Эрнест Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
У Виннипегского волка необычная судьба: его подобрал охотник, убивший его мать, и продал трактирщику. Волк вырос среди людей, но видел от них мало добра. Всё, чему он научился, — защищать детей и ненавидеть собак.
Входит в:
— сборник «Животные-герои», 1905 г.
— антологию «Белый клык. Рассказы о животных. Бемби», 1984 г.
— антологию «Рассказы о животных», 1994 г.
— антологию «Мальчик и рысь и другие истории о животных», 2004 г.
- /языки:
- русский (80)
- /тип:
- книги (78), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Е. Кудашева (1), Г.Г. Оршанский (1), Н. Чуковский (56)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
votetoda, 24 марта 2016 г.
Не помню, когда мне впервые попался сборник рассказов Сетон-Томпсона, но впечатление он произвел неизгладимое. Будучи большим любителем животных и, в первую очередь, диких зверей, я прочитал сборник не отрываясь. В те далекие годы нередко приходилось читать по ночам. Час ночи, два, три, завтра в школу, но непреодолимое желание дочитать, отодвигает школу на второй план. У Сетон-Томпсона я впервые столкнулся с противостоянием человека и животного мира, где животные, живут не для обслуживания человека, не для удовлетворения потребностей и прихотей последнего. У писателя животные, а в первую очередь — дикие звери, не меньше человека имеют право на неприкосновенность своего образа жизни. И в конфликте между человеком и животным миром, как правило, повинен человек. В «Виннипегском волке», на мой взгляд это выражено наиболее ярко. Дикий зверь оказался не сломлен, не подчинился воле человека. Ему присущи гордость, чувство собственного достоинства. И в том, что «главный герой», позволю себе так назвать волка, видит в человеке врага, также виноват человек.
Ny, 30 января 2013 г.
Главная беда Сетон-Томпсона в том, что он был в первую очередь натуралистом, а не писателем. Ему блестяще удавались строки, в которых говорилось о животных и птицах. Однако, толком говорить о людях он не умел или не желал. И очень жаль, иначе мы бы с детства читали второго Даррелла.
Но всё же порой, несмотря на такой пробел, автор через рассказ о детях природы начинает с большой силой отдавать со своих страниц впечатления эпохи. Её атмосферу, быт, человеческие характеры и судьбы. Сетон-Томпсон чрезвычайно редко прямо выражает своё отношение к происходящему — как настоящий историк или криминалист он описывает факты. Я всегда восхищаюсь подходом этого человека к своим историям — так ёмко показать живую жизнь через простое перечисление событий может только Сетон-Томпсон. За каждым человеческим поступком и за каждым шагом зверя встаёт целый сгусток ощущений, переживаний, решений, последствий.
Особенно ярким примером, как мне кажется, здесь будет «Виннипегский волк». Рассказ, несмотря на внешнюю простоту, зримый, острый, страшный, свежий и поныне. Трагическая судьба лесного зверя с изломанной психикой раскрывается через бытующие нравы, через описания города и его обитателей, через жуткую обыкновенность смерти в то время. И постепенно осознаёшь — то, что сейчас кажется экзотикой, дикостью, невероятным стечением обстоятельств, на самом деле никуда не делось. Чтобы почувствовать Жизнь не нужны искусственные кошмары и радости, которые нам с готовностью подсовывает нынешняя культура, норовя отвести глаза.
Виннипегский волк — страшный и трогательный символ покалеченной природы, человеческой бездумной саможестокости — не погиб. Он отступил в мегаполисах на страницы книг, притаился по подворотням в пригородах, залёг в дальних оврагах на селе. Почти исчез. Но очень редко нет-нет да мелькнёт в сумерках тень, ощетинятся домашние породистые псы, ёкнет сердце мигом протрезвевшего пьяницы. Вроде бы и нет его... Только далеко за несуществующим кладбищенским лесом кто-то воет, оплакивая этот бестолковый мир.
История не фантастическая, но по общему сплаву необычности событий и вложенного смысла, не уступающая самым выдающимся художественным произведениям.