fantlab ru

Юрий Мамлеев «Тетрадь индивидуалиста»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Тетрадь индивидуалиста

Рассказ; цикл «Центральный цикл», цикл «Южинский цикл»

Аннотация:

Иван Ильич Пузанков нашел у помойки тетрадку с чьими-то записками, попробовав её прочитав и почувствовав себя в состоянии совершеннейшей горячки, он продал тетрадь в пивной за половину кружки пива и кильку какому-то интеллигенту, коий и сохранил это творение для потомков...

© Dm-c

Входит в:

— антологию «The Penguin Book of New Russian Writing: Russia's Fleurs du Mal», 1995 г.

— антологию «Tigerliebe. Russische Erzähler am Ende des 20. Jahrhunderts», 1995 г.

— антологию «Les fleurs du mal russe», 1997 г.

— антологию «Русские цветы зла», 1997 г.

— сборник «Бунт луны», 2000 г.

— антологию «Russische bloemen van het kwaad», 2002 г.



Утопи мою голову
1990 г.
Избранное
1993 г.
Русские цветы зла
1997 г.
Бунт луны
2000 г.
Русские цветы зла
2001 г.
Русские цветы зла
2002 г.
Русские цветы зла
2004 г.
Собрание сочинений. Том 1
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Tigerliebe. Russische Erzähler am Ende des 20. Jahrhunderts
1995 г.
(немецкий)
The Penguin Book of New Russian Writing: Russia's Fleurs du Mal
1995 г.
(английский)
Les fleurs du mal russe
1997 г.
(французский)
Руски цветови зла
1999 г.
(сербский)
I fiori del male russi
2001 г.
(итальянский)
Russische bloemen van het kwaad
2002 г.
(голландский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Жалеют кого-нибудь оттого, что у него чего-нибудь нет: денег, ума или женщины. Но я выл не о такой жалости; тёплой, безумной, сексуально-маразматической жалости к своему чистому, обречённому «я», к своему дрожащему, погибельному бытию, такому родному и такому заброшенному перед лицом непонятного мира — такой неистовой, патологической жалости просил я; но деревца одиноко молчали в ответ, собаки лаяли и разбегались, а нищие крестились и шарахались в сторону... И я понял, что эту жалость я могу получить только от самого себя и что из этой жалости должно возникнуть что-то великое...»

Мамлеева я впервые прочитал ещё в юности: это были его незабвенные «Шатуны». Потом я изредка читал у Юрия Витальевича короткую форму, а последние пару лет мамлеевщина меня привлекает всё больше. Почему? Да чёрт его знает. Может, потому, что тексты Мамлеева наполнены какой-то метафизической безысходностью и ужасом? Причём это не пугалки для скучающих домохозяек, а самые что ни на есть исследования глубин человека в художественной форме. Тем и интересны, собственно.

«Тетрадь индивидуалиста» — одно из лучших таких исследований, что я читал в короткой форме. Однако именно для этого автора оно несколько однотипно (верней, однотемно). На протяжении пары десятков страниц читателю дают погрузиться в мир законченного эгоиста без имени и биографии, — проза Мамлеева в принципе посвящена подобным персонажам. Автор от первого лица передаёт эгоистические размышления о жизни, смерти, любви, обществе и прочем. Так как тетрадь с записками ведёт эгоист, неудивительно, что поначалу он ожидает от внешнего мира восторга, но расстраивается, узнав, что большому миру в целом наплевать на большого эгоиста:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Весь мир должен припасть к моим галошам, а не существовать сам по себе», — выл я истерическими мыслями, лаская свою душу. (...) Почему все не замечают, как я велик?», — злобно взвизгнул я один раз в подушку».

Всё глубже погружаясь в свои локальные, солипсические миры, эгоист теряет все социальные связи и окончательно опускается на дно общества. В принципе, на дно его тянуло изначально, просто он этого не очень понимал и оттого пытался балансировать в приличном мире, живя более-менее как все. Но в итоге он стал одиноким кладбищенским бродягой и пугалом, которое пьянствует в «полустоловой, полупивной», а потом ждёт очередного «покойничка», чтобы сопроводить его и заглянуть в лицо, пытаясь разгадать неразгадываемую тайну смерти.

Этот жутковатый рассказ Юрия Мамлеева напоминает мне роман «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса. Безымянный эгоист Мамлеева так же, как герцог Жан дез Эссент, бежит от большого и угрюмого мира, от реальной смерти и жестокости в уютные миры своей изощрённой фантазии. Но мамлеевского эгоиста, как и герцога-декадента, всё равно ожидает неизбежный и трагичный финал. А смерти-то эгоист боится больше всего остального, потому и мечется как уж на сковородке...

Если вы читали «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, вы поймёте ужас и тоску мамлеевского персонажа.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх