Айзек Азимов «Энциклопедисты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прошло пятьдесят лет после создания Академии на Терминусе, планете на краю Империи. Анакреон, лежащий на пути от Терминуса к остальной части галактики, как и другие системы периферии, объявил о своей независимости, и для Академии, не имеющей собственных ресурсов, наступил первый из череды предсказанных Гари Селдоном кризисов на пути ко Второй Галактической Империи.
Журнальная публикация одной из частей «Основания». В дальнейшем рассказ вошел в роман как вторая часть — «Энциклопедисты».
В журнальной публикации имеется небольшое вступление, которое в книжном варианте было изменено на эпиграф из «Галактической Энциклопедии». Остальной текст остался без изменений.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Академия» > цикл «Академия. Основная трилогия» > роман «Академия», 1951 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, May 1942», 1942 г.
— роман «Академия», 1951 г.
— антологию «Galactic Empires: an Anthology of Way Back When Futures», 1976 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 4 (1942)», 1980 г.
— журнал «Fantastyka №2 1982», 1982 г.
Награды и премии:
|
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Короткая повесть |
Похожие произведения:
- /период:
- 1940-е (1), 1970-е (2), 1980-е (5)
- /языки:
- английский (6), немецкий (1), польский (1)
- /перевод:
- Е. Мальш (1), А. Миклиньска (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iricia, 23 октября 2020 г.
Первый кризис уже на пороге, и рассказ строится вокруг противостояния мэра Терминуса, Сальвора Хардина, и Комитета по созданию энциклопедии, обладающего полной административной властью. И пока первый пытается как-то сдвинуть дело с мертвой точки, вторые с упрямым упорством бездействуют, несмотря на всё более очевидные признаки надвигающейся угрозы, и уповают то на защиту Империи, доживающей последние дни, то на прозорливость давно покойного Селдона. Я думаю, не играет большой роли то, что Комитет состоит из ученых: Хардин обвиняет их в слепой вере в авторитеты, и в науке подобные подход тоже едва ли способен привести к чему-то хорошему.
Самый мой любимый момент из всего рассказа: эпизод, в котором Хардин разбирает слова посла Империи, чтобы наглядно показать, что наговорив кучу всяких слов, тот по сути умудрился не сказать вообще ничего.
А вот что касается плана Селдона... По его задумке, Основанию предстоит пройти через ряд кризисов, в каждом из которых «свобода действий будет ограничена таким образом, что останется только один путь». И честно говоря, это наводит меня на мысль, что Селдон весьма сильно недооценивал либо человеческое воображение, либо человеческую глупость. Даже в ситуации, когда кажется возможным лишь один вариант поведения, у человека всё еще остается выбор между действием и бездействием. В общем, я хочу сказать, что решение кризиса может и было очевидным, но вот точность прогноза в ситуации, когда решение зависит от небольшой группы людей с совершенно непредсказуемыми характерами, которые могут принять (а могут не принять) это самое решение, кажется мне весьма-весьма сомнительной.
artem-sailer, 4 июня 2022 г.
Вторая часть романа «Основание» (он же «Академия»), который входит в одноимённую трилогию, которая в совокупности с четырьмя другими романами и несколькими неофициальными продолжениями образует одноимённый же цикл, который в свою очередь входит в монументальную «Галактическую историю» Азимова.
Вот так. Одно определение местоположения рассказа производит впечатление чего-то глобального и фундаментального. Это же впечатление укрепляется и при чтении самого рассказа — чувствуется, что погружаешься во что-то грандиозное, хотя до конца пока и не понимаешь, с чем имеешь дело. Вряд ли имеет смысл рассматривать рассказ в качестве самостоятельного произведения, поэтому делать выводы о его содержании преждевременно, пока всё только на уровне впечатлений. Пожалуй, ограничусь лишь высочайшей оценкой основной идеи произведения — идеи психоистории — науки, математический аппарат которой позволяет весьма точно предсказывать развитие общества, государства и дальнейшую судьбу человеческой цивилизации. Блестящая концепция, обещающая читателю увлекательнейшее развитие сюжета.