FantLab ru

Айзек Азимов «Академия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.70
Оценок:
3134
Моя оценка:
-

подробнее

Академия

Foundation

Другие названия: Основание; Фонд

Цикл; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 162
Аннотация:

Цикл «Академия» повествует о расцвете и упадке огромной галактической империи, которой правили детерминистские законы «психоистории».

Великий План Гэри Селдона предвещал упадок империи через пятьсот лет. Это — неизбежность. Это — инертный процесс, в котором участвуют все население Галактики, действия отдельных людей в котором не сравнить даже с комариным укусом для слона.

Гэри Селдон основал Академию, которая по Плану должна была быть центром возрождения Империи. Период упадка при этом снижался с предсказанных тридцати тысячелетий до одного.

Долгое время План Селдона был нерушим. Людям с рождения прививалась мысль, что история будущего уже написана рукой великого гения психоистории.

Так как же могло получиться так, что один человек смог разрушить План, за ничтожный срок подчинив себе всю Галактику? Этого не мог предвидеть даже Селдон...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Основная трилогия была составлена Азимовым из повестей, что были написаны им в 1942-49 годах.

• В 1966 году основная трилогия цикла получила премию «Хьюго» как «Лучший фантастический сериал всех времен».

• Галактические карты из различных изданий можно посмотреть в авторской колонке JimR.

♦ Карты Галактики по секторам и по хронологии можно посмотреть здесь в блоге.


Содержание цикла:

8.16 (1977)
-
47 отз.
8.22 (1663)
-
26 отз.
8.79 (893)
-
11 отз.
  • Академия / Foundation  [= The 1,000 Year Plan; Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация] (1951)  
8.57 (4965)
-
121 отз.
  • Академия и Империя / Foundation and Empire  [= The Man Who Upset the Universe; Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя] (1952)  
8.56 (3787)
-
52 отз.
8.61 (3542)
-
45 отз.
  • Край Академии / Foundation's Edge  [= Кризис Основания; Край Основания; Сообщество на краю; Академия на краю гибели; Предел Фонда] (1982)  
8.33 (1807)
-
24 отз.
8.16 (1729)
-
31 отз.
  • Академия. Вторая трилогия // Авторы: Грегори Бенфорд, Грег Бир, Дэвид Брин
6.15 (135)
-
6 отз.
6.70 (140)
-
1 отз.
6.75 (151)
-
7 отз.
  • Академия. Неофициальные продолжения
7.17 (41)
-
1 отз.
6.04 (27)
-
1 отз.
7.50 (30)
-
2 отз.
7.32 (46)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 10-е место (США; основная трилогия?)

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Второе Установление. Книга третья
1991 г.
Основание
1991 г.
Основатели
1991 г.
Основатели и империя
1991 г.
Том 1. Организация
1991 г.
Том 2. Организация и Империя
1991 г.
Установление и империя. Книга вторая
1991 г.
Установление. Книга первая
1991 г.
Академия. Том 8
1992 г.
Край основания. Основание и Земля
1992 г.
Основание
1992 г.
Основание. Основание и Империя. Второе Основание
1992 г.
Основатели
1992 г.
Прелюдия к Основанию
1992 г.
Фонд. Фонд и империя. Второй фонд
1992 г.
Предел Фонда
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 10
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 5
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 6
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 7
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 8
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 9
1994 г.
Прелюдия
1997 г.
Путь
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1997 г.
Хроники Академии: Земля
1997 г.
Хроники Академии: Край
1997 г.
Академия и Империя
1999 г.
На пути к Академии
1999 г.
Прелюдия к Академии
1999 г.
Академия и Земля
2000 г.
Академия на краю гибели
2000 г.
Академия. Вторая трилогия
2002 г.
Курсанты Академии
2002 г.
Академия. Первая трилогия
2002 г.
Прелюдия к Академии. На пути к Академии
2002 г.
Академия на краю гибели. Академия и Земля
2003 г.
Основание
2003 г.
Академия. Вторая трилогия
2004 г.
Академия. Первая трилогия
2004 г.
Основание и Империя
2004 г.
Академия и Империя
2005 г.
Вторая Академия
2005 г.
Прелюдия к Академии
2005 г.
Психоисторический кризис
2005 г.
Далекое будущее
2006 г.
Академия
2006 г.
Академия и Земля
2006 г.
Академия на краю гибели
2006 г.
На пути к Академии
2006 г.
Академия
2008 г.
Академия на краю гибели
2008 г.
Путь к Академии
2008 г.
Академия
2013 г.
Академия
2014 г.
Академия и Земля
2014 г.
Академия
2018 г.
Академия и Империя
2018 г.
Вторая Академия
2018 г.
Академия
2019 г.
Академия и Империя
2019 г.
Вторая Академия
2020 г.
Академия на краю гибели
2022 г.
Академия и Земля
2022 г.
Прелюдия к Академии
2022 г.
Академия
2022 г.

Периодика:

Аврора № 8, август 1993
1993 г.
«Знание-сила» 1/93
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Академия
2002 г.
Академия и Империя
2002 г.
Вторая Академия
2002 г.
Академия. Вторая трилогия
2006 г.
Курсанты Академии
2010 г.
Курсанты Академии
2018 г.
Психоисторический кризис
2018 г.
Академия. Вторая трилогия
2018 г.

Аудиокниги:

Основание (Трилогия)
1992 г.
Академия
2004 г.
Академия
2009 г.
Академия и Империя
2010 г.
Вторая Академия
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation
1951 г.
(английский)
Foundation and Empire
1952 г.
(английский)
Foundation
1953 г.
(английский)
Second Foundation
1953 г.
(английский)
The 1,000 Year Plan
1962 г.
(английский)
Foundation
1972 г.
(английский)
Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
The Foundation Trilogy
1983 г.
(английский)
Foundation’s Edge
1984 г.
(английский)
Fundacja
1985 г.
(польский)
Foundation and Earth
1986 г.
(английский)
Foundation and Earth
1987 г.
(английский)
Foundation's Edge
1988 г.
(английский)
Prelude to Foundation
1988 г.
(английский)
Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Forward the Foundation
1993 г.
(английский)
Fondazione
1993 г.
(итальянский)
Foundation
1994 г.
(английский)
Fondazione e Impero
1994 г.
(итальянский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)
Seconda Fondazione
1995 г.
(итальянский)
Far Futures
1995 г.
(английский)
Foundation's Friends
1997 г.
(английский)
Foundation's Fear
1997 г.
(английский)
Foundation's Fear
1997 г.
(английский)
Far Futures
1997 г.
(английский)
Foundation and Chaos
1998 г.
(английский)
Foundation
2003 г.
(английский)
Foundation and Empire
2003 г.
(английский)
Forward the Foundation
2004 г.
(английский)
Liftport: Opening Space to Everyone
2006 г.
(английский)
Die Rettung des Imperiums
2014 г.
(немецкий)
Foundation
2016 г.
(английский)
Foundation and Earth
2016 г.
(английский)
Foundation and Empire
2016 г.
(английский)
Second Foundation
2016 г.
(английский)
Foundation's Edge
2016 г.
(английский)
Prelude to Foundation
2016 г.
(английский)
Друга Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація та Імперія
2017 г.
(украинский)
Fondazione. Il ciclo completo
2020 г.
(итальянский)
Межа Фундації
2020 г.
(украинский)
Фундація та Земля
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед просмотром недавно вышедшего сериала от Apple я решил ознакомиться с литературным первоисточником и, объективности ради, прочитал сразу всю первую трилогию. Наверное, сейчас в меня полетят гнилые помидоры, но всё же. Находясь в здравом уме и твердой памяти, и прекрасно осознавая лежащую на мне ответственность, хочу заявить...

Это безнадежно устаревшее, невероятно глупое, по-детски наивное и полное внутренних противоречий произведение. Несмотря на то, что «Академия» считается классикой научной фантастики, научности в ней — ни на грош. Придуманная автором психоистория выглядит скорее антинаучной, даже по меркам полувековой давности, а сам автор не потрудился дать нам никаких подробностей относительно созданной им «науки». Сюжет и стиль изложения достойны книг для детей среднего школьного возраста. Может быть 70 лет назад такое и могло произвести на кого-то неизгладимое впечатление, но теперь...

Кстати, почитав предыдущие отзывы, чьи авторы наставили «Академии» десяток, я пришел к выводу, что читатели просто домысливают глубину, которой в книге на самом деле нет. Оригинал простой, как три копейки и прямолинейный, как фонарный столб. Некоторые из рецензентов ставят по-настоящему интересные вопросы, вот только проблема в том, что в оригинале эти вопросы не ставятся и уж тем более не раскрываются.

Вывод: чтение данного опуса — бесполезная потеря времени. Плюс только в том, что объем небольшой и если уж вы решите с ним ознакомиться, времени вы потеряете немного.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко ли знать, что произойдет? Не понимать, не догадываться или подозревать — именно знать. Твердо быть уверенным в том, что завтра вечером отправленный неумелым ударом футбольный мяч выбьет окно твоей спальни, а разбуженный шумом кот выпрыгнет в окно и будет сбит проезжающим автомобилем. Ты можешь посадить кота на привязь, забить окна ставнями, отобрать у соседских мальчишек мячи, а заодно и кеды с кроссовсками. Наконец, вы с котом можете просто сбежать из города на выходные. Существует набор известных факторов, устранив которые, ты обеспечишь спокойствие себе и долгую жизнь коту.

Но представь теперь, что факторов куда больше: ты использовал всю бумагу, исписал все салфетки и стены в доме, убористым шрифтом исчеркал поперек страницы каждой найденной книги. Но все равно процент учтенной тобой информации не приблизился и к десятой доле. Что делать в этом случае? Собрать команду единомышленников, разместить ее где-нибудь на кухне и совместными усилиями разработать математическую модель для подсчета всех возможных вариантов.

Центральная фигура великого романа Айзека Азимова «Академия» выполнила схожую задачу, но в галактическом масштабе. Гениальный математик Гэри Селдон объединил историческую науку с социологией и психологией и, вписав их в сложную систему неравенств и уравнений, создал идеальную прогностическую дисциплину — психоисторию. Психоисторическая методология открыла Селдону страшную правду: человеческая цивилизация уже стоит на пороге коллапса, сползания в темное средневековье и даже варварство. Остановить кризис невозможно. Галактическая цивилизация человека неизбежно рухнет, и не спасут ее ни продвинутые космические корабли, ни развитая атомная энергетика. Все оттого, что этими достижениями прогресса скоро никто не сможет воспользоваться, так как культурная деградация поразила уже все слои общества, а прочные связи между частями Империи распадаются.

План Селдона состоит в том, чтобы на отдаленной планете создать орден хранителей научного знания. Следуя разработанной им математической модели, они сумеют сберечь огонь цивилизации и подготовить почву для возрождения Империи человека. С этого момента развернется самая масштабная в истории битва между порядком и хаосом, в которой агрессии и невежеству будет противостоять человеческий интеллект.

Академия — величайшая космоопера, избавленная от всех традиционных жанровых клише. За редким исключением события в этом романе развиваются посредством бесед в закрытых кабинетах и интеллектуальных дуэлей умнейших или хитрейших представителей человечества. Битвы космических флотилий и сражения наземных армий вынесены за скобки неотвратимого хода исторического процесса. Не отрицая роль личности в событиях, Азимов, как блестяще эрудированный человек, ясно понимал, что настоящую, земную историю движут массы. Но массы эти слепы — их неудержимой воле требуется вектор, сила, способная обуздать и направить ее. Единственной силой, способной подчинить волю масс Азимов считал знание, вернее, способность воспроизводить и использовать знания для того, чтобы подчинять социальную энтропию.

Меня как историка более всего увлекло описание того, как последовательно «Академия» берет под контроль архаизирующиеся соседние миры. Сосредоточенные умы «Академии» действуют где-то откровенным блефом или тонкой манипуляцией, а где-то — изящной, развернутой на десятилетия стратегией. Иногда они направляют движение торговли, иногда — заигрывают с религиозным идеализмом «подопечных», оперируя принципами, идеально подпадающими под третий закон Кларка: развитая технология неотличима от магии. Трактуя сей постулат по-совему, герои романа однажды даже создают весьма циничное религиозное учение, нацеленное на слепое поклонение «Академии». Сразу вспоминаются лекции по византинистике: нам рассказывали, с каким невероятным упорством слабеющая Империя столетиями билась с наступающим варварством. Методы той борьбы в исторической перспективе тоже не кажутся чем-то нечестным. Имели место и подкуп, и стравливание недавних союзников, и тактическое применение технически совершенных устройств.

Кроме того, мне страшно понравилось, как Азимов лишает пусть даже и сильную личность абсолютного статуса в контексте движения исторической материи. Даже плану самого Великого Селдона не единожды бросят вызов, будут пробовать скорректировать его цели и обратить вспять достижения. В этом, как мне кажется, и проступает незыблемая сила большого знания, на котором строится и, словно живой организм, развивается грандиозный план. Селдон знал: и самому великому из людей не суждено в одиночку развернуть исторический процесс, нарушить его ход. Помните, как герой повести Стругацких «Попытка к бегству» Саул Репнин отчаянно расстреливал из лучемета колонну беспилотных машин, размеренно движущихся от портала к порталу? Саулу не повезло: в его время еще не существовало психоистории.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Величайшая космическая опера всех времен. Точка. Да, «Гиперион» Симмонса хорош, да «Дюна» Херберта великолепна, но нет равной по логической выстроенности и масштабности истории будущего, чем та, которую описал Азимов. История которая начинается с рассказов о роботах 21-22 века (Серия «Я, робот»),повесть «Мать-Земля» (35 век), серия о детективе Бейли (45 век), «Галька в небе» и «Космические течения» (80-150 века), и заканчивается где-то в 250-х веках в серии «Основание» и дополняет это все роман «Конец Вечности».

Прочитав всю серию целиком понимаешь, что отсталость в некоторых технологиях в будущем это не условность, а сознательный выбор. В определенный момент будущего человечество будет вынуждено себя ограничивать в некоторых технологиях, чтобы выжить. Та же «условность» присутствует и в «Дюне».

Отсутствие других разумных видов в галактике так же не условность и этому тоже дается объяснение в конце серии «Основание».

Чем еще она так хороша? Есть книги в которых можно выкидывать целые главы, от чего они станут только лучше. Азимов же умел писать так, что каждый абзац либо был важен для сюжета, либо добавлял атмосферности, лаконично и без лишней воды.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эта фантастика 20-того века! Человечество освоило всю Вселенную, а до сих пор выпускаются газеты, платят монетами и снимают трубки телефонов. В наше время это ужасно смешно уже. Фантасты не видят на самом деле дальше собственного носа. Все эти их фантазии удивительно неправдоподобны и наивны. Жалею, что купил книгу, клюнув на красивую обложку со звездолётами. Не ведитесь на рекламу!

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПРОЛОГ: И снова у меня двоякое (больше положительное) впечатление, как и по многим книгам многих великих фантастов прошлого.

Десятку я ставлю или книгам с виртуозной иронией и удивительно точной и простой передачей глубоких авторских мыслей (типа «Скотный двор»), или произведения, чтение которых нет сил прервать на сон, еду, работу (типа «Мастер и Маргарита»), или очень легким и наполненным информацией и полезными идеями книгам (типа книг Харари), ну или книгам, когда читаешь и обалдеваешь, как автор накрутил :)) (типа «Задача трех тел»). Академия меня ничем таким сильно не зацепила, но написано для меня легким языком и читать интересно, поэтому «8».

Идея книги, как мне кажется, не просто спорная, она бесспорная в своей абсолютной нереальности. И это, опять же, для меня главное, что мне мешало открыть книге душу, пустить ее в себя и наслаждаться процессом чтения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже сам автор подтверждает ее нереальность, указывая, что через 30 лет хода истории погрешность исторического прогноза была 1%, а это значит, что через 300 лет эта погрешность превратиться в 50% минимум (люди с математическим складом ума меня поймут), а через 400 уже будет гарантированно не прогнозируемый этап, тем более, когда решение всех кризисов завязано на конкретные «правильные» действия конкретных людей (чтоб в книге не говорили, про то, что главное действие-бездействие). Напомню, прогноз был на 1000 лет.

Поскольку в книге постоянно меняется ГГ, то не успеваешь к ним привыкнуть и начать сопереживать — и это второй неприятный момент мешающий наслаждению. По сути это сборник повестей с одной сюжетной линией (как в «Патруль времени»), а я не люблю читать рассказы и повести, мне нравятся большие формы, чтоб понять, принять, впустить в сердце персонажей и пойти с ними по страницам книги, а в конце с сожалением книгу закрыть и еще несколько дней вспоминать прочитанное, готовясь к новому погружению в новый мир.

Теперь о хорошем. Роман легко читается, быстро разворачивается и надежно фиксирует внимание. Автор использует простые приемы по выведению читателя из эмоциональной стабильности, но не устраивает из этого качели, применяя одинаковые ходы из раза в раз с периодичностью в страницу (как это делают многие современные авторы в желании привлечь аудиторию).

Не самый интересный роман Азимова, но и точно не провальный, а применительно ко времени его написания, так и вовсе великолепный (когда деревья были большими, а телевизоры черно-белыми, люди не имели столько внешнего давления на свои эмоции и такие книги, как эта воспринимались значительно ярче и от их чтения (я предполагаю) эмоции зашкаливали.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли математика помочь истории? Насколько предсказуемо будущее? Существует ли математическая модель, которая предскажет нужные действия для разрешения кризиса? И все это на фоне виртуального мира будущего. Как по-мне — интересно, вот если бы язык у Азимова получше, то был бы просто шедевр!

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогию перечитывал за свою жизнь раз 5, если не больше. И сколько бы я не искал что-нибудь подобное — такого же размаха, но при этом не дающее заскучать (чем грешат многие современные графоманы) — не нашел! Это единственное произведение которому из 10 ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые с азимовским циклом «Основание» я познакомился в далёком 96-м году, когда прочитал романы «Край Основания» и «Основание и Земля» — и остался под впечатлением от прочитанного на долгие-долгие годы. Позже были прочитаны также «Прелюдия к Основанию», «На пути к Основанию», «Основание», «Основание и Империя» и «Второе Основание» и, безусловно, все эти романы оставили во мне приятный и глубокий след. Этот цикл навсегда останется для меня эталоном твёрдой космической фантастики.

Что до содержания цикла, то скажу самое главное — его писал не диллетант, а настоящий профессионал, имеющий непосредственное отношение к науке, профессор биохимии и человек с IQ под 200. Поэтому содержание цикла соответствующее. Азимов пробует заглянуть на много-много веков вперёд, тогда, когда космос уже во многом освоен человеком, гипперпространственные скачки уже ни для кого не новость, планеты насчитывают по 40 миллиардов обитателей, а города расположены как на земле, так и под ней. Но не смотря на все эти чудеса проблемы у человечества всё же остаются и проблемы эти в основном психологические, так как за много тысячелетий природа человека, а главное — его психология нисколечки не поменялась. И в результате научного прорыва, технического прогресса человечество само стало создавать себе проблемы, причём настолько серьёзные, что под вопрос поставилось само существование галлактической империи, как единого общества. Виной тому — борьба за власть, которая не прекращается с минуты появления человека, как существа разумного и социального. Прорыв в науке и технике привёл к тому, что человечество стало осваивать иные миры, колонизировать чужие планеты, а про свою родину-праматерь начисто забыло, как бы оторвалось от корня и вследствие чего постепенно начало погибать. Уже за саму эту идею Азимову как писателю стоит отдать должное и признать его незаурядный талант. А уж оформлено, как произведение, оно, на мой взгляд, вообще идеально. «Кто забывает своё прошлое — тот теряет своё будущее», вот так в одном предложении можно изложить содержание всего цикла об Академии (Основании). И очень немногие во всей галлактике понимают всю серьёзность проблемы. Молодой учёный — Хари Селдон предпринимает попытку создания новой науки — психоистории, которая по его мнению способна задержать грядущую катастрофу и несколько ослабить её влияние. Для этого он создаёт фонд, что-то наподобие гигантской библиотеки, в которой будут собраны все научные достижения человечества и прежде всего исторические и психологические. На основе селдоновской психоистории математически можно просчитать возиожные пути развития человечества в новых условиях и при новых порядках. В первые несколько сот лет психоистория срабатывает на все 100%, но потом появляется непредвиденное обстоятельство в лице Мула, сильнейшего телепата и гипнотизёра, способного подчинять себе целые миры. Это обстоятельство создаёт человечеству дополнительные проблемы, играя опять-таки на жадности, карьеризме, невежестве и эгоизме, столь присущих homo sapiens. О насколько это реалистично! Снова стоит отдать должное гению Азимова. А дальше что? А дальше — падение самого Мула, точно такое же непредвиденное, как и его появление. Ведь он, хоть и наделён властью и необычными способностями, всё же ни на минуту не перестаёт быть человеком, со своими слабостями, которые работают против него. Здорово! И весьма захватывающе. Мул уходит со сцены, а спектакль под названием «жизнь» продолжается уже без него. Дальше же подвергается сомнению и сам селдоновский план. Так как и его создал тоже человек, пускай даже очень умный. И в альтернативу плану ставится гуманистское понимание галлактики, как единого целостного организма. В цикле это понятие называется Галаксией и, как по мне, идея очень даже стоящая и имющая «право на жизнь.» Но не буду вдаваться в подробности, скажу только, что это написано в романах «Край Основания» и «Основание и Земля», кого эта тема заинтересует, тот сам сможет прочитать. Скажу только, что произведения Азимова вполне могут оказаться пророческими и человечество может столкнуться с подобными проблемами так и не совершив описанного в цикле освоения космоса.

В заключение добавлю, что «Основание» («Академю», «Фонд») стоит читать самым преданным любителям фантастического жанра, любителям твёрдой научной фантастики, так как этот цикл — произведение не из лёгких и такую литературу нужно понимать. Не смотря на то, что написано вроде бы не так уж и сложно, каждый роман читается с огромным интересом, приходится задумываться чуть ли не над каждой фразой и вчитываться между каждой строчки. Но впечатление от прочитанного сродни впечатлению от прослушанной отличной песни, превосходно исполненной.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С данным циклом А. Азимова я сталкивался не единожды, прежде чем решил его наконец прочитать. Причем сталкивался с различными вариантами переводов. Сначала увидел «Академию» в библиотеке, затем моя девушка это издание «Академии» купила, и мы обнаружили в домашней библиотеке ее родителей «Установление», после чего на буккроссинге я видел «Фонд», но брать его не стал, зато пару месяцев спустя, на том же буккроссинге оказалось «Основание», которое я все же прихватил. Решил, что раз ноосфера так настойчиво мне рекомендует прочесть эту книгу, то особо сопротивляться не стоит. И вот основная трилогия прочитана буквально за два дня и что же я могу сказать о ней в целом?

1. Большую часть текста представляют диалоги. Вообще почти вся история подается через разговоры персонажей, а их взаимодействия с окружающим миром показаны в меньшей степени. Именно такой и должна быть научная фантастика середины XX века в моем представлении: суховатый язык, блестящее описание идей и концепций в ущерб раскрытию персонажей, постоянное подталкивание читателя осмысливать прочитанное, иначе нить повествования просто затеряется. Бездумно проглотить книгу не удастся.

2. Основная идея психоистории и фигура Хэри Сэлдона. Поначалу концепция планирования будущего на тысячу лет вперед вызывала скепсис, но без отторжения. К началу второго тома я уже с интересом наблюдал за развитием событий, пытаясь предугадать, что же дальше должно быть по плану Сэлдону и как этого достигнут. Конец третьего тома дал много ответов и громадную почву для размышления.

3. Персонажи. Да, они раскрыты не так хорошо, как хотелось бы, но тут есть один нюанс. Перед нами за три тома показывают 300 лет истории, конечно в данных обстоятельствах почти невозможно, да и не нужно, останавливаться на героях подробно. Однако некоторые образы все же цепляют. Сам Хэри Сэлдон, мертвая рука которого и спустя сотни лет направляла человечество. Яркие и харизматичные личности Основания, которые всеми силами содействовали осуществлению плана Сэлдона. Генерал Бель Риоз, который попытался выйти за пределы предсказанного для него поведения, но проиграл. Мул, которому удалось в этом плане намного больше. А еще очень интересны позиции некоторых ученых, их вопросы по поводу дальнейших действий: что будет правильным и предсказанным Сэлдоном? По какому пути нам надо идти? А что если Сэлдон знал о нашей нерешительности и включил ее в план как одно из условий? Что нам делать?

Пожалуй, на этом я остановлюсь, а то уже начал повторять сказанное другими отзывистами. Так что, если хотите почитать умную научную фантастику и еще не читали «Основание», то у вас есть отличный вариант для чтения на несколько вечеров. Только читайте вдумчиво и получите много удовольствия от книги.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых книг, один из первых циклов, пожалуй первая книга в жанре фантастики прочитанная лет 15 назад, после этого еще раз перечитанная.

Да, это вне всякого сомнения классика, конечно в книге присутствует элементы нелогичности и просто напросто сказки, но для неискушенного начинающего фантаста — эта книга самое то.

Начало надо было перетерпеть (описание Терминуса, неизвестной науки психоистории, и бедных архивариусов в ссылке),зато начиная со второго появления Селдона на людях, события приобретают динамику и начинаешь читать книгу «запоем» Как уже многие отмечали — самая впечатляющая часть первой трилогии -это история про неизвестного покорителя Миров по имени Мул, как по мне самая захватывающая часть цикла)

Конечно основная трилогия наиболее сильная и логически завершенная, также интересен приквел, который описывает Трантор в годы его постепенного упадка и молодого Селдона, который верит в свою науку и всеми силами старается ее ввести в эксплуатацию. Также очень понравился конец этой книги: жизненный такой, пробирающий — пожалуй в стиле Стругацких.

Две последних книги послабее, Азимов захотел все свои миры соеденить в единое целое, однако это было лишним. История и так была бы завершенной.

По своему опыту могу сказать: с этой истории стоит начинать знакомство с жанром фантастика!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Академия», я буду его именовать именно так, так как читал в таком переводе. В первый раз я услышал восторженные отзывы об этой серии ещё лет пять назад но никак не доходили руки прочитать её. Однако недавно собрался с силами собрал все тома за авторство А. Азимова и засел за чтение этого цикла. Общее впечатление — ярчайший пример «Твёрдой научной фантастики». Что ещё интересно — по книгам можно проследить развитие НФ со второй половины 40-х до начала 90-х годов XX века — чётко видно как изменялся взгляд на роль одного человека в социуме будущего и зависимость общества будущего от технологий.

Сам цикл рассматривает проблему «спирали времени» — в истории всё повторяется, только изменяется количество участвующих. И попытка сломать эту спираль — привнеся экзогенный параметр. Сам Азимов, для увеличения роли человечества, отказался от мультивселенной, населённой несколькими видами, а оставил только человечество — как единственную космическую расу. В течении повествования читатель сталкивается с различными мироустройствами и политическими режимами — от абсолютной диктатуры до абсолютной, утопической анархии, что интересно Азимов очень мягко и не навязчиво обошёл такие политические и культурные феномены как посвящённая монархия и коммунизм.

Сами книги читаются интересно, но не легко, я бы не рекомендовал начинать с них знакомство с классической НФ, но еси вы уже читали Г. Гаррисона, С. Дилэни и других авторов то можете смело приступать.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Существует какое-то умопомрочительное количество переводов первых трёх книг из серии.

У меня на руках оказалось три перевода второй книги:

* «Фонд и Империя» — перевод Снигиревой и Макаренко, другие книги из серии переводят другие переводчики — http://fantlab.ru/edition3743

* «Основание и Империя» — перевод Барсова — http://fantlab.ru/edition669

* «Академия и Империя» — Сосновской — http://fantlab.ru/edition104713

А также оригинал книги на английском. Я сравнил перевод одной главы в начале книги.

Больше всего мне понравился первый перевод (“Фонд”). Я прочитал также в данном переводе первую и третью книгу в серии, не смотря на то, что переводчики указаны разные, общий уровень перевода остаётся хороший.

Вполне вменяем второй перевод («Основание»). Небольшие отиличия в стиле текста и некоторых названиях, но смысл и “чувство” книги оставлены близко к оригиналу. Оба эти перевода могу рекомендовать.

Совсем не понравился самый популярный перевод «Академия» от Н. Сосновской. Переводчик добавляет от себя дополнительные «украшения» к книге, которая превращает её в подобие дамского романа. Оригинал Азимова такого не содержит и описан достаточно сухим языком, для НФ – это, пожалуй, хорошо. К сожалению, судя по ozon этот перевод сейчас активнее всего переиздаётся. Не рекомендую.

Существует и ещё несколько других переводов, но они мне пока не попадались.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга зайдет любителям истироии, нейро психологии, социологии. Для остальных вроде тоже должна зайти читается лехко, сюжет затягивает в каждой главе интрига!!! развязка и дальше по кругу. Жалко нельзя этой книге 100 баллов поставить,все книги Азимова лучшие что я когда либо читал.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала книгу изд.1992 г «Основание», «Основатели» «Дублеры» Громов-Агранович-Чернышенко

соглашусь с отзывом Deliann о том, что очень трудно воспринимается первые 2 книги, поскольку очень насыщенный информацией текст и отсутствует развитие главных героев. То есть герои есть. но они присутствуют не как живые люди, а как некие исторические личности, способствующие достижению определенной цели.

Любопытно, что если задаться целью, то можно увидеть родословные Томаз Сатт из первого Совета попечителей и его потомок Джорин Сатт, Партия действия, Сеф Сермак и династия Барр.

Приходится несколько раз возвращаться назад, чтобы проверить какую-нибудь деталь, которая потом играет ключевую роль, например, незнание «плана Селдона» Твером и т.д.

Короче, эта такая запутанная головоломка, прямо-таки ощущаешь себя расследователем, из кучи информации пытаешься выудить важные факты и выстроить стройную непротиворечивую теорию.

А еще очень понравились два момента:

- 1. Лорд Дорвин и «смысловая логика», когда оказалось, что посол не сказал ничего

2. Момент с Мулом, когда Первый Спикер устранил причину агрессивности Мула, такое изящное красивое решение!

И конечно же, очень остроумный выход найденный Хардиным и Мэллоу. Экономическая экспансия и новая «научная религия» Дух Галактики.

Очень хочется прочитать продолжение, но пугает другой переводчик.

Великое произведение Айзека Азимова

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный цикл — классика научной фантастики во всем свое великолепии. Это касается классической трилогии и в какой-то степени предыстории. Но в этой бочке меда есть ложка дегтя — романы продолжения «Край Академии» и «Академия и Земля», которые, собственно, не имеют практически ничего общего с той историей, которая была рассказана нам в трилогии. Автор уводит нас в такие дебри, что и размышлять об этом не охото. При этом стоит отметить, что если как-то абстрагироваться от того, что эти две последние части являются продолжением классической трилогии, то читать их становится даже интересно.

В общем, всему циклу моя 9, была бы 10, но сиквелы меня разочаровали. Особенно последний.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх