодых, неопытных мальчиков как они сами, лишь потому что кто то «сверху» это приказал! В этой книге на сто процентов раскрыта тема бессмысленности войны! очень впечатляет сцена, когда главные герой впервые убивает солдата. Он смотрит в лицо «врага» и видит еще совсем юного парня..кто приказал им быть врагами? кто сказал чтобы они убивали друг друга?зачем? очень сильный роман! конец просто убивает..я рыдала..

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное одна из лучших книг описываюших все ужасы войны. В романе рассматривается война с позиции обычного солдата и это делать роман поистине уникальным, здесь нет долгих и затянутых повествований развития военных действий, здесь нет генералов сидящих в штабах и думающих о том, как бы поудачнее кинуть «живое мясо» в атаку... Зато здесь есть история простого солдата, его друзей, их мечтаний... Но война — это смерть, и не всем суждено в ней выжить.

После прочтения этой книги полностью меняется представление о ВОЙНЕ. Дружба и любовь — вот что помогает на войне остаться человеком и не сойти с ума...

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История войны, описанной от лица обычных солдат, тех кто идет на фронт потому, что оставаться дома нельзя, ведь даже родители будут называть «трусом». Молодые парни, только со школьной скамьи, не имеющие детей, многие даже не имеет подруг, попадают на фронт, в самое пекло войны. Войны, которая им не нужна.

История одного солдата, показывает нам ненужность войны, ведь на войне умирают в основном солдаты, которые раньше были крестьянами, рабочими людьми, а элитные подразделения (или те армии, которые отвечают за идеологию, за крепость армии врага) обычно вступают в борьбу после того, как «мясные» подразделения уже побывали на поле боя. Ненавидеть и карать нужно именно бойцов элитных подразделений, те кто пропитан ненавистью к противнику, тех, кто находит радость в унижении, уничтожении, геноциде другого народа. Парней из книги ненавидеть не получается, они просто выживают, у них нет желания убивать и уничтожать. Основные цели солдата — быть сытым, отдохнувшим и в тепле. Это желания не только солдат на фронте, но и каждого человека в мире. Нельзя их за это ругать, эти ценности дают им выжить, а главное переварить ужасы военного времени.

Я за защиту своей страны от врагов внешних и внутренних, но только в том случае, если есть реальная угроза. Но в большинстве случаев войны происходят из-за ненасытности стран и властителей. Надо верить, что когда-нибудь все поймут, что войны это не выход, и прекратится глупое и беспощадное уничтожение людей разных стран и национальностей!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Когда человек перевидал столько смертей, ему уже нелегко понять, как можно так горевать об одном.»

Страшно противоречие между желаемым и действительным. Высокие слова что-то значат только поначалу, но потом становится понятна вся смехотворность такого идеализма. Кто-то верит в пользу войны по незнанию, кому-то нужны слова, которые соберут и направят «пушечное мясо» под огонь.

Настоящие истины бывают сугубо личными, подкрепленными пережитым опытом, мучительными поисками. Они рождаются, когда умирает все, что рассказали или внушили в обществе. У войны свои законы и только приспособившись, можно ее вынести.

Книга показывает, как человек наполнен волей к жизни, бессознательной и сильной. Война страшно меняет его существо и не дает ни зацепиться и твердо встать на ноги, ни двигаться дальше или найти покой в воспоминаниях.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Остро антивоенное произведение, причем создается явное ощущение, что написано оно с собственных ярких впечатлений очевидца. Просто сложно представить, что можно еще более ярко и наглядно живописать весь тот ужас войны, который довелось пережить героям данного произведения. И написано все простым будничным языком, без неуместных вычурностей и выворачивающих подробностей, и который лишь подчеркивает художественное мастерство автора. (Тут, наверно, стоит сказать и отдельное спасибо переводчику.)

К сожалению, как показывает и история творчества автора и данного произведения в том числе, все старания автора передать в мир, в тыл, в кабинеты чиновников и правителей, потомкам запах и ужас ушедшего и пережитого, привить стойкий иммунитет от повторения подобного в будущем пошли прахом, и в том нет вины автора, он и тогда выполнил свой долг и позже сделал все что мог. Книга написана немцем, после событий первой мировой и впервые была издана в Германии. Практически через 10 лет прошедших с Войны, в 1929-ом году, у издателя сложилось мнение, что в германской стране настолько свежи еще воспоминания о войне, что книгу никто читать не захочет и спросом она пользоваться не будет. Он оказался радикально не прав: и читали, и книга стала сенсацией, и эффект от ее чтения оказался нулевым... — Еще через десяток лет Германия, вдохновленная новым фюрером, влезает в новый адский котел военного безумия, в разы губительней и масштабней прежнего, и тащит за собой остальной мир. Возможно Книга и имела какое-то влияние за пределами Германии (и кроме СССР, который тоже усиленно готовился к новому переделу мира), так как большинство остальных стран вяло реагировали на действия Гитлера и по сути проспали момент, когда можно было попытаться задушить войну в зародыше, обойдясь на порядки меньшими жертвами.

Еще через без малого 100 лет от событий в книге, мир опять стоит на грани нового мирового кровопролития, в одной Сирии на момент написания отзыва задействованы уже десятки стран, а число жертв мирного населения уверенно приближается к полумиллиону, не считая других локальных войн, из которых торчат ушки все того же нового возможного фюрера, уверовавшего в собственную правоту и собственное право перекроить мир по своему желанию, страны, которая в отличии от той же Германии, что хоть со второго раза но усвоила таки свой урок, не сделала из двух мировых войн никаких выводов.

Очень тяжело читать строки данного романа, очень тяжело и страшно, особенно если осознавать, что и сейчас идет самая настоящая война и это не так и далеко, и там сидят в окопах и блиндажах точно такие парни, как герои Ремарка, голодают, калечатся, смотрят как гибнут их друзья и потрясают в сердцах кулаками от бессильной злобы на тех, чьи неуемные амбиции порождают ужас войны в наше, вроде бы такое прогрессивное время. И я не понимаю, как может оставить эта книга кого-нибудь равнодушным и нисколько не задеть за душу, как можно назвать этот ужас — «банальными истинами». Наверно в этом и беда: некоторым, наверно для того, чтобы проникнуться, чтобы вывороченные внутренности лошадей, сожженные ядом легкие, смерти десятков и сотен тысяч людей не казались банальными, чтоб этот ад пробился сквозь оставленные наслоения от высосанных и придуманных событий Ведьмаков Сапковского, Престолов Мартина и другого ширпотреба рангом по хуже, надо самим нажраться фронтовой земли под обстрелом.

Надо сказать, что Ремарка я до этого не читал, а про первую мировую из читанного могу назвать лишь другой известный роман — «Похождения бравого солдата Швейка». Но, хоть «кишки и дерьмо» в обоих романах выглядят одинаково, роман Ремарка произвел на меня куда более сильное впечатление, оставаясь серьезным и не уходя в военную сатиру и смех сквозь слезы, хотя и роман Гашека я банальным не назову. Просто эти произведения в разных жанровых категориях и талант их авторов тоже разный, нисколько не хочу умалить Гашека, у которого поствоенный синдром вылился в сатирическое искажение реальности по принципу «кто в армии служил — тот в цирке не смеется», но Ремарк мне понравился/затронул больше. Хотя и тот и тот роман в теории служат одной цели — открыть читателю глаза и привить ему неприятие взаимного человекоубийства, хоть насколько это и нереалистично...

Благодаря этой книге оказывается и 100 лет назад война уже имела современное обличье: окопы, блиндажи, многочасовые артобстрелы, газы, гранаты, авианалеты, вот только танки еще немного архаичны, но тоже наводят страх; — раньше я как-то первую мировую все таки воспринимал несколько не так. Автор пишет, что по обе стороны одинаковые люди — селяне, рабочие, другие, которые одинаково хотят жить и одинаково доведены до звериного состояния, готовы рвать друг другу глотки чтоб выжить, тогда как еще вчера могли спокойно и дружески посидеть вместе за пивком в какой-либо забегаловке, у всех семьи, дети и все одинаково хотят жить. Автор говорит, что это абсурдная ситуация, так как германская гора не может поссориться с горой французской и пшеничное поле на французской земле не может обидеть аналогичное поле земли немецкой. Но автор немного лукавит, ведь тут же попав в тыл, в свою Германию, он цитирует шапкозакидательные настроения царящие там среди местных бюргеров, типо нас (Германию) все обидели и теперь германские солдаты должны показать! и не останавливаться до самого Парижа. Ведь это благодаря именно их (германским) амбициям такие парни как герои этой книги должны гибнуть и с другой стороны точно такие же, но уже французские парни гибнут. Ведь хоть сколько раз не будь автор прав, что солдаты по обе стороны в его книге не хотят воевать и хотят просто жить, но благодаря высосанной арийской избранности одних, другие вынуждены встать и гибнуть защищая свою землю, в принципе как и в почти любой другой войне...

Устами своего героя на страницах данного произведения автор обещает сделать все, если выживет, для того чтоб донести людям этот абсурд и ужас, все, чтобы больше этого не могло повториться. Автор сдержал обещание и делал что мог в этом ключе, и не его вина, что все его (и далеко не только его) старания пошли впустую...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да. Так приближенно к самим событиям той поры, мог написать только человек, который эту войну прошёл. Не дай бог ни одному поколению молодёжи провести свою молодость вот так. Видя на своих глазах гибель друзей и товарищей. Сколько адских мук, разбитых судеб и сердец принесла война. Вы говорите есть ли ад на земле, не знаю есть ли, но был точно. Обязательно всем к прочтению. Это было нереально близко, такое чувство, что на секунду сам оказался там.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга «На западном фронте без перемен» была моя первая книга Ремарка. Я даже себе представить не могла, что можно так описывать! Прочитав эту книгу, можно почувствовать дух того времени.

Я никогда не плачу над книгами, потому что, по большей части, это выдумка, но тут я была в плену у эмоций. Вообще мне нравится военная тематика в книгах, нравится атмосфера, которой проникнуты книги, и мало что на меня производило впечатление, но эта книга вызвала у меня мурашки по коже. Можно ощутить весь ужас войны.

Немалую роль играют персонажи. Точнее их возраст. Большая часть из них только что закончили школу. Читаешь и удивляешься, какими можно быть смелыми и отважными в 17 лет! Несмотря на события, описывающиеся в этой книге,а точнее война, можно смело сказать, что война тут не самое главное, а главное это дружба и любовь к родине.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С этой книги произошло мое знакомство с Ремарком. Потом прочитал всё, что достал, но «На западном..» так и осталась для меня первой. Мне было 17 лет и я был потрясен жуткими описаниями повседневных дней войны. Мы были воспитаны на памяти участников ВОВ и это правильно. Но в ней участвовали наши деды, которые были ещё были живы и могли рассказать. А тут далекая первая мировая и оказались такие же ужасы. И все же главное в книге не война, а дружба этих ещё пацанов, которым столько пришлось хлебнуть. Сильно описано и заслуживает уважение.

Не хочу обидеть других знаменитых авторов, но из книг о войне, причем «повседневной», если о ней можно так сказать, я выделяю 2 произведения — «На Западном...» Ремарка и «В окопах Сталинграда» Некрасова...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разумом я эту книгу понял, оценил, но сердцем, душой не принял. На это было три причины и несколько книг:

1. Критика армейщины у Ремарка больше похожа на критику отдельных перегибов на местах. Пойти дальше он или не захотел, или не смог. В этом плане Гашек со своим Швейком смотрится намного эффектнее.

2. Война и мир. Фронт и тыл. Здесь тоже уже прочитаны «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Сашка» Кондратьева. Все эти контрасты положения, все эти противоречия чувств, невозможность главного героя вернуться в мирную жизнь, когда мысленно он всё ещё на фронте там есть и показаны великолепно.

«— О чем вы думаете? — спрашивает Люся.

— О пулемете. Здесь хорошее место для пулемета.» (Виктор Некрасов).

«Приметил он, чем дальше от фронта, тем к раненым сочувствия больше. Это и понятно, пореже их тут встречается.» (Вячеслав Кондратьев).

3. Но больше всего мешало то, что читал я о немцах. Да, в Первой Мировой войне. Да, на Западном фронте. Да, простой солдат не выбирал свой путь, его заставили. Всё это я понимал разумом, но не мог принять сердцем. И дело не в том, что наша страна воевала с Германией в те времена. Дело в том, что немцев это ничему не научило. Всё стало только хуже.

Читаешь, как Ремарк пишет о плохом снабжении, и вспоминаешь: «Немцы забрали первого Флобера в 1941 году, вместе с оградами и дверными молотками. Возможно, его переплавили на кокарды.» (Джулиан Барнс «Попугай Флобера»). Всё то же, всё так же. Просто через двадцать с лишним лет. Выросли новые юноши, выросли новые кайзеры. «А всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится.» Только в этот раз это была война на уничтожение, а не просто война. Очень жаль, что книги Ремарка не смогли этого предотвратить. И очень надеюсь, что третьего раза не будет.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“На Западном фронте без перемен” – это Драма с большой буквы этого слова. Драма сама в себе, как жанр, подразумевает историю одного человека, которой до глубины души проникается зритель и читатель, переживая её, словно свою личную трагедию. Роман Эриха Марии Ремарка – именно такое произведение.

История Пауля благодаря простому языку и преобладанию обыкновенных людских потребностей, когда на страницах своё место не забирает война, вовлекает в себя читателя настолько сильно, насколько это происходит, например, у Хемингуэя или Лондона. Всё потому, мне кажется, что сам автор был участником тех изуверских событий Первой Мировой войны. Его мать постигла та же участь, что и мать героя книги. Да что там, до конца 1917-го года вторым именем автора было не “Мария”, а “Пауль”…

На данном фоне особенно интересно смотреть на то, как оканчивается роман. Эрих Мария будто пишет личностную исповедь, изобличая себя и переписывая собственную жизнь так, как он считает она должна была повернуться. И в этом столько искренней боли, что единственное, что может сравниться с этой болью по воздействию на читателя, это неприкрашенный, макабрический ужас войны.

Поэтические, возвышенные измышления об обыденности в романе Ремарка соседствуют с сухой констатацией бытности военных операций. Эти моменты несут в себе максимальный антимилитаристический посыл, они – апогей идеологии пацифизма, которую в своём творчестве и житейском существе пропагандировал Ремарк.

Взывание к людскому, антивоенный настрой книги, мне кажется, можно сравнить не только с писателями “потерянного поколения” (Хемингуэй, Олдингтон), но и с куда более современными творцами. И хоть, следует признать, что после ужасов Второй Мировой войны на суд читателю были выдвинуты более сильные с эмоциональной точки зрения произведения (тот же всюду мною вспоминаемый Алесь Адамович и его “Хатынская повесть”), в основном берущие отсутствием романтизации бытия и чёткой фокусировкой сугубо на античеловеческом естестве войны, всё равно роман “На Западном фронте без перемен” – это книга, и сегодня способная повергнуть в шок. А главное – эта книга, без которой не было бы чреды прочих антивоенных произведений, в которых четко прослеживается связь с одним из самых великих романов немецкого неписательского искусства. Роман не то что выдерживает соседство, “На Западном фронте без перемен” своей культурологической ценностью давит всякое сравнение. Это – действительно великий роман, и крайне радует тот факт, что он держит свою марку и сегодня, играя не сугубо на своём имени, на своей тематике, на своей идеологии, на своих измышлениях.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх