Юрий Брайдер, Николай Чадович «Клинки максаров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двигаясь по Тропе, Артём пришел в страну Максаров. Максары враждуют со всеми, способны влиять на мысли и чувства своих врагов, подчинять их своей воле. Они переделывают собственные организмы и организмы своих слуг, творя из них мрызлов, постоянно убивают друг друга.
Входит в:
— цикл «Тропа»
— журнал «Фантакрим MEGA 1994'1», 1994 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: средний (2886 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Странник, 1995 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Necrov, 24 апреля 2021 г.
Мир, который получился у авторов (я имею в виду страну максаров) выглядит как вывернутая наизнанку злая версия Джаспера из «Чакры Кентавра» Ларионовой.
И тут, и там есть разумная раса, состоящая из небольшого количества особей, которые разбросаны по всей стране и очень редко пересекаются друг с другом. И те, и другие имеют слуг, которые обеспечивают их существование. И, наконец, обе расы практически неуязвимы и отношения между собой выясняют только на мечах. Но это общая схема. Дальше начинаются различия:
1. Мир. Если Джаспер называют зелёным, то название страны максаров говорит само за себя — Чернодолье. Буйная зелень превращается в бесплодную равнину, покрытую пеплом.
2. Взаимоотношения. Джасперяне, хоть и живут изолированно друг от друга, но не враждебны друг другу и иногда встречаются на общих праздниках или важных государственных собраниях. Внутри семьи у них в основном хорошие отношения.
Максары же люто ненавидят друг друга, в том числе и собственных потомков и собираются вместе почти исключительно, чтобы свести друг с другом счёты.
3. Прислуга. Джасперяне пользуются услугами роботов-сервов, которые выполняют за них практически всю работу по обслуживаю их поместий и наследных владений.
Максары конструируют себе рабов — мрызлов, которых изготавливают из частей тел живых организмов, в том числе и человеческих. Мрызлы не только прислуга, но и разведчики, и воины, и т.д.
4. Мечи. Для джасперян мечи — благородное дуэльное оружие.
Мечи максаров — практически единственное оружие, которым можно уничтожить другого максара. Соответственно и применяется оно только среди себе подобных.
Также сохранились легенды о том, что раньше максары были благородной расой, которая достигла небывалых высот во многих сферах, но со временем выродилась в жестоких, самовлюблённых одиночек. Так что вполне можно предположить, что это джасперяне, попавшие на Тропу и со временем выродившиеся.
Что же касается самого романа, то написан он хорошим языком, читается вполне приятно. Несмотря на то, что больший упор тут сделан на действие, роман по-прежнему содержит довольно серьёзные идеи. По сути Брайдер с Чадовичем продолжают исследовать человека, облечённого властью, и то, как эта власть может изменить человека. Наверное, ключевую мысль этого романа можно сформулировать так: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон, английский историк и политик). Осторожно! Дальше спойлеры!
В семье, как говорится, не без урода. А тут в одном из семейств максаров их объявилось целых два: Адракс и Ирдана, дед и внучка. Вполне можно поверить в то, что дед при помощи внучки хочет свести счёты с сыном, но то, что происходит дальше (я имею в виду предсказание пришествия Губителя Максаров), как-то слабо укладывается в господствующие идеи. Максары, хоть и терпеть друг друга не могут, но строго следят, чтобы род не прерывался. Наследник должен быть.
Ирдана в свою очередь тоже ведёт себя странно, хотя над нею Стардах потрудился качественно, но почему-то не вытравил до конца все человеческие чувства. Получается, что Ирдана максар-недоделок. Вместе с тем она уже вполне сноровисто и профессионально усовершенствовала Артёма, даже снабдила его иммунитетом к мысленному воздействию. Как-то странно смотрится проповедь «любви, которая сильнее зла» из уст соавторов, явно не склонных к излишним сантиментам (в творчестве, как минимум).
И что мне ещё показалось странным и не вполне реалистичным. Так называемые рудокопы, которые должны были перерабатывать огромные объёмы земли и никогда не пользующиеся своими прежними тоннелями. С такими темпами, они давным давно должны были выесть всё едва не до самого центра земли и провалить в тартарары не только землю максаров, но и жестянщиков, и черепах, и прочие приграничные области.
В целом, достойное продолжение «Евангелия от Тимофея». Наверное, эти два романа — лучшие во всём цикле.
drugndrug, 21 апреля 2020 г.
В ходе чтения у меня сложилось впечатление, что именно с этого романа начинается цикл “Тропа” – путешествие человека по удивительному и многообразному миру, вбирающего в себя частицы всех существующих миров, в поисках Изначального мира – этакого эквивалента земного эдемского сада. Первый роман этого цикла – “Евангелие от Тимофея” – произведение само по себе самостоятельное, со своей идейной основой, очень сильно, на мой взгляд, отличающейся от сюжетной фабулы всего цикла. “Евангелие от Тимофея” – это, скорее всего “мягкая” фантастика социального характера, фэнтази в этом блистательном опусе почти нет.
Если оставить “Евангелие от Тимофея” в стороне от всех остальных романов “Тропы”, то “Клинки максаров” мне кажется самым удачным и получившимся произведением данного цикла. Невозможно придраться к чему-либо, авторы постарались на славу, из под их пера вышло одно из лучших произведений отечественного фэнтази. Оно заметно выделяется из общего хлама фэнтезической беллетристики, в нём есть содержательность. Я на дух не переношу книг, где только одно действие, которые напичканы героями разных мастей, без устали калечащих и убивающих друг-друга – холодным, горячим, жидким или ещё каким-либо видом оружия (в том числе, и всякими магическими способами). Помимо действий (приключений, схваток и постельных сцен) должны быть РАЗМЫШЛЕНИЯ. У персонажей должны быть мозги (а не просто одна верёвочка внутри черепной коробки от одного уха к другому), должно быть мировоззрение, персонажи должны быть личностями, которые переживают и любят, страдают и ненавидят. Помимо действий в книге должно быть столкновение идей, хотя бы подобие этого. Вот в романе “Клинки максаров” это в полной мере выражено: с одной стороны – человеческое мировоззрение главного героя, гуманистическое, с набором понятий о добре и зле, справедливости и высшей цели — а с другой стороны – мировоззрение максаров, зиждущееся на жестокости, изуверстве, вседозволенности, извращениях… В этом отношении очень показателен диалог Артёма и старого максара Адракса во второй части романа. Он раскрывает во всей красе тот мир, в который занесло главного героя и в котором он теперь должен выжить.
В общем – шедевр! На все сто!
drugndrug, 3 апреля 2020 г.
Недавно был в Доме Книги на Невском, глядел на книжные полки в отделе научной фантастики и фэнтази, заполненные по большому счёту отборной и примитивной макулатурой. Жанр «фэнтази»… как же тебя легко низвести до низкосортного чтива и преподнести читателю в остывшем, постном и невкусном виде. Особенно это так удаётся нашим русскоязычным авторам. И серьёзный вклад в это низведение вносят такие «фэнтезические патриархи», как, например, Ник Перумов.
Из всего отечественного фэнтази на меня настоящее читательское впечатление произвела тетралогия «Тропа» Юрия Брайдера и Николая Чадовича. Есть, правда, ещё две книжки («Дорогой товарищ король» и «Там, где нас нет» Михаила Успенского), но они не на одном стилистическом уровне с «Тропой».
В «Тропе» сразу бросается в глаза то, что первая часть «Евангелие от Тимофея» сильно отличается от трёх последующих: «Клинки Максаров», «Бастионы Дита» и «Губитель Максаров». Первая часть совсем другая, в ней поставлены иные тематические задачи, она стоит обособленно от остальных трёх, это совершенно самостоятельное и отдельное произведение и её связывают с последующими тремя частями лишь несколько последних страниц. Мне кажется, авторы сначала и не думали ни о каких-либо продолжениях, они писали «Евангелие от Тимофея» как законченную повесть с твёрдой точкой в конце. Скорее всего, это потом они дополнили эту повесть теми несколькими страницами, чтобы главного героя повести «плавно» переместить во вторую часть — «Клинки Максаров». И, по-моему, зря. «Евангелие от Тимофея» прекрасно выглядело бы как отдельное самостоятельное произведение, а тетралогия ничуть не пострадала бы, превратившись в трилогию. Но… авторы посчитали иначе. Разумеется, им, наверное, тогда было виднее.
«Тропа» — один из лучших образцов русскоязычного фэнтази, достойна особого внимания и многократного прочтения. И весьма прискорбен тот факт, что последующая за «Тропой» трилогия о ватажниках из Талашевска, а потом две повести «Злой котёл» и «Хозяева Острога» никак невозможно поставить в один ряд с «Тропой», ибо единственное, что им светит – те самые книжные полки, заполненные отборной и примитивной макулатурой. Увы! – талант имеет свои границы, а вдохновение способно покинуть автора. А, может, дело не в таланте и вовсе не во вдохновении, а в обязательствах, указанных в контракте с издательством. Это тоже может послужить весомым объяснением низкого качества последующих за «Тропой» произведений.
VovaZ, 7 июля 2016 г.
Второй (по времени написания) роман из цикла тропы. Тогда, на волне зарождения новой российской фантастики читался совсем не плохо. Сегодня попался мне вновь, и был перечитан. Уже меньший восторг, но в принципе благосклонно.
Сюжетная линия несколько напоминила цикл Джека Вэнса «Умирающая Земля». Блуждание по ужасному миру с ужасными обитателями. Другое дело иронической фантазии Вэнса здесь не встретить. Роман, как и вся серия Тропы наполнен безнадёжным трагизмом и жестоким трешем.
Сценизм несколько снижен, напоминая традиции старой американской фантастики, когда замысел превыше драйва и колорита сцен. Вообще, уровень фантазии авторов вполне доставляет.
Образы героев вышли лаконичные, но вполне живые и колоритные.
Вообще, роман понравился. Рекомендую, в качестве своеобразной «вехи» русской НФ.
Бивис, 19 марта 2016 г.
Прочитав первую книгу цикла, а следом и «Клинки максаров», вынужден сделать вывод, что концовка, к сожалению, -не самая сильная сторона писателей.
Ощущение, что их чуть-чуть не хватило, и они просто выдохлись к финалу, набрав такой мощный и многообещающий темп в начале. Развязка в обеих книгах какая-то скомканная, грубая, схематичная и как-будто деланная в спешке. Тем не менее, конечно же, продолжу путь по «Тропе».
kkk72, 15 марта 2009 г.
Путешествие Артема по Тропе продолжается. Из одной антиутопии он попадает в другую. Только если «Евангелие от Тимофея» изображает общество, в котором личное полностью принесено в жертву коллективному, то в «Клинках максаров» все наоборот. Максары, обладающие сверхспособностями, почти начисто лишены какой-либо морали, ведут непрерывные войны друг с другом и жестоко угнетают своих рабов. Это — один из первых романов в отечественной фантастике о сверхлюдях. Да и биологические изменения человека, его постепенное превращение в нечто иное, показаны весьма убедительно. Вся история наполнена довольно мрачной атмосферой жестокости, предательства, убийств. Так что одна из задач книги — развенчание «сверхчеловека» — достигнута весьма убедительно. Ну а главный герой сделал очередные шаги по превращению из человека в нечто иное.
софья888, 31 марта 2011 г.
Роман переворачивает жизнь. Книга то повергает в ужас, то окунает в любовь. После прочтения купила все романы писателей
andy405, 20 августа 2009 г.
Каждый должен определить сам, что главное в этом романе. Может быть это насыщенность детально прорисованными авторами поединками, может живое и красочное действие на протяжении романа или описания преобразования живой плоти в монстров или сверхлюдей, может это интрига, которая продолжает удерживать до окончания романа. Я считаю, что главное в романе — любовь, затерявшийся на тропе Артём влюбляется и даже изменения в любимой девушке не отталкивают его. Красивая история, яркий сюжет.
Ank, 19 ноября 2006 г.
Если первый роман цикла, «Евангелие от Тимофея», можно было отнести к социальной фантастике, то здесь боевика становится больше, размышлений – меньше. На мой взгляд, роман от этого проиграл.
grozaov, 28 мая 2008 г.
Эта книга алмаз в данном цикле, так завернут сюжет и герои что оторваться от книги просто не возможно.
koresh, 4 апреля 2007 г.
Перечитывал несколько раз в конце 90-х, но и сейчас иногда возвращаюсь. Хороший боевик с интересным сюжетом.
Busovi, 25 ноября 2006 г.
не знаю как другим но в свое время я искал роман похожий на западную фантастику и когда читал это роман мне он вполне понравился...есть минусы действительно присутствуют некоторые глупые несуразицы и жанры тупого боевика но в целом книга оставляет приятное впечатление и даже хочется её еще раз перечитать)
elent, 22 ноября 2006 г.
Помню, как эту книгу покупали у нас. Экшн, которого в советской фантастике не было. Могущественные властелины максары. Мы тогда не знали, что в западной фантастике таких максаров — пруд пруди. Но все равно интересно и сейчас прочесть.