FantLab ru

Станислав Лем «Альбатрос»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
1107
Моя оценка:
-

подробнее

Альбатрос

Albatros

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 142
Аннотация:

Практически на глазах у огромного трансгалактического лайнера потерпел крушение исследовательский звездолет, но ужаса происходящего никто не понял, за исключением пилотов.

© njs

Входит в:

— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— сборник «Pożytek ze smoka i inne opowiadania», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Избранное
1976 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Пилот Пиркс
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Рассказы о пилоте Пирксе
2019 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Inwazja z Aldebarana
1959 г.
(польский)
Opowieści o pilocie Pirxie
1980 г.
(польский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В космосе никто не может гарантировать комфортабельных, курортных условий. Это суровая, подчас жестокая субстанция с которой в научно-фантастической литературе человек частенько вступает в тяжелое противоборство. Сейчас даже на самых современных, благоустроенных автобанах неизбежно возникают аварии и статистика неумолимо забирает свое число жертв. Точно также и на литературных космических трассах реализуется свой процент риска и «Альбатрос» заполнил этот печальный ряд. Лему в рассказе очень хорошо удалось передать нарастание напряженности момента от умиротворенности комфортабельного полета до отчаянного скрипа зубов от осознания того, что ты не успеваешь прийти на помощь.

В космосе, как и на море, все любыми способами должны помочь терпящему бедствие судну, хотя наверняка среди пассажиров «Титана» нашлись недовольные от перенесенных нескольких g, вместо оплаченной ленной неги. Но Пиркс не из таковых, слишком важны для него законы космического братства и навсегда остался в памяти урок критической ситуации, показанный в рассказе «Испытание». Вот поэтому Пиркс не смог усидеть в салоне и помчался в рубку, стремясь быть хоть чем-то полезным. Конечно, в таких случаях важно оценить степень собственного риска, чтобы самому впоследствии не просить о помощи, как это произошло с «Порывом». Но в общем и целом, русская пословица «Сам погибай, а товарища выручай» вполне могла бы стать эпиграфом к этому интересному рассказу знаменитого польского фантаста.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изящная социологическая зарисовка в космическом антураже. В общем, «Альбатрос» является вариацией на ту же тему, что и «Путевой дневник» Альфреда Бестера. Написаны эти рассказы практически одновременно (мрачная юмореска Бестера — чуть раньше) и характерно, что из американских фантастов Лем именно Альфреда Бестера ценил больше всего.

И Бестер и Лем показывают, что вслед за пионерами, экспериментаторами, героями идут потребители, не интересующиеся прогрессом человечества и вообще не способные размышлять в таких категориях, но именно они превращают новации фронтира в повседневность, позволяя первооткрывателям двигаться дальше.

Интересно, что Лем, в отличие от желчного Бестера, обывателей не осуждает, принимая их житейский конформизм, как данность. Да, герои будут гибнуть, а роскошные дамы продолжат свои танцы. Таков мир.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На помощь терпящему бедствие «Альбатросу» устремляются несколько космических кораблей, находящихся поблизости. Самым первым достичь места аварии должен был «Порыв», который выполняет манёвр торможения машевыми двигателями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К моменту приближения круизного лайнера «Титан», на котором в качестве пассажира находится пилот Пиркс, «Порыв» взрывается тоже.

Не совсем понимаю, почему использование маршевых двигателей для выполнения манёвра торможения может быть опасным. Согласно законам физики, нет никакой разницы между ускорением и торможением. С точки зрения законов физики и то и другое является ускоренным движением.

Мораль в этом рассказе двойная. Первая мораль: когда спешишь на помощь, то не нужно усугублять ситуацию и подвергаться опасности самому. Спасающий, сам превратившийся в спасаемого, увеличивает количество спасаемых и уменьшает количество спасателей. Вторая мораль: в жизни люди делятся на пассажиров и водителей. Пассажиры не хотят знать ничего о бедах водителей, их беспокоит только комфорт. Водители же берут на себя ответственность не столько за комфорт, сколько за безопасность пассажиров. Конфликт пассажиров и водителей, пожалуй, не менее вечный, чем конфликт отцов и детей :)

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжетно рассказ, наверное, самый простой из всего цикла о пилоте Пирксе — малодинамичное плавное повествование и полное отсутствие у главного героя необходимости напрягать как мозги, так и мышцы. Но вот по впечатлению, производимому на читателя, эта вещица абсолютно не уступает другим произведениям цикла. Причин здесь две и обе они завязаны на недюжинный писательский дар пана Станислава.

Во-первых, это полнейшее погружение читателя в реальность происходящего. Весь рассказ с десяток страниц, но перед нами раскрывается мир абсолютно, т.е. совершенно реальный. Мир, в который безоговорочно веришь, хотя в нем почему-то нет ни мобильных телефонов, ни компьютеров :).

И второе — это эффектнейший контраст роскошного межпланетного лайнера с разнообразными развлечениями и размеренной безопасной жизнью и страшной трагедии, разразившейся в космосе. Контраст всегда усиливает впечатление и, как это не удивительно, не будь этого великолепно выписанного контраста, не получилось бы и того отличного рассказа, который радует читателей уже почти 60 (!!!) лет.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на джентльменскую сдержанность, всё же неожиданно эмоциональный для Лема рассказ. Больше похоже на Брэдбери вообще или на рассказ «Калейдоскоп» в частности.

Технически это пересказ многочисленных историй про «Титаник» с его «на верхней палубе играет оркестр и пары танцуют фокстрот», если так можно выразиться — космическая адаптация. Ну и, собственно, название роскошного межпланетного лайнера у Лема не то что намекает — всё названо своими именами. Или, если хотите, это отсылка к знаменитому и таинственному роману Робертсона «Тщетность».

Если же отбросить аллюзии и говорить об эмоциональной и этической составляющей, то рассказ Лема, безусловно, сильный. Затрагивает извечные проблемы: пир во время чумы, ответственность капитана за вверенный ему экипаж, морской кодекс морали.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Справедливости ради замечу, что роль Пиркса в этом рассказе – чисто декоративный, элемент общей обстановки и не более того. А вот вопрос, поднятый в весьма коротком, но интересном и глубоком рассказе, очень сложный и многогранный – как правильно поступить в ситуации, когда спасая одни жизни, ты вынужден рисковать другими.

На мой взгляд, здесь в отличие от математики однозначного ответа нет и, наверное, никогда не будет. Причем каждый из нас вероятно поступит по-разному – у каждого ведь своя правда и свои принципы. Плюс рассуждать легко, сидя в книжкой на диване, а когда взаправду случается подобное – мозги куда-то улетучиваются.

Самое главное достоинство рассказа Лема – после знакомства с ним он заставил меня задуматься и поразмышлять о том, как бы поступил я. И до сих пор продолжаю думать. Большего от рассказа и желать нечего.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как у тебя, уважаемый потенциальный читатель, а у меня в детстве была мечта — надыбать такую НФ-книжку, чтобы можно было «полностью прочувствовать», окунуться с головой в ту воображаемую гамму ощущений, что будет свойственна нашим далёким потомкам, что выйдут в космос, покорят межзвёздное пространство и т.п. У них — наверное — будет весьма специфическое отношение ко всяким фишкам прогресса типа космических кораблей, роботов, прочей технологической мишуры. У них не будет нашей восторженности перед возможностями развитой технологии, что «...по внешним проялениям неотличима от магии...».

На фоне этих технических чудес проявления обычных человеческих чувств должны быть неподражаемо своеобразны. ТАК МНЕ КАЗАЛОСЬ. Ну, действительно же — не может же ничего уж совсем не поменяться в поведении людей, если полёт к звёздам — вдруг станет некой обыденностью...

Так вот, я знаю всего двоих НФ-авторов, которые способны ваять подобные текстов: это — Лем и Биленкин. И перед тобой, уважаемый потенциальный читатель — один из ТАКИХ текстов. Шикарное чтиво

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ключевые фразы рассказа:

"— Пассажиры спрашивают, когда можно будет танцевать, — ответил Минделл. Пиркс даже не расслышал этих слов. Он смотрел в репродуктор.

— Скоро, — спокойно сказал командир. — Включите мне оптическую связь. Мы подходим. Через несколько минут должны их увидеть. Коллега Минделл, дайте второе предупреждение — мы будем тормозить на форсаже.»

Рассказ про два уровня бытия, оба из которых мы наблюдаем глазами стороннего наблюдателя — глазами Пиркса.

Пока пассажиры сверхроскошного космического лайнера наслаждаются комфортом межпланетного путешествия, рядом с ними, всего лишь палубой выше, идет отчаянная борьба за жизни людей. За спасение жизней тех, кто проложил путь этому роскошному межпланетному лайнеру, на котором теперь можно так легко и спокойно путешествовать, не задумываясь о цене, которой оплачено такое путешествие.

Мы в этом рассказе сторонние наблюдатели, которые, как Пиркс, присутствующий при этой трагедии, могут только бессильно наблюдать, но не имеют возможности вмешаться. Командир лайнера, спешащего на помощь, при сообщении об угрозе взрыва на терпящем бедствие корабле, отдает приказ изменить курс — он не может рисковать жизнями пассажиров лайнера. Жизни пассажиров против жизней людей с терпящего бедствие исследовательского корабля, комфортабельное путешествие, оплаченное чужими жизнями. А пассажиры.. пассажиры скоро смогут опять танцевать!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С моей точки зрения командира этого корабля нужно отдать под трибунал за умышленную постановку под угрозу жизнь огромного количества пассажиров. И при этом рядом находились другие корабли, которые вполне могли оказать помощь. Грубейшие нарушения любых элементарных инструкций. К тому же портят впечатление некоторые технические элементы, как-то: общение с помощью азбуки морзе... С другой стороны автору хотелось показать характер моряков космоса, готовых придти на помощь терпящему бедствие. Это похвально. Обращаю внимание, что современные огромные корабли уже не подбирают упавших за борт людей. Это практически бессмысленно с учетом скорости, времени, состояния волны и т.п.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимых рассказов о Пирксе. Из оставшихся, выделю еще «Терминус». Значит-«Альбатрос». Простая история о том, как отчаянно пытались люди спасти от гибели других людей. Пытались, но безуспешно... Космический антураж подчеркивает мрачный романтизм происходящего, романтизм, если можно так сказать, бренности человеческого существования в мире. Философская составляющая творчества Лема проявлена в небольшом рассказе во всем блеске. Физически ощущается мрачный трагизм происходящего, скрытый от посторонних дверью с табличкой «Только для звездного персонала».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ про трагедию, случившуюся в космосе. Гибнет корабль, другие пытаются помочь, спасти гибнущих людей. Пиркс случайно оказывается зрителем этой катастрофы. В отличае от других рассказов этой серии, детективной составляющей здесь нет. Это просто драматическая история, где описана психологическая составляющая различных героев этой драмы.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало весьма напоминает недавнюю фантазию Элона Маска (выдаваемую им за проект) про Марсианский колониальный транспорт (Mars Colonial Transport). Именно этот американский мальчик вознамерился оснастить ракету ресторанами, барами, кинотеатрами, увеселительными заведениями; стоимость такой ракеты наверняка больше годового бюджета Пентагона. Правда — на метане, а не на атомной энергии. Маск как бы говорит нам словами товарища Саахова: «Вы сюда приехали, чтобы записывать сказки, понимаете ли, а мы здесь работаем, чтобы сказку сделать былью, понимаете ли...». К сожалению, одного желания для воплощения сказки в реальность явно недостаточно. Поэтому, читать рассказ «Альбатрос» и читать презентацию Маска — по сути одно и то же.

Рассказ не порадовал действием. Более того, как и описание всякой катастрофы, никаких мыслей, кроме мрачных, он вызвать не может. Пиркс тут играет роль зрителя. Сама катастрофа показана нам в виде набора трагических радиограмм и остается где-то за краем видимости. Ну, по крайней мере, причина катастрофы более реалистична, чем пресловутый вездесущий метеор. Телеграф или телетайп и морзянка вообще на продвинутом атомном корабле выглядит довольно странно.

В отличие от трех предыдущих рассказов — не понравилось. И больше всего этим пиром во время чумы; не совсем понял, для чего автор совместил космическую катастрофу и бесцельное времяпрепровождение танцующих гедонистов — для контраста, что ли? Да и спасательная операция, в части безумства экипажа «Порыва» — как-то не настраивает на веселый лад.

6 баллов.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ захватывающий,и в тот же миг немного тяжеловато переносится описание трагической гибели исследовательского корабля.Прекрасно описано,что происходит в рубке управления во время происходящей трагедии.Впечатляет желание всех пилотов,всех кораблей-находящихся недалеко помочь и спасти попавших в бедствие людей.Присущий Лему юмор отсутствует,так как он неуместен в такой ситуации.Фантаст,как всегда на высоте.С огромным удовольствием перечитал.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, в котором сам Пиркс не играет никакой роли — он лишь наблюдает разворачивающуюся на его глазах трагедию. Необыкновенно человечный и добрый, хотя и жесткий. Расстояния и законы инерция обуславливают тот факт, что ты становишься наблюдателем, не имея физической возможности помочь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось.

Ну стремились люди другим помочь — но не успели.

Так и пронаблюдали как другие погибали.

И что?

Действительно «Титаник» в космическом антураже.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх