Юрий Брайдер, Николай Чадович «Клинки максаров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двигаясь по Тропе, Артём пришел в страну Максаров. Максары враждуют со всеми, способны влиять на мысли и чувства своих врагов, подчинять их своей воле. Они переделывают собственные организмы и организмы своих слуг, творя из них мрызлов, постоянно убивают друг друга.
Входит в:
— цикл «Тропа»
— журнал «Фантакрим MEGA 1994'1», 1994 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: средний (2886 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
|
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
|
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) | |
|
номинант |
Странник, 1995 // Крупная форма |
Похожие произведения:
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 24 октября 2025 г.
Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны нельзя не отдать должное как великолепной фантазии авторов, как блины пекущих всё новые и новые необычные миры, так и их писательскому мастерству, позволившему выписать мир максаров так, что он вызывает у читателей (много чего уже повидавших на своём читательском веку) как минимум стойкое отвращение.
С другой стороны читать про этот мир, а тем более про всё происходящее в нём, не очень-то и приятно: как будто в бочку с дерьмом погружаешься. Да и помещать уже полюбившегося читателям героя в мир, в котором он практически беззащитен — это прямо садизм какой-то :).
Впрочем, для людей не очень чувствительных всё в этом романе ничуть не хуже, чем в других книгах цикла — интересные необычные миры, множество приключений и, соответственно, множество неожиданностей, подстерегающих читателя чуть ли не на каждом шагу.
kkk72, 15 марта 2009 г.
Путешествие Артема по Тропе продолжается. Из одной антиутопии он попадает в другую. Только если «Евангелие от Тимофея» изображает общество, в котором личное полностью принесено в жертву коллективному, то в «Клинках максаров» все наоборот. Максары, обладающие сверхспособностями, почти начисто лишены какой-либо морали, ведут непрерывные войны друг с другом и жестоко угнетают своих рабов. Это — один из первых романов в отечественной фантастике о сверхлюдях. Да и биологические изменения человека, его постепенное превращение в нечто иное, показаны весьма убедительно. Вся история наполнена довольно мрачной атмосферой жестокости, предательства, убийств. Так что одна из задач книги — развенчание «сверхчеловека» — достигнута весьма убедительно. Ну а главный герой сделал очередные шаги по превращению из человека в нечто иное.
Necrov, 24 апреля 2021 г.
Мир, который получился у авторов (я имею в виду страну максаров) выглядит как вывернутая наизнанку злая версия Джаспера из «Чакры Кентавра» Ларионовой.
И тут, и там есть разумная раса, состоящая из небольшого количества особей, которые разбросаны по всей стране и очень редко пересекаются друг с другом. И те, и другие имеют слуг, которые обеспечивают их существование. И, наконец, обе расы практически неуязвимы и отношения между собой выясняют только на мечах. Но это общая схема. Дальше начинаются различия:
1. Мир. Если Джаспер называют зелёным, то название страны максаров говорит само за себя — Чернодолье. Буйная зелень превращается в бесплодную равнину, покрытую пеплом.
2. Взаимоотношения. Джасперяне, хоть и живут изолированно друг от друга, но не враждебны друг другу и иногда встречаются на общих праздниках или важных государственных собраниях. Внутри семьи у них в основном хорошие отношения.
Максары же люто ненавидят друг друга, в том числе и собственных потомков и собираются вместе почти исключительно, чтобы свести друг с другом счёты.
3. Прислуга. Джасперяне пользуются услугами роботов-сервов, которые выполняют за них практически всю работу по обслуживаю их поместий и наследных владений.
Максары конструируют себе рабов — мрызлов, которых изготавливают из частей тел живых организмов, в том числе и человеческих. Мрызлы не только прислуга, но и разведчики, и воины, и т.д.
4. Мечи. Для джасперян мечи — благородное дуэльное оружие.
Мечи максаров — практически единственное оружие, которым можно уничтожить другого максара. Соответственно и применяется оно только среди себе подобных.
Также сохранились легенды о том, что раньше максары были благородной расой, которая достигла небывалых высот во многих сферах, но со временем выродилась в жестоких, самовлюблённых одиночек. Так что вполне можно предположить, что это джасперяне, попавшие на Тропу и со временем выродившиеся.
Что же касается самого романа, то написан он хорошим языком, читается вполне приятно. Несмотря на то, что больший упор тут сделан на действие, роман по-прежнему содержит довольно серьёзные идеи. По сути Брайдер с Чадовичем продолжают исследовать человека, облечённого властью, и то, как эта власть может изменить человека. Наверное, ключевую мысль этого романа можно сформулировать так: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон, английский историк и политик). Осторожно! Дальше спойлеры!
В семье, как говорится, не без урода. А тут в одном из семейств максаров их объявилось целых два: Адракс и Ирдана, дед и внучка. Вполне можно поверить в то, что дед при помощи внучки хочет свести счёты с сыном, но то, что происходит дальше (я имею в виду предсказание пришествия Губителя Максаров), как-то слабо укладывается в господствующие идеи. Максары, хоть и терпеть друг друга не могут, но строго следят, чтобы род не прерывался. Наследник должен быть.
Ирдана в свою очередь тоже ведёт себя странно, хотя над нею Стардах потрудился качественно, но почему-то не вытравил до конца все человеческие чувства. Получается, что Ирдана максар-недоделок. Вместе с тем она уже вполне сноровисто и профессионально усовершенствовала Артёма, даже снабдила его иммунитетом к мысленному воздействию. Как-то странно смотрится проповедь «любви, которая сильнее зла» из уст соавторов, явно не склонных к излишним сантиментам (в творчестве, как минимум).
И что мне ещё показалось странным и не вполне реалистичным. Так называемые рудокопы, которые должны были перерабатывать огромные объёмы земли и никогда не пользующиеся своими прежними тоннелями. С такими темпами, они давным давно должны были выесть всё едва не до самого центра земли и провалить в тартарары не только землю максаров, но и жестянщиков, и черепах, и прочие приграничные области.
В целом, достойное продолжение «Евангелия от Тимофея». Наверное, эти два романа — лучшие во всём цикле.
drugndrug, 21 апреля 2020 г.
В ходе чтения у меня сложилось впечатление, что именно с этого романа начинается цикл “Тропа” – путешествие человека по удивительному и многообразному миру, вбирающего в себя частицы всех существующих миров, в поисках Изначального мира – этакого эквивалента земного эдемского сада. Первый роман этого цикла – “Евангелие от Тимофея” – произведение само по себе самостоятельное, со своей идейной основой, очень сильно, на мой взгляд, отличающейся от сюжетной фабулы всего цикла. “Евангелие от Тимофея” – это, скорее всего “мягкая” фантастика социального характера, фэнтази в этом блистательном опусе почти нет.
Если оставить “Евангелие от Тимофея” в стороне от всех остальных романов “Тропы”, то “Клинки максаров” мне кажется самым удачным и получившимся произведением данного цикла. Невозможно придраться к чему-либо, авторы постарались на славу, из под их пера вышло одно из лучших произведений отечественного фэнтази. Оно заметно выделяется из общего хлама фэнтезической беллетристики, в нём есть содержательность. Я на дух не переношу книг, где только одно действие, которые напичканы героями разных мастей, без устали калечащих и убивающих друг-друга – холодным, горячим, жидким или ещё каким-либо видом оружия (в том числе, и всякими магическими способами). Помимо действий (приключений, схваток и постельных сцен) должны быть РАЗМЫШЛЕНИЯ. У персонажей должны быть мозги (а не просто одна верёвочка внутри черепной коробки от одного уха к другому), должно быть мировоззрение, персонажи должны быть личностями, которые переживают и любят, страдают и ненавидят. Помимо действий в книге должно быть столкновение идей, хотя бы подобие этого. Вот в романе “Клинки максаров” это в полной мере выражено: с одной стороны – человеческое мировоззрение главного героя, гуманистическое, с набором понятий о добре и зле, справедливости и высшей цели — а с другой стороны – мировоззрение максаров, зиждущееся на жестокости, изуверстве, вседозволенности, извращениях… В этом отношении очень показателен диалог Артёма и старого максара Адракса во второй части романа. Он раскрывает во всей красе тот мир, в который занесло главного героя и в котором он теперь должен выжить.
В общем – шедевр! На все сто!
VovaZ, 7 июля 2016 г.
Второй (по времени написания) роман из цикла тропы. Тогда, на волне зарождения новой российской фантастики читался совсем не плохо. Сегодня попался мне вновь, и был перечитан. Уже меньший восторг, но в принципе благосклонно.
Сюжетная линия несколько напоминила цикл Джека Вэнса «Умирающая Земля». Блуждание по ужасному миру с ужасными обитателями. Другое дело иронической фантазии Вэнса здесь не встретить. Роман, как и вся серия Тропы наполнен безнадёжным трагизмом и жестоким трешем.
Сценизм несколько снижен, напоминая традиции старой американской фантастики, когда замысел превыше драйва и колорита сцен. Вообще, уровень фантазии авторов вполне доставляет.
Образы героев вышли лаконичные, но вполне живые и колоритные.
Вообще, роман понравился. Рекомендую, в качестве своеобразной «вехи» русской НФ.
drugndrug, 3 апреля 2020 г.
Недавно был в Доме Книги на Невском, глядел на книжные полки в отделе научной фантастики и фэнтази, заполненные по большому счёту отборной и примитивной макулатурой. Жанр «фэнтази»… как же тебя легко низвести до низкосортного чтива и преподнести читателю в остывшем, постном и невкусном виде. Особенно это так удаётся нашим русскоязычным авторам. И серьёзный вклад в это низведение вносят такие «фэнтезические патриархи», как, например, Ник Перумов.
Из всего отечественного фэнтази на меня настоящее читательское впечатление произвела тетралогия «Тропа» Юрия Брайдера и Николая Чадовича. Есть, правда, ещё две книжки («Дорогой товарищ король» и «Там, где нас нет» Михаила Успенского), но они не на одном стилистическом уровне с «Тропой».
В «Тропе» сразу бросается в глаза то, что первая часть «Евангелие от Тимофея» сильно отличается от трёх последующих: «Клинки Максаров», «Бастионы Дита» и «Губитель Максаров». Первая часть совсем другая, в ней поставлены иные тематические задачи, она стоит обособленно от остальных трёх, это совершенно самостоятельное и отдельное произведение и её связывают с последующими тремя частями лишь несколько последних страниц. Мне кажется, авторы сначала и не думали ни о каких-либо продолжениях, они писали «Евангелие от Тимофея» как законченную повесть с твёрдой точкой в конце. Скорее всего, это потом они дополнили эту повесть теми несколькими страницами, чтобы главного героя повести «плавно» переместить во вторую часть — «Клинки Максаров». И, по-моему, зря. «Евангелие от Тимофея» прекрасно выглядело бы как отдельное самостоятельное произведение, а тетралогия ничуть не пострадала бы, превратившись в трилогию. Но… авторы посчитали иначе. Разумеется, им, наверное, тогда было виднее.
«Тропа» — один из лучших образцов русскоязычного фэнтази, достойна особого внимания и многократного прочтения. И весьма прискорбен тот факт, что последующая за «Тропой» трилогия о ватажниках из Талашевска, а потом две повести «Злой котёл» и «Хозяева Острога» никак невозможно поставить в один ряд с «Тропой», ибо единственное, что им светит – те самые книжные полки, заполненные отборной и примитивной макулатурой. Увы! – талант имеет свои границы, а вдохновение способно покинуть автора. А, может, дело не в таланте и вовсе не во вдохновении, а в обязательствах, указанных в контракте с издательством. Это тоже может послужить весомым объяснением низкого качества последующих за «Тропой» произведений.
Ank, 19 ноября 2006 г.
Если первый роман цикла, «Евангелие от Тимофея», можно было отнести к социальной фантастике, то здесь боевика становится больше, размышлений – меньше. На мой взгляд, роман от этого проиграл.
andy405, 20 августа 2009 г.
Каждый должен определить сам, что главное в этом романе. Может быть это насыщенность детально прорисованными авторами поединками, может живое и красочное действие на протяжении романа или описания преобразования живой плоти в монстров или сверхлюдей, может это интрига, которая продолжает удерживать до окончания романа. Я считаю, что главное в романе — любовь, затерявшийся на тропе Артём влюбляется и даже изменения в любимой девушке не отталкивают его. Красивая история, яркий сюжет.
koresh, 4 апреля 2007 г.
Перечитывал несколько раз в конце 90-х, но и сейчас иногда возвращаюсь. Хороший боевик с интересным сюжетом.
софья888, 31 марта 2011 г.
Роман переворачивает жизнь. Книга то повергает в ужас, то окунает в любовь. После прочтения купила все романы писателей
grozaov, 28 мая 2008 г.
Эта книга алмаз в данном цикле, так завернут сюжет и герои что оторваться от книги просто не возможно.
Бивис, 19 марта 2016 г.
Прочитав первую книгу цикла, а следом и «Клинки максаров», вынужден сделать вывод, что концовка, к сожалению, -не самая сильная сторона писателей.
Ощущение, что их чуть-чуть не хватило, и они просто выдохлись к финалу, набрав такой мощный и многообещающий темп в начале. Развязка в обеих книгах какая-то скомканная, грубая, схематичная и как-будто деланная в спешке. Тем не менее, конечно же, продолжу путь по «Тропе».
Busovi, 25 ноября 2006 г.
не знаю как другим но в свое время я искал роман похожий на западную фантастику и когда читал это роман мне он вполне понравился...есть минусы действительно присутствуют некоторые глупые несуразицы и жанры тупого боевика но в целом книга оставляет приятное впечатление и даже хочется её еще раз перечитать)
elent, 22 ноября 2006 г.
Помню, как эту книгу покупали у нас. Экшн, которого в советской фантастике не было. Могущественные властелины максары. Мы тогда не знали, что в западной фантастике таких максаров — пруд пруди. Но все равно интересно и сейчас прочесть.
подробные результаты анализа >>