Кристофер Прист «Сны об Уэссексе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией | Социальное
- Место действия: Виртуальная реальность | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее | 20 век
- Сюжетные ходы: Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Группа мечтателей в двадцатом столетии создает виртуальный мир, будущее, в котором царит согласие. Но как только они входят в этот мир, они неспособны вспомнить, кем они являются, откуда они.
Номинации на премии:
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (Великобритания; роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 25 ноября 2021 г.
Группа ученых проводит необычный социальный эксперимент. Все они находятся внутри так называемого «Проектора Ридпата», где общими ментальными усилиями, и с предварительной подготовкой, создали мир будущего. Подсознание каждого участника создало его альтер-эго, которое ничего не помнит о реальном мире. Исследованием своих альтернативных личностей и занимаются ученые. Остров, где они все живут, называется Уэссекс – туристический центр, рай на земле, Мекка для серферов. Но время идет, и совет попечителей не видит особой выгоды в дорогостоящем эксперименте.
Главная героиня, Джулия, возвращается из отпуска на базу Уэссекского проекта. Она в расстроенных чувствах из-за встречи с Полом Мэйсоном, бывшим парнем, который морально уничтожал и тиранил ее годами, и от которого еле сбежала. Цель Джулии в проекте – вытянуть заплутавшего, уже как два года, в виртуальной реальности Дэвида Хакмана. Но все портит новость, что Пол Мэйсон, на правах представителя попечителей, станет новым участником проекта.
Мир будущего по Присту, геополитически, получился интересный – почти половина мира, включая обе Америки, приняла мусульманство, Европа и большая часть Азии составили коммунистический блок, некоторые страны сумели сохранить независимость, а от стран третьего мира мало что осталось.
Тему виртуальной реальности, неотличимой от реального мира, Прист разовьет чуть позже в «Экстриме», но то, что он проворачивает в финале «Снов об Уэссексе», сложновато понять и невозможно забыть. Очень круто получилось вплести философию Аристотеля (как я понял, если неправильно – не кидайтесь камнями) – Пол Мэйсон будучи амбициозным и самонадеянным, войдя в Уэссекс, искажает проекцию мира, перестраивая ее «под себя».
Атмосфера книги варьируется от ужаса и безнадеги Джулии в реальном мире, до волшебного, прекрасного, летнего чудо-острова Уэссекс, где погода всегда прекрасна, а люди радуются жизни. Опять же, вайб подобного острова Прист повторит чуть позже в Архипелаге грез.
Можно ли назвать «Сны об Уэссексе» вехой в творчестве Кристофера Приста? Я не осмелюсь это утверждать, но то, что в «Снах» заложены идеи, получившие развитие в более позднем творчестве автора – видно невооруженным взглядом. «Сны об Уэссексе» — роман, в котором нет ничего лишнего, о взаимосвязи между реальностью и выдумкой.
vorchuch, 1 июля 2021 г.
Один из ранних романов Кристофера Приста «добрёл» наконец-таки до российского читателя. Боюсь, что его перевод слегка запоздал. Вот если бы он появился в начале восьмидесятых, когда тема виртуальной реальности еще не была столь заезженной, как ныне, когда мы еще не погружались в фантазии Филипа Дика, где иллюзии тесно перемешаны с явью, вот тогда, наверное, это была бы бомба. А сейчас это произведение невольно начинаешь сравнивать с множеством других ему подобных и приходишь к выводу, что можно было бы сделать его и поинтереснее. И все же, некоторые достоинства у «Снов…» имеются. Прежде всего, роман написан хорошим литературным языком, его приятно читать. Что еще запомнилось – утопическое будущее западного мира в нем социалистическое. Вот так, судя по всему, в доперестроечные времена Прист видел альтернативный вариант развития европейской цивилизации. Политическое устройство этого вымышленного мира автор описывает лишь в общих чертах, не вдаваясь в детали, гораздо больше его интересуют внутренний мир и взаимоотношения главных героев. Под конец сюжет романа изрядно запутывается, что мешает его восприятию как цельного произведения. И это, пожалуй, характерная черта многих произведений Приста: концовка получается какой-то смазанной, многое остаётся недосказанным. И что же случилось с главными героями, читателю приходится додумывать самому.