Роберт Хайнлайн «Дети Мафусаила»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Америка — страна масонских лож и тайных сообществ. Вот и ещё одна община загадочных нестареющих людей, которые вынуждены скрывать свой истинный возраст за поддельными документами. Наиболее ожидаемой реакцией общества на их раскрытие — это желание толпы завладеть секретом. Ещё бы — кто не хочет жить вечно?
Но есть ли секрет? И что же делать современным мафусаилам, чтобы влиться в общество?
Приключенческий роман о клане долгожителей, чья тайна оказалась раскрыта человечеством и это привело их к бегству с Земли. Подробное описание идей из области генетики и космонавтики (космический ковчег) сочетаются здесь с аллюзиями на идущий прямо в момент написания этого романа Холокост и исход евреев из Египта.
• Роман посвящается писателю-фантасту Эдварду Э. Смиту, другу Р. Хайнлайна.
• Книжное издание — 1958 г.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— цикл «Лазарус Лонг»
— журнал «Astounding Science-Fiction, August 1941», 1941 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, July 1941», 1941 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, September 1941», 1941 г.
— сборник «The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories», 1967 г.
— антологию «Звёздный старатель», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 1997 // Зал славы |
- /языки:
- русский (12), английский (17), итальянский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (3), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- Я. Войтко (1), П. Киракозов (2), А. Петров (1), К. Плешков (2), Д. Старков (6), Д. Фекаротта (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 19 ноября 2022 г.
Насколько плох этот роман, становится понятно на первых пятнадцати страницах.
Значит, за двадцать лет до начала действия в США свирепствовала кошмарная религиозная диктатура, опиравшаяся на мощные репрессиные структуры. Диктатуру с огромным трудом удалось опрокинуть, и было построено демократическое государство, типа современной Хайнлайну американской демократии, но без коррупции. Люди, выросшие при диктатуре, не просто живы, они молоды и энергичны. По идее, они должны помнить о том, что было совсем недавно, но они... не помнят ничего. Они наивны, доверчивы, простодушны и открыты всем встречным и поперечным. Разговор дамы, попавшей в колёса террора, с человеком, этот террор осуществляющим, просто верх глупости. Это как если бы в 1933 году еврейка объясняла бы высокопоставленному эсэсовцу, что расовые законы несправедливы — вот она, например, еврейка, но ведь не враг немецкому народу! С психологической, социальной и чисто литературной точки зрения такой эпизод — зашквар Хайнлайна.
Но хуже всего, когда в действие вступает Мэри Сью Роберта Хайнлайна — Лазарус Лонг. Это здоровенный детина в «самой мужественной из возможных форм одежды» — в плиссированной миниюбочке, под которой к мошонке героя привязан бластер. Он непрерывно оскорбляет и унижает окружающих, размахивает кулаками и угрожает вышепомянутым бластером, а все встречные дамы сгорают от желания затащить грубого мачо в постель. Этот космический ковбой значительную часть жизни провёл в болотах Венеры и на окраинных станциях Внеземелья, но в политике разбирается лучше политиков, психологию знает лучше психологов, умеет обращаться со всеми видами транспорта, владеет всеми видами оружия, а в науке одной левой побивает всех яйцеголовых. Ему достаточно гаркнуть на собравшуюся толпу, как все пугаются. Ему достаточно вывернуть юбочку наизнанку, чтобы спецназовцы приняли его за своего начальника. Ему досточно хлопнуть по плечу яйцеголового очкарика со словами «Не трусь, пацан, я с тобой», чтобы очкарик тут же сделал очередное гениальное открытие. И вообще, очень заметно, что Роберт Хайнайн обожал вестерны с Джоном Уэйном. Ведь брутальный здоровяк Джон Уэйн с кольтом — это и есть Лазарус Лонг с бластером, только Уэйн всё же вежливее Лонга. При всей крутости, Джон Уэйн не грубит непрерывно всем встречным.
Совершенно непонятно, каким образом туповатый хам (он в самом деле глуп и побеждает своих своих врагов только потому что ему непрерывно подыгрывает автор — то цвет юбочки окажется идеально совпадающим с цветами униформы спецназа, то оппонент попадётся совсем уж трусливый, падающий в обморок от грозного взгляда в упор) ухитрился прожить 200 лет, да ещё на фронтире, где (как верно указывает сам Хайнлайн в «Луна — суровая госпожа») за немотивированную грубость можно запросто получить пулю в лоб от более быстрого стрелка. Как такую пулю не получил Лазарус Лонг за свои выходки, так сказать, тайна, лежащая на писательской совести самого Роберта Хайнлайна.
О других несуразицах этого романа уже написал уважаемый комментатор Козлов, не стану повторяться. Он всё хорошо сформулировал.
Он только не отметил, что Хайнлайн и в самом деле ненавидел, презирал демократию и во всех своих книгах старательно оплёвывал её, воспевая Сильную-Личность-с-Бластером-в-Руках, стоящую над законами и манипулирующую стадом тупого быдла.
В общем, «Детей Мафусаила» хорошо читать в возрасте 15 лет, будучи прыщавым девственником, страдая от насмешек одноклассников, равнодушия девочек и мечтая отомстить им всем. Для взрослого же читателя этот роман, увы, никакой ценности не представляет.
Конечно, это ранний роман Хайнлайна, из того литературного периода, когда Мастер ещё не научился примаскировывать свои политические убеждения всякими интересными отвлекалочками. Это обстоятельство отчасти извиняет уровень «Детей Мафусаила». Но всё таки... Только представить — этот разухабистый трэш писался одновременно с «Основанием» Айзека Азимова.
nordcor, 18 июля 2024 г.
Дети Мафусаила. Это похоже на бред.
И это не эмоциональная характеристика, а фактическая. Всё, что там Хайнлайн наворотил, весь этот сюжет — это просто чушь. Герои не вызывают сопереживания. Какие-то дурацкие картонки либо выпукло-нарочитые. Особенно вызывает раздражение, главный герой, напыщенный индюк в юбке — дедок, который со всеми разговаривает пренебрежительно-уничижительно.
Приключения в космосе (на корабле, который никак не описан, кроме того, что это цилиндр, а внутри что? хоть что-нибудь? чтобы я мог представить это как-то) напоминают Незнайку на Луне вперемешку с Риком и Морти, только на «серьезных щах», от того то и ловишь фейспалм по ходу этой дурной пьесы. Какой-то гений-помощник, под боком деда-ковбоя в юбке (гг), который изобретает чудо-приборы (просто достает их как кролика из шляпы), и с помощью которых корабль разгоняется до почти световой, а потом и преодолевает ее. Хочется прокричать в эти моменты — НЕ ВЕРЮ!
К тому же главная загадка на одной из планет — не раскрыта. Хайнлайн замутил нечто интересное — замахнулся на рубль, но не придумал как это раскрыть и получился выхлоп — на копейку (да, таких старых выражений в тексте полно).
Подводя итог. Мне совсем не понравилось. Хотя местами были просветления (про себя восклицал — вот оно! наконец-то, сейчас будет то самое, ради чего я начал читать это! но потом полный облом) — какие-то оригинальные идеи, которые захватывали, и главная идея конечно, про некую группу лиц, которая стареет очень медленно и живет в два раза дольше, по сравнению со всеми остальными людьми. И вы как и я, уже ощутили предстоящий восторг и раскрытие тайны; в предвкушении от погружения в какую-то теорию заговоров, как они правят миром, находясь в тени, за кем стоят, и как раскроется их главная тайна долголетия? Но нет. Ничего этого не будет! Все уходит в какой-то «приключенческий» бред и безумные скачки по планетам — взад-вперед. (Как говорил Гоблин в фильме Буря в стакане — гонки на маршрутках). А жаль. Идея то и для нашего 2024 года крайне актуальная, и над ней очень сильно корпят в высоких местах...
Пару слов про текст и перевод этого романа в издании Пасынки вселенной 2009 года от Эксмо (Сборник: Луна — жестокая хозяйка, Пасынки вселенной, Дети Мафусаила).
Башмаки, втихомолку, подбоченились, безо всяких яких. Начхоз, наипаче, приходило на мысль, неослабное внимание. Вперед и без оглядки — и черт с ним, что собаку не выгуливали. Дождик не каплет, паче чаяния, дешево — да гнило. Безо всяких яких.
4/10.
keellorenz, 19 августа 2024 г.
С точки зрения идей роман хорош — прямо хотелось сказать «ай да Пушкин, ай да...» — тут и клан почти бессмертных мутантов (1 в 1 из романа Стэплдона «Странный Джон», глава «Жаклин», или его же «Последние и первые люди», вторая цивилизация 1х людей), и аллюзии на холокост (и на историю евреев вцелом), и космический ковчег....просто праздник НФ-конспирологии. Для 41 года — высокий уровень. Не Ван-Вогт , конечно и не Азимов, но где-то рядом. Но это процентов 15 текста. Остальное — какая-то малоправдоподобная муть про космические странствия в поисках земли обетованной для долглживущих «евреев» со своим Моисеем: прилетели, посмотрели, планета не подошла, улетели — и так несколько раз по одной схеме. Финал любопытный, но увы, антинаучный по современным меркам (не буду оставлять спойлеров, но там внезапно показались ушки русских биокосмистов и т.п. деятелей времен Ленина). Я бы сравнил это безобразие с «Челн на миллион лет» Андерсона — тоже годные нф идеи про клан бессмертных загублены плохим исполнением. Про политические и социальные мотивы уже сказали ниже рецензенты — все грустно. Читать можно и нужно, но только и исключительно из-за занятных первых 15% текста. Такой же сюжет был у Шоу в «Назад к Мафусаилу» — не сомневаюсь, что Хайнлайн его читал, но там литература, а тут какие-то жалкие потуги начинающего автора.
lammik, 30 апреля 2023 г.
1873 год. Умер Айра Говард, завещавший всё своё состояние на исследование долголетия. Его адвокаты создали при помощи этих средств Фонд, стимулировавший потомков долгожителей заключать браки между собой. 2113 год. Численность Семейств Говарда возросла до примерно 100 тысяч человек, и над ними нависла угроза лишения всех прав и даже самой жизни. Правительство, а главное обычные обыватели, уверены в том, что Семействам известен секрет долголетия, нечто вроде «средства Макропулоса», которым те не желают делиться с остальным человечеством. А раз так, то ничто не остановит преследователей от применения самых бесчеловечных методов допроса. Семейства Говарда решают бежать с Земли, угнав для этого межзвёздное судно «Новый рубеж».
Не готов разделить как негодование одних, так и восторги других коллег по поводу романа. Всё же стоит смотреть на время написания и не забывать про удачные моменты и авторские решения, ставшие классикой. Хотя есть и действительно весьма наивные эпизоды типа того, как герой «Неудачника» Либи достал из штанов некую приблуду, сказал, что это отличный межзвёздный движитель, который он в одиночку сумел сварганить из подручных средств, и тут же «Новый рубеж» достиг субсветовой скорости. Ну и таинственные всемогущие существа, развлекающиеся с бедными джокайрами тоже не выглядят правдоподобным образчиком высшего разума. Я всё ждал, что окажется, будто речь идёт об исключительно гастрономических целях, и вот-вот поедят кого-нибудь из земных долгожителей.
Но при всех отпечатках времени создания, читается роман с интересом, благо со стилем и фантазией у автора всё в порядке, а период его творчества, когда во всех романах царят неразборчивые сексуальные безумства, ещё не наступил. Опять же, в «Детях Мафусаила» есть согревающие душу отсылки к другим частям «Истории будущего» от «Линии жизни» до «Зелёных холмов Земли».
Тимолеонт, 2 мая 2022 г.
Стоило только избавить Лазаруса от толп охотящихся за его спермой похотливых родственниц, как роман о нём сразу стал намного интересней. И да, я в курсе, что и по времени написания, и по хронологии «Дети Мафусаила» идут намного раньше «Немного времени для любви»).
Начало действительно радует — я ожидал закрученного противостояния относительно небольшой группы умных долгожителей, которые с помощью всего своего опыта, богатств, знаний и ресурсов будут противостоять власти Земли, ради защиты своего места под Солнцем. Никак не ожидал, что они малодушно свалят с планеты и начнётся обычный космический роман. Нет, это неплохо — всё же обе показанные здесь инопланетные цивилизации восхитительны и предельно любопытны.
artem-sailer, 19 сентября 2022 г.
Присоединюсь к среднестатистическому мнению лаборантов: роман разочаровал. А ведь начиналось всё так многообещающе: тайное общество людей, овладевших секретом долголетия. Да не просто секретом, а вполне обоснованной с точки зрения науки генетической особенностью. Тайное ложе, включающее в себя определённый круг семейств, и его противостояние современному сытому обществу, представителям которого тоже хочется жить вечно. Отличнейшая должна была быть интрига, но как-то очень быстро она сошла на нет, сменившись банальной приключенщиной в космосе.
На Википедии написано, что изначально это был цикл историй, и очень на это похоже, вероятно, этим фактом и можно объяснить фрагментарность и поверхностность повествования, метания героев из одной крайности в другую, шараханье по планетарным просторам. И что характерно — на каждой встреченной планете есть жизнь, причём — разумная. В общем-то, простая приключенческая фантастика со множество фантдопущений, что, на мой взгляд, является признаком незрелости автора. Собственно, так оно и есть — данный роман числится вторым в библиографии мэтра.
Чтение захватывает, читается легко, с интересом, но от Хайнлайна всё же ждёшь чего-то более глубокого и продуманного.
Козлов, 7 апреля 2021 г.
Прежде всего скажу, что Хайнлайн — писатель хороший. Реализм, интересные ситуации, — этого у его творчества не отнять. Но, все рассказывают про невероятно тонкую социальную тематику. Можно подумать, что умрешь от сахарного диабета, а умираешь от полного мрака в познаниях автора. Мои претензии к «Детям Мафусаила» можно выразить на примере Либби. Человек поясняет сложные технические процессы на примере таких же сложных процессов из другой области или не может ничего конкретно сформулировать без полноты данных. Понятно, что это художественный ход для создания образа ученого-профессионала, которому трудно общаться с людьми не своего круга, и способ показать развитое будущее, где сложное для нас, — уже обыденность. Человек уникальный и неординарный. Но, как вы будете контролировать такого человека, как сможете включить в единую работу? Ответ: никак. Всё упирается в свободу личности, веру в чужую ответственность и личный контроль сверху конкретных результатов (остального все равно не понимаешь). Это простой путь объяснения, но в книге всё завязано подобным тугим узлом. Хайнлайн так умеет. Но или ему нравятся гордиевы узлы, чтоб читатель восхищался, лишь бы не сломать голову. Или для него существует только собственное мнение, не требующее доказательств.
Мои претензии просты:
1. Зачем под соусом равенства и братства подавать несусветную, но кажущуюся такой сложной чушь? Перед нами абсолютная демократия. Свобода личности. Но все это куплено невероятной ценой в полпланеты. И демократия-то была побеждена. Религиозные войны, пророки, — все сделано не для свободы человека, а для того, чтобы счастливое стадо не выходило из загона. Правительство любого может лишить гражданских прав и выслать в радиоактивные пустоши. Как гуманно. Все не думают, а верят, что они там выжили. Хайнлай показывает общество лицемеров и идиотов — хорошо, неоднозначно. И тут появляются Семьи Говарда со своим желанием обычной жизни. Люди срываются с цепи: облавы, засады и строящиеся концентрационные лагеря всем и каждому. Естественно, ведь перед нами тайная организация, существующая неизвестно сколько, обладающая неограниченными ресурсами (а откуда?), постоянно нарушающая закон и имеющая своих агентов в правительстве. Есть чего испугаться? Ан, нет. Обычные люди пойдут на всё, потому что просто завидуют долгожителям, которые за сотню лет успеют сделать гораздо больше, чем они. А долгожители ни в чем не виноваты, — они главные герои, требующие сочувствия, — а, до кучи, такие же бараны. Баланс в обществе кидает весы справедливости из стороны в сторону. Время читателю напомнить о самом главном — нужно оставаться на стороне Правды и главного героя. И тут выскакивает Администратор (наверно Администратор, я не хочу туда лезть уточнять) Форд. Честнейший бюрократ, который делал всё-всё, чтобы было хорошо. И ради своих принципов предает человечество, используя свой пост и присоединяется к Семьям. Такие лидеры нужны. Личность против ужасной системы. А ему на смену придет кто? Его подвинули из-за чего? Всё сложно. Да?
2. Ничего сложного. Полная глупость. Возрастной ценз в Семьях дает нам понять, что в любом сообществе есть незыблемые правила иерархии. Вместо разбора сложных социальных противоречий, Хайнлайн решил сильнее укрепить собственную правоту, отбросив лишнее и обратясь к более конкретному примеру, — долгожителям, как к сформированному единому обществу. И, что? Все прожили по сотне лет, а ума нажили единицы. Нужно единое решение самых-самых, чтобы отказаться от собственных интересов и передать правление в руки надежного человека, смотрящего на все со стороны. Критический момент действительно выдвигает необходимость подобных решений. Но, если в обычной для нашей истории ситуации такие лидеры сами берут власть, то в романе — это коллегиальное решение избранных. Они старше, они умнее. Но это опять отговорка. Критический момент закончится, а захочет лидер отказаться от власти? Конечно захочет. Ведь решение коллегиальное и дано слово честным людям. Но всех остальных — в стойло! Сложные решения требуют конкретики, а не постоянных выкриков с галерки. А то, критическое положение никогда не окончится и опять весы начнет бросать из стороны в сторону. И наступило мирное время. Начальник сложил с себя тяжкое бремя ответственности. И вдруг оказывается, что толпа дебилов способна выносить собственные решения из сложившейся ситуации, формировать на их основе идеи и, о ужас, выдвигать своих лидеров, эти идеи отстаивающих. Но это все, как мы понимаем, неправильные идеи и подвижки, раскачивающие лодку. Они все демагоги, привыкшие работать только на толпу, которая их избрала (кстати, хоть кто-нибудь из сторонников объяснял этот тезис начала XX века, или его пихают фоном в агитки?). И опять критическая ситуация. И опять нужно единое управление, — естественно с одобрения тех, кто смотрит на ситуацию со стороны. Демократия снизу! Вы с ума сошли, с кем там договариваться, времени же никогда нет. Общественная жизнь кипит.
3. И вот, наши путешественники попали на планету, где живут существа, мышление которых, как всегда, не поддается человеческой логике. Единый разум. Возможность сотворить все, что угодно просто объединив усилия. Но, где же тут свобода личности, где основа демократии. Изменения себя ужасны. Читателю страшно-страшно. И стадо гонят на выборы, теперь всеобщие. Оказывается, нужно общее решение. Оказывается, могут быть несогласные. А, что: голод не мучает, никто не преследует. Как тут удержать толпу от волеизъявления? Оставим самых стойких. Остальные уже фактически сами инопланетяне с общим сознанием, которое мы никогда не поймем. Хотя «человечки», не имея отдельной личности, делятся на группы и тоже принимают коллегиальные решения. Но общение с ними немыслимо! Страшно! Страшно!
4. А, чего боятся? Я, лично ожидал большего от всемирно известной фантастики. Меховые человечки. Перед этим все было хорошо. После нудного рассказа о Земле, первое космическое путешествие выглядело впечатляющим. И вот, итог. Но это, как вы понимаете, уже исключительно мое личное мнение. Я к тому моменту так устал, что сам начал придумывать концовку этому балагану. Но, Роберт Хайнлайн меня удивил — не даром отец-основатель научной фантастики! У меня такого и в мыслях не было, и в голове не умещалось. Возвратившись к родному дому, уладив все свои проблемы, о чем первым делом думает Лазарус? О том, как создать организацию, с неограниченными ресурсами, способную влиять на правительство и не подчиняться государственным законам. Это уже не какая-то претензия. Тут становится понятным, что это основная идея романа! Изгои, не способные ужиться с другими людьми — двигатели прогресса! Они, видите ли, способны пойти туда, куда другие не хотят или боятся идти. А общественные рамки им мешают. Большинство таких личностей живет по принципу: воруй-убивай. Но, если им дать свободу и долголетие, то они успокоятся, найдут место в жизни и будут время от времени рассказывать людям о смысле бытия. Напомните мне, кому отсутствие долголетия когда-нибудь мешало? По моему, достаточно наследников учить тому, что лох — не мамонт. А Лазарус Лонг — не изгой. Он жил на Венере, потому что то общество его удовлетворяло. Человек не может жить вне общества. Общество формирует личность. Разумный человек придет к тому, что должен вести диалог, этим принося пользу другим. Но читатель о просчетах гениального классика думать не должен. Лазарус Лонг стреляет первым, но он не стреляет без причины. Это круто, близко каждому и все подумают, что эффективно.
Если что-то не так — извиняться не буду. Достаточно того, что я эту книгу осилил.
Velary, 9 июля 2017 г.
Один из моих любимых романов Мастера! Написанный ещё в 1941 году, он относится к самым ранним произведениям. Заметна некоторая скомканность повествования, в небольшой объём уместился длинный сюжет. Не хватает подробностей, большего раскрытия темы. Но и того, что есть, достаточно для составления полной картины, не остаётся ощущения «белых пятен».
В этом романе впервые появляется любимейший персонаж Хайнлайна Лазарус Лонг. Здесь он ещё довольно стереотипен — этакий бравый парень-искатель приключений с бластером наперевес. В дальнейшем, в романе «Достаточно времени для любви» он раскрывается полно и глубоко. Также интересен Администратор Слэйтон Форд, чья линия не раз делает неожиданные повороты.
Приключенческая составляющая на высшем уровне! Хотя мне больше всего нравится первая часть, происходящая на Земле. Там больше социального, острая проблематика принятия в казалось бы абсолютно толерантном обществе будущего. Хочется больше узнать о быте Семей: Фонде, Убежищах, Советах.
Вообще способ бесконечного продления жизни, предложенный автором, простой и изящный, уж не знаю, насколько применимый на практике, но хотелось бы верить...
И, конечно, написано в фирменном Хайнлайновском стиле, лёгком и ироничном, так что оторваться невозможно!
god54, 24 декабря 2019 г.
Начало романа было просто великолепное, ибо центральным событием сюжета была психология, противостояние населения планеты Земля и небольшой кучки людей, получивших в свое распоряжение долголетие... А потом все свернулось на сюжетную линию, как бы всё закончить в стиле хэппи-энд. А потому вторая часть и финал вообще не вызывают ничего кроме раздражения, ибо всё притянуто за уши. Хотя прочитать следует обязательно, сейчас так уже не пишут, неординарное и интересное произведение.
Deliann, 27 апреля 2014 г.
Про долголетие, полученное благодаря чудо-эликсиру я уже читал, поэтому к «Детям Мафусаила» подходил с небольшой долей настороженности: не окажется ли роман вторичен для меня. Не оказался.
В XIX веке Айра Говард запустил грандиозный, но тайный проект селекции людей с целью вывести новый вид, способный жить долго, не старея. Айра основал Фонд, который финансировал браки людей, имевших в роду долгожителей. В итоге к XXII веку Фонд добился серьезных успехов: старейшему его члену было уже более 200 лет, а выглядел и ощущал он себя довольно бодро. Но вот факт долгожительства вскрылся, и общество не поверило в кропотливый труд (естественно, в чудо-эликсир поверить проще, да и завладеть им может любой). Пришлось членам фонда ради своего спасения покинуть Землю и отправиться искать лучшей доли в космосе.
Роман произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, интересные идеи и посылы, есть над чем пораскинуть мозгами, произведение насыщенно действиями и моральными вопросами. С другой стороны, при чтении не оставляет ощущение скомканности и поспешности повествования (подозреваю, что это ощущение вызвано тем, что перед «Детьми Мафусаила» я прочитал «Во всем виноват лишайник», где действия вообще не было, так что вполне возможно, что для меня переход был слишком резким). Из всех персонажей ярко выделяется Лазарус Лонг, а все прочие просто блекнут на его фоне.
В итоге книга определенно заслуживает внимания всех любителей фантастики. Проблемы долголетия, ненависти к не таким, как все, поиска своего места в мире и дома раскрыты здесь блестяще. Пусть и очень оптимистично.
OopSan, 19 марта 2016 г.
Очень слабо. Одно из худших произведений Хайнлайна, из прочитанных мною.
Действия героев не логичны и сами герои картонны. Сюжетная линия практически отсутствует. Ну нельзя же назвать сюжетом беспорядочные метания героев сначала по земле, а потом по ближайшим звездам.
В середине книги было сильное желание бросить, пересилил это желание и дочитал. Зря, если вам после трети сильно разочарует книга — не мучайтесь, дальше лучше не будет.
Нортон Коммандер, 9 февраля 2015 г.
Этот роман написан достаточно давно, в 41-ом году, и является довольно ранним даже для «Золотого века» фантастики. Тем не менее, он написан талантливо и добротно, а потому не кажется наивным, а производит впечатление не только встречи с далёким будущим (о котором идёт речь в романе), но и с чем-то из прошлого, что можно выразить умными словами, типа «ретро» или «нуар». Читая этот роман, будто бы переносишься куда-то в середину 20-го века и следишь за приключениями героев Хайнлайна, слушая радиопостановку по ламповому приёмнику, освещающему комнату мягким светом зелёного табло.
Об идеях и глубоких мыслях, вложенных в это произведение, уже сказано в предыдущих отзывах; приключенческая составляющая тоже на высоком уровне (особенно во второй части).
Gourmand, 6 мая 2015 г.
Прочитав Ковентри, я обрадовался, что на Земле наконец-то построили прекрасное справедливое общество, где власть тиха и добродушна, а граждане вольны делать что угодно, если это не причиняет вреда окружающим. Но я рано радовался. Хайнлайн в «Детях Мафусаила» показывает, что когда дело доходит до жизненно важных вещей, человек опять превращается в стадное, руководимое низменными инстинктами животное.
— Но ведь это… Это противоречит Ковенанту!
— К чертям собачьим Ковенант! Тут дело о жизни и смерти — и ты считаешь, мы позволим какой-то бумажке стать на нашем пути?! Да что могут значить все эти законишки, когда речь идет о жизненно важных для человечества вещах?
Вот и всё. Накрылось общество всеобщей свободы. Благодушие и соблюдение законности возможны только в серой однородной среде. Недолго простояла утопия «Ковентри».
Отличный роман. Жизненный.
primorec, 16 апреля 2013 г.
Чем дольше я живу на этом свете, тем чаще ловлю себя на мысли, что времени отчаянно не хватает. В молодости порой казалось, что дни тянутся бесконечно долго, а сейчас, что там дни — месяцы и годы пролетают с невообразимой скоростью. Список дел, которые надо сделать, книг, которые хотелось бы прочитать, и фильмов, которые надо бы посмотреть, только увеличивается и чувствуешь, как отпущенное время убывает все быстрее и быстрее. И становится так жаль, что впереди нет никаких веков, как у библейского Мафусаила. Уж я бы нашла, чем их занять.
Поэтому и было интересно прочитать эту фантазию Хайнлайна о долгожителях, бежавших с Земли от своих короткоживущих соседей, от их зависти и ненависти в поисках нового дома, блуждавших среди Звезд, ничего не нашедших равного родному дому, и в результате, вернувшихся, чтобы потребовать свое законное место под Солнцем на любимой Земле.
Это — один из первых романов Мастера, еще неровный по стилю и содержанию. В небольшой объем Хайнлайн умудрился вложить столько, что иному автору хватило бы книг на пять. Противостояние с охваченным ненавистью к долгожителям Человечеством, захват межзвездного корабля и полет в неизвестность, встреча с могучей цивилизацией, новый полет и пребывание в бездумном раю на новой планете, опять полет и возвращение на Землю... Столько всего, что иногда трудно даже уследить за этим калейдоскопом событиями.
И пусть здесь нет красочных описаний, детальной проработки характеров или глубокого психологизма, но зато есть несокрушимая вера в разумность и способности Человека. Люди оказались крепкими орешками и не соблазнились ни даровой мудростью «богов», ни вечным раем на планете «человечков». Желают они провести свой долгий век не в неге и безделье, слепо следуя указаниям «высших сил», а в трудах, заботах, поиске знаний, чтобы самим решать свои проблемы, преодолевать трудности и покорять Звезды. Что же, вполне достойные планы на долгую, а может и вечную жизнь.
Мне бы такую веру. Было бы интересно узнать, есть ли у оптимиста Хайнлайна рецепт на случай, если к вечной власти придет дурак или маньяк, у государственной казны на века угнездиться хронический коррупционер, а в министерстве образования навсегда засядут... Сами знаете кто. И без всякой надежды на естественные процессы старости и смерти... С радостью бы прочитала, как бороться с такими «детьми Мафусаила».
А , может, не надо гадать, что там, да как, сколько лет осталось, планировать или нет на будущее, завидовать тем, кому отпущено больше. Может просто жить прямо сегодня, сейчас, в этот самый единственный момент настоящего. Наслаждаться каждым днем, не откладывая на далекие годы…